Когда время идет очень медленно. Почему время бежит слишком быстро и как его замедлить

Когда время идет очень медленно. Почему время бежит слишком быстро и как его замедлить

В детстве три месяца летних каникул кажутся вечностью. А стоит повзрослеть, как целые годы проносятся мимо, не успеваем мы и глазом моргнуть. Однако время как таковое не меняется, независимо от того, сколько нам лет. Так почему же так меняется его восприятие в нашем сознании? Быть может, дело в том, что мы - существа субъективные, и время для нас течет нелинейно? Оно не движется из точки A в точку Б с постоянной скоростью, а существует в нескольких измерениях и может замедляться или ускоряться.

Мы живем одновременно в нашем биологическом времени и во времени, связанном с важным для нас событием. Всему виной наш мозг, считает нейробиолог Марк Швоб и приводит в пример состояние концентрации при решении сложной интеллектуальной задачи. В такие моменты время словно приостанавливается: «Наша лимбическая система, центр эмоций, чувствительности, временно отключается. Мы не воспринимаем окружающий мир, поскольку кора головного мозга пропускает только жизненно важные сигналы».

Но и сильные эмоции способны «останавливать» время. Пока мы ждем любимого человека, минуты превращаются в часы, но стоит ему появиться, как ощущение времени исчезает. «Механизм» в этом случае иной - активно задействованной оказывается как раз лимбическая система, которая вырабатывает огромное количество гормонов, буквально опьяняющих нас.

Возможно, субъективное изменение скорости течения времени связано и с изменением ритмов нашей жизни. «Мы поменяли местами периоды отдыха и активной деятельности: теперь мы работаем зимой, а отдыхаем летом. Но такие изменения требуют адаптации, а значит, увеличения уровня стресса, - считает Марк Швоб. - Гормоны стресса, кортизол и катехоламины, вырабатываются организмом все активнее, заставляя нас постоянно спешить и вызывая ощущение нехватки времени». К тому же время в нашем сознании ускоряется с возрастом. Чем мы старше, тем чаще обращаемся к воспоминаниям и к мыслям о будущем - сокращая продолжительность настоящего.

Разумеется, нейробиология не в состоянии описать и объяснить субъективность восприятия времени, но она позволяет по крайней мере понять его сложность. Как с точки зрения биологии, так и с точки зрения философии единственный способ замедлить бег времени - отдавать себе в нем отчет. Изменив отношение к каждому конкретному моменту времени и свое самоощущение в нем, мы открываем перед собой вечность.

Мнение психоаналитика

«Ускорение течения времени - часть взросления»

Cветлана Федорова , психоаналитический психотерапевт, старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики»

«Представление о времени формируется в процессе взросления. Ребенок постепенно узнает о том, что существует прошлое и будущее, а настоящее заметно сокращается в его сознании. Самый важный скачок происходит в подростковом возрасте - разочарование как результат неоправдавшихся детских ожиданий. Подросток осознает, что ему никогда не стать рыцарем или принцем. С этого момента течение времени в его сознании начинает ускоряться.

Для того чтобы обрести свое время, необходимо иметь внутренние границы, которые закладываются еще в детстве и позволяют нам не испытывать чрезмерную тревогу от того, что мы не можем соотнести свои желания с реальностью жизни. В каком-то смысле мы входим в диалог со временем, определяем себя во времени, заполняем абстрактное хаотичное время собственным смыслом и содержанием. Важно, чтобы обезличенное время стало личным, и тогда мы будем проживать осознанно и с удовольствием каждую его минуту».

Мнение нейрофизиолога

«Обработка информации замедляет время»

Александр Каплан , доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

«Структуры мозга, которая отвечала бы за ощущение времени, нет. И вопрос восприятия времени - конечно, скорее психологический. Человек не в силах объективно отмерять ход времени. Нейробиолог Дэвид Иглман проводил эксперименты, демонстрируя испытуемым различные изображения. Часть из них была участникам опыта знакома, а часть они видели впервые. Затем Иглман спрашивал, как долго испытуемые смотрели на картинки. Оказалось, что по субъективным ощущениям испытуемые намного дольше разглядывали незнакомые картинки. Между тем изображения демонстрировались с равной продолжительностью. Очевидно, чем сильнее мозг занят обработкой новой информации, тем субъективно медленнее течет время. Вот почему так растянуты 10 лет детства, так коротки 10 лет отрочества и юности и так мимолетны остальные годы, сколько бы их ни было!»

Мнение философа

«Мы слишком доверяем часам»

Олег Аронсон , философ, искусствовед, сотрудник Института философии РАН и института «Русская антропологическая школа» РГГУ

«Когда мы ощущаем, что время бежит слишком быстро или тянется бесконечно, то это только потому, что мы слишком доверяем объективному исчислению - часам, календарю, да и вообще - упорядоченности мира, где за прошлым следует настоящее, а за ним - будущее. Переживание времени и его понимание невозможно примирить. Для Августина время в чем-то подобно божественному присутствию: оно дано вне мысли о нем, когда же задаешься вопросом «что это?» - оно исчезает. А по Хайдеггеру, мы ощущаем время только потому, что смертны. Оно указывает нам на нашу конечность, мы переживаем его как прикосновение самого бытия. Для Бергсона, наоборот, время выражено в идее длительности и связывает нас, людей окультуренных и технологизированных, с изменчивостью самой жизни, от нас не зависящей.

Каждый раз приходится спрашивать: где место времени? Где оно в математике? Где оно в психоанализе? Где - в повседневности? Это всегда разные образы, созданные столкновением воспоминания и ожидания, забытого и навязчивого желания… Оно может сжиматься, делая наше существование механистичным, а может растягиваться до бесконечности, открывая в нас способность к безумию и вере».

Мнение антрополога

«Время зависит от культуры»

Марина Бутовская , антрополог, доктор исторических наук, профессор Центра социальной антропологии РГГУ

«Представители разных культур по-разному ощущают и структурируют время. У датога, традиционных скотоводов Танзании, с которыми я много лет работаю, можно точно узнать, при каких обстоятельствах родился человек, но бесполезно спрашивать дату рождения. Они не знают и свой возраст, лишь причисляя себя к группе: ребенок, подросток, юноша, родитель, дедушка.

О времени встречи они договариваются приблизительно: «на рассвете», «в полдень», «когда стемнеет». Важные события (например, свадьбы) приурочены к времени года - когда начнутся дожди, в начале сухого сезона... Далее следует уточнение: церемония состоится в полнолуние или «когда луна совсем убудет». День и час не указываются, но датоги безошибочно понимают, когда должно состояться событие. Время в европейском понимании для них неважно, и никого не раздражает, что мероприятие может начаться на несколько часов позже. Все мирно ждут и не понимают, отчего мы, европейцы, так нетерпеливы.

Представления о точности, впрочем, разнятся и в индустриальных культурах, так что наличие часов еще не обеспечивает соблюдение договоренностей. В Латинской Америке, Северной Африке или на Ближнем Востоке опоздание на час-полтора приемлемо. Ожидающий отдыхает, пьет кофе, листает книгу или слушает музыку. А вот в Германии, Швеции или Голландии опоздание на несколько минут - уже дурной тон».

Ни один человек не рождается со «встроенными» внутренними часами. Дети учатся следить за временем благодаря своим родителям, распорядку дня, школе. Иногда привычка синхронизировать свое поведение с остальным миром вырабатывается месяцами, иногда на это уходит несколько лет. В конечном итоге все мы приспосабливаемся. И теперь стандартные временные единицы становятся нашими верными спутниками. Эта система идеальна: минуты стекаются в часы, часы в дни недели, дни недели в месяцы и годы. Но есть большая разница в том, как мы воспринимаем ход времени.

Может ли время двигаться с разной скоростью?

Иногда нам кажется, что время летит, словно реактивный самолет, а иногда, что оно движется со скоростью черепахи. Внезапно приходит осознание того, что наступил очередной январь, но вот и он уже почти подошел к концу. Кажется, что чем старше мы становимся, тем быстрее годы сменяют друг друга. С другой стороны, вы стоите на пешеходном переходе на красный свет и не можете дождаться, когда истекут эти долгие 90 секунд. Словно целая вечность отделяет вас от перехода на ту сторону дороги.

Исследование восприятия течения времени

Ученых всегда интересовала эта проблема. Почему кроткие промежутки времени кажутся нам бесконечно длинными, а долгие сменяют друг друга с головокружительной скоростью? Некоторые из них посвящают изучению вопроса большую часть своей жизни. Попытаемся разобраться, в чем причина этого искажения.

Основные условия, при которых наблюдается замедление времени

Если собрать многочисленные истории разных людей воедино, можно отследить, что обстоятельства у всех разные. Но все они повлекли за собой ощущение медленно ползущих стрелок на циферблате. Условно эксперты поделили все эти условия на шесть основных категорий: сильные страдания (опасность), интенсивные удовольствия, ожидание (скука), измененное состояние сознания с помощью препаратов, медитация и новизна. Далее приведем несколько наглядных примеров.

Интенсивность ощущений и перманентная скука

Насилие и опасность выделены в отдельную категорию из-за интенсивности психических и физических ощущений. Например, раненому солдату, лежащему на поле боя всегда будет казаться, что помощь никогда не придет. Также военные часто описывают, что сама картина боя видится ими, словно в режиме замедленной киносъемки. Но иногда сильные переживания могут быть связаны с удовольствием и экстазом (здесь время и вправду дарит нам возможность насладиться моментом.) В отдельную категорию выделено и состояние перманентной скуки: очередь на прием к врачу, арест на 15 суток, продавец без наплыва клиентов. С одной стороны, эти ситуации резко ограничены по времени, но когда человек помещен в условия ожидания, ему кажется, что стрелки на циферблате не двигаются вовсе.

На основе измененного состояния сознания или новизны

Люди часто наблюдают искажение восприятия времени тогда, когда испытывают измененное состояние сознания. Этому способствует лекарственно-индуцированный опыт приема ЛСД или мескалина. Высокие уровни концентрации или медитации также могут влиять на субъективное восприятие течения времени. Об этом часто рассказывают спортсмены, которые находятся в зоне ожидания. Наконец, есть шок или новизна. Это происходит каждый раз, когда вы начинаете изучение каких-либо сложных навыков или пребываете на отдыхе в экзотической местности.

В чем парадокс?

Во всех этих категориях прослеживается явная закономерность. Все они искажают время в тот момент, когда с наблюдателем либо почти ничего не происходит, либо происходит слишком много. Но никогда вы не станете ощущать этого при своих обычных занятиях. Иными словами, время замедляется тогда, когда ситуация может быть оценена как слишком легкая или слишком сложная.

Что касается циферблата или календаря, каждый временной блок имеет свои стандарты. Они ничем не отличаются друг от друга. Каждая минута состоит из 60 секунд, а сутки — из 24 часов. Стандартные временные единицы приобретают существенную разницу, если начинают восприниматься с точки зрения «плотности человеческого опыта». Таким образом, на восприятие может влиять объективная и субъективная информация.

Высокая плотность опыта

Плотность опыта высока, когда за короткий промежуток времени много всего происходит. Об этом не понаслышке знают ветераны военных действий. С другой стороны, плотность опыта может быть одинаково высокой и тогда, когда час за часом почти ничего не происходит. Об этом вам расскажут люди, пребывающие в одиночной камере. Казалось бы, это время совершенно пустое, но люди с устойчивой психикой способны полностью поменять мировоззрение, а лица с более слабой нервной системой сходят с ума от одержимости. Все эти обстоятельства помещают людей в необычные условия. Парадокс заключается в том, что люди склонны заострять свое внимание на странных обстоятельствах, которые лишь усиливают плотность опыта, влияющую на восприятие стандартной временной единицы. Таким образом и формируется искажение.

Когда время незаметно пролетает

Мы выяснили, что время движется медленно, когда плотность опыта чрезвычайно высока. Логично предположить и обратное. Время будет незаметно пролетать, когда плотность опыта, относящаяся к стандартному временному блоку, будет аномально низкой. Когда вы имеете обыкновение оглядываться назад (на ближайшее или далекое прошлое), жизненные периоды словно сжимаются. Сжатие времени обеспечивают два общих условия. Далее рассмотрим их подробнее.

Рутинные задачи

Взрослых на рабочем месте окружает множество повседневных обязанностей. Все они повторяются изо дня в день лишь с небольшими изменениями. Но выполнение каждой из них требует повышенного внимания и концентрации. Период ознакомления и обучения уже прошел, теперь многие из стандартных задач и поручений вы можете выполнять, не заостряя на них особого внимания. Об этом вам расскажут опытные автомобилисты, одновременно выполняющие несколько действий. Об этом расскажет вам человек, у которого выдался напряженный день на работе. Несмотря на общую загруженность, там не было высокой плотности уникального опыта.

В конце концов, загруженный работник был приятно удивлен, когда время в офисе пролетело так быстро. С чистой совестью он отправляется домой привычным маршрутом. А по пути он будет делать все свои привычные дела: позвонит родственникам, зайдет в ближайший супермаркет за хлебом. Вечером будет привычный ужин и привычный сериал. Каждый день похож на другой. Именно поэтому они сменяют друг друга так быстро.

«Эрозия» эпизодической памяти

Вторым основным условием быстрого течения времени является «эрозия» эпизодической памяти. И это тоже касается каждого из нас. Наши воспоминания о рутинных событиях исчезают со временем. Вы можете вспомнить, что вы делали 17 декабря? Если в этот день не происходило никаких значимых событий, вряд ли вы вспомните всю цепочку. Но ведь с этого момента прошло чуть больше месяца! А память уже стремится очистить место для более необходимой информации.

И чем дальше назад вы станете оглядываться, тем больше «забывчивости» продемонстрируете. Одно из научных исследований выявило поразительную закономерность: люди думали, что прошлый год пролетел незаметнее, чем прошлый месяц, а прошлый месяц быстрее, чем вчерашний день. Объективно это не имеет смысла, но наша память разъедает плотность опыта внутри стандартной временной единицы.

Выводы

Все ситуации, которые мы описали выше, можно считать аномальными. Как правило, в нормальных условиях, мы воспринимаем 10 минут как 10 минут. Возможно, это происходит благодаря тому, что мы научились синхронизировать свой опыт со стандартными временными единицами, и наоборот.

«Как, неужели еще год пролетел??!!!» Те, кому за 30, знают, что после 30-ти — время начинает улетать чудовищно быстро! Ты начинаешь считать время десятилетиями. Ты не можешь поверить, встретив давнего знакомого, что вы не виделись 5 или 10 лет! Как так?! Неужели и в правду десять лет прошло?! Тут впервые появляются страхи за будущее и разочарование от того, что такая далекая и такая неважная «пенсия» на самом деле и не так уж далеко, а ты еще ничего не добился!

Мне стало интересно, почему так происходит и самое главное, можно ли время как-то замедлить ! И нашел ответы! В итоге получился не совсем денежный, манипаповский, а скорее про time-management и немного философский пост:), но мне он показался очень интересным.

Почему время с возрастом идет быстрее?

Существует множество научных экспериментов, проведенных на больших группах людей разных возрастов, на предмет того, как они ощущали или ощущают время в разные периоды своей жизни. И все эти исследования сводятся в двум основным теориям.

Замедление метаболизма. С возрастом замедляется наш метаболизм, а вместе с ним наше сердцебиение, дыхание и ощущение течения времени.

Новые ощущения. Вторая теория утверждает, что время удлиняется пропорционально количеству нового опыта в нашей жизни. Будучи детьми — нам все ново и нам кажется, что за день произошло «тааааак много!». С возрастом наша жизнь становится более рутинной и нам кажется, что дни пролетают один за другим незаметно, потому что не происходит ничего нового.

Как замедлить время?

И если с первой теорией ничего особо не поделаешь — мы становимся старше и заааа-меееед-ляяяяя-еееемсяяяя 🙂 и это факт, то вторая теория открывает нам огромные возможности для того, чтобы замедлить или удлинить время, а, следовательно, успевать делать гораздо больше дел и, конечно, наслаждаться моментом! И вот что у меня получилось.

Успевайте сделать больше дел за день

Чем больше дел делаешь, тем день кажется длиннее и насыщеннее. Но как это сделать, если количество времени в сутках ограниченно? Здесь на помощь приходит Time Management — приемы и практики эффективного использования времени. И, отсюда, второй способ:

Составляйте план на неделю и каждый день

Лично я каждое воскресенье расписываю всю свою неделю по делам — работа, задачи, важные встречи, поездки, спорт, магазины и пр. Далее, каждый вечер, я еще раз расписываю свой день «на завтра». Если я что-то не решил накануне — шанс того, что я это сделаю стремительно падает. Но это моя история. Мне нужно настроиться на день вечером предыдущего дня.

Рутине бой!

Рутина быстро выводит из строя и отнимает энергию. Внести разнообразие в жизнь не так сложно — пользуйтесь разными маршрутами, гуляйте в обед, начните , посмотрите необычный фильм, сходите на необычное мероприятие — сделайте ваши дни недели хоть немного непохожими друг на друга. Поменять сложившийся жизненный устой сложно, а внести разнообразие в мелочах может каждый.

Ограничьте количество соцсетей и телевидения

Можно, например, выделять 10-15 минут в день, в определенное время дня, на просмотр соц сетей и отучить себя просматривать статус каждые 5-10-30 минут.

Научитесь говорить «НЕТ»

В мире столько людей и бестолковых дел, которые претендуют на ваше внимание и время, что целая жизнь, не то что день, может пролететь и не заметишь! Один из самых простых и волшебных способов удлинить время — это научиться говорить «нет» тому, что вам не нужно и не нравится, и «да» — тому, что действительно важно для вас !

Делегируйте!

Делегировать — сложно! Всегда кажется, что проще, быстрее и лучше сделать дело самому, чем объяснять это кому-то (часто не очень смышленому и неопытному) и потом еще за ним исправлять. А отвечать приходится все равно тебе. Получается, проще сделать самому?! Нет, не проще. Человек не резиновый, и если он хочет хоть что-то успевать в своей жизни, придется научиться доверять. Как это делать правильно — целая наука. Но начните с азов и потом, когда попрете в гору, сбросив со своих плеч тормозящую ваше развитие работу, будете говорить себе каждый день спасибо за то, что научились делегировать.

Вставайте рано

Этот способ не для всех. У кого-то пик активности приходится на ночь. Поэтому расскажу про свой пример.

Лично я встаю с 4 до 5 утра, на выходных с 5 до 7 — как проснусь сам 🙂 Утром у меня пиковая активность головного мозга, креатива, фокуса, стратегического мышления и пр. Все самые важные в моей жизни решения и проекты я прорабатываю по утрам. Это время также идеально, т.к. моя семья еще спит и я могу работать сфокусированно)))) Утром я также занимаюсь спортом. У тренние занятия дают мощнейший тонус и заряд на весь день, не только физический, но и моральный. Днем, если получается — делаю 30-40-минутный передых. А вечер — свято — никакой работы, только семья, культурная программа и никакой мозговой активности. В итоге — я успеваю сделать за день какое-то нереальное количество дел и день растягивается как резиновый))))

Если времени мало – возьмите паузу!

Звучит нелогично, да?! Но на самом деле это работает! Чувствуете, что в спешке, времени ни на что не хватает – остановитесь, глубоко вдохните-выдохните. Сфокусируйтесь на дыхании и уже через пару минут вы почувствуете, как организм перестроился в режим экономии энергии и время как бы замедлилось. Попробуйте прямо сейчас и увидите, что я имею в виду))).

Совмещайте несколько дел одновременно

Ненавижу мультитаскинг. Но здесь не про это. Я говорю про такое совмещение дел, которое не мешает друг другу, а прекрасно дополняет друг друга.

Пример из личного: в спортзале я всегда слушаю образовательные . По пути домой (пешком) — также слушаю лекции. И телу и уму польза. И не скучно! В итоге, более 300 часов образовательного материала в год!

Иногда, по дороге домой, я делаю несколько важных нерабочих звонков (родителям, друзьям, по делам) — тем самым не отнимаю это время у своей семьи. Примеров много.

Будьте решительными!

Я огромный сторонник «massive imperfect action» (мощного неидеального действия)! Это мой жизненный девиз, после 20 лет работы в корпорациях, где часто время убивается нещадно на всякую…! Можно бесконечно сомневаться, бояться, готовиться сделать шаг, собирать информацию, анализировать результаты, составлять бессмысленные таблицы и расчеты, выдавая все это за «действия». Но в большей степени, все эти действия — чистейшая потеря времени и analysis paralysis .

Вместо этого, нужно собрать минимально-достаточное количество информации для правильного решения и сделать этот чертов, самый сложный, самый страшный, первый шаг! Толку и опыта будет в разы больше, а потерянного времени меньше.

Найдите себе новое увлечение

Фитнес, кружок лепки, курсы испанского – любое хобби дисциплинирует, особенно, если вы за него заплатили:). Тут уж хочешь-не хочешь, но чтобы всё успеть, придется составить какой-то график. А там где график — там больше дел! Ну и новизна опять-таки. День кажется более насыщенным, время не пролетает безрезультатно и замедляется.

Используйте технологии

Бейте крупные дела на маленькие шаги

Слона нужно есть по частям! Чем больше и сложнее задача, тем дольше вы будете ее делать и тем меньше шанс, что вы ее выполните. В результате — потеря времени, денег, мотивации, возможностей. Бейте большие дела на «съедобные куски» и так будете двигаться к цели гораздо быстрее, будете больше успевать, удлиняя тем самым время.

Фиксируйте свои мысли

Когда день закончен, даже если вы сделали целую кучу дел, вам может показаться, что ничего особо не было сделано и на вопрос «ну как прошел твой день?», вы реально не можете вспомнить, что сделали. Поэтому, крайне полезно в конце дня записывать сделанные дела. Расписав их, вы увидите, что на самом деле многое успели и почувствуете, каким насыщенным и длинным был день!

Я делаю немного по-другому. Каждый вечер перед сном я записываю три нереально крутые вещи, которые произошли со мной за день (это могут быть мелочи), и пишу, что я хочу сделать завтра, чтобы мой день был фантастически успешным. Это не только дает удовлетворение от прошедшего дня, не только наполняет день смыслом и удлиняет его, но и настраивает тебя на следующий день!

Проводите больше времени с близкими

Со временем, годы, проведенные по принципу «работа-ужин-телек-спать-на-выходных-по-магазинам» сольются в один день и все, что мы будем помнить — это бесценные моменты, проведенные вместе с самыми дорогими в нашей жизни людьми — детьми, родителями, друзьями, любимым человеком и др. Поэтому, включайте в ваше очень деловое расписание побольше таких моментов!

Заключение

Время не остановить. Но его можно «замедлить», совмещая или делегируя дела, насыщая свою жизнь разнообразием и новым опытом, эффективнее его планируя и расходуя, говоря «нет» неважным людям и делам и принимая решения, не тратя свою жизнь на бесконечные раздумья и сомненья. Ведь неважно, сколько лет мы проживем (количество), важно как мы их проживем (качество)!

👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

Давно я собирался написать на эту тему, тем более что я пережил этот феномен уже три раза, а недавно мне удалось осмыслить и понять саму причину этого чуда.

Разумеется, прежде чем начать кому-то "открывать Америку", я решил поинтересовался, а что уже написано на эту тему? Так всегда делают люди с инженерно-техническим складом ума, которые не хотят вторично "изобрести велосипед".

Поиск в Гугле по ключевой фразе "Феномен замедления времени" дал несколько ссылок на статьи: "10 попыток объяснить феномен времени" , "Разгадан феномен замедления времени в критических ситуациях" , "Тайна остановки времени" и другие. Прочитав их, я не увидел сколько-нибудь внятного понимания авторами заявленной темы.

В статье "Разгадан феномен замедления времени в критических ситуациях" после пересказа автором не им пережитых ситуаций сделан вывод: экстремальных ситуациях человеку кажется, что всё вокруг движется очень быстро, а он сам всё делает медленно. Подобное искажение происходит из-за того, что в пограничных ситуациях мы быстрее усваиваем новую и в буквальном смысле жизненно важную информацию. В это время активизируется особый участок мозга, который накапливает все впечатления, возникающие в опасной для жизни ситуации. Именно поэтому воспоминания об ужасающих событиях отличаются глубиной и яркостью. И чем больше деталей и впечатлений о ситуации сохраняется в памяти, тем более долгим кажется нам пережитый момент...."

Это, как вы сами понимаете, никакая не "разгадка феномена", а всего лишь очередная гипотеза, причём без какой-либо ясной конкретики.

Статья "10 попыток объяснить феномен времени" оказалась и вовсе на другую тему. Сделана попытка объяснить, что вообще такое "время"...

Статья "Тайна остановки времени" оказалась наиболее информативной по заявленной теме, но и в ней тоже не дано ясного ответа на вопрос, в чём кроется тайна замедления времени в критических ситуациях. Однако, я решил за основу своего рассказа взять именно эту статью, чтобы на уже готовом фундаменте раскрыть "феномен замедления времени", как я его понял.

Феномен замедления времени

Наука утверждает, что время всегда течёт с одинаковой скоростью, и никто не может изменить это - ни человек, ни природа. Но бывают случаи, когда у человека изменяется ощущение хода времени и ему кажется, что время ускоряет или замедляет свой бег. Обычно такое ощущение появляется, когда в считанные секунды происходит очень много событий и сознание не может их «уместить» в обычные временные отрезки.

Известно множество фактов, когда человек в минуты смертельной опасности чувствует, что время замедляется, как будто останавливается. Множество людей при описании драматических событий говорят: «Такое ощущение, будто время остановилось». Фронтовики утверждали, что видели снаряды и пули, которые летели на них. Они остались в живых только потому, что успели уклониться от них. На первый взгляд это кажется невозможным, ведь человеческий глаз не может воспринимать объекты, которые движутся с такой скоростью. Однако слова участников боевых действий подтверждаются - не раз солдат внезапно нырял на дно окопа, а в следующее мгновение осколок или пуля вспахивали бруствер в том месте, где секунду назад была его голова. Некоторые люди рассказывали, что видели, как на них сверху падал кирпич или с крыши падала сосулька. Предметы будто летели в замедленном темпе, поэтому они не успевали даже испугаться. И таких примеров очень много.

Так, однажды машина космонавта Владимира Аксенова заглохла на переезде через железную дорогу. Метрах в пятидесяти из-за поворота в этот момент показалась мчавшаяся электричка. Водитель даже не успел бы выбраться из авто - через секунду электричка должна была неминуемо врезаться в нее. Аксенов выдернул ключ зажигания из гнезда, а потом опять вставил его и медленно надавил на стартер. Тут же мотор завелся и машина, съехав с рельсов, замерла в паре метров от промчавшего поезда. У космонавта было такое ощущение, будто вагоны проплыли как в замедленном кино. Ему даже удалось разглядеть бледное лицо машиниста, который даже не начал торможение.

Еще один случай несколько лет назад произошел в альплагере. Инструктор-грузин Вахтанг рассказал, что в тот день шёл в связке со своим другом. Он первым двинулся, а друг остался у края снежника страховать его. Когда Вахтанг был почти на полпути, то заметил, как по снегу по бокам и чуть выше от него пошли трещины. Затем громадные пласты снега со льдом медленно устремились вниз. Страха инструктор не чувствовал и действовал так, будто некуда было спешить - высматривал большой смерзшийся кусок снега и броском перебирался на него, потом выбирал следующий и т.д. Его друг не поверил своим глазам, когда он выбрался из лавины - на самом деле все это происходило в доли секунды.

Заявления такого рода - о замедлении визуального восприятия быстропротекающих процессов, не удается пока рационально истолковать. Они непостижимы и удивительны.

Химики, физики и философы сходятся во мнении, что ход времени является неизменным и все события происходят в строго определённых временных рамках. Тогда что с человеком происходит, когда ему кажется, что время идёт очень медленно или вообще остановилось? Возможно всё дело в ускорении биологических процессов в организме в критических ситуациях - нервные импульсы проходят быстрее, мышечные волокна чаще сокращаются, хотя человек не чувствует и не осознает этого.

Исследователи проанализировали рассказы людей о своих ощущениях и провели соответствующие расчёты. В итоге они сделали вывод, что ход собственного времени может ускоряться в 130 раз. Поэтому всё вокруг происходит медленнее в 130 раз и человеку кажется, что время остановилось. Подтверждает эту гипотезу тот факт, что все люди, которые пережили «остановку времени», утверждают, что все происходило в странной тишине . Это довольно просто объяснить - при ускорении индивидуального времени более чем в сто раз, поступающие в ухо звуки, превращаются в инфразвуки, не воспринимаемые человеческим слуховым аппаратом.

Исследователи из медицинского колледжа провели эксперимент, чтобы проверить - на самом ли деле время для человека в минуту опасности замедляется. Добровольцев без страховки сбрасывали с высоты пятьдесят метров спиной вперед. Они, конечно, падали на специальную сетку, но каждый все равно испытывал очень сильный испуг. По ощущениям каждого добровольца их полет длился намного дольше, чем это было в действительности. Падали они считанные секунды, а для них это казалось значительно дольше. Человек, который испытывает сильнейший страх, впадает в своеобразный транс. При этом все системы организма начинают работать с ускорением. Человек начинает мыслить значительно быстрее.

Физик и химик Илья Пригожин утверждал, что каждый человек конструирует собственное время в каждый момент бытия. В критические моменты мозг управляет собственным временем, т.е. может замедлить его чуть ли не в сотни раз, а может и ускорить. Есть наглядный пример, который доказывает это.

Буры, начавшие в 1780 - е годы захват земель коса и зулусов, столкнулись с удивительным явлением - африканские знахари могли заговарить от пуль своих воинов. В результате они атаковали европейцев, несмотря на ожесточенный огонь. Некоторые оставались целыми и невредимыми даже когда по ним в упор стреляли. Пули от африканцев не отскакивали, но и не попадали в них. Тогда с этой загадкой колонизаторы разбираться не стали, потому что всех заговоренных воинов, в конце концов, перебили.

Сегодня можно объяснить секрет их неуязвимости - африканские воины могли произвольно ускорять течение своего индивидуального времени и, таким образом, уклоняться от пуль. Но они погибли, так как это не могло продолжаться бесконечно.

Некоторые йоги на Востоке способны, казалось бы, останавливать время. Они умеют исчезать прямо на глазах у изумленных зрителей и оказываться за их спинами. Этот феномен был давно описан. Ритуалы, которые помогали стать невидимым, были описаны еще в древнейших индийских манускриптах, написанных в 2500 - 1400 годах до нашей эры. В этих манускриптах говорится, что для полноты исчезновения необходима концентрация мысли. Йоги владеют телепортацией или же они способны максимально ускорять свое время, из-за чего зрители их не видят? В отличие от критических ситуаций, у испытывающего положительные эмоции человека убыстряется субъективное ощущение времени. Человек просто не замечает, как течет время.

Итак, с уверенностью можно сказать, что состояния страха, смертельной опасности и стресса переводят организм в так называемый «аварийный режим работы», который сопровождается возрастанием скорости восприятия окружающей действительности и скорости мышления. Может быть, это делается для снижения потерь времени при проведении в жизнь защитных действий от наступившей опасности? Организм должен до конца бороться с применением всех наличных средств и сил.

Итак, моё видение этого феномена и понимание его природы.

Идею, мысль, что "все люди, которые пережили «остановку времени», утверждают, что всё происходило в странной тишине " , я подтверждаю.

Мне было лет 14 или даже меньше, когда я пережил этот феномен впервые. Причём уникально то, что я его пережил, когда моей жизни ничто не угрожало. Я не находился в критической ситуации!

Я гулял неподалёку от своего дома с мальчишками, мы шли куда-то, я повернул свою голову вправо и это случилось... Я увидел примерно в 70 метрах от себя, как автомобиль сбивает человека на пешеходном переходе. Вот просто я повернул зачем-то голову вправо, посмотрел вдаль, и всё случилось перед моими глазами как в замедленном кино и без звука... То, что без звука, я хорошо запомнил. Меня это очень удивило тогда. Немые кинофильмы с Чарли Чаплиным ещё были свежи в моей памяти... Во времена моей юности их иногда ещё показывали по телевизору.

Вот что я тогда увидел:

Какой-то мужчина шёл уверенно на красный свет светофора, а наперерез ему через перекрёсток двигалась машина "УАЗ-буханка" со скруглённым носом. Вот такая:

Я увидел тогда всё в таких подробностях, что просто оцепенел. Скруглённый нос машины медленно ударил мужчину в правый бок, его тело изогнулось дугой, в этом изгибе тела голова мужчины ударила по лобовому стеклу так, что оно разбилось... Я видел, как летел каждый его осколок... Дальше, очевидно, сработала упругость человеческого тела. Машина не тормозила, водитель даже на давил на тормоз, а человек стал улетать относительно машины вперёд и вверх... Подлетев метра на 4 вверх, аккурат к троллейбусным проводам, он потом упал на дорогу... УАЗ проехал по его перекрещенным ногам и только после этого водитель затормозил машину и остановился...

Когда моё оцепенение прошло, я с ребятами побежал к месту трагедии, при этом меня лихорадило от увиденного... Такое я увидел впервые в жизни... Мужчина, по всей видимости, остался тогда жив. По крайней мере, подъехавшая бригада скорой помощи увезла его с места происшествия живым...

Второй раз я испытал феномен замедления времени где-то в году 1992, когда сам стал участником и виновником ДТП на автомобиле друзей, вот на таком "Москвиче".

Машина была старенькой, задние ведущие колёса имели "лысую" резину, а я ещё только учился быть водителем. Поскольку дело было за городом, друзья доверили мне вождение. К тому же, дорогу, по которой предстояло ехать, я уже знал.

На мою беду, тогда была осень, в тот день подморозило. Соответственно, дорога покрылась ледком... Впереди был поворот почти на 90 градусов вправо и почти сразу начинался довольно крутой подъём в гору. Я почему-то подумал тогда, что пройду поворот до половины и затем резко прибавлю газ, чтобы машина могла набрать ускорение и без проблем въехать в гору. Как я подумал, так и сделал... Это была моя стратегическая ошибка, сделанная мною в силу моей неопытности...

Когда я сильно даванул на газ, машину крутануло на повороте, и она превратилась в ледовую фигуристку, начавшую вращаться вокруг своей оси...

Застывшее мгновение.

Автомобиль, за рулём которого я находился, стал кружиться по какой-то эллипсоидной спирали. Я опять увидел "замедленное кино" и услышал тишину. Руль я не трогал, педали тоже. Я просто не знал, что нужно делать, когда машина кружится?! Обернулся к товарищу, сидящему на заднем сиденье, увидел его испуганные глаза и растопыренные по сторонам руки (на случай бокового удара). Задал сам себе в слух вопрос: "что делать?", и вдруг на фоне тишины в моём сознании ясно прозвучал ответ в виде мысли: "жми на тормоз!". Услышав мысленно (не ушами) эту команду, я втопил педаль тормоза до упора, траектория движения машины резко поменялась, её затрясло, и мы с другом благополучно строго задом съехали в глубокий придорожный кювет...

Когда я выбрался из кабины, неподалёку увидел огромные камни-валуны, а "Москвич", которым я управлял, воткнулся задним бампером и багажником в мягкий грунт, упав почти с двухметровой высоты. Всё повреждение машины — от удара расплющило её убогий задний бампер. Когда я поднялся на дорогу, на ней были отчётливо видны следы машины. Я видел, где она кружилась, где я нажал на тормоз и как она ушла с дороги строго перпендикулярно дорожному полотну.

Самое главное, что я тогда понял: нажатие на тормоз было сделано именно в ту сотую долю секунды, которая задала машине самую безопасную траекторию. Если бы я затормозил чуть раньше или чуть позже, то машина ушла бы с дороги по диагонали и это сопровождалось бы обязательным переворотом через крышу, что могло привести к самым печальным последствиям...

Третий феноменальный случай произошёл со мной в 2010 году на 691 километре трассы Москва — Мурманск, когда я управлял свежекупленным в астосалоне "Москва" подержанным автомобилем "Volvo S80".

Двигатель у машины был с двумя турбинами, которые создавали мощность 250 л/с, 10 подушек безопасности: фронтальные, боковые, задние, подушка на крыше на случай перевёртывания... Плюс к этому несколько систем безопасности, управляющих колёсами: ABS, EBS и прочее...

Я шёл тогда на обгон автобуса, при этом большого опыта управления машиной такого класса у меня не было. И вот на скорости около 100 км/час я не справился с управлением... Пытаясь уйти от бокового столкновения, я отыграл рулём, как будто это были "Жигули", забыв напрочь про тормоз. "Volvo S80" пошла юзом, затрещала система осевой стабилизации, машина на высокой скорости наехала на придорожный отбойник, который, на моё счастье, начинался от самой земли и отделял полотно дороги от небольшого оврага... Я увидел тогда небо, как будто лётчик на взлёте, а дальше опять включилось "немое кино" с замедлением картинки...

Это было самое феноменальное, что я видел в своей жизни. Полёт машины походил на полёт летающего лыжника, взлетевшего в небо посредством трамплина. В моём случае роль трамплина сыграл этот самый металлический дорожный отбойник...

Я был пристёгнут ремнями безопасности. Рядом со мной спал пристёгнутым мой младший сын, которому тогда было 18 с хвостиком. Скорость поступательного движения машины была высокой... Всё-таки я шёл на обгон...

Когда Volvo S80 стала переворачиваться в воздухе и я оказался в положении "вниз головой", я вспомнил про подушку безопасности, которая располагалась в крыше. Во время прохождения машиной и мною вертикали ("нижней мёртвой точки"), (а я очень чётко её прочувствовал), я весь напрягся, ожидая удара по голове от выстрела потолочной подушки...

Кувыркание машины из нормального положения "вниз колёсами" в положение "вверх колёсами" заняло, наверное, какие-то сотые доли секунды. А я успел за это время помыслить, порассуждать и как-то сгруппироваться... Феноменально!..

Ожидаемого взрыва потолочной подушки безопасности тогда не последовало, что меня в тот миг сильно удивило и даже озадачило... А между тем вращение машины в воздухе и её падение всё ещё продолжалось... Вращаясь вокруг своей оси как пуля, Volvo S80 коснулась, наконец, земли... Удар пришёлся на правый угол крыши и ребро правого переднего крыла... (Тяжёлый мотор перевесил зад). Я явственно увидел в этом момент, как по лобовому стеклу побежала молния электростатического разряда (!) и вместе с тем стекло стало растрескиваться от верхнего правого угла к низу! Феноменально! Я видел появление в лобовом стекле каждого нового осколка! Дальше прошло какое-то время, и удар об землю принял на себя левый край крыши и левое переднее крыло. Электростатический разряд, точно такой же, какой я видел справа, пошёл внутри лобового стекла уже от верхнего левого угла к низу и к середине. Одновременно с электростатическим разрядом шло такое же растрескивание лобового стекла как и в предыдущем случае... Затем последовал ещё один кувырок и машина встала на колёса...

Когда я вылез из кабины, то понял, что жив сам и сын жив тоже, оба без каких-либо повреждений... Осмотр машины показал, что двигатель продолжает работать, никакие жидкости не потекли... Это хоть немного порадовало. Все четыре колеса тоже были на месте... Оторвало только пластиковую защиту арок колёс...

Когда добрые люди помогли вытащить с помощью буксира машину из кювета, оказалось, что она была в состоянии ехать своим ходом дальше. Оставшиеся до Мурманска 700 км машину вёл мой сын, у него были водительские права, я же пребывал в шоке и в горести, что всё так получилось...

Он вёл машину, а я смотрел по сторонам и обращал внимания на придорожные могилки, (их в России много на любой трассе), которые свидетельствуют о том, что в таком-то месте погиб человек...

Думая свои думы, я пришёл тогда к выводу, что для чего-то я ещё нужен на белом свете, раз мне не суждено было погибнуть в ходе этого ДТП...

А менее чем через год я вновь вернулся в литературу...

До этого мною уже было написано две книги "Геометрия жизни" (1998) и "Распятое Солнце" (2000), которые вышли в бумажном варианте, и ещё одна книга была по физике, написанная мною в 2002 году, которую я посчитал незавершённой. Никаких денег эти книги мне не принесли, а на их написание ушли годы!

И когда в 2002 году меня приняли в Москве в члены "Союза писателей России", я решил, что хватит мне уже быть писателем...

И вот прошло почти 8 лет моей безмятежной жизни (с 2002 по 2010 год), и тот случай, произошедший со мной, буквально вынудил меня вновь начать писать статьи и новые книги.

Что меня тогда тревожило как писателя? хотите знать?

Этот вопрос стал мне сейчас самому интересен! Я воспользовался гугл-поиском и нашёл свои самые ранние публикации на сайте "Махпарк":

После того, как я в третий раз испытал на себе феномен замедления времени, я понял, почему в экстремальных ситуациях человек начинает видеть и мыслить в 130 раз быстрее (если учёные не ошиблись с подсчётом), чем в обычной ситуации. В нас заключены сразу две мыслительные системы, и, соответственно, две души, работающие на разных тактовых частотах!

Низшая мыслительная система работает на низкой тактовой частоте, высшая — на высокой! Причём наша низшая мыслительная система работает всегда, а высшая мыслительная система включается только в особых случаях. Поэтому то, когда она включается, у нас и может возникать "феномен замедления времени".

Если перейти на образный язык, который позволяет очень сложные вещи объяснять простыми словами, то наша высшая мыслительная система подобна воздушной турбине, которая приделывается к двигателю автомобиля для повышения его мощности. Автомобилисты знают, что эта турбина выполняет работу воздушного компрессора. Когда она включается, мощность двигателя внутреннего сгорания возрастает сразу на 30-40% за счёт того, что воздушно-топливная смесь нагнетается в цилиндры под высоким давлением.

Так вот, в статье "О ДОБРЕ И ЗЛЕ" , которую я написал 7 марта 2011 года, я рассказал буквально следующее:

Люди часто вступают в дискуссии, пытаясь в их ходе найти ответ, ЧТО есть зло и ЧТО есть добро в этом мире? В финале этих дискуссий обычно звучит мысль, что зло есть отсутствие добра. Формально это правильный вывод, но, многое эта формулировка не объясняет.

Прийти к пониманию ДОБРА и ЗЛА в полной мере всякий человек может через осмысление следующей логической цепочки.

1. Есть Бог, и есть его антипод. Для удобства я буду называть их так: "Высший разум" и "низший разум". Посмотрите внутрь себя - осмыслите свои чувства и убедитесь в существовании в себе обоих этих Богов .

Всё низкое в природе человека порождает "низший разум". Его плоды: алчность, скупость, завистливость, ложь, лжесвидетельство, сварливость, гнев, злоба, ненависть, лукавство, коварство, малодушие, предательство и т.п.

Порождение "Высшего разума" в человеке: бескорыстие, любовь в высшем смысле, все таланты, творчество, патриотизм, готовность к самопожертвованию ради спасения других людей и другие добродетели.

2. Всякий человек находится во власти этих двух разумов , чаще всего даже не осознавая этого. Когда оба эти разума находятся в балансе друг с другом по своему воздействию на сознание человека, мы имеем в себе то, что называется гармонией .

3. Вектор поведенческих устремлений человека может быть направлен как к "Высшему разуму", так и к "низшему".

4. Если происходит первое, человек от шага к шагу делает из себя высоконравственную личность. Если происходит второе, человек постепенно превращает себя в животное.

5. Если однажды у человека напрочь обрывается связь между сознанием и его "Высшим разумом" (происходит потеря совести, как говорят в народе), сознание человека замыкается на "низшем разуме", и тогда он превращается даже не в животное, а в чудовище. Полагаю, здесь не надо ничего доказывать. Любая криминальная хроника демонстрирует нам в изобилии таких людей-чудовищ.

6. "Высший разум" и "низший разум" способны порождать в сознании человека чувства и мысли. Относительно "низшего разума", который завязан на наши инстинкты и телесные потребности, полагаю, особо объяснять ничего не требуется. Уверен, что сказанное мною вряд ли вызывает у кого-либо неприятие. В отношении "Высшего разума" у многих людей почему-то есть сомнения: а существует ли Он, "Высший разум", вообще, а дано ли нам Его слышать, и т.п.

Если вам хоть раз в жизни доводилось слышать голос совести, когда вы ещё только думали совершить что-то нехорошее, значит, вы уже слышали голос "Высшего разума", которого все религии называют Всевышним или Богом, или Аллахом. Слово "Аллах" как раз и означает "Всевышний", давая нам по умолчанию намёк на то, что есть ещё НЕКТО "низший".

7. Находясь в нас, "Высший разум", вместе с тем, находится и вне нас. Он вездесущ и всеобъемлющ как радиоволны и свет, а в нас всегда находится лишь какая-то Его часть.

Так откуда же столько зла вокруг, если "Высший разум" вездесущ? - возможно, кто-то хочет спросить меня?

Прежде всего, каждый должен уяснить себе, что homo sapiens ("человек разумный") явлен на свет, чтобы жить по совести. Для того она и дана ему "Высшим разумом". Причём голос совести - это всегда запреты (в отличие от голоса "низшего разума", который всегда кричит: "хочу!", "хочу!", "хочу!"). Совесть звучит в сознании всякий раз, когда человек реально пытается сделать что-либо нехорошее (с точки зрения "Высшего разума").

Эти запреты, как я понимаю, диктуются исключительно для того, чтобы человеческое сообщество в целом могло развиваться гармонично на бесконфликтной и добрососедской основе, как, например, семья пчёл или семейство муравьёв.

Если кого-то смущает введённое мною определение «низший разум», мол, в священных писаниях антиподом Бога является сатана или диавол , я отвечу на этот счёт следующее. У многих людей, начитавшихся в детстве сказок про Змея Горыныча и Бабу-Ягу, при чтении этих двух слов "сатана" или "диавол" в сознании почему-то неизменно возникают образы фантастических существ, подобных названным вымышленным персонажам. И это очень печально.

Наша жизнь далека от сказок. Она гораздо страшней и трагичней. Вот почему я считаю возможным вместо слов "сатана" и "диавол", вызывающих столько недоразумений, использовать определение «низший разум». А чтобы исключить все противоречия на этот счёт, я хочу ко всему сказанному добавить следующее.

"Низший разум", он же первичный белковый разум, (он же "сатана" и он же "диавол" в религиозном лексиконе, он же "люцифер" у сатанистов-сектантов), обитает в наших клетках, в наших генах, а также в клетках и в генах всех биологических объектов природы. Его функциональная задача — заботиться о том, чтобы все твари земные плодились, преумножались и в соперничестве пожирали друг друга. Именно соперничество не на жизнь, а на смерть, вынуждает "низший разум" быть отцом маскировки, отцом лжи, отцом лукавства и разных прочих приёмов выживания в дикой природе.


Хищник-богомол, замаскированный под цветок. Вот наглядная работа "дьявольского ума".

Человеку же дан не только "низший разум", но и "Высший разум". Этим человек и отличается от всех прочих земных тварей. "Высший разум" проявляет себя в сознании человека прежде всего как голос совести и как голос интуиции. А поскольку каждому человеку даны ум, воля и право выбора своего жизненного пути, он сам выбирает, в каком направлении ему идти, и какой разум ему слушать, и чьи команды исполнять.

К сожалению, среди нас проживает много людей, которые смогли задушить в себе голос совести напрочь. Есть даже такие люди, которые провозгласили "низший разум" своим Богом!

Вот наглядный пример:

"В Колумбии открыт храм поклонению Люциферу" :


.

Есть среди нас и такие люди, которые не только осознанно разорвали свою связь с "Высшим разумом", сделав всю ставку на свой "низший разум", но и которые хотят опираясь исключительно на свой "дьявольский ум", захватить власть над всем человечеством.

Что это за люди? — вы можете спросить меня.

Если верить Библии, два тысячелетия назад их обозначил в человеческой истории и обличил некто Иисус Христос, адресовав этим борцам с "Высшим разумом" следующие слова: «ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» . (От Иоанна, 8: 44).

Это я написал 7 марта 2011 года, а 19 августа 2011 года я решил устроить в "Махпарке" опрос, желая прояснить для себя, какой процент людей ощущает в себе связь с "Высшим разумом", и какой процент людей не ощущает в себе этой связи.

Поскольку способность человека слышать в себе голос совести является верным признаком того, что в нём работают сразу обе мыслительных системы: Высшая и низшая, я решил устроить опрос на тему, "что для Вас значит совесть?" Причём я поставил вопрос так: "Считаете ли Вы, что совесть — врождённое чувство? Или же вы полагаете, что совесть прививается воспитанием?"

Каверзность моего вопроса была в том, что отвечающий на него человек раскрывался на 100%.

У кого не было совести, кто не способен был слышать идущий из глубины души голос "Высшего разума", тот обязательно цеплялся за предложенные в моём опроснике слова, что "совесть прививается воспитанием" . А кто слышал хоть раз в жизни голос совести, тот даже не задумываясь отвечал, что "совесть — есть врождённое чувство" .

Результат проведенного мною опроса получился следующим:

Разумеется, по этим цифрам нельзя судить обо всём нашем обществе, ведь в моём опросе приняло участие только две сотни человек, но приблизительную картину уже можно представить.

Процент людей в нашем обществе, которые живут исключительно животным умом ("низшим разумом") слишком велик, отсюда у нас и высокая преступность, и всё такое прочее!

А сегодня, когда я вдруг надумал осветить тему "феномен замедления времени" , я вспомнил про это своё творчество 2011 года в связи с вот какой мыслью: феномен замедления времени возникает в критических ситуациях ведь тоже не у всех людей подряд, а лишь у некоторых!

Спрашиваешь одних, "а у вас было такое?"

"Было!" — говорят, и рассказывают, что они прочувствовали тогда и что пережили.

Как правило, те, у кого такой феномен возникает, отделываются в тех же дорожных ДТП лёгким испугом, потому что срабатывает такая защита, которая многократно круче любых подушек или ремней безопасности!

Спрашиваю других: "был ли у вас эффект замедления времени во время ДТП с вашим участием?" , а мне отвечают: "всё произошло очень быстро! Бац — и всё!!!"

Я подозреваю, что "бац — и всё!" получалось у тех людей, у кого на момент ДТП в силу каких-то причин отсутствовал (был обрезан) контакт с их "Высшим разумом".

А вы что думаете на этот счёт, читатель?

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.



top