Обозначается звук щ. Согласные звуки

Обозначается звук щ. Согласные звуки


Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Большедворская ООШ"
Населённый пункт: д. Большой Двор
Наименование материала: конспект урока письма в 1 классе
Тема: "Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу"
Дата публикации: 12.02.2017
Раздел: начальное образование

Урок по чтению в 1 классе

Учитель: Березкина Людмила Владимировна

Тема: Мягкий согласный звук

Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу.

Цели: познакомить со звуком

и буквой, которая его обозначает; научить отличать звук

букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют

характеризуют

согласный,

обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя,

что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие

тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных

задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные:

адекватно

используют

средства

различных

коммуникативных задач

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Актуализация знаний

Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»? (далее- по

аналогии)

(буквы называют «слабые» ученики)

На доске:

О А У Н Ы Э («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)

Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец? (Емеля)

Учебник стр. 62

Давайте рассмотрим картинку.

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и

буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук.

[Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком

– Тема урока «Согласный звук

Буква Щ, щ».

Новый материал

Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске картинка щуки.

Давайте в тетрадях по чтению сделаем звуко- буквенный разбор слова щука.

– Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук.

– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

А) согласный;

Б) глухой;

Г) какой звук слышите после

в слове щука ? Но как произносим

? (мягкий)

В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам

Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).

– Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов?

– Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ).

– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1. Согласный звук 3 слога,

2. Гласный звук 2 слога,

3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

– Выполним звуко- буквенный разбор слова лещ .

– Как произносится звук

в начале и в конце слов? (Мягко).

– Дайте характеристику звука

– согласный, глухой, всегда мягкий).

Обозначение звука буквой

Звук [щ] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ?

Физкультминутка

2. Работа с электронным приложением

Чтение слогов с буквой Щ. (по диску)

Посмотрите клип и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ]

Какие слова со звуком

вы услышали?

В каких словах есть слоги ща, щу?

Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

чу – щу пиши с буквой у.

3.Чтение скороговорок на с.62

Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

– Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. на с. 63.

– В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА, и ЩА.

Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

В каких словах есть буква Щ ?

Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на стр. 64

Какие ещё овощи вы знаете?

Определение местонахождения звука [щ’] в словах

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет:

шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы

Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.

– Назовите известные вам шипящие звуки.

– Как пишем чу-щу? Ча-ща?

Звук Щ , также как и звук Ч, относится к группе шипящих звуков. У него все те же характеристики - он согласный, непарный, мягкий, глухой звук.
Звук Щ произносится почти также как и звук Ш, но вверх поднят не кончик языка, а спинка и боковые края. Они «приклеены» к нёбу. Часто этот звук может появиться в речи ребёнка автоматически, после того, как он научиться произносить правильно остальные шипящие звуки. Но, несмотря на это, взрослым стоит закрепить звук Щ в слогах, словах, чистоговорках и фразах во избежание смешения звука Щ с другими (Ч, Ш, СЬ, ТЬ) в речевом потоке.

Пособия по автоматизации звука Щ


Логопедическое пособие «Звук Щ в слогах» (прямые слоги)
направлено на автоматизацию звука Щ изолированно и в слогах. Способствует формированию первичных навыков слогового чтения, развитию внимания, памяти. Материал состоит из 12 листов. На них 8 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Стоимость пособия «Звук Щ в слогах» (прямые слоги) – 15 рублей.

Информация по оплате

Логопедическое пособие «Звук Щ в слогах» (обратные слоги) Стоимость пособия «Звук Щ в слогах» (обратные слоги) – 15 рублей .

Информация по оплате

Логопедическое пособие «Звук Щ в слогах» (прямые и обратные слоги) направлено на автоматизацию звука Щ изолированно и в слогах. Способствует формированию первичных навыков слогового чтения, развитию внимания, памяти. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 12 листов. На них 8 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF. Стоимость пособия «Звук Щ в слогах» (прямые и обратные слоги) – 20 рублей .

Информация по оплате

Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Щ. (Щелкунчик) направлено на автоматизацию звука Щ в словах (звук Щ в начале слова). Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста.

Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF.
Стоимость пособия «Назови картинки». Звук Щ. (Щелкунчик) – 20 рублей.

Информация по оплате


Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Щ. (Чудовище)
направлено на автоматизацию звука Щ
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Материал состоит из 31 листа. На них 27 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием.
Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF.
Стоимость пособия «Назови картинки». Звук Щ. (Чудовище) – 20 рублей.

Информация по оплате


Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Щ. (Кощей)
направлено на автоматизацию звука Щ в словах (звук Щ в середине слова). Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Материал состоит из 29 листов. На них 25 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием.
Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF.
Стоимость пособия «Назови картинки». Звук Щ. (Кощей) – 20 рублей.

Информация по оплате

Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Щ. (Чёрный Плащ) направлено на автоматизацию звука Щ в словах (звук Щ в конце слова). Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Материал состоит из 14 листов. На них 12 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием.
Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF.
Стоимость пособия «Назови картинки». Звук Щ. (Чёрный Плащ) – 10 рублей.

Информация по оплате

Логопедическое пособие «Чистоговорки со звуком Щ» направлено на закрепление правильного произношения звука Щ в чистоговорках. Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 9 листов. На них 5 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF. Стоимость пособия «Чистоговорки со звуком Щ». – 30 рублей.

Информация по оплате


Логопедическое пособие Игра «Назови ряд слов со звуком Щ»
направлено на закрепление правильного произношения звука Щ в ряду слов, образующих рифму. Способствует развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 11 листов. На них 7 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF. Стоимость пособия Игра «Назови ряд слов со звуком Щ». – 30 рублей.

Информация по оплате

Логопедическое пособие «Считалка со звуком Щ» направлено на закрепление правильного произношения звука Щ в ряде фраз, образующих рифму. Способствует развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 14 листов. На них 10 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге. Файл в формате PDF. Стоимость пособия «Считалка со звуком Ч» – 30 рублей.

Краткосрочный план

Урок 135

Обучение грамоте

Школа:

Бескольская средняя школа- гимназия

Раздел

Традиции и фольклор

Тема урока:

Звук [щ , ]. Буква Щщ. Написание строчной «щ»

Дата:

ФИО учителя: Кутырева О.В.

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

1.2.2.1 определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор текста

1.1.9.1 выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.2.1.2 использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

1.3.9.1списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал и т.д.), соблюдать правила переноса (с помощью учителя)

Развитие навыков:

1.8 Составление рассказа на заданную тему.

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.

2.9 Ориентирование в графической форме слов.

3.8 Соблюдение каллиграфических и графических норм.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ].

Писать слоги и слова со строчной буквой щ.

Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Большинство учащихся будут уметь:

Слушать и уважать мнения собеседников и правильно передавать свою мысль.

    Списывать с печатного шрифта.

Некоторые учащиеся смогут:

Записывать слоги, слова, предложения с изученными буквами, используя прием комментирования.

Языковая цель:

Трехъязычие: әуестену, увлечение, hobby.

Основные термины и словосочетания:

Звук – буква. Строчная буква, заглавная буква, согласный звук, звук твердый и мягкий,

звук звонкий и глухой.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- Как вы понимаете выражение «У каждого человека есть свои вкусы и увлечения»?

Предыдущее обучение

Слово, слоги, ударение, схема предложения, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки. Буквы: Аа, Уу, Ии, Оо, Ыы, М м, Тт, Нн, Лл, Сс. Рр, Ээ, Яя, Цц,Хх.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0-1

Психологический настрой.

Все мы рады встрече, друзья,

Думаю, встретились с вами не зря.

Мы будем с вами сегодня опять

Букву учить и слова с ней читать.

1-5

Актуализация знаний.

-Қазір қандай сабақ?

- Бүгің нешесі?

- Какие бывают звуки?

- Какие бывают согласные?

- Какие бывают гласные?

Назовите гласные буквы, которые вы уже знаете.

Какие согласные вы знаете?

(Чтение слогов с известными буквами)

Цы, цо, цу, ца,

ха, хо, ху, хы,

Эм, эс, эр, эл

Доска

5-8

Постановка темы урока.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву.

Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? (По щучьему велению)
- Это сказка народная или авторская? (Это русская народная сказка)
- Назовите героев этой сказки? (Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

- В какое время года происходили события в этой сказке? (Зимой, лежало много снега)

Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово, сказки" происходит от глагола, сказать". В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (На доске: лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.

На какой звук начинается это слово?

Звук щ.

А какой это звук?

Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема: Звук [щ, ]. Буква Щщ. Написание строчной «щ»

Что мы будем знать?

Щука предлагает вам отдохнуть.

Физминутка. (дети повторяют движения за учителем)

Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.

Вот она какая,
Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите как выглядит лещ.

Составление звукового анализа слов: лещ, щука (в тетрадях)

Шляпа, щеголь, щука, щетка

Найдите в словах одинаковый звук.

Какое слово лишнее? Почему?

Емеля на доске

10-15

Включение в систему знаний.

Работа по учебнику.

К, И) Работа над чистоговоркой. Выделение нового звука Щ.

Выяснение основных характеристик буквы.

(К, И) Звуко-буквенный разбор слов «щука», «борщ».

(К, И) Чтение открытых и закрытых слогов.

(К, И) Артикуляционная гимнастика.

(И) Чтение слов по рядам, вариантам, группам. Деление на слоги, выделение ударного слога.

(П, К) Заучивание правила.

Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро с буквами ш , щ и ведро с буквами гласных звуков). Какой из этих букв обозначим звук [щ]?
– Как называется эта буква?
(ща).
– В какую часть замка поселим новую букву? Объясните. Аналог ленты букв.
– На что похожа эта буква?

(Собственные высказывания детей).

Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ ).

Хватать, глотать умеют щуки, Другой не нужно им науки.

Что вам напоминает этот рисунок?
– Сравним с печатной буквой
Щ ?
– Из каких элементов состоит печатная буква
Щ ?

(Д, К) Двигательная физминутка «Раз - подняться, потянуться».

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

(под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три - в ладоши три хлопка, (хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка, (движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать, (движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть, (сесть.)

Раз, два - дружно встали, (встать, шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим, (руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (руки в стороны.)

Заниматься мы начнем, (наклоны вперед с касанием руками носка ноги.

Левая рука - правая нога; правая рука - левая нога.)

С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (приседания.)

И как птички полетели, (побежали по классу.)

Раз, два - выше голова, (шагаем на месте.)

Три, четыре - руки шире! (руки в стороны.)

Пять, шесть - тихо сесть! (приседания.)

Солнце красное взойдет, (встали, руки вверх.)

Утро красное придет, (прыжки на месте.)

Учебник

18-28

Работа в прописи.

    Определение элементов строчной буквы щ. Показ написания в анимированной прописи. Прописывание в воздухе под счет.

    Прописывание строчной буквы щ. Правила посадки и положения тетради.

    Запись слогов.

    Составление из слогов слов и их запись. Клещи, вещи, рощи.

    Списывание с письменного текста. В гостях у щуки лещи.

Пальчиковая гимнастика «Гости».

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)

Работа по учебнику. (К, И)

Чтение текста сказки «Чудовищная история».

Определение основной мысли.

Составление описания образа чудовища.

Подбор пословицы к сказке.

Педагог организует беседу о возможных играх в гостях, просит придумать свои правила игры, обращая внимание на возраст, количество игроков, место проведения, необходимые вещи.

Трехъязычие: ереже, правило, rule .

(Д, И) Работа в прописи.

    Списывание с печатного текста. Сварила щука борщ.

    Фонетический разбор слов «щуки», «овощи».

Возможный вариант для учителя.

Пропись

41-45

Итог урока.

(К, И) Учитель предлагает детям определить место новой буквы на «ленте букв».

Рефлексивное оценивание. Педагог предлагает учащимся оценить свою работу на уроке при помощи карточек.

«+» - Я - молодец, был активным на уроке, у меня все

получилось, я все понял.

«?» - Я могу работать лучше. У меня не все получалось

на уроке.

«-» - Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Таким образом, учитель анализирует принятие информации всем классом.

набор

карточек с

вариантами

рефлексивного

оценивания

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи

ИКТ компетентность

Повышение уровня мотивации у детей с высоким уровнем готовности к обучению и уровнем готовности выше среднего, умеющих читать (им предлагается читать задания к текстам и текст скороговорки).

Учащимся, имеющим уровень готовности ниже среднего, уделить внимание и контроль

(контроль со стороны учителя при выполнении работы в прописи).

Детям, которые испытывают затруднения выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

«+» - Я - молодец, был активным на

уроке, у меня все получилось, я все

понял.

«?» - Я могу работать лучше. У меня

не все получалось на уроке.

«-» - Мне было трудно на уроке.

Мне нужна помощь.

    познание

    самопознание

    казахский язык

    английский язык

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах:

Тема: Звук [щ , ]. Буква Щщ. Написание строчной щ

Знать: что звук щ всегда мягкий согласный.

Уметь: писать строчную букву щ.

Пояснительная записка

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса Саратовской области.

Предмет: обучение грамоте, УМК «Школа России»

Класс: 1 класс.

Название материала: урок по теме «Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»

Предназначение: закрепление изученного материала.

Оборудование: (автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, ребусы.

Методическое обеспечение : Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.

Лысова Лариса Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 33» г.Энгельса, Саратовской области

Тема: , Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

Цель: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;

2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать

навык звукового анализа слов;

3. развивать речь, внимание;

4. воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство,Просвещение“, М., 2002, к, Русской Азбуке (автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения.

Ход урока

I Орг. момент.

II Нач. урока.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву, но сначала поиграем.

    Повторение.

а) Игра, Перевёртыши“

комок казак

кит на море романтик

б) Разгадай ребусы:

к о р м а → комар

к л оу н → кулон

    Объяснение нового материала.

Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? (По щучьему велению)

Назовите героев этой сказки? (Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

В какое время года происходили события в этой сказке? (Зимой, лежало много снега)

Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово, сказки“ происходит от глагола, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (На доске : лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.

Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.

Она предлагает вам отдохнуть.

3.Физминутка. (дети повторяют движения за учителем)

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите в учебнике, как выглядит лещ.

4.Работа с учебником.(стр. 187)

Лещ - это речная рыба с плоским телом.

Дадим характеристику каждому звуку.

Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий )

Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.

Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,

На что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)

Какой еще звук похож на шипение?

Чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)

А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).

Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].

5.Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши (присели-хлопнули-присели)

Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.

Молодцы! Садитесь.

А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.

Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая.

Сегодня на уроки мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ.

6. Работа в прописи стр. 27.

За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях.

Давайте посмотрим из каких элементов состоит наша новая буква щ?

Попробуем выложить её из своих разрезных элементов.

Письмо в прописи целой строчки элементов этой буквы.

А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква.

Достаньте листочки с образцами написания букв. Найдите нашу изучаемую букву и ручкой по целлофану попробуйте пообводить её. (Затем дети прописывают эту букву в прописи.)

7.Работа с учебником.(стр.187)

Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.

На доске : прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения

вёдер на плече.

А мужчины из этого проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас отправимся на рыбалку.

Начинаем,удить“. Если вы прочитаете слово и в нём будет звук [щ], то вытягиваете удочку и продолжает читать следующий ученик, а если нет этого звук, то,удим дальше.“

Дети читают по цепочки слова с учебника.

8. Физминутка для глаз. (дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются вводе, то исчезают.)

Наш Емеля совсем засиделся на печи и решил он поговорить с волшебной щукой. Очень уж он захотел «5» за урок получить. А вы хотите? Тогда давайте выполним задание, которое приготовила для вас щука. (Дети по учебнику читают скороговорки)

Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? (Щука – хищная рыба)

А каких ещё щищных рыб вы знаете?

Составьте предложения с этими словами?

Одно из ваших предложений мы сейчас запишем в прописи. Оно там уже есть. (Ёрш и щука – хищные рыбы.) Работа в прописях стр.27

10. Итог урока

Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?

11. Рефлексия

Всё ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы


Самое обсуждаемое
Правление Ивана III Презентации на тему иван 3 Правление Ивана III Презентации на тему иван 3
Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки Актуальность двухуровневой системы высшего образования в России Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки Актуальность двухуровневой системы высшего образования в России
Познание себя, шестое чувство Познание себя, шестое чувство


top