Основные направления технического творчества. Учащихся в настоящее время

Основные направления технического творчества. Учащихся в настоящее время

Ильницкий К.М. 1

Вараксин В.Н. 1

1 Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Центр технического творчества г. Таганрога

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашего исследования - «Техническое творчество детей и подростков как метод интерактивного развития формирующейся личности» определялась не случайно, а с помощью собственного выбора и технического творчества.

Впервые мы познакомились с моим научным руководителем на классном часе, где было объявлено о начале работы в области судомоделизма в школьных мастерских. Чертежи, которые были предъявлены к нашему обозрению, сначала испугали множеством линий и были непонятны, но в дальнейшем, когда мы начали строительство простых моделей, нам стало приходить понятие и связь чертежей с изготовленной деталью (см. Фото 1).

Рассматривая противоречие , которое мы вложили в нашу тему исследования, как стремление к движению вперёд говорит, что техническое творчество при создании определённых условий будет способствовать формированию развивающейся личности.

Проблема нашего исследования, заключается в том, что обществу нужны инженерные кадры, но при этом идёт уничтожение технических детских объединений, следовательно, необходимо определить, как активизировать поведение детей и подростков направленное на увеличение их любознательности в процессе погружения в техническое творчество.

Актуальность исследования обосновывается тем, что современному обществу необходимы инженерные кадры, а интерес к технике необходимо развивать с раннего возраста в объединениях, имеющих техническую направленность.

Цель исследования направлена на изучение метода интерактивного развития формирующейся личности в специально, созданных условиях для детей и подростков.

Объект нашего исследования заключается в том, что он направлен на процесс интерактивного развития формирующейся личности в рамках технического творчества детей и подростков.

Предмет нашего исследования направлен на непосредственное изучение основных частей объекта исследования, на социальные взаимоотношения, на процесс развития, познания детей и подростков, который обозначен в содержательной части технического творчества.

Гипотеза исследования сформулирована так, что если в процессе технического творчества детей и подростков будет использован метод интерактивного развития личности, то результат такого развития будет более эффективен в специально созданных условиях.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели, разрешения проблемы и подтверждения сформулированной гипотезы исследования:

Изучить проблему снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству;

Разработать социально-педагогическую систему, раскрывающую содержание технического творчества детей и подростков;

Разработать условия интерактивного развития детей и подростков;

Сформулировать тип совместной деятельности, являющийся важным условием формирования личности;

Представить результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве.

Методика исследования будет способствовать созданию целостной системы развития личности детей и подростков в рамках технического творчества.

Таким образом, мы рассмотрим внутреннее содержание технического творчества и его влияние на формирование интерактивной личности при моделировании и конструировании моделей, привлечении семьи и школы к процессу познания детского технического творчества.

Глава 1 .

Техническое творчество детей и подростков на современном этапе

1.1.Проблема снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству

Техническое творчество это вид деятельности, с помощью которой человек приобретает умения преодолевать существующие шаблоны и стандарты в инженерно-техническом направлении, развивать творческое мышление и заниматься самореализацией.

Завершение двадцатого столетия обозначилось в отечественном образовании отказом от трудового обучения, занятиями в технических кружках и секциях. Им на смену пришли компьютерные игры, которые притормозили развитие личности и отбросили её назад. Маленькие дети, с азартом занимаются творчеством при этом, испытывают безграничную радость и удовлетворение от созданного объекта своими руками.

Рассматривая современное техническое творчество, можно отметить следующее:

Педагогический состав учреждений, занятых техническим творчеством в основном держится на возрастных педагогах;

Существующая недостаточность материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования;

Сокращение, объединение, слияние учреждений дополнительного образования и превращение их в Центры технического творчества;

Недостаточное финансирование учреждений дополнительного образования;

Уничтожение школьных мастерских и уроков трудового обучения.

Техническое творчество, являясь особым видом, служит начальной ступенью развития изобретательской, новаторской, инженерно-конструкторской деятельности. Способность к техническому творчеству является врождённой способностью, но она хорошо поддаётся развитию при эффективном процессе обучения и специально созданных условиях, способствующих активизации творчества, технических способностей личности, формированию технических решений.

Реализации обозначенных направлений по изучению способов формирования профессиональных и трудовых навыков в процессе занятий техническим творчеством детей и подростков будут способствовать сформулированные выше аспекты.

Делая ударения на них, дети и подростки приобретают профессиональные и трудовые навыки, параллельно, изучая окружающий мир и развивая творческое мышление.

Сейчас российское общество начинает задумываться о привлечении детей и подростков к техническим видам деятельности, но делает это неразумно, то есть увеличивает бюджетные места в технические вузы страны, но при этом уничтожает учреждения дополнительного образования, выживающие в настоящее время только на энтузиазме руководителей предметных объединений.

А.Б. Абдулаев - исследователь технического творчества, говорит: «Техническое изобретательство - сложная сфера творческого отношения личности к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения творческой личности…» .

Можно с уверенностью сказать, что интерес к любому творчеству проявляется в раннем детстве и его необходимо поддерживать и развивать, чтобы потом получить грамотного и увлечённого моделиста, инженера, конструктора. Для этого нужны материалы, оборудование, достойная зарплата, стимулирующая поиск научно-конструкторских решений, помещения и бесплатная доступность к таким занятиям, всех категорий детей. Если бы вы видели, какая очередь в объединении стоит за лобзиком, чтобы попилить и увидеть, как из обычного куска фанеры появляется деталь, так необходимая для создаваемого объекта. Почему очередь? Да потому что лобзик многие не могут купить, в семье не хватает финансов для такого приобретения, а школьные мастерские уничтожили за их ненадобностью.

В.Н. Вараксин, анализирует, происходящее в техническом творчестве, следующим образом: «Печально смотреть на происходящие перемены в XXI веке, проводя параллель с историческими хрониками, когда создавали клубы и комнаты по месту жительства…» .

Следовательно, решая поэтапно сформулированные задачи, мы конкретизируем свою деятельность, наполняя её новыми навыками и приближаем эффект результативности в виде изготовленной модели. При этом получается следующее:

Первое абстрактное объяснение изготовления объекта, реализуется в процессе моделирования с помощью конкретизации технических задач в реальный объект технического решения;

Второе - технические решения, использованные при проектировании, преобразуются в профессиональные и трудовые навыки, которые затем можно применять при изготовлении других технических конструкций;

Третье - развиваются технические способности личности и, формируются навыки технических решений инженерного творчества.

Таким образом, трудовая деятельность в процессе занятий техническим творчеством постепенно приобретает профессиональные черты и расширяет кругозор учащихся, а результаты технического творчества проявляются в итоговой выставке, где происходит коллективная оценка того, что изготовили юные моделисты-конструкторы.

1.2.Социально-педагогическая система, раскрывающая техническое творчество

Отсутствие целостности образовательного пространства в техническом творчестве детей и подростков даёт возможность посмотреть на него со стороны детей, родителей и специалистов, которые не могут конкретизировать воспитательное воздействие учреждений дополнительного образования, семьи и школы в процессе формирования личности ребенка. Это происходит от того, что идёт целенаправленное уничтожение учреждений дополнительного образования, ориентированных на развитии технического творчества детей и подростков. Слияние или соединение нескольких станций юных техников, клубов юных техников в так называемые Центры технического творчества ведут к падению интереса увлечённых техническим творчеством, во-первых, из-за плохого финансирования, низких зарплат педагогов, плохим материальным снабжением, недофинансированием выставок, соревнований и другой деятельности в разных видах и направлениях технического творчества.

Сложившаяся ситуация нуждается в разработке социально-педагогической системы, раскрывающей и развивающей техническое творчество детей и подростков. Например, наибольшим интересом по популярности является обучение техническому творчеству, однако удовлетворенность такой услуги недостаточна.

Наблюдение можно проводить систематически, используя для этого специально подготовленные бланки, в которых отражены основные признаки творческого развития личности конкретного ребёнка (см. Табл.1).

«Бланк наблюдения степени творческой выраженности ребёнка» .

Таблица 1

ребёнка

Творческое

объединение

Степень творческой выраженности

Признак

Часто

Иногда

Никогда

Дата наблюдения Время Педагог

Наиболее достоверным будет бланк наблюдений, в котором указаны несколько конкретных признаков. В этом случае лучше всего обратиться к работам Л. Холлингуорт и Джона Уитмора, которые обнаружили следующие социальные проблемы присущие творчески одарённым детям.

Лета Холлингуорт - американская психолог, акцентирует внимание исследователей на следующих «личностных проблемах одаренных детей: - неприязнь к школе; конформность (приспособленчество); погружение в философские проблемы» .

Дж. Уитмор в своих исследованиях одарённых детей отмечал такие «качества личности, как: - перфекционизм это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь; ощущение собственной неполноценности; нереалистические цели; сверхчувствительность; потребность во внимании взрослых; нетерпимость» .

Педагог же, работающий с творческими детьми должен уделять пристальное внимание к развитию личностных качеств ребёнка, таких как: «Я - концепции», самооценке, мотивации деятельности, поскольку именно они оказывают эффективное влияние на формирование одаренности.

Выявляя эти качества, мы встретились с родителями, обучающихся в объединении «Судомоделирования» от Центра технического Творчества, занимающего площадки в школах №22 и №26 г. Таганрога. Педагог, занимающийся с этими моделистами, опирается на разработанную им «Программу проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению «Судомоделирование» ЦТТ г. Таганрога. С этой целью мы провели следующий тест среди родителей (см. Табл. 2).

Тест «Любите ли вы своих детей?»

Таблица 2

«Да»

«Нет»

Итого

Вы любите своего ребёнка?

Во время общения в семье вы часто употребляете нецензурную речь?

Когда у вашего ребёнка, что-то не получилось, вы его бьёте?

Вы знаете, какие сайты в ИНТЕРНЕТЕ наиболее предпочтительны для вашего ребёнка?

Вы знаете, чем ваш ребёнок занимается в свободное от занятий время?

Часто ли проводите время со своим ребёнком?

Часто ли рассказываете своему ребёнку историю вашей семьи?

Когда у вас, что-то не получается вы пытаетесь свои неудачи свалить на своих домочадцев?

Часто ли вы применяете физическое насилие над своими домочадцами?

Вы задумывались о том, как ваше отношение к своему ребёнку обернётся к вам через несколько лет?

Вам хотелось бы, чтобы ваш ребёнок был неудачником?

Вы пытались изменить своё отношение к семейной жизни после бытовых неурядиц?

Вы знакомы с педагогикой?

Вы знакомы с психологией детства?

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным в своей взрослой жизни?

Полученные данные говорят о том, что в настоящее время необходимо развивать услуги дополнительного образования расширяя их, а не сокращения технического творчества, а также развития модельных видов спорта (см. Фото 2).

Исходя из вышеизложенных фактов, нами было выявлено противоречие между потребностью региона в подготовке технически грамотной и творчески мыслящей смены, высоким спросом на услуги объединений детского технического творчества и инертностью образовательной системы с другой стороны.

Социально-педагогическая система, раскрывающая техническоетворчествокаксредство социальной адаптации и развития личности, разработана В.Н. Вараксиным имеет свои акценты в творческой деятельности - «Программа проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению моделирование кораблей». Развитие личности происходит в процессе совместной деятельности в условиях, способствующих такому эффективному движению вперёд.

Глава 2 Интерактивное развитие формирующейся личности

2.1.Создание условий интерактивного развития

Создавая условия для интерактивного развития, мы разработали концептуальный блок, в котором попытались провести осмысление сформулированных задач развития технического творчества в современной системе дополнительного образования.

В контексте такого направления миссия учреждения дополнительного образования заключается в создании условий для представления результатов своей работы, подготовке методического материала для всех участников технического моделирования на местах. Одним из важнейших направлений в создании условий интерактивного развития является организация площадок технического творчества в школах, по месту жительства, совершенствованию работы по программно-методическому обеспечению и укреплению связей между вновь созданными площадками. Чтобы достичь эффективного результата в создании таких условий Центр Технического Творчества должен быть достаточно открытой социально-педагогической системой, поддерживаемой всеми партнёрами, от которых зависит жизнедеятельность учреждений дополнительного образования. Привлечение к деятельности творческих площадок общественных, коммерческих, государственных и других типов организаций, а также родителей участников технического творчества.

Мы предполагаем, что проведение исследовательской и изобретательской работы должно осуществляться под руководством представителей высших учебных заведений, организующих работу с детьми и подростками уже с первых дней занятий техническим творчеством. Для этого необходима помощь головного учреждения, авторитет которого должен оказывать прямое влияние на всех участников развития технического направления, эффективно влияющих на социальный заказ общества по подготовке их к самостоятельным и технически-обоснованным действиям по приобретению трудовых навыков.

В качестве основных направлений реализации создания условий для интерактивного развития личности мы предположили, что:

Широкое вовлечение детей и подростков в сферу информационных технологий;

Специальная подготовка педагогов к современным требованиям по развитию технического творчества;

Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения;

Обеспечение социального партнёрства в развитии научно-инновационной сферы технического творчества;

Создание сети творческих площадок и обеспечение их материально-техническим оснащением.

Такой комплекс мер увеличит интеллектуальный потенциал детей и подростков в сфере технического творчества, расширит дополнительное образование и изменит к нему общественное мнение, увеличит связи с научными центрами высших технических учреждений.

Таким образом, интерактивное развитие личности достойно впишется в масштабный проект современной России, получившего название «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Необходимо понять, что в техническом творчестве умение не может прийти к детям и подросткам без помощи специально подготовленного педагога. Совместная деятельность участника технического творчества и педагога в конечном итоге приведёт к автономизации познавательной деятельности, а также личного становления и развития детей и подростков.

2.2.Совместная деятельность как условие формирования личности

Сотрудничество педагога с детьми предполагает умение педагога направлять и умело дозировать самостоятельность, приводящую к качественному познанию новых технологических идей. Следовательно, создание мотивации и комплекса умений в обучении, является основным направлением в создании условий для совместной деятельности. При интерактивном развитии личности основой деятельности педагога является лично-ориентированный подход.

Групповое взаимодействие многие исследователи называют интерактивным, поскольку непосредственная межличностная коммуникация обеспечивает педагогически эффективное познавательное общение. В качестве приобретения компетенции в области судостроения мы ознакомились с проектированием и постройкой моделей судов. Мы начинали с простейшего, то есть с помощью шаблонов переносили части моделей на картон, вырезали ножницами и склеивали полученные детали. Затем мы постепенно перешли к более сложным конструкциям из древесины, фанеры, жести, ткани и различных материалов (см. Фото 3).

Мы стараемся в процессе обучения судомоделизму использовать все его компоненты для формирования совместных действий: в первую очередь мы определяем цель, которая является конкретно заданным результатом, затем планируем и организуем деятельность моделиста до проведения рефлексии.

Проанализировав совместную деятельность, мы выделили следующие критерии оценки деятельности творца:

Участник, выбирая ту или иную модель, ставит перед собой цель,

Выполняя запланированную деятельность, начинающий моделист старается работать самостоятельно,

Участник проекта пытается определить способ личностных действий направленных на решение практических задач, сформулированных конкретным заданием,

Участник межличностного взаимодействия производит рефлексию с помощью, которой шаг за шагом анализирует свои действия и понимает причины своих затруднений,

Результатом преобразования становится активность и творчество.

Таким образом, метод проектов способствует формированию у юных моделистов-конструкторов ключевых компетенций, которые базируются на приобретённых навыках, умениях и жизненном опыте.

Основным тезисом при изготовлении модели у нас выступал следующий девиз: «Все мои познания, которые я получаю в процессе проектной деятельности, я смогу впоследствии применить в своём жизненном росте».

При выполнении совместной деятельности в проективном направлении осуществляются требования, которые заранее обговариваются:

1.Знакомимся с чертежами и моделью для изготовления.

2.Выстраиваем в логической последовательности этапы и сроки для изготовления деталей конструкции.

3.Знакомство с материалами и способами изготовления.

4.Конечным результатом проекта является собранная, окрашенная модель.

Каждый личностный проект, выполняемый в объединении, имеет свою продолжительность изготовления. Первая модель изготавливается за одно занятие. Вторая, третья модели выполняются за 5-7 занятий. Первые модели принимают участие в школьной выставке, организованной объединением, победители и призёры принимают участие в городских выставках.

Более сложные модели, изготавливаемые в течение 6-7 месяцев, готовятся для серьёзных выставок (см. Фото 4).

Рефлексия происходит при оформлении результатов проекта, представляемых остальным участникам объединения в виде выставки и дискуссии о достоинствах собранных конструкций.

2.3.Результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве

При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Дети делают модель по чертежам, сделанными другим человеком, но при этом они вносят в уже готовую конструкцию свои элементы, которые придают более оригинальный вид, изготовленной модели.

Л.С. Выготский по этому поводу говорил, что творчество является деятельностью, - «Которая создает нечто новое…» .

Чтобы организовать необходимую диагностику для выявления творческой направленности ребёнка, прежде всего, необходимо осуществить практические шаги к пониманию природы творческого развития человека и раскрыть некоторые основные понятия.

И.В Хромова, М.С. Коган, говорят, что: «Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой» .

Эксперимент - метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. В качестве примера можно воспользоваться диагностикой предлагаемой И.В. Хромовой, М.С. Коганом и др. (см. табл. 3).

«Как развита фантазия у вашего ребёнка»

Таблица 3

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Баллы за ответ

Примечание

Увлекается ли ваш ребенок рисованием?

Часто ли он грустит?

Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

Проявляет ли он инициативу в учебе?

Размашистый ли у него почерк?

Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?

Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»?

Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи?

Он пишет длинные сочинения по литературе?

Ему снятся необыкновенные сны?

Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию?

Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги?

Полученная сумма баллов укажет следующее:

14-16 очков: У ребёнка буйная фантазия.

9-12 очков: Фантазия ребёнка не самая слабая, однако, нуждается в тренировке и дополнительном развитии.

5-8 очков: Скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках .

В.Н. Вараксин говорит, что: «Современная социально-психологическая диагностика ориентирована на исследование личности…» .

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии.

Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях.

Задание 1. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой?

Задание 2. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.

Задание 3. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни?

Мы рассмотрели методы и способы творческой направленности ребёнка, используемые в повседневной работе педагога, некоторые направления диагностирующего аппарата, помогающего своевременно выявить наличие творческой активности детей и подростков. Упражнения и практические задания, способствующие развитию творческих способностей в процессе игровой и экспериментальной деятельности.

Заключение

В нашем исследовании рассматривается техническое творчество детей и подростков, которое оказывает эффективное влияние на формирование у них трудовых, профессиональных навыков и умений. Мы раскрываем и даём пояснения некоторым способам, приёмам, технологиям и методам, способствующих развитию инженерно-конструкторской, новаторской и изобретательской деятельности, возникающих в процессе систематических занятий техническим творчеством, моделированием и участием в выставках различного уровня, диспутах и обсуждениях по поводу выполненных работ по моделированию и конструированию различных моделей.

Таким образом, мы создаём уникальную возможность продвижения детей и подростков от простейшего знакомства с техническими устройствами к высокому уровню развития технического творчества.

Список литературы:

1.Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003. - 270с.

2.Вараксин В.Н. «Роль «оптимизации» дополнительного образования в развитии профессиональных навыков у детей и подростков». // Материалы Международной научно-практической конференции в Праге 16 мая 2017 года.

3.Вараксин В.Н. Социально-психологическая диагностика. Таганрог. Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. - 160с.

4.Выготский Л.С. Психология искусства. Москва. - 1997.

5.Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. / Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса. 2005.

6. Холлингуорт Л.С. Особые таланты и дефекты. 1926.

7.Хромова И.В, Коган М.С. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие:- Новосибирск, 2003. - 44с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов.

С этой целью в учебные планы многих специальностей вузов включена дисциплина «Методология научных исследований», широко внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Во внеучебное время обучающиеся принимают участие в научно-исследовательской работе, ведущейся на кафедрах, в научных учреждениях вузов, в научных объединениях.

В новых социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недостаточное овладение обучающимися системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения обучающихся научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в лекционных материалах особое внимание уделено: анализу методологических и теоретических аспектов научного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытию методического замысла исследования и его основных этапов.

Приобщение обучающихся к научным знаниям, готовность и способность их к проведению научно-исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и научных задач. В свою очередь, важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки обучающихся является выполнение ими различных научных работ, дающих следующие результаты:

Способствует углублению и закреплению обучающимися имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;

Развивает практические умения обучающихся в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

Совершенствует методические навыки обучающихся в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;

Открывает обучающимся широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

Способствует профессиональной подготовке обучающихся к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.

наука знание творчество

1. Научно - техническое творчество. Общие сведения

Наука - э то непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Диалектическое развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая может объяснить уже известные факты и предсказать новые. При этом по характеру полученных результатов все научные исследования подразделяются на следующие основные группы: поисковые, фундаментальные, прикладные и разработки.

Поисковые работы производятся для нахождения принципиально новых направлений исследований с целью создания новой техники. Они опираются на известные теоретические разработки и идеи, хотя в ходе поисков последние могут быть критически пересмотрены и существенно видоизменены. Отмстим, что при положительных результатах выводы поисковых работ используются в научно-исследовательском творчестве прикладного характера с определенным экономическим эффектом.

Фундаментальные работы направлены на открытие новых фундаментальных законов природы, вскрытие связи между явлениями и объяснение явлений, процессов, фактов. Эти работы в основном проводятся в академических институтах и головных вузах. Отметим, что непосредственные результаты фундаментальных работ зачастую имеют абстрактный характер, хотя в последующем практическое приложение этих исследовании в подавляющем своем большинстве дает значительный экономический эффект. В качестве классических примеров фундаментальной работы можно привести, например, теорию относительности А. Эйнштейна или теорию дифференциального и интегрального исчислений.

Прикладные работы непосредственно направлены па создание новых либо существенное совершенствование известных методов, на основе которых разрабатываются повое оборудование, машины, материалы, способы производства и др. Эти работы носят конкретный характер, они выполняются в основном в отраслевых институтах и в вузах. Примером прикладной работы, внесшей определенный вклад в развитие не только отечественного швейного машиностроения, но и в теорию механизмов и машин.

Разработка - использование научных знаний в процессе опытно - конструкторских работ (ОКР), направленных на создание образцов изделий новой техники, комплексов и систем машин, агрегатов, станков, а также устройств и механизмов.

Разработки осуществляются в проектно-конструкторских, проектно - технологических институтах, конструкторских и технологических отделах и бюро предприятий, в вузах (при выполнении хоздоговорных работ, а также при курсовом и дипломном проектировании), в студенческих конструкторских бюро. Разработки зачастую сравнительно быстро окупаются и дают ощутимый экономический эффект.

Прикладные работы состоят из следующих этапов:

- подготовительного, включающего в себя составление библиографии по теме, изучение литературы по основной и смежным темам, изучение опыта других организаций, составление обзорного документа, разработку и утверждение технического задания, календарного плана, калькуляцию работ;

- теоретической части темы, состоящей из разработки и расчета новых схем, теоретического обоснования, поисков новых видов материалов и т. п., совершенствования технологических процессов;

- проектирования и изготовления экспериментальных (опытных) образцов механизмов, устройства машин, проектирования и изготовления или покупки оснастки, средств испытания и контроля;

- экспериментальных работ, которые проводятся в лабораторных и заводских условиях согласно теоретическим разработкам и включают в себя математическую обработку результатов эксперимента, проверку соответствия принятой модели реальному процессу;

- испытания (лабораторные и производственные) по исследованиям теоретического и экспериментального характера;

- корректировки , в которую входят рекомендации по совершенствованию принятой конструкции, внесение соответствующих коррективов и разработанные схемы, расчеты, проекты, установки с учетом законченных циклов испытания;

- внедрение результатов разработки на отдельных предприятиях, выбранных в качестве опытных, или в учебный процесс;

- выводов и предложений, в которых обобщаются результаты испытаний и экспериментальных внедрений, определяется ожидаемый или реальный экономический эффект их;

- заключительного, состоящего из оформления отчетной документации, утверждаемой представителями исполнителя и заказчика.

Опытно-конструкторские работы имеют следующие этапы:

- подготовительный (составление библиографии, изучение литературы и существующих конструкций, разработка технического задания на проектирование образца, калькуляция работ, разработка и утверждение эскизного проекта);

- техническое проектирование (разработка и согласование технического проекта, проведение необходимых расчетов);

- рабочее проектирование (разработка комплекса рабочей документации);

- изготовление опытного образца, его сборка, доводочные и наладочные работы;

- заводские испытания;

- доработка опытного образца по результатам испытания;

- межведомственные испытания;

- корректировка и доводка по результатам межведомственного испытания;

- серийное производство.

2. Особенности научно-технического творчества

В современную эпоху в связи с бурным развитием науки и техники одна из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, это обучение техническому творчеству будущих специалистов народного хозяйства. В научно-исследовательской работе (НИР) выделяют три вида творчества: научное, научно-техническое и техническое.

Под научным творчеством понимается работа, призванная непосредственно удовлетворять потребности познания окружающего мира и целесообразно изменять и улучшать его.

Научно-техническое -- творчество, в котором каждое достижение изобретательской мысли опирается на предыдущее и, в свою очередь, служит основой для последующих достижений.

Техническое творчество призвано удовлетворять утилитарные потребности общества, связанные со сферой производства материальных благ.

Практика показывает, что магистрантов в рамках НИРС наиболее эффективно привлекать к участию в научно-техническом и техническом творчестве и в особенности к изобретательству.

Теперь остановимся на общих для всех видов творчества характерных признаках.

Новизна и достоверность говорит о познании неизвестной до сих пор сущности какого-либо предмета, явления, процесса. Отметим, что это не обязательно научное открытие, по непременно новое, значительное в той или иной степени, знание того, чего мы до сих пор не знали.

Вероятностный характер и риск. В научно-техническом творчестве неизбежен элемент неопределенности, особенно в его начальной стадии, т. к. практически невозможно заранее предсказать конечные результаты проводимого исследования или гарантировать успешную работу разрабатываемой конструкции. В научно-техническом творчестве нередки случаи получения отрицательного результата, как на промежуточных, так и на конечных этапах исследования. Всегда надо помнить что творчество -- это неустанный поиск. Следует сказать, что в научно-техническом творчестве нельзя пренебрегать отрицательным результатом, т. к. это тоже результат, позволяющий самому или уже другим исследователям выбрать правильный путь поиска.

Плановость -- необходимый фактор научно-технического творчества, особенно если учесть, что научные исследования на современном этапе характеризуются сложностью и трудоемкостью выполнения, требующей организующей силы плана:

Различают несколько форм плана научных исследований.

Предварительный план исследований определяет его задачу и цели, общее содержание и народнохозяйственное значение, его замысел, принцип решения задачи, методику, объем работ и сроки выполнения, предварительное технико-экономическое обоснование. Отличительной особенностью составления указанного плана части работ является необходимое участие всех исполнителей данного исследования.

Составление предварительного плана исследования представляет собой завершающий элемент в процессе конкретизации темы.

Индивидуальный план - это перечень, содержание и трудоемкость работ с указанием последовательности и сроков выполнения всех их этапов. Правильно составленный план должен также учитывать синхронизацию работ между исполнителями и возможность контроля и самоконтроля. Это особенно важно еще и потому, что в современной науке все возрастающую роль играет коллективный труд.

Рабочий план - это перечень комплекса мероприятий по проверке и развитию принятой гипотезы, которая в свою очередь обоснованно выдвигается на основе изучения истории вопроса, уточнения теоретических и экспериментальных предпосылок исследуемой темы. Отличительная особенность рабочего плана в том, что в нем указываются пути, методы и средства выполнения всех основных этапов работы.

Необходимо предостеречь, особенно молодого исследователя, в том, что на все виды планов нельзя смотреть как на догму, что в процессе работы отдельные части плана, а также сроки его выполнения могут и должны корректироваться и даже существенно видоизменяться, в зависимости от конкретно возникающих ситуации. Если работа важна и сроки выполнения сжаты, целесообразно предусмотреть параллельное выполнение ее этапов.

Во всех случаях исследователю полезно использовать опыт других работников, а перед выполнением каждого последующего этапа глубоко и всесторонне анализировать ход и результаты предыдущего этапа, вносить необходимые коррективы. Для начинающего исследователя к тому же не будет лишним составление, на основе рабочих и индивидуальных планов, еще и ежедневных и еженедельных графиков, строгое выполнение которых в срок в целях самодисциплины должно стать правилом.

3. Уровни творческого процесса

Высшей формой научно-технического творчества в рамках НИР является изобретательство, для которого условно характерны пять уровней.

1-го уровня - использование готового объекта почти без выбора;

2-го уровня - выбор одного объекта из нескольких;

3-го уровня - частичное изменение выбранного объекта;

4-го уровня - создание нового объекта или полное изменение исходного;

5-го уровня - создание нового комплекса объектов.

Для лучшего понимания сказанного приведем примеры изобретений различных уровней.

1 уровень. Предложена конструкция механизма игловодителя швейной машины. Для предотвращения спекания синтетических тканей при сшивании игла опрыскивается воздушно-водяной массой.

Взята готовая задача, т. к. необходимость охлаждения машинной иглы при сшивании на больших скоростях материалов с синтетическими волокнами общеизвестна. Использована готовая поисковая концепция - надо отвести часть тепла, причем специального поиска информации не требуется, т. к. способов этого более чем достаточно. Выбрано тривиальное решение: охлаждать иглу воздушно-водяной массой, конструктивные исполнения опрыскивателей известны и не требуют доводки для внедрения.

2 уровень. В реечном механизме для транспортировки деталей швейных машин с целью исключения посадки верхнего материала использована отклоняющаяся игла, работающая синхронно с нижней рейкой.

В данной задаче, поисковая концепция очевидна, авторами выбран один из нескольких (отклоняющаяся вдоль строчки игла, дифференциальный механизм и т. п.) вариантов решения.

3 уровень. С целью получения условий и режимов работы, адекватных эксплуатационным, предложено устройство для испытания на износ, позволяющее на испытуемых кинематических парах вращательного, качательного и поступательного движений создавать сложные, нестационарные и знакопеременные нагрузки как от цикла к циклу, так и внутри каждого из циклов, повторяющихся практически с любой частотой.

Изменено известное решение, позволившее на стендах имитировать условия и режимы работы кинематических пар механизмов, например, швейных машин, в которых преобладающее значение по сравнению с силами полезного сопротивления имеют инерционные нагрузки.

4 уровень. Предложен принципиально новый способ получения нераспускающейся цепной строчки для деталей одежды и разработано повое конструктивное решение для реализации названного способа.

5 уровень. Предложен способ получения сверхвысоких давлений с помощью импульсного электрического разряда внутри объема любой проводящей или непроводящей жидкости. В результате данного изобретения открыт новый эффект - электрогидравлический удар.

Примерно 80% всех изобретений относятся к первым двум уровням, тогда как изобретения высших уровней, определяющих качественное изменение техники, составляют лишь около 20%. Студент, овладевший основами общенаучных и общеинженерных дисциплин, как показывает практика, вполне может плодотворно работать над изобретениями 1 и 2 уровней.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе. Формы научно-технического творчества в системе технологической подготовки. Условия эффективности процесса развития педагогического творчества, повышения квалификации и креативности учителя.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2009

    Определение и история творчества. Четырехэтапная модель творческого процесса, существующие методики и способы его организации. Выборка принципов, на которых строится система творческих заданий. Программа учебной и научно-исследовательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2010

    Методологические аспекты развития технического творчества. Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся. Природа творческого мышления. Методы развития технического мышления у учащихся. Кружок как основная форма организации технического творчества.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2011

    Сущность технологического образования школьников, этапы его становления в России. Реформы общеобразовательной школы. Формы и средства изучения технического творчества в 10 классе. Анализ традиционных и инновационных методов. Контроль знаний и план уроков.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2008

    Характеристика учреждения дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества": устав, контингент воспитанников, направления деятельности. Кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    отчет по практике , добавлен 13.09.2013

    Понятие "творчество" и его особенности в младшем школьном возрасте. Оригами как вид творчества. Исторические аспекты развития оригами. Виды оригами и методика обучения младших школьников. Критерии и уровни развития детского художественного творчества.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Сущность и основные направления научно-исследовательской деятельности студентов, ее значение в повышении качества выпускаемых вузами кадров. Классификация научно-исследовательских работ и их отличительные признаки, степень занятости в них студентов.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2010

    Требования, предъявляемые к высшей школе со стороны бурно развивающихся науки, техники, производства, значение школы научно-технического творчества в педагогическим процессе. Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству, их значение.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.

В процессе творчества зарождается нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Техническое творчество как одна из важнейших составляющих человеческой культуры направлено на создание новых, более эффективных средств производства. Разновидностями технического творчества являются изобретательство, рационализаторство, проектирование, конструирование, дизайн.

Если конечным продуктом, венцом творческой деятельности в науке является открытие, то в технике - изобретение. Открытие касается явления, закона, живого существа, которое уже существовало, но которое раньше не было известно. Колумб открыл Америку, но она существовала и до него. Франклин изобрел громоотвод, который ранее не существовал. В настоящее время открытие редко не сопровождается изобретениями, и наоборот, поскольку всякое продвижение в глубь вещества, расширение сферы познания требует все новых и новых технических средств, а создание таковых имеет свой предел при использовании лишь старых запасов знаний. Поэтому научные исследования неразрывно связаны с инженерной деятельностью.

Изобретением признается техническое решение задачи, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью. Объектами изобретений могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способы лечения, диагностики и профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма по новому назначению. Не признаются изобретениями научные теории, методы организации и управления хозяйством, условные обозначения, расписания, правила, схемы и методы выполнения умственных действий, алгоритмы и программы для вычислительных машин, проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий, предложения, касающиеся лишь внешнего вида зданий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Особой разновидностью технического творчества является рационализаторская деятельность. Рационализация не претендует на принципиальную новизну, когда созданный объект не известен на предшествующем уровне науки и техники, или на неочевидность, связанную с коренной перестройкой объекта, вследствие чего его описание не следует из описания предыдущего уровня науки и техники. Смысл рационализации - в усовершенствовании, введении более целесообразной организации производственного процесса в соответствии с общественными запросами. Потребность в рационализации возникает, как правило, при недостаточном использовании возможностей технического объекта.

Проектирование - инженерная деятельность по созданию проекта, т.е. прообраза предполагаемого технического объекта (системы). В процессе проектирования происходит предварительное исследование и разработка будущего технического объекта на уровне чертежа и других проектных знаковых средств без непосредственного обращения к изготовлению изделия в материале и испытания его опытных образцов.

Конструирование - инженерная деятельность, заключающаяся в создании, испытании и отработке опытных образцов различных вариантов будущего технического объекта (системы). Оно сопровождается расчетами, операциями анализа и синтеза, учетом таких требований, как простота и экономичность изготовления, удобство использования, соблюдение определенных габаритов, имеющихся конструктивных элементов. На основе опытного образца конструктор, подключающийся к проектированию на его заключительной стадии, рассчитывает конкретные характеристики, учитывающие специфику изготовления объекта на данном производстве.

Дизайн - проектно-художественная деятельность по созданию технических объектов, обладающих эстетическими свойствами. В дизайне интегрируются художественное конструирование промышленных изделий, моделирование жизнедеятельности пользователя этими изделиями и моделирование связей "человек - культура" (мода, стиль, потребительские ценности и пр.). В силу этого деятельность дизайнера непосредственно связана с широким использовании достижений технических, естественных и гуманитарных наук.

Каждый инженер должен владеть методами технического творчества. Разумеется, было бы наивным надеяться на отыскание надежного и универсального способа решения технических задач, конструирование некоего алгоритма, который позволил бы без особого труда делать открытия, изобретения. Вместе с тем разрабатываются методы поискового проектирования и конструирования. Возникает новая научная дисциплина - техническая эврилогия. Она убедительно иллюстрирует тот факт, что техническое творчество - диалектический процесс, описание которого требует овладения такими понятиями, как диалектическое противоречие, мысленный эксперимент, идеализированный объект и т.д.

Методы

Метод как совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности служит прежде всего получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы - мерило ее зрелости и совершенства, показатель сложившихся в ней отношений. История ее развития, психология творчества свидетельствуют о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования надежных методов работы. "При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать многое. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных", - писал И.П. Павлов (36. С. 16). По справедливому замечанию Леонардо да Винчи, методы предостерегают изобретателей и исследователей от обещания себе и другим вещей, которые невозможны.

Характер методов существенно определяется предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом и другими факторами. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в областях. В то же время мы являемся свидетелями многих выдающихся достижений как следствий переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки для решения их специфических задач. Наблюдаются, таким образом, противоположные тенденции дифференциации и интеграции наук на основе применяемых методов.

Учение о методах называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать их, установить пригодность применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и в конечном счете получить новое объективно-истинное и обоснованное знание.

В структуре метода центральное место занимают правила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели. Согласно Гегелю, правило состоит в подведении особенного под общее. Правило является таким положением, в котором отражена закономерность в некоторой предметной области. Эта закономерность образует базовое знание правила. Кроме того, правило включает некоторую систему операциональных норм, обеспечивающих "подведение", т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретно-научное содержание научного метода. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание составляют положения логики (диалектической и формальной), этики, эстетики. Все они за исключением, пожалуй, законов формальной логики не существуют в форме жёсткой системы норм, рецептов или технических инструкций и фиксируются в самых общих ориентирах научного познания. Образно говоря, философия - это компас, помогающий определить правильное направление, но не карта, на которой заранее расчерчен путь до конечной цели. Методологическая ценность философии находится в прямой зависимости от того, в какой мере она опирается на познание всеобщих существенных связей в объективном мире.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание общенаучного характера. Таковы положения математики, теоретической кибернетики, семиотики, теории систем, синергетики и других наук, оперирующих понятиями информации, сложности, системы, структуры, самоорганизации, модели, управления, элемента, знака, алгоритма, вероятности, разнообразия, гомоморфизма и т.д. Методы этих наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания.

Знания о совокупности принципов и методов, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине, составляют ядро конкретно-научной методологии. Специфический набор методологических средств имеют, например, исследования в биологии, физике, химии и т.д. В то же время результаты этих наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Например, для техникознания огромное регулирующее значение имеют закон сохранения и превращения энергии, второе начало термодинамики, запрещающие работы по изобретению "вечного двигателя". Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает необходимость своевременного учета в технических науках многообразных и быстро изменяющихся регулятивов социально-экономического характера.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает сбор и первичную обработку опытных данных, регулирует практику научно-исследовательской работы - экспериментально-производственную деятельность. Теоретическая работа тоже требует своей методики. Здесь её предписания относятся к деятельности с объектами, выраженными в знаковой форме. Например, существуют методики различного рода вычислений, расшифровки Ростов, проведения мысленных экспериментов и т.д. На временном этапе развития науки как на ее эмпирическом, так и на теоретическом уровне исключительно важная роль принадлежит компьютерной технике. Без нее немыслимы современный эксперимент, моделирование различные вычислительные процедуры.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения - инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь практика исследования невозможна без управления со стороны идеальных установок. Хорошее владение методикой - показатель высокого профессионализма.

Научные методы можно разделить по разным основаниям - в зависимости от стоящих при их использовании задач. Позволительно, в частности, говорить о методах общих и специфических, практических и логических, эмпирических и теоретических, употребляемых при открытии и обосновании. Общими мы называем методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими - те, которыми пользуется только наука. К первым относятся анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.; ко вторым - научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне научного познания, в то время как логические методы - это логические "фигуры", которые являются результатом обобщения миллиарды раз повторяющихся практических действий. К числу первых относятся наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование, к числу вторых - доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание, мысленный эксперимент, знаковое моделирование и др. Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их и с ними "слитые" доказательство или выведение следствий. Такие же методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими. Существуют методы, приспособленные преимущественно к обоснованию знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие же "работают" больше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия).

Особого разговора заслуживают методы научно-технического творчества, в процессе которого научное исследование, открытие нового соединяется с его созиданием, изобретением. Субъект научно-технического творчества синтезирует в себе качества ученого и инженера. Его важнейшая задача состоит в том, чтобы знания, фиксирующие действия фундаментальных природных сил, подвергнуть жесткой целевой обработке и создать искусственное техническое устройство (артефакт), способное выполнять некоторые операционные обязанности человека.

Если при открытии решающее значение имеют такие методы, как анализ, абстрагирование, объяснение, эксперимент, то при изобретении на первый план выходят наблюдение, измерение, моделирование, синтез(конструирование). Конкретизация идет на смену абстрагированию, ограничение - обобщению. Процесс идеализации сменяется обратным процессом - устранением идеализированных объектов, заменой их абстракциями, имеющими предметно-наглядное наполнение. На этом уровне не остается места для приблизительности, блужданий ума и спекуляций, ибо мысль проверяется практикой. непосредственно подтверждаясь или опровергаясь самым очевидным образом.

Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. В изучении творчества, творческого мышления еще остается на сегодняшний день много загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя.

Творчествоведение в наше время, в условиях непростой экономической и социальной обстановки, особенно актуально и способно придать человечеству новые силы на пути экономического, социального и духовного развития.

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (например, творчество изобретателя и рационализатора, организатора, научное и художественное творчество).

Творчество изобретателя и рационализатора, научное и научно-техническое творчество, организаторские способности по внедрению достижений НТР особенно востребовано в наступивший сейчас период экономических кризисов и социальных потрясений. Но не менее важна в современной жизни и роль художественного творчества в качестве источника для духовного подъема, гармонизации и совершенствования личности и общества в целом.

Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь. Например, изобретателю и рационализатору, ученому необходимо иметь также и способности к организаторскому творчеству для успешной организации проведения исследований в своей области.

Будущее – несомненно за интеграцией различных видов творческой деятельности. Во все времена особенно ценились индивидуумы, талантливые в различных областях знаний (многогранность отличала Леонардо да Винчи, М.Ломоносова и многих других великих людей успешно творивших и в науке, и в технике, и в сфере художественного творчества).

Тема: Техническое творчество - одно из приоритетных направлений дополнительного образования.

Существующая ныне система технического творчества учащихся в нашей стране создавалась в течение многих десятилетий.

Развитие технического творчества учащихся рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Развитие современного общества все более настойчиво выдвигает перед дополнительным образованием, внешкольными учреждениями требование повышения качества практической подготовки учащихся к трудовой деятельности после окончания школы. Учитывая эти условия - одно из первых мест в образовании - задача подготовки учащихся к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации. Существует необходимость, с первых школьных лет учащимся прививать умение творчески мыслить, ориентироваться в нарастающем потоке научной информации, стремление к самообразованию. В мире быстро создается, совершенствуется техника, развивается наука, появляются новые знания о природе. Таким образом, одной из важнейших задач дополнительного образования - является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

Понятие "творчество" охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.

Понятие "техническое творчество" является зависимым от понятия "творчество", как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием "техническое решение".

Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых потребностей.

Итак, техническое творчество - это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью.

Результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы художественно-конструкторские решения внешнего вида известных технических решении, что сейчас принято называть дизайном. Как элементы одной системы, все виды творчества развиваются во взаимосвязи и взаимодействии. Понятно поэтому, что, имея общие черты с другими видами творчества, каждый вид в отдельности как самостоятельный процесс имеет свои, присущие только ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур творческого процесса.

Основной и первичной формой организации коллективной творческой работы учащихся в той или иной области науки, техники, технического труда является кружок. Непременное условие его существования -- добровольность. Это относится не только к факту вступления школьников в кружок, но и к определению конкретного содержания их деятельности, выбору темы, объединению в группы и др.

При всем многообразии содержания работы деятельность каждого технического кружка способствует решению определенных педагогических задач. Функционально их можно разделить на три группы -- образовательные, воспитательные и практические.

Решение задач первой группы состоит в том, чтобы ознакомить учащихся в доступной их пониманию форме со значением техники в жизни человека, с основными направлениями научно-технического прогресса, с ведущими для данного экономического района отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства. На конкретных примерах раскрывается значение науки, ее законов и закономерностей как фундамента современной техники и основы прогнозирования техники будущего (научно обоснованное предвидение). Учащиеся знакомятся с основными массовыми профессиями, с организацией и культурой труда, с методами работы рационализаторов и изобретателей, узнают о возможных путях дальнейшего повышения производительности труда и эффективности производства. Кроме того, в процессе поисково-конструкторской деятельности у школьников интенсивно развивается техническое мышление.

К задачам второй группы можно отнести воспитание у учащихся -уважения к труду, стремления следовать примеру людей труда и т. д. Вместе с тем участие в техническом творчестве способствует развитию у подрастающего поколения патриотических чувств, гордости за достижения своего народа, его славную историю, выдающийся вклад отечественных ученых и изобретателей в мировую науку, технику, культуру. Техническая самодеятельность служит эффективным средством выработки и совершенствования нравственных качеств личности в соответствии с этическими нормами, принятыми в нашем обществе, сознательного и ответственного отношения к учению и труду.


Самое обсуждаемое
Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге
Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования
Роберт оппенгеймер цитаты Роберт оппенгеймер цитаты


top