Иван Андреевич (князь можайский). Из жизни работника спецслужб

Иван Андреевич (князь можайский). Из жизни работника спецслужб

Крылов Иван Андреевич

(род. в 1769 г. – ум. в 1844 г.)

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской академии наук. Издавал сатирические журналы «Почта духов» и другие. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более 200 басен. Член Общества любителей российской словесности.

В памяти современников И.А. Крылов остался одним из талантливейших баснописцев и добрейшим человеком. Но говоря о нем, нельзя не обратить внимание на разносторонность его характера. С одной стороны, Крылов был невероятно трудолюбивым и упорным человеком. Родившись в небогатой семье, он сумел проделать длинный и нелегкий путь от простого писца при канцелярии до именитого баснописца и автора нескольких пьес. А с другой стороны, все, кто писал мемуары об этом человеке, говорили о его невероятной лени. А еще вспоминали о его разнообразных чудачествах, к которым относились приливы необычайной деятельности, подчас обуревавшей старика. Он мог вспомнить сложнейший фокус, требовавший виртуозной ловкости рук, или на спор, чтобы разыграть приятеля, выучить древнегреческий язык, или же что было того удивительнее: неожиданно встретив на Невском знакомого, собравшегося в Москву, сесть к нему в коляску и отправиться в путешествие. Но несмотря на такую неординарность поведения, Крылова любили и уважали не только высшие круги общества, а и простой народ, так как именно простому народу была посвящена бо?льшая часть его произведений.

Родился Иван Андреевич Крылов 2 (13) февраля 1769 г. в Москве. Его отец был армейским офицером, выслужившимся из рядовых, и раннее детство Ваня провел в Яицком городке, где он служил. Как только начался пугачевский бунт, Андрей Прохорович Крылов, руководивший обороной крепости Яик, отправил жену Марию Алексеевну и малолетнего сына в Оренбург, подальше от военных действий. Вскоре он вышел в отставку и присоединился к ним. В 1755 г. Андрей Крылов устроился на должность чиновника в палату уголовного суда Тверского наместничества. Заработки были мизерными, и семья Крыловых едва сводила концы с концами. В связи с этим на обучение Ивана средств не хватало. Поэтому Андрей Прохорович сам обучал его как мог. Он выучил мальчика только чтению и письму, а дальнейшее образование Крылов получил благодаря писателю Николаю Александровичу Львову, прочитавшему стихи юного поэта и увидевшему в маленьком мальчике искру таланта. В юности Иван проводил много времени в доме у Львова, учился вместе с его детьми и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. И на первое время ему вполне хватало полученных знаний. Недостатки отрывочного образования сказались впоследствии – так, в молодости Крылов был слаб в орфографии, но с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, а также научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

После смерти Андрея Крылова (1778 г.) семья лишилась последних доходов, и Ивану пришлось идти работать писцом в тот самый суд, где раньше работал отец. Мать Крылова принялась хлопотать о пенсии, но так ничего и не добилась. И тогда Иван и Мария Алексеевна приняли решение продолжить свои хлопоты в Петербурге. В 1782 г. семья Крыловых приехала в столицу России – город на Неве. Там им тоже ничего не удалось добиться, однако для Ивана нашлось место канцеляриста в Казенной палате. Там он и проработал последующие шесть лет, совмещая скучную канцелярскую работу с любимым занятием – стихосложением. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он написал свое первое большое произведение – оперу «Кофейница», а сразу же вслед за этим две трагедии: «Клеопатра» и «Филомела». Правда, никакими особенными литературными достоинствами его первые произведения не обладали.

В 1788 г. умерла мать Крылова, и на плечи Ивана легла забота о младшем брате. Заработка канцеляриста не хватало, и Крылов решил попробовать писать пьесы для театра. Из-под его пера вышли несколько комических опер: «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей». Но эти произведения не оправдали надежд молодого литератора и не принесли автору ни денег, ни известности, зато они помогли ему попасть в круг петербургских литераторов. В 1780-е годы Крылова взял под покровительство известный драматург Я.Б. Княжнин. Но Иван не смог по достоинству оценить его покровительство. Будучи по природе очень самолюбивым, он принимал добродушное подшучивание Княжнина за насмешку и, обидевшись, разорвал отношения со старшим другом.

Порвав со своим покровителем, Крылов попытался продолжить карьеру литератора самостоятельно и написал комедию «Проказники», в главных героях которой без особого труда можно было узнать Княжнина и его жену. После прочтения рукописи дирекцией театра разразился страшный скандал, и у Ивана испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения. Покончив, таким образом, с «театральной» карьерой, молодой литератор решил попробовать свои силы в области журналистики. И с 1789 г. начал издавать журнал «Почта духов». Поскольку сам Крылов был прирожденным сатириком, его журнал тоже имел сатирическую направленность, правда, в несколько преображенном виде. На страницах своего издания Иван Алексеевич создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником. Но эта его затея тоже не увенчалась успехом. Ведь немногие способны воспринимать насмешки в свой адрес, пусть даже это завуалированная насмешка. Таким образом, издание «Почты духов», продержавшись всего восемь месяцев и набрав восемьдесят подписчиков, прекратилось. А Крылов решил оставить журналистику на некоторое время.

В 1790 г. Иван Алексеевич окончательно расстался с работой в канцелярии, подав в отставку. А через два года снова ступил на стезю журналистики. В январе 1792 г. он вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», впоследствии переименованный в «Санкт-Петербургский Меркурий». И надо сказать, что Крылов полностью учел опыт прошлых неудач. Через некоторое время его журнал завоевал достаточно большую популярность, и наибольший успех этому изданию принесли произведения самого Крылова – «Каиб», «Восточная повесть», «Сказка ночи», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесой в собрании дураков» и «Мысли философа о моде». С каждым новым выпуском число подписчиков возрастало. Однако вскоре направленность журнала несколько изменилась в связи с тем, что его издатель, которому было чуждо реформаторское творчество Карамзина, практически полностью сосредоточился на нападках в сторону последнего. К сожалению, такие перемены печально сказались на судьбе печатного издания, так как резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 г. издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «с 1795 г. по 1801 г. Крылов как бы исчезает от нас». Об этом периоде жизни известного баснописца, к сожалению, никакой точной информации нет. Правда, некоторые отрывочные сведения, дошедшие до наших дней, позволяют предположить, что он какое-то время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. А потом отправился странствовать по провинции, где останавливался погостить в поместьях своих друзей. В 1797 г. Крылов уехал в поместье князя С.Ф. Голицына, где, очевидно, был его секретарем и учителем его детей. В своих странствиях Иван Крылов продолжал писать пьесы, и одна из них, «Триумф», была разыграна в домашнем театре Голицыных. Как и почти все произведения Крылова, эта пьеса высмеивала человеческие пороки власть имущих. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Триумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом П. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году.

Последующие несколько лет жизни Ивана Крылова были тесно связаны с князем Голицыным. Когда после смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, то Крылов два года служил его секретарем. В 1803 г. он снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Это время было для Крылова переломным моментом, так как именно в эти годы драматург и журналист начал писать басни, которые впоследствии принесли ему известность.

Правда, сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или пересказы знаменитых французских басен Лафонтена («Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок» и некоторые другие). В 1805-м, будучи в Москве, он решился показать несколько своих работ знаменитому поэту и баснописцу И.И. Дмитриеву. Прочитав перевод двух басен: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Правда, сам Крылов не сразу это понял. В 1806 г. он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 г. автор выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по-своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам и нравам и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе. Надо сказать, что сильные мира сего по достоинству оценили талант Ивана Алексеевича Крылова и впоследствии не раз удостаивали его приглашения на обед. Правда, сам Крылов был не в восторге от императорских обедов: «…кормят вкусно, но мало. Придется после обеда ехать в ресторан».

Но несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. И постепенно он стал делать все меньше переводов, а начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связаны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне». Более отвлеченные сюжеты легли в основу «Любопытного», «Пустынника и медведя». Однако вскоре басни, написанные «на злобу дня», также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Надо сказать, что работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полная материальных проблем и лишений, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. И здесь с Иваном Андреевичем приключился достаточно интересный парадокс: писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но и как обличитель «сильных» мира сего, угнетающих и терзающих народ. Впоследствии он издал еще восемь книг. Таким образом, он оставил потомкам девять книг, включающих более 200 басен.

В 1812 г. Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки. Причем эта должность пришлась ему как нельзя по душе. Крылов оказался не только хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но и много работал по составлению библиографических указателей и славянорусского словаря. Не забывал он и творческую работу. Иван Андреевич все время искал новые сюжеты для своих басен. И искал их среди народа. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». Вплоть до самой старости этот многогранный и талантливый человек продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского. Благодаря своему таланту и отношению к людям Крылов стал народным любимцем. Его ценили и принимали даже в самых далеких по взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, Крылова посетил даже великий русский поэт А.С. Пушкин незадолго до дуэли; он же, по некоторым данным, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.

9 (21) ноября 1844 г. в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. После смерти И.А. Крылова царское правительство приказало установить в Петербурге памятник великому баснописцу: на небольшом постаменте сидит Крылов, а вокруг него расположились герои его басен. Памятник сохранился до наших дней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда

Из книги 100 великих казаков автора Шишов Алексей Васильевич

Дмитрий Ефимович Кутейников 2-й (1766 или 1769–1839 или 1844) Генерал от кавалерии. Наказной атаман Войска ДонскогоНа атаманском поприще Всевеликого Войска Донского представители из старинной казачьей фамилии Кутейниковых блеснули дважды. Блеснули так, что военная история

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Крылов Иван Андреевич (1769–1844)баснописец, прозаик, драматург, журналистИван Андреевич Крылов родился в Москве в семье отставного капитана. Образование он получил скудное, но с детских лет в нем жила жажда знаний. Он много читал. Настойчивость и упорство принесли плоды:

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Иван Андреевич Крылов (1796-1844 гг.) писатель, баснописец Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. И счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на автора БСЭ

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Крылов Иван Андреевич (род. в 1769 г. – ум. в 1844 г.) Русский писатель, баснописец, академик Петербургской академии наук. Издавал сатирические журналы «Почта духов» и другие. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более 200 басен. Член Общества любителей

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КРЫЛОВ, Иван Андреевич (1769–1844), баснописец 806 Как Белка в колесе. «Белка» (1833) ? Крылов, с. 242 807 Не так ли многие <…> С умом людей – боятся, И терпят при себе охотней дураков? «Бритвы» (1829) ? Крылов, с. 223 808 А где пастух дурак, / Там и собаки дуры. «Волк и Волчонок» (1811) ? Крылов, с.

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ Иван Андреевич Крылов (1769/1768–1844). Русский поэт, писатель, драматург, баснописец. Самые известные басни - «Волк и ягненок», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Слон на воеводстве», «Петух и Жемчужное

Князь можайский (1430-1462), старший сын А. Димитриевича (см.). Вскоре после смерти отца И. Андреевич заключил договор с вел. кн. Василием Васильевичем Темным (см.), которым обязался быть заодно с ним против неприятеля, каковым надо разуметь, главным образом, Юрия Дмитриевича, князя Галича костромского. Когда в 1434 г. вел. князь потерпел в Ростовской обл. поражение от князей галицких, И. Андреевич, бывший с ним в бою, бежал в Тверь и вскоре присоединился к Юрию Дмитриевичу, вместе с которым подступил к Москве. По смерти Юрия Дмитриевича, Я. Андреевич вновь перешел на сторону вел. князя и участвовал в Скарятинском бою (1436), решившем участь Василия Косого (см.). В 1445 г. И. Андреевич, вместе с великим князем, отправился против казанского царя Улу-Махмета. Неудачный поход завершился пленом великого князя, и И. Андреевич перешел на сторону Димитрия Юрьевича Шемяки, вместе с которым в 1446 г. занял Москву, когда вел. князь выехал в Троицкий монастырь. Из Троицы И. Андреевич привез Василия Васильевича пленником в Москву, где тот и был ослеплен. За оказанные услуги, Шемяка дал И. Андреевичу Суздаль. Освобожденный затем Василий Васильевич делается вел. князем. И. Андреевич несколько раз к нему присоединялся и вновь изменял, что в конце концов вызвало поход вел. князя на Можайск "за неисправление" И. Андреевича. Последний бежал в Литву, где получил города Чернигов, Стародуб, Гомель и Любеч. Год рождения и смерти И. Андреевича неизвестны. От брака с дочерью кн. Воротынского, неизвестной по имени, оставил двух сыновей: Андрея и Семена, князей стародубских.

См. "П. С. Р. Л." (III, 141; IV, 125-6, 131-2, 146-7, 213; V, 268-9, 271; VI, 170-74, 176-178, 180; VIII, 98-99, 112-113, 115-116, 118, 120, 144); "Соб. Г. Гр. и Д." (I, №№ 46-7, 62-63, 66-67); "Никон. летоп." (V, 116-117, 121, 195-199, 202-207, 209, 212, 278); "Акты Зап. Рос." (I, № 49); "Акты Археогр. эксп." (I, № 70); "Акты истор." (I, № 56). См. также Василий Васильевич Темный и Димитрий Юрьевич Шемяка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИВАН АНДРЕЕВИЧ

Из рода Можайских кн. Сын Андрея Дмитриевича и кн. Стародубской Агриппины Александровны. Кн. Можайский в 1432 - 1454 гг. Ж.: с 1448 г. дочь кн. Воротынского Федора Львовича.

В 1434 году Иван с Василием II Васильевичем был разбит дядей Юрием Дмитриевичем в Ростовской области у св. Николы на горе. Василий убежал в Новгород, а Иван - в Тверь вместе с матерью. Василий послал к нему боярина с просьбою не отступаться от него в беде, но Иван отвечал: "Господин и государь! Где ни буду, везде я твой человек, но теперь нельзя же мне потерять свою отчину и мать свою заставить скитаться по чужой стороне. Позванный Юрием, Иван отправился к нему в Троицкий монастырь и вместе с дядею приступил к Москве, которая сдалась по прошествии недели.

Вскоре после этого Юрий умер, и Иван опять перешел на сторону Василия II. В 1435 году он вместе с великим князем ходил на сына Юрьева Василия Косого, а в 1444 году - против сыновей хана Улу-Мухаммеда. В битве, закончившейся полным поражением руссских, Иван был ранен, сбит с коня но успел пересесть на другого и спасся бегством. В 1445 году он поручил от Василия Козельск, но, не смотря на это, вступил в переговоры с Дмитрием Шемякой, сыном Юрьевым, и согласился участвовать в низложении Василия II. Люди Ивана повязали московских сторожей в то время, когда великий князь находился в Троице Сергиевом монастыре. Сам Василий успел запереться в Троицкой церкви и оттуда молил Ивана о пощаде. Иван отвечал: "Государь! Если мы захотим сделать тебе какое зло, то пусть это зло будет над нами; а. то, что теперь делаем, так это мы делаем для христианства". Василий стал молиться перед гробом чудотворца. Иван, тоже помолившись немного в церкви, вышел вон, сказавши слугам: "Возьмите его". Великого князя схватили и отвезли в Москву, где он был ослеплен. За свою помощь Иван получил от Шемяки Суздаль.

Связав таким образом свою судьбу с Дмитрием Шемякой, Иван поневоле должен был теперь служить его делу. Осенью того же года они вместе ходили против Василия к Волоку, но, не дождавшись его, побежали сначала в Галич, а оттуда в Чухлому и Каргополь. Здесь они завязали переговоры и заключили мир с великим князем. Иван отказался от всех волостей, кроме Можайска. Часть отобранного Василий вернул в 1447 году. В 1449 году Иван, вновь соединившись с Шемякой, осаждал с ним Кострому, но, потерпев неудачу, опять помирился с Василием. За это он получил от него Бежецкий Верх. До поры до времени Василий терпеливо переносил метания и постоянные измены двоюродного брата, но в 1454 году, уже после смерти Шемяки, он припомнил ему все. Московское войско подошло к Можайску. Иван выбрался из города с женою и детьми и бежал в Литву. Можайск был присоединен к Москве. Формально Иван был обвинен в том, что не явился на зов великого князя, когда тот шел на татар. В Литве Иван получил во владение сперва Брянск, потом Стародуб и Гомель.

ХОВАНСКИЙ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (начало XVII в. – 1682), князь, боярин, русский военный и государственный деятель; имел прозвище «Тараруй» («пустомеля»). Происходил из старинного княжеского рода, восходившего к Наримунту-Глебу (1277–1348), второму сыну великого литовского князя Гедимина; его предки переселились из Литвы в Москву в 1408. Службу начал при Михаиле Федоровиче в качестве стольника. В 1650 назначен воеводой в Тулу с поручением отражать набеги крымских татар. В 1651–1654 был воеводой в Вязьме, в 1656 – в Могилеве. Во время русско-польско-шведской войны служил полковым воеводой. В 1657 разгромил шведов под Гдовом. 27 марта (6 апреля) 1659 получил чин боярина. В январе 1660 взял Брест и предал его огню; в начале лета осадил Ляховичи, но 18 (28) июня был разбит гетманом С.Чарнецким под Полонкой и с остатками войск отступил к Полоцку. В феврале 1661 под Друей разгромил и взял в плен изменившего царю полковника Лисовского. Осенью 1661 при Кушликах потерпел сокрушительное поражение от польско-литовской армии под командованием маршалка Жеромского (из 20 000 воинов спаслось не более тысячи) и был отозван из Пскова.

Во время Медного бунта в Москве 25 июля 1662 вел по поручению царя переговоры с восставшими, а после подавления бунта возглавил сыскную комиссию в селе Коломенском. В 1663 назначен судьей Ямского приказа. В 1669–1678 служил воеводой в Пскове, Смоленске и Новгороде. Проявил себя как суровый и деспотичный администратор, не считавшийся с местными вольностями и обычаями. В 1678–1680 руководил обороной южных рубежей России от турок и крымских татар. В 1680 вернулся в Москву и занял видное положение при дворе. В 1681–1682 возглавлял Сыскной приказ.

В апреле 1682 после смерти Федора Алексеевича и провозглашения царем Петра I , младшего сына Алексея Михайловича (от Н.К.Нарышкиной), примкнул к отстраненной от власти группировке Милославских. Стал одним из вдохновителей Стрелецкого бунта 15–17 (25–27) мая 1682, после которого был назначен царевной Софьей главой Стрелецкого приказа вместо убитого восставшими князя М.Ю.Долгорукова; по его инициативе правительство объявило благодарность и полное прощение участникам бунта; на Красной площади воздвигли столп с перечислением преступлений «погубленных ими злодеев». При поддержке стрельцов, переименованных в Надворную пехоту, добился установления 26 мая (5 июня) режима двоецарствия (совместного правления Ивана V и Петра I) и провозглашения 29 мая (8 июня) регентства Софьи.

Будучи тайным приверженцем старообрядчества, организовал 23 июня (3 июля) 1682 демонстрацию раскольников, вынудив патриарха Иоакима согласиться на публичный диспут с одним из лидеров староверов Никитой Пустосвятом; однако состоявшийся 5 (15) июля диспут закончился поражением раскольников и расправой над их вождями.

Опираясь на стрельцов, которым всячески потакал, приобрел огромное политическое влияние; активно вмешивался в государственные дела. В июне 1682 стал главой Судного приказа. Своим властолюбием и высокомерием оттолкнул от себя Софью и партию Милославских и вызвал ненависть аристократии. В августе вступил в конфликт с Боярской Думой, отвергнувшей его предложение о введении налога с дворцовых волостей в пользу стрельцов. Слухи о намерении И.А.Хованского истребить царскую семью и самому взойти на престол побудили Софью 20 (30) августа увезти Ивана V и Петра I из Москвы в Коломенское, а затем в монастырь Саввы Сторожевского. 5 (15) сентября царским указом объявлен мятежником и покровителем еретиков; собравшаяся 17 (27) сентября в с. Воздвиженском Боярская Дума приговорила его к смертной казни. В тот же день был схвачен в с. Пушкино и доставлен в Воздвиженское, где был обезглавлен вместе с сыном Андреем. Узнав о казни Хованских, стрельцы подняли восстание в Москве и захватили Кремль, но, лишенные руководства, вскоре подчинились регентше.

Трагическая судьба И.А.Хованского стала сюжетом оперы М.П.Мусоргского Хованщина .

Иван Кривушин

Мирославский Иван Андреевич
(21 июля 1874 г. – 26 февраля 1933 г.)

К осени 2013 года о моем прапрадеде, Мирославском Иване Андреевиче, мне практически ничего не было известно. Имя и фамилия без отчества, приблизительное место проживания (Вологодская область), количество братьев и сестер (без имен) и то, что был священником, которого расстреляли – вот и вся информация о нем.
Случайно наткнулась на этот сайт и была одновременно и шокирована, и вдохновлена общением с Ириной. Данная заметка составлена на основании частично материалов, собранных автором сайта, и частично на основании материалов и воспоминаний, которые удалось за последние 1,5 года собрать мне, праправнучке Ивана Андреевича.
Русское выражение «Иван, не помнящий родства» очень хорошо характеризует русского человека. И это не хорошая характеристика. Человек без корней как засыхающее дерево. Мне хочется всем пожелать, как можно больше узнавать о своих предках, не забывать их. Тогда и их жизнь, и ваша не канет в Лету, а будет примером для будущих поколений, будет укреплять их семьи, помогать разобраться в себе.
Итак, по церковным документам - священник Иоанн Андреевич Мирославский, родился вторым ребенком 21 июля 1874 г., погост Сорово, Кирилловского уезда в семье священника Мирославского Андрея Александровича. Семья была большая, 9 сыновей и 1 дочь. Основным хозяйственным делом семьи было пчеловодство.
В №16 за 1899 год "Новгородских епархиальных ведомостей" есть такая информация: "Посещение Его Высокопреосвященством Феогностом, архиепископом Новгородским и Старорусским г. Белозерска и окрестных приходов в июне месяце.
«18 июня Владыка посетил Заболотский приход в 10 верстах от г. Белозерска… По выходе из храма, Владыка удостоил посещения дом св. Андрея Мирославского, имеющего свою пасеку и изволил кушать здесь чай со свежим медом».
В последствии пчеловодством занимались и Иван Андреевич, и его брат Михаил. Моя прабабушка, Елизавета Ивановна, говорила, что «выросла на меду». Это же подтверждает и ныне здравствующий внук Михаила Андреевича Мирославского – Мирославский Валерий Михайлович.
В 1896 г. Иван Андреевич окончил курс Новгородской духовной семинарии по первому разряду, со званием студента. До 1897 г. был надзирателем в Белозерском духовном училище. Затем один год учительствовал в Шужболенской второклассной школе.
В июне-июле 1898 г. женился на сироте, Красовской Марии Николаевне (18 июля 1880 года рождения), которая находилась на воспитании у предыдущего священника этого прихода, Соколова Михаила Евграфьевича (умер в 1897 г.)
Посвящен 2 августа 1898 г. в сан священника к Богородице Рождественской Шужболенской церкви Белозерского уезда Высокопреосвященным Феогностом архиепископом Новгородским и Старорусским. В браке родились дети: Елизавета (2 сентября 1900 г.) и Всеволод (22 апреля 1905 г.). По информации за 1916 год значится, что Елизавета обучалась в Царскосельском училище девиц духовного звания, а Всеволод – в Тихвинском духовном училище. Жизнь Всеволода Ивановича закончилась, судя по воспоминаниям, очень трагически. «Он был убит толпой обезумевшего, темного народа». Каких-либо подтверждающих данный факт сведений найти не удалось, но не удалось и узнать о его жизни. Скорее всего, он, действительно, погиб. О жизни Елизаветы Ивановны расскажу ниже.
Сейчас же, об Иване Андреевиче. Сначала «сухими фактами».
С 1900 г. он состоял помощником благочинного.
1903 год – резолюцией Его Высокопреосвященства № 1947 от 18 марта за усердную службу и отличное поведение награжден набедренником.
Резолюция Его Высокопреосвященства от 1 декабря 1904 года преподано Его Архипастырское благословение за ревностное и успешное исполнение законоучительских обязанностей в Шужболенской школе.
В 1907 г., 1909 г., 1911 г. избирался депутатом на епархиальный съезд.
1908 год – резолюцией Его Высокопреосвященства № 2436 от 4 апреля за отлично-усердную службу ко дню Св. Пасхи награжден скуфьей.
В 1909 г. был избран депутатом в Белозерское духовное училище.
С 24 по 30 июня 1913 – руководитель псаломнических курсов, состоявшихся при Шужболенской церкви.
24 февраля 1914 г . был назначен исполняющим должность благочинного 4-го округа Белозерского уезда.
27 марта 1914 г. награжден камилавкой.
Депутат Епархиального съезда, состоявшегося 18-29 апреля 1914 года.
Законоучитель в Дубининском училище Белозерского уезда
1916-1918 – член правления Кирилловского духовного училища.
Депутат съезда духовенства и мирян, прошедшего 25 мая-10 июня 1917 года. Работал в комиссиях по Эмеритальной кассе и по местным вопросам.
В 1918 г. после Революции 1917 г. он лишен избирательных прав.
В конце 1920 -х гг. раскулачен, приобретает статус лишенца.
1930 год – судим за служение молебна в здании сельсовета.
23 февраля 1931 г. арестован. Обвинен по ст.58-8, 58-10, 58-13 УК.
В выписке из протокола заседания тройки ПП ОГПУ в ЛВО от 08.09.1931 г . указано:
«Постановили: МИРОСЛАВСКОГО Ивана Андреевича – заключить в концлагерь сроком на ПЯТЬ ЛЕТ, считая срок с 23.2.1931 г. Дело сдать в архив.»
Мирославский Иван Андреевич виновным себя до самого конца не признал.
09 сентября 1931 г. этапирован в СЛАГ ОГПУ (г. Кемь).
Отбывал свой срок в Белбалтлаге НКВД, в лагерном пункте Шавань. Был землекопом. Шокируют данные из карточек зачета трудодней заключенных, в том числе и прапрадедушки. Люди работали без выходных на тяжелейших работах, на одноразовом питании, в любую погоду. Не удивительно, что Иван Андреевич в последние месяцы жизни сильно сдал, находился в лагерном лазарете, а все в той же карточке учета трудодней стоял «диагноз»: слабосилие, старческая слабость. При том, что возраст у него был и не так велик для мужчины: всего 58-59 лет.
Имеется также выписка из протокола заседания Коллегии ОГПУ (судебного) от 20 января 1933 г. о пересмотре дела Ивана Андреевича. Было постановлено: «Мирославского Ивана Андреевича ДОСРОЧНО ОСВОБОДИТЬ, и выслать через ППСГПУ в Севкрай на оставшийся срок». (Т.е. до 25.01.1936).
Скорее всего, даже если бы он выжил, срок на этом не закончился бы, и так же как в случае с его братом Михаилом, добавили бы еще несколько лет или расстреляли бы.
26 февраля 1933 г. Иван Андреевич умер от кровоизлияния в мозг.
04 апреля 1989 г. Мирославский И.А. реабилитирован прокуратурой Вологодской области.
Место его захоронения до сих пор остается не выясненным потому, что лагерные кладбища до настоящего времени на территории Республики Карелия не сохранились. Хотя, остается еще надежда все-таки это место найти. В 2013 году в Шавани обнаружены захоронения без опознавательных знаков.
Что остается рассказать о трагедии его жизни еще? Из протоколов его уголовного дела выяснилось, что в 1918 г. от него уехала жена. Сначала на обучение на акушерские курсы в Ленинграде, а лет через 10 последовал официальный развод. Все эти годы жена жила отдельно. Пережила она его всего на 7 лет. Умерла 12 января 1940 г. Похоронена на Волковском православном кладбище.
Дочь их, Елизавета Ивановна, посылала отцу посылки, а к матери приезжала уже с детьми в Ленинград. Ее муж видел своего тестя, Ивана Андреевича, всего один раз. Единственной его характеристикой были такие слова: «Достойный человек».
Интересны и его слова в протоколе допроса о своем будущем: «Я собирался туда к ней ехать (имеется в виду к дочери, в Армению), но мне не дали паспорт. Поэтому к ней не уехал. Если буду здоров, то поеду к ней, когда наживу светскую одежду». Он, просидев в изоляторе более полутора месяцев с момента задержания, все никак не мог поверить, что человека возможно посадить в тюрьму по доносам, имеющим отношение к событиям двадцатилетней (!!!) давности! Оказывается, в его доме в 1910 г. без его согласия были в течение трех дней расквартированы 4-5 стражников (представители полиции, выявляющие революционеров).
Порадовали меня и скупые воспоминания моих дальних родственников по линии Мирославских, которых я нашла в эти же последние полтора года своих поисков. Несмотря на то, что семья была фактически уничтожена, разбросана по разным регионам, а иной раз даже странам, родственники не общались друг с другом и даже не догадывались о существовании новых поколений Мирославских, тем не менее сохранилось в памяти у стариков и пара слов о моем прапрадеде. Валерий Михайлович всегда знал, что Иван Андреевич был «большой человек, священник в Новгородской губернии» (не совсем соответствует истине, но меня все равно радует). А одна из дочерей Павла Андреевича – Антонина рассказала, что «у них висел портрет Ивана Андреевича» (где и какой портрет история умалчивает, по причине возраста Антонины Павловны. В этом году ей 95).
Вот, пожалуй, и все, что известно о моем прапрадеде. Надеюсь, теперь душа его успокоится, потому что о нем знают и о нем помнят.
Что же до судьбы его потомков, то здесь, конечно, рассказывать можно много и долго, но это уже немного другая история.
Как я написала выше, о сыне Ивана Андреевича, Всеволоде сказать особо нечего. Неизвестно даже, успел ли он жениться и родить детей. Теоретически по возрасту мог, т.к. толпа растерзала его приблизительно в середине 20-х годов прошлого века, т.е. 20 лет ему уже было. А практически никаких намеков на его жизнь не осталось.
Елизавета Ивановна после окончания духовного училища поступила в Петроградский педагогический институт, но доучиться не успела. Ее как дочь «врага народа» и «служителя культа» фактически сослали в Закавказье, в Армению. Можете представить, что это был за ужас для молодой русской девушки. Сослали ее, конечно, не в столицу, а в такую дальнюю деревню, до которой два дня надо было добираться на волах. Там, в селе Макровак, она познакомилась со своим будущим мужем, пожалуй, самым образованным в тех местах человеком, вдовцом с двумя сыновьями на руках. Звали ее мужа Саркисян Саак Егорович.
В браке у них родилось трое детей: в 1932 г. – дочь Нина, в 1934 г. – сын Юрий (мой родной, любимый дедушка) и в 1936 г. младший сын – Вячеслав.
В начале 30-х годов они семьей переехали в Ленинградскую область, на станцию Сиверская, где работали в Сиверском колониальном секторе: Саак Егорович – завхозом, Елизавета Ивановна – то учителем, то воспитателем у малолетних преступников.
В 1941 г. началась война. Мужа призвали, она с тремя детьми осталась одна. Была угнана, пережила вместе с детьми и голод, и холод, и нечеловеческие лишения, унижения, сгорели все документы, а самое главное был утрачен фотоальбом ее семьи, семьи Мирославских. Единственная память, оставшаяся у нее о прежней жизни. Ее дети часто оказывались на грани уничтожения, т.к. внешне темноглазые и черноволосые напоминали фашистам «еврейчиков». Но и к кавказцам относили не многим лучше. Но и при такой тяжелой жизни прабабушка оставалась Человеком. Из известных мне историй, рассказанных дедушкой, я знаю, что Елизавета не раз спасала от неминуемой смерти молодую девушку, еврейку Полину, которую гнали с ними из г. Пушкин. Она всегда свидетельствовала, что Полина не еврейка, а армянка, с которой они вместе приехали из Еревана. На каком-то этапе этого «перегона», в Белоруссии, Полина ушла с партизанами. Несколько раз Елизавета спасала, закрывая глаза на невероятный риск и опасность для своей жизни и жизни ее детей, раненных солдат и партизан. Прятала их у себя в жилище, выхаживала и подкармливала.
Муж попал в плен к немцам, был освобожден, но на Родине передан сначала в фильтрационный лагерь, а затем в лагерь, где отсиживал свой срок. Семья не видела его 14 лет. За это время выросли дети.
После войны Елизавета Ивановна с детьми приехала в Ереван, где к тому времени их дом и все имущество было разграблено. Устроилась работать воспитателем, а затем учителем, в эвакуированный из блокадного Ленинграда детский дом № 48. Жили там же. Что еще сказать? Ее очень любили ученики. И армянские и русские дети, многих она наставила на «путь истинный». Многие ученики писали ей всю жизнь письма, заходили при случае в гости. Один из неблагополучных учеников, став большим человеком, каким-то министром Армянской ССР, снял даже документальный фильм, в котором большое место отвел именно Елизавете Ивановне, которой, по его словам, более всех он был обязан своим нынешним положением.
Воспитывала она и своих 5 внуков Умерла она 17 августа 1974 г. Так же, как и оба её родителя, от инсульта. Похоронена в Ереване.

Документы:
- ГАНО, Ф.480, Оп. 1, Д. 4282, Л.120 об.-121.
- Архивное уголовное дело № П-13559 на Мирославского И.А.
- Архивное личное дело заключенного Белбалтлага НКВД КАССР Мирославского И.А.

ХОВАНСКИЙ ИВАН АНДРЕЕВИЧ (ТАРАРУЙ)

Хованский (князь Иван Андреевич, по народному прозванию Тараруй) - видный деятель в правление царевны Софии Алексеевны. Начал службу в царствование Михаила Федоровича и в 1636 г. упоминается в числе стольников. В 1650 г. по случаю набега крымцев назначен был воеводой в Тулу; в 1651 - 1654 гг. находился воеводой в Вязьме; в 1656 г. был назначен воеводой в Могилев, в следующем году - в Псков. Здесь он принимал участие в шведской войне и в 1657 г. разбил под Гдовом графа Магнуса де Лагарди. В 1659 г., приняв участие в военных действиях против поляков, он разбил близ Друи Воловича; в 1660 г. выжег Брест. В том же году, около Ляхович, потерпел полное поражение в сражении с Сапегой и Чарнецким. В 1661 г. взял в плен полковника Лисовского, но в том же году Жеромский совершенно уничтожил 20-тысячный отряд князя Х. Вследствие этой неудачи Х. был отозван из Пскова и в 1663 г. ему поручено было ведать ямской приказ. В 1666 г. Х. был назначен воеводой в Новгород. Сменив здесь своего недруга Нащекина, Х. отменил некоторые льготы, введенные Нащекиным (выборный суд, вольная продажа вина и др.). В 1678 г., во время войны с турками, Х. был послан оберегать от татар южную границу. В 1680 г. он вернулся в Москву, где вскоре ему удалось занять весьма влиятельное положение. В это время происходила борьба за власть между приверженцами Нарышкиных и Милославских. Князь Х. стал на сторону Милославских и царевны Софии и после первого Стрелецкого бунта, в возбуждении которого он, по-видимому, принимал участие, был назначен начальником стрельцов. От имени последних князь Х. предъявил требование о провозглашении обоих братьев Иоанна и Петра царями, что и было исполнено 23 мая 1682 г. В то же время Х. сблизился с раскольниками и стал играть роль посредника между ними и правительством. Опираясь на стрельцов и раскольников и чувствуя свою силу, Х. делался все более заносчивым и своевольным, запугивая царевну Софию угрозой бунта. Чтобы освободиться от опасного человека, против него было возбуждено обвинение в том, что он замыслил уничтожить царскую семью, женить сына на одной из царевен и во время смуты самому сделаться царем. Х. был схвачен и казнен 17 сентября 1682 г. Современники обвиняли Х. в крайне жестоком обращении с подчиненными и в развратной жизни. Во время войны он не умел соразмерять свои силы с силами неприятеля и часто терпел поражения. Был известен как приверженец старой веры. Сын его Андрей Иванович, служа при отце, воевал с поляками (1659 - 1675). В 1682 г. ему поручено было ведать судный приказ, но в том же году он был казнен вместе с отцом. См. статью Н. Чулкова в "Русском Биографическом Словаре" (1901).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХОВАНСКИЙ ИВАН АНДРЕЕВИЧ (ТАРАРУЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ХОВАНСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    403471, Волгоградской, …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • АНДРЕЕВИЧ
    Андреевич, см. Соловьев, Евгений …
  • АНДРЕЕВИЧ в Литературной энциклопедии:
    — псевдоним Евгения Андреевича Соловьева — критика и историка лит-ры (другие псевдонимы: Скриба, В. Смирнов, Мирский). Написал ряд очерков …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ИВАН
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ИВАН
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • ХОВАНСКИЙ ИВАН АНДРЕЕВИЧ, ПО НАРОДНОМУ ПРОЗВАНИЮ ТАРАРУЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (князь) — видный деятель в правление царевны Софии Алексеевны. Начал службу в царствование Михаила Феодоровича и в 1636 г., упоминается …
  • ХОРИС ЛОГГИН АНДРЕЕВИЧ (ЛЮДВИГ АНДРЕЕВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Хорис [Логгин (Людвиг) Андреевич] - путешественник и живописец (1795 - 1828). Немец по происхождению, он воспитывался в харьковской гимназии. В …
  • ХОВАНСКИЙ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ) в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (по народному прозванию Тараруй) ? видный деятель в правление царевны Софии Алексеевны, князь. Начал службу в царствование Михаила Феодоровича и …
  • АРТЕМИЙ АНДРЕЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-09 Time: 06:03:24 Навигация Википедия = Лебедев, Артемий Андреевич Артемий Андреевич Лебедев — российский дизайнер, основатель, арт-директор и владелец …
  • КАРАУЛОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Караулов Василий Андреевич (1854 - 1910), политический деятель, член III государственной думы, председатель …
  • ВЕТЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ветелев Александр Андреевич (1892 - 1976), протоиерей, профессор, доктор богословия. Родился 24 …
  • ХОВАНСКИЙ ИВАН НИКИТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хованский (Иван Никитич) - князь, боярин. В 1635 - 1637 гг. он начальствовал над большим полком в Туле; в год …
  • ХОВАНСКИЙ ИВАН АНДРЕЕВИЧ (КНЯЗЬ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Хованский (Иван Андреевич) - князь, боярин. Во время смуты Х. в 1607 г. боролся со сторонниками Лжедимитрия II и поляками; …
  • ХОВАНСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хованский (князь Григорий Александрович, 1767 - 1796) - поэт; был учеником Я.Б. Княжника. Служил в рязанском пехотном полку и в …
  • ХОВАНСКИЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хованский (Андрей Андреевич) - князь и воевода. В 1615 - 1620 гг. был воеводой в Астрахани, в 1626 - 1628 …
  • ХОВАНСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хованский (Алексей Андреевич, 1814 - 1899) - педагог-писатель. Окончил курс в саратовской духовной семинарии; преподавал русский язык в воронежском Михайловском …
  • ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Федотов (Павел Андреевич) - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина …
  • ТИЛЬМАН КАРЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Тильман (Карл Андреевич, 1802 - 1875) - лейб-окулист (с 1851 г.) и известный врач-практик, родился в Силезии. В 1817 г. …

Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top