Учиться на протяжении жизни. Обучение в течение всей жизни

Учиться на протяжении жизни. Обучение в течение всей жизни

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие в обществе существуют стереотипы про обучение пожилых людей

    Какие выделяют особенности обучения людей в пожилом возрасте

    Как обучение пожилых людей происходит за границей

    Как в России организуется обучение пожилых людей

    Что нужно учесть во время обучения пожилых людей компьютерной грамотности и Интернету

Сегодня даже пожилые люди идут в ногу со временем, они не хотят сидеть дома и тратить свое время впустую. Выходя на заслуженную пенсию, многие из них желают продолжать вести активный образ жизни. Это совершенно нормальное желание, ведь с взрослением детей и выходом на пенсию у пожилого человека появляется много свободного времени. Если позволяет здоровье, то почему бы не задуматься о дальнейшем образовании? Но обучение пожилых людей у большинства вызывает сомнение. И как показывает опыт - зря!

Стереотипы общества про обучение пожилых людей

До сих пор в социуме бытует мнение о том, что обучение пожилых людей - это трудный и почти бесполезный процесс. Подобные стереотипы встречаются постоянно. Но многочисленные эксперименты доказывают, что разница в способностях к образованию у пожилых и у молодых людей практически отсутствует. Многие пенсионеры после обучения проявляют себя как трудолюбивые, грамотные и надежные сотрудники. Определенные сложности в образовательном процессе базируются только на состоянии здоровья человека. К сожалению, им свойственны некоторые физические слабости, в том числе и низкое зрение, плохой слух и координация движений.

Многочисленные исследования доказывают, что пожилые люди отличаются отличной структурой памяти, умением принимать правильное решение в сложных ситуациях. Более того, обучение пожилых людей способствует тренировкам психических функций, стабильные умственные нагрузки очень хорошо влияют на мозг и позволяют поддерживать в форме нервную систему.

Хотелось бы остановиться на самом процессе обучения пожилых людей. К примеру, в учебных заведениях Соединенных Штатов присутствие пенсионеров в учебной аудитории не является чем-то необычным. Это не только образовательный процесс с целью получения новых знаний и профессии, это еще и отличный способ отдалить признаки старения, проявляющиеся в интеллектуальной сфере. Сегодня набирают свою популярность среди старшего поколения новые технологии. Например, очень востребовано обучение компьютеру пожилых людей, ведь Интернет дает возможность общаться с родственниками и друзьями, которые живут слишком далеко для реальных встреч. Кроме того, пожилые люди интересуются новыми знакомствами, ведь зачастую они очень одиноки, а это беспокоит их даже больше, чем здоровье или финансовое положение. Это поколение не хочет отставать от жизни, им хочется следить за мировыми событиями, открывать для себя что-то новое и просто не скучать. К счастью, Всемирная паутина может удовлетворить все эти потребности при грамотном обучении пожилого человека основам компьютерных технологий. Но если нет возможности постоянного пользования компьютером, то лучше обратиться к самым обычным способам самообразования − книги, журналы, газеты, радио, телевидение.

На сегодняшний день очень развита деятельность по созданию взаимодействия разных поколений. К примеру, в некоторых учебных заведениях обучение сформировано так, что внуки помогают своим дедушкам и бабушкам освоить компьютер, а те, в свою очередь, обучают детей шитью, резьбе и т.д. Таким образом, обучающий процесс становится чем-то вроде связи поколений. Подобные идеи способны привести к решению одной из сложнейших проблем общественности всех времен − отсутствие понимания и взаимоуважения между представителями разных поколений.

Обучение пожилых людей способствует их развитию и закреплению за ними значимого положения в современном мире. Теперь пенсионер способен разнообразить свой досуг и с интересом тратить свое свободное время. Безусловно, это можно считать способом улучшения качества жизни пенсионеров.

Желание обучаться чему-то новому, потребность в совершенствовании своих знаний о современном мире - это результат столкновения пожилого человека с реальностью, которая становится ему непонятной и недоступной. Процесс обучения пожилых людей должен быть направлен на заполнение этого пробела. Необходимо подключить обучающегося к современной жизни, учитывая его возрастные особенности. После обучения у человека расширяется область выбора поведенческих моделей для разных ситуаций.

Обучение пожилых людей заключается в передаче навыков взаимодействия человека с разнообразными информационными ресурсами. При этом необходимо учитывать некоторые потребности представителей рассматриваемого возраста. Учебный материал должен соответствовать определенным требованиям - информация не должна быть однообразной, нужно совмещать и разные типы ее подачи. Нужно тщательно отбирать информацию, учитывая возраста и квалификацию пожилого человека, нужно сделать уклон на пожелания обучающихся, использовать специализированную литературу в различных отраслях знаний и т. д.

Особенности обучения людей в пожилом возрасте

Многие обучающие курсы для рассматриваемой возрастной категории имеют определенные особенности - они многообразны и затрагивают всевозможные области знаний. Нужно с умом подойти к выбору методики обучения, ведь у пожилых людей есть желание обучаться, но подход к ним имеет свои особенности, в отличии от работы с обычными студентами.

Для эффективного обучения пожилых людей необходимо желание самих участников процесса. Уровень заинтересованности является значимым фактором при получении такого образования. Если человек преклонного возраста решил научиться чуму-то новому, то он должен иметь мотивацию и четко понимать, что именно ему нужно. Только в таком случае он сможет стать полноценной частью. Для возникновения необходимости в получении новых знаний должны появиться определенные потребности, которые могут быть спровоцированы различными ситуациями. Приведем несколько примеров:

    Осознание того, что действительного запаса знаний не хватает для эффективного взаимодействия с нынешним социумом;

    Расхождение между собственными знаниями и общественными представлениями, которые нужно освоить для получения пожилым человеком навыков, помогающим адаптации к быстро изменяющейся социально-экономической, политической, нравственно-психологической ситуации в стране;

    Привычка людей рассматриваемого возраста очень глубоко анализировать вопросы, которые выходят за рамки их собственной жизни и имеют всеобщий характер;

    Стремление лучше изучить свою личность;

    Дезориентация при столкновении с критической ситуацией;

    Желание утолить культурную, творческую или интеллектуальную жажду.

Итак,главной проблемой обучения пожилых людей считается формирование умений интенсивного и результативного участия во всех областях социальной сферы. Достичь такого результата можно путем удовлетворения определенных интеллектуальных пожеланий и требований, которые выдвигает общество перед пожилым человеком. Например, увеличение уровня профессионализма, поддержка самочувствия,гармония в семейных взаимоотношениях, заинтересованность и участие в общественной жизни, полноценная организация свободного времени,развитие своего внутреннего мира.

Нужно сказать, что образовательная подготовка пожилых людей ориентирована не только на приобретение новой специальности,но и на их самообучение, которое можно считать стремлением к постоянному самосовершенствованию. Как мы уже говорили, с выходом человека на заслуженную пенсию его свободное время увеличивается в несколько раз. Теперь он может заняться реализацией своих давних планов, на осуществление которых ему всегда не хватало времени, например, выучить какой-то язык, освоить музыкальный инструмент, выбрать подходящий вид спорта, заняться рисованием и т.д. Новое образование поможет пожилому человеку ощутить самодостаточность и не потерять уверенность в себе.

Подводя итоги всего перечисленного, мы можем сказать следующее: обучение пожилых людей обязано помочь комфортному приспособлению человека к стремительно меняющемуся миру. Необходимо обучить его определенным навыкам для преодоления существующего барьера, который негативно отражается на многих областях его жизни. Образовательный процесс должен помогать ориентироваться в возможных непонятных или сложных для пожилого человека ситуациях. Отметим, что основным моментом в формировании учебной деятельности должен стать индивидуальный подход к каждому, необходимо учесть как возрастные, так и психологические особенности человека.

Как происходит обучение пожилых людей за границей

В стране восходящего солнца начали обучать пожилых людей еще в 60-х годах. Фонды, содействующие с системой японского образования, предоставляют курсы в разнообразных сферах. Подобные программы обучения затрагивают самые разные области знаний, например, японцы помогают молодым женщинам обучиться азам материнства. С 1965 года началась разработка системы обучения пожилых людей. Инициатором данной программы было правительство страны, а к 1980 году местные власти смогли дать ей постоянный статус.

Народные учебные заведения Финляндии уже больше 60-ти лет обучают всех желающих. Во многих университетах, наряду с обычным образованием, существуют специальные программы обучения пожилых людей.

В Дании и Швеции образование пожилых людей тоже предлагают народные университеты. Кроме того, в Дании сформированы отдельные высшие учебные заведения, где обучают пожилых людей. Средства для функционирования таких университетов выделяются министерством и местными властями, а также частными лицами.

В Голландии существует несколько учебных центров, которые взаимодействуют с производственными предприятиями. Они осуществляют проект под названием "Пенсия в перспективе", идеей которого является обеспечение образования сотрудникам, готовящимся к выходу на пенсию. Курс обучения занимает несколько дней, он помогает людям приспособиться к переменам. Речь идет о построении новых взаимоотношений в незнакомой жизненной ситуации.

В Италии существуют курсы обучения пожилых людей, которые были созданы по указу министерства просвещения. Они не являются дополнительным образованием, а служат для компенсации упущенных знаний, иначе говоря, эта программа восполняет пробелы на уровне начальной школы. Эта программа работает не на постоянной основе, потому что желающих обучаться достаточно мало. Но в Италии очень популярно обучение пожилых людей, направленное на развитие творческих способностей, например, существуют любительские хоры и театральные труппы, которые состоят их пенсионеров.

Во Франции существует три направления в обучении пожилых людей:

    Культурно-общественное происходит из традиционного сельского образования.

    Область образовательной деятельности профсоюзов.

    Профессиональное обучение, которое является самым популярным среди пожилых людей.

Отдельного внимания удостаивается организация постоянного образовательного процесса для инвалидов и пенсионеров. Обучение сосредоточено в большей степени на профессиональных знаниях, что стало доминирующим сектором системы обучения взрослых. Это является особенностью французской системы образования в целом.

В Польше существовали общие образовательные учреждения, в которых учились люди разных возрастов и из разных уголков страны. Самое ощутимое их воздействие проявляется в небольших городах и деревеньках. В таком университете могли обучаться сразу три поколения: молодые люди, средняя возрастная группа и пожилые. Встречались студенты возрастом от 16 до 80 лет.

В 60-х и 70-х годах были сформированы специальные университеты для обучения пожилых людей, образовательная программа подразумевала наличие начального образования у старших студентов. Курс включал способы развития человека пенсионного возраста, учитывались особенности таких людей, выдвигались и реализовывались свежие идеи по их обучению.

Самым ранним заведением, где началось обучение пожилых людей, считается университет, основанный профессором Пьером Велла. Он открылся в 1973 году в Тулузе. В этом учреждении был организован не только учебный процесс, но и проводились научные исследования по обучению пожилых людей.

Кто в России организует обучение для пожилых людей

Существуют учебные заведения и организации разных типов, среди которых университеты, академии, курсы, консультации, мастер-классы, центры подготовки и переподготовки для обучения пожилых людей.

Учебный комплекс может быть построен как высшим учебным заведением, так и средним. Подобную программу могут внедрить даже городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии, ветеранские организации, культурные организации, благотворительные фонды. Следует отметить, что это не весь список, он может расширяться, ориентируясь на потребности и интересы участников учебного процесса.

Образовательное учреждение для пожилых людей лучше располагать рядом с их местом жительства. Помещение необходимо оснащать соответствующим возрастным особенностям оборудованием, которое способствует комфортному процессу обучения пожилых людей.

Значимым фактором эффективного существования учебного заведения является присутствие в преподавательском коллективе квалифицированных кадров, которые могут включать в свой состав сотрудников, возраст которых примерно равен возрасту обучающихся. При таком подходе пожилому человеку проще сориентироваться в новой среде. Для этого нужно организовать стабильный обмен опытом работников данной сферы. Полезным будет обобщение теоретической и практической информации по данному вопросу, проведение новых научных исследований. Подобными вопросами занимаются национальные или межрегиональные ресурсные центры, корпорации по обучению пожилых людей.

В нынешней социально-экономической среде государственным органам очень сложно заниматься решением всех финансовых сложностей этого вопроса самостоятельно. Но существуют определенные программы, которые помогают осуществить частичное финансирование. Таким примером является программа "Старшее поколение". Она существует благодаря государственному кредитованию и льготным условиям.

Выделение финансов на деятельность института для пожилых людей происходит на паритетных началах, в содействии с пенсионным и другими социальными фондами, общественными организациями, политическими партиями. Важную роль играют и личные вложения самих учащихся и их близких.

Необходимо увеличить количество конкурсов образовательных проектов, которые могут осуществляться учебными организациями как в России, так и в других стран.

Для создания юридической базы нужно принять специальный закон - Закона РФ "Об образовании взрослых", в котором будут прописаны определенные разделы по институционализации обучения пожилых людей. Необходимо зафиксировать его в нормативно-правовых актах, именно так осуществляется эффективная организация подобного рода. Такие мероприятия вполне реальны, даже на региональном уровне.

Для увеличения числа желающих обучаться необходимо избавиться от условий, которые препятствуют этому. Отрицательно влиять на мотивацию пожилого человека могут проблемы с физическим и психологическим здоровьем, негативные воспоминания, связанные с прошлым процессом образования, неуверенность в себе и отсутствие реальной цели обучения.

Для решения подобных проблем нужно постоянно объяснять пожилым учащимся преимущества образовательного процесса, рассказывать о пользе, которую они могут получить, необходимо мотивировать их. Это не так сложно, ведь обучение пожилых людей действительно может изменить их жизнь в лучшую сторону.

Для привлечения аудитории нужно организовывать соответствующие мероприятия. Которые будут направлены на поддержку обучения пожилых людей. Можно устроить тематический форум, праздник или фестиваль. Кроме этого, существует бесконечное множество других подходящих форм проведения обучения.

Обучение компьютерной грамотности пожилых людей: 7 советов для внуков

Эта часть статьи послужит пособием для тех, кто решил обучить компьютеру пожилых людей. Но для начала нужно выбрать и приобрести сам компьютер.

Клавиатура

    Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются при обучении пожилых людей, является одинаковый цвет английских и русских букв на клавиатуре. Решить этот вопрос можно с помощью цветных наклеек на клавиатуру.

    Лучше всего приобретать клавиатуру белого цвета, потому что на черных клавишах обычно один цвет раскладки для обоих языков, а если и два, то русские буквы написаны красным, что не слишком выделяется на фоне черного цвета.

    Можно отключить кнопку CapsLock, потому что пожилые люди очень часто случайно нажимают ее. Это особенно проблематично при вводе паролей.

    Обычная клавиатура имеет 104 клавиши, но пожилые люди не используют весь ее потенциал. Для них актуальны только буквы и цифры, а остальные клавишу могут даже мешать. Именно поэтому лучше отказаться от возможности использования некоторых кнопок и просто отключить их. Для этого можно использовать специальные программы MKey или KeyRemapper. Но есть способ отключить их вручную: если используется недорогая клавиатура, которую не жалко, то просто снимите кнопки отверткой, которые при желании потом можно вернуть обратно. Такой метод даже эффективнее программы, ведь пользователь будет видеть только нужные кнопки, а остальные не будут отвлекать его внимания.

Удобство работы и обучения

    При обучении пожилых людей не стоит рассчитывать на их память - абсолютно все нужно фиксировать письменно. Можно составлять планы, схемы, таблицы, графики, расписание, которые помогут наглядно демонстрировать необходимую информацию.

    Полезным при обучении пожилых людей будет установить программу автоматической смены раскладки - PuntoSwitcher.

    Пожилые люди лучше воспринимают информацию одностороннюю, поэтому не смешивайте разные виды деятельности в процессе обучения. Если вы рассматриваете фотографии, то и видите только их, а если переключились на фильм, то должны смотреть его во весь экран. Ничего не должно отвлекать внимание обучающихся.

    Старайтесь минимизировать количество осуществляемых операций при обучении. Правило очень простое - чем меньше сложной информации вы дадите, тем лучше она усвоится пожилым человеком. Поэтому избегайте многоуровневых действий. Если можно обойтись без определенной процедуры, то не перегружайте ученика, ограничьтесь базовым образцом.

    При обучении компьютеру пожилых людей попробуйте внедрить голосовой поиск от Google. Порой человеку проще выразиться в устной форме, чем набирать запрос с помощью клавиатуры. Только не забудьте про микрофон.

    Если предыдущий пункт имел успех, то следует подключить программу голосового управления для всего компьютера, что может упростить обучение.

    Достаточно удобными для использования пожилым человеком будут информеры и виджеты, которые выводятся на рабочий стол. Используйте RSS-rider со свежими новостными лентами. Не забывайте про радио и телевидение, а также социальные сети.

    Люди пожилого возраста с трудом находят общий язык с поисковиками, их постоянно сбивает с толку обилие рекламы. Для упрощения ситуации можно воспользоваться специальной энциклопедией. Очень удобно при обучении подключать различные темы, которые могут заинтересовать вашего подопечного. Нужно просто выбрать из списка все, что соответствует интересам вашего ученика.

    Обратите внимание на интерфейс. Пожилым людям сложно разглядеть мелкие буквы на экране, поэтому нужно настроить оптимальный шрифт и цвет.

    Пароли часто вводят пожилых людей в замешательство. Постарайтесь максимально упростить ввод ключей при обучении. Например, на включенной английской раскладке можно нажимать русские клавиши, но заранее обратите внимание на то, что использовать можно не все русские буквы, ведь некоторые из них дублируются знаками на клавиатуре. А если вы подключили программу PuntoSwitcher, то пожилой человек может только запутаться. В любом случае вам нужно точно записать и сохранить все пароли и другие данные в двух экземплярах (для вас и вашего ученика). Включите в браузере функцию запоминания паролей.

    Изучите список программ автозагрузки и закройте лишние, особенно те, которые постоянно выводят на экран различные оповещения.

    Объясните своему подопечному при обучении принцип действия режима энергосбережения, режима засыпания и заставки. Можно просто отключить их. Главное - чтобы пожилой человек не принял черный экран за поломку. Лишние переживания нам ни к чему.

    Установите самые элементарные игры, загрузите фильмы и музыку, обеспечив к ним быстрый доступ. В крайнем случае можно объяснить принцип онлайн-программ, но это уже сложнее.

    Объясните значение кнопки ESC и рассмотрите ситуации, в которых она может пригодиться.

Безопасность и стабильность

    Все операции с отправкой сообщений и кодов осуществляйте сами, включая регистрацию, восстановление данных и так далее. Объясните вашему подопечному, что не следует выполнять просьб об отправке смс и указанию его номера.

    Позаботьтесь об установлении стабилизатора и сетевого фильтра, особенно при перебоях напряжения.

    Если при обучении вы используете общий компьютер, которым пользуются остальные члены семьи, то необходимо создать отдельного пользователя для пожилого человека. Тогда вы смежите сохранить его индивидуальные настройки и не переживать, что кто-то будет менять их.

    Поделимся хорошим дистанционным способом для помощи в освоении компьютера пожилыми людьми. Обучение бесплатно осуществляется на сервисе Mikogo. Это просто необходимо для тех, кто хочет помочь близкому человеку, но находится очень далеко от него. Вы конечно можете часами обучать пожилого человека, общаясь с ним по телефону или скайпу, но есть вероятность, что вы так и не преступите к практике, а затормозите на этапе настройки компьютера. Сервис Mikogo позволяет вам сделать все самостоятельно, не перегружая информацией пожилого человека. Вам нужно только отправить специальный номер, который вводится вашим учеником в программу, после чего вы сможете управлять его компьютером удаленно.

    В обучении пожилых людей компьютеру может пригодиться программа, которая делает скриншоты, например, SnagIt. Если ваш подопечный позвонит вам в панике, переживая за какие-то изменения, то вы сможете оценить ситуацию, получив скриншот с экрана.

    Лучше использовать лицензионное ПО для обучения пожилых людей, ведь вам необходимо минимизировать возникновение сложных ситуаций.

    При обучении не обойтись без антивируса. Можно использовать бесплатные программы, например, Avast, а можно купить лицензию на длительный срок. Тогда процесс обучения пользования не будет усложняться поиском бесплатных ключей на зараженных сайтах.

Экономия

    При выборе компьютера для обучения пожилых людей ориентируйтесь на его надежность, а не на мощность. Такой компьютер и прослужит дольше, и энергии будет потреблять меньше.

    Следует также отметить, что ноутбук и моноблок расходуют еще меньше энергии, чем любой ПК.

    Монитор - эта та часть компьютера, на которой можно сэкономить. Купите экран с дефектными пикселями. Человек в возрасте уж точно не станет придираться к этому изъяну.

    Если вы решили обучать пожилого человека компьютеру с помощью б/у устройства, то постарайтесь сделать его как можно более быстрым. Можно жертвовать различными эффектами в пользу скорости.

    Если выбирать между безлимитным медленным и быстрым ограниченным Интернетом, то выбирайте первый вариант. Пожилому человеку сложно оценить рамки лимита.

Мышь

    Если вы покупаете мышку с проводом, то лучше выбирать с USB-разъемом, но самым оптимальным вариантом будет покупка беспроводной мышки.

    Не забудьте настроить мышь пожилому человеку. Стандартными настройками для пожилого человека можно считать следующие: понижение скорости движения курсора, увеличение задержки двойного щелчка, большой значок курсора.

    Для начала можно приобрести самую дешевую мышку. Изучив ее вместе с пожилым человеком, вы сможете решить, каким критериям должна соответствовать следующая.

    Обычно покупают большие мышки для обучения пожилых людей.

    Не рассматривайте сложные игровые мышки, вам нужно наличие трех основных кнопок, а все остальное только усложнит обучение.

    Даже если у вас есть старая мышка, то лучше купить новую.

    У пожилых людей часто возникают сложности с правой кнопкой мыши при обучении. Они постоянно ее задевают и вызывают контекстное меню. Для решения этой проблемы можно усложнить нажатие этой кнопки с помощью скотча, который располагается под каркасом самой кнопки. Тогда клавиша будет работать, но ее нажатие усложнится, что позволит избежать случайных действий. Можно и полностью ее выключить, но это может повлечь новые осложнения процесса.

Интернет

    Самым комфортным поисковиком для пользования и обучения пожилых людей считается Яндекс, при условии, что мы говорим о русскоязычной аудитории. Этот сервис предоставляет доступ ко всему, что может понадобиться вашему подопечному.

    Яндекс.Почта также подойдет для пожилого человека.

    Можно использовать и Мэйл.ру, но это скорее для игр, а не для отправки сообщений.

    Зарегистрируйте вашего ученика в «Одноклассниках». Сами заведите ему аккаунт, введите код активации и помогите разобраться с возможностями сайта.

    В качестве браузера можно выбрать Google Chrome. Не забудьте про AdBlock для блокировки рекламы.

    Если вы намерены обучить пожилого человека просмотру онлайн или скачиванию фильмов, то ознакомьтесь с нашими советами:

    1. Сложный способ - обучить человека пользоваться программой для скачивания.

      Вы можете скачать все самостоятельно, оговорив пожелания вашего ученика.

      Можно обучить пожилого человека пользоваться онлайн сервисами, особенно если он уже освоил азы Интернета.

    Радио онлайн — отличный сервис для пожилых людей. Его особенно ценят те, кто находится далеко от своей страны, ведь с помощью Интернета вы можете включить любую радиостанцию мира. Главное, чтобы был безлимит.

    При обучении пожилых людей компьютеру вашей задачей является упрощение всех процессов. Выведите на экран ярлыки браузеров, а в самом браузере сделайте кнопки часто посещаемых сайтов или выведите их на рабочий стол.

    Полезным будет знакомство с государственными и муниципальными сайтами, на которых можно найти полезную информацию для пожилого человека.

    Расскажите о том, как пользоваться компьютерной библиотекой. Выберите одну, только если пожилому человеку будет удобно читать книги с экрана компьютера.

    Следите за практикой пожилого человека, после обучения не все может идти гладко. Может быть ему сложно находить какие-то программы в компьютере, тогда просто выведите ярлыки на рабочий стол.

    Skype — просто необходим. Для обучения постарайтесь установить старые версии, ведь они проще. И не забудьте запретить обновления. Они могут сбить с толку пожилых людей.

    Обучите, как правильно использовать масштабирование в браузере. Для этого зажимаем клавишу Ctrl и крутим колесо мышки или Ctrl + клавиша \.

Аппаратное обеспечение

Самым оптимальным аппаратом для обучения пожилых людей признан моноблок с сенсорным экраном. Сразу исчезают вопросы с проводами, мышками и занимаемым пространством. Плюсами можно считать наличие веб камеры, микрофона, экономичное энергопотребление, большой экран, отсутствие шума.

Неплохим решением для обучения пожилых людей компьютеру станет и ноутбук. Его главное достоинство в мобильности - в отличие от ПК или моноблока его можно брать на прогулку, перемещать по дому и т.д. Ноутбук не занимает много места, его уровень шума не высок, а с тачпадом пожилые люди осваиваются даже быстрее чем с мышью. Но есть и отрицательные стороны — размер дисплея, неудобная клавиатура, высокая стоимость, не самое комфортное положение головы по отношению к экрану.

Можно проводить обучение пожилых людей и на простом ПК. Его стоимость и возможность выбора комплектации точно вас обрадуют. Из недостатков— занимает слишком большое пространство, много проводов, шумит, потребляет много энергии.

Рассмотрите и вариант обучения с помощью нетбука. Конечно он немного мал для пожилых людей, что может отрицательно сказаться как на зрении, так и на позвоночнике.

Планшетные ПК очень популярны, но не среди пожилых людей. Сенсорный экран может сопутствовать обучению пожилых людей, а вот маленький размер - нет. Но западные бабушки уже освоили этот гаджет. Скорее всего, именно планшеты станут главным помощником пожилого человека в обучении, если конечно будут представлены бюджетные варианты.

Выбор колонок зависит от ваших финансовых возможностей, но не стоит выбирать для пожилого человека самый дешевый товар в магазине.

Перед началом обучения приобретите салфетки для монитора. Покажите пожилому человеку как ими пользоваться, ведь без инструкций они могут и мокрой тряпкой помыть компьютер.

Какой выбрать монитор:

    Большой монитор — 22-23 дюйма. Они подойдут, только если есть возможность установить монитор далеко от глаз пожилого человека. Если он будет стоять близко, то это создаст сильный дискомфорт.

    Средний монитор - 18,5-19 дюймов — самый лучший выбор для обучения пожилых людей.

    Выбирайте матовый экран. Такой монитор предпочтительнее для зрения пожилых людей.

Вот, пожалуй, и все, что мы хотели рассказать про обучение для пожилых людей. Вся предоставленная информация непременно сможет помочь вам в этом сложном, но продуктивном процессе - обучении пожилых людей!

Думаю, многие из вас, особенно в школьные годы, с полным отчаянием задавали себе этот вопрос. Я помню, что, когда я впервые где-то услышала, что человек учится на протяжении все своей жизни, я просто пала духом. В школе учишься, потом в университете еще учиться, а потом это не конец, а потом надо учиться всю жизнь. Сколько же можно? Когда же жить? Но чуть позже я поняла эту простую истину, поняла, насколько это важно.

И речь здесь не идет об учебе как о зазубривании материала (кстати, такое неполное понимание поэтому в школьные годы воспринимается в штыки). Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Что означает учиться всю жизнь?

Замирает на том уровне, на котором остановился. А мир, мир он движется, он живой, он постоянно меняется. И если мы останавливаемся, а жизнь уходит вперед, это значит, что относительно жизни мы движемся назад, мы теряем все то, что у нас есть.

Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Развиваться – это часть нашей естественной природы, мы должны помнить об этом. И вся наша жизнь – это как большой предмет, состоящий из множества уроков, экзаменов, работ над ошибками. Каждое событие, будь оно счастливое или печальное, несет в себе какой-то обучающий момент.

Те, кто отрицает жизнь как большого учителя, останавливается в своем развитии.

Думаю, многие из вас станут мне возражать: как может быть, что несчастье может меня чему-то научить, особенно когда это несчастье случилось по вине другого человека. Как может быть уроком болезнь близкого человека или неожиданное увольнение с работы, когда работа так важна. Или как может вообще быть моим уроком, если меня, скажем, ограбили, я же не воровал никогда и ничего.

Парадоксально, но если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок. Успехи мы с удовольствием приписываем себе, а неудачи «кому-то»: начальник, погода, жена-тражира, муж-козел. На самом деле мир очень целостен и совершенен, мы лишь не всегда это понимаем. Все события имеют свою причину, которую не всегда видно на первый взгляд, которая случилась когда-то давно и, только спустя долгие годы, дает нам отклик. Мы часто не понимаем, что сами создали себе проблемы, потому что не улавливаем эту связь, но она существует.

если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок.

Только осознав, что любое событие в жизни (негативное или позитивное) – это наш урок, проверка, материал для нашего обучения и развития, только тогда мы начинаем открывать для себя и постепенно понимать, чему же жизнь нас учит. Учит любить, сострадать, служить, отказываться от корысти, реализовывать свои таланты, а не подчиняться воле других и многому другому.

А она всегда нас учит чему-то: либо бороться со своими недостатками, либо раскрывать и взращивать свои достоинства. Ведь даже успех – это особый урок, не каждый человек проходит испытание большим успехом. Кто-то срывается и пускается во все тяжкие. Получив состояние, люди прожигают его, получив власть, пользуются ей и эксплуатируют людей.

Позиция ученика

В чем же состоит эта удивительная позиция истинного ученика, который идет в гармонии с миром и своей жизнью, который использует подаренные ему уроки для собственного развития? Какой он, ученик?


Для того, чтобы стать таким учеником, надо поменять в своем сознании отношение к миру, как к чему-то угрожающему и насильному, навязанному. Надо удерживать постоянно мысль, что мир – он учит нас чему-то, мне надо лишь понять, чему. Тогда рано или позднее приходит понимание, в чем же был урок, чему именно я учился. Эта истина открывается тому, кто ищет, кто думает и размышляет. И тогда учиться всю жизнь становится приятным, важным и естественным состоянием, которое не пугает, а помогает развиваться.

Количество курсов, лекториев и образовательных программ растет с каждым годом. С другой стороны, растет и неопределенность: неясно, какие знания и навыки будут востребованы завтра. Страшно потерять работу, на которой держится вся жизнь. Но при этом хочется реализовать себя в чем-то важном, воплотить мечту.

Алена Владимирская помогает тысячам людей найти свое призвание с помощью проекта «Антирабство», а Никил Синха отвечает за развитие самой массовой платформы онлайн-образования Coursera. Мы пригласили их на круглый стол, чтобы разобраться в том, как работает современное «образование для взрослых».

Вы утверждаете, что умение учиться и переучиваться важно для всех. Почему?

Никил Синха: Прежде всего, сейчас люди меняют работу чаще, чем когда-либо. Мы, люди более старшего поколения, привыкли оставаться там, где нас все устраивает. Но поколение, которому сейчас 20-30 лет, будет менять работу в среднем 13 раз за жизнь!

Почему так часто?

Н.С.: Есть три причины. Первая – быстрые изменения в экономике. Переход от рецессии к восстановлению происходит быстрее, чем когда-либо. Вторая – это, конечно, глобализация. Люди могут находить работу по всему миру, они не привязаны к конкретному месту. И третья – технологии. Они тоже быстро эволюционируют, и это требует быстро приобретать новые навыки. При этом сами технологии позволяют делать то, что раньше было за пределами наших возможностей.

Но это значит, что и мы должны уметь перестраиваться.

Алена Владимирская: В нашей стране люди, особенно старшее поколение, мыслят так: сначала мы учимся, а потом работаем. И даже если мы учимся во время работы, то это уже обязанность работодателя – отправлять нас на какие-то курсы, потому что он в нас заинтересован. Ситуация меняется, и все чаще людям говорят: «Ты не соответствуешь, мы возьмем более молодого».

У молодых более гибкий ум, они лучше ориентируются в современных реалиях?

А.В.: Дело не в молодости, а в навыках, которых у этих людей нет. Люди очень обижаются, говорят: «Ну как же? Вы меня этому не научили». А компания говорит: «А мы не должны тебя учить, мы должны забирать лучших профессионалов, чтобы быстрее рос бизнес».

В банковском секторе уже сейчас около 17% потеряли работу, и дойдет до 30%. Это огромная цифра. Люди видят, что на другом рынке они тоже не востребованы, потому что у них очень узкие профессиональные навыки.

Директор по развитию бизнеса компании Coursera Никил Синха и эксперт по рекрутингу Алена Владимирская

Н.С.: Вы правильно сказали: раньше мы сначала учились, а потом работали. Теперь мы учимся постоянно. Мы вошли в эпоху, которую мы называем «образование на протяжении всей жизни». Люди сейчас, даже после того, как они закончили университет, продолжают учиться.

И у нас есть студенты самых разных возрастов, некоторым 50, 60 лет. Что касается меня, я прошел первый курс на Coursera, когда мне было 54 года.

Нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент придется переучиваться?

Н.С.: Да, умение учиться сейчас становится ключевым. Я бы порекомендовал абсолютно всем, а особенно молодым людям, онлайн-курс Барбары Оакли «Учись учиться».

Он рассказывает о том, какие навыки необходимы для того, чтобы получать максимум от образовательного процесса, какие умственные процессы задействованы.

Насколько люди в принципе понимают, зачем это нужно? Зачем им выкраивать время, проходить курсы, получать сертификаты? Что это даст?

А.В.: Расскажу о случае. Буквально на днях я читала лекцию для менеджеров крупнейшего банка в России. Я рассказывала про навыки будущего, про то, что нужно делать, чтобы не потерять работу.

Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет

Когда я закончила, встала женщина около 50 лет, из них 20 работает в этом банке. Она сказала, что это была самая вредная лекция в ее жизни, потому что я не сказала ничего конкретного. Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет.

Люди говорят: «Нам 50 лет, мы этого не понимаем». Они требуют, чтобы была гарантия. Чтобы было прописано: если я получу эти три сертификата, моя зарплата увеличится на 50%, а вероятность увольнения снизиться до нуля.

Когда я объясняю, что в нынешнем обществе это невозможно, люди очень обижаются и говорят, что я, видимо, не рассказываю самого интересного. А им нужно конкретно: «Скажи, что я должен сейчас делать».

Н.С.: Очень важный вопрос. У нас есть два решения на платформе Coursera. Например, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения или заняться анализом данных, то здесь есть именно перечень тех курсов, которые Вам нужно пройти для того, чтобы вступить на этот карьерный путь.

Но мы также выясняем, каких знаний абитуриентам не хватает, проводим опросы и потом даем им точные рекомендации, какие навыки еще нужно освоить.

А.В.: Россия сейчас переживает непростое время. У нас очень серьезный кризис, который, конечно, сказался на увольнениях. Люди теряют и будут терять работу. Поэтому я не могу не спросить: на каких курсах сейчас надо учиться, чтобы не потерять работу? Какие навыки будут востребованы через 3, 5, 7 лет, чтобы люди не теряли работу и больше зарабатывали?

Н.С.: Подождите, я достану свой хрустальный шар и вам все точно скажу... Если серьезно, то это навыки, которые я бы назвал новой грамотностью. Двадцать, тридцать лет назад все сводилось к трем основным навыкам: чтобы быть грамотным, нужно было уметь читать, писать и считать. Сейчас все по-другому.

Что изменилось?

Н.С.: Составляющие грамотности. Сейчас эти три компонента: знания компьютерного кода и программирования, анализ данных и способность коммуницировать.

То, о чем вы говорите, касается конкретных сфер. А если мне не нужны ни программирование, ни анализ данных?

А.В.: Очень часто хобби становится работой. У нас в «Антирабстве» есть прекрасные истории. Например, женщина долго была бухгалтером, причем не очень счастливым бухгалтером, зато прекрасно пекла пироги. Мы помогли ей переориентироваться, и она в результате стала очень популярна, потому что сделала видеокурс о том, как хорошо печь пироги.

И она сейчас зарабатывает на этом очень большие деньги, значительно больше, чем она зарабатывала до этого. Я вообще говорю, что человек сейчас за жизнь может пройти 2-3 карьеры, и они будут разные.

Это не значит, что он не успешен. Сначала он, допустим, бухгалтер, потом у него есть свое дело по пирогам, а потом еще там что-нибудь. Это хорошо. Тем самым мы преодолеваем это проклятье первого диплома, который вы получили, когда были маленькие и ничего не знали...

Н.С.: Да, у нас тысячи и тысячи историй успеха тех людей, которые полностью поменяли свою жизнь благодаря тому, что прошли курсы на нашей платформе. Очень много таких слушателей из России. Например, Станислав Филиппов написал нам, что всегда хотел поработать в здравоохранении, приносить людям пользу, но у него никогда не было такой возможности. И как раз она появилась после того, как он прошел курс на Coursera. Он смог начать работать в здравоохранении. У нас очень много самых разных направлений от сугубо технических дисциплин до гуманитарных: музыки, искусства, истории.

Образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает

А.В.: Когда я говорю людям: «Запишитесь на онлайн-курсы», довольно часто в ответ слышу: «Это какое-то западное образование, оно непонятное, нам нужно российское – наше, которое учитывает нашу специфику».

Н.С.: Да, действительно, мы это делаем, не просто адаптируем какие-то наши курсы под российскую специфику – многие наши курсы как раз предоставляются российскими вузами. Например, мы сотрудничаем с Высшей школой экономики и МФТИ.

156 курсов, которые есть на платформе Coursera, полностью на русском языке. Помимо партнеров-вузов, у нас также есть две компании, с которыми мы сотрудничаем здесь в России на постоянной основе.

А.В.: Могу я открыть вам маленькую тайну, за которую мне очень стыдно?

Н.С.: Да, конечно.

А.В.: Семь раз я начинала учиться на разных курсах на Coursera и ни разу не закончила. Не хватает времени, мотивации и прочих вещей. Совещание или клиент оказываются важнее. И дело даже, наверное, не во мне.

Люди, многие люди, которые начинали учиться, говорят следующее: образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает. Я прихожу, я знакомлюсь с вами лично. Когда я потом вам отправлю письмо, вы уже отреагируете на меня не просто как на девочку из России.

Это особенно важно сейчас, потому что у нас кризис, у нас проблема с работой. Огромное количество людей находит сейчас работу именно через связи. Связи, которые мы приобретаем в ходе образования, – самые, наверное, стойкие. Может быть, кроме семейных.

Н.С.: Я думаю, онлайн-образование делает большие шаги вперед в том, чтобы разрешить эту проблему. Один из таких шагов, примеров того, как это работает – это, конечно, сеть LinkedIn. Наиболее часто публикуемым сертификатом в профиле пользователя LinkedIn как раз и является сертификат об официальном прохождении курса на Coursera.

А.В.: Только у нас LinkedIn заблокирована.

Н.С.: Я привожу этот пример для того, чтобы было понятно, что многие наши пользователи, многие наши бывшие студенты после того, как они опубликовали этот сертификат, упомянули в своем резюме, что они прошли курс на Coursera. Потом это значительно сократило им время собеседования или им сразу предложили работу.

Это потому, что их считают подходящими для конкретной работы, или работодатели видят это как показатель мировоззрения, ориентированного на саморазвитие?

Н.С.: Я думаю, что, конечно, что все решения работодатели принимают на основании полной картины. Но, конечно, важнее всего – есть ли у кандидата те навыки, которые необходимы ему при выполнении своих обязанностей.

А.В.: К сожалению, среди работодателей в России ситуация иная. Онлайн-сертификаты не рассматриваются как преимущество. Если у нас есть два абсолютно одинаковых кандидата и оба подходят на сто процентов, тогда, наверное, это примут во внимание. Пока у российских работодателей очень много недоверия к онлайн-образованию.

Н.С.: Да, это действительно очень важный момент. И я хотел бы связать его с тем, о чем вы говорили раньше, а именно с обучением сотрудников непосредственно на рабочем месте компаниями. Мы работаем непосредственно с компаниями, помогая им обучать своих сотрудников, и компании сами одобряют те курсы, которые проходят сотрудники, то есть сотрудники получают именно те навыки, которые им необходимы в своей работе.

Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего

А.В.: Вот тут есть глобальное противоречие. Компания учит сотрудника тому, что выгодно ей сейчас. При этом она ищет тех, кто обладает теми компетенциями, которых сейчас нет в компании. То есть она будет учить вас, но всегда при этом будет искать кого-то получше.

Компания не будет, чаще всего, учить навыкам будущего, потому что она рассчитывает на прибыль. Поэтому мне кажется, что кроме вот этой полезнейшей работы, которую вы делаете, очень важно заниматься именно какой-то просветительской работой и для людей, которые теряют работу, и для эйчаров. Чтобы было понимание, что вот как раз эти сертификаты показывают желание человека получать навык будущего.

Н.С.: Я думаю, компании уже начинают думать по-другому. Весь этот цикл – от приема на работу до увольнения – очень дорог. Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего. Они рассуждают так: «Давайте предоставим им правильные навыки, давайте их обучим, а не будем повторять эту бесконечную цепочку приема и увольнения».

Вы говорили, что у нас в России работодатели не очень дружественно относятся к онлайн-образованию. А в каких областях больше шансов встретить понимание?

А.В.: В тех областях, где нет проблем с трудоустройством. И это самое ужасное. По идее, люди должны через такие вещи получать дополнительные шансы на трудоустройство. А где востребованы такие дипломы: прежде всего в IT, все, что связано с программированием и с ценностью человека как «думалки». В образовании, ну и в западных компаниях, в филиалах западных компаний в России.

Н.С.: Я хотел бы добавить. Мы недавно вступили в партнерство со Сбербанком и очень активно с ними работаем. Помимо того, что они направляют своих сотрудников на наши курсы, они также вовлеклись в работу по созданию новых курсов.

Вот, например, корпоративный университет Сбербанка запустил на нашей платформе два курса – это «Основы риск-менеджмента» и «Банковское дело и финансы». То есть мы видим, что ситуация меняется и даже традиционные компании в России начинают признавать ценность онлайн-образования.

А что говорят сами люди? Для них это ценно?

Н.С.: Мы в Coursera проводим опрос спустя 6 месяцев после того, как слушатель прошел курс. Применительно к российской аудитории мы знаем, что 85% слушателей получают те или иные выгоды благодаря прохождению наших курсов. А 35% из них сообщают, что получили новую работу или смогли открыть собственный бизнес, или получили прибавку к зарплате, повышение.

Наша задача – не заместить традиционное образование, а дополнить его. После того как люди получили традиционное образование и сталкиваются с необходимостью получить новые навыки, им уже не нужно идти в университет. Мы, грубо говоря, проведем университет к ним домой.

Но дома у тебя нет преподавателя, который может дать тебе обратную связь, что-то посоветовать в процессе. И мотивация ниже, когда вокруг нет таких же, как ты, студентов, которые тоже учатся. Да еще сказывается возраст: многие просто отвыкли быть в такой роли.

Н.С.: Мы это учитываем. Здесь у нас есть три уровня:

  • первый – когда обратную связь дают слушатели, вместе с которыми вы проходите курс;
  • второй – это менторы, люди, которые уже проходили курс, но сейчас проходят его еще раз для того, чтобы помочь студентам;
  • третий – обратная связь непосредственно от преподавателей, чтобы убедиться в том, что курс соответствует ожиданиям обучающихся.

Что касается мотивации, то здесь цифры следующие: 65% слушателей, которые платят за курс, этот курс завершают. Ну а что касается возраста, то я уже приводил в пример себя. В английском есть такая поговорка: «нельзя научить старую собаку новым фокусам». Но мы уже развеяли этот стереотип.

Подготовил Антон Солдатов

В ближайшие 10–20 лет учеба постепенно будет переходить в онлайн, и учиться придется всю жизнь

ШКОЛЬНАЯ ПАРТА – В ПРОШЛОМ

Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета - в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. Например, уже сейчас во многих американских школах ученики смотрят видеолекции по предметам дома, а уроки посвящаются обсуждениям. То же ждет и вузы. «Сейчас почти в любой точке мира, где есть интернет, можно слушать курсы лучших профессоров из Гарварда и Принстона. Традиционные лекции со скучным пересказом учебников будут вытесняться новыми формами обучения», - прогнозирует старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Сергей Курбатов.

Единственные, кто не будет полностью учиться онлайн, - малыши. «Главная цель начальной школы - не дать знания, а научить ребенка учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться. А для этого интернет не нужен», - считает директор экспериментальной школы-парка DIXI Ярослав Коваленко.

БУМ МИНИ-ШКОЛ И ДОМАШНИХ УЧЕНИКОВ

«Традиционная школа подходит лишь для малого количества учеников, остальные не вписываются в систему. Поэтому в будущем появится много учебных заведений новых типов, рассчитанных на самых разных детей», - говорит доцент Киевского университета им. Б. Гринченко, президент Всеукраинской тьюторской ассоциации Сергей Ветров. «Школа будет рассыпаться на осколки религиозных, узкоспециализированных, национальных и других мини-школ, где все друг друга знают и есть влияние родителей на учебный процесс, - говорит Ярослав Коваленко. - Все движется в этом направлении. Так, в Финляндии государство платит учителям и дает помещение любой новой школе, если за ее создание подписалось с десяток родителей. Да и в Киеве за последние три года появилось минимум пять мини-школ». Ожидают эксперты и бума семейного, или домашнего, образования. «Уже сейчас в школы экстернов, рассчитанные на домашних учеников, записаться проблематично - слишком много желающих», - говорит Ярослав Коваленко. Также, по словам Сергея Ветрова, появится множество центров, которые будут поддерживать семьи с такими детьми, давать юридические, учебные консультации, организовывать образовательный досуг для тех, кто учится дома.

ВУЗЫ ПОТЕРЯЮТ МОНОПОЛИЮ НА ЗНАНИЯ

В высшем образовании тоже произойдут изменения. «Развитие проектов массовых онлайн-курсов, таких, как Coursera, EdX, встряхнет существующую систему, ведь они открывают доступ к лучшим профессорам и лекциям мира. Поэтому ценность знаний, полученных на этих курсах, будет стремительно расти. Кроме того, некоторые провайдеры онлайн-образования уже объединяют отдельные курсы в долгосрочные программы. Так что со временем онлайн-проекты станут полноценными игроками на рынке, что приведет к потере вузами монополии на высшее образование, - рассказывает основатель проекта «Университет-онлайн» Иван Примаченко. - Но это не означает, что в вузах не будет студентов. Ведь есть те, кому нужно, чтобы их заставляли учиться. Для них разработают смешанные программы: например, лекции студенты будут слушать дома онлайн, а в институт будут приходить на практические занятия, консультации и т. д. Но в любом случае будущее - за онлайн-курсами. И те вузы, которые не начнут создавать свой онлайн-продукт, рискуют остаться просто местом, куда приходят подтвердить полученные онлайн знания и получить корочку». Кроме того, многие онлайн-проекты сейчас активно работают над признанием своих сертификатов. Так что не исключено, что в будущем они составят серьезную конкуренцию вузовским дипломам.

«Следует ожидать и развития узкопрофессиональных корпоративных университетов, нацеленных на подготовку специалистов для конкретных компаний», - прогнозирует Сергей Курбатов. По его словам, можно прогнозировать и развитие центров сертификации профпригодности: «Это могут быть как независимые центры, так и центры при компаниях и фирмах».

УЧЕБНЫЙ «ИНДПОШИВ» И НОВЫЕ ФОРМАТЫ

В учебе появится т. н. «индпошив». «Ученик будет сам выбирать, какие знания получить, - говорит соучредитель частной школы «Афины» Алексей Греков. - Сейчас все больше школ переходит на т. н. продуктивное обучение: дети получают новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе - уже не цель, а средство. То есть они сначала берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания для этого, а не наоборот - сначала изучают весь курс математики с физикой, чтобы потом применить это на практике». Большое место будет отводиться игре: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. А город, по словам психолога, бизнес-тренера, руководителя холдинга OpenEDU Евгения Мирошниченко, станет большой учебной площадкой: «Это может быть урок астрономии в планетарии, химии - в лаборатории НИИ или имитация жизни первобытных людей на уроке истории».

Один и тот же предмет школьники будут изучать по-разному. «Так, на информатике технари будут изучать техническую составляющую ПК-программ, гуманитарии - как их использовать для создания своих творений. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу», - говорит Алексей Греков. «Привычная классно-урочная система может кануть в Лету. Возможно, как в Древней Греции, ученики разного (!) возраста, прогуливаясь по парку с наставником, будут получать от него новые знания, дискутировать», - прогнозирует директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько.

ОЦЕНОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

«В мире появляется все больше школ, которые отказываются от оценок, потому что они перестают мотивировать детей. Более того, порой даже демотивируют. Кроме того, в стремлении получить наивысший балл многие школьники начинают учиться ради оценок, а не ради знаний», - говорит Олег Ересько. Да и, по словам экспертов, в оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал, то наставник, видя его качество, будет решать, что делать со школьником. Если проект качественный - наставник разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой - не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше.

УЧИТЬСЯ БУДЕМ В РЕЖИМЕ "24/7"

По словам Ивана Примаченко, стремительное развитие современного мира приведет к тому, что образование станет делом всей жизни человека, то есть он будет учиться постоянно: «Одни отрасли появляются, другие - умирают. Через 15–20 лет представители определенных профессий останутся без работы - их заменят роботы или «умные» ресурсы. Уже сейчас существуют роботизированные автомобили, которые самостоятельно преодолевают сотни километров, автоматизированные бухгалтерские или туристические сервисы и т. д. Люди, потерявшие работу, будут вынуждены переучиваться. Все остальные - постоянно обновлять свои знания, проходя мастер-классы, тренинги, курсы. Ведь сейчас знания быстро стареют».

ОСТАНУТСЯ ЭЛИТНЫЕ ВУЗЫ

Хоть у вузов появятся конкуренты, элитные учебные заведения сохранятся. «Не случайно ведущие вузы - это прежде всего исследовательские университеты, где исследования доминируют над процессом обучения, - говорит Сергей Курбатов. - Можно прогнозировать сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных «фабрик новых знаний», которые привлекают интеллектуалов». «Такие вузы, как Гарвард или Стэнфорд, будут завлекать в свои стены учебой в мини-группах, высочайшим качеством образования, отличным преподавательским составом, - говорит Иван Примаченко. - Но такое образование будет, как и прежде, доступно лишь немногим из-за высокой стоимости».

УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТЯТСЯ В НАСТАВНИКОВ

«Современный мир меняется так быстро, что люди, чтобы успеть за ним, в среднем каждые пять лет меняют сферу своей деятельности, - говорит Евгений Мирошниченко. - Поэтому роль школы изменится: она не будет всецело ориентирована на подготовку к профессии. Вместо этого в детях будут развивать способности к переучиванию, учить их быстро меняться и т. д.». «Так как учителя больше не являются единственным источником знаний, ведь есть интернет, то они превратятся в наставников: будут учить школьников работать с информацией, применять полученные знания», - прогнозирует Олег Ересько. По словам Евгения Мирошниченко, образование станет более индивидуальным, и у каждого школьника появится своя учебная траектория. «По сути, наставник будет гарантом того, что ученик овладел нужными знаниями и умениями, и именно он будет оценивать то, насколько подготовлен человек, - говорит эксперт. - То есть оценивание перестанет быть прерогативой школы. Впрочем, это касается и вузовского образования, в котором тоже появится понятие наставников, мастеров, которые, не исключено, даже будут выдавать свои дипломы». Также, по словам Евгения Мирошниченко, учителя отчасти уступят свое место детям: «Старшие ученики будут преподавать младшим. Передавая им свой опыт и знания, они сами начнут лучше разбираться в предмете».

В УЧЕБУ ПРИДУТ НОВЫЕ IT –РЕШЕНИЯ

Развитие IT-технологий привнесет интересные технические решения в образование. Например, по словам Ивана Примаченко, уже сейчас начинают создаваться ресурсы для т. н. адаптивного обучения (например, проект Knewton), которое использует искусственный интеллект. «На основании того, какие онлайн-курсы проходит человек, какие оценки получает, с какими заданиями справляется, а с какими - нет, система будет выстраивать виртуальную карту знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще нужно пройти, выучить. Не исключено, что такой виртуальный тьютор будет сопровождать человека с первого класса», - рассказывает Иван Примаченко.

Сыграет свою роль развитие технологий дополненной реальности, которые позволят получать новые знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект, человек на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках (например, в Японии такие уже существуют - при наведении на страницу камеры смартфона включается анимация, иллюстрирующая материал).

Еще одно решение, которое изменит образование, - нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему мозгу обмениваться информацией с компьютером и давать ему команды (образцы уже есть). Как минимум, это создаст еще одну возможность людям с ограниченными возможностями получать образование.

ОХОТА ЗА ТАЛАНТАМИ

Доступность образования сделает возможной глобальную охоту за талантами в будущем. «Такие проекты, как Coursera, имеют возможность полностью анализировать, как себя вел студент во время учебы, например, был ли он активным участником обсуждений, быстро ли сдает онлайн-тесты и на какие оценки, сколько раз просмотрел лекцию. Доступ к такой информации позволит ведущим компаниям находить себе идеальных сотрудников, и движение в этом направлении уже началось, - рассказывает Иван Примаченко. - Также благодаря появлению полноценных бакалаврских или магистерских программ, которые будут проходить полностью в режиме массовых онлайн-курсов (например, такую программу уже создал Университет Джорджии в США), любой человек, независимо от страны проживания, сможет получить диплом любой страны. Это тоже позволит развитым странам «выкачивать» таланты из развивающихся стран».

Компании не только будут находить «звездочек», но и инвестировать в них. Так, уже сейчас создаются онлайн-платформы, на которых инвесторы встречаются с талантливыми молодыми людьми. Последние просят профинансировать их учебу, обязуясь после выпуска платить инвестору процент со своего заработка.

БУДУЩЕЕ: ВУЗЫ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ ДИЗАЙНЕРОВ ГМО

В ближайшие пять–семь лет наиболее востребованными станут такие направления подготовки, как работотехника, искусственный интеллект, 3D-проектирование, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, биоинформатика и IT в медицине, IT в образовании и т. д. Это показал опрос студентов, топ-менеджеров и аналитиков, проведенный HeadHunter и рядом других компаний. В связи с этим в ближайшем будущем появятся такие новые профессии, как, например, инженер 3D-печати, архитектор виртуальной реальности, дизайнер онлайн-курсов и даже дизайнер ГМО.

НОУ-ХАУ: В ЯПОНИИ РОБОТ СДАЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний (среди них - Fujitsu и IBM) ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет (они считаются одними из самых сложных в стране). Недавно робот прошел свои первые испытания - экзамены по математике, ответив правильно на четыре вопроса из десяти. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления.

В настоящее время практически все страны ЕС разработали или разрабатывают национальные стратегии обучения в течение жизни, основанные на эффективном партнерстве деловых кругов, социальных партнеров и учебных заведений всех уровней образования. Эти стратегии предусматривают формирование механизмов оценки ранее приобретенного образования в целях создания условий, открытых, привлекательных и доступных для каждого, особенно для представителей групп с ограниченными возможностями.

Под обучением в течение всей жизни принято понимать любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе для совершенствования знаний, умений и компетенций и способствующее личностному и социальному развитию и трудоустройству.

В обучение в течение всей жизни входит три типа образования и обучения:

* формальное обучение, предоставляемое учебными заведениями или

обучающими структурами, упорядоченное в соответствии с целями обучения и его продолжительностью и завершающееся присвоением свидетельства об образовании;

* спонтанное обучение в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, жизнью в семье или проведением досуга и не структурированное с точки зрения целей и продолжительности обучения и помощи в обучении. Такое обучение не приводит к получению свидетельства об обучении.

* неформальное обучение, которое происходит вне рамок учебного заведения и не приводит к получению свидетельства об обучении. Тем не менее, оно структурировано в плане целей и продолжительности обучения и помощи в обучении.

Обучение в течение всей жизни включает в себя формирование активных граждан, личностную самореализацию, социальную гармонизацию, а также аспекты, связанные с профессиональным обучением и занятостью.

Приоритеты развития обучения в течение всей жизни включают в себя:

* доступность обучения в течение жизни для всех граждан, независимо от возраста, при этом особое внимание требуется лицам с ограниченными возможностями, лицам, не принимающим участие в обучение и образовании, мигрантам;

* предоставление возможностей приобрести и/или совершенствовать базовые умения в таких областях, как информационные технологии, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательские и социальные умения;

* подготовку, наем и повышение квалификации преподавателей для развития обучения в течение жизни;

* эффективную оценку и признание официальных квалификаций, наряду с неформальным и неофициальным обучением, во всех странах и секторах образования для увеличения прозрачности и обеспечения качества образования и обучения;

* высокое качество и доступность для целевых групп информации, наставничества и консультационных услуг о возможностях обучения в течение жизни и его преимуществах;

* стимулирование представительства соответствующих секторов, а также молодежи в существующих и будущих сетях и структурах, действующих в различных областях.

Ключевыми элементами стратегии обучения в течение всей жизни являются:

* высокое качество дошкольного образования;

* начальное образование, дающее всем детям возможность приобрести прочные умения чтения, письма, счета и пользования ИКТ, а также социальные умения;

* среднее образование, учитывающее потребности рынков труда и развивающее необходимые умения и способности у всех учащихся, а не только у тех, кто стремится к получению высшего образования и профессиональной карьере;

* профессиональное образование и обучение, которое формирует умения, отвечающие потребностям рынка труда и требованиям самых современных технологий, а также открывает путь к приобретению более высокой профессиональной квалификации в различных областях;

* высшее образование, открывающее возможности для каждого, способного извлечь выгоду из работы в качестве дипломированного специалиста, при финансовой поддержке, необходимой для обеспечения доступа к нему всех, способных воспользоваться этими возможностями;

* профессиональная подготовка взрослого населения, которая соответствующим образом поддерживается государством или работодателями и удовлетворяет потребности семьи, а также предоставляет реальные возможности для профессиональной переподготовки на протяжении всей трудовой жизни человека, что требует наличия высококачественных систем обучения на производстве и формирования у людей умения учиться.

Обучение в течение всей жизни предполагает обучение, реализуемое как в рамках, так и за рамками системы формального образования в широком разнообразии новых контекстов. Это означает, что основным ключевым умением становится способность человека искать и находить новые знания и приобретать новые компетенции без поддержки со стороны формального образования.

Дальнейшее развитие стратегии обучения в течение всей жизни предполагает поиск новых способов мышления в рамках системы образования, в том числе:

* структурированный подход к обучению, в рамках которого обучающиеся активно участвуют в процессе обучения, начиная с дошкольного уровня и уровня начальной школы;

* предоставление доступа к информации о возможностях формального и неформального образования;

* наличие систем официального признания компетенций, приобретенных вне системы формального образования.

Стратегия обучения в течение всей жизни основана на шести приоритетах:

1. Признание ценности знаний.

Цель: углубление понимания важности участия в обучении и его результатов, особенно неформального и спонтанного обучения.

2. Информация, профориентирование и консультирование.

Цель: обеспечение доступа к качественной информации и консультациям относительно возможности получения образования и обучения в Европе на протяжении всей жизни человека.

3. Инвестиции в обучение.

Цель: значительное увеличение уровня инвестиций в человеческие ресурсы для развития важнейшего капитала Европы - ее населения.

4. Приближение возможностей обучения к потребителям.

Цель: максимальное приближение возможностей получения обучения к

потребителям, к месту их жительства, использование там, где это возможно, информационных и коммуникационных технологий.

5. Базовые умения.

Цель: гарантированный всем гражданам постоянный доступ к обучению для освоения и обновления умений, необходимых для жизни в обществе, основанном на знаниях.

6. Инновационная педагогика.

Цель: разработка эффективных методов обучения и ситуаций для обучения в течение всей жизни и всеобъемлющего обучения. (Всеобъемлющее обучение является одним из аспектов обучения в течение всей жизни. Оно включает в себя формальное, неформальное и спонтанное обучение.)

Происходящие в настоящее время изменения касаются как индивидуального обучения, так и обучения в организации, а также систем распространения знаний.

Поэтому все реформы систем ПОО (профессионального образования и обучения) должны быть тесно связаны с государственной политикой в области рынков труда и инноваций и соответствовать растущим потребностям в высококвалифицированной рабочей силе, одновременно обеспечивая привлечение на рынок труда людей, не имеющих базовых умений.

В связи с этим особое значение приобретает повышение гибкости систем ПОО в плане их открытости новым требованиям, возникающим в процессе становления экономик, основанных на знаниях, что, в свою очередь, означает адаптивность ПОО к изменяющимся потребностям в умениях, информация о которых поступает от работодателей, и, соответственно, повышение роли социальных партнеров. В 21 стране ЕС социальное партнерство в сфере ПОО объявлено приоритетом.

Экономика, основанная на знаниях, нуждается в изменениях в области организации труда, что требует создания новой среды, новых форм и методов обучения.

Формируются так называемые «обучающиеся» организации, в которых проводится постоянное обучение персонала, рассматриваемое как источник профессионального развития и повышения конкурентоспособности.

Особое значение придается развитию таких форм, как работа в команде и взаимное обучение в рамках группы, поскольку именно они формируют «обучающую» среду на производстве/предприятии.

Обеспечение прозрачности и сопоставимости квалификаций в интересах доступа к образованию различных категорий граждан.

Все процессы в области развития образования и обучения в странах ЕС обусловлены целым рядом факторов, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях, или, как его еще называют, обучающемуся обществу. Требования новой парадигмы общественного развития привели к формированию стратегии обучения в течение всей жизни, призванной предоставить максимальные возможности профессиональной и личностной самореализации гражданам. Для этого сформулированы и решаются следующие задачи:

* обеспечение сравнимости квалификаций, получаемых гражданами разных стран;

* расширение возможностей освоения квалификаций, в том числе и путем постепенного накопления единиц квалификаций (так называемых «кредитных единиц»);

* признание квалификаций, полученных в ходе предыдущей трудовой деятельности и в результате как формального, так и неформального обучения, в качестве основы эффективного развития рынка труда

обучение общество жизнь ориентированный


Самое обсуждаемое
Логопедия. Кто такой Логопед? Отрывок, характеризующий Логопедия Логопедия. Кто такой Логопед? Отрывок, характеризующий Логопедия
Зачем единоначалие в армии Единоначалие устав внутренней службы Зачем единоначалие в армии Единоначалие устав внутренней службы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top