Основные способы словообразования в русском языке. Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный Безсуффиксальный способ образования слов примеры

Основные способы словообразования в русском языке. Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный Безсуффиксальный способ образования слов примеры

Способы словообразования - это достаточно сложная тема русского языка, вызывающая большие сомнения у учеников. Задание на их определение было включено в единый государственный экзамен, причем в блок заданий с повышенным уровнем сложности. Именно для этого в статье будут представлены хитрые приемы определения.

Для того чтобы правильно определить способ словообразования, недостаточно знать их все. В этом деле нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, производное слово и конечное должны отличаться друг от друга только на одну морфему, то есть различия должны быть лишь в приставке либо суффиксе. Во-вторых, очень важно правильно понимать смысл слова. Например, слово "наручники" образовано от слова "рука", а не от слова "ручники". В-третьих, не следует путать переходные части речи.

Способы словообразования: виды

В русском языке существует семь способов словообразования, но на едином государственном экзамене встречается только четыре из них. Самые распространенные мы разберем ниже.

Суффиксальный способ

Самый распространенный способ. Имеется много слов, которые при любом раскладе будут образовываться этим способом: наречия, которые оканчиваются на -О/-Е; существительные, которые имеют в своем составе НИ, ТИ, ЕНИ; а также глаголы, одной из морфем которых будет являться суффиксы -ИВА-, -ЫВА-, -ВА-. Это один из самых простых способов.

Приставочный способ

В эту группу входят практически все остальные наречия, большое количество глаголов (бежал - прибежал), существительных (память - гиперпамять), а также прилагательные (новый - сверхновый) и местоимения (где - нигде).

Приставочно-суффиксальный способ

Вот здесь и пригодится один из факторов, описанных выше. Очень важно правильно определить смысл. Например, снег - подснежник, полесье - лес. Очень легко определить способ словообразования у наречий, которые закачиваются на -ОМУ/ЕМУ, -ЫХ: по-твоему, во-вторых, влево - все это будет приставочно-суффиксальный способ.

Бессуффиксный способ

Бессуффиксный способ словообразования - скрытый и непонятный большинству. Как правило, таким образом появляются новые существительные от глаголов: смотреть - смотр, порезать - порез. Также существительные могут стать производным словом от прилагательных: широкий - ширь, далекий - даль. Стоит отметить, что все представленные выше способы словообразования являлись морфологическим. Таким образом, можно сделать вывод, что морфологический способ словообразования - это способ, при котором появляется новое слово путем изменения его же формы с помощью какой-либо морфемы (суффикса, приставки или при их совместном участии).

Выводы

Различные способы словообразования занимают обширный раздел в системе русского языка. Знание методов появления новых частей речи и новых слов помогает безошибочно выполнить задания на выпускном едином государственном экзамене, а также правильно и грамотно построить свою устную и письменную речь.

Поговорим ещё немного о способах образования слов в русском языке. Сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.

Этим способом образуются исключительно имена существительные.

Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.

Как же происходит словообразование?

Если при суффиксальном способе к производящей основе (той, от которой образуется новое слово) суффикс добавляется (туман – туман-н -ый ), то при бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово.

Рассказ-а-ть – рассказ.

Переход-и-ть – переход .

Зелёный – зелень (в данном случае основой существительного стала производящая основа прилагательного без какого-либо усечения – и такое бывает!).

А теперь о пресловутых «подводных камнях»!

Хочу предостеречь от ошибки, которую делают даже очень хорошо «подкованные» учащиеся.

Наверное, посмотрев на примеры выше, некоторые из Вас тоже задают сейчас себе вопрос: почему не наоборот? Так просто: рассказ – рассказ-ыва-ть.

Слово образовано суффиксальным способом!

Нет! Это неверный ход!

Подберем однокоренные слова : сказывать, рассказать, сказ, рассказывать, рассказ.

Задумаемся, какие из слов ближе друг к другу по смыслу ?

Конечно, рассказ и рассказывать .

«Рассказ» это «результат рассказывания». Значит, сначала надо «рассказать» что-то, чтобы получился «рассказ». Способ образования слова рассказ бессуффиксный .

Вот как строится словообразовательная «цепочка»:

Сказ-а-ть – рас-сказать – рассказ – рассказ-чик.

Вывод № 1.

Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное).

* Примечание. Конечно, далеко не все «короткие» существительные образованы бессуффиксным способом. Например, заимствованные имена существительные «врач » (от старослав. «врачь ») и «вред » (от старослав. «вередъ ») дали основы для образования глаголов «врачевать » и «вредить ».

Словообразовательная «цепочка» в этом случае выглядит так: вред – вред-и-ть – по-вредить – поврежд-а-ть – повреждать-ся.

А как образовано существительное зелень ?

Подбираем однокоренные слова : зеленеть, зеленый, зеленка, зазеленеть, зелень.

Какие из слов по смыслу ближе к слову зелень ?

Зеленый , конечно!

Зеленый цвЕта зелени, травы, листвы (качественное прилагательное), а Зелень нечто зелёного цвета (собирательное существительное, тоже обозначающее качество).

Что же первично?

Сначала должен был появиться зеленый цвет , чтобы потом нечто было названо зеленью .

Способ образования слова зелень бессуффиксный .

Вывод № 2.

Слова образуются бессуффиксным способом, если отдельно названное качество переходит в новое качество , которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).

А теперь вопрос: Каким способом образованы слова: ужинать, сушь, ночевка, побег, ножовка, вклад?

Справились? Хорошо! Хотите проверить себя? Мы всегда рады вам помочь!

Остались вопросы? Не знаете, каким способом образовалось слово « зелень» ?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

3 августа 2016

Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.

Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.

Словообразовательный разбор

Производится по плану, в ходе которого определяется:

Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:

  1. Лексическое значение слова - «состояние тишины».
  2. Образовалось от слова «тишина».
  3. Образовалось с помощью отсечения суффикса.
  4. Бессуффиксный способ.

Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:

«гладь» - гладкий - гла[д´] - бессуффиксный

«божья» - Бог - бож[й´]а - суффиксальный

«благодать» - благодатный - благода[т´] - бессуффиксный

Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.

Бессуффиксный способ словообразования

Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?

Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо - оно образует новое слово или форму слова.

Такой суффикс может быть обозначен Ø.

Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова - профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.

Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.

Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.

Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.

Формообразующий нулевой суффикс

Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:

  • мужского рода прошедшего времени: везли - вёз Ø;
  • условного наклонения: высохла бы - высох Ø бы;
  • повелительного наклонения: сядьØ.

Словобразовательный нулевой суффикс

Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.

Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.

  1. должен иметь синоним - ненулевой суффикс: глушь - безлюд[йэ];
  2. имеет произодящее слово: глушь - глухой, например у слова "гам" нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.

Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от

  • глагола и имеет:
  1. абстрактное значение действия: подскочить - подскокØ, ходить - ходØ, бежать - бегØ;
  2. предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить - всходØы, водить - вождьØ, (лёд колоть) - ледоколØ, (сталь варить) - сталеварØ;
  3. значение места действия: подорвать - подрывØ, заливать - заливØ, подъезжать - подъездØ, отводить - отводØ;
  4. значение объекта или результата действия: подливать - подливØ, дарить - дарØ, взрывать - взрывØ;
  • прилагательного и имеет:
  1. отвлечённое значение признака: тихий - тишьØ, гладкий - гладьØ, глубокий - глубьØ;
  2. значение носителя признака: интеллигентный - интеллигентØ, курильский - КурилØы, корабельный - корабльØ;
  3. значение человека, выполняющего действие: горе мыкать - горемыкØа, обслуживать - обслугØа.

  • существительного и имеет:
  1. значение существа женского пола: кум - кумØа, лис - лисØа;
  2. собирательное значение: чёрный - черньØ, поросли - поросльØ;
  3. Значение существа по месту пребывания: ризничØий.

Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:

  • от существительных:
  1. с общим значением: будни - буднØий, золото - золотØой;
  2. со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы - безголовØ ый;
  3. со значением принадлежности: отец - отчØий, орёл - орлØий;

  • от глаголов со значением признака по действию: заехать - заезжØий;
  • от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже - низшØий, горше - горшØий.

Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять - пятØый, шесть - шестØой . Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.

Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами

Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:

  1. нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать - вплавьØ, низ - внизØ;
  2. нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть - жальØ.

Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом

Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.

анализировать - анализ.

ввозить - ввоз; вводить - ввод; взглянуть - взгляд; вздохнуть - вздох; взлететь - взлёт; взмахнуть взмах; встречать - встреча; всхлипывать - всхлип; выбросить - выброс; вывихнуть - вывих; выводить - вывод; выговорить - выговор; выдохнуть - выдох; вызызывать - вызов; выкрикнуть - выкрик; выпускать - выпуск; вырезать - вырез; высевать - высев; выстрелить - выстрел; выхлопать - выхлоп; выступать - выступ; вычитать - вычет; выходить - выход.

доводить - довод; договориться - договор; докладывать - доклад; домыслить - домысел; доносить - донос; допускать - допуск; досмотреть - досмотр; дрожать - дрожь.

Ездить - езда.

забегать - забег; забивать - забой; забирать - забор; заботиться - забота; завалить - завал; завесить - завеса; завидовать - зависть; заводить - завод; завозить - завоз; загорать - загар; загибать - загиб; загонять - загон; заезжать - заезд; зажимать - зажим; заказать - заказ; закатиться - заказ; залежаться - залежь; заливать - залив; заложить - залог; замахнуться - замах; замесить - замес; засушить - засуха; звенит - звон.

извиваться - извив, изгибать - изгиб; изломать - излом; изменить - измена; износить - износ; импортировать - импорт; исповедоваться - исповедь; испугать - испуг; исходить - исход;

клевать - клёв; клеветать - клевета; клеить - клей; клеймить - клеймо; конспектировать - конспект.

ловить - ловля; ломать - лом.

махнуть - мах;

набирать - набор; навесить - навес; нагревать - нагрев; наделять - надел; надзирать - надзор; надрывать - надрыв; нажимать - нажим; накатить - накат; накипать - накипь; наклонять - наклон; налететь - налёт; наливать - налив; намекать - намёк; нанести - нанос; наплывать - наплыв; нарастать - нарост; наряжать - наряд.

оборонять - оборона; обрезать - обрез; обрывать - обрыв; обряжать - обряд; обстрелять - обстрел; описать - опись; опираться - опора; оправить - оправа; опрашивать - опрос; ориентироваться - ориентир; осадить - осада; оскалиться - оскал; отвечать - ответ; охранять - охрана.

перебрать - перебор; переломит - перелом; переменить - перемена; переносить - перенос; переломать - перелом; переправиться - переправа; прибиваться - прибой; переносить - перенос; перерасходовать - перерасход; пересказывать - пересказ; пересматривать - перемотр; перехватить - перехват; победить - победа; повторить - повтор; погоняться - погоня; покосить - покос; покрывать - покров; почитать - почёт; пощадить - пощада; преградить - преграда; приветствовать - привет; приговорить - приговор; приезжать - приезд; принимать - приём, приказать - приказ; прикладывать - приклад; примешать - примесь; примечать - примета, пощадить - пощада, прясть - пряжа;.

разбегаться - разбег; разбирать - разбор;

Свистеть - свист; сгибать - сгиб; сговориться - сговор; сдвигать - сдвиг; скосить - скос; скрежетать - скрежет; скрипеть - скрип; скучать - скука; слетаться - слёт; сломать - слом; сменить - смена; смешать - смесь; смотреть - смотр; смыслить - смысл; снарядить - снаряд;

травить - травля; тормозить - тормоз; трепетать - трепет; трещать - треск.

убирать - убор; угореть - угар; уговориться - уговор; ударить - удар; уделить - удел; укладывать - уклад; уколоть - укол; укусить - укус; уличить - улика; уплатить - уплата; упрекать - упрёк; уронить - урон; услужить - услуга, утратить - утрата; уходить - уход.

хвалить - хвала; хохотать - хохот; хрустеть - хруст.

шелестеть - шелест.

Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).


Самое обсуждаемое
Момент инерции тела относительно неподвижной оси Момент инерции тела относительно неподвижной оси
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию §212 Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию §212
Что такое хорошее образование? Что такое хорошее образование?


top