День петра и февронии. День петра и февронии - народно-православный праздник

День петра и февронии. День петра и февронии - народно-православный праздник

Post Views: 547

Традиции на День семьи, любви и верности

Главные традиции в этот день - богослужения в храмах, паломничество в монастырь где находятся мощи святых Петра и Февронии, молитвы святым, регистрация браков, помолвки, гадания на суженых, привороты на любимых.

В праздник принято обращаться к святой супружеской паре для того, чтобы помолиться о любви, семейном браке, возможности жить в согласии и благополучии. В День семьи, любви и верности многие люди просят благословения на бракосочетание у своих родителей. Обращаясь к святым супругам, молодые люди просят найти большую, настоящую любовь, а люди постарше просят о семейном счастье. Таким образом, праздник обладает определенным оттенком религии.

В народе 8 июля отмечалось по-своему. Проводились купальские игры, затем определялись пары суженых, а на следующий день заключались счастливые браки.

8 июля считалось Днём первого покоса, а также зрелости лесных и полевых трав. Вечером данного дня выходила различная нечисть, чтобы отметить праздник вместе с довольным лешим.

После 8 июля можно спокойно купаться в различных водоемах, так как русалки уплывают от берегов и засыпают до весны.

Государственные власти каждый год вручают ценную медаль «За любовь и верность». Данная награда достается только тем семьям, которые сумели прожить вместе не менее 25 лет. Данная медаль обладает поистине значимым внешним оформлением, так как на ней изображается символ праздника и лики святых супругов, которые по-прежнему являются примером для многих семей. У медали есть уникальный лозунг, а именно «За любовь и верность семье».

— Многие молодые люди верят в то, что брак, который будет заключен 8-ого июля, сулит продолжительную семейную жизнь, способную стать обеспеченной и счастливой. В связи с этим, многие пары решают проводить бракосочетание именно 8-ого июля.

Праздник является народно-православным, поэтому он отмечается на разных уровнях. В каждом случае праздник оказывается поистине интересным и особенным. К тому же принято считать, что в этот день русалки уходят вглубь водоемов, поэтому можно отпускать любимых мужчин на рыбалку. Если же ориентироваться и на то, что существуют такие мнения относительно праздника, можно отметить и тесную связь с народными обрядами, природой.

— В церквях принято проводить службу. Многие прихожане молятся Петру и Февронию, молясь за счастье семей, верность, взаимопонимание, крепкую любовь и здоровье близких людей.

Приметы на день семьи, любви и верности

Жаркий день – жара еще 40 дней продержится. Засуха в июле – не жди грибов до самой осени. Если помолиться перед иконой святых Петра и Февронии, то семью будет ожидать благополучие и счастливая жизнь. Если 8 июля посвататься, то будущая семья будет крепкой и дружной. В День Петра и Февронии можно просить у святых здоровья и благополучия для своих детей. Если на Петра и Февронию, 8 июля, купец отработает бок о бок с женой весь день, то в семье весь год будет достаток. Мыши и свиньи 8 июля есть сено начали – будет очень плохой покос. Если рассада хорошо пьет воду для полива, значит, в дни сенокоса, по приметам, будет сухо, и наоборот.

После Петра и Февронии не до жупана (теплая одежда уже не нужна, так как наступает настоящая летняя жара). Подует студеный ветер с севера - дождь разгонит, принесет ясную погоду. После многодневного сильного восточного ветра всегда бывает дождь. Много в поле кашки - быть сеногною.

Что нельзя делать в день Петра и Февронии

Так праздник семьи любви и верности и история Петра и Февроний тесно переплелись. Петр и Февроний муромские стали воплощений тех семейных ценностей, которых в наше время часто не хватает. Но, как водится, на праздник в церковном календаре июля есть свои запреты. Главный запрет на Петра и Февронии касается следующего: венчаться в день памяти Петра и Февронии нельзя, зато обручаться можно. Нельзя употреблять рыбные блюда, так как в разгаре Петров пост. В этот день в народе не принято трудиться в саду и огороде, разрешено только делать мелкие бытовые дела. Нельзя шить и заниматься рукоделием. В праздник категорически запрещено ссориться, ругаться и даже думать о плохом.

Легенда праздника

Легенда о чете переходит из уст в уста. Однажды Пётр заболел неизвестной болезнью. Его тело покрылось странными пятнами, которые уродовали кожу. Князь не знал, что делать. Кто-то сказал ему про крестьянку-кудесницу Февронию, которая может излечить от любых недугов. Князь немедленно направился к ней. Девушка дала ему мазь и велела намазать все пятна, кроме одного. За свою работу Февронья просила взять её в жены. Но Петр не спешил жениться на простолюдинке. До тех пор, пока пятна снова не появились на его коже.

Это произошло из-за одного пятна, которая хитрая Феврония просила не трогать. Тогда князь снова пришел к девушке и уже полностью избавился от напасти. На радостях он все-таки взял крестьянку в жены. К его великому удивлению, девушка оказалась работящая, хозяйственная, ласковая, добрая и понимающая. Довольно быстро он влюбился в жену и не представлял, как жил без нее ранее.

Их семья, основанная на лжи, внезапно обрела настоящую любовь и стала символом истинной преданности. Они везде были вместе, стараясь не покидать друг друга надолго. Перед смертью они приказали похоронить их в одном гробу. К общему удивлению, Пётр и Феврония умерли в одно время.

Хранить их в одном гробу не стали, положив рядом, но в разные гробы. Прошли похороны, и на следующий день их тела были найдены в одном гробу, что посчитали чудом, доказывающим вечную любовь и верность.

Символика праздника

Хотя праздник, знаменующий верность и брак, имеет небольшую историю, он уже обзавелся своей символикой. Первоначально это ромашка - полевой цветок, который символизирует чистую и наивную любовь, а также природу и лето. Данный символ встречается на всех предметах, посвященных празднику. Считается, что ромашка поможет сделать праздник узнаваемым, внести его в массы. К цветку добавлены два лепестка красного и синего цвета, обозначающие флаг России.

Другим символом торжества является «Награда за любовь и верность», которая вручается со всем необходимым торжеством наилучшим семьям страны. Таковыми считаются многодетные и семьи, история брака которых насчитывает от 25 лет. На одной стороне награды в виде медали красуется ромашка, а на другой - лики святых Февронии и Петра. Начиная с 2008 года, было вручено 128 медалей для 128 семей. Каждая семья получает сертификат на образование или единовременную денежную выплату. Подарки меняется ежегодно, пока что не установлены точные критерии презентов. Так как символами дня являются святые Феврония и Петр, им были воздвигнуты несколько памятников в различных городах России. Таким образом, правительство намерено придать празднику массовости, сделать из него национальные традицию.

Заговоры 8 июля

Заговор при воспалении кожи лица

Взять палку, которую переступила трехлетняя кобыла, сжечь ее со словами:

Иди, дым, не вниз, не вверх,
А вбок, на болотный мох,
Возьми с собой в спутники гнойники.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лечение грибка на ногах

Пропитайте шерстяные носки смесью из винного уксуса со взваром череды и чистотела, наденьте их на час-полтора, затем обмойте ноги крепко заваренной ромашкой, вытрите ноги насухо и наденьте чистые льняные носки. После двух-трех процедур вы избавитесь от
грибка.

Лечение при расширении вен

Свиное легкое нарежьте на кусочки, добавьте небольшое количество серы и приложите на ночь к больным венам, замотайте их. Утром осторожно снимите, обмойте ноги крепким раствором ромашки и промокните их мягким полотенцем. После месячного курса вены на ногах заметно подберутся и перестанут ныть и тянуть.

День посвящен святым Петру и Февронии Муромским, особо почитаемым покровителям семейного счастья, домашнего очага, любви и верности супругов.

Согласно легенде, однажды Петр, еще не ставший правителем, заболел проказой, и ничто и никто не могло помочь ему помочь.не мог ему. Но как-то во сне Петру открылось: исцелить его сможет некая Феврония, крестьянская девушка, что живет в Рязанской земле. Ее отыскали, но плата за исцеление князя была — жениться. Петр – нечего делать — согласился, но, едва поправился – взял слово назад.

Болезнь вернулась с новой силой. Вновь Петру пришлось просить Февронию вылечить его, и теперь уже пришлось исполнить обещание – жениться. Но семейная жизнь их сложилась так, что князь о том, что его фактически принудили, не пожалел.

Когда Петр стал княжить после смерти брата, бояре взбунтовались, не желая, чтобы ими правила какая-то крестьянка, и поставили Петра перед выбором – или жена, или убраться из города. Выбрав последнее, супруги отправились в плавание из Мурома по Оке. Простой народ, однако, не желал иных правителей, и княжеская пара вернулась.

Правя с мудростью и живя в согласии, достигли они преклонного возраста и, приняв монашеский постриг, молились оба, чтобы и умереть в один день. Это их желание сбылось, но их последнюю просьбу – быть похороненными в одном гробу — посчитали непристойной для их положения и не исполнили.

Но уже на следующий день тела супругов неведомым образом перенеслись из разных обителей и воссоединились. Святые Петр и Феврония были канонизированны в 1541 году. Им принято молиться о благословении к свадьбе, о благополучии семьи, взаимопонимании и верной любви.

Если католический день святого Валентина посвящен всем любящим, то день Петра и Февронии — лишь тем, кто скрепил свою любовь священными узами брака, и, быть может, именно поэтому он в нашей стране значительно тесним западным днем всех влюбленных.

С этим днем на Руси была связана весьма любопытная купеческая примета. Считалось, чтобы увеличить достаток в лавке и доме, торговец должен весь день проторговать вместе, рядышком со своей супругой.

Были у этого дня и обычные погодные и хозяйственные приметы. Так, заранее огорчались худому покосу, коли и мыши, и свиньи принимались поедать сено, или если на лугах цвела во множестве кашка. Рассада, требующая много поливки, предвещала хорошую погоду в сенокос, а та, которой этого не требовалось – сенокос мокрый.

Поговорка «После Ивана не надо жупана» означает, что от дня Ивана Купалы, отпразднованного накануне, после дня Петра и Февронии, обычно ожидали еще 40 знойных дней.

У святой Февронии было прозвище – Русальница. Поверье гласило, что в эту пору русалкам нравится водить свои хороводы по берегам водоемов, и нужно быть близ них особенно осторожными и также с легкой опаской купаться, ведь девам водяным ничего не стоит свести человека с ума, защекотать до смерти или утащить на дно.

«Жили они долго и счастливо и умерли в один день»… Не правда ли, знакомый финал многих русских сказок? Но мало кто знает,что этот финал не придуман, а взят из реальной жизни реальных людей – муромского князя Петра и его жены Февронии. Они жили хотя и не очень долго, но так счастливо, как, дай Бог, прожить каждому из нас. И умерли – абсолютно счастливые – в один день…

Жизнь святых Петра и Февронии послужила основой для многих русских сказок о любви и верности. С другой стороны, за столетия и многие сказки стали неотъемлемой частью жития муромских святых. Так что отделить правду от народного вымысла не так-то просто, да и нужно ли? Гораздо важнее для всех нас, что Петр и Феврония своим житием ответили на, казалось бы, простой, но такой сложный вопрос: что такое истинная супружеская любовь и верность?

История их любви и жизни дает на этот вопрос ясный ответ: любовь – это не страсть, не влечение, не инстинкт. Любовь – это предназначение. Предназначение людей друг другу. И одна из главных задач человека на земле – разгадать эту задумку Бога о себе, найти в прямом смысле слова свою вторую половину.

В 2019г. 15 сентября, состоится общенациональное празднование осеннего дня памяти свв. князя Петра и княгини Февронии Муромских , почитаемых в нашем народе за святых покровителей супружества.

Летний день их памяти совершается 8 июля (нового стиля), то есть приходится на период Петровского поста, когда в Церкви не бывает венчания браков. Но многим нашим молодым (и не только молодым) людям хотелось бы сочетаться браком в день, посвященный этим русским святым, прославленным своею супружеской верностью, единством в скорбях и радостях, примером подлинно христианской семьи.

Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви установил это дополнительное празднование в воскресный день перед 19 сентября (в воспоминание перенесения их мощей в 1992 году), что в нынешнем году приходится на воскресение, 17 сентября (нового стиля).

В этот день в храмах будут совершаться торжественные богослужения, молебны свв. Петру и Февронии, где мы испрашиваем их содействия в восстановлении и укреплении супружества, в противодействии всем силам зла, которые сегодня стремятся разрушить наши семьи.

Особенно благоприятен этот день для совершения таинства венчания брака.

«Подлинную радость, полноту бытия мы обретаем, только когда живем в соответствии с непреложными нравственными законами, установленными Творцом, когда всем сердцем стремимся быть со Христом и любить своих ближних, – говорит Святейший Патриарх Кирилл в своем обращении по поводу этого праздника, – Пусть пример святой жизни князей Петра и Февронии поможет всем, состоящим в браке, соблюдать свою домашнюю церковь в мире, любви, благочестии, целомудрии и чистоте».

Теперь православные христиане могут избрать эту дату для вступления в брак и совершения Таинства Венчания. По возможности в эти дни организовывать концертные программы для семей, проведение досуговых мероприятий, способствующих укреплению семейных ценностей на благочиннических и приходских уровнях.

Многие люди слышала про день Петра и Февронии. Число празднования ежегодно выпадает на 8 июля. В православной традиции эти святые являются покровителями любви и брака. С 2008 года в России ко Дню Петра и Февронии приурочили День семьи, любви и верности.

У наших предков с этой даты снимался запрет на купание в водоемах и заготовку трав. Считалось, что русалки с берегов уходят вглубь рек и озёр, поэтому купаться становится безопасно.

День Петра и Февронии: история праздника

По легенде, князь Петр проживал в Муроме и болел проказой. Однажды ему приснился необычный сон, в котором его исцелила с помощью трав молодая крестьянка Феврония. Петр занялся поисками девушки из сновидения и смог её отыскать. Проживала она в Рязанских землях. Феврония исцелила князя, а в благодарность за это он взял её в жены. Пара прожила в любви и согласии до глубокой старости.

В преклонном возрасте Петр и Феврония постриглись в монашество и попросили Господа о том, чтобы умереть в один день. Скончались они по поверью действительно в один день 8 июля 1228 г. (по новому стилю). Их тела поместили в разных обителях. Но уже утром люди обнаружили, что они находятся вместе.

В 1547 г. Петра и Февронию причислили к лику святых. Они становятся покровителями брака и семьи. Православная церковь почитает их память ежегодно 8 июля.

День Петра и Февронии: традиции

К Петру и Февронии обращаются с просьбами подарить счастье в браке. Брачующиеся в этот день просят у святых благословения, а семейные люди – благополучия. На Руси с этой даты и до Петрова дня было принято играть свадьбы. Считается, что браки, заключенные в этот период, очень крепкие. Многие и сегодня стараются сыграть свадьбу 8 июля, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь рядом с любимым человеком.

В этот день в храмах совершается богослужение. Мощи святых хранятся в Свято-Троицком женском монастыре, расположенном в г. Муром. Сюда 8 июля многие верующие люди совершают паломничество.

Незамужние женщины гадают на суженного. Популярным считается гадание на сон. Чтобы увидеть в сновидении будущего супруга спать необходимо в одиночестве. А перед сном положить под подушку расческу и сказать:

«Суженый-ряженный приходи во сне меня расчёсывать».

День Петра и Февронии: приметы и поверья

  1. Погода, которая стоит 8 июля, продержится ещё 40 дней.
  2. Чтобы семейная жизнь была счастливой и благополучной в этот день обязательно нужно помолиться перед иконой святых.
  3. Хорошей приметой считается посвататься или сыграть свадьбу 8 июля.
  4. У святых можно просить о здоровье и счастье для своих детей.
  5. Тот, кто весь день проведет со своей семьёй, будет жить в достатке и любви.

День Петра и Февронии: что нужно делать и чего делать нельзя

Праздник приходится на Петров пост. Если дата выпадает на вторник, четверг или выходные дни, то в пищу можно употреблять рыбу. В понедельник разрешено есть горячую пищу без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.

Этот день лучше провести в молитвах о семейном счастье, посетить храм и поставить свечи за здравие своих близких. Нельзя проводить различные магические обряды, злословить, сплетничать, ругаться. Так как дата выпадает на Петров пост, то нельзя венчаться.

День Петра и Февронии: что дарят 8 июля?

В этот день принято дарить близким людям иконы с изображением святых. Особой силой обладают образы, вышитые своими руками. Символом этого дня являются ромашки. Поэтому можно подарить любимой девушке букет из этих цветов.

Не стоит забывать, что внимание и забота – это лучший подарок для близких. Отложите все дела и постарайтесь провести время с любимым человеком. Сходите вместе в кино или отправьтесь на природу.

Видео: идеальный брак Петра и Февронии

В этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

Инициатива об учреждении нового государственного праздника - всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике 26 марта 2008 года.

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 1990-х годах: день города решили объединить с днем семейных ценностей.

Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году .

С одной стороны медали изображается символ праздника - ромашка, с оборотной - лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: "За любовь и верность семье".

Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют "семейной" тематике и определяются местными властями и организаторами.

В 2011 году медалями были награждены более 5 тысяч семей россиян. В 2012 году награды .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В России появился новый праздник - , приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Светлана Медведева о новом празднике:

Петр и Феврония Муромские

Заметка Анны Архангельской

Любовь — бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой «сносит крышу» настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.

«Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.

Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).

В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно — между делом и мимоходом — блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.

Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) как раз и проявляет себя в таком гармоничном взаимном служении (и взаимном дополнении). Она позволяет сосуществовать без тяжких потрясений и без эффектных сцен. В отличие от любви-страсти, преодолевающей разлуку, часто сметая всё на своём пути, любовь-предназначение в принципе не предполагает разлуки. Две частицы мироздания, предназначенные друг другу, так прочно входят в совпадающие друг с другом пазы, образуя единое целое, что разлучить их не может никакая сила: ни муромские бояре, ни сама смерть.

Одновременная смерть — столь же яркий признак этого единства в любви. Вроде бы, это инвариант традиционного сказочного финала «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Но в то же время это важная составляющая любви-предназначения. Характерно, что Тристан и Изольда умирают всё-таки не совсем одновременно, а друг за другом. Тристан и Изольда похоронены в разных могилах (=снова разлучены), но ветвь терновника соединяет эти могилы (всё-таки остаётся вопрос, преодолевается ли таким способом эта последняя разлука или, напротив, с особенной силой подчёркивается и констатируется). Тела Петра и Февронии пытаются положить в разные гробы, но сделать с ними то же самое, что сделали с Тристаном и Изольдой — похоронить в разных могилах — оказывается невозможным, и без всяких вопросов и сомнений в вечность они уходят вместе…

Житие Петра и Февронии Муромских

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви

В прошлом году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой .

Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.

Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным - днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями - как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности - это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.


8 ноября 2008 года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.

- Почему был выбран именно день памяти православных ?

— Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.

Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.

- Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?

У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.

Ромашка - простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того - это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?

Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья - это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?

Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности - даже ради любви к другому человеку, более того - нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.

Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт - это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране - проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше - отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.

Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно - и об этом тоже надо говорить с молодежью, - что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.

Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи - это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?

Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.

Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.

Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей - если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.

Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.

Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу - все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.


Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top