Как проходит обучение на заочном отделении. Заочное обучение

Как проходит обучение на заочном отделении. Заочное обучение

Словосочетание «бесплатное образование» давно уже превратилось в юмористическое выражение. В новых социально-экономических условиях, в которых наша страна живет с 1991 года, право учиться существует, однако никто не гарантирует, что такие услуги будут предоставляться полностью бесплатно.

Рассмотрим вопрос о праве на такое обучение в вузе.

Итак, есть ли надежда у современных выпускников школ?

Безусловно, такая надежда есть. Многие из выпускников этого года и еще следующих годов будут учиться на бюджетных местах, получать долгожданную стипендию. Многие, но далеко не все.

Ведь полностью бесплатное образование РФ предусмотрено только в школах, да и то там существуют платные дополнительные образовательные услуги. В колледжах и вузах же учиться бесплатно также возможно, но далеко не все желающие оказываются на таких местах.

Если у вас есть льгота (вы инвалид, сирота, сын или дочь Героя России), то вам попасть вуз на бюджетное место легче, но если вы не входите в число льготников, все становится гораздо сложнее, и вы поступаете на общих основаниях.

А поступить в вузе на бюджетное место на общих основаниях очень и очень трудно.

Но обо всем поподробнее.

Все про бюджетные места в вузах

Каждый год Министерство образования определяет количество бюджетных мест в нашей страны. Как известно, такие места предполагают, что абитуриент, поступивший в вуз, будет получать свое образование совершенно безвозмездно (то есть, не вкладывая в него свои личные средства), а также само государство будет платить ему еще небольшое материальное поощрение (проще говоря, стипендию).

Однако в случае, если абитуриент не наберет достаточно баллов для поступления на бюджетное место, он может учиться на платном отделении, внося каждый семестр за свое обучение в вузе определенную плату (естественно, что никакой стипендии он при этом не будет получать).

Вот, казалось бы, бюджетные места в вузах - это и есть настоящее бесплатное образование. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Ведь тогда наша система образования была бы просто идеальной, а это далеко не так.

Количество бюджетных мест

Количество бюджетных мест рассчитывается по количеству выпускников школ. Равно оно приблизительно половине от всех одиннадцатиклассников страны, которые выходят из стен средней школы.

При этом далеко не каждый второй выпускник школы в итоге поступает на бюджетное место в вуз, потому что кроме вчерашних школьников есть еще выпускники колледжей, а также выпускники прошлых лет. В итоге по всей стране конкурс на бюджетные места составляет в среднем 4-5 человек на одно место. На какие-то специальности конкурс меньше, на другие он в разы больше и доходит до 20-30 человек на одно бюджетное место.

Все зависит от престижности той или иной специальности.

Поэтому при такой «арифметике» получить бесплатное образование в вузе становится гораздо сложнее.

Количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях

Следует отметить, что количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях, как правило, отличается. На очные отделения вузы распределяют большее количество мест, на заочное отделение - меньшее.

Бывает и такое, что заочное образование бесплатно получить вообще невозможно. Специальности в вузах есть, но они полностью переведены на платную основу.

Единственно, что можно посоветовать абитуриенту, это собирать как можно больше полезной информации. Уже весной всегда известно точное количество бюджетных мест. У всех вузов есть свои сайты, где всегда можно найти страничку для абитуриентов. План приема всегда вывешивается на этой странице.

Отсюда совет - если хотите получить бесплатное образование, приложите все усилия для достижения своей цели. Узнайте заранее количество бюджетных мест по тому или иному образовательному профилю и рассчитайте свои силы.

На какие специальности можно поступить бесплатно?

Существует достаточно большое количество специальностей в вузах, которые считаются непрестижными, поэтому конкурс на них небольшой.

Тенденции, конечно, со временем изменяются, но в целом такие профессии всегда есть.

Например, в каждом пятом-шестом крупном университете есть учительские специальности, который предполагают обучение с присвоением квалификации «учитель русского языка». А есть другое отделение, закончив которое можно получить диплом уже не учителя, а филолога или журналиста. Конечно, более престижными считаются последние две профессии, поэтому и конкурс на бюджет на них больше.

То же самое можно сказать относительно других профессий: зоотехника, специалиста по социокультурной деятельности, библиотекаря и прочее. Здесь поступить на бюджетное место выпускнику школы со средним баллом ЕГЭ будет совсем нетрудно.

А вот, например, стать юристом или экономистом бесплатно будет гораздо труднее. А уж специалистом по международному праву - и подавно…

Что такое целевое место?

Впрочем, существует еще одна возможность бесплатно. Связана она с поступлением на так называемое «целевое» место.

О чем идет речь? О том, что между работодателем потенциального абитуриента и вузом заключается договор, согласно которому работодатель оплачивает обучение молодого студента, а потом он вправе требовать, чтобы специалист проработал у него определенное количество лет. Часто таким работодателем выступает само государство в лице министерств и ведомств, которые нуждаются в специалистах определенного рода подготовки.

Например, нужны для субъекта федерации врачи (их сейчас острая нехватка). На этот субъект выделяется квота в 30-70 целевых мест. и обучается наравне с остальными студентами, однако после получения диплома он обязан отработать несколько лет в государственных медицинских учреждениях того субъекта, благодаря которому он и получил свое целевое место.

В противном случае студент обязан возместить расходы государству по своему обучению в полном размере.

Можно ли получить бесплатно профессиональную переподготовку?

Некоторые молодые люди, уже имеющие высшее образование, со временем понимают, что профессия их не устраивает.

Но они уже один раз в своей жизни получили высшее образование бесплатно. У них возникает потребность пройти профессиональную переподготовку с заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Возможно ли такое? Да, возможно, однако если бюджетные места в вузах все-таки пока еще сохранились, то дополнительное профессиональное образование предлагается исключительно как платный вид образовательной услуги. Поэтому у такого человека, по сути дела, два пути решения его проблемы.

Первое решение: оплачивать свое обучение самостоятельно.

Второе решение: попробовать, чтобы оплатил работодатель.

На самом деле есть такие случаи, когда работодатели заинтересованы в том, чтобы повысить уровень профессионального мастерства своих работников и даже дать им возможность получить право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Этим и можно воспользоваться, чтобы получить диплом о профессиональной переподготовке бесплатно.

Можно ли получить второе высшее образование без оплаты?

К сожалению, по закону об образовании нашей страны второе бесплатное образование в вузе получить невозможно. Государство гарантирует только получение одного образования. Сразу оговоримся, что речь не идет о продолжении обучения, например, в магистратуре или аспирантуре.

Но дважды бесплатно отучиться на бакалавриате или дважды пробыть в магистратуре уже, увы, не получится. Это касается даже тех случаев, когда платным являлось получение и первого высшего образования.

Есть ли возможность перевестись с платного отделения на бесплатное?

Многие студенты, которые поступают на платные отделения вузов, жалея свои материальные средства, а иногда просто не имея их в достаточном количестве, стремятся перевестись с платного отделения на бесплатное.

Таким образом, они хотят получить высшее образование бесплатно, только начиная не с 1 курса, а чуть повыше.

Возможно ли такое?

В целом это возможно, однако здесь есть определенные нюансы, которые нужно знать.

Во-первых, бюджетное место студент-платник может получить, только если в вузе есть вакантные бюджетные места. Проще говоря, если кто-то из студентов-бюджетников был отчислен. Далее необходимо, чтобы его перевод был согласован с куратором группы, деканом факультета. Многие вузы прописывают правила перевода с платного отделения на бюджет, указывая, что такой студент-кандидат на бюджетное место должен быть отличником или хорошистом, должен показывать себя с лучшей стороны, о нем положительно должны отзываться его преподаватели и т. п.

Если было получено среднее образование бесплатно, можно ли поступить в вуз на бюджет?

Да, такая процедура возможна. Средне-специальное и средне-профессиональное образование не помешают молодому человеку продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Более того, выпускники колледжей сегодня имеют возможность, которой лишены выпускники школ: они могут поступать вузы без ЕГЭ, сдавая только приемные экзамены.

Более того, практика показывает, что такие абитуриенты получают более высокие баллы на вступительных экзаменах, чем выпускники школ, поэтому у них больше шансов получить бюджетное место.

Что может помочь абитуриенту получить бюджетное место?

Ну, во-первых, хорошие знаний в области тех наук, которые ему придется изучать. Высокий ЕГЭ для современного выпускника школы - это «настоящий билет» не только на бюджетное место, но и в престижный вуз.

Во-вторых, абитуриенту нужно проявить настоящую смекалку, изучить внимательно все те специальности, которые предлагаются в вузах, узнать, какой конкурс на этих специальностях и т. д.

В-третьих, абитуриент должен хорошо знать свои права. Сейчас нередко члены приемных комиссий с подачи руководителей вузов отказываются принимать документы на бюджетное обучение по надуманным причинам. Делается это для того, чтобы не допустить к бюджетному обучению «людей с улицы». Поэтому сам абитуриент и его родители должны твердо знать все свои права и уметь отстаивать их.

Существуют ли иные возможности добиться бюджетного места?

В основном все пути к бюджетному месту были нами перечислены выше. Существует, правда, еще несколько способов. Например, есть бесплатные конкурсы министерства образования. Призом за победу в них часто становится право на бюджетное место в том или ином вузе. Также в редких случаях вуз может принять перспективного студента не на бюджетное место, а на место, которое он сам будет финансировать из своих внутренних средств.

Таким образом, в целом все зависит от воли самих руководителей вузов и ответственного секретаря приемной комиссии.

Какие выводы можно сделать?

На основе вышесказанного можно заключить, что получить образование бесплатно в современных условиях возможно. Однако для этого необходимо приложить немало усилий. Нужно и иметь высокие показатели в учебе, уметь ориентироваться на современном рынке труда, грамотно выбирать подходящую специальность и подходящий вуз.

По сути дела, сегодня, несмотря на значительные достижения прогресса, человеку, мечтающему о знаниях и ученой степени, также трудно доказать свою состоятельность, как во времена М. В. Ломоносова. Что только не пережил русский гений, чтобы получить должную степень образования: и лишения, и голод, и холод. Между тем, он тоже учился за казенный счет, то есть, говоря современным языком, занимал бюджетное место.

Его пример доказывает, что тот, кто хочется учиться, сможет получить высшее образование бесплатно. Поэтому все в наших руках: наши успехи, и наши поражения. Нужно просто смело идти вперед и ничего не бояться.

Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий , и количество аудиторных часов у них очень невелико.


Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам - контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.


Если студент не сдал работу вовремя - его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя - кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.


Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя - форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.


В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий . В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными - сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.


Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.


На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и .

Что такое установочная сессия

Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» - никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Также в это время решается ряд административных вопросов - таких, как выдача зачеток и студенческих; запись в библиотеку вуза и получение учебников; выборы или назначение старосты и так далее.


Во время установочных сессий проводятся лекции и практикумы по всем предметам, которые предстоит сдавать в зимнюю сессию. Занятия по каждому курсу обычно начинаются с организационной вводной части, во время которой преподаватель:


  • рассказывает о том, в какой форме будет проходить экзамен или зачет;

  • объясняет, какие контрольные работы или рефераты надо будет сделать и сдать в течение семестра;

  • дает список тем, которые надо будет освоить и вопросы к экзамену;

  • знакомит с основной и дополнительной литературой по курсу;

  • оговаривает, как и в какой форме можно с ним связаться для консультаций в случае возникновения вопросов.

Многие заочники считают установочные лекции необязательными для посещения (тем более что «санкций» за их пропуски обычно не бывает). Но лучше все-таки не прогуливать. На этих занятиях педагоги обычно достаточно четко дают понять, какой уровень требований будет предъявляться к контрольным работам и ответам на экзамене, акцентируют внимание на важных для них вопросах курса и т.д. И знание всех этих тонкостей в итоге позволит сэкономить время на подготовке.


Продолжительность установочной сессии обычно составляет одну-две недели.

Когда и как проходят сессии у заочников

Сессии , как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год . Как правило это зимняя и летняя сессии . Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии . Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.


Средняя продолжительность сессии на заочном - 3 недели, на старших курсах - до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.


Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:


  • лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;

  • сдачу экзаменов и зачетов;

  • установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.

Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю - не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.


Сколько лет учатся на заочном

В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени - и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения - больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет . При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.


На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются - поэтому часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет .

Стоимость обучения на заочном отделении

Студенты-заочники находятся в стенах вуза лишь в периоды сессии и работают в основном самостоятельно - соответственно и «себестоимость» их обучения гораздо ниже. Поэтому стоимость обучения значительно ниже - обычно за семестр заочники платят в 2-3 раза меньше , чем студенты очного отделения.


Сколько стоит заочное обучение в выбранном вами вузе, можно узнать, позвонив в приемную комиссию или же в разделе для абитуриентов на сайте вуза.

Можно ли учиться заочно бесплатно

Получение высшего образования в заочной форме на бюджетной основе возможно - по тем же правилам, что и на дневном или очно-заочном отделениях. Претендовать на бесплатные места могут только те, кто еще не воспользовался правом получить «вышку» за государственный счет. То есть люди, которые либо получают высшее образование впервые либо ранее учились на контрактной основе.


Несмотря на это, поступить заочно на бюджет достаточно сложно. Просто потому, что большинство бюджетных мест в вузах страны приходится на очников, на втором месте - студенты-вечерники. И даже в крупных государственных вузах бюджетный набор на заочное отделение может быть минимальным - или же отсутствовать вообще . И найти место, где по нужной специальности обучают на бюджетной основе удается далеко не всегда. А даже если удастся - конкуренция за немногочисленные бесплатные места может оказаться очень высокой.

Можно ли учиться заочно после 11 класса

Для заочной учебы нет никаких ограничений - первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы - однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза - его личное дело.


Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.


Какие льготы положены работающему студенту-заочнику

Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:



  • оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней - начиная с третьего курса);


  • оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);

  • раз в учебный год - оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;

  • на последнем курсе - сокращенная на 7 часов рабочая неделя , причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.

Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).


Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме , ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.

Какой диплом выдают после заочного

Несмотря на то, что многие уверены, что получать полноценные знания в заочной форме невозможно, такой способ получения знаний является абсолютно законным и «полноправным». Заочники, успешно освоившие учебную программу, получают такой же диплом о высшем образовании, как и все остальные студенты . При этом в самом дипломе форма обучения не указывается - эта информация с согласия студента вносится лишь во вкладыш. С таким дипломом можно занимать должности, требующие соответствующего уровня квалификации; поступать в магистратуру на любую форму обучения; поступать на второе высшее и так далее.


Имеют заочники право и на получение красного диплома , однако на практике это случается достаточно редко. Просто потому, что все-таки большинство совмещает учебу с полноценной работой, а в такой ситуации сложно демонстрировать только отличные знания на протяжении пяти лет подряд.


Преимущества и недостатки заочного обучения

Плюсов у заочного обучения достаточно много, и неудивительно, что эта форма получения образования достаточно востребована:

значительно ниже, а осваивать материал можно в удобном для себя темпе;

  • можно совмещать «заочку» с работой, уходом за детьми или параллельным обучением в другом вузе на очной форме;


  • стоимость обучения значительно ниже;


  • место учебы не привязано к месту жительства - ведь можно ездить на сессию в другой город;


  • отношение к заочникам обычно достаточно лояльное, и для получения зачетов по непрофильным предметам и сдачи экзаменов «на троечки» не придется особенно напрягаться;

  • в то же время если студент нацелен на получение знаний - преподаватели обычно идут ему навстречу, не отказывая в дополнительных консультациях, руководстве перспективной научной работой или возможности посещать «вольнослушателем» занятия на дневном или вечернем отделении;

  • к моменту получения дипломов большинство заочников уже имеют реальный опыт работы по специальности .

  • Но, разумеется, есть у заочного обучения и свои минусы. И главным из них является то, что полноценные знания в такой форме получить все-таки довольно сложно - это требует интенсивной самостоятельной работы, а на нее способны далеко не все студенты. Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению . Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии - не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.


    Кроме того, не каждую специальность можно получить в заочной форме . Есть целый ряд профессий, освоение которых требует огромного количества практики. Медицинские специальности, ветеринария, иностранные языки - заочных программ в этих направлениях просто не существует. Кроме того, Роспотребнадзор уже заявил о том, что в ближайшем будущем планируется отменить возможность получения первого высшего в заочной форме по целому ряду направлений, включая юристов, экономистов и менеджеров. Так что выбор доступных направлений для тех, кто хочет получить первое высшее в заочной форме может сократиться.



    Кроме того, к недостаткам заочной формы можно отнести:


    • увеличенныйсрок обучения;

    • очень неравномерное распределение сил - даже если выполнять все семестровые работы вовремя, нагрузка в периоды сессии будет «зашкаливать», а автоматы заочникам не ставят практически никогда;

    • необходимость совершенно самостоятельно осваивать большие объемы информации;

    • большинство студенческих льгот (проездные, скидки и т.д.) на студентов-заочников не распространяются, стипендий им не платят, места в общежитиях не предоставляют, кроме того права на отсрочку от армии такая учеба не дает;

    • при поиске работы выбор оказывается ограниченным - далеко не все работодатели готовы отдать предпочтение кандидату, который будет периодически уходить на сессии.

    Тем не менее, для большинства плюсы оказываются более существенными, и «заочка» остается очень востребованной формой обучения. И в большинстве случаев абитуриенты, выбирая между заочным и вечерним отделением, отдают предпочтение первому варианту.

    Есть мнение, что при заочной форме обучения невозможно получить достаточно полноценные знания. Заочная форма обучения считается очень простой или, как ее в народе называют, «халявной». Все это глубокое заблуждение. Заочное образование — это один из путей к высшему образованию, и он имеет рад достоинств.

    Самостоятельное обучение

    Конечно, дневная форма обучения всегда считалась в ВУЗах более престижной, при такой форме обучения студенты каждый день посещают занятия и получают, помимо теоретических знаний, практические навыки. А «заочники» обучаются в ВУЗе только два раза в год, на сессиях, где прослушивают лекции и сдают текущие экзамены. Все остальное время предоставлено для самостоятельного обучения, для поиска и чтения специальной литературы в библиотеках или в Интернете. Там же ищется литература для написания курсовых работ, рефератов, дипломных или контрольных работ. Поэтому веселая пословица о дивной жизни студентов «от сессии до сессии» скорее применима для «очников», чем для людей, обучающихся на заочных отделениях, так как регулярные прогулы лекций присущи студентам именно дневных отделений. Многие пропускают текущие лекции в надежде, что экзамены еще далеко, и занимаются более приятными делами, выпрашивая у отличников для списывания лекции или контрольные. Может, для них это и неплохо, вот только толку от такого обучения нет и в помине. Да и выбор ВУЗов для обучения на дневном отделении за многих учеников сделали родители еще в раннем детстве своих чад, когда их будущий студент еще ходил под стол пешком.

    А вот люди, принявшие решение получить образование заочно, более ответственно подходят к процессу обучения, потому что надеяться можно только на себя. Есть мнение, что только качественная подготовка студента к сессии принесет хорошие оценки. Но хорошими оценками считаются не только пятерки, в зачетке студента неплохо выглядят и четверки, и даже тройки. Это заблуждение, что «удовлетворительно» — плохой показатель. Сложно учиться на одни пятерки заочникам, ведь они вынуждены совмещать и учебу, и работу. Да и оценка их знаний у многих преподавателей весьма занижена, они принципиально не хотят ставить оценки выше троек. Но ведь важна не оценка, а полученные знания!

    Работа и учеба

    В обучении заочным методом существуют свои плюсы. Оно дает возможность совмещения работы с учебой. Это очень непросто, например, когда студент работает в сфере, связанной с творчеством, а учится на гуманитарном факультете. Студенты факультетов журналистики или филологии часто работают именно журналистами или в сфере образования. Эта работа отнимает много времени, ведь ежедневно приходится собирать необходимый материал для написания статей в различных изданиях, готовиться к проведению уроков, заниматься со школьниками. А еще нужно находить время для самостоятельной учебы, осилить большое количество необходимой литературы, написать контрольные работы до начала сессии, подготовиться к будущим экзаменам. Это трудно, но в этом есть и свои преимущества. Ведь учась на 2 или 3 курсе, будущий специалист уже имеет определенный багаж:

    • есть профессия и заработок;
    • накапливается опыт и трудовой стаж;
    • практика автоматически осуществляется на рабочем месте (потребуется лишь подпись руководителя на документах о прохождении практики).

    Плюсы для молодых мам

    Многие студенты заочных отделений, в отличие от учащихся-«дневников», рано или поздно создают свои семьи. И молодые жены тратят часть своего времени на создание уюта в доме. А любящий муж обязательно поможет в обучении своей жены, приняв на себя определенную часть домашних дел. И сообщение о наступившей беременности не должно испугать супругов: ведь при заочном образовании необходимость академического отпуска отпадает. Такой отпуск будет необходим только в случае, если срок родов приходится на сессию. Но даже в этом случае можно родить без отрыва от обучения, лишь пропустить один семестр, заранее предоставив в деканат соответствующий документ. Ну, а после родов придется быстро наверстать пропущенное. Да и многие преподаватели, да и сам декан часто идут навстречу беременным и мамочкам. Самое главное, не отрываться полностью от учебы, находить на нее время между покупкой подгузников и детского питания.


    Форма обучения — не самое главное

    Совсем не важно, какую форму обучения вы выберете: будет ли это дневная, вечерняя, заочная форма, главное – те знания, которые получит студент за время обучения. Преимуществ у специалистов, получивших образование на заочных отделениях, безусловно, больше, чем у тех, кто проходил обучение на дневном отделении. Они не только получают высшее образование, они уже имеют и опыт, и гарантированную работу. Ведь еще неизвестно, удастся ли после окончания ВУЗа найти работу по своей специальности молодому специалисту, который обучался на дневном отделении.

    Заочное обучение подразумевает получение знаний дома, совсем без посещения вуза не обойтись, но это всего по паре недель зимой и летом. Прослушать лекции, сдать экзамены и зачеты, все это кажется легко и просто. На самом деле от студента требуется высокая самоорганизованность, которая дома дается очень нелегко. Как учатся заочники, легко им или тяжело, могут поведать только те, кто прошел весь институтский курс без отрыва от работы.

    В вузы поступают далеко не все, не поступившим не стоит отчаиваться. У них есть возможность поступить на заочную форму обучения. Экзамены на заочку проходят позже, да и проходной балл зачастую ниже. А поступив, у студентов появляется возможность перевестись на очную форму. Некоторые абитуриенты целенаправленно подают документы на удаленную учебу, в основном это работающие люди. Для них такая учеба позволяет подняться по карьерной лестнице.

    Некоторые студенты дневных отделений завидуют тому, как учатся заочники, не вникая в нюансы обучения, а их достаточно много. Заочная форма обучения имеет как плюсы, так и минусы. Основное преимущество - это свобода практически во всем. Однако не следует забывать, что экзамены сдавать все равно придется, причем преподавателям, которых совершенно не знаешь. К плюсам можно отнести следующее:

    1. Студенты проходят обучение по индивидуальным учебным планам. Это зависит от целей и возможностей учащихся;
    2. Возможность учится и работать одновременно. Работодатели всегда идут навстречу своему работнику, желающему получить высшее образование.
    3. Некоторые вузы предоставляют своим студентам обучаться дистанционно, применяя интерактивные методы.
    4. Заочное обучение дешевле очного, а это немаловажный аспект для многих.
    5. Возраст не имеет ограничений, поэтому никогда не поздно повысить свой жизненный статус.
    6. Общение с однокурсниками во время сессии дает много положительных эмоций, люди делятся друг с другом своим опытом, помогают советами.

    Но не все так замечательно, у заочного обучения есть и минусы:

    1. Нет отсрочки от армии. Подойдет время призыва, и заочник отправится на службу.
    2. Студенческая бесшабашная жизнь остается за бортом. Во взрослой жизни даже вспомнить будет нечего.
    3. Весь курс обучения проходит практически наедине. Помощи ждать не приходится ни от преподавателей, ни от однокурсников.

    И все же плюсов у заочки больше, чем минусов. Современному занятому человеку такой вариант учебы подходит больше. К преимуществам можно отнести и некоторые льготы, которыми пользуются студенты-заочники. Им предоставляются дополнительные отпуска, один раз в год оплачивается проезд в вуз для сдачи экзаменов, при условии успешной учебы.

    Учиться заочно можно и в иностранном вузе. Этот вариант для тех, кто хочет получить диплом о втором высшем образовании, но не имеет возможности надолго выезжать за границу. Как учатся заочники в зарубежных вузах, в этой статье не рассматривается. Там много своих подводных камней. Вывод один - получить достойное образование можно в любом возрасте и в любом месте. Все зависит от желания и упорства будущих студентов.

    Люди, которые никогда не учились в ссузах и вузах и решили поступить в какое-нибудь учебное заведение, сталкиваются при изучении правил с множеством непонятных слов. Возникает огромное количество вопросов в этот период. Некоторые спрашивают: «Учиться заочно - это как?» Этим словосочетанием обозначается одна из форм обучения. Давайте посмотрим, что она собой представляет.

    Сущность заочного обучения

    Заочная форма создана специально для тех людей, которые не могут по какой-то причине учиться на дневном отделении, не имеют возможностей ежедневно посещать занятия. Причины могут быть самыми разнообразными: работа, наличие маленького ребенка, необходимость ухода за больным человеком и т. д.

    Необходимо самостоятельно изучать учебный материал, чтобы учиться заочно. Это довольно сложно, ведь человеку приходится самому разбираться в сложных темах. Студент в соответствии с осваивает определенные дисциплины и в конце пишет контрольные или курсовые работы. Затем все выполненные задания регистрируются до начала сессии в деканате. Они служат допуском к сдаче зачетов и экзаменов.

    Период сессии в учебном заведении

    Обучение заочно - это как? Рассматривая этот вопрос, стоит обратить внимание на сессию. Она в осеннем семестре начинается, как правило, в середине января, а в весеннем семестре - в мае-июне. Продолжительность этого периода составляет определенное количество дней. Например, сессия на заочном отделении может длиться 20-25 дней. Сессия состоит из блоков. В каждый из них включены:

    • установочные лекции;
    • лабораторные и практические работы.

    Завершается каждый блок зачетом, экзаменом или защитой курсовой работы. Стоит отметить, что сдача зачетов и экзаменов может проводиться в разных формах - в письменной, устной. Оценивают результаты преподаватели. Сдача зачетов и экзаменов может также представлять собой прохождение тестов. Правильность ответов оценивается компьютером.

    Оформление справки-вызова и справки-подтверждения

    Учиться заочно - это, как говорилось выше, самостоятельно в течение семестра осваивать учебный материал. В этот период у людей не возникает проблем с работой, а вот во время наступления сессии все меняется, ведь студенты начинают значительно чаще посещать вуз. В соответствии с законодательством, работающие люди на период сдачи зачетов и экзаменов имеют право оформить учебный отпуск. Как же его можно получить?

    Основанием для предоставления учебного справка-вызов. Студенты для ее оформления приносят справку с места работы в деканат образовательной организации на заочное отделение. Это, как следовало бы отметить, является не единственным нюансом. В конце сессии оформляется еще один документ. Он называется справкой-подтверждением. Данный документ необходим для того, чтобы работодатель мог удостовериться в том, что его сотрудник не находился на рабочем месте по уважительной причине.

    Что еще следует знать студентам?

    Многие люди думают, что учиться заочно - это как бы проще, чем на дневном отделении. На самом деле это не так. К учебе заочников предъявляется немало требований. Во-первых, все контрольные и курсовые работы оформляются по ГОСТу. Они распечатываются или пишутся от руки на листах бумаги формата A4. Те работы, которые пишутся не по правилам, не регистрируются деканатом, возвращаются студентам для внесения необходимых доработок.

    Еще один важный нюанс, о котором стоит знать, заключается в том, что на зачетах и экзаменах у студентов обязательно должны быть при себе документы, удостоверяющие личность, и зачетные книжки. При необходимости пересдать какой-либо экзамен необходимо взять в деканате специальный допуск для преподавателя.

    Дистанционные технологии

    С каждым годом возрастает количество учебных заведений, которые предлагают Это как бы усовершенствованная классическая форма. Под ней подразумевается изучение учебного материала по электронным учебникам, аудио- и видеолекциям. Для контроля знаний проводятся тесты, для связи с преподавателями используют вебинары, учебные форумы.

    У дистанционного обучения масса преимуществ:

    • обучающийся сам составляет свой график учебы - выбирает наиболее удобные дни и время для изучения учебного материала, предусмотренного образовательной программой;
    • в некоторых образовательных учреждениях экзамены и зачеты предусмотрены в виде тестов, которые можно в спокойной обстановке сдать дома (т. е. у студентов нет необходимости ехать в вуз на сессию);
    • есть даже такие учебные заведения, которые предусмотрели возможность дистанционного поступления и защиты дипломной работы.

    Итак, мы разобрались в актуальном для многих людей вопросе: «Заочная форма обучения - как это?» Получать образование таким способом довольно выгодно. Во-первых, людям не приходится бросать свою работу. Во-вторых, во многих вузах теперь можно выбирать дистанционное обучение на заочной форме. Это еще более удобно для студентов, ведь весь материал люди изучают в оптимально подходящее для них время.



    top