Появление человека на земле относится к периоду. Хронологические периоды и эпохи в истории человечества Появление древнейших людей

Появление человека на земле относится к периоду. Хронологические периоды и эпохи в истории человечества Появление древнейших людей

Исторические периоды и эпохи

Первобытное общество

до ок. 3000 года до н. э . (объединение Верхнего и Нижнего Египта)

Палеолит и мезолит

Неолит

Бронзовый век

Железный век

Древний мир

3000 г. до н. э. - 476 г. н. э. (падение Римской империи)

Эллинизм

Древний Рим

Средние века

476 - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)

Раннее Средневековье (конец V - середина XI веков)

Высокое (классическое) Средневековье (середина XI - конец XV веков)

Раннее Новое время (или позднее Средневековье)

конец XV в. - 1789 (начало Великой французской революции)

Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV-XVI век-в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века.

Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Эпоха великих географических открытий (XV век - XVII век)

Реформаци я (XVI век- начало XVII века)

Часть эпохи Просвещения

Новое время

1789 - 1918 (окончание Первой мировой войны)

Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

Промышленный переворот (вторая половина XVIII века -XIX век)

XIX век

Новейшая история

1918 - наши дни

Исторические эпохи в искусстве

Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке

Период (эпоха) Временной отрезок
Древний период с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
Античность с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
Средневековье
романский стиль 6-10-й века
готика 10-14-й века
Возрождение знаменитые 14-16-й века
Барокко 16-18-й века
Рококо 18-й век
Классицизм формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век
Романтизм первая половина 19-го века
Эклектизм вторая половина 19-го столетия
Модернизм начало 20-го века
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения.

Летоисчисление и хронология

Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» - с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют "новая эра") - текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) - период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись - «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».

Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях - так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.

Века по тысячелетиям

Тысячелетия

Века

До нашей эры (до н. э.)

12-е тысячелетие до н. э.

11-е тысячелетие до н. э.

10-е тысячелетие до н. э.

9-е тысячелетие до н. э.

8-е тысячелетие до н. э.

7-е тысячелетие до н. э.

6-е тысячелетие до н. э.

5-е тысячелетие до н. э.

4-е тысячелетие до н. э.

3-е тысячелетие до н. э.

2-е тысячелетие до н. э.

1-е тысячелетие до н. э.

Наша эра (н.э.)

1-е тысячелетие н.э.

2-е тысячелетие н.э.

3-е тысячелетие н.э.

Века и годы до н.э

Какие годы относятся к каким векам

Века (столетия) до н.э. Годы
5-е тысячелетие до нашей эры
L (50) 4901 - 5000 гг до н.э.
XLIX (49) 4801 - 4900 гг до н.э.
XLVIII (48) 4701 - 4800 гг до н.э.
XLVII (47) 4601 - 4700 гг до н.э.
XLVI (46) 4501 - 4600 гг до н.э.
XLV (45) 4401 - 4500 гг до н.э.
XLIV (44) 4301 - 4400 гг до н.э.
XLIII (43) 4201 - 4300 гг до н.э.
XLII (42) 4101 - 4200 гг до н.э.
XLI (41) 4001 - 4100 гг до н.э.
4-е тысячелетие до нашей эры
XL (40) 3901 - 4000 гг до н.э.
XXXIX (39) 3801 - 3900 гг до н.э.
XXXVIII (38) 3701 - 3800 гг до н.э.
XXXVII (37) 3601 - 3700 гг до н.э.
XXXVI (36) 3501 - 3600 гг до н.э.
XXXV (35) 3401 - 3500 гг до н.э.
XXXIV (34) 3301 - 3400 гг до н.э.
XXXIII (33) 3201 - 3300 гг до н.э.
XXXII (32) 3101 - 3200 гг до н.э.
XXXI (31) 3001 - 3100 гг до н.э.
3-е тысячелетие до нашей эры
XXX (30) 2901 - 3000 гг до н.э.
XXIX (29) 2801 - 2900 гг до н.э.
XXVIII (28) 2701 - 2800 гг до н.э.
XXVII (27) 2601 - 2700 гг до н.э.
XXVI (26) 2501 - 2600 гг до н.э.
XXV (25) 2401 - 2500 гг до н.э.
XXIV (24) 2301 - 2400 гг до н.э.
XXIII (23) 2201 - 2300 гг до н.э.
XXII (22) 2101 - 2200 гг до н.э.
XXI (21) 2001 - 2100 гг до н.э.
2-е тысячелетие до нашей эры
XX (20) 1901 - 2000 гг до н.э.
XIX (19) 1801 - 1900 гг до н.э.
XVIII (18) 1701 - 1800 гг до н.э.
XVII (17) 1601 - 1700 гг до н.э.
XVI (16) 1501 - 1600 гг до н.э.
XV (15) 1401 - 1500 гг до н.э.
XIV (14) 1301 - 1400 гг до н.э.
XIII (13) 1201 - 1300 гг до н.э.
XII (12) 1101 - 1200 гг до н.э.
XI (11) 1001 - 1100 гг до н.э.
1-е тысячелетие до нашей эры
X (10) 901 - 1000 гг до н.э.
IX (9) 801 - 900 гг до н.э.
VIII (8) 701 - 800 гг до н.э.
VII (7) 601 - 700 гг до н.э.
VI (6) 501 - 600 гг до н.э.
V (5) 401 - 500 гг до н.э.
IV (4) 301 - 400 гг до н.э.
III (3) 201 - 300 гг до н.э.
II (2) 101 - 200 гг до н.э.
I (1) 1 - 100 гг до н.э.

Века и годы н.э

Какие годы относятся к каким векам

Века (столетия) н.э Годы
1-е тысячелетие нашей эры
I (Первый век) 1 - 100 гг
II (Второй век) 101 - 200 гг
III (Третий век) 201 - 300 гг
IV (Четвертый век) 301 - 400 гг
V (Пятый век) 401 - 500 гг
VI (Шестой век) 501 - 600 гг
VII (Седьмой век) 601 - 700 гг
VIII (Восьмой век) 701 - 800 гг
IX (Девятый век) 801 - 900 гг
X (Десятый век) 901 - 1000 гг
XI (Одиннадцатый век) 1001 - 1100 гг
XII (Двенадцатый век) 1101 - 1200 гг
XIII (Тринадцатый век) 1201 - 1300 гг
XIV (Четырнадцатый век) 1301 - 1400 гг
XV (Пятнадцатый век) 1401 - 1500 гг
XVI (Шестнадцатый век) 1501 - 1600 гг
XVII (Семнадцатый век) 1601 - 1700 гг
XVIII (Восемнадцатый век) 1701 - 1800 гг
XIX (Девятнадцатый век) 1801 - 1900 гг
XX (Двадцатый век) 1901 - 2000 гг
XXI (Двадцать первый век) 2001 - 2100 гг

Смотрите также

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Таксон- классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.

Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.

Рудименты - это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме.

Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.

Атавизмы - это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции.

У человека это - развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.

Историческое прошлое людей

Первые люди на Земле. Имя обезьяночеловека - питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве.

Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы - довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн.

лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии - реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.

Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков.

Первый австралопитек Восточной Африки - зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков - прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.

Первые представители человеческого рода в Восточной Африке. Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека.

Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки.

Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке.

Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.

Предпосылки антропогенеза.Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению.

Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость.

Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи.

Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.

Этапы становления человека. В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди.

Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Предки человека Прогрессивные черты во внешнем облике Образ жизни Орудия труда
Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году) Ходили на двух ногах.

Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покров

Рассматривается как древнейшая человекообразная обезьяна Орудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни
Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет) По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека
Австралопитек (костные остатки древностью 2,6-3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке) Имели небольшое тело (дл.

120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга - 500–600 см2, передвигались на двух ногах.

Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов). В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных
Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены - Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад) Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа Общественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём. Примитивные каменные орудия труда, палки
Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад) Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см3, лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступа Жили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкуры Орудия из камня и костей
Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назад Рост 155–165 см; объём мозга 1 400 см3; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо Общественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры.

Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения.

Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.)
Кроманьонец - первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад) Рост до 180 см; объём мозга - 1 600 см2; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступом Родовая община.

Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая.

Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись.

Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева

Современные люди.

Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600см3), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков.

Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.

Расы человека

Всё современное человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens.

Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида - Homo sapiens - выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую.

Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.

Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.

Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс.

лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды.

Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов - малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс.

Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.

Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа.

Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.

Появление древнейших людей

Происхождение человека

Появление древнейших людей

Занятия древнейших людей. Охота, собирательство

Глоссарий

Персоналии

Дополнительная информация

Используемая литература и источники

Что изучает история Казахстана в 6 классе

Дорогой друг, сегодня мы начнем изучать историю человечества ее первую ступень — историю древнего Казахстана.

В незапамятные времена на территории древнего Казахстана обитали первобытные люди, на смену им через несколько тысяч лет пришли различные племена и племенные союзы: саки, уйсуни, гунны, сарматы и другие племена.

Мы совершим путешествие по следам материальной культуры людей, побываем в древних пещерах, жилищах.

Рассмотрим орудия труда, основные занятия, искусство и религию древних людей.

Перенесемся в своем путешествии через столетия, когда люди научились делать оружие и орудия труда не только из камня и дерева, а освоили медь, бронзу, а позже и железо.

Наши предки совершили очень длинный путь в своем развитии от человекоподобной обезьяны до высоко организованных племен с богатой историей и самобытной культурой.

О жизни людей в прошлом мы узнаем по оставленным ими следам, которые называются историческими источниками.

Исторические источники бывают трех типов: вещественные, письменные, этнографические.

Мы познакомимся в 6 классе с историей древнего Казахстана по вещественным источникам — останки древних людей, орудий труда, жилищ, которые получены в ходе археологических раскопок.

Письменным источникам – оставленные древние знаки, письмена на камне, бумаге.

Этнографические — духовное наследие народа: мифы, легенды, пословицы, поговорки, передающиеся из уст уста многим поколения.

Мы связаны с далекими предками незримой, но непрерывной нитью времени, пронизывающей судьбы сотен поколений.

Вспомним, что отсчет лет до н.э. ведется в обратном порядке по убывающей, счет годов новой эры -по взрастающей. Нить времени протянута из прошлого, через настоящее, в будущее. Как и в жизни каждого человека, в истории народов, государств есть периоды роста: зарождения, юности, расцвета, увядания-старости и гибель.

Но в увядающем периоде зреют новые силы, которые в свою очередь, пройдя все стадии развития (эволюции ), освободят место своим преемникам. И так вечно, пока существует человечество.

Народы и государства в каждом последующем цикле развития весьма отличаются от предшественников по особенностям и общественной жизни, по уровню знаний. Поэтому общество не стоит на месте, оно постоянно развивается.

Историю древнего Казахстана в 6 классе условно можно разделить на три эпохи:

  • Первая эпоха – эпоха камня
  • Вторая эпоха – эпоха бронзы
  • Третья эпоха – эпоха железа

Люди в каждой исторической эпохе проходили свои этапы развития (эволюцию ) по трем направлениям: эволюция становления и развития человека, его физического облика; эволюция развития орудий труда, которыми пользовался человек; эволюция общественных отношений человека.

Происхождение человека

Человечество всегда волновала тайна своего происхождения.

Древнейшие люди нашли простой ответ: свою родословную они вели от какого-либо животного окружающего их мира (медведя, змеи, орла, рыбы и т.д.). Но, начиная с ранних цивилизаций, верх взяла религиозная точка зрения, по которой первые люди либо появились из частей некоего божества, либо были сотворены творчеством какой-нибудь божественной силы. Не без влияния гончарного ремесла самым подходящим материалом для сотворения человека считалась земля или глина.

С точки зрения учёных ответ, даваемый религией на вопрос о происхождении человека, не является убедительным.

Однако, предложить свой вариант ответа науке удалось только в XIX в. Благодаря смелости ума и гениальности Чарльз Дарвина, который сформулировал закон, по которому под воздействием окружающей среды у животных могут происходить небольшие изменения, порой совершенно незаметные, которые, помогая выжить и передаваясь потомкам, через сотни и тысячи поколений могут привести к очень сильным превращениям.

Поэтому человек не был сотворён таким, каким он есть, а прошёл, ступенька за ступенькой, длинный путь эволюции.

Появление древнейших людей

Эпоха древнего каменного века — время становления человечества. Человек сформировался, как и все живые существа, в результате длительного эволюционного развития. Археологи по найденным останкам определили ступени развития человечества. В развитии человека различают три этапа:

1. Древнейшие люди, к которым относятся «южная обезьяна», «человек умелый», питекантроп, синантроп.

Древние люди – неандертальцы.

3. Современные люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

Человечество всегда интересует вопрос, когда и где возник человек?

Около 3 млн. лет назад на широких просторах африканских саван, в Таунге жили существа ископаемые человека.

Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна», которая стала связующим звеном между обезьяной и древнейшем человеком.

Остатки скелетов ав-стралопитека нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Жили австралопитеки около 2,6 млн. лет назад.

Австра-лопитек был похож на обезьяну: тело покрыто гус-тыми волосами, нижние конечности длиннее пере-дних, ходил он на двух ногах. Руками он собирал плоды и коренья, держал предметы, выполнял про-стейшие движения.

Первы-ми орудиями труда древнейшего человека были палка-копалка, заострен-ный камень, дубина . С их помощью он добывал себе пропитание.

Первые орудия труда человек в основ-ном изготавливал из камня. Они были очень гру-быми и примитивными. Так как орудия труда де-лались в основном из камня, ученые называют этот период «каменным веком».

Ученые называют первого человека «человеком уме-лым».Самые ранние его останки были найдены в Аф-рике, в Кении. Он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад.

Одним из древнейших людей был питекантроп .Скелет питекантропа впервые был найден на остро-ве Ява (Юго-Восточная Азия) в 1891 году.

Он жил примерно 1 млн. лет назад.

Первые находки питекантропа относятся к концу XIX века, когда в 1891-1892 гг.

голландский доктор Евген Дюбуа во время раскопок на острове Ява обнаружил древние человеческие останки (черепная крышка и длинные кости нижних конечностей).

Череп характеризуется примитивной структурой и сохранением ряда обезьяньих признаков: выступающие надбровные дуги, отсутствие подбородка, малая высота черепной коробки. Рост – 1,5 м.

Выпрямленное положение, хотя и менее устойчивая походка на полусогнутых ногах. Нет прямых доказательств того, что питекантроп изготавливал орудия труда, так как с ним не найдено никаких остатков каменной индустрии.

Следующим звеном в развитии человека был синантроп. Ввиду того, что первые его останки были найдены в Китае, его на-звали «китайский человек» (от латинского «Сина» — Ки-тай и греческого «антропос» — человек).

Синантропы жили 500-200 тысяч лет тому назад.

Обнаружены в 1927 г. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина, Китай. После первой находки были проведены масштабные исследования в пещере, в результате которых за 10 лет были обнаружены кости примерно 40 индивидов.

Ценность находки в том, что были обнаружены останки как взрослых мужчин и женщин, так и детей.

Рост примерно 1,5 м, строение конечностей и туловища сходно с современным. Выпрямленное положение туловища при ходьбе.

Каменные изделия изготовлены, главным образом, из песчаника, кварца, а также отчасти кварцита, вулканических пород, роговика и кремня.

Синантроп охотился главным образом на оленя.

Из найденных в пещере костей животных оленю принадлежит 70 %. Широко использовал и умел поддерживать огонь — в пещере обнаружен мощный слой золы, толщиной до 6-7 м.

Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямоходящих».

Следующий вид древнего человека именуется неандертальцем. Его останки впервые были найде-ны в Германии в местности Неандерталь. Где были найдены останки: Европа, Ближний Восток, Кавказ, Крым, Средняя Азия.

Крайняя восточная точка обитания неандертальцев — пещера Тешик-Таш в Узбекистане.

Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови выступающие. Неандертальцы жили 200-35 тысяч лет назад. Они умели делать орудия труда из камня, дерева, кости, могли добывать огонь и пользоваться им для своих

научная библиотека. диссертации по социальной психологии

Появление человека.

Человек принадлежит к группе животных, которых называют приматами. Наши древнейшие предки были маленькими древесными зверьками, немного похожими на современных тупай. Они обитали на Земле примерно 65 млн лет назад, в эпоху вымирания динозавров. Около 50 млн лет назад появились более высокоорганизованные животные того же типа, такие, как обезьяны.

Со временем развитие некоторых групп приматов пошло по особому пути, и этот путь привел около 25 млн лет назад к возникновению первых человекообразных обезьян.
В наши дни большинство из 180 различных видов приматов обитает в типических или субтропических регионах, но так было далеко не всегда.

50 млн лет назад климат на Земле был значительно теплее, и предки современных нам обезьян жили на гораздо большей территории. Их ископаемые останки обнаружены на Британских островах, в Северной Америке и даже далеко на юге, на самой оконечности Южной Америки.

Существа, похожие на шимпанзе, обитали когда-то в Европе и Азии. Однако когда климат на Земле начал меняться, приматы, населявшие эти территории, постепенно вымерли.


Современные тупайи позволяют нам получить некоторое представление о том, как могли выглядеть ранние приматы.
Жизнь на деревьях.

Ранние приматы быстро стали искусными древолазами.

Чтобы жить на деревьях, необходимо прежде всего правильно оценивать расстояние и крепко цепляться за ветки. Первую задачу решают направленные вперед глаза: это дает животному бинокулярное зрение.

Для решения второй задачи необходимы цепкие пальцы. Оба эти свойства - наиболее важные отличительные признаки приматов. У всех у них паль-
цы на руках подвижные, а большие пальцы рук придают должную цепкость. Некоторые человекообразные обезьяны, как и люди, способны также соединять кончики большого и указательного пальцев, образуя букву «о».

Подобный захват применяется при весьма тонких манипуляциях. Что еще важнее, у приматов развилась крупная «мыслительная» часть мозга, заведующая координацией зрения и движений рук.

Как все начиналось

Сегодня существует только один вид людей: гомо сапиенс («гомо» по-латински «человек», а «сапиенс» - «мыслящий»).

Однако ученые в наши дни полагают, что с момента возникновения первых гоминид (человекоподобных животных) на Земле в разное время обитало несколько различных видов таких существ. Между 15и7 млн лет назад в Африке, Европе и Азии жили рамапитеки. Это были обезьяноподобные животные ростом около 1,2м, с плоским лицом и зубами, похожими на человеческие. Возможно, часть своей жизни они проводили на открытых равнинах, добывая себе пищу при помощи палок и камней.

Рамапитек, вероятно, один из первых гоминид, однако, по всей видимости, он был не нашим прямым предком. Сегодня ученые находят в нем больше сходных черт с орангутангами.


Наши ближайшие ныне живущие родственники - крупные человекообразные обезьяны.

Гориллы и шимпанзе обитают в лесных районах Западной и Восточной Африки. Гиббоны водятся в дождевых лесах Юго-Восточной Азии, а орангутанги населяют влажные джунгли Калимантана и Суматры. Из них наименее похожи на человека гиббоны.
Очень полезные большие пальцы.

Зачем нужны большие пальцы? Попросите приятеля прикрепить ваши большие пальцы к ладоням при помощи клейкой ленты так, чтобы вы не могли ими шевелить.

А теперь попробуйте одной рукой взять какой-либо предмет, скажем, карандаш или чашку. Или попытайтесь удержать как можно больше предметов. Вы очень быстро убедитесь, насколько важно для всех этих манипуляций иметь большой палец, отстоящий от всех прочих.

«Южные обезьяны» из Африки

Одна из самых первых ископаемых находок, связанных с «обезьяночеловеком», - череп ребенка. Его откопали в 1924 г. у Таунга, на территории нынешней Ботсваны.

У этого черепа были как обезьяньи, так и человеческие черты, и его обладателя назвали «австралопитек афаренсис». С тех пор нашли множество других ископаемых останков австралопитеков («южных обезьян»). Все находки свидетельствуют, что мозг у этих животных был не очень крупный (около 500 см’), а большие коренные зубы служили для перетирания растений и плодов.

Австралопитеки были низкорослыми (около 1,2 мв высоту).’ Одни были плотного и коренастого телосложения, другие - хрупкого и изящного. Некоторые ученые полагают, что это были
самцы и самки одного и того же вида. Кое-кто относит их к различным видам австралопитеков. «Южные обезьяны» - предмет многочисленных дискуссий, и их происхождение по-прежнему неясно.

«Люси», «южная обезьяна», найденная в 1974 г.
Это некоторые фрагменты костей черепа синантропа - одного из «выпрямленных людей».

Ученым удалось собрать эти фрагменты в единое целое и восстановить полный череп синантропа. У него были надглазничный валик, как у обезьян, и выдающаяся вперед челюсть. Вдоль верхней части черепа тянулся костный выступ, а сзади имелось утолщение в виде своего рода гребня. И черепная коробка, и мозг синантропа крупнее, чем у гомо хабилиса.
История «Люси».

американский антрополог Дои Джохансен сделал выдающееся открытие, откопав на территории Эфиопии останки молодой самки «южных обезьян» ростом чуть выше 1 м. Ее назвали «Люси». Мозг и зубы «Люси» походили на обезьяньи, однако передвигалась она, вероятно, па своих кривых ногах в выпрямленном положении. До этой находки ученые считали, что «южные обезьяны» жили на Земле около 2 млн лет назад. Однако возраст останков «Люси» был определен приблизительно в 3-3,6 млн лет.

Значит, «южные обезьяны» появились на планете на миллион с лишним лет раньше, чем считалось прежде.

«Человек умелый»

В то самое время, когда «южные обезьяны» бродили по Африке, бок о бок с ними развивалась другая группа гомипид.

Они появились несколько позже, около 2 млн лет назад. Это уже были первые настоящие люди, или «хабилиды». Возможно, предки их - более стройные австралопитеки. Гомо хаоилис («человек умелый») был примерно того же роста, что и «южные обезьяны», однако обладал более крупным мозгом - около 700 см’.

Нам известно, что «человек умелый» пользовался целым набором орудий, в который входили осколки камней, режущие и рубящие орудия (наподобие ножей), скребки, а также «инструменты» для изготовления новых орудий.

Пропавший синантроп.

Синантроп - разновидность гомо эрек-туса.

Он жил на территории Китая около 500 000 лет назад. В 30-е гг. XX в. ученые обнаружили богатую коллекцию ископаемых останков этого древнего человека в одной из пещер неподалеку от Пекина.

Всего отыскали фрагменты 45 скелетов, в том числе куски 14 черепов, 14 нижних челюстей, 150 зубов, а также кости 14 детей. В 1941 г., незадолго до войны между Америкой и Японией, было решено отправить эти находки в Америку. Ученые не хотели, чтобы столь ценный груз попал в руки японских солдат.

Однако кости так и не прибыли в пункт назначения. Они бесследно исчезли но пути к кораблю, который должен был доставить их в безопасное место. Местонахождение останков синантропов 110 сей день неизвестно.


Перед вами фотография черепа «пилтдаунского человека», обнаруженного в Суссексе, Англия, в начале XX столетия.

Сегодня он признан одной из величайших мистификаций в истории науки.
Неандертальцы.

Еще до того, как последние «выпрямленные люди» исчезли с лица Земли, на ней появился еще один вид человеческих существ.

Гомо сапиепс («человек мыслящий») впервые заявил о себе около 250000 лет назад. Спустя еще 180000 лет (то есть 70000 лет назад) в Европе обосновался неандертальский человек.

По сравнению со своими предшественниками неандертальцы были крупнее во всех отношениях, за широким выпуклым лбом прятался мозг, как у современного человека - 1330 см’. Мы многое знаем о неандертальцах.

Они жили в эпоху велико-. го оледенения, поэтому им приходилось носить одежду, изготовленную из звериных шкур, и укрываться от холодов в глубине пещер. Средняя продолжительность жизни мужчин была около 30 лет, а женщин 23 года. Многие из них страдали от артрита. Большинство были правшами.

Существуют некоторые признаки того, что неандертальцы верили в загробную жизнь: они торжественно погребали умерших и даже возлагали на их могилы цветы.


Охотники за древними людьми
Луис Лики (1903-1972), Мери Лики (р.

1913) и их сын Ричард (р. 1944) обнаружили в Олдовайском ущелье в Танзании множество ископаемых останков древних людей. Их первым важным открытием стала находка австралопитека, прозванного «щелкунчиком». В дальнейшем они открыли первого «человека умелого», а также нашли останки нескольких «выпрямленных людей».

В последнее время Ричард Лики занимается раскопками в других районах Африки.
Эти уникальные окаменевшие отпечатки Мэри Лики обнаружила в 1978 г. в Танзании. Их возраст оценивается в 3,75 млн лет, а запечатлелись они в слое вулканической грязи и пепла, который в дальнейшем затвердел. В результате получилось что-то вроде «гипсового слепка» ног наших далеких предков, вышедших прогуляться, - своего рода доисторический «семейный пикник».
Человек, которого никогда не было.

у Пилтдауна в Суссексе, Англия, было обнаружено несколько фрагментов черепа и сломанная челюстная кость древнего человека. В то время находка стала настоящей сенсацией, но вскоре некоторых специалистов начали одолевать сомнения. В 1953 г. пилтдаунские кости тщательно изучили, чтобы определить их возраст.

Результат оказался неожиданным. Выяснилось, что челюстйая кость принадлежала орангутангу 500-летней давности, а череп - обыкновенному современному человеку. Кости были покрыты специальным налетом, а зубы аккуратно подпилены, чтобы придать им доисторический вид. Все это оказалось искусной подделкой. Пилтдаунский человек вошел в историю науки как мистификация, разоблаченная лишь спустя 40 лет после того, как она состоялась. Самого «шутника» так и не нашли.


Голова неандертальского человека.
Взгляд в будущее.

Поначалу эволюция человека происходила очень медленно.

Понадобилось почти 7 млн лет, прошедших с момента появления наших древнейших предков, чтобы человечество достигло стадии, на которой оно научилось создавать первые наскальные рисунки.

Но стоило только «человеку мыслящему» прочно обосноваться на Земле, как все человеческие способности начали стремительно развиваться. За какие-то 100000 лет, отделяющих нас от первых наскальных рисунков, человек превратился в господствующую форму жизни на Земле. Нам даже удалось покинуть родную планету и приступить к освоению космоса.
Трудно сказать, какими станут люди спустя 10000 лет, однако можно с. уве-
ренностью утверждать, что они сильно изменятся. Мы вообще очень изменились за последние 400 лет, и даже с начала нынешнего столетия.

Сегодняшний солдат вряд ли поместился бы в рыцарские доспехи образца XV в. Средний рост средневекового воина равнялся 16^ см. В наши дни средний рост британских военнослужащих 172 см.

Нынешняя супермодель нипочем не смогла бы втиснуться в платье, которое носила се прапрабабушка. Даже если бы ей удалось довести свою талию до 45 см, как у ее родственницы викторианской эпохи, она все равно оказалась бы на 30 см выше! Если наша эволюция продолжится в том же направлении, в каком она шла до сих пор, наши лица станут все более плоскими, а нижняя челюсть будет уменьшаться.

Мозг наш сделается крупнее, а сами мы, по всей видимости, еще подрастем. Ну а поскольку многие из нас. предпочитают сидячий образ жизни, возможно, что и наша, так сказать, нижняя часть туловища тоже увеличится!
Когда эпоха великого оледенения подошла к концу, современные люди начали переходить к новому образу жизни. Со временем они стали основывать поселения, где возникали крупные общины.

Близилась заря цивилизации. 10000 лет назад во всем мире насчитывалось всего около 10 млн людей. Однако примерно 4000 лет назад их число стало быстро увеличиваться. К 55-му г. до н.э., когда Юлий Цезарь вторгся на Британские острова, население земного шара достигло 300 млн человек. Сегодня оно составляет уже 4 млрд и продолжает расти.


«Южные обезьяны», возможно, уже пользовались камнями и костями в качестве орудий, однако «умелые люди» первыми научились эти орудия изготовлять.

Осколок камня, зажатый между большим и всеми остальными пальцами, служил неплохим режущим инструментом. Ьолее плоские камни, вероятно, использовались для соскребания мяса с костей.

Орудия с острыми краями изготовляли при помощи каменных отбойников. Гомо эректус изобрел уже более современные орудия: их делали из осколков кремня. Еще более тонкие «инструменты» создавали неандертальцы. Они обрабатывали осколки кремня при помощи других каменных орудий, которые держали уже двумя пальцами - большим и указательным.
«На голову выше».

Недавние исследования показали, что наши предки перешли к прямохождению, то есть ходьбе на двух ногах, вероятно, для того, чтобы не перегреваться.

На знойных африканских равнинах, 4 млн лет назад, ходьба на двух ногах давала им ряд преимуществ. Человеку в выпрямленном положении солнечные лучи падали вертикально на голову, вместо того чтобы «поджаривать» ему спину. Поскольку макушка головы имеет гораздо меньшую поверхность, открытую для солнца, чем спина, наши предки должны были меньше перегреваться.

Значит, они меньше потели, а стало быть, для выживания им требовалось меньше воды. Это позволило древним людям стать «на голову выше» прочих животных в борьбе за существование.


Вот так, по мнению ученых, выглядели наши давно исчезнувшие родственники.

Как видите, наши предки постепенно становились выше и чем дальше, тем меньше походили на обезьян.
Где должны быть волосы.

Переход к прямохождепию имел и другие важные последствия. К примеру, двуногое животное больше не нуждалось в густом волосяном покрове, который уберегал прочих обитателей саванн от безжалостных солнечных лучей, обрушивавшихся на их спины. В результате, если не считать волос, прикрывавших часть тела наших предков, наиболее подверженную воздействию солнечного тепла - а именно голову, - они превратились в пресловутых «голых обезьян».

Благотворная прохлада

Начав передвигаться на двух йогах, древние люди как бы приоткрыли еще одну крайне важную «эволюционную дверь».

В выпрямленной позе гораздо большая часть тела животного отдаляется от раскаленной почвы, а стало быть, и от жара, который та испускает.

Как следствие, тело и голова с содержащимся в ней мозгом перегреваются значительно меньше, чем если бы они располагались ближе к земле. Прохладный ветер, гуляющий, как правило, в 1-2 м над землей, обеспечивал дополнительное охлаждение организма.
Когда ученые создали мощные суперкомпьютеры, им пришлось снабдить их специальной системой охлаждения. Ведь большие компьютеры работают очень интенсивно и при этом выделяется огромное количество тепла.

Его необходимо удалять, чтобы компьютер не перегревался. То же самое происходит и с мозгом. Перейдя к прямохождению, наши предки тем самым переместили собственный мозг в более прохладную среду, а это, в сочетании с весьма эффективной «системой охлаждения», позволило мозгу развиться в более крупный и деятельный.


Человек, который пришел с холода
19 сентября 1991 г.

в наш мир вернулся человек, чей возраст составляет 5300 лет. Двое туристов, гулявших в Австрийских Альпах, внезапно натолкнулись на торчавшее изо льда тело мужчины.

На теле сохранились обрывки одежды, на ногах обувь, рядом оказались колчан с двумя стрелами, топор, кремень для высекания огня, маленький кремневый кинжал, нечто вроде сумки или рюкзака, набор иголок и масса охотничьего снаряжения.

«Ледяной человек»-самый древний из всех когда-либо найденных трупов. Он жил на Земле почти за 1000 лет до того, как египтяне начали строить свои пирамиды, и за 3000 лет до появления первых римлян.

| Происхождение и развитие человека |
Сегодня в мире у людей нет единого мнения о происхождении человека. Некоторые, в том числе и преподаватели в школе урока природоведения, склоны доверять предположениям Дарвина о том, что человек произошёл от братьев наших меньших, приматов, и, соответственно, его физическое и психологическое развитие происходит на подобии того, как и у представителей приматов.

Некоторые считают, что человек был создан богом по своему образу и подобию, и его развитие происходит по велению и разумению «сверху».

А есть и такие, кто склонен предполагать, что родиной человека является вселенная. В этой небольшой статье постараемся рассмотреть самые распространенные на сегодняшний день версии, о происхождении и развитии человека.

Так по первой, и довольно распространенной сегодня теории, происхождение и развитие человека берёт своё начало от человекообразных приматов, а проще говоря – от обезьян.

Эта всем известная со школы теория была создана и озвучены впервые великим Дарвином.

По его версии благодаря естественной мутации австралопитеков, или, по-другому, южных прямоходящих обезьян, развитию их мозга и появился предок современного человека, неандерталец. Который впоследствии, благодаря своему труду и развитию его мозга, и достиг стадии человека современного.

Подтверждением этой теории могут служить различные археологические находки, и современное научное представление, о развитии мозга человека.

Немало и таких людей на сегодняшний день, кто происхождение и развитие человека связывает с всевышним богом. По их предположению, как и говорилось ранее, человечество создал бог, а его развитие происходит по законам божьим и по его разумению.

В подтверждения своей версии эти люди приводят различные чудеса, которые, по их мнению, происходят благодаря вмешательству бога.

Из самых известных таких доказательств, приводимых приверженцами этой теории, можно привести схождение благодатного огня в Иерусалиме, различные кровоточащие иконы в разных храмах мира и другие.

В доказательства своей теории они не редко приводят различные «чудесные» исцеления, казалось безнадёжно больных людей. Высшей степенью развития человека, по их мнению, можно считать его попадание в царство божье.

Не мало в нынешнее время и таки людей, которые свято верят в то, что происхождение и развитие человека неразрывно связано с НЛО.

По мнению приверженцев этой теории, своим появлением на земле, человек обязан пришельцам с других планет. По самому простому, из их теории, варианту – человек, это потомок прилетавших на нашу землю в доисторические времена, инопланетян. А за его развитием они наблюдают свысока, иногда корректируя происходящие на земле.

Ну и, пожалуй, самой фантастической, из приведённых здесь версий, будет теория о том, что происхождение человека связано с пространственной аномалией и подчиненно её законом существования.

По этой гипотезе, разумные существа, наподобие человека, могут появляться и развиваться на любой из планет, пригодной к жизни, благодаря космическим законам существования, ещё не изведанными нами.

Напоследок стоит сказать, что самой, как я считаю, доказанной и стоящей того, чтобы её изучать и далее, является теория Эволюции, или по-другому – теория Дарвина, не смотря на все приводимые её противниками доводы и, как им кажется, доказательства.

А как считаете Вы?

Статья “Происхождение и развитие человека” из рубрики | Развитие человека |

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей сре-де деятельность первобытного человека?

Уже более 1 млн. лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные ка-менные орудия, загоняли добычу коллектив-но. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Одна-ко все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотовод-ство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, одна-ко, пока еще глобального воздействия на био-сферу в целом. Тем не менее нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топ-лива и под посевы уже в то время изменяли со-стояние многих природных экосистем.

Вопрос 2. К какому периоду развития челове-ческого общества относится зарождение сельскохо-зяйственного производства?

Сельское хозяйство появилось после окон-чания оледенения в эпоху неолита (нового ка-менного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время чело-век одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных — свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделы-вать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного воз-никновения недостатка воды в ряде районов мира.

Недостаток воды может возникнуть в ре-зультате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек про-исходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с по-верхности водохранилищ ведет не только к об-разованию дефицита воды, но и изменяет кли-мат целых регионов. Поливное земледелие ис-тощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами мо-гут быть высокая плотность населения, чрез-мерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии био-сферы уничтожение лесов? Материал с сайта

Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вы-рубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начи-нается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цвете-нию воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парни-кового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода.

Вырубка крупных деревьев разрушает ус-тоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяют-ся гораздо менее продуктивными биоценоза-ми: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.

В настоящее время основными «легкими» нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы эко-систем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • назовите причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира
  • как сказывается на состояние биосферы уничтожение лесов
  • сочинение на тему биосфера и человек
  • Биология.Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?
  • к какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельсхохощяйственого производства

Самое обсуждаемое
Распространение воды на земле Все самое интересное о воде Распространение воды на земле Все самое интересное о воде
Хронологические периоды и эпохи в истории человечества Появление древнейших людей Хронологические периоды и эпохи в истории человечества Появление древнейших людей
Обозначается звук щ. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки Обозначается звук щ. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки


top