Елена Князева. Церинг Дордже и его исследование языка шанг-шунг

Елена Князева. Церинг Дордже и его исследование языка шанг-шунг

6 023

Пионер изучения истории Шангшунга, американский тибетолог, автор путеводителя по Тибету Джон Винсент Беллецца исследовал Тибет и Большие Западные Гималаи с 1983 г. Результаты его исследований опубликованы в многочисленных статьях и двух академических книгах. В главной своей работе «Древняя цивилизация в Тибете», в 1997 он пишет: «Согласно традициям, территория Шангшунга не была ограничена в пределах текущей границы Китая в Тибете. Так что мы должны расширить границы изучения на другие гималайские регионы типа Ладакха и Уттар-Прадеша в Индии и Мустанга в Непале.

Сравнительные археологические исследования должны охватить Пакистан, Афганистан, и другие места в Средней Азии. Мои результаты исследований демонстрируют, что Тибет обладал высокой культурой намного раньше рассвета эры буддизма, до его прихода в VII в. в Тибет. Эта более ранняя цивилизация была близко связана с ранней бон религией, местной системы веры, которая была обогащена различными традициями, прибывающими от смежных стран». С начала 1990-х гг. он документировал 512 участков в северном и западном Тибете, доказав что обширная цивилизация Шангшунга предшествовала Тибетской империи, это стало сенсацией для научного сообщества. Время существования Шангшунга, на основе археологических находок, определяется приблизительно – с 600 г. до н.э. до VII в, пока его последние следы не исчезли около X в.

Шангшунг господствовал на всем Тибетском нагорье, простираясь от Гилгита на западе до озера Намцо на востоке и от Хотана на севере до Мустанга на юге. Центральная часть королевства Шангшунга находилась на берегу верхнего Сатледжа в Западном Тибете от долины Кьюнглунга (долина Гаруды) до индийской границы. По заключению тибетолога Дж. Беллеццы цивилизация Шангшунга – воинственного народа, историю которого еще предстоит узнать и осветить, располагалась в западной и северо-западной части Тибета между 89° 27? и 79° 40? восточной долготы, что соответствует примерно расстоянию между современными тибетскими городами от Али до Шигадзе. Она состояла из конфедерации племен, из 18 королевств и властвовала над главной частью Крыши мира. Во главе первых династий князей, были потомки, которые вела свое происхождение от эпического Гэсэра.

Образ шангшунгского воина запечатлен в наскальной живописи Тибета. Из коллекции Дж. Беллеццы

Тибетский ученый Намкай Норбу пишет: «Столицей Шангшунга был Кьюнглунг Нулкар близ горы Кайласа. Шангшунг делился на три области: внутреннюю, соответствующую Западному Тибету, центральную, соответствующую Центральному Тибету, и внешнюю, включающую Восточный Тибет и пограничные с Китаем области. Когда маленькое независимое королевство Ярлун в Центральном Тибете стало расширять свои владения и завоевывать соседние области во времена правления царя Сонцэн Гампо (617–698 гг. н.э.), сам Шангшунг также был включен в его состав. Таким образом, все королевство стало называться Тибетом (Бод)».

В дуньхуанских свитках, которые были обнаружены в пещере оазиса Дуньхуан, сообщается о завоевании великим тибетским царем Сонцэн Гампо (Сронцзангамбо) королевства Шангшунг. В цикле сохранившихся тибетских песен рассказана следующая история. Сестра тибетского царя была выдана замуж за короля Шангшунга, девушка отправилась к своему жениху в далекие края, но молодожены не познали друг друга. Когда об этом узнал Сонцэн Гампо, он был обескуражен и посчитал, что виновата его сестра. Он немедленно приказал ей исполнить свой супружеский долг и дать жизнь сыну, но на самом деле вина лежала на муже – он не хотел иметь наследника, который оказался бы вассалом Тибета. Принцесса была оскорблена и обратилась к своему брату за помощью. Она направила ему аллегорическое послание – цикл песен, где рассказывала о положении в стране, описывала придворных, которые не были верны королю и хотели иностранного вмешательства. В ответ Сонцэн Гампо послал армию и в 644–645 годах завоевал королевство Шангшунг.

В VII в. Шангшунг имел более 100 крепостей, множество храмов и деревень. Дополнительно к укрепленным каменным цитаделям для защиты своих земель, возведенных на вершинах гор, жители Шангшунга строили пещерные города и каменные храмы, скрытые в глубоких долинах гор. Замки дардов и монов – арийских племен, близких к индийским располагались в западной части Тибетского плато. Наскальные рисунки сохранили образ Шангшунгского воина, лошади, домашних животных – овец, коз и яков. Тибетские войско уже в VII в. имело латную конницу. Культура воина и лошади, распространенная в Шангшунге, как и во всей Центральной Азии, свидетельствует о гордых и воинственных людях, чьи священники даже брали в руки оружие и помогали вести отряды в сражение. Согласно бонской традиции, короли и жрецы Шангшунга носили рогатые головные уборы и белые шелковые тюрбаны, и одевались в одежды из шкур тигра, рыси и волка. В музее Лхасы есть фотографии наскальных тибетских рисунков, сделанных красной охрой. На них изображены всадники в головных уборах с двумя рогами. Они носили драгоценности из бирюзы и агата и защитные талисманы. По исследованиям Дж. Беллеццы, распространенным украшением на одежде были Тhogchags – тибетские талисманы, искусно сделанные из бронзы и метеоритного металла, что свидетельствуют о значительном уровне их технологических достижений. Слово thokcha получено из тибетских слов thog (первый, исконный, удар молнии) и lcags (железо, металл), и поэтому может быть переведено как «первый металл» или «железо удара молнии». Несмотря на культурные и исторические достижения Шангшунга, эти найденные в большом количестве железные амулеты – ценные источники древней материальной культуры, все еще не известны художественным историкам или ученым. Люди Шангшунга имели косички и носили длинные одежды из меха. Основным занятием было разведение домашнего скота. В древних летописях говорится, что этот народ умел добывать полезные ископаемые и в частности золото, которым богата эта земля.

В персидской географической литературе VI–VII вв. о чудесах мира упоминаются племена Тибета, и говорится: «У них есть храмы, сделанные из шкур яков. Внутри храмы украшены оленьими рогами». Дж. Беллецца, подробно изучивший древние тексты о Шангшунге, поддерживает версию о проживании его жителей в черных палатках из шкур яков. Бонские, священные писания, описывают группы мудрецов и жрецов в Шангшунге, занимающихся тайными практиками, астрологией, предсказаниями и волшебством, применявших для достижения экстатических состояний алкогольные напитки. Эти методы принадлежат к добуддийским практикам, известной под названием бонпо, в настоящее время ее исповедует только 10% тибетцев. Люди в Шангшунге изучали движение звезд, чтобы предсказать будущее, и могли использовать лекарственные травы, чтобы лечить больных. Некоторые из медицинских терминов, принятых в тибетской медицине были изобретены тогда и тибетская медицина многим своим достижениям обязана древним знаниям бонских шенов. Шангшунг обладал высоко развитыми понятиями загробной жизни. В Западном Тибете обнаружены огромные древние кладбища, содержащие до 10 000 вертикально установленных надгробных каменных плит.

Согласно устной истории пастухов, обитатели Шангшунга построили сеть религиозных центров, объединенных в пещерные города. Многочисленные религиозные святилища и пещеры Кьюнглунга свидетельствуют о существовании здесь процветающей культуры намного раньше прихода буддизма Тибет в VII в. Эта более ранняя добуддийская цивилизация Шангшунга исповедовала ранний бон. В бонской традиции ее связывают с Олмолунгрингом – Первоначальным Святым Местом. В религии последователей бона, Шамбала известна как Олмолунгринг, и ее традиционно изображали на площади квадрата вместо круга, как это позже было принято на буддийских танках. По определению бона Шамбала – «центр, где желание Бога известно. Шамбала – центр счастья и место цели. Это – цель, которая не может быть понята, пока План не проявится. Здесь находится ключ».

Тибетский ученый Намкай Норбу пишет: «В отдаленном прошлом, страна по имени Шангшунг была известна как большая империя повсюду на Востоке. Другие цивилизации, которые производили строительство городов, оставили после себя руины, как свидетельство их существования, но Шангшунг был в основном кочевой цивилизацией, и поэтому сохранилось немного следов ее физического присутствия. История Шангшунга, однако, была сохранена и в традициях буддистов и бон. Эти источники упоминают места, где люди Шангшунга жили и указывают горы и озера, которые они считали священным. Весь Тибет в древних временах был известен как «Три области Шангшунга». Шангшунг – источник тибетской культуры и истории. Изучение Шангшунга чрезвычайно важно, если мы хотим понять старину, уникальный характер и универсальную важность тибетской культуры, прошлой и настоящей».

Божественная птица Гаруда. Роспись в тибетском монастыре

Существование столь мощной древней цивилизации, ранее совершенно не известной ученым, многим казалось неправдоподобным, потому что в настоящее время северный Тибет представляет собой непригодную для длительного проживания высокогорную пустошь. По гипотезе Дж. Беллеццы, подтверждаемой данными по изучению палеоклимата – ледников, спор растений и колец деревьев, в древние времена на Тибетском плато было более влажно и более тепло, даже росли деревья, необратимое ухудшение климата пришлось на конец I тыс., когда климат становился все более и более холодным и сухим. Это привело в северных областях Тибета к отказу от сельского хозяйства и прекращению разведения домашнего скота, и переходу к кочевому образу жизни. Каменные дома были оставлены, люди не смогли выдерживать суровые условия проживания. Ухудшение климата совпало с возрастанием мощи Тибета. Королевство Шангшунг было завоевано Тибетом в 645 г. 33-м Королем Тибета Сонцэн Гампо, во время правления которого Тибет раздвинул свои границы и стал следующей после Шангшунга могущественной империей в Центральной Азии.

По подсчетам китайских историков первый небесный правитель, его имя Ньяти-цэнпо, появился в 95 г до н.э. Династия Тубо с 95 г.до н.э до 846 г насчитывает 42 правителя. Центр власти на Тибетском плато переместился на центральные равнины в Лхасу. С этого времени Шангшунг постепенно стал тибетезироваться, и его язык, культура, многие из верований были интегрированы в общую структуру тибетской культуры. Местные жители говорили на тибетско-бирманском языке, и правила ими династия царей, закончившаяся в IX веке н.э., когда последний царь – Лигминчя (Lig-min-skya) – был убит по приказу тибетского царя Тисон Дэцэна, и Шангшунг военным путем был аннексирован Тибетом. Из-за своей географической близости к крупным культурным центрам Средней Азии, вроде Гилгита и Хотана, именно через Шангшунг многие религиозные концепции и идеи достигали Тибета. Ранняя история Тибета имеет определенные следы влияния Шангшунга. Согласно исследованию тибетского ученого Намкай Норбу Ринпоче, Шангшунг имел более раннюю систему письма, которая была взята за основу тибетской письменности.

Образ мифической Гаруды имеет широкое распространение в Тибете

В своей книге «Друнг, Дэу и Бон» Намкай Норбу сообщает, что само название этого государства ранее звучало как «Шун (zhung) и соответствовало тибетскому слову кьюн или чун (khyung), т.е. гаруда – особая магическая птица, превышающая своими размеров орлов с рогами на голове, которая в древности символизировала энергию огня, считавшегося в боне самым активным среди пяти элементов. Гаруда – одно из главных божеств бона. Недалеко от Кайласа находится Кьюнглунг («долина птицы Кьюн») – место, где раньше находилась столица царей Шангшунга.

Металлические тибетские амулеты, изображающие Гаруду. Из коллекции Дж. Белеццы

Многие индийские легенды содержат сюжеты о мифической птице гаруде, огромных размеров и способной перевозить людей. В одной из них рассказывается о похищении этой птицей сомы-амриты – напитка бессмертия из сада Индры на вершине горы Меру. В красочном древнем описании гаруда предстает перед читателем в облике «царя пернатых, птицечеловека», умеющего говорить по-человечьи. По преданию великая гаруда была сотворена первой из пернатых птиц и впоследствии стала ездовой птицей бога Вишну. Согласно тексту Вишна-пуране, власть над птицами получила гаруда. Она была наделена великой мощью и неизмеримой силой, на своей спине птица могла доставлять одновременно несколько святых мудрецов на далекую северную гору Меру. Красочный облик гаруды в описании дополняется сказочными подробностями: тело из золота, крылья ослепительно красного цвета, человеческая голова с клювом, когда гаруда садился на деревья, то под его тяжестью ломались гигантские ветви и стволы. Облик древнеарийской огненной птицы, источника ослепительно красного света, так что при рождении гаруды, боги ослепленные его сиянием приняли его за олицетворение самого солнца, сильно напоминает описание жар-птицы из русских народных сказаний и царя птиц – симурга из персидских сказаний. В тексте Вишна-пуране гаруда-сын Кашьяпы, царь птиц, ездовое животное Вишну.

Деревянная статуэтка Хангаруды. Монголия /
Образ Гаруды в бронзе. Тибет

Образ гаруды сохранился в мифах многих северных народов и Центральной Евразии. У бурят он известен под именем Хердига, у калмыков – Хэрда, у монголов – Хангаруда. На северном Урале найдено множество бронзовых фигурок птицелюдей. Некоторые из найденных бронзовых фигурок существ имеют по три головы. Металлические амулеты гаруды чрезвычайно широко распространены в Западном и Северном Тибете. Первоначальное Святое Место – Олмолунгринг близко связывают с ранней бон религией, центральный ее город располагался в долине Гаруды. Практически все ведущие востоковеды отмечают, что до седьмого века страна Шангшунг существовала как отдельное государство, включавшее в себя весь западный Тибет вокруг горы Кайлас и озера Манасаровар. Столицей его был город Кьюнглунг Нулкар, «Серебряный Дворец в долине Гаруды».

В этом году российскому Институту Шанг Шунг исполняется 5 лет. По этому случаю мы решили поговорить с сотрудниками Института, членами правления, - Кириллом Шиловым и Владимиром Беляевым. Они рассказали «Зеркалу» о том, как появился Институт и Школа тибетской медицины в России, как всё развивалось, и своих планах на будущее.

«Зеркало» : Кирилл, расскажи, с чего началась деятельность Института в России?

Кирилл Шилов : В начале 90-х группа заинтересованных людей в России стала переводить книги Ринпоче на русский язык. В действительности, это стало происходить ещё до того, как в 1992 году Чогьял Намкай Норбу впервые приехал в Россию и образовал первые пять местных лингов Дзогчен-общины. В какой-то момент, когда российская сангха окрепла, эта переводческая деятельность стала координироваться Общиной: ученики Ринпоче сформировали несколько издательских групп, которые позже переросли в издательство. Сначала оно не называлось Издательством «Шанг Шунг», но по сути им было: мы издавали много книг - как публикации для широкой аудитории, так и практические материалы для Дзогчен-общины, - нас по-настоящему вдохновляла работа нашего Учителя и Его непрестанная целеустремлённость в деле сохранения тибетской культуры.

Затем, в 2008 году, когда Кьенце Еше и Луиджи Оттавиани, директор итальянского Института Шанг Шунг, впервые приехали в Россию, российский Институт Шанг Шунг был учреждён как прямой филиал итальянского. С тех пор мы стали проводить различные курсы и мероприятия, связанные с тибетской культурой и миссией Института. В основном, мы занимались курсами и публикацией книг, пока в 2012 году во время ретрита в Северном Кунсангаре Ринпоче не объявил о начале четырёхлетней программы Школы тибетской медицины в России. В том же 2012 году российский Институт Шанг Шунг был официально учреждён и зарегистрирован как некоммерческая организация в соответствии с российским законодательством.

Занятия в Школе тибетской медицины.

«З» : Какими проектами занимается российский Институт в настоящее время?

К.Ш. : Сейчас у российского Института два основных направления деятельности. Помимо Издательства «Шанг Шунг», другое направление, которое стало для нас чрезвычайно важным, - это Школа тибетской медицины. На самом деле, для нас было практически сюрпризом, когда в 2012 году во время ретрита в Северном Кунсангаре Ринпоче сказал: «В следующем году здесь будет школа тибетской медицины». Даже мы, я имею в виду сотрудников Института Шанг Шунг, были весьма удивлены. Было невозможно представить, что что-то подобное может появиться в течение нескольких месяцев. Тем не менее, в 2013 году в Северном Кунсангаре открылась Школа тибетской медицины под академическим руководством доктора Пунцог Вангмо. Мы начали четыре года назад с первой группы студентов, в которой было около 60 человек. Сейчас завершён последний триместр четырёхлетней программы, и студенты, которые успешно справились со всеми трудностями, сдали итоговый экзамен. Это значит, что сейчас у нас в России появилось более 30 новых тибетских докторов - и всё это благодаря доктору Пунцог Вангмо, которая за эти годы провела совершенно фантастическую работу! В следующем году наши студенты отправятся на стажировку в Тибет и получат там свои выпускные дипломы.

Слева-направо: Владимир Беляев, руководитель Школы тибетской медицины в Северном Кунсангаре, исполнительный директор российского Института Шанг Шунг. Кирилл Шилов, директор российского Издательства «Шанг Шунг», член правления Международного Фонда Шанг Шунг.

«З» : Расскажите поподробнее о Школе тибетской медицины в России.

Владимир Беляев : Решение Ринпоче, принятое на ретрите по Тёмному Гаруде в 2012 году в Северном Кунсангаре, стало знаковым событием в создании школы. Как уже упомянул Кирилл, тогда Ринпоче объявил, что хочет развивать в Северном Кунсангаре тибетскую медицину и что в России откроется отделение Школы тибетской медицины, а в мае 2013 года начнутся занятия по программе основного четырёхлетнего обучения. На том же ретрите Ринпоче в очередной раз подчеркнул важность сохранения уникальных знаний, содержащихся в тибетской культуре и медицине, которые могут принести всем большую пользу. Он добавил, что с самого основания Кунсангара у него было ясное представление о том, что здесь будет развиваться тибетская медицина, культура, но на протяжении многих лет не складывались обстоятельства.

Школа тибетской медицины - это международный проект. У неё есть 2 отделения. Первое открылось в США в 2005 году, и на сегодняшний день в американской школе состоялось уже несколько выпусков студентов, прошедших полную программу подготовки, включая практику в Тибете. Обучение в российской и американской школах происходит по программе, которая соответствует традиционной программе обучения тибетской медицине, принятой в современном Тибете, и опирается на непрерывную линию передачи, которую тибетские доктора и учёные поддерживали на протяжении тысячелетий.

«З» : Владимир, расскажи, пожалуйста, о докторе Пунцог Вангмо и первом выпуске российской школы.

В.Б. : Доктор Пунцог Вангмо - выдающийся врач, учёный, практик. Она по-настоящему предана Ринпоче и без остатка отдаёт всю себя для реализации проектов, которые он ей поручил. Это по-настоящему вдохновляет и помогает двигаться вперёд и решать сложные задачи. Это настоящее благословение - иметь возможность быть рядом с ней и сотрудничать, работать вместе. Благодаря её знаниям, безграничному состраданию и мудрости, развитие таких трудоёмких проектов, как школа тибетской медицины, оказывается осуществимым. Она совершенно уникальный преподаватель, настоящий хранитель традиции и линии передачи, думаю, об этом хорошо могут рассказать наши студенты.

Детально с её биографией можно познакомиться .

Первый выпуск школы состоит из замечательных и совершенно разных студентов, как по своему возрасту, так и по жизненному и профессиональному опыту. Некоторые из них имеют западное медицинское образование, другие уже много лет изучали тибетскую медицину, а кто-то пришёл, чтобы изучать «с нуля». Выпускниками стали 34 студента. Они проявляли большое усердие и терпение, очень много занимались, изучали теорию и практику, на которой, в том числе, тренировались проводить консультации под руководством доктора Пунцог.

Многих из них мне хотелось бы поблагодарить за помощь, которую они оказывали в различных организационных вопросах; задач было много, но студенты, несмотря на загруженность, всегда были готовы помочь - это бесценно и вселяет уверенность. Студенты - это будущее школы и хотелось бы, чтобы все, успешно её окончив, смогли в будущем стать надёжной опорой для развития проектов по тибетской медицине в России и мире.

«З» : Каковы планы развития школы и, в целом, перспективы развития Института в России?

В.Б. : Что касается школы и её системы обучения, то идя в ногу с современным образом жизни человека и развитием технологий, а также учитывая огромные размеры нашей страны и сложности с постоянным присутствием в Северном Кунсангаре, в Подмосковье, и при этом большого желания у людей изучать эту науку о здоровье, мы приняли решение немного модифицировать основную программу.

Сейчас мы готовимся к переходу на систему очно-заочного обучения, в которой большая часть теории будет преподаваться дистанционно, по заранее подготовленным видеозаписям высокого качества, переведённым на русский язык. Практические знания будут передаваться на двух-трёхнедельных интенсивах, проводимых один раз в семестр, которые будут организованы на базе нашего Учебного центра в Северном Кунсангаре. В ходе очных занятий также будут даваться уточнения по теории, и в конце, в завершение семестра, будет проводится очный экзамен. При этом у каждой группы будут кураторы - ассистенты преподавателя, которых доктор Пунцог назначит из числа выпускников. Они помогут следовать материалу, выполнять домашние задания и будут отвечать на вопросы на еженедельных онлайн-встречах.

Предполагаемое время начала занятий следующей группы - сентябрь 2018 года. Более точную информацию мы опубликуем к концу года, информация будет на нашем сайте и в рассылке.

Практика массажа ку-нье в Школе тибетской медицины.

Помимо основной программы, мы будем продолжать проводить открытые семинары по массажу ку-нье, базовые и продвинутые. Такие семинары оказались очень востребованными и полезными. Сейчас у нас есть замечательная группа, которая добралась уже до второго уровня массажа ку-нье и планирует продолжать. Также доктор Пунцог собирается провести отдельные специальные курсы для будущих ассистентов преподавателя и для инструкторов по массажу ку-нье, участниками которых станут некоторые из её учеников.

Помимо этого, мы планируем проводить различные открытые семинары по отдельным модулям тибетской медицины, например, такие курсы как «питание и поведение», «хоспис», «медсестра/медбрат в тибетской медицине», курсы по астрологии, фармакологии, тибетскому языку и другие. В рамках международной программы Института Шанг Шунг мы работаем над проектом создания учебных материалов, книг, содержащих полный четырёхлетний курс, методологических материалов для отдельных курсов и семинаров.

И, конечно, в планах школы продолжать начатое сотрудничество с организациями, представляющими западную медицину, научными организациями, занимающимися традиционной медициной, работать над интеграцией тибетской медицины в современном мире, проводить встречи, конференции. В этом направлении ещё предстоит очень большая работа, но это совершенно необходимо.

В настоящий момент Института Шанг Шунг в сотрудничестве с ганчи Северного Кунсангара готовит проект клиники тибетской медицины в Кунсангаре. От доктора Пунцог мы получаем последние наставления о том, что в ней должно быть представлено. На первых порах это будет, скажем так, базовая клиника, c необходимым минимумом для оказания оздоровительных услуг. В ней студенты смогут проходить свою практику, а выпускники смогут работать. Также разрабатывается проект кабинета тибетской медицины в Москве.

К.Ш. : Говоря о перспективах развития российского отделения Института, я бы хотел отметить уникальность России: в течение многих лет, по крайней мере, с восемнадцатого века, у нас сложилась историческая традиция тесных связей с Тибетом и тибетской культурой. Это связь образовалась благодаря бурятам и калмыкам, издревле живущим на территории России, а также выдающимся учёным, которые в девятнадцатом-двадцатом веках создали уникальную школу тибетологии и буддологии. Так же и древние знания традиционной тибетской медицины, открывшиеся Западу несколько десятилетий назад, веками применялись и передавались на территории России. Вот почему мы в российском Институте Шанг Шунг стремимся, помимо прочего, быть своего рода связующим звеном между традицией тибетских исследований, которая сложилась в России, и тем живым потоком знания, который мы получаем от нашего драгоценного Учителя, Чогьяла Намкая Норбу.

Среди наших приоритетов на будущее - развитие программ обучения тибетскому языку. Язык - это сердце культуры, среда, формирующая мышление, без которого традиции и ритуалы утрачивают смысл, а объекты материальной культуры становятся музейными экспонатами. В особенности для практика буддизма и дзогчена изучение тибетского языка помогает вывести понимание учения на совершенно иной практический уровень - разумеется, при условии, что сущностное знание получено от Учителя. В последнее время я вижу активный рост интереса к тибетскому языку со стороны членов Дзогчен-общины - и это происходит в большой степени благодаря тому вниманию, которое Ринпоче уделяет тибетским песням и танцам Кайта.

Ещё одно направление работы Института Шанг Шунг - создание инфраструктуры для проведения курсов, как открытых, так и предназначенных для членов Дзогчен-общины. Как вы знаете, в 2015 году Чогьял Намкай Норбу попросил Международный Фонд Шанг Шунг взять на себя координацию всех открытых курсов и мероприятий по Кайте, Янтра-йоге и Танцу Ваджры. В настоящее время Международным Фондом Шанг Шунг разрабатывается образовательная платформа «Шедра» (тиб.བཤད་གྲྭ, bshad grwa - «место обучения»), которая станет интернет-площадкой для организации онлайн- и онсайт-курсов под руководством инструкторов Дзогчен-обшины и преподавателей Института Шанг Шунг. Наша цель - облегчить организацию курсов, сделав её более эффективной, и создать единую систему сертификации, как для учеников, так и для преподавателей.

«З» : Какие сейчас есть возможности для сотрудничества с Институтом и школой?

B.Б. : Школа тибетской медицины Института Шанг Шунг - это, в первую очередь, проект Чогьяла Намкая Норбу, а международным академическим директором Школы является доктор Пунцог Вангмо. Этот проект, по сути, неотделим от Дзогчен-общины. Мы открыты для сотрудничества. Наша работа была бы невозможна без поддержки сангхи, неравнодушных специалистов Дзогчен-общины в разных областях, которые с самого начала создания школы старались помогать и вносить свой вклад в этот проект. С того момента, как мы стали существовать как полностью лицензированная организация, осуществляющая обучение, увеличился объём работы, связанной с наличием профессиональных кадров в сфере образования. Такая помощь, в той или иной мере, нам оказывается различными специалистами. Но всегда может потребоваться дополнительная помощь специалистов Общины. Всем проектам по тибетской медицине очень нужны спонсоры, волонтёры. Приглашаем всех, кто заинтересован в развитии тибетской медицины и обладает соответствующими навыками, к сотрудничеству. Знакомьтесь с нашей деятельностью, становитесь к нам ближе. Будем рады!

По всем общим вопросам и вопросам сотрудничества с Институтом Шанг Шунг и Школой тибетской медицины вы можете обратиться по адресу: [email protected] .

Сайт российского отделения Института Шанг Шунг - shangshunginstitute.ru . Сайт Школы тибетской медицины Института Шанг Шунг - tibetanmedicineschool.ru (будет запущен к октябрю этого года). Интернет-магазин Издательства «Шанг Шунг» - https://shangshungstore.ru

Международный Институт Тибетских Исследований Шанг Шунг (Shang Shung Institute) был основан в 1989 году Чогьялом Намкаем Норбу и торжественно открыт в 1990 в Меригаре Его Святейшеством XIV Далай-ламой. Институт является некоммерческой культурной организацией, не преследующей политических целей. Институт носит имя легендарного царства Шанг-Шунг, возникшего в Тибете более 4000 лет назад, - именно в Шанг-Шунге берёт своё начало тибетская история и культура. Задача Института - сохранять тибетскую культуру во всей её чистоте и полноте.
Уникальная тибетская культура остаётся живой тысячи лет, чистая и незагрязнённая, передаваемая из поколение в поколение и представляющая собой одно из сокровищ нашей планеты. Поскольку сейчас существует реальная опасность потери этого уникального сокровища, Институт Шанг Шунг способствует развитию знания о тибетской культуре в её различных аспектах: религиозном, философском, художественном, историческом, социальном, - внося таким образом свой вклад в дело их сохранения и защиты.
Институт организовывает курсы, учебные семинары, конференции, выставки; издаёт многочисленные книги; может похвастаться современным цифровым архивом; предлагает учебные стипендии молодым достойным тибетцам. Одним из основных видов деятельности Института является перевод аутентичных тибетских текстов на основные западные языки.
Местонахождение центрального Института Шанг Шунг - Западный Меригар, Арчидоссо, Италия, другие отделения находятся в Австрии и США, развиваются отделения в Великобритании, Аргентине и России. На протяжении многих лет Институт сотрудничает с различными университетами, фондами и музеями, развивая и взращивая интерес к тибетской культуре во всем мире. Деятельность института осуществляется в четырёх основных направлениях: архивы и мультимедиа; культура и мероприятия; традиционная тибетская медицина; преподавание и исследование тибетского языка.

Институт Шанг-Шунг и тибетская медицина

Институт Шанг-Шунг основан Чогьялом Намкаем Норбу, тибетским ученым и учителем Дзогчена. Одним из наивысших приоритетов Института Шанг-Шунг в США является сохранение существующего тибетского медицинского знания, а также восстановление аспектов традиции, которая была утрачена. Чтобы осуществить эту цель, Институт Шанг-Шунг со времени своего торжественного открытия в 1994 г. разрабатывает учебные программы по тибетской медицине, архивирует все занятия и работает над переводами.
Так, студенты со всего мира участвовали в трехгодичном Курсе подготовки под руководством Д-ра Тхубтена Пунцока, в обучении тибетскому массажу Кунье и в сопутствующих курсах по особым темам под руководством Д-ра Пунцог Вангмо, в дневном факультете в резиденции Института с 2001 г. По случаю, Институт предлагает курсы по другим взаимодополняющим дисциплинам. Равным образом строгая распланированная программа существует в других центрах Шанг-Шунга по всему миру.
Начиная с осени 2005 г., Институт Шанг-Шунг в США начал реализацию вновь разработанной четырехлетней программы под управлением Д-ра Пунцог Вангмо, которая близко соответствует обучению традиционного тибетского врача и которая завершается практикой (интернатурой) под наблюдением специалиста и выпускными экзаменами. В настоящее время имеются всеобъемлющие учебные программы по тибетской медицине и астрологии, которые предлагаются в Тибете, Индии, Ладдаке и Сиккиме.


Самое обсуждаемое
Момент инерции тела относительно неподвижной оси Момент инерции тела относительно неподвижной оси
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию §212 Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию §212
Что такое хорошее образование? Что такое хорошее образование?


top