Анализ системы управления ВУЗом (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники). Анализ системы управления ВУЗом (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) Виды оргстру

Анализ системы управления ВУЗом (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники). Анализ системы управления ВУЗом (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) Виды оргстру

Здесь отдел делопроизводства ВУЗа имеет двусторонние связи со всеми отделами и структурами ВУЗа. Так, например, из ректората отдел делопроизводства получает: приказы, письма, документы, которые регистрируются и пересылаются в соответствующий отдел на исполнение. Планово-экономический отдел и бухгалтерия предоставляют также документацию, необходимую для работы отдела делопроизводства, а также ведения переписки со внешними организациями. Главным образом, информацию для ведения переписки предоставляет планово-экономический отдел. Помимо всего перечисленного отдел делопроизводства со всеми отделами связывают всевозможные отчеты, запросы, справки, приказы (как к отделу делопроизводства, так и отдела делопроизводства к другим отделам и структурам).

С тем, чтобы понять последовательность обработки информации в процессе КИД и в процессах учета и регистрации и правовой идентификации документов работа ОД представляется оригинальной схемой данных, рис. 56, инфологической, рис. 57, и датологической, рис. 58, моделями отдела делопроизводства.

Оригинальная схема данных од

Д1 – письма, Д2 – документы, Д3 – отчеты, Д4 – запросы, Д5 – личные дела, Д6 – приказы, Д7 – справки.

Инфологическая модель од

Инфологическая модель –этосхема, которая отображает процесс снятия нужной информации с объектов с последующим преобразованием. Снятая для обработки в ответные документы с объектов информация представляет входную, выходную и структурную информацию информационного пространства задачи. Чтобы построить макеты обрабатываемых документов по инфологической схеме строится датологическая схема.

Датологическая модель од

Документация ВУЗа

Редактируемая

Внешние организации

    Входящая документация – Министерство

Редактируемая

    Исходящая документация

Предприятие (организация)

Высшее учебное заведение – это единый комплекс, в состав которого входят учебные, научно-исследовательские, производственные, социально-культурные, административно-хозяйственные и другие структурные подразделения с различной степенью хозяйственной самостоятельности. Высшее учебное заведение состоит из: администрации; советов; факультетов; общевузовских кафедр; организаций, учреждений, предприятий.

В состав администрации входят ректор, проректоры, т.е. заместители ректора, и аппарат управления (структурные звенья администрации).

Ректор возглавляет высшее учебное заведение и руководит его деятельностью.

Проректоры действуют в соответствии с распределенными ректором между ними обязанностями. Ректор может делегировать им часть своих полномочий по управлению структурными подразделениями вуза.

Одним из коллегиальных органов управления, возглавляемых ректором вуза, является ректорат. В состав ректората входят: ректор, проректоры, деканы факультетов, руководители некоторых структурных подразделений вуза. Ректорат осуществляет оперативное управление вузом, координацию деятельности его структурных подразделений, решение текущих вопросов учебной и финансово-хозяйственной деятельности.

Ученый совет – выборный коллегиальный орган управления вуза. Председателем Ученого совета является ректор вуза, осуществляющий общее руководство его деятельностью. Текущую деятельность обеспечивает ученый секретарь, избираемый Ученым советом из числа членов.

В состав вуза входят факультеты. Они создаются с целью организации подготовки студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов, переподготовки и повышения квалификации кадров для соответствующей отрасли хозяйства. Факультет состоит из кафедр, лабораторий и других структурных подразделений, которые по содержанию своей работы соответствуют профилю факультета.

Возглавляет факультет декан, который осуществляет руководство им. Он в пределах своей компетенции издает распоряжения, обязательные для ППС, сотрудников, студентов, магистрантов аспирантов и докторантов факультета. Часть функций по управлению факультетом осуществляют заместители декана и Ученый совет факультета.

Ученый совет факультета – выборный коллегиальный орган управления факультета, образуемый при декане с целью решения вопросов деятельности факультета. Совет факультета состоит из декана (председатель Совета), его заместителей, заведующих кафедрами, ППС, представителей профсоюза и студенческих организаций.

Кафедра является структурным учебно-научным подразделением вуза или факультета. Она обеспечивает проведение учебной, методической, научной и воспитательной работы. Деятельность кафедры направлена на подготовку специалистов, которые владеют глубокими теоретическими знаниями, умениями и навыками, обладают общей культурой и высокими моральными качествами. Кафедры состоят из профессорско-преподавательского состава: заведующий кафедрой, профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, преподаватели и преподаватели-стажеры. За кафедрами закрепляются аспиранты, докторанты и учебно-вспомогательный персонал. При наличии на кафедре соответствующих научно-педагогических кадров (докторов наук) решением ректора могут быть созданы аспирантура и докторантура.



Кафедры бывают общевузовскими или факультетскими. Общевузовские кафедры ведут работу на всех или значительном количестве факультетов, и подчиняются руководству вуза. Остальные кафедры являются структурными подразделениями факультетов.

Заведующий кафедрой осуществляет общее руководство кафедрой, разрабатывает план работы кафедры на учебный год и представляет его на утверждение руководителю, участвует в работе всех подразделений вуза, где обсуждаются и решаются вопросы деятельности кафедры и др.

При вузе существует большое количество организаций, учреждений, предприятий, работа которых связана с профилем вуза и способствует ему более в качественном выполнении основных задач и функций. Например, в БрГУ имени А.С. Пушкина: Лаборатория социологических исследований; Центр информационных технологий; ИПК и ПК.

Под организационной структурой управления в настоящей работе понимается целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления, объединенная в рамках достижения определенных целей. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня (II].
Так как элементы во всех вузовских системах управления во многом схожи, то основным критерием отличия структур считают организацию взаимосвязей.
Как отмечалось в З.1., одним из принципов построения сложных организационных систем является иерархичность. Многоуровневые системы управления, основанные на концепции иерархической структуры, функционируют в организациях различных отраслей.
Нам представляется, что система управлении современным вузом должна содержать три основных уровня: стратегический, функциональный и оперативный.
На стратегическом уровне вырабатывается реакция на глобальные изменения во внешней среде, корректируются цели деятельности вуза в соответствии с выполняемой миссией, выбирается стратегия деятельности, подготавливаются системы, структуры и управленческая культура для реализации стратегии.
Стратегия включает набор целевых установок для функционального уровня управления. 11а нем происходит адаптация вуза к изменениям в рыночной среде внутри отдельных областей и направлений деятельности, формируются целевые установки для соответствующих функций.
На оперативном уровне формируется план деятельности по каждому подразделению и осуществляется управление разработкой и реализацией образовательных услуг и программ, продуктов научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Иерархический тип структуры имеет много разновидностей. Безусловный приоритет в России сейчас принадлежит линейно-функциональной структуре. В подавляющем большинстве отечественных вузов также реализуются различные варианты линейно-функциональных схем управления (см. например, ).
Плюсы и минусы линейно-функциональных структур достаточно хо-рошо известны . Подобная организация управления отличается высокой компетентностью специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций, широкими возможностями централизованного контроля стратегических результатов. Линейно-функциональная структура управления нацелена и хорошо подходит" при выполнении постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений.
К недостаткам линейно-функциональных структур относят: неадекватность реакции системы управления на требования внешней среды; чрезмерная централизация оперативного управления; формирование нерациональных информационных потоков; неразвитость горизонтальных связей между структурными подразделениями.
Существующая линейно-функциональная структура управления в вузах, не претерпевшая в последние годы существенных изменений, как уже отмечалось выше, не позволяет вузу адекватно и оперативно реагировать па изменения внешней срсды и адаптироваться к современным экономическим реалиям. Поэтому представляется необходимой радикальная реконструкция системы управления вузом с целыо обеспечения реализации рыночных механизмов поведения.
Подобная перестройка предполагает децентрализацию управления и предоставление относительной оперативной и финансовой самостоятельно-
сти отдельным подразделениям. Такой тип управления характерен для диви- зиональных структур, где за центральной администрацией остаются функции разработки стратегии развития и жесткого контроля по общекорпора- тивиым вопросам, а часть или даже все «штабные» функции (планирование, учет, финансовое управление и др.) передаются подразделениям. В результате управленческие ресурсы верхнего эшелона высвобождаются для решения стратегаческих задач.
Процесс децентрализации управления вузом имеет четкую внутреннюю логику: с ростом неопределенности и дифференцированности внешней среды наблюдается усложнение базовых функций системы управления. В свою очередь, децентрализация, как и любой другой эволюционный этап, является адаптационным процессом, реакцией организации на усложнение определенных базовых функций.
Дившиоиальпая структура управления позволяет оперативно учиты- вать меняющиеся запросы потребителей, предвидеть перемены во внешней среде и оперативно реагировать на них. Кроме того, дивнзнональная структура дает возможность по-новому решать проблему распределения матери-альных стимулов по горизонтали, так как руководитель среднего звена владеет более достоверной информацией о степени участия работника в реализации задач своего подразделения.
Представляется, что в организационной структуре вуза в качестве ав-тономных подразделений (дивизионов) должны выступать профильные институты и филиалы вуза. В этом случае центральная администрация вуза делегирует указанным подразделениям функции разработки и реализации образовательных программ, услуг и научных иродузстов, финансового управления, учета. Важнейшей задачей руководителей подразделений становится поиск дополнительных источников финансирования/ При данной модели управления, по образному выражению авторов работы , «подразделения университетов как бы покупают услуги центральной администрации». Важ-
нейшей задачей руководства вуза при этом являет ся обеспечение контроля за соответствием тенденций развития подразделений стратегическим задачам учебного заведения, а также согласование интересов отдельных подразделений.
Дивизиональный принцип, как мы его трактуем в данной работе, хорошо согласуется с сформулированной И. Ансоффом концепцией стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и стратегических хозяйственных центров (СХЦ) 18].
Здесь иод стратегической зоной хозяйствования понимается отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход. Стратегический хозяйственный центр - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких СЗХ.
В рамках вуза стратегический хозяйственный центр, по нашему мнению, может быть охарактеризован следующими признаками:
I
выполнение самостоятельных рыночных задач при помощи собственных образовательных услуг и продуктов в рамках четко сформулированных целей;
наличие четко определенных внешних конкурентов, с которыми данная стратегическая единица конкурирует на рынке;
относительная хозяйственная самостоятельность при реализации ключевых функций; ответственность за результаты собственной хозяйственной деятельности.
В вузах, управление которых построено по дивизионадыюму принципу, роль СХЦ возлагается на обособленные бизнес-единицы - институты, образовательные и научно-исследовательские центры.
При этом право принятия решений на уровне этих бизнес-единиц делегируется их руководителям. Каждое подразделение функционирует как независимый центр прибыли, руководитель которого наделен полной от-ветственностью за прибыли и убытки, имеет полную свободу распоряжаться выделенными ему ресурсами и полномочия планировать и направлять работу подразделения так, чтобы оптимизировать результаты деятельности.
Стратегические зоны хозяйствования вуза и соответственно дивизио- нальные структуры строятся по двум признакам:
по географическому - обособленные структуры вуза (филиалы);
по виду образовательных услуг и продуктов специализированные учебные институты.
Нужно отметить, что руководители хозяйственных подразделений осуществляют также стратегическое планирование в рамках своей зоны хо-зяйствования; .они распоряжаются ресурсами, финансами и полномочиями для выполнения стратегических планов, вплоть до разработки новых видов образовательных продуктов и услуг, создания оригинальных образовательных технологий, поиска новых рынков.
Однако очевидно, что если реализация стратегии зависит от дивизионов вуза, то и процесс се разработки должен строиться при их участии и взаимодействии, что налагает большую ответственность на руководство вуза. В функции центральной администрации вуза входит:
формирование номенклатуры стратегических зон хозяйствования и организация соответствующих структурных подразделений;
определение круга задач и стратегической ответственности для структурных подразделений;
обеспечение координации деятельности стратегических хозяйственных центров и оперативного перераспределения ресурсов между ними;
обеспечение быстрой реакции на возмущение стратегического характера.
В качестве задач текущей деятельности центральной администрации вуза можно выделить следующие:
организация инвестиций в структурные подразделения;
контроль финансовой деятельности подразделений;
контроль прибыльности подразделений:
оптимизация общсвузовскнх интересов;
управление общевузовским портфелем заказов на образовательные и научно-консалтинговые услуги и продукты;
взаимодействие с общественностью, создание благоприятного имиджа вуза;
подбор, повышение квалификации и мотивация руководителей структурных подразделений и функциональных служб;
развитие делового потенциала пуза.
Нам представляется, что дивизиональная схема построения вуза может выглядеть так, как это показано на рис.3.2.1.
Организационная схема построения профильного учебного института при дивизиональной структуре может иметь следующий вид (рис.3.2.2.). очевидно, что каждый заместитель директора имеет штабную службу для реализации возложенных функций.
Ученый совет Ректорат Ректор Научно- методический CORCT Научно- технический совет Стратегический уровень
Функциональный уровень Институты Филиалы Оперативный уровень Рис. 3.2.1. Днвизиональная схема построения вуза
X §
а
х с.
и?
с.
S
IE
Й г s
5 С
5
О Ж
8 X
я
S
8
X
§
S
СП
II 2 2.
II
II
з: и г «
X
х>
в
в
3 о
X С
I
С
5 е
> j ? 3- 2 5 V
Директор

Кафедры

Достоинства линейно-функциональной и дипизиональной сгруктур управления вузом сведены в табл.3.2.1.
Таблица 3.2.1. Характеристики структур управления вузом.
Диви:*иональная
-Пипе 1 Ьш-фу нкцнои; чы-:ая
Стабильность
Экономия на управленческих расходах Специализация и компетентность Ориентация на сложившийся рынок образовательных услуг и научных продуктов
Гибкость
Оперативность принятия решений Быстрое решение сложных межфункциональных проблем Ориентация на динамические рынки и новые виды образовательных услуг и технологий
Заинтересованность руководителей и работников подразделений _
Разумеется, предлагаемая схема функционирования пуза, основанная на относительно самостоятельной деятельности стратегических хозяйственных центров (центров прибыли), имеет как свои преимущества, так и весьма существенные недостатки, которые необходимо учитывать. К несомненным достоинствам такой организации следует отнести чрезвычайно логичную и принципиально реализуемую схему передачи ответственности и делегирования полномочий 1» структурные подразделения; освобождение центральной администрации вуза от руганной работы, что обеспечивает возможности заниматься стратегией вуза. Положительным следует признать и тот факт, что деловая стратегия каждой бизнес-единицы может быть более тесно увязана с высшим окружением; повышение ответственности менеджеров структурных подразделений сопряжено одновременно с расширением их свободы в принятии управленческих решений, что дает им возможность самостоятельно определять ключевые виды деятельности, функциональные требования к персоналу, методы его мотивации.
При реализации концепции стратегических хозяйственных центров следует, вероятно, ожидать возникновения целого ряда сложностей и недостатков:
па начальном этапе реализации концепции неизбежно дублирование управленческих функций на уроне центральной администрации вуза и уровне структурных подразделений;
болезненной является проблема разделения управленческих функций между центральной администрацией и структурными подразделениями;
возникает определенная зависимость центральной администрации вуза от руководителей структурных подразделений;
возможна борьба структурных подразделений за распределение обще- вузовских ресурсов и за стратегические зоны хозяйствования;
конкуренция между бизнес-единицами не способствует их сотрудничеству, в результате весьма затруднительным является разработка и
внедрение совместных образовательных услуг и продуктов, сложно обеспечить синергетнчсский эффект от деятельности отдельных структур.
Перечисленные недостатки могут быть успешно устранены лишь при высоком уровне профессионализма и компетентности, а также наличии лидерских качеств у высшего руководства вуза - ректора и проректоров по основным направлениям деятельности. Это условие является обязательным для реализации концепции децентрализации управления вузом.
Однако дивнзнональная структура управления также не в полной мере соответствует логике развития современного университета предпринимательского типа.
Во-первых, возникают новые задачи в области образовательной деятельности, в частности, по работе с корпоративными клиентами (переподготовка и повышение квалификации персонала), с определенными группами населения региона (довузовская подготовка школьников и других лиц, обучение незанятого населения, обучение инвалидов, гражданская переподготовка офицеров, обучение лиц, находящихся в местах лишения свободы и др.). Отдельный модуль составляют задачи, связанные с разработкой и реализацией технологий дистанционного обучения.
Во-вторых, в настоящей работе вуз рассматривается, в первую очередь, как образовательная организация, т.е. мы считаем, что операционное ядро вуза сконцентрировано вокруг реализуемых образовательных про- грамм. Между тем, все крупные вузы обеспечивают качественное образование на базе научных исследований, проводимых их академическим персоналом. Научные исследования являются не только вспомогательным средством обеспечения учебного процесса, но и самостоятельным продуктом деятельности вуза выраженным либо в виде научного знания, либо в виде коммер- циолизусмых технологий.
Потребности научной деятельности и сформулированные выше оперативные образовательные задачи требуют организации дополнительных структур - образовательных и научных центров, научно-исследовательских институтов. Эти структурные подразделения могут быть интерпретированы как горизонтальные структуры, поскольку объединяют работающих по совместительству преподавателей разных учебных институтов.
Руководители и функциональные специалисты по отдельным направлениям (бухгалтерский учет, финансовое управление, маркетинг и др.) могут работать в горизонтальных структурах как на штатной основе, так и по совместительству. В результате возникает матричная cipyKiypa, которая представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей; с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы или учебного института (филиала), с другой - руководителю образовательного или научного центра. В данном случае матричная структура образована наложением проектной структуры па дивизиональную структуру управления вузом. Очевидно, что элементы матричной структуры охватывают не весь вуз, а только его часть.
Матричная структура управления обеспечивает гибкость и оперативность в перераспределении ресурсов, ликвидирует промежуточные звенья при управлении отдельными проектами и программами, позволяет наладить кооперацию и деловое сотрудничество между учебными институтами и различными функциональными службами. На рис.3.2.3. приведена условная схема построения вуза, основанная на дивнзиональном принципе с элементами матричной структуры.

СТРУКТУРА ВГУИТ

  • · Ректорат
  • · Административно-управленческие подразделения
  • o Департамент управления имущественным комплексом
  • o Отдел договоров и государственных закупок
  • o Отдел по связям с общественностью
  • § Газета "За науку"
  • o Отдел правового обеспечения и документооборота
  • o Управление анализа и стратегии развития университета
  • o Управление бухгалтерского учета и финансового контроля (УБУиФК)
  • o Управление кадров
  • o Учебно-методическое управление
  • § Центр управления качеством образования
  • § Центр содействия трудоустройству выпускников
  • o Финансово-экономическое управление
  • o Центр по работе с технологическими платформами и государственными органами исполнительной власти (ЦРТП и ГОИВ)
  • o Юридический отдел
  • · Факультеты и институты
  • o Факультет управления и информатики в технологических системах
  • § Кафедра высшей математики
  • § Кафедра информационных и управляющих систем
  • § Кафедра информационных технологий, моделирования и управления
  • § Кафедра управления качеством и машиностроительных технологий
  • § Кафедра информационной безопасности
  • o Факультет гуманитарного образования и воспитания
  • § Кафедра иностранных языков
  • § Кафедра истории и политологии
  • § Кафедра философии
  • § Кафедра физического воспитания
  • § Спортивный клуб "Технолог"
  • § Музей истории университета
  • o Факультет пищевых машин и автоматов
  • § Кафедра машин и аппаратов пищевых производств
  • § Кафедра промышленной энергетики
  • § Кафедра технической механики
  • § Кафедра физики
  • § Базовая кафедра пищевой инженерии
  • o Технологический факультет
  • § Кафедра технологии жиров, процессов и аппаратов химических и пищевых производств
  • § Кафедра технологии хлебопекарного, кондитерского, макаронного и зерноперерабатывающего производств
  • § Кафедра биохимии и биотехнологии
  • § Кафедра технологии бродильных и сахаристых производств
  • § Кафедра технологии продуктов животного происхождения
  • o Факультет экологии и химической технологии
  • § Кафедра физической и аналитической химии
  • § Кафедра машин и аппаратов химических производств
  • § Кафедра неорганической химии и химических технологий
  • § Кафедра инженерной экологии
  • § Кафедра химии и химической технологии органических соединений и переработки полимеров
  • § Базовая кафедра технологии органического синтеза и высокомолекулярных соединений
  • § Базовая кафедра технологии неорганических веществ
  • o Факультет экономики и управления
  • § Кафедра бухгалтерского учета и бюджетирования
  • § Кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики
  • § Кафедра сервиса и ресторанного бизнеса
  • § Кафедра теории экономики, товароведения и торговли
  • § Кафедра туризма и гостиничного дела
  • § Кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга
  • o Факультет безотрывного образования
  • § Представительства
  • o Факультет среднего профессионального образования
  • o Факультет довузовской подготовки
  • § Курсы по подготовке к поступлению в ВУЗ
  • o Институт международного сотрудничества (ИМС)
  • § Подготовительный факультет для иностранных граждан
  • § Кафедра русского языка
  • § Кафедра естественных дисциплин
  • § Сайт ИМС
  • · Центр новых информационных технологий
  • · Научные и научно-производственные подразделения
  • o Центр развития научной деятельности ВГУИТ (ЦРНД)
  • § Центр коллективного пользования «Индустрия наносистем» (ЦКП "ИН")
  • § Центр коллективного пользования «Контроль и управление энергоэффективных проектов» (ЦКП "КУЭП")
  • § Орган по сертификации продукции ВГУИТ
  • § Центральное Конструкторское Бюро
  • § Отдел стандартизации и метрологии
  • § Редакция журнала "Вестник ВГУИТ"
  • o Центр трансфера технологий
  • § Бизнес-инкубатор
  • o Центр дополнительного образования
  • § Аспирантура
  • § Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
  • · Подразделения обслуживания и обеспечения учебного процесса
  • o Научная библиотека
  • o Редакционно-издательский отдел
  • o Отдел полиграфии и технических средств
  • o Учебные мастерские
  • · Подразделения социальной инфраструктуры
  • o Санаторий-профилакторий
  • o Спортивно-оздоровительная база "Сосновый бор"
  • · Студенческий городок
  • o Общежития
  • · Общественные организации
  • o Профсоюзный комитет сотрудников
  • o Профсоюзный комитет студентов
  • o Совет обучающихся
  • o Центр молодежных инициатив
  • o Штаб Студенческих отрядов
  • o Клубы, кружки

АДМИНИСТРАЦИЯ ВГУИТ

Президент

Битюков Виталий Ксенофонтович

Чертов Евгений Дмитриевич

Первый проректор

Попов Геннадий Васильевич

Проректор по учебной работе

Суханов Павел Тихонович

Проректор по научной и инновационной деятельности

Антипов Сергей Тихонович

Проректор по общим вопросам

Оробинский Юрий Иванович.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Финансово-экономическое управление является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий».

Планово-финансовый отдел как самостоятельное подразделение создано по приказу Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР в 1970 году, переименовано в Планово-финансовое управление и отнесено к одному из основных структурных подразделений вуза приказом ректора № 568 от 29.12.92. В декабре 2008 года по решению Ученого совета переименовано в Финансово-экономическое управление.

Финансово-экономическое управление (ФЭУ) создано в целях совершенствования организации финансово-хозяйственной деятельности и повышения контроля за соблюдением финансовой и штатной дисциплины в университете.

Главными задачами Финансово-экономического управления являются:

  • · участие в перспективном и текущем планировании процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров и др. категорий обучающихся по профилю университета;
  • · планирование и организация финансово-хозяйственной деятельности университета;
  • · разработка Плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период; ежегодных проектов смет расходов из федерального бюджета, смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности;
  • · составление штатных расписаний всех категорий персонала в пределах выделенных на оплату труда бюджетных ассигнований и внебюджетных источников;
  • · организация и проведение мероприятий по совершенствованию системы планирования и финансирования университета, оплаты труда и стимулирования работников, стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки студентов, аспирантов и слушателей;
  • · разработка локальных методических, нормативных и информационных документов по вопросам финансовой деятельности;
  • · обеспечение совместно с Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля и другими подразделениями целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований и средств от приносящей доход деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Управление бухгалтерского учета и финансового контроля (УБУиФК) является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Воронежского государственного университета инженерных технологий», осуществляющим ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов.

УБУиФК существует с момента создания Университета и отнесено к одному из основных структурных подразделений вуза приказом ректора №568 от 29.12.92г.

УБУиФК осуществляет учет расходования средств, полученных из разных источников финансирования, инвентаризацию имущества, отвечает за составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, выполняет иные виды работ по бухгалтерскому учету.

Основными задачами УБУиФК являются:

  • · формирование полной и достоверной информации о деятельности Университета и его имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
  • · предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов и обеспечение финансовой устойчивости;
  • · способствование наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения укрепления материально-технической базы Университета.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Юридический отдел является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий».

Юридический отдел как самостоятельное подразделение создан приказом ректора ВГУИТ от 31.10.2013 г.

Отдел создан с целью правового обеспечения деятельности Университета.

Основными задачами юридического отдела являются:

  • · укрепление законности в деятельности Университета;
  • · защита прав и законных интересов Университета, сотрудников и студентов Университета;
  • · внутреннее нормотворчество (внутренние приказы, распоряжения, визирование проектов приказов), в том числе правовая экспертиза локальных актов;
  • · консультирование работников по юридическим вопросам, связанным с деятельностью университета.

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - СРАВНИВАЯ, ВЫБИРАЮТ НАС!

Образован экономический факультет в 1998 году и в настоящее время является самым многочисленным факультетом в составе университета. Это дружный коллектив преподавателей и, конечно же, студентов.

В деканате работают:

  • · декан - профессор, д.т.н. Родионова Наталья Сергеевна;
  • · заместитель декана по учебной работе - доцент, к.э.н. Леонтьева Екатерина Владимировна;
  • · заместитель декана по воспитательной работе - доцент, к.т.н. Веретенников Антон Николаевич;
  • · инженер Скворцова Анна Васильевна;
  • · инженер Шитакова Елизавета Викторовна.

Кадры факультета:

  • · 19 - профессоров;
  • · 59 - кандидатов наук;
  • · 87,1 % преподавателей имеют ученую степень, 46 % - ученое звание.

Кафедры факультета:

  • · Кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики
  • · Кафедра сервиса и ресторанного бизнеса
  • · Кафедра туризма и гостиничного дела
  • · Кафедра теории экономики, товароведения и торговли
  • · Кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга
  • · Кафедра бухгалтерского учета и бюджетирования

Направление подготовки специалистов:

· 080101 Экономическая безопасность

Направления подготовки бакалавров:

  • 080100 «Экономика»
  • 080200 «Менеджмент»
  • 100700 «Торговое дело»
  • 100800 «Товароведение»
  • 100100 «Сервис»
  • 100400 «Туризм»
  • 101100 «Гостиничное дело»
  • 260800 «Технология продукции и организации общественного питания»

Направления подготовки магистров:

  • · 080100.68 Экономика
  • · 080200.68 Менеджмент
  • · 260800.68 Технология продукции и организация общественного питания
  • · 100100.68 Сервис
  • · 100800.68 Товароведение

Наши выпускники работают на предприятиях России, стран СНГ, Азии и Африки.

В процессе обучения студенты участвуют в конференциях, форумах, конкурсах, посещают профессиональные выставки. Регулярно организуются учебные экскурсии по России и за рубеж, проводятся мастер-классы, профессиональные семинары, практика - на крупных отраслевых предприятиях, в банках, страховых компаниях, предприятиях ресторанной индустрии и гостиничного бизнеса не только Воронежа и области, но также Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи. Студенты получают сертификаты о дополнительном образовании.

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

Кафедра основана в 1961 году и является выпускающей кафедрой экономического факультета. Возглавляет высококвалифицированный состав сотрудников Заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, профессор А.И. Хорев.

В настоящее время основной тенденцией развития социума является усиление роли социально-экономических процессов, как на уровне государства, так и на уровне отдельного предприятия, что обусловливает высокий спрос на профессионалов в данной сфере на рынке труда. Однако в условиях мирового экономического кризиса быть просто хорошим специалистом недостаточно, необходимо быть лучшим, конкурентоспособным, смотреть перспективно, планировать будущее в настоящем. Именно таких профессионалов готовит кафедра экономики, финансов и учета ВГУИТ.

На кафедре осуществляется подготовка выпускников по следующим образовательным программам:

  • · специальность 080101 «Экономическая безопасность»
  • o специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности организации»
  • · бакалавриат 080100 «Экономика»:
    • o профиль «Финансы и кредит»
  • · магистратура 080300 «Финансы и кредит»

Достижению высокого уровня профессионализма по указанным направлениям подготовки способствует симбиоз теоретического обучения и возможности реализации полученных знаний эмпирически, в ходе прохождения учебной, производственной и преддипломной практик более чем на 40 предприятиях ЦЧР РФ, многие из которых впоследствии приглашают выпускников кафедры для дальнейшего сотрудничества и трудоустройства.

Гордостью кафедры являются ее выпускники - талантливые руководители, профессионалы и ведущие специалисты по экономическим вопросам в органах государственного, регионального, муниципального управления, в сфере госбюджета и внебюджетных структурах, институциональных структур финансового рынка, налоговых структур, системы социальной защиты населения, финансово-экономических, аналитических, внешнеэкономических подразделениях предприятий и учреждений на должностях, требующих высшего экономического образования: О.П. Королев - губернатор Липецкой области, В.И. Штефан - заместитель генерального директора ОАО «Концерн Созвездие», И.А. Бутовецкий - заместитель директора по финансам ЗАО «Риконэнерго», А.Н. Астанин - заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ОАО «Комбинат мясной «Калачеевский», Е.Р. Труфанова - начальник бюро маркетинга и рекламы ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», А.А. Денисов - генеральный директор ООО «Вкладбанк».

НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 080101 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Специальность 080101 «Экономическая безопасность» - высшее экономическое образование в лучших отечественных традициях.

Специалистов в сфере экономической безопасности крайне мало, также как и специальностей в российских ВУЗах.

В процессе обучения студенты получают фундаментальную подготовку в области экономики и права, приобретают практические навыки экономической, правоохранительной, контрольно-ревизионной, информационно-аналитической и управленческой деятельности. В учебном процессе предусмотрены профессиональные и научные семинары по криминологии и криминалистике, судебной экономической экспертизе, страхованию, рынку ценных бумаг и др.

Выпускники данной специальности востребованы в государственных структурах, осуществляющих контрольно-надзорные функции в финансовой и экономической сферах деятельности, в службах внутреннего контроля государственных и коммерческих компаний, обеспечивающих финансовую и экономическую безопасность предприятия.

Практика - в налоговых органах, аудиторских фирмах, банках, страховых компаниях, ведущих отраслевых предприятиях.

БАКАЛАВРИАТ 080100 «ЭКОНОМИКА»

ПРОФИЛЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Профессионально важные качества:

развитая логическая память, интеллектуальная работоспособность, умение работать с большими объемами информации, наличие абстрактно-символического мышления, склонность к исследовательским видам деятельности.

Экономист (финансист, кредитный инспектор, страховой брокер) должен уметь:

  • · свободно ориентироваться в сфере финансов, денежного обращения, банковского дела, на рынке ценных бумаг;
  • · рассчитывать финансовые показатели деятельности организаций;
  • · определять уровень кредитоспособности и доходности предприятий;
  • · ориентироваться в основах организации страхового дела;
  • · анализировать преимущества и недостатки валютного регулирования и валютного контроля.

Бакалавр должен иметь: высокий уровень подготовки по основам математики, информационных технологий, денежно-кредитного обращения, финансового менеджмента.

Профиль «Финансы и кредит» - один из динамично развивающихся и актуальных, позволяющий получить знания в области финансового менеджмента, финансов и кредита, банковского и страхового дела, денежного обращения, рынка ценных бумаг, налогообложения.

Подготовку выпускников кафедра ведет с 2001 года по дневной и заочной формам обучения.

Освоение данного профиля предполагает изучение процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней, порядка планирования, учета и отчетности в организациях, организации и управления денежными потоками. Специалисты в области финансов осуществляют профессиональную деятельность в учреждениях финансовой и кредитной системы, включая внешнеэкономическую сферу, способны успешно работать на должностях, требующих аналитического подхода, решают нестандартные задачи, прогнозируют экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений. Выпускники по профилю «Финансы и кредит» могут работать в промышленных организациях, в банках, инвестиционных фондах, биржах, страховых компаниях, консалтинговых фирмах и других организациях.

В настоящее время современная система высшего образования претерпевает серьезные изменения. Переход крупных российских университетов на автономное управление приводит к острой необходимости выбора оптимальной оргструктуры управления университетом, которая позволила бы успешно ему функционировать, конкурировать и развиваться на рынке образовательных услуг. Основной идеей создания автономного учреждения является предоставление университету значительно больших, по сравнению с бюджетными учреждениями, финансово–экономических возможностей для самостоятельного развития, и одновременно повышение ответственности автономных учреждений по обязательствам, изменении принципов их финансирования со стороны государства. Поскольку данный вид государственных (муниципальных) учреждений, имеет существенные отличия от бюджетного учреждения, то неизбежны перемены в системе управления, а так же столкновение с новыми проблемами и рисками .
Оргстуктура является скелетом любой организации и от его строения зависит дальнейшее развитие. А зная структуру, ее достоинства и недостатки можно целенаправленно влиять на отдельные элементы системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями. На основе этого, сформировались требования к современной организационной структуре:

1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения.

3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных.

4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов .

В связи с выделенными критериями современной оргструктуры следует проследить насколько сложившиеся на сегодняшний день отвечают данным требования.

Самыми распространенными классами оргструктур управления университетами являются в большей степени иерархическая и иногда встречающаяся адаптивная.

Иерархические структуры управления характеризуются четким разделением труда, использованием на каждой должности квалифицированных специалистов; иерархичностью управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличием формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей.
Так же хочется отметить, что в настоящий момент существует такая проблема как искусственное раздувание бюрократического аппарата власти, которое проявляется в медленной скорости принятия решений. И пока решение будет одобрено всеми уровнями власти, оно может потерять свою актуальность, тем самым иметь негативные последствия.

Антиподом иерархических структур являются адаптивные, они более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с иерархическими лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий, но в применение к управлению университетом встречаются нечасто. Адаптивная структура управления характеризуется децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти, небольшим количеством уровней иерархии, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем .


Самое обсуждаемое
Анализ системы управления ВУЗом (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) Виды оргстру Анализ системы управления ВУЗом (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) Виды оргстру
Что нужно сдать на программиста или все об обучении на программиста Вузы информатики и программирования Что нужно сдать на программиста или все об обучении на программиста Вузы информатики и программирования
Все, что нужно знать для подготовки к сдаче егэ Все, что нужно знать для подготовки к сдаче егэ


top