Исторические эпохи по порядку: хронология. О выделении периодов при описании исторического процесса

Исторические эпохи по порядку: хронология. О выделении периодов при описании исторического процесса

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня поговорим о том, как эффективно систематизировать свои знания по истории России, чтобы эффективно решать тесты ЕГЭ на высокие баллы.

Начать изучение истории России рекомендуется с периодизации истории России. Периодизация помогает разобраться, какие события после каких наступают, уяснить породившие их причины и последствия, к которых эти события привели. Периодизация также помогает избавиться от мусора и каши в голове, которая неизбежно наступает, если события не привязывать к какому-либо периоду отечественной истории. Если Вы не в курсе про структуру событий в истории, то рекомендую свой пост о том, как запомнить .

Как же систематизировать в голове столько имен, событий и дат? Ответ прост — моей авторской методике (читайте дальше!).

Итак, что же это за методика?
Когда я прихожу к ученику на первое занятие, то сразу объясняю, что вся история России делится на пять периодов. Я требую, чтобы ученик умел в них ориентироваться, то есть знать, какие события в каком периоде происходили. Во эти периоды:


Итак раскроем каждый из них.

I период охватывает временные рамки с IX по XIII вв. То есть от образования Древнерусского государства и до нашествия монголо-татар.

II период — с XIII по начало XVI вв. Этот период охватывает события, связанные с образованием Московского государства, которое следует после периода раздробленности. Завершение объединения, как известно, завершилось в 1521 году с вхождением Рязани в состав Московского государства. Кроме того, на этот же период приходится освобождение от Монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.)

III период охватывает события XVI и XVII вв. - дальнейшего развития Московского государства, которое ещё называли «Московией». Ключевое событие — Смутное время (1598 — 1613 гг.)

IV период — эпоха Империи, которая началась с эпохи Петра I Великого и завершилась февральской революцией 1917 гг. Это самый большой период отечественной истории, здесь крайне много ключевых событий и процессов!

Последний V период — Советский, который начинается с октября 1917 г. и завершается 8 декабря 1991 г., то есть от Октябрьской Революции до Распада СССР (Беловежских соглашений).

Таким образом, я вам крайне рекомендую прежде чем приступать к выучить эти периоды, чтобы потом все новые события и процессы укладывались в эту схему. «А где же, — спросите вы, — период с февраля 1917 г. по октябрь 1917?». Этот период многие именуют переходным — от царизма к большевизму через буржуазное «правление» Временного правительства.

Итак, дорогие друзья, в следующих постах и статьях мы выложим ещё несколько видеоуроков по подготовке к егэ по истории и обществознанию в рамках цикла постов бесплатного онлайн репетитора. Не пропустите, следите за новыми постами! А также сайт!


на примере периодизации Чуньцю (771-453 до н.э.) и Чжаньго (453-221 до н.э.) в истории Древнего Китая

1. Историки изучают историю человечества как исторический процесс. Как представляется, определение этого понятия разработано еще недостаточно. О важности выяснения сути исторического процесса писал еще В.О. Ключевский в материалах к своему спецкурсу «Методология русской истории». Историческим процессом, по его мнению, «может быть называемо: развитие, взаимодействие и перерождение, точнее говоря, смена людских союзов» [Ключевский, М., 1989, т.6, с. 29].

Здесь затронут только один аспект изучения истории ― социальный. Если посмотреть шире, в масштабах всех основных задач исторической науки, то историческим процессом может быть назван совокупность процессов, проистекающих в рассматриваемом социуме за определенный временной отрезок в политической, социальной, экономической и культурных сферах .

2. Рассмотрим такой важнейший аспект теории исторического процесса, как периодизация. Нас интересует разработка критериев выделения и характеристики периодов, исходя из задач и возможностей историка, предоставляемых источниковой базой, которые связаны с характеристикой (описанием) исторического процесса в определенном социуме на определенном отрезке времени.

3. Исторический процесс изучается путем разделения временного континуума на этапы, которые историки называют периодами. Это позволяет выявить и охарактеризовать основные этапы его протекания. Исторический период — это этап рассматриваемого исторического процесса, отрезок времени, содержание которого обладает общими признаками, существенными для отделения его от другого этапа.

Каждый период имеет установленные во временном континууме границы ― начало и конец. Протяженность периодов зависит от характера исторических явлений или событий, которые положены в основу выделения периодов.

4. Периодизация может быть абсолютной (общей) и относительной (частной). В первом случае речь идет о выделении периодов исторического процесса для большого числа сообществ, а во втором ― одного конкретного.

Примером первой является периодизация всемирно-исторического процесса: архаика, древность, средние века, новое время, новейшее время. В основу положен фактор времени . В прошлом веке советскими историками-обществоведами использовался еще один подход к периодизации всемирно-исторического процесса, а именно формационный, который был основан на социальных и экономических факторах. Напомним эти общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая. В основу их разделения был положен такой критерий, как господствующий «способ производства», то есть экономический («базисный») аспект, в его связи с аспектом социальным (набор «классов» как участников «производственных отношений») .

5. Периоды могут дробиться в зависимости от уровня временного и пространственного «приближения». При любой глубине рассмотрения исторического процесса каждый из его периодов может делиться на несколько подпериодов. Отсюда важнейшей задачей является установление критериев определения границ периодов на каждой из заданной «глубине». Ее выбор зависит от задач и возможностей исследователя, которые во многом определяются источниками и степенью изученности исторического времени. Нас здесь интересует более низкий уровень «приближения»: региональная история.

6. Установление границ периодов определяется исходя из исторических реалий, в выбор критериев определяется приоритетами историка и его оценкой основного содержания исторического процесса. Поскольку важнейшим составляющим истории любого социума является трансформация института высшей власти (о ее носителях, прежде всего, и писалось в летописях), то это чаще и принимается в качестве критерия. Поскольку в истории древности и средних веков институт высшей власти связан с наследственной передачей власти, то часто в качестве одного периода выделяется правление одной династии (Рюриковичи, Романовы). Название династии используется в качестве названия государства (халифат Аббасидов и т.п.) .

7. Задача выделения периодов усложняется, если речь идет об установлении периодизации исторического процесса в развитии не одного государственного образования, а нескольких в масштабах одного исторического региона.

Ниже предложим вариант периодизации истории периодов Чуньцю (771-453 гг. до н.э.) и Чжаньго (453-221 гг. до н.э.) в истории Древнего Китая.

Поскольку рассматривается история сравнительно большого числа государственных образований, то нужно установить единый критерий, отражающий парадигму исторического процесса. В данном случае в основу положен процесс трансформации высшей власти, а именно развитие форм реального политического доминирования в условиях исчерпания не только реальной (это произошло к 771 г. до н.э.), но уже и сакральной власти чжоуского вана и возникновения на новом историческом этапе нового носителя высшей власти ― государя империи Цинь, а затем Хань. Выявление основных «аграрных очагов» и установление исторической динамики их освоения (под руководством Д.В. Деопика) позволило связать политический аспект исторического процесса с экономическим, который сопровождался интенсивным освоением аграрных очагов «Зоны» Велика Равнина, завершавшееся с начала 1 тыс. до н.э.

I . Чуньцю (770-453)

Первый период. 771-697 гг. Институт цинши . Лавирование чжоуских ванов между цинши Восточного Го и «левым цинши » правителя царства Чжэн
1.1. 771-720 гг. Цинши — правитель царства Чжэн;
1.2. 719-697 гг. Попытка Хуань-вана вернуть реальную власть. Ослабление значения цинши (сначала до 714 г. цинши ― правитель Восточного Го, затем цзо цинши - правитель Чжэн).

Второй период. 696-597 гг. Институт гегемонов. «Северные гегемоны». Время влияния крупных царств
2.1. 696-643 гг. Эпоха доминирования царства Ци. Гегемония циского Хуань-гуна (с 679 по 643);
2.2. 643-597 гг. Гегемония цзиньского Вэнь-гуна (с 632 по 628). Лидерство Цинь при Му-гуне (с 624 по 621). Противоборство Цинь и Цзинь, Чу и Цзинь.

Третий период. 597 - 453 гг. «Южные гегемоны». Ослабление и кризис крупных царств бассейна Хуанхэ (распад или смена династий)
3.1. 597-553 гг. Гегемония правителя Чу (с 597 по 591 гг.). Паритет между Цзинь и Чу, постепенное преобладание Цзинь, борьба Цзинь и Ци за выход на Великую равнину;
3.2. 552-498 гг. Ослабление Цзинь из-за внутриполитической борьбы, усиление Ци;
3.3. 497-453 гг. Гегемония южных царств: У при при Фу Ча (с 495 по 473 гг.), затем Юэ при Гоу Цзяне (с 473 по 464 гг.). Ослабление северных царств Цзинь и Ци. Распад Цзинь.

II . Чжаньго (453-221)

Четвертый период. 453-403 гг. Возникновение в результате распада Цзинь трех крупных царств на Великой Равнине (Вэй, Чжао, Хань). Рост их политической активности.

Пятый период. 403-295 гг. Войны за Великую равнину - полицентричный мир
5.1. 403-367 гг. Совместные действия Чжао, Хань и Вэй против Цинь и Ци;
5.2. 366-295 гг. Усиление Цинь (успешные реформы), начало борьбы за выход на Великую Равнину.

Шестой период. 294-251 гг. Войны за Великую равнину ― к созданию моноцентричного мира
6.1. 294-267 гг. Все против Цинь, Цинь в поиске союзников. Сочетание военных и дипломатических мер. Успешное антициньское сопротивление;
6.2. 266-251 гг. Цинь захватывает города (но еще не царства) на Великой Равнине. Вэй идет на союз с Цинь. Чу, Чжао, Ци успешно противостоят Цинь, а Хань теряет земли. Чжао попыталось напасть на Цинь и потеряло все.

Седьмой период. 250-221 гг. Войны за Великую равнину - создание моноцентричного мира. Цинь против всех ― захватывает земли на Великой равнине и в конце концов уничтожает отдельные царства
7.1. 250-245 гг. Походы Цинь против Чжао и Вэй. Цинь закрепляет успех административной деятельностью на Великой равнине. Коалиция во главе с Вэй нанесла поражение Цинь, но развить преимущество не смогла;
7.2. 244-237 гг. Вэй ― основной объект захватов. Последние тщетные попытки создания антициньского союза (инициатива Чжао). Неразвитый успех. Череда мятежей в Цинь;
7.3. 236-231 гг. Метания одиночек. Удары по Чжао. Ослабление Хань, запугивание выжидающего Вэй;
7.4. 230-221 гг. Последовательный захват царств Великой Равнины. Победа над Чу. Кратковременный триумф Цинь .

Итак, предлагаемая периодизация отражает, на наш взгляд, специфику исторического процесса. В период Чуньцю речь шла о политическом доминировании над царствами в условиях, когда старые аграрные очаги были уже полностью освоены, а освоение Великой Равнины еще только завершалось. В Чжаньго ― о доминировании в более широкой сфере, велась борьба за возникшие (в силу естественных природных процессов) аграрных очагов по всей Великой Равнине. Она продолжалась и в последующие периоды, но принимала уже иные формы. В период Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) ― это борьба носителя высшей власти с родственниками по мужской линии, которые фактически стали главами царств конца Чжаньго, включенных после 206 г. до н.э. в единое государство хуася в качестве их наследственных владений (го), за их превращение в округа и уезды ― единицы административно-территориального деления империи. Это удалось (в первом приближении) сделать только Ван Ману (8-23 гг. н.э.), что и стало одним из факторов сопротивления и возвращения рода Лю к власти в 25 г. н.э.

Опубл.: Ульянов М.Ю. О выделении периодов при описании исторического процесса на примере периодизации Чуньцю (771-453 до н.э.) и Чжаньго (453-221 до н.э.) в истории Древнего Китая // Научная конференция Ломоносовские чтения. Апрель 2008. Востоковедение. Тезисы докладов. М. 2008. С. 60-62.


Тема 11

Периодизация истории

По словам знаменитого английского мыслителя XX в. Альберта Тойнби, «история существует там и только там, где есть время». Действительно, в ходе времени происходит смена состояний человеческих обществ, а через эту смену в свою очередь проявляется содержание истории. Чтобы разобраться в этом бесконечном потоке времени и событий, их надо как-то упорядочить.

Проблема критериев периодизации. Одним из способов осмыслить историю является ее периодизация. Периодизация - это условное деление истории на отдельные хронологические периоды, которые отличаются друг от друга какими-то особенностями. Для того, чтобы выявить эти особенности, ученые разрабатывают систему критериев, на основе которых они и выделяют периоды. Такими общими критериями чаще всего выбирают культуру, религию и формы ее организации, экономику, производительные силы или иногда даже как часть производительных сил - природные условия.

Среди ученых до сих пор нет согласия в вопросе о том, какие из критериев поставить на первое место. Более того, недостаточно выделить и расставить критерии, нужно еще договориться о том, что понимать, например, под словом «культура», поскольку этот термин имеет очень много определений.

Периодизации в первую очередь подлежит общая, или гражданская, история, причем в ее разных масштабах, начиная от глобальной, всемирной и заканчивая локальной, местной. Внутри периоды делятся на подпериоды, которым дается определенное название. На периоды могут быть поделены и отдельные области общественной жизни, например, развитие экономики, науки, развитие техники, искусства. История искусств - это отдельная история, подлежащая своей периодизации, не связанной напрямую, например, с экономической историей. Выработать общенаучную периодизацию всемирной истории - задача, пожалуй, невыполнимая. В разные эпохи, в разных исторических условиях философы исходили из характерных для своего времени представлений о мире, о времени, о ходе истории, о судьбах человечества.

Образы времени и эпох прошлого. В Древней Греции была обоснована циклическая концепция развития или иначе - теория круговорота. Один из учеников Платона объяснял это так: движение времени соединяет конец с началом и это происходит бесконечное число раз. К такому выводу древнегреческие историки пришли, наблюдая круговое движение небесных тел. Определяемая движением небесных тел сменяемость времен года и соответственно сельскохозяйственных циклов вполне согласовалась с этой теорией в представлениях обывателей того времени.

С возникновением и распространением христианства появилось представление о линейности времени от сотворения Господом Богом мира до страшного суда и конца света. Концепцию линейного времени в конце I – начале V в. обосновал Блаженный Августин - один из отцов церкви, заложивший основы христианского вероучения . Средневековые ученые выделили особую частицу времени, которую назвали сакральным временем, то есть священным. Это время земной жизни и деятельности Христа и его учеников. Оно, с одной стороны, принадлежит к божественному, но поскольку жизнь Христа протекала на Земле, то она причастна к земному времени. Богослужения или литургии, в которых символически постоянно воспроизводилась жизнь Христа, тоже становились частью сакрального времени. Такие представления господствовали в Средние века во всем христианском мире, в том числе и на Руси. А распоряжалась этим сакральным временем исключительно Церковь.

В эпоху Возрождения с подъемом наук и опытного знания появились новые представления о времени. Натурфилософы - философы, изучавшие явления природы, - выдвинули концепцию объективного и абсолютного времени. Главное свойство такого времени знаменитый астроном Джордано Бруно определил как бесконечную длительность. Абсолютность времени в понимании натурфилософов означала, что оно не зависит от движения, а существует само по себе. Эту теорию впоследствии развил английский ученый Исаак Ньютон.

Такое представление о времени легло в основу восприятия времени современным человеком. Окончательно оно оформилось в XIX в., получив выражение в идее непрерывности общественного развития. На этих меняющихся воззрениях на время и его природу строилась и периодизация исторического процесса.

В Средние века очень распространенной была периодизация по возрастам мира. Согласно этой концепции возраст мира соответствовал человеческому возрасту: детству, юности, зрелости, старости. Мир, как и человек, дряхлеет и движется к своему концу. В этой теории начало и конец человеческой истории согласуется с библейской концепцией начала и конца мира. Так смотрели на мир монахи, составлявшие в монастырях хроники, которые они, как правило, начинали от Адама, независимо от того писали ли они историю франков или венгров. С этой периодизацией мировой истории прекрасно согласовалась другая периодизация по империям или монархам, династиям. В период заката Западно-римской империи философы, пытаясь осмыслить мировую историю, дали ее первую универсальную периодизацию, выделив четыре периода в истории Империи: ассиро-вавилонскую державу, мидо-персидскую, греко-македонскую и римскую, причем как последнюю, завершающую. В Средние века христианские философы придумали теорию трансляции империи. Согласно ей Римская империя не погибла, она уже как христианская империя должна была переходить от народа к народу, от государства к государству.

Некоторые монархи, например, Карл Великий пытались воплотить эту идею в жизнь, создав свои монархии, которые они возводили к римской. Теория «Москва - Третий Рим» также восходит к этой идее трансляции империи и к этой периодизации мировой истории.

Но более практично периодизация истории привязывалась к правлению какого-либо царства или династии, а в центр внимания попадал какой-либо монарх. Состояние общества при таком подходе не учитывалось, и в этом как раз и состоит важное отличие понимания истории учеными сегодня и тогдашними людьми.

Возрождение открыло новую страницу в периодизации истории и приблизило ее к нашему времени. Ученые-гуманисты, открывшие для себя и для мира греко-римскую античность, придумали термин Средние века, точнее Средний век. Этот Средний век отделял время гуманистов от Античности, а критерием для такого отделения сделали чистую латынь, на которой говорил Цезарь, писал Цицерон. Средний век с этой точки зрения был временем кухонной латыни, т. е. временем варварства и упадка культуры.

В XVII в. всемирная история была поделена на Античность, Средние века и Новое время. Эта периодизация прижилась в науке, и она принята до сих пор, хотя конечно с некоторыми изменениями, поскольку и время тоже не остановилось.

Современные представления об исторических периодах. В современной исторической науке периодизация всемирной истории выглядит так: Античность, Средние века, Новое и Новейшее время. Нередко после Средних веков особым периодом выделяют Возрождение. Но признание такой периодизации не означает, что все споры о ней закончены. Среди ученых нет согласия о границах этих периодов. Границу между Античностью и Средневековьем условно определяют падением Западной Римской империи в 476 г., а вот по поводу разграничения Средних веков и Нового времени мнения ученых сильно расходятся. Новое время начинают иногда в XIII в., когда поднимаются города и торговля, иногда во время Великих географических открытий, то есть с конца XV в., а иногда первыми буржуазными революциями, то есть с середины XVII в. В последнее десятилетие в науке ввели понятие «раннее Новое время» для обозначения переходного исторического периода между Средневековьем и Новым временем, и хронологические рамки этого периода определяют XVI– концом XVIII в.

Причины этих разногласий между учеными кроются в разном понимании ими содержания исторического процесса и, соответственно, выделением разных критериев развития исторического процесса. В современной науке под Античностью чаще всего понимается время, когда господствовал рабовладельческий строй, Средние века отождествляются с господством феодальных отношений, а Новое время - с господством капиталистических отношений. Но как понимать феодализм? Как политический строй, как особый экономический строй или как систему особых межличностных связей? Тут общего понимания у историков нет.

В XIX в. в общественных науках были разработаны и получили широкое распространение два подхода к истории, что отразилось на ее периодизации. Это формационный подход и цивилизационный подход. Первый был разработан выдающимся экономистом Карлом Марксом. Под формацией он понимал деление исторического процесса на крупные периоды на основе господствовавших внутри них отношений собственности и отношений производства. Кому принадлежало главное богатство, - допустим, земля при феодализме? Кто непосредственно трудился на этой земле? И как распределялись результаты труда между собственниками земли и работником на этой земле? Основное внимание при таком подходе сосредоточено на экономике. Маркс различал пять формаций или способов производства: первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них пережила период становления, расцвета и упадка. Исчерпав свои возможности, она уступала дорогу следующей.

Цивилизационный подход основан на территориальном разграничении человеческих обществ, которые сохраняют свое особое лицо на протяжении всего периода существования. Цивилизации обычно понимаются как замкнутые общества, которые характеризуются общими чертами, такими как природные условия, быт, нравы, религия, культура, историческая судьба. Цивилизации, хотя и представляют собой некоторую замкнутую целостность, чаще всего связаны между собою во времени и в пространстве.

В XX в. особенно в последнее его десятилетие понятие цивилизация и основанная на этом понятии периодизация получили особенно большое значение в исследованиях философов, историков, социологов и в т. ч. в нашей стране.

Формационный подход к истории строится на признании непрерывного поступательного хода развития истории. Однако в настоящем виде она не дает ответа на вопрос: какая же формация следует за коммунистической? И тогда проблема непрерывности развития ставится под вопрос.

Цивилизационный подход дает простор для различных циклических теорий развития, одни из которых признают, а другие отрицают поступательность исторического развития. В современной науке помимо деления истории на античную, средневековую и т. д. есть и другие подходы. Так, широко распространено выделение традиционных и модернизированных обществ. Под первыми понимается период исторического развития, когда господствовала аграрная экономика, основанная на ручном труде мелких работников. Это время включает в себя и античную древность и Средневековье. Социальная структура в этих обществах неподвижна, она представляется сословными группами. Такие общественные группы, которые на юридической основе пользуются определенными правами или выполняют определенные обязанности и занимают четко определенное место в обществе и переход из одного сословия в другой крайне затруднен.

Эпоха модерна и постмодерна. Проблема периодизации затрагивает и современность: ее делят на эпохи модерна и постмодерна или индустриального и постиндустриального обществ. Хронологические рамки между ними приходятся на десятилетия, которые последовали за окончанием Второй мировой войны. Эпоха модерна в общих чертах соответствует традиционным хронологическим рамкам Новой истории, то есть конец XVIII– начало XX в. и соответствует, названию модернизированное общество. С хозяйственной точки зрения она отмечена двумя промышленными революциями и превращением аграрного общества в индустриальное. В этот период была создана крупная промышленность, массовое потребление. С социальной точки зрения для эпохи модерна характерно новое деление общества преимущественно на основе экономических интересов. Социальная структура такого общества подвижна, довольно легко можно перейти из одного социального слоя в другой, причем исходя из собственных талантов и опираясь на собственные способности в отличие от, допустим, феодальной эпохи.

И, наконец, эпоха постмодерна. Она характеризуется в первую очередь результатами научно-технической революции, т. н. третьей революции. В результате этой революции резко возрастает роль потребительского сектора экономики. И индустрия, основанная на производстве машин и станков, отходит на задний план. Сейчас есть машины, при помощи которых одной кнопкой можно управлять целым производством с пульта, который удален от самого этого производства. Поэтому производство больших станков и машин отходит на задний план не по только сути, а даже в менталитете людей. Первое место занимает потребительский сектор. И интересно то, что массовое производство и потребление в этом обществе перерастают рамки национальной экономики и происходит та самая глобализация , вызывающая широкий общественный протест.

Развиваются высокие технологии, окончательно складывается общество потребителей. С социальной точки зрения это общество отличается широчайшими возможностями коммуникаций. Культурная жизнь постмодерна определяют средства массовой информации и поп-культура. Человечество получило необычайно широкий доступ к информации. В общественном движении особое место сейчас занимает защита природы и антивоенные выступления - это, пожалуй, наиболее яркие явления в общественной жизни.


Самое обсуждаемое
Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка
Все Все "сапоги" из вв чморят и чморят омон и собр
Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность


top