Что вы считаете хорошим образованием в школе. Что такое хорошее образование? Счастливая и стабильная жизнь

Что вы считаете хорошим образованием в школе. Что такое хорошее образование? Счастливая и стабильная жизнь

Михаил Яковлевич Шнейдер, директор гимназии № 45, г. Москва:

– Хорошая школа удовлетворяет потребности близлежащего социума. Это значит, что хорошие школы должны быть разными. И в Москве такие есть – мне, например, очень нравится опыт Ямбурга или Рачевского.

Для меня как для либерального по мировоззрению человека (и директора) очевидны следующие положения. Во-первых, мы не имеем права решать за ребенка, каким он должен стать. Мы лишь можем предполагать, каким он может стать, и предлагаем набор образовательных услуг, чтобы он сам выбрал свой путь. Во-вторых, мы должны создавать максимально благоприятные условия для формирования толерантности, способности жить в гражданском обществе, законопослушности. Социальное измерение вообще очень важно в образовании – сейчас оно почти ушло из школ. Родители и ученики, к сожалению, часто воспринимают школу как «магазин знаний». Мне кажется, что у нас – не только в школе, но и вообще в стране – очень серьезные проблемы именно в сфере «человек – человек». Вот этим образование должно заниматься. Все остальное гораздо более понятно.

Наталия Анатольевна Курдина, директор МОУ СОШ № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, г. Пермь:

– Мне лично близка и дорога точка зрения о том, что образование человека – это процесс обретения им своего образа. Хорошая школа должна помочь ребенку обрести свой образ. Признаюсь, у меня до сих пор, несмотря на возрастающую с годами профессиональную искушенность, замирает сердце, когда я встречаюсь с хорошей школой.

Я радуюсь за детей, которые имеют возможность бывать в такой школе каждый день; за родителей этих детей, которые не тратят усилий на ежедневное «гашение школьных пожаров» и могут без суеты обдумывать вопросы образования своего ребенка; за педагогов, не расплескавших в суете жизни своего учительского счастья; за город, деревню, где есть такая школа: рядом с ней теплее, надежнее жить.

Убеждена, что хорошая школа – это маленькое чудо, сотворенное людьми.

Ефим Лазаревич Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548, г. Москва:

– Хорошая школа – эффективная школа. В чем для меня заключается понятие эффективности? Прежде всего, школа должна быть культуросообразной. Нужно исключить из нее ту архаику, которая мешает жить. Нужно видеть личность и максимально персонализировать педагогический процесс: учить не класс, а ребенка. Кроме того, пришло время отойти от школоцентризма в образовании. Пора понимать, что школа как источник информации стоит теперь далеко не на первом месте. У нас в вестибюле школы висит лозунг – слова Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Сначала обрадовались те, кто в школу ходить не любит. Но очень быстро стало понятно, что имеется в виду. Посмотрите: сегодня чрезвычайно актуальным становится дополнительное образование. Я не помню кто, но очень верно назвал дополнительное образования зоной ближайшего развития общего образования. Тут мотивация у ребенка совсем другая, его никто сюда не загоняет. Дополнительное образование – один из важнейших элементов эффективной школы.

Далее, эффективная школа – это такая школа, где доминирует ресурсный подход. Кстати, ресурсы – не только деньги. Первый и главный – это квалификационный ресурс персонала. Второй – ресурс времени школьника и учителя. Третий – информационный. Сегодня неизмеримо возросла роль школьной библиотеки. Чепуха, что дети стали меньше читать. В бюджете нашей школы библиотека – защищенная статья.

Еще один аспект эффективной школы – управление ею не должно быть монополизировано администрацией. В такой школе есть реальное правовое пространство, а субъекты образовательного процесса четко осознают свои права и обязанности. У нас, например, есть омбудсмены – уполномоченные по правам участников процесса образования. Очень эффективная вещь.

Татьяна Николаевна Ромашина, директор гимназии № 1567, г. Москва:

– Хорошая школа – такая, куда хочется приходить, не дожидаясь конца каникул, и откуда не хочется уходить. Это школа, где учат. У нас есть одна родительница, которая, прежде чем отдать сюда ребенка, ходила вокруг школы и слушала, о чем говорят дети. И выяснила, что одни разговаривают про уравнения, другие про какую-то астролябию – в общем, про учебу. И по коридорам у нас пройдитесь, посмотрите. Чтобы просто так «бузили», этого очень мало. На переменах дети продолжают учиться.

Еще хорошая школа – это школа, которая имеет хороший векторный результат обучения, потому что важно не только учиться, но и выучиться. Померить этот результат просто – сколько ребят поступает в вуз.

Татьяна Георгиевна Малинкина, директор школы № 992 «Излучина», г. Москва:

– Я думаю, в хорошей школе должна быть построена некая общая линия, на которую бы работали все службы. Может быть, у меня этот аспект превалирует, сами мы сейчас занимаемся созданием и обкаткой системы, еще пока складываемся как школа. Надеемся, что хорошая.

Для нас основным ориентиром в «строительстве» является ученик: мы хотим воспитать, научить, приготовить такого выпускника, за которого не было бы стыдно. Ведь после нас они идут в разные школы, а мы все время находимся в ситуации «госприемки» (наша школа – экспериментальная: в ней есть только начальные классы). Поэтому если мы будем выпускать слабых учеников, то тут же почувствуем это на себе, потеряв доверие средних школ и родителей учащихся, чем мы очень дорожим.

Игорь Анатольевич Фастовский, директор школы № 1301 с углубленным изучением экономики, г. Москва:

– Это та школа, которая предоставляет ребенку возможность получить то образование, какое он хочет, того качества, которое он «может взять». Это главное: она должна предоставить возможность. А ребенок и его родители либо эту возможность используют, либо нет.

– Ребенок должен получить в хорошей школе желание и умение находить знания, а через них и вход в культуру. Нам нужно помочь ребенку построить первичный вектор своего ближайшего развития. То есть ответить на вопрос, как я могу развить то индивидуальное, что у меня есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.

Хорошая школа должна развивать компетентности, которые так или иначе связаны с будущей деятельностью человека. Проще говоря, это то, что человек должен уметь, чтобы начать действовать. Первое – это порождение идеи, или принятие для себя чьей-то идеи, которая станет рабочей, определение того, что я хочу делать. Затем нужно инициировать возникновение какого-то круга людей, которые эту идею вместе со мной будут реализовывать. Это абсолютно необходимая компетентность для любого человека. Умение проектировать ход реализации идеи, анализировать ситуацию, просчитывать ресурсы, умение представить весь ход работы, коммуницировать с людьми и использовать информационные технологии – вот что важно.

Помимо всего прочего, есть еще одна необходимая вещь, которую я бы определил как создание собственного нравственного образа. Тут совмещается очень много всего: и как нужно останавливать гордыню, и как быть терпимым, что значит любить, как бороться с ненавистью и так далее. Ведь всякой деятельности, даже тщательно спланированной, всегда что-нибудь угрожает. Если мы научимся завистников делать соратниками, то тогда можно говорить, что мы что-то умеем.

Хорошая школа – деятельностная школа. Деятельностно не прожитое знание мертво и бесполезно. Вот, пожалуй, главное – прожить знание в действии, так, как его проживали те люди, которые его порождали.

Александр Семенович Бубман, директор Московской городской лингвистической гимназии № 1513:

– Хорошая школа дает хорошее образование. А чтобы такое образование состоялось, ученик должен эволюционировать за время школы от обучаемого к учащемуся. От обучения, при котором он – объект воздействия, необходимо идти к учению – равноправному партнерству.

Мария Александровна Стеблина, директор средней школы № 18, г. Сургут:

– Хорошая школа – это школа, в которой никого не сковывает страх, куда хочется идти, где можно быть самим собой, и окружающим это будет приятно. Это место, где уважение к человеку – факт, где у ребенка есть право на ошибку, где взаимодействие всех со всеми строится на нормах культуры, а главные принципы жизни – целе- и природосообразность, здравый смысл.

Владимир Львович Чудов, директор лицея № 1502 при МЭИ, г. Москва:

– Хорошая школа – это школа с сильным педколлективом. Школа, пытающаяся идти навстречу чаяниям родителей – то есть, в первую очередь, дающая базу для развития и самоопределения ребенка, школа с хорошим микроклиматом. Нужно много поездок, разных событий, чтобы жить было интересно.

Детям не хватает нормальной социализации – они сидят по квартирам, уткнувшись в компьютеры. Родители растят их, как цветочки на окошке, всего боясь и передавая свой страх детям. Хорошая школа – это не обязательно школа, готовящая в вуз. Это образовательное учреждение с развитой системой социализации ребенка, в том числе и в рабочих профессиях.

Википедия дает следующие определения образования:


  • процесс передачи знаний , накопленных в культуре, индивиду.

  • совокупность знаний , полученных в процессе, в результате обучения.

  • уровень, степень познаний или образованность (школьное, высшее и т.д.)

Передача, получение или владение знаниями, если коротко. Т.е. залив теории в мозг ребенка, в чем и преуспела российкая система образования. На западе, кстати, подход более практичный. Практика и применение теории в реальной жизни. Во Франции, например, существует система коэффициентов, т.е. каждому предмету присваивается определенный коэффициент, который влияет на важность хороших оценок по конкретному предмету. Таким образом в коллеже (средней школе), например, эта система вынуждает ребенка максимально хорошо знать математику и французский, если он хочет сдать нормально brevet (аналог ОГЭ). При этом существует компенсационная система так называемого среднего балла, которая позволяет получить, например, 8 баллов по истории, которые компенсируются 20ю баллами по биологии. Максимальная оценка- двадцать баллов, проходной- десять.


Кто же отвечает за образование?

В глобальном смысле процесс регламентирует и формирует государство, которое в лице учителей часто считает, что родители должны активно участвовать в процессе. Получение образования до определенной ступени- обязательная галочка в жизни каждого гражданина в большинстве развитых стран. В России, насколько мне известно, родители могут и на штраф попасть, если ребенок не получает образования. Другой вопрос, что форм этого самого образования несколько: от популярного нынче домашнего до экстерната.

Мне же нравится определение из другой статьи. Образование- это пр оцесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. И если исходить из такого подхода, то главное- не привитие навыка зубрежки и залития информации в кратковременную память, а развитие любознательности и понимания, что именно интересует конкретного ребенка. Осознание своих желаний, способностей и интересов (а не навязанная обязательная программа школы) и интересная подача учителями, подстегивающими любознательность - вот ключ к счастью ребенка в будущем и бесконечному самопознанию, саморазвитию и самообразованию. И тогда образование не ограничивается стенами школы, тогда ребенку хочется читать, ходить в музеи, оперу и т.д.
Я бы еще сюда добавила неотъемлемую функцию школы как учреждения - постижение науки общения , которая является одной из главной в жизни каждого человека. Как мы умеем общаться, так мы формируем дружеские и профессиональные связи, окружаем себя определенным кругом людей, который формирует нас. И здесь роль школы нельзя переоценить. Самым главным критерием при выборе школы является психологический комфорт ребенка. Если его нет, то школу или форму образования можно смело менять.

Отвечая на наш вопрос, что такое хорошее образование, я бы использовала следующие слова:
Среда, люди, взаимодействия и процессы, развивающие в человеке желание познавать, копать глубже, творить и созидать.
И ключевую роль здесь, если мы говорим о школе, конечно, играет учитель. В начальных классах не важна школа, важен учитель. В старших- учителя. В нашей стране, к сожалению, образование является приоритетом больше на словах. Профессия не уважаема и не пристижна, туда идут люди, не сумевшие поступить еще куда-то.... В Европе, например, учителями становятся из "любви к искусству", так как учиться долго и тяжело, конкурс нереально высокий, а экзамены сдать очень непросто. Есть даже курсы годичные, помогающие готовиться непосредственно к этому экзамену, так как с первого раза сдать ох как непросто! Поэтому мотивация у наших и западных учителей несколько разная.
Что же получается? У нас, у родителей, есть определенное видение "хорошего образования" для своих детей, вложенное нам предыдущими поколениями и системой. А именно, "хорошая" , а лучше частная школа, где у ребенка будут пятерки по всем предметам. А поскольку частная школа за ваши деньги поставит любые оценки, а пятерки в обычных школах тоже непонятно какого разлива, то мы нанимаем 150 репетиторов чтобы ребенок на выходе сдал ЕГЭ. По этой же причине многие переходят на домашнее образование. Это к вопросу об уровне образования в России, который по российским рейтингам чуть ли не впереди планеты всей, что не соответствует оценкам независимых мировых рейтингов. А в середине 20 века, между прочим, Россия была на четвертом месте по уровню образования в мире. Так вот на выходе наш бедный несчастный ребенок целыми днями ходит по репетиторам и делает ненавистные уроки. А детство, переходный возраст со всеми вытекающими, первую любовь и нежелание вополощать наши амбиции, становясь отличниками, никто не отменял! .....или отменял?.... мы.....сами? Поэтому в одну эпоху мы имеем на выходе 13 миллионов безработных юристов, в другую- экономистов, а счастливых людей нет!
В конце концов, чего на самом деле мы хотим для наших детей? А хотим мы, чтобы наши дети были счастливы, верно? Чтобы нашли дело своей жизни, стали профессионалами и получали удовольствие от работы. Для этого необязательно проводить детство и юность, воплощая чье-то представление о счастье и хорошем образовании, что бы вы ни вкладывали в это понятие. Для этого их надо просто любить: без условий и претензий! Согласны?

Естественно, главным ответом на этот вопрос является утверждение, что образование человеку нужно для того, чтобы найти хорошую работу и обеспечить высокое качество жизни. Но безусловно, это не единственный ответ, все гораздо глубже. Образование помогает человеку понять кем он является и определить свою роль в мире, а также дает возможность наладить отношения с окружающими. Ведь взаимодействие с окружающими людьми, общение, является важным аспектом для формирования личности и понимания самого себя.

Несколько следующих пунктов наиболее полно отражают всю необходимость образования. Осознание этой информации поможет понять, что образование – это важнейшая и неотъемлемая часть жизни каждого.

Счастливая и стабильная жизнь

Образование – это главный ключ к успеху в жизни. Достойная работа и положительная репутация обеспечивают безопасное будущее и спокойную жизнь.

Деньги. У образованного человека гораздо выше шансы стать финансово более успешным, чем у человека необразованного. Сейчас каждый хочет быть финансово независимым. Также все согласятся с тем, что деньги играют очень важную роль в современном мире и помогают людям выжить и повысить качество своей жизни.

Равенство. Кроме того, всем хочется видеть мир вокруг себя честным и равным. Образование в свою очередь, только этому и способствует. Оно стирает все границы неравенства между разными классами и полами в обществе. Наиболее актуальной эта тема является для женщин, ведь качественное образование помогает им бороться за высокооплачиваемые рабочие места наравне с мужчинами.

Саморазвитие. Процесс образования заставляет человеческий мозг работать и тем самым побуждает к получению информации из различных внешних источников. Это дает человеку возможность быть независимым и мудрым, а также уметь принимать самостоятельные решения.

Воплощение мечты в реальность. Что является Вашей жизненной целью или мечтой? Быть богатым? Популярным ученым? Статусным человеком? Если личность имеет желание или мечту, образование является очень действенным инструментом, который помогает идентифицировать и распознать эту заветную цель или мечту и воплотить ее в жизнь. Исключением являются спортсмены, достигающие своих целей посредством своих физических возможностей, но зачастую именно образование помогает распознать свои цели и принять ряд действенных мер в их достижении.

Более безопасная и мирная жизнь. Образование очень сильно влияет на человеческое понимание того, что хорошо и что плохо. Человек с образованием всегда с легкостью понимает всю серьезность последствий, в случае им совершенных неправильных/нелегальных действий. И именно такие люди гораздо меньше вовлечены во что – то антиморальное или антисоциальное. Зачастую, у людей без образования четкого понимания своих действий и ответственности нет. Образование – важный, жизненно необходимый фактор, который помогает обеспечить обществу безопасную и мирную жизнь.

Уверенность в себе. Многие люди в обществе определяют уровень знаний по качеству образования. Просвещенному человеку всегда гораздо проще быть воспринятым всерьез и понятым. Нередко, люди без образования имеют сложности с формулированием собственных мыслей и неуверенность в себе не позволяет им быть уважаемыми в обществе. Бонусом образование является уверенность в себе, которая стирает границы и позволяет выражать себя и свою позицию четко и точно, не отвлекаясь на ненужное стеснение или незнание.

Общество

Мы все живем в социуме, в котором имеется набор гласных/негласных правил, по которым все члены общества сосуществуют. Предполагается, что каждый идет в школу, университет, работу и становится полноправной ячейкой общества. Безусловно, крайне важным фактором жизни каждого в обществе является внесение какого-либо вклада в развитие и благосостояние этого общества.

Образованный человек является той самой важнейшей ячейкой, на которой социум держится и процветает. Именно такие люди проявляют свое активное участие в общественной жизни и стараются ее всячески улучшить.

Экономическое развитие государства

Уровень грамотности населения США, Японии и Австралии является очень высоким. Эти страны безусловно процветают, ведь показатели дохода на душу населения в них являются крайне высокими. Страны слабо развитые, напротив, имеют очень низкий уровень грамотности и большинство населения живет за чертой бедности. Таким образом, делается очень простой вывод: образование жизненно важно для благополучия государства и его граждан.

Не дает быть обманутым

Образование защищает человека от обмана и мошенничества. Будучи осведомленными о недалекости того или иного слоя населения, преступники все чаще стараются обвести их вокруг пальца и изъять из этого выгоду. Быть лишенным какого-либо права или подписать какую-либо бумагу – все это трюки, на которые попадаются незнающие люди, зачастую даже не представляя о последствиях. Образование помогает человеку быть более осведомлённым о таких ситуация и избегать их, четко зная свои права и свободы.

Обобщая все эти факты, нужно отметить, что образование не только помогает организовать свою жизнь и сделать ее более качественной. Оно дает возможность изучить мир вокруг себя и сделать нужные выводы. Также самообразование сопутствует познанию себя и помогает ответить на многие вопросы о работе, любви и существовании в общем, которые на протяжении всей жизни задает себе человек в огромных количествах.

Кроме того, разносторонне развитый человек будет иметь гораздо больший успех в обществе. Ведь он будет осведомлен о широком спектре различной информации, что будет делать его привлекательным для гораздо большего количества людей. А востребованность, в свою очередь, делает человека счастливым и дарит желание жить. Крайне важно чувствовать себя важным и нужным, ведь самоутверждение позволяет расширять перед собой границы и двигаться вперед, все больше образовываясь и притворяя свои мечты и цели в жизнь.


Каждый знает, что такое ПЛОХАЯ школа. Но вот что такое хорошая школа?
Я слышал десятки самых разных ответов на этот вопрос. Более того, у на в семье есть ДВЕ разных точки зрения на то, что такое хорошая школа -- я думаю одно, а любимая, без пяти минут доктор педагогических наук и бывший(уже) замдиректора школы -- совсем другое.

Все ответы на вопрос в заголовке поста, которые мне довелось слышать можно свести к следующим:
"Хорошая школа -- это та, где хорошо учат " -- самый популярный ответ.
"Хорошая школа -- это та, где детям комфортно " -- следующий по популярности
"Хорошая школа -- это та, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими и (детскими) проблемами" -- это то, что редко говорят прямо, но очень часто имеют в виду родители.
"Хорошая школа -- это та, где детей учат правильно МЫСЛИТЬ, школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ " -- мой собственный ответ
"Хорошая школа -- это та, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни " -- вариант любимой.
"Хорошая школа -- это школа, дающая целостное мировоззрение " -- ответ одного очень неглупого теоретика педагогики и преподавателя Сибирского Федерального Университета с многолетним стажем

За каждым из этих ответов в скрытой форме стоит то или иное представление о МИССИИ школы, о ее целях и задачах. Для одних миссия школы -- трансляция знаний, все остальное они готовы дать ребенку сами, для других школа это такой увеселительно-развлекательный центр, где ребенок может конечно и поучится чему-нить, но главное -- приятно проводит время и получает массу хороших эмоций, для третьих школа -- "камера хранения", куда можно ежедневно "сдавать" ребенка и освобождать себя от заботы о нем хотя бы на полдня. Для любимой (и это позиция достаточно популярна среди "новых" учителей) школа -- это прежде всего социальный институт и должна обеспечивать социальную стабильность и социальный прогресс. Для меня школа лишь во вторую очередь социальный институт, а в первую -- институт воспроизводства культуры и поэтому интеллект важнее социализации (впрочем для меня и человек всего лишь эпифеномен мышления, что с меня, недоделанного СМД-шника, взять...).

Мне кажется что ВСЕ эти представления о хорошей школе имеют право на существование. Просто школ должно быть МНОГО РАЗНЫХ. И родители (а с некоего возраста совместно с детьми) должны иметь право ВЫБРАТЬ тип школы для своего ребенка. Хотите "транслятор знаний" -- вот вам школа-транслятор знаний, хотите "камеру хранения" -- вот школа-"камера хранения детей", хотите успешную социализацию -- нате вам школу-социализатор. Только школы должны честно предлагать именно то, что они на самом деле делают. Необходим закон, по образцу западных законов "О недоброкачественной рекламе" -- если ты обещаешь, что твоя школа готовит интеллектуалов, а на самом деле детям просто приятно учится, но на всех олимпиадах они проваливаются -- будь добр, заплати штраф, компенсирующий родителями потерю времени и сил на обучение своего ребенка не тому. что они считают для него важным.

Конечно, это "свалит", а точнее взвалит ответственность за судьбу ребенка ПОЛНОСТЬЮ на родителя. Но неужели кто-то еще искренне верит, что некие умные (или не очень умные) дяди, называющие себя "Министерство образования" или "педагоги-новаторы" или просто педагоги лучше чем родители ребенка могут позаботится о его дальнейшей судьбе? Я, например, в это не верю. Образование должно стать ЧАСТНЫМ ДЕЛОМ, личным проектом ребенка и его родителей, а педагоги должны занять свое место в ряду других профессионалов, предлагающих жизненно важные социальные услуги -- медиков, СМИ-шников, социальных технологов и т.д.

Ну и напоследок опрос -- естественно на тему поста.

Что такое хорошая школа

школа, где хорошо учат

3 (18.8 % )

школа, где детям комфортно

3 (18.8 % )

школа, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими проблемами

0 (0.0 % )

школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

2 (12.5 % )

школа, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни


Самое обсуждаемое
"Функция "корень из х", её свойства и графики"
Определение максимального правдоподобия обобщенное распределение экстремальных значений Определение максимального правдоподобия обобщенное распределение экстремальных значений
Возвести в степень заданные числа Возвести в степень заданные числа


top