Луна спутник земли для детей. «Путешествие на Луну»

Луна спутник земли для детей. «Путешествие на Луну»

Детям о Луне рассказывать очень интересно, так как она притягивает их каким-то магическим образом. Мой ребенок очень ярко реагировал на Луну, еще когда я возила его в коляске. И конечно же сейчас, когда он серьезно увлечен космосом, я хочу рассказать ему о его любимице Луне. Не пугайтесь, все что мы будем “изучать” я преподнесу в игровой форме, и скажу честно, это еще больше увлекло моего ребенка в космическое пространство. Выбраться бы потом из этой темы.

Литература для занятия “Детям о Луне”

Но чтобы дойти до желаемой Луны, нам нужно выйти за пределы планеты Земля. Что окружает нашу планету? Правильно, атмосфера. Мы ведь не раз уже читали о ней, но понятно ли ребенку 3-4 лет, что это такое?

Конечно же информация необходима, ещё лучше, когда она представлена в книгах с хорошими наглядными иллюстрациями. Хорошо, начнем с теории. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Атмосфера является защитным слоем планеты, защищая ее обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения.

В детских энциклопедиях даже даются названия первых двух слоев, а значит вперед мы не забегаем. Хотя я помню, что эту тему мы изучали в школе примерно с 5-го класса. Итак начнем, уверена, что мне удастся объяснить Александру, которому сейчас 3 года 10 месяцев: что такое атмосфера и как она защищает нашу землю.

Очень наглядное описание атмосферы, где в слоях ребенок видит летающий самолет, метеозонд, космические аппараты мы нашли в энциклопедии “Вселенная 3D”.

Обратите внимание на прекрасную книгу Левитана Звездные сказки , в которой героиня подружилась с Луной и звездами. Чтиво прекрасно подходит для детей дошкольного возраста. А для ребят 6-8 лет советую к прочтению Сказочные приключения маленького астронома от того же автора.

Затем перешли к нашей любимой серии “Самая первая энциклопедия”, на этот раз “Планета Земля”. Я не раз писала, что эта серия мне кажется очень удачной для начинающих, она очень доступна в языке написания, красочна и с большими буквами. Большинство текста в книгах этой серии Александр читает сам, что для меня является неоспоримым плюсом. В этой книге тема атмосферы представлена во всём разнообразии, развороты: воздушное покрывало Земли, настроение атмосферы, облака плывут по небу.

В книге Чудесная планета из серии “Твоя первая энциклопедия”, на этот раз от Махаон, также нашлась информация, и не только об атмосфере, но и по теме Луна. А именно о приливах и отливах.

Думаю, что теории достаточно, теперь нужно донести всё это до ребенка, которому сейчас 3 года 10 месяцев. Начнем?

Атмосферу планеты Земля можно объяснить ребенку на примере варенного яйца. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком.

Макет атмосферы Земли

Дальше делаем с ребенком наглядный макет атмосферы Земли. У нас это заняло часть вечера. Конечно было бы красивее использовать крышки от обувных коробок, но у нас обувь так не хранится, поэтому я взяла коробки от кукурузных хлопьев.

Ребенку необходимо увидеть все слои атмосферы. Дошкольнику показать их родители могут с помощью макета. Школьники смогут создать макет сами.

Ну а теперь более подробно снизу вверх:

Мезосфера (50-85км):
Здесь сгорают метеоры не долетая до Земли (осколки комет, астероидов)
Карман – это условная граница между атмосферой Земли и космосом (85-100км)
Термосфера (100-690км):
Здесь происходят полярные сияния и летают космические аппараты.

И добро пожаловать в экзосферу , которая расположена выше 690км.

Вся информация была взята с Википедия .

Теперь Александр с легкостью мог ответить на эти вопросы.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

(По А. Матутиа)

Переходим непосредственно к Луне, прочитываем об этой красавице в книге

В книге

В книге

И в книге Вселенная

Мое описание всех этих книг находится в и .

Опыты Кратеры на Луне

Ну вот теперь можно приступать к играм. Сначала мы решили провести опыт и сделать кратеры на Луне. Было очень весело, ребенок узнал получше о реакции соды с уксусом.

Нам понадобилось:

  • Блюдо с содой (это Луна);
  • уксус (у нас 5%);
  • красители (добавила в уксус);
  • пипетка.

Пипеткой Александр до этого не работал, ну нет в Доминикане этих пипеток и я немного переживала как у него получится, но всё вышло как по маслу. Конечно же использование пипетки это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то что не должно разлиться, то и аккуратности.

Начинаем делать кратеры. А они шипят и пузырятся.

Александр наблюдал за этим действием с большим интересом.

Ну вот, художник сообщает, что шедевр готов.

И тут же спрашивает:

– Мамочка, а можно теперь я сделаю что хочу?
– Конечно можно, это же твоя Луна – отвечаю я.

И Александр выливает оставшийся синий уксус наблюдая за бурлением самого большого кратера.

А затем набирает горсть соды и бросает ее в желтый уксус.

Вот это восторг!!! Эксперименты закончены, теперь очередное веселье – мытье под краном всех материалов.

Из прочитанных книг мы уже знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у нее нет от них защиты.

Увидеть нам это наглядно поможет:

  • Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку и даже сухой цемент). Луна покрыта слоем пыли и так было бы еще наглядней, но мы играли в квартире. Конечно же выбирая материал нужно в первую очередь думать о безопасности ребенка.
  • Камни (у нас декоративные разных размеров и форм).

Александр из состояния стоя, чтобы был хороший разгон у камня, роняет его в песок.

Мы сразу замечаем выемки в песке напоминающие кратеры. И вот что у Александра получилось в итоге.

Астрономия для детей – фазы луны

Затем мы начали разрабатывать план как понять почему Луна в небе видна не всегда одинаковой формы. Вырезав из картона фазы луны, я попросила Александра их раскрасить, он с энтузиазмом взялся за дело.

В книгах мы уже прочли, что Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Соотнося наши модели солнца и Земли с Луной, увидели как происходят лунные и солнечные затмения. Когда наши “луны” подсохли, я попросила Александра попробовать разложить их самому. Я чувствовала что он сможет, информации для этого было дано достаточно. Единственное, что я ему подсказала, что новолуние должно быть около солнца.

После того как он всё разложил, Александр стал ходить по кругу называя фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и теперь на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны и опять новолуние. Он сделал кругов 5-6, ему нравилось называть их как если бы это была какая-то считалочка.

Я думаю, что ребенок хорошо понял материал.

И всё же я хотела, чтобы Александр запомнил фазы луны навсегда. Мы сделали с ним отличную аппликацию, которая теперь висит у нас перед обеденным столом. Делали мы её вместе, обсуждая. Итак, если серп в небе похож на буквы С, то луна “старая” убывающая, если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

И ребенок понял! Около 5 вечера мы вышли для занятий спортом на террасу, а в небе была видна луна. Александр тут же сообщил:

– Мамочка, смотри, это растущая луна. Осталось совсем чуть-чуть до полнолуния!

Когда мы вернулись домой, я быстро установила в моем шкафу (это самое темное место у нас дома) “сцену” для нашего следующего представления.

Мне понадобилось:

  • Фонарик (это Солнце, я повесила его на палку);
  • большой мячик (Земля);
  • маленький мячик (Луна);
  • человечек из Лего (прикрепила к мячу пластилином).

Начала я с вопроса:

– Луна видна на небе только ночью?
– Нет, мы только что видели её в голубом небе, – ответил Александр.
– Но почему это бывает не всегда? Тебе интересно? Давай посмотрим.

Сначала посмотрим когда у нашего человечка день и ночь. Вспоминаем, что сутки это один оборот Земли вокруг своей оси.
Человечек вверху – это день. Человечек внизу – это ночь.

Теперь начнем с новолуния. Когда Луна сверху человечка, то хотя он и смотрит наверх, но видит только её темную часть.

Уже через два дня Луна сдвигается и человечек может наблюдать её узенький освещенный кусочек. С каждым днем кусочек будет увеличиваться и увеличиваться. Эта фаза растущая Луна. С каждым днем появление Луны из-за горизонта будет более поздним и вот она уже выходит на небо в полдень. Именно эту фазу Луны можно увидеть с Земли днем. Именно этот момент мы застали с Александром на террасе.

Конечно же мы провели наш теннисный мячик – Луну по всем фазам, это очень наглядно показало ребенку как от освещения Солнцем меняется фаза Луны. Но я не буду увеличивать объем данного поста моими фотографиями, а просто дам ссылку на сайт где была взята мною эта идея. Думаю, что многим из вас знаком автор Татьяна Пироженко по книгам “Клуб почемучек” и в посте Почему Луну видно днем? можно посмотреть полностью её объяснение с фотографиями на тему “фазы Луны”.

Ну и чтобы закончить с Луной мы поговорили о том, почему когда мы видим половинку круга в небе, это называется четвертью. Наглядно ребенок понимает это очень быстро. Я спросила у Александра:

– Когда мы видим полнолуние, то это целая Луна или ее половинка?
– Целая, – ответил ребенок.
– Давай с тобой вспомним, что Луна всегда повернута к Земле только одной стороной. Мы с тобой читали, а потом делали опыт, где мальчик видел только одну сторону Луны.

Я взяла яблоко и попросила ребенка представить, что это целая Луна, затем я разрезала его пополам.

– Сколько у нас на тарелке яблока?
– Половина.
– Также выглядит наша Луна, когда мы видим полнолуние?
– Да.
– Значит какую часть Луны мы видим на самом деле в полнолуние?
– Половину.
– Очень хорошо, а теперь я возьму половинку круга и объясню тебе почему эту фазу Луны называют первой четвертью.

Я разрезаю яблоко на 4 части.

– Сколько нам нужно оставить на тарелке, чтобы выглядело как наша Луна?

И Александр с легкостью отложил одну четвертинку.

Как советует Татьяна Пироженко, я выдала ребенку сыпучий материал (20 бусинок) и попросила его, чтобы он разложил их в 4 емкости в равных частях.

Затем положила перед Александром половинки Луны, мы же знаем, что из них получится одна целая. И попросила его поставить части с бусинками так, чтобы они все были задействованы как одно целое.

Теперь каверзный вопрос:

– А как мы распределим бусины если я положу перед тобой полнолуние и первую четверть луны?

Всё, ребенок усвоил тему!!!

Мультфильмы про Луну для детей

Причем единственный. Как прекрасно светит она по ночам. Но не будем о романтике. Здесь мы расскажем вам несколько интересных фактов о луне.

1. Луна — второй по яркости объект в солнечной системе, после самого Солнца. Кроме того Луна является самым близким к солнцу спутником планеты, так как у Меркурия и Венеры, которые идут перед нашей Землей, спутников нет вообще.

2. Слово Луна происходит еще от праславянского слова «Luna», что переводится как «Светлая».

3. Благодаря гравитационной силе Луны на происходят приливы и отливы.

4. Сегодня многие мошенники пытаются нажиться на Луне. Они продают участки на Луне и дают вам сертификат, в котором говорится, что вы имеете право заселить несколько соток лунного пространства. Но даже, если начнется заселение луны, то такой сертификат не будет иметь никакой юридической силы и будет считаться недействительным.

5. Благодаря тому, что на луне нет ветров и влажности (не более 0,1%), на луне до сих пор остаются все следы оставленные десятки лет назад, например следы астронавтов. И эти следы будут оставаться там еще миллионы лет, если к этому времени Луну не заселят.

6. Солнечное затмение происходит в нашей жизни довольно часто, а вот застать лунное затмение там где вы находитесь практически нереально. Такой шанс предоставляется 1 раз в несколько сотен лет.

7. Из-за того, что на луне нет атмосферы, день и ночь сменяются мгновенно, т.е. нет никаких сумерек.

8. Луна потихоньку удаляется от земли. С каждым годом она удаляется, т.е. расширяет свою орбиту на 4 сантиметра. Ученые установили, что 4,6 млрд лет назад Луна находилась на расстоянии 22500 км от Земли. Сейчас это расстояние составляет 450000 км.

9. Как уже говорилось выше, на Луне нет влаги и почва там абсолютно сухая, поэтому там ничего не может расти. Но образцы лунной почвы, привезенные на Землю показывают, что лунная почва вполне пригодна для выращивания растений.

10. Темные пятна, которые мы можем видеть на Луне называются Лунными морями. Всего там 17 морей, 1 океан (океан бурь) и 4 залива. Но несмотря на это, как уже было сказано выше, воды там нет и все эти моря пустые. Раньше считалось, что там действительно были моря, но позже эта версия была опровергнута. Лунные моря представляли собой низменности, заполненные базальтовой лавой, но теперь эта лава уже давно затвердела. Кстати Неил Армстронг, который первый ступил на поверхность Луны, приземлился как раз на поверхность одного из морей, которое было названо Море Спокойствия.

11. После того как члены Экипажа «Апполон-11» прибыли с Луны на Землю, то им пришлось проходить таможню. В графе «Задекларированный груз» значились лунные камни и лунная пыль.

12. Экипаж корабля «Апполон-15» в 1971 году установили на луне что-то вроде памятника погибшим космонавтам, а именно алюминиевую фигурку в скафандре и табличку с именами 14 погибших космонавтов. Среди них также числился наш Юрий Гагарин.

БЕСЕДЫ О ЛУНЕ.

Цель: Продолжать знакомить детей с космосом. Расширить знания о естественном спутнике Земли – Луне. Пополнить словарь детей новыми словами по теме. Воспитывать любознательность, сообразительность, интерес к космосу.

( материал можно использовать на занятиях,во время утренних,вечерних бесед).

Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет. (Луна)

Луна входит в состав солнечной системы. Она все время движется вокруг Земли. За это Луну даже прозвали спутником Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник?

(Человек, который вместе с кем-то совершает путь.)

переносное значение

(То, что сопутствует чему-то, появляется вместе с чем-то.)

Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться.Луна гораздо меньше Солнца и меньше Земли. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.

Дело в том, ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер – это движение воздуха. Если бы на Луне дул ветер, то эти следы… Давайте посмотрим, что с ними произошло бы. Как можно создать ветер? Верно, подуть.(Дети дуют, следы исчезают) . Теперь взглянем на соседний лист. Вследствие того, что на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда.

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле (ставит пластилиновые горы) на макет и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.

Опыт:

Воспитатель раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с “лунной пылью” (песок или мука ). От падения камней образуются ямки.

На Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?

Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (показывает на стол или что-то другое). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.

Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием

Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой (помещает на фланелеграф изображение следующей лунной фазы). Еще через несколько дней – вот такой (помещает изображение четверти растущей Луны). Если провести вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р, то значит, что сейчас Луна растет.

Утром вижу из окна,
В небе ранняя Луна.
Чтоб ее нам отличить,
Нужно к полукругу
Нам приставить палочку,
Букву Р там получить.

Еще через некоторое время мы видим Луну такой (помещает изображение полной Луны) Такой вид Луны называется полнолунием . Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид (помещает на фланелеграф изображение четверти убывающей Луны) . Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид (помещает изображение следующей фазы Луны). Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

Плыл по небу Лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.
(Г. Сапгир)

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

(Р. Алдонина).

Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Ее можно наблюдать даже невооруженным глазом, а в небольшой бинокль на поверхности Луны можно заметить темные протяженные пятна, которые были названы морями.

Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. Он выяснил, что моря – это равнины более темного оттенка, чем другие области, которые назвали материками. На материках много кратеров, образовавшихся после падения метеоритов.

Астрономы дали названия лунным хребтам и горным цепям. Как и на Земле, они назвали их Апеннинами, Кавказом, Альпами. На карте Луны появились Океан Бурь, Море Кризисов, Море Спокойствия, Море Дождей. Кратеры получили имена земных ученых: Коперника, Кеплера, Тихо Браге. Объекты на обратной стороне Луны, сфотографированные космическими зондами, получили имена современных ученых и космонавтов.

На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днем температура достигает +120 градусов, ночью – мороз -170 градусов.

Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.

Как возникла Луна? Есть три версии, объясняющие происхождение нашего спутника. В ХIХ веке астроном Джордж Дарвин предположил, что Луна и Земля сначала были одной расплавленной массой, которая разорвалась на две части.

Другие ученые выдвинули версию, что первоначально Луна была астероидом, который был захвачен притяжением Земли и стал ее спутником. Отечественные ученые во главе с О.Ю. Шмидтом в середине ХХ века разработали гипотезу, что Луна и Земля образовались из облака мелких частиц.

ЗАГАДКИ.

Над домами у дорожки.

Висит кусок лепешки.

(Луна).

Над бабушкиной избушкой.

Висит хлеба краюшка.

Собака лает,

А достать не может.

(Месяц).

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат – советский зонд «Луна-1». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник.

«Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты – луноходы, которые управлялись с Земли по радио. «Луноход-1» проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев. «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.

Конечно, самоходные аппараты на Луне – значительное достижение науки. Но человеку хотелось большего – самому ступить на поверхность спутника Земли. В 1962 году американцы начали подготовку к пилотируемому полету на Луну. Американские конструкторы разработали наилучшую траекторию полета к Луне, облет ее и возвращение на Землю. 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполлон-8», командиром которого был Фрэнк Борман, достиг орбиты Луны и совершил 10 витков вокруг нее.

В июле 1969 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Сатурн-5», которая вывела на околоземную орбиту «Аполлон-11». Командиром корабля был Нейл Армстронг. 19 июля «Аполлон-11» вышел на лунную орбиту. Астронавты Армстронг и Олдрин пересели в лунный модуль «Орел» и начали снижаться. В 21 час по среднеевропейскому времени астронавты прилунились в Море Спокойствия. Олдрин и Армстронг ступили на поверхность Луны. Это было самое дальнее путешествие человека в космосе.

Там, на Луне, на Луне,

На голубом валуне.

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной.

Шар голубой, шар земной.

Очень красиво всходит и заходит!

(Ю. Михайлов).

Всего на Луне побывало 12 астронавтов в составе шести экипажей. Они доставили на Землю для изучения более 300 килограммов лунной породы. В последних экспедициях астронавты передвигались по Луне на четырехколесных электромобилях. «Аполлон-17» стал последним пилотируемым земным кораблем, совершившим посадку на Луне

Краткие сведения о Луне
Радиус Луны = 1 738 км
Большая полуось орбиты = 384 400 км
Орбитальный Лунный период = 27,321661 суток
Эксцентриситет орбиты = 0,0549
Наклон орбиты Луны к экватору = 5,16
Температура поверхности Луны = от - 160° до +120° С
Лунные сутки = 708 часов
Расстояние от Земли до Луны = 384400 км

Единственный естественный спутник Земли.

Римляне называли нашу спутницу Луной, греки - Селеной.

Луна была известна с доисторических времен. Это второй самый яркий объект в небе после Солнца. Поскольку Луна обращается по орбите вокруг Земли раз в месяц, угол между Землей, Луной и Солнцем изменяется; мы наблюдаем это явление как цикл Лунных фаз. Период времени между последовательными новыми лунами составляет 29.5 дней (709 часов).

Благодаря ее размеру и составу Луну иногда относят к планетам земной группы наряду с Меркурием, Венерой, Землей и Марсом.

Впервые Луну посетил Советский космический корабль Луна - 2 в 1959 году. Это единственное неземной тело, на котором побывал человек. Первая посадка произошла 20 июля 1969 года; последняя - в декабре 1972 года. Луна также единственое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю.

Гравитационные силы между Землей и Луной вызывают некоторые интересные эффекты. Наиболее очевидный из них - морские приливы и отливы. Гравитационное притяжение Луны более сильное на той стороне Земли, которая поветнута к Луне, и более слабое на противоположной стороне. Поэтому поверхность Земли, и особенно океаны, вытягиваются по направлению к Луне. Если бы мы взглянули на Землю со стороны, мы увидели бы две выпуклости, и обе они направлены в сторону Луны, но находятся на противоположных сторонах Земли. Этот эффект намного более силен в океанской воде, чем в твердой коре, так что выпуклость воды больше. А так как Земля вращается намного быстрее, чем Луна перемещается по своей орбите, перемещение выпуклостей вокруг Земли один раз за день дает две высших точки прилива в день.

Обратная сторона Луны

Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что Луна совершает один оборот вокруг своей оси за то же самое время (27.3 суток), что и один оборот вокруг Земли. А поскольку направление обоих вращений совпадает, противоположную ее сторону с Земли увидеть невозможно.

Впервые астрономам удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 г., когда советская станция "Луна-3" пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть ее поверхности. Обратная сторона Луны представляет собой идеальное место для астрономической обсерватории. Размещенным здесь оптическим телескопам не пришлось бы пробиваться сквозь плотную земную атмосферу. А для радиотелескопов Луна послужила бы естественным щитом из твердых горных пород толщиной 3500 км., который надежно прикрыл бы их от любых радиопомех с Земли.

Толщина коры Луны в среднем составляет 68 км, изменяясь от 0 км под лунным морем Crisium до 107 км в северной части кратера Королева на обратной стороне. Под корой находится мантия и, возможно, малое ядро (радиусом приблизительно 340 км и массой, составляющей 2% массы Луны). В отличие от мантии Земли мантия Луны только частично расплавленная. Любопытно, что центр масс Луны располагается примерно в 2 км от геометрического центра в направлении к Земле. На той стороне, которая повернута к Земле, кора более тонкая.

Поверность Луны

Поверность Луны можно разделить на два типа: очень старая горная местность с большим количеством вулканов и относительно гладкие и более молодые лунные моря. Лунные моря, которые составляют приблизительно 16% всей поверхности Луны, - это огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Большая часть поверхности покрыта реголитом - смесью тонкой пыли и скалистых обломков, пролученных из столкновений с метеорами. По непонятной причине лунные моря сконцентрированы на обращенной к нам стороне.

Большинство кратеров на обращенной к нам стороне названо по имени знаменитых людей в истории науки, таких как Тихо Браге, Коперник и Птолемей. Особенности ландшафта на обратной стороне имеют более современные названия типа Аполлон, Гагарин и Королев - в основном это русские названия, так как первые снимки были сделаны Советским кораблем Луна-3. В дополнение к этим особенностям на обратной стороне Луны расположен огромный бассейн кратеров величиной 2250 км в диаметре и 12 км глубиной - это самый большой бассейн, появившийся в результате столкновения, в Солнечной системе, и Orientale в западной части видимой стороны (его можно видеть с Земли; на снимке справа - в центре), который является отличным примером много-кольцевого кратера.

Как появилась Луна

До того, как Аполлон собрал образцы, ученые ничего не знали о том, кoгда и как образовалась Луна. Было три принципиальных теории: Луна и Земля сформировались в одно и то же время из Солнечной Туманности; Луна откололась от Земли; Луна сформировалась в другом месте и впоследствии была захвачена Землей. Но новая и детальная информация, полученная путем детального изучения образцов с Луны, привела к следующей теории: Земля столкнулась с очень большим объектом (столь же большим, как Марс, или даже больше) и Луна сформировалась из выбитого этим столкновением вещества. Есть еще детали, которые требуют доработки, но именно эта теория столкновения на сегодняшний день является широко принятой.

Луна не имеет магнитного поля. Но некоторые из горных пород на ее поверхности проявляют остаточный магнетизм, что указывает на то, что, возможно, в ранней исторри у Луны было магнитное поле.

Не имеющая ни атмосферы, ни магнитного поля, поверхность Луны подвержена непосредственному воздействию солнечного ветра. В течение 4 миллиардов лет водородные ионы из солнечного ветра внедрялись в реголит Луны. Таким образом, образцы реголита, доставленные Аполлоном, оказались очень ценными для исследования солнечного ветра. Этот лунный водород также может быть использован когда-нибудь как ракетное топливо.

Луна — ближайшее к нам космическое тело, самый заметный объект на ночном небе. Не удивительно, что он еще и самый изученный и единственный, на поверхность которого ступала нога человека. Однако нельзя сказать, что о Луне известно все. Часть своих тайн она по-прежнему не раскрыла. Некоторые интересные факты о Луне имеют общепринятое объяснение, но периодически получают альтернативную интерпретацию.

Характеристики ночного светила

Луна - единственная спутница нашей планеты. Она совершает один оборот вокруг Земли примерно за 27,32 суток. При этом орбита спутника имеет несколько вытянутую форму. Среднее расстояние, которое отделяет нас от ночного светила, составляет чуть менее 400 тысяч километров. Самые значительные факты о Луне для детей - это, пожалуй, смена фаз и то, что до нее можно долететь. Взрослые астрономы-любители всех времен и народов интересовались ее происхождением, влиянием на погоду Земли и на судьбы людей.

Легенды о Луне

Спутник Земли - герой многих мифов. Часть из них объясняет появление Луны на небе, другая рассказывает, что стало причиной смены фаз. Почти все народы среди прочих чтили и персонификацию Луны, бога или богиню. В греческой мифологии это была в первую очередь Селена, именем которой впоследствии назвали науку, изучающую спутник Земли (селенология).

Легенды о Луне, объяснявшие, почему она то полная, то превращается в месяц, часто были связаны с трагическими событиями в жизни светила. У балтов Луну за измену прекрасному Солнцу наказал грозный бог-громовержец Перкунас, разрубив ее на части. В Сибири известен миф о том, как ночное светило спустилось на Землю и было поймано злой колдуньей. Солнце попыталось вырвать Луну из рук ведьмы, но в результате она порвалась на две части.

Существовали и многочисленные сюжеты, объяснявшие хорошо заметные пятна на лике светила. У одних народов это человек, сосланный в наказание, у других - зверь, живущий на Луне.

Поразительное совпадение

Множество легенд объясняет и солнечные затмения. Сегодня, перечисляя интересные факты о Луне, ее роль в этом феномене часто опускают как общеизвестную. Тем не менее, именно затмение наглядно демонстрирует один любопытный момент: сочетание расстояния от Солнца до Луны и от ночного светила до Земли и размера Луны будто специально подобраны. Будь воплощение древнегреческой Селены расположено чуть дальше или ближе, или если бы его размер был иным, мы бы либо не знали, что такое полное затмение, либо не имели возможности любоваться солнечной короной. Луна «висит» именно так, чтобы дневное светило периодически полностью помещалось за ней, демонстрируя лишь красивое обрамление.

Более того, удивляют и числовые значения параметров: расстояние от Земли до Луны составляет, как уже отмечалось, примерно 400 тысяч километров, и это в 400 раз меньше, чем до Солнца, причем само ночное светило уступает дневному по размеру тоже в 400 раз. Эти факты о Луне часто используются в качестве доказательства теории ее искусственного происхождения.

Гипотеза

Подобное мнение в 60-х годах прошлого века высказали Михаил Васин и советские ученые. Свою теорию они подкрепляли сведениями о том, что все кратеры, в огромном числе покрывающие поверхность спутника, при разной площади имеют примерно одну и ту же глубину - не больше трех километров. Связано это может быть с наличием твердой структуры, располагающейся под поверхностью ночного светила.

Сегодня в различных статьях в сети гипотеза об искусственном происхождении спутника относится в перечень под названием «Секретные факты о Луне». Однако общепризнанной на данный момент считается теория, предполагающая «земное начало». Согласно ей, примерно 4,5 миллиарда лет назад наша планета столкнулась с космическим объектом, размерами подобным Марсу. Он выбил кусок материи, который впоследствии и стал спутником. В споре, однако, еще не поставлена последняя точка: имеющейся информации пока недостаточно, чтобы уверенно утверждать, что все происходило именно таким образом.

Разноцветная

Один из американских космонавтов, впервые рассматривая Луну из иллюминатора космического корабля, сравнил ее поверхность с песком на грязном пляже. С Земли спутник выглядит не так уныло. Интересные факты о Луне связаны и с ее видимым цветом.

Большую часть времени месяц окрашен в пепельно-серый, но истории известны случаи, когда на небе появлялась голубая Луна. Цвет связан с возникновением дополнительного «фильтра», препятствующего прохождению световых лучей. Такое возможно во время обширных пожаров или извержений вулкана. Крупные по сравнению с молекулами воздуха частички позволяют рассеиваться световым волнам, по своей длине соответствующим синему цвету и его оттенкам. Такой случай был зафиксирован в 1950 году, когда в результате пожара на торфяниках над Альбертом (провинция в Канаде) повисла Луна, окрашенная в голубой.

Два полнолуния

Выражение «голубая Луна» имеет и другое значение. Поскольку ночное светило проходит все фазы меньше чем за 28 дней, иногда на один месяц выпадает два полнолуния. Второе и получило название «голубая Луна». Наблюдается явление чуть реже чем раз в 2,72 года. Ближайшее будет в июле 2015: первое полнолуние — 2 числа, а голубая Луна — 31.

Кровавая

Самое интересное о Луне и ее окраске в наступившем году можно будет узнать, посмотрев на небо 4 апреля и 28 сентября. В эти дни взойдет кровавая Луна. Столь зловещий оттенок спутник приобретает благодаря преломлению лучей Солнца в атмосфере Земли. Свечение Луны, в принципе, всегда представляет собой отраженное излучение дневного светила. Отличие в эти дни в том, что полнолуние совпадает с заходом или восходом Солнца. Красный - тот самый цвет, «одетым» в который предстает перед нами дневное светило, опускаясь за горизонт или поднимаясь над ним.

Дважды отраженный

С излучаемым светом связано еще одно явления, нередкое, но интересное. О Луне всем известно с детства: она последовательно проходит 4 фазы и только в одной из них, в полнолуние, можно любоваться целиком освещенным спутником. Однако бывает и так, что на небе висит месяц, а просматривается и иногда довольно четко весь диск. Это так называемый пепельный свет Луны. Явление возникает либо за некоторое время до новолуния, или вскоре после него. Спутник, освещенный лишь в небольшой своей части, тем не менее виден полностью, так как часть солнечного света сначала рассеивается в земной атмосфере, затем падает на поверхность Луны, а потом снова отражается на нашу планету.

По особенностям пепельного света спутника делаются прогнозы об изменении погодных условий. Возможность предсказаний существует благодаря связи оптического явления с характером облачности на том участке Земли, который в данный момент освещен Солнцем. На европейской территории России яркий пепельный свет, который становится результатом отражения лучей от циклонической деятельности в Атлантике, предвещает выпадение осадков примерно через неделю.

Все дальше и дальше

Оптическими явлениями интересные факты о Луне не исчерпываются. С ее удаленностью от Земли связан еще один любопытный момент. Спутник с каждым годом становится все дальше от нашей планеты. За двенадцать месяцев расстояние увеличивается на 4 см. Удаление спутника - следствие гравитационно-приливного взаимодействия его и нашей планеты. Луна, как известно, вызывает приливы на Земле, причем не только на воде, но и в коре, менее заметные по амплитуде, но с гораздо большей длиной волны. Они, в свою очередь, воздействуют на спутник: из-за некоторых особенностей и нашей планеты вокруг своей оси приливные волны несколько опережают спутник. В результате вся которая заключена в подобных волнах, влияет на движение спутника, притягивая его и заставляя быстрее обращаться вокруг планеты. Это и есть причина изменения ее отдаления от Земли.

Светлая память

Было время, когда ученые из-за отсутствия данных плохо понимали, Неизвестные факты того периода перестали быть тайной благодаря удачным полетам космических аппаратов с астронавтами на борту. Однако изучающим спутник не всегда везло. Часть астронавтов погибла в процессе подготовки полетов. Им на Луне установлен крошечный памятник высотой всего 8 см. К нему прилагается список всех астронавтов, отдавших свою жизнь во имя науки.

Вечность

И этот памятник, и следы астронавтов, ходивших по поверхности Луны, а также фото родных, оставленное одним из членов экипажа, сохранятся на Луне в нетронутом виде многие века. Спутник нашей планеты не имеет атмосферы, там нет ветра и воды. Ничто не может привести к быстрому превращению следов человеческого присутствия в прах.

Ближайшее будущее

НАСА строит амбициозные планы по освоению спутника. В 2010 году появился проект «Аватар», предполагающий создание специальных роботов, оснащенных функцией телеприсутствия человека. Если проект будет реализован, ученым не понадобится лететь на Луну. Для изучения ее особенностей будет достаточно надеть специальный костюм дистанционного присутствия, а все необходимые манипуляции совершит робот, доставленный на спутник.

Вид на Землю

Луна повернута к нам всегда одной и той же стороной. Причина этого в синхронизации движения спутника по орбите и его вращения вокруг Земли. Одно из самых запоминающихся зрелищ, которые увидели американские астронавты, ступившие на поверхность Луны, был вид на Землю. Наша планета занимает значительную часть неба спутника. Причем Земля висит неподвижно, всегда на одном и том же месте, но видна то одна, то другая ее сторона. Со временем в результате все того же гравитационно-приливного взаимодействия вращение нашей планеты вокруг оси синхронизируется с движением Луны по орбите. Спутник «зависнет», перестанет перемещаться по небу, Земля будет «смотреть» на него только одной стороной. Одновременно перестанет увеличиваться расстояние, разделяющее два космических тела.

Таковы 10 интересных фактов о Луне. Список, правда, ими не исчерпывается. Вновь возникший в последние годы интерес к спутнику еще даст свои плоды, и уже имеющиеся факты о Луне, частично упомянутые в статье, пополнятся.

Вероятно, что одним из них станет база на Луне, которую планируется создать для разработки полезных ископаемых, наблюдения за земными процессами и, конечно, за самим спутником.


Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top