Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств. Разработка урока "проблемы периодизации истории"

Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств. Разработка урока

Общая дидактическая цель:

создать условия для

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

1. Формировать

    понимание причин, определяющих различные подходы к принципам периодизации всемирной истории;

    целостные представления об истории человеческого общества.

2. Рассмотреть различные точки зрения в исторической науке на периодизацию всемирной истории.

З. Сравнить расхождения во взглядах на то, что являлось движущей силой мирового развития и что в нем было главным.

4. Выяснить, при каких изменениях в общественном развитии можно говорить о наступлении нового этапа мировой истории.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию базовых социальных и предметных компетентностей учащихся; развитию способности рассматривать события и явления действительности в движении от прошлого к настоящему и будущему.

    Коммуникативной : умение работать в групповом режиме; владеть приемами публичных выступлений (монолог), высказывать суждения (свое мнение о проблеме периодизации всемирной истории).

    Социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью коллег по группе.

    Рефлексивной : оценка актуальности и практической значимости изученного материала.

Воспитательный аспект: содействовать развитию кругозора учащихся, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма урока: групповая работа «Вертушка».

Формы организации познавательной деятельности:

    Фронтальная (общеклассная).

    Групповая (мини-группы).

Mетоды обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

    Словесный (вступительное слово учителя, выступления представителей групп).

    Наглядный (таблицы, схемы) .

    Практический (работа с учебником, справочным материалом).

2. В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:

    Объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя)

    Частично – поисковый

В ходе урока используются элементы педтехнологий:

    КСО (коллективный способ обучения).

    Уровневой дифференциации.

В ходе урока используются педагогические техники:

«Ассоциативный ряд»

Структура урока:

I . Начало урока. Организационный момент.

II .Этап целеполагания и мотивации.

III . Этап организации групповой познавательной деятельности

IV .Этап первичного усвоения блока новой учебной информации (презентация группами результатов своей работы).

V. Этап систематизации 3УН

VI . Этап рефлексии.

VII . Инструктаж выполнения домашнего задания.

Термины и понятия, вводимые и анализируемые на уроке:

Актуализируются:

Вводятся:

Периодизация истории

Первобытность

Древний мир

Средние века

Новое время

Проблема периодизации истории

Формационный подход

Цивилизационный подход

Локальная цивилизация

Новейшее время

Оборудование и наглядность:

    Дополнительные материалы для работы групп.

    Наглядный материал для мультимедийной доски:

    Структурно-логическая схема (шаблон) .

    Схема «Марксистская концепция истории»

    Таблица «Этапы развития человечества»

    Схема «Всеобщая история (периодизация)»

    Портреты ученых Л.Моргана, Ж.Кондорсе, А.Тойнби, К. Ясперса, К. Маркса

    Таблица «Периодизация истории Российской империи и общеисторическая периодизация»

    Таблица «Периодизация курса Отечественной истории»

    Таблица «Парадигмы исторической науки»

    Таблица «Цивилизационный подход»

    Таблица «Формационный подход»

Ход урока

I . Начало урока. Организационный момент (на мультимедийной доске отображен план урока:

1.Проблема периодизации всемирной истории.

2.Этапы развития человечества

3.Периодизация Новейшей истории

II . Этап целеполагания и мотивации.

Слово учителя: Мы живем в непростое время, это время перемен. Обострение тех или иных проблем, которые проявляются в такие переломные моменты истории, побуждает людей вновь обращаться к пройденному пути, переосмысливать его. Заново открывая для себя неразрывное единство прошлого и настоящего, человечество на каждом этапе своего развития стремится обрести через историю уверенность в будущем. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными взглядами на периодизацию мировой истории, выясним, чем обусловлены эти различия. Учитель, опираясь на данные таблицы, вкратце останавливается на парадигмах исторической науки, подчеркивая, что более детально с научными взглядами на исторический процесс обучаемые ознакомятся на этом уроке.

Таблица Парадигмы исторической науки

Название

теории

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный

писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.), разработанной в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления

воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

Формационная

Разработана в 40-60- х гг. XIX в.

К. Марксом. Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой. (см таблицу №5)

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX – начале XX вв.

Н.Я. Данилевским, О Шпенглером,

А Тойнби

Социально-культурные

Цивилизация – нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

Пассионарная

Л.Н.Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

Динамика развития этноса

Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

III . Этап организации групповой познавательной деятельности.

Учитель: «Мы разделимся на 4 группы, каждая из которых получает справочный материал и вопросы к нему. Группы работают с полученными материалами, отвечают на вопросы и готовят выступающих перед классом. По результатам обсуждения вместе заполним сравнительные таблицы «Периодизация всемирной истории» и «Этапы развития человечества»

IV. Этап первичного усвоения блока новой учебной информации.

1.Проблема периодизации всемирной истории. Заполнение таблицы «Периодизация всемирной истории»

Работа по подготовке к заполнению таблицы «Периодизация всемирной истории». Задания группам:

Группа 1(репродуктивный уровень). Широкое признание получил подход, согласно которому основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Жан Кондорсе (1743-1794) и американский историк и этнограф Льюис Морган (1818-1881). Они разграничивали историю на следующие эпохи: дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации (развитие письменности и обработка металла). В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание археологов при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на каменный, бронзовый и железный века.

Вопросы 1 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации истории по Л.Моргану и Ж.Кондорсе? (изменения характера орудий труда)

2.Какие периоды мировой истории выделяются Ж.Кондорсе и Л. Морганом? (период дикости, варварства и цивилизации)

3. Заполните схему «Периодизация истории по Л. Моргану и Ж.Кондорсе »

Группа 2 (репродуктивный уровень)

Сторонники теории мирового цивилизационного развития видят в нем три стадии, разделяемые промежуточными. переходными этапами.

Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.

И была обусловлена неолитической революцией, т.е. переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.

Вторая стадия, начавшаяся в середине ХVII в., ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая его более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.

Третья стадия началась во второй половине хх в. и была обусловлена формированием нового типа общества (его чаще всего называют «постиндустриальным или информационным»), когда с внедрением компьютеров качественно изменился характер трудовой деятельности, возникла индустрия производства знаний.

Вопросы 2 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации всемирной истории сторонниками теории мирового цивилизационного развития? (изменение характера трудовой деятельности)

2.Какие периоды мировой истории ими выделяются? (1 стадия- традиционное общество, 2 стадия- индустриальное общество, 3 стадия- постиндустриальное или информационное общество )

3. Заполните схему «Периодизация историисторонниками цивилизационного развития»

Группа 3(конструктивный уровень)

Сторонники восприятия истории как смены локальных цивилизаций (античной; греко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которая колеблется от нескольких веков до тысячелетий. А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось тринадцать уникальных самостоятельных цивилизаций (остальные он трактовал как их ответвления).

Немецкий ученый Карл Ясперс (1883-1969), учитывая, что не все локальные цивилизации оставили заметный след в истории, предложил выделить «осевые народы», достижения которых сказались на современном облике мира. Их развитие, по Ясперсу, определяло «осевое время» исторических процессов.

В рамках каждой локальной цивилизации выделялись периоды становления, расцвета и упадка.

Вопросы 3 группе

1.Какой принцип лежит в основе периодизации истории по А.Тойнби и К. Ясперсу? (смена локальных цивилизаций)

2. В чем отличия их точек зрения? (А.Тойнби выделял 30 уникальных самостоятельных цивилизаций, К Ясперс из локальных цивилизаций выделил «осевые народы»,достижения которых сказались на современном облике мира).

3. Составьте схему, иллюстрирующую периодизацию истории по А. Тойнби и К. Ясперсу. (Всемирная история развитие локальных цивилизаций:

(античная греко-византийская исламская христианская средневековая Европа )

Группа 4 (творческий уровень)

Согласно марксистской (формационной) теории, история человечества насчитывает пять основных эпох, каждая.из которых прогрессивнее предыдущей.

Эпоха первобытнообщинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и могли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления. Переход к рабовладельческой формации связывался с совершенствованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и его единоличного присвоения, возникновением частной собственности. При этом собственнику-рабовладельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами работники, рабы, которых он воспринимал как «говорящие орудия».

Феодальное общество отличала частичная личная зависимость работников от собственников земли - феодалов. Крестьяне, составлявшие основную массу тружеников, обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенного продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.

В рамках формации, которую марксизм определял как капиталистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю. Последний присваивает неоплаченную часть произведенного работником прибавочного продукта.

Предполагалось, что с наступлением следующей, коммунистической формации произойдет отмирание частной собственности и замена ее общественной; человек обретет подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.

В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксистской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка соответствующих формаций.

Марксистская концепция истории

Противоборствующие классы

ФО

РМАЦИИ

Этапы развития

П Р О Г Р Е С С

Бесклассовое общество

Коммунистическая

Буржуазия

Пролетариат

Капиталистическая

Феодалы Крестьяне

Феодальная

Рабовладельцы

Рабы

Рабовладельческая

Отсутствие классов

Первобытнообщинный строй

Первобытная общественно-экономическая формация

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Присваиваю щий тип хозяйства (собирательство, охота), отсутствие частной собственности, эксплуатации классов и государства. Социальное равенство

Частная собственность на средства производства; хозяйство основано на принудительном труде рабов. Основные классы: рабы и рабовладельцы. Основная функция государства- подавление сопротивления эксплуатируемых классов-рабов

Частная собственность на средства производства, натуральное мелкотоварное производство, основанное на эксплуатации феодалами экономически и юридически зависимых крестьян. Основные классы: феодалы, крепостные крестьяне. Основная функция государства- подавление сопротивления эксплуатируемых классов

Капиталистический способ производства, основанный на господстве товарно-денежных отношений и промышленного производства, при котором владельцы средств производства эксплуатируют наемных рабочих. Основные классы: буржуазия, пролетариат, крестьянство. Основная функция государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов

Общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуататорских классов, государства.

Вопросы 4 группе

1. Какой принцип лежит в основе марксистской периодизации истории? (отношения собственности, способ производства, противоборствующие классы)

2. Какие периоды мировой истории выделяются марксистами? (5 ОЭФ – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую)

Выступления представителей групп. Совместное заполнение таблицы «Периодизация всемирной истории».

№№ п/п

Кто является основоположником изучаемого типа периодизации истории

Что лежит в основе периодизации

Какие периоды истории выделяются

Вопросы к таблице: 1. Как вы думаете, почему в среде историков не сложилось однозначного мнения о принципах периодизации истории? (историки рассматривают исторический процесс с разных точек зрения)

2.Можно ли выделить такие критерии, при помощи которых была бы возможна единая периодизации всемирной истории? (таких универсальных критериев не существует)

3.Какой вывод можно сделать о необходимости различных подходов к периодизации истории? (наличие различных подходов к периодизации всемирной истории дает возможность более точно осмыслить историю)

2.Этапы развития человечества.

Слово учителя: Границы между эпохами и составляющими их "периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим событиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов. На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время перемен можно называть по-разному - сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этого не меняется.

Каждый новый период исторического развития; как правило, подразумевает смену форм хозяйственной деятельности, "отношений собственности и сопряжен с политическими потрясениями, глубокими переменами в духовной культуре.

Мировое развитие -это процесс постоянных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства человечества, правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут во времени. Тогда за рубежную может быть принята некая условная дата.

Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об истории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к новой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могут сочетаться с формированием в его недрах ростков новой цивилизации. Изменения происходят разновременно. Именно так шло становление промышленной цивилизации Нового времени. Например, в середине XIX в. одни страны уже пережили промышленный переворот, другие еще только вышли за рамки сословного строя и мануфактурного производства, в третьих причудливым образом сочетались элементы старого и нового строя.

Работа в группах с материалом учебника. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества». Подготовка ответа на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому.

Учитель: Сейчас вы, работая в своих группах с материалом учебника, подготовите материал для заполнения таблицы «Этапы развития человечества». Для этого, применив знания истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени, дайте ответ на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому. Анализируем следующие фрагменты учебника:

1 группа от периода первобытности к Древнему миру (стр 30 учебника)

2 группа от цивилизаций Древнего мира к Средневековью (стр 30-31 учебника)

3 группа от средневековья к Новому времени(стр 31-32)

4 группа от Нового к Новейшему времени.(стр 32-33)

Выступления представителей групп. Ответ на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому. Совместное заполнение таблицы «Этапы развития человечества»

Периодизация

Хронология

Краткое содержание периода

Первобытность

Древний мир

Средние века

Новое время

Новейшая история

3. Периодизация Новейшей истории

Слово учителя. Для того чтобы иметь полное представление об этапах становления нашего современного мира мы должны понять, что происходило в мире в 20 веке. Без этого мы не можем в дальнейшем осознать куда идет человечество, какие проблемы могут ожидать нас в скором будущем и в более отдаленное от нас время. Основные ответы на эти вопросы мы можем получить, изучив период истории, который называется Новейшее время. В следующем году мы начнем подробно изучать этот период истории. А сегодня мы должны ответить на вопросы: Почему периодизация Новейшего времени относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

Самостоятельная работа групп с учебником при подготовке к ответу на поставленные учителем вопросы

V . Этап закрепления системы ЗУН

Учитель: Заканчивая урок и подводя итоги я хотела бы, чтобы вы вспомнили :

1.Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке?

2. Почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории? (ответы каждой группы обобщаются учителем после окончания обсуждения)

V I . Этап рефлексии .(Фронтальная работа с классом).

1.Учитель: На мультимедийной доске демонстрируется таблицы и к каждой дается задание, внимательно ознакомьтесь с таблицами и ответьте на поставленный вопрос

1 Таблица «Периодизация истории Российской истории и общеисторическая периодизация мировой истории»

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир.

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается расселение славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе –монархия (все типы).

Религиозный характер культуры.

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования го сударства у восточных славян

IX н.э. – XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы),боярская республика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистических отношений отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия,республика ).

Светская культура.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостнических отношений до сер. XIX века. Зарождение капиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отмены крепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия, Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в)

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре.

Вопрос к таблице, чем можно объяснить несходство хронологических рамок одинаковой периодизации истории России и истории Западной Европы.

2 Таблица. __________________ подход

Определение цивилизации

Г. Морган

_____________– это определенная стадия развития общества следующая за дикостью и варварством

Н.Я. Данилевский

_____________– это история развития независимого, локального и уникального культурно-исторического типа

О. Шпенглер

_____________– это закат (ниспадающая фаза) развития взаимопроницаемых и индивидуальных культур, характеризуется «закостенением », расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры.

А.Тойнби

____________– это замкнутое локальное состояние общества, отличающиеся особенностью культурных, религиозных и географических признаков.

Задание Вставьте недостающее слово в таблице и назовите подход к периодизации истории

3 Таблица. Периодизация курса отечественной истории

Название периода

Хронологические рамки

Характеристика

Древнерусское государство

Вторая половина Х - первая треть ХII в.

Период возникновения, складывания и развития единого государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии

Русские земли в период политической раздробленности и монголо-татарского нашествия

Вторая половина ХII в.- середина XIII в.

Период существования самостоятельных уделов на Руси с разнообразными формами политического устройства от феодальной монархии до феодальной республики.

Установление ордынского ига над северо-восточными и северо-западными русскими землями; вхождение юго-западных земель в состав Великого княжества Литовского и Русского.

Образование и развитие Московского государства

XIV - XV II вв.

Период образования Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии

Российская империя

XVIII - начало ХХ вв.

Период существования абсолютной монархии.

Российская империя периода перехода к ограниченной монархии

1906-1917 гг.

Оформление в России ограниченной (Думской) монархии

Россия

в период буржуазно-демократической республики

Февраль-октябрь 1917 г.

Свержение самодержавия, установление республиканской формы правления

Формирование и существование советского государства.

1918-1991 гг.

1) 1918–до конца 20-х гг.

1) Создание новой государственной системы (государство диктатуры пролетариата). Оформление федеративного союзного государства.

2) 1930- сер. 50-х гг.

2) Установление тоталитарного государства, сращивание государственного и партийного аппаратов.

3) сер. 50-х – сер. 80-х гг.

3) Ослабление контроля над обществом. Сохранение главенствующей роли КПСС в государстве.

4) 1985-1991 гг.

4) Попытка реформирования советской системы в рамках социалистического строя. Формирование многопартийного парламента.

Формирование

Российской Федерации

1991-2005 гг.

Оформление президентской республики, основанной на принципе разделения властей.

Вопрос к таблице: Какой принцип положен в основу периодизации курса Отечественной истории.

2. Учитель: Назовите по цепочке слова-ассоциации, возникающие при упоминании понятия Новейшее время

3. Учитель: . Ответьте на вопросы

Что вы знаете о 20 веке? Чтоб бы вы хотели еще узнать о нем?

V I I . Инструктаж выполнения домашнего задания

Домашнее задание . Назвать подходы к периодизации истории, дать их краткое описание (репродуктивный уровень)

Подготовить сообщения о мыслителях, предлагавших собственные теории исторического развития, и их взглядах (конструктивный уровень).

Составить для одноклассников текст с ошибками по содержанию урока (творческий уровень)

Периодизация истории России содержит такие временные отрезки развития страны, которые отличаются друг от друга политическими, экономическими, социальными, культурными и другими основополагающими критериями.

Изначальная периодизация. Известны десятки периодизаций истории России. Возьмем для примера те, которые предложили патриархи русской истории: Н.М. Карамзин (основное сочинение «История государства Российского»), С.М. Соловьев (основное сочинение «История России с древнейших времен), В.О. Ключевский (основное сочинение «Курс русской истории).

Н.М. Карамзин выделяет в истории России три периода (табл.1):

Таблица 1

Как видим, в основу своей периодизации Н.М. Карамзин положил концепцию: «И с т о р и я н а р о д а п р и н а д л е ж и т ц а р ю».

С.М. Соловьев выделил четыре периода в русской истории (табл. 2):

Таблица 2

Период

Именные или

хронологические рамки

От Рюрика до

Андрея Боголюбского

Период господства родовых

отношений в политической

От Андрея Боголюбского

до начала XVII в.

Период борьбы родовых

и государственных начал,

завершившийся полным

торжеством

государственного начала

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты

Начало борьбы родовых и

государственных отношений

б) от Ивана Калиты до

Время объединение Руси

вокруг Москвы

в) от Ивана III до начала

Период борьбы за полное

торжество государственного

С начала XVII до середины XVIII вв.

Период вступления

России в систему

европейских государств

С середины XVIII до реформ 60-х годов XIX вв.

Новый период русской

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего и с т о р и ю г о с у д а р с т в е н н о с т и.

В.О. Ключевский в истории России также выделял четыре периода (табл. 3):

Таблица 3

период

Хронологические рамки

С VII до XIII в.

Русь Днепровская,

городовая, торговая

С XIII до середины XV в.

Русь Верхневолжская,

удельно-княжеская,

вольно-земледельческая

С половины XV до второго десятилетия XVII в.

Русь Великая,

Московская,

царско-боярская,

военно-земледельческая

С начала XVII до половины XIX в.

Период всероссийский

императорско-дворянский,

период крепостного

хозяйства, земледельческого

и фабрично-заводского

В основу периодизации исторического развитии России В.О. Ключевский положил в большей мере э к о н о м и к у в е е с т а д и а л ь н о м р а з в и т и и, акцентировав значительное внимание на факторе колонизации.

Между тем, мы считаем, что периодизации Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского были приемлемы для своего времени (уровня научного развития историографии и источниковедения), сегодня их достаточно знать, а не использовать как основу преподавания вузовского курса истории – слишком много времени прошло с тех пор.

Временем очевидных активных поисков периодизации истории стали конец XIXиXXвв. При этом наибольшие споры всегда вызывал первый период развития Русского государства.

В учебниках дореволюционных (Д. И. Иловайского и др.) и послереволюционных (М.В. Нечкиной и А.В. Фадеева, Б.А. Рыбакова и др.), в том числе новейшего времени (конца 90-х гг. XXв. – А.Н. Сахарова и В.И. Буганова, Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова и др.), нетрудно заметить, что, например, понятия Киевская Русь и Новгород употребляются или эпизодически, или не употребляются вообще. Надо полагать, что учебники отражают различные концепции происхождения Руси. Их много, но в современных условиях наиболее распространены норманнская, киевская и теория неоднородного происхождения русского и украинского народов (при этом мы не принимаем «теории» Фоменко, Кодера, Кондыбы и Золина с их «экзотическими» концепциями истории Руси, далекими от научного обоснования и откровенно русофобско-фальсифицированных). В учебниках чаще всего рассматривается норманнская, или «киевская» версия происхождения Руси.

Согласно «киевской» концепции, Киев и только Киев является началом отсчета российской государственности. При этом Новгороду не отводится никакой роли, Владимир и Москва считаются продолжением развития Киевской Руси.

Норманнская теория в определенной мере подтверждает новгородское начало Руси, но в то же время как бы ущемляет самолюбие россиян: ведь по летописи в Новгородской земле стали княжить варяги – братья Рюрик (в Новгороде), Синеус (в Белоозере) и Трувор (в Изборске). 1

И если эти земли считать первоосновой Русского государства, то такое предположение как бы укрепляет норманнскую теорию. Исходя из этого, видимо, и был сделан акцент на «Киевской Руси», как единственном начале Российского государства.

Хотелось бы привести некоторые соображения относительно норманнских корней Российской государственности. Из трех упоминаемых в летописи (ПВЛ) князей только Рюрик, как доказано, был реальным лицом. Что касается Синеуса и Трувора, их появление на исторической сцене, по мнению А.М. Кузнецова, ничто иное, как «курьез историографии». Академик Б.А. Рыбаков в работе «Начальные века русской истории» пишет: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика…, «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел «с роды своими» («Sineuse» - «своими родичами» - Синеус) и верной дружиной («Truwar» - «верной дружиной» - Трувор)… Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устнойcare(изложении - И.П.) традиционного окружения конунга за имена его братьев). Достоверность легенды в целом … не велика». 2

Относительно начала российской государственности выскажем следующее предположение. Многие отряды (дружины) варягов (норманнов, скандинавов) устремились (по разным причинам, на наш взгляд, основной была материально-экономическая) на Запад, Юг и Восток для грабежей, захвата земель, с целью осесть на них, и т.д. Один из таких отрядов, во главе с военным вождем Рюриком, искавший земли для грабежей оказался в Новгородской земле, и на короткое время захватил Новгород, став его правителем (по другой версии, ильменские славяне призвали его княжить вместе с «братьями» Синеусом и Трувором в Новгород; факт приглашения варягов на княжение в Русскую землю не установлен). Между тем, вскоре варяги из Новгорода были изгнаны. Н.М. Карамзин пишет: «Бояре славянские (во главе со старейшиной, князем Гостомыслом – И.П.), недовольные властью завоевателей, которая уничтожала их собственную …, вооружили (новгородцев – И.П.) против норманнов, и выгнали их…». 3 Следовательно, в Новгороде существовала княжеская власть во главе с князем Гостомыслом (первая половинаIХ в.). Более того, в «Житии святого Стефана Сурожского», бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о новгородском князе Бравлине: «Воинственный и сильный князь Новгорода русского… Бравлин… с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу … сломал железные ворота, вошел в город…». 4 И таким образом, «Житие…» свидетельствует что Новгород уже существовал вVIIIв. и Бравлин в нем княжил. Поскольку княжение Бравлина (вторая половинаVIIIв.) и Гостомысла (первая половинаIХ в.) уже предполагает государственность, мы полагаем началом Руси как государственного образования вторую половинуVIIIв. (Новгород), а не конецIХ в. (связанный с «призванием» варягов княжить в Киеве.) Можно предположить, что на этом основании А.Т. Степанищев считает Новгород первой столицей Древнерусского государства и поэтому «норманнская теория» происхождения Российского государства с его точки зрения несостоятельна. Принимая в расчет рассуждения А.Т.Степанищева о Новгороде – первой столице Древнерусского государства – периодизация последних двух веков первого тысячелетия и первых трех веков второго тысячелетия могла бы иметь следующую конкретную форму, - совпадая с временем переноса столицы Русских земель: Новгородский период - до 882 г.; Киевский период - до 1157 г.; Владимиро-Суздальский период - до 1326 г.; Московский период - после 1326 г. 5

С рассуждениями А. Т. Степанищева, в известной мере, можно было бы согласиться. Но все же, хотелось бы уточнить положение относительно «первой столицы» и начала российской государственности. По изысканиям акад. Б.А. Рыбакова «... кто в Киеве нача первее княжити...», он относит к VI в. (время правления византийского императора Юстиниана (527-565), что датируется и византийскими монетами). По всей вероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен. Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью (первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам, но столицей становится Полянский Киев). На рубеже VIII-IX вв. происходит перерастание днепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянских племен. Такое объединение уже было настоящим государством или становился им. Это еще одно свидетельство о несостоятельности «норманнской теории» происхождения Российского государства.

По нашему мнению, новгородская государственность складывалась уже в начале VIII века., в форме раннефеодальной республики, в административном отношении делившейся на пятины, во главе с выборными органами управления - посадником, тысяцким и вече - осуществлявшем непосредственную демократию (народоправство) и сохранившееся до конца XV - начала XVI вв. Киевская государственность начала формироваться с IX века., в форме раннефеодальной монархии, в административно-территориальном отношении делившаяся на волости и уделы, с великим князем и феодальным собранием знати во главе. Можно полагать, что образовались два центра с различными типами (республика и монархия) российской государственности. Взаимодействие этих двух центров, а также международное взаимодействие с другими государствами (Новгорода с ганзейским союзом, скандинавскими странами и др.; Киева с Византией, западноевропейскими странами и др.) - сформировало Древнерусское государство (специфика новгородской государственности сохранялась вплоть до XV и даже до XVIII вв.). 6

После 1917 г. норманнская теория стала неприемлемой для советской историографии и источниковедения по политическим, идеологическим и патриотическим мотивам. Поэтому вместе с норманнской теорией отодвигался и Новгород как ее часть. В то же время особо не афишировалось и понятие «Киевская Русь», сдерживалось развитие теории и неоднородности происхождения России и Украины.

Другим актуальным моментом в выработке периодизации истории России является отмена крепостного права как основной вехи в переходе от феодализма к капитализму. Многие авторы доказывают, что Манифест от 19 февраля 1861 г. практически ничего не дал России и положение крестьян еще более ухудшилось и т. д., хотя отмечают этот акт как переломный в движении к капитализму. Есть и сторонники другой концепции, предлагающие считать началом развития капитализма в России буржуазно-демократическую революцию 1905-1907 гг. и последовавшую за ней столыпинскую аграрную реформу. К тому же парламентаризм как признак буржуазности зародился именно в эти годы. Здесь есть над чем подумать, так как аграрная реформа Столыпина также мало что дала России, она даже вызвала протесты крестьянства, доходившие до столкновения с полицией.

Наряду с неопределенностью отдельных положений периодизации истории России до октября 1917 г., имеются сложности и в оценке времени с 1917 г. до 1991 г. и т.д. На основе анализа концепций многих современных историков можно предложить использование в вузовском курсе истории России следующей периодизации (табл. 4):

Таблица 4

Хронологические рамки

С рубежа VII-IX вв. до XIII в.

Образование и

становление

Древнерусского

государства

С XIII в. до середины XV в.

Удельная раздробленность

XV – XVIII вв.

Объединение русских

княжеств в единое

централизованное

государство, расширение

русских земель

XVIII – начало XX вв.

Российская империя

Конец 10-х – конец

80-х годов XX в.

Советское государство

С начала 90-х гг.

Новая Россия

(название условное)

Следует заметить, что эта периодизация истории России не бесспорна, но она вбирает в себя многообразие точек зрения разных авторов, специалистов. В учебно-преподавательской работе, следует так же рассматривать переодизацию, данную в учебниках, по которым работают студенты.

  • Особенности социально-политического строя Киевской Руси
  • Великий князь киевский
  • Основные этапы развития Киевской Руси
  • I начальный этап: 2-ая половина IX в. – конец. Х в. ─ Время первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
  • III этап – переход к феодальной раздробленности: вторая пол. XI – сер. XII вв.
  • 2. Развитие русских земель в период серединыXii─ началаXVвв. Удельная Русь
  • Владимиро-Суздальское княжество
  • Структура власти
  • Галицко-Волынское княжество
  • Структура власти
  • Новгородская земля
  • Главная особенность – республиканская форма правления с 1136 г.
  • Структура управления
  • 3. Борьба Руси с иноземными захватчиками
  • Точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды
  • Последствия золотоордынского ига для Руси
  • Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия
  • Этапы объединения
  • I этап (начальный): конец XIII в. – первая половина XIV в.
  • II этап: вторая половина XIV – первая четверть XV вв.
  • III этап: вторая четверть XV в.
  • Особенности сформировавшегося государства:
  • 1439 Г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных.
  • 2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»
  • Период реформ Избранной Рады (50-е г. XVI в.)
  • 1560-1562 Гг. – роспуск Избранной Рады.
  • 3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.)
  • Значение и общие итоги царствования Ивана IV
  • Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства План
  • 1. Возникновение капиталистического уклада
  • 2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
  • Причины и сущность Смуты: точки зрения
  • 1613 Г. ─ избрание на царство Земским Собором Михаила Романова, окончание Смуты. Претенденты на русский престол
  • 3. Московское государство в годы правления первых Романовых Первые правители династии Романовых
  • XVII век был полон социальных потрясений, современники прозвали его «бунташным»
  • 1648 Г. ─ Соляной бунт в Москве
  • 1650 Г. ─ хлебный бунт в Новгороде и Пскове.
  • 1662 Г. ─ Медный бунт в Москве.
  • 1667-1671 Гг. ─ восстание под руководством с. Разина (крестьянская война)
  • 1668-1676 Гг. ─ восстание монахов Соловецкого монастыря.
  • Развитие внутренней торговли
  • Причины и этапы оформления крепостного права в России3
  • Точки зрения на причины становления крепостного права
  • Причины утверждения крепостного права:
  • Основные этапы закрепощения
  • Внешняя политика Российского государства в XVII веке
  • Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
  • При абсолютизме:
  • Точки зрения о времени становления абсолютизма в России
  • Государство
  • Государство
  • Предпосылки формирования абсолютизма в России
  • Государственное управление в XVII в.
  • Итоги социально-политического развития
  • Итоги экономического развития
  • Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. План
  • 1. «Петровская революция» и ее значение
  • Этапы преобразований
  • Оценка петровских преобразований. Точки зрения
  • Россия в XVIII веке. Дворцовые перевороты
  • Тенденции развития Российской империи в период с 1725 по 1762 гг.
  • 2.XviiIвек в европейской и мировой истории. Век Просвещения.
  • Основные идеи Просветительской мысли
  • 3.Просвещенный абсолютизм в России
  • 1. 1775 Г.
  • Система губернского и уездного управления по реформе 1775 г. Губернатор Губернское правление Казенная палата Приказ общественного призрения Капитан-исправник Городничий
  • 2. 1785 Г.
  • Внешняя политика России в XVIII веке Европейское направление
  • Южное направление
  • Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России План
  • 1.Место и рольXiXвека в мировой и российской истории: основные тенденции развития
  • Основные тенденции мирового развития в XIX в.
  • Основные направления, этапы и особенности российского реформаторства в XIX в.
  • 2. Правление АлександраI─ время упущенных возможностей? Преобразования
  • 3. Политическая реакция и бюрократическоереформаторство при Николае I Основные направления внутренней политики
  • 4. Реформы 60 - 70-х гг.XiXв. В контексте общемирового развития
  • Основные положения реформы
  • Итоги реформ 60-70-х гг. XIX в.
  • Противоречия реформ
  • 1881 Г. – Манифест о незыблемости самодержавия
  • 1882 Г. – введение «временных правил» о печати
  • Тайные общества:
  • Основные события
  • 29 Декабря 1825 г. – 3 января 1826 г. – восстание Черниговского полка, организованное Южным обществом. Цель: упразднить монархию, установить республику. Было подавлено.
  • Консервативное, либеральное и радикальное направление общественной мысли в первой половине XIX в.
  • Направления народничества
  • Причины:
  • 6. Внешняя политика России вXiXвеке
  • Внешняя политика в середине XIX в.
  • Причины войны:
  • Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале хх века План
  • 1. Начало капиталистической индустриализации её особенности
  • Концепция индустриальной модернизации России нашла отражение:
  • 2. Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Внешняя политика России в конце XIX-начале XX вв.
  • 3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
  • 4. Политические партии России начала хх века. Опыт думского парламентаризма
  • Радикальные (революционно-демократические) партии
  • Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. План
  • 1. Причины революции
  • 2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии
  • Двоевластие
  • 3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства
  • 4. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма Подготовка восстания
  • Тема 9. Советская Россия: практика выживания
  • 1. Первые преобразования Советской власти Первые декреты Советской власти
  • Всероссийский съезд Советов (высший законодательный орган)
  • 3. Советское государство. Модели социалистического строительства
  • Предпосылки объединения
  • Проекты объединения
  • Цели политики военного коммунизма
  • 1929 Г. – окончательная отмена нэПа, переход к сверхцентрализованной, командно-административной экономике.
  • Итоги индустриализации
  • Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины хх века План
  • 1. Генезис военно-политического кризиса первой половиныXXвека
  • 2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы
  • 1914 Г.
  • 1916 Г.
  • 1917 Г.
  • 1918 Г.
  • 3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия
  • Итоги работы конференции
  • Итоги конференции
  • 4. Советская Россия в системе международныхотношений в 1920 – 30-е гг.
  • I этап
  • II этап
  • 5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса
  • 6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия
  • 22 Июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.
  • Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития План
  • 1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса
  • Этапы и основные события «холодной» войны
  • 2. Нтр ее социально-экономические последствия
  • Этапы нтр:
  • 3. Нтр: ссср и современная Россия.
  • 4. Оттепель в ссср: (1953-1964 гг.)
  • 1945 – 1953 Г.
  • 5.03.1953 - Смерть Сталина
  • 5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985)
  • 1964 – 1982 Гг. – страну и партию возглавлял л.И. Брежнев
  • 6. Перестройка (1985 –1991)
  • II этап 1988-89 гг.
  • 7. Распад ссср
  • Тема 12. Современная Россия План
  • 1. Последствия распада ссср
  • 2.Причины смены общественной модели
  • 1.1990-1991 Гг.
  • 3. 1994-1999 Гг.
  • 4. 2000 Г. - настоящее время
  • 1Этап: 1992-август 1998 г.
  • 2 Этап: осень 1998 г. – по настоящее время:
  • 3. Складывание новой политической системы
  • 12 Июня 1991 г. – первым президентом России стал б.Н. Ельцин;
  • 4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации
  • Основные тенденции мирового развития
  • Проведение диверсифицированной внешней политики
  • 1. Стремление России вернуть себе статус великой державы
  • Экономическое сближение с Западной Европой
  • Расширенное взаимодействие с «шанхайской шестеркой»
  • Активизация в атэс
  • Сближение с сша (борьба с терроризмом)
  • 2. Превращение Азии в
  • 3. Стремление Японии
  • 4. Расширение, усиление
  • 5. Превращения Китая в один из полюсов мироустройства.
  • 6. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке  движение к созданию собственных полюсов мироустройства.
  • 7. Рост влияния западноевропейских
  • Тенденции движения к многополярному миру
  • Заключение к курсу
  • 2. Общая периодизация всемирной истории

    Первобытное общество

    (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.)

    время доцивилизованного, догосударственного существования человечества

    Древний мир

    (4-3 тыс. до н.э. – V в. н.э.)

    время формирования основных типов развития: восточного и западного

    Средние века

    на Ближнем и Среднем Востоке сформировалась арабо-мусульманская цивилизация

    в Азии – китайско- конфуцианская и индийская цивилизации на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации

    Новое время

    (XVI- 50-е гг. ХХ вв.)

    утверждение капиталистического способа производства, рыночной экономики, либеральных политических воззрений, рациональной светской картины мира, приоритета науки, веротерпимости, массовой культуры

    Новейшее время

    (с 60-х гг. ХХ в.)

    формирование информационного общества, распад колониальной системы, обострение глобальных проблем современности (истощение ресурсов, проблема Север- Юг, рост исламского экстремизма, экологический вопрос)

    3. Проблема места и роли России в мировой истории

    В исторической науке нет единого мнения относительно места России в мировой истории. Перед каждым, кто стремится ответить на этот вопрос, соотнести Россию с другими обществами, определить цивилизационную принадлежность нашего отечества, встаёт множество проблем.

    Сторонники западнических концепций утверждают, что наша страна развивается так же, как и Запад (Европа), но отстала на этом пути, результатом чего и явилось ее историческое своеобразие. Поэтому России необходимы модернизация и вестернизация (европеизация).

    Вариантом западничества является концепция эшелонов развития . Считается, что все народы и государства проходят одни и те же исторические периоды, но страны разных эшелонов – в разное время. Критерий выделения стран первого, второго, третьего и других эшелонов – уровень экономического развития в тот или иной момент исторического времени. Россия в рамках данной концепции относится к странам второго эшелона.

    Согласно теории модернизации, Россия по тем или иным причинам периодически отстает от западных стран, и возникает необходимость в быстром рывке вперед – модернизации, которая может быть более или менее всесторонней, более или менее успешной. В истории России выделяют петровскую модернизацию (реформы первой четверти XVIII века), александровскую (реформы середины XIX века), столыпинскую (реформы начала XX века), сталинскую (индустриализация 30-х годов XX века) и ельцинскую (реформы конца XX века). В качестве образца во всех случаях выступает Запад.

    Современные историки-западники, сторонники цивилизационного подхода к истории рассматривают Россию как органическую часть западной (европейской) цивилизации. При этом, учитывая тот факт, что цивилизационным центром западного мира в настоящее время являются Западная Европа и США, России, также как и странам Восточной Европы, отводится роль периферии. В рамках данного варианта концепции России присущи все те же черты, что и цивилизационному центру, но в «ослабленном» виде. Критики этой точки зрения не без основания утверждают, что Россия сама является цивилизационным центром – областью притяжения других государств и народов.

    Есть теория, предлагающая отнести Россию к обществам восточного типа. Она предполагает, что все попытки перевести страну на западный путь развития (принятие христианства, реформы Петра I и др.) оказались неудачными. После прихода к власти большевиков страна превратилась в типичную восточную деспотию во главе с тираном – партийным вождем.

    Современным вариантом этой точки зрения является концепция России как азиатско-европейского государства, то есть изначально восточного общества, стремящегося в периоды ослабления внешних регуляторов поведения в связи с упадком власти освободиться от всего западного как наносного и чуждого широким массам населения страны.

    Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России. Первой теорией этого типа можно считать концепцию, созданную в XV веке старцем Филофеем и получившую название «Москва – третий Рим». По мнению ее автора, Россия - это единственное в мире справедливое государство, несущее свет истины – православной религии - другим народам. Уникальность России связана с преемственностью по отношению к исчезнувшему государству – Византии. Идейными наследниками воззрений Филофея стали славянофильство и евразийство.

    Славянофильская концепция истории России возникла на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. По мнению ее создателей, Россия изначально развивалась самобытным путем, но реформы Петра I нарушили естественный ход истории, привнеся в Россию европейские формы организации жизни. Вернуться в прошлое нельзя, забыть приобретенное невозможно и теперь уже не нужно. Следует осуществить синтез всего лучшего, что было в допетровской Руси (свободу крестьян, верность православию, власть царя, опирающуюся на мнение народа, выражаемое на Земских соборах) и того, что было заимствовано с Запада. Этот синтез будет означать вновь обретенную самобытность страны. Таким образом, в истории России славянофилы видели уникальность и западное влияние, причем самобытные черты выявляли и описывали, но с особенностями Востока или Запада не соотносили, видя в них нерасчленимую целостность.

    Евразийцы иначе подошли к российской самобытности. Согласно их концепции Россия представляет собой особый евразийский мир (в современном варианте сторонников цивилизационного подхода - евразийскую цивилизацию), явившийся результатом синтеза восточных и западных влияний. Это «сложная историческая формация», «особый исторический мир», включающий в себя культуры Европы и Азии. Специфика Евразии-России, ее роль духовной твердыни, противостоящей «мировому злу», связана, прежде всего, с православием. Именно благодаря православию как единственной истинной, универсальной и в то же время индивидуализированной религии, а также национальному своеобразию как синтезу культуры Европы и Азии, Евразия-Россия сможет сыграть мессианскую роль в истории, вовлечь Европу в свой Евразийский мир. В условиях кризиса Запада Россия способна, полагали евразийцы, предложить миру альтернативный путь развития и повести его за собой. Эта теория оформилась в 20 – 30 годы XX-го века в среде русских эмигрантов. Когда кризис либерализма на Западе был преодолен, интерес к евразийству упал.

    Сторонники цивилизационного подхода, разделяющие представления о незападности, самобытности России, или видят в ней центр православной цивилизации или выделяют особую российскую цивилизацию. Среди приверженцев обеих концепций есть историки и культурологи, относящие российскую или же православную цивилизацию к числу пограничных, то есть видящие в ней совмещение восточных и западных начал. Другие приверженцы этих концепций не считают нужным соотносить характеристики православной или российской цивилизации с особенностями других стран и народов.

    Концепция православной (восточнохристианской) цивилизации объединяет Россию с Украиной, Беларусью, Сербией, Черногорией, Молдавией, Румынией, Грузией и Арменией по конфессиональному и территориальному принципу. Недостатки концепции определяются тем, что чуть менее 20% населения страны не являются носителями сформированного православием менталитета, а исповедуют такие религии как ислам, буддизм и язычество.

    Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена, главным образом, против отнесения нашего отечества к периферии западного мира, поскольку ее сторонники подчеркивают тот очевидный для них факт, что Россия является цивилизационным центром. С другой стороны, выделение российской цивилизации как одной из мировых на уровне обобщения высокого порядка, то есть, не наряду с французской, португальской, вьетнамской, иранской и т.п., а в одном ряду с западной, исламской, конфуцианской, индо-буддийской и другими крупными мировыми цивилизациями, включающими в свой состав целые регионы, основано на размерах страны и ее многонациональном составе, образующем некоторое наднациональное культурно-историческое единство. Концепция подчеркивает целостность и значимость России, но, отождествляя одну из мировых цивилизаций с границами российского государства, эта точка зрения утверждает, что все другие страны и народы входят в иные цивилизации, и Россия ни для кого не является естественным центром притяжения, что не соответствует историческому прошлому страны.

    Есть мнение, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество, сообщество народов, относящихся к разным типам развития. На крутых поворотах истории она сдвигается то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Поэтому на всем протяжении истории перед Россией особенно остро стояла проблема выбора пути общественного развития. Эта концепция – одна из немногих, учитывающих многонациональность и многоконфессиональность России, разнообразие форм организации жизни народов, населяющих ее огромную территорию. Причем именно этому фактору отводится решающая роль в определении своеобразия исторического пути России.

    Существует концепция, предлагающая рассматривать Россию как одно из обществ, относящихся к смешанному типу исторического развития. Восточный тип развития наложился на изначальный западный, в результате чего произошло во многом механическое соединение восточных и западных принципов развития, а частично – их синтез. Приближение российского общества то к восточным, то к западным образцам объясняется отсутствием органического единства разнородных элементов. Отнесение России к определенному типу исторического развития представляется конструктивным, поскольку опровергает мнение о том, будто наша страна – исключение из всех правил. В то же время эта точка зрения не учитывает факт многонациональности России.

    Вывод: хотя проблема историко-культурной идентификации России сложна, специфика ее исторического пути достаточно хорошо изучена. Она определяется следующими факторами (см. таблицу)

    Природный и геополитический

    составляющие: географический ландшафт, климат, народонаселение, территория государства и его положение среди сопредельных стран. Огромная территория, широкая возможность миграции населения обусловили в значительной степени и характер нашей государственности, и особенности социально-экономических процессов. Народу приходилось затрачивать огромные усилия для освоения новых земель, а государство стремилось по мере своего роста закрепить население на определённых территориях. Естественная открытость границ, их незащищённость приводили к нашествиям, набегам на наши земли, как со стороны Востока, так и Запада. Постоянная угроза военных вторжений требовала колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны, огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. Долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли, и ей пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны, чтобы пробиться к морям. Суровый континентальный климат страны резко сокращал цикл сельскохозяйственных работ. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся гарантом выживаемости основной массы сельского населения. Природно-климатический фактор способствовал экстенсивному характеру земледелия.

    Этнонациональный

    Фактор многонациональности способствовал взаимообогащению культур народов, населяющих Россию, содействовал формированию уникальной формы национального общежития многочисленных народов России

    Религиозный

    Православие заложило основы менталитета, т.е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.

    Социогосударственный

    Утверждение коллективистских форм социальной жизни и коллективистского типа мышления русских людей (это помогало выжить в трудных, порой экстремальных условиях) обусловили огромную роль государства в истории России. В отличие от стран Запада, именно в сильном государстве люди видели главное условие сохранения своего исторического бытия. Личность, государство, общество были не обособлены, как на Западе, а взаимосвязаны.

    «Кому жить на Руси хорошо? » (Н. Некрасов, произв. «Кому на Руси жить хорошо?»)

    «Русь, куда несешься ты ?» (Н.В.Гоголь, произв. «Мертвые души»)

    - «Кто виноват? » (А. И. Герцен, произв. «Кто виноват?»)

    - «Что делать? » (И. Г. Чернышевский, произв. «Что делать»)

    «Кем быть? » (В.В. Маяковский, произв. «Кем быть?»)

    Периодизация истории России

    Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г. , когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. Российская цивилизация сравнительно молодая.

    Историю России можно разделить на 5 циклов:

    9-13 вв.

    Период расцвета был достигнут при Ярославе Мудром в 12 в., когда Киевская Русь вошла в число лидеров средневекового общества. Цикл завершился в результате феодального раздробления государства и татаро-монгольского нашествия.

    14 в. – начало 17 в.

    Центр страны был перенесен в Москву, сформировалось Московское государство . Цикл достиг вершины при Иване III и завершился национальной катастрофой в Смутное время.

    Начало 17 в. – начало 20 в.

    Третий цикл начался с воцарения династии Романовых и достиг вершин в царствование Петра I и Екатерины II. Российская империя вступила в число мировых держав. Однако потом возобладали консервативные тенденции, произошла задержка с переходом к индустриальному обществу (почти на столетие по сравнению с Европой). Завершение этого цикла - серия национальных катастроф: поражение в войне с Японией, в первой мировой войне, распад Российской империи и гражданская война.

    20 г. 20 в. – 1991

    Русские большевики с трудом и методами насилия вновь собрали большую часть распавшейся империи под власть единого центра. Возрождается вновь локальная цивилизация, но впервые не под флагом православия, а социализма. Советский Союз стал сверхдержавой. Этот цикл закончился экономическим и геополитическим ослаблением, внутренними национальными проблемами и потом распадом СССР.

    Многие думают, что в 20 в. был прерван естественный ход российской истории катастрофой. Десятки миллионов людей погибли от рук сограждан и при их согласии. Произошла резкая деградация нравов и культуры. Иногда сравнивают эту ситуацию с гибелью классической античной культуры.

    С 1991 г.

    Отказавшись от социалистической идеологии и преодолев экономический кризис 90 гг., Российская Федерация ищет путь в лучшее будущее.

    (По книге Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия.)

    Особенности российской истории

    Несколько раз в тысячелетней истории России происходило коренное социально-политическое и экономическое преобразование(эпоха правления Петра I, социализм, реформы 90 гг. 20 в.).
    Несколько раз страна входила в тупик (Смутное время, социализм). Населению часто приходилось испытывать бедствия. Повторялись войны, голод.

    Однако на трагическом фоне истории России возникла высокая культура, наблюдались этапы взлетов духовности, были достигнуты мировые успехи в науке.

    Восток-Запад

    В российской истории сменяются восточная и западная фазы. Русские видят свою страну как во многом азиатскую, которую необходимо цивилизовать, идя по европейскому пути.
    Западные историки видят в России скорее тип восточного общества (властвует человек, а не закон; власть сосредоточена в руках одного человека; отсутствует понимание личности как абсолютной ценности).
    Однако российскую цивилизацию вообще можно считать гибридной: в нее включены элементы европеизма и азиатства.

    Восточные славяне и Киевская Русь

    Восточные славяне

    В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
    Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
    Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.

    Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).

    Русь и Киевская Русь

    По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные городаНовгород и Киев .

    В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
    Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.

    Первый правитель Руси – это варяжский князь (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей - Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге , к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.

    В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
    После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.

    Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.

    Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром . В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
    При Ярославе был принят первый свод законов Древней РусиРусская Правда .
    В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха , Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

    Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.

    На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы".

    Период феодальной раздробленности

    После распада Киевской Руси сформировалась система отдельных, фактически самостоятельных княжеств. Они складывались вокруг больших городов Киевской Руси. Самые значительные: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское , позже Тверское .

    Новгородская земля

    Новгород был наиболее развитым, крупнейшим торговым центром. Имел свои деньги, законы, войско, систему управления („боярская республика“). Здесь возникли ценнейшие архитектурные памятники.
    Родом из Новгорода был знаменитый князь Александр Невский , который дважды защитил землю от врагов – от шведов (сражение на реке Неве, 1240) и тевтонских рыцарей (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242).




    Монголо-татарское иго

    В начале 13 в. большое войско новых кочевников под предводительством Чингисхана приблизилось к юго-восточным границам Руси.
    В 1237 г. в низовьях реки Волги была союзом монгольских племен основана Золотая Орда . Отсюда монголы вторглись на русские земли, взяли Рязань, Владимир, Москву, разорили Киев. Из Руси монгольские войска начали поход в Центральную Европу.
    240 лет русские земли практически являлись протекторатом монгольской империи и платили ей ежегодную дань.
    В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской победил татар в битве на Куликовом поле и положил начало освобождения.


    Последствия нашествия

    Было разрушено много городов, были забыты ремесла, прекращено строительство. Нашествие вызвало глубокий упадок культуры, длительное отставание России от Западной Европы.

    Незваный гость хуже татарина. (pусская народная пословица)

    Московское государство

    Московские князья использовали выгодное положение Москвы в центре русских княжеств и с помощью Золотой Орды устраняли своих соперников (князей городов Владимира, Рязани и Твери). Москва стала претендовать на роль центра в процессе „собирания русских земель“.
    В середине 15 в. Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.

    Иван III

    В 1462 г. на престол вступил Иван III, „великий князь московский и всея Руси“. С эпохой его правления связана централизация страны и спокойствие на ее восточных границах. Иван III присоединил удельные княжества: подавил сепаратизм в Новгороде, покорил Ярославль, Тверь, Псков, Рязань. Во времена правления наследников Ивана III границы Московского государства далее продолжали расширяться.

    Идеологическая платформа Московского государства

    • древнее происхождение власти правителей из династии Рюриковичей
    • власть государя от самого Бога, правитель - борец за истинную веру
    • Москва – «третий Рим» (Москва – духовный центр мирового христианства)

    После преодоления последствий монголо-татарского нашествия последовал огромный подъем культуры . Выросли каменные кремлевские соборы, возникли ценейшие памятники живописи (иконы и фрески Андрея Рублева) и литературы (летописи, агиографии).




    При Иване III возникают первые органы центрального управления („приказы“ и учреждения, решающие вопросы государственных дел – например, Посольский приказ, предшественник министерства иностранных дел).
    Был написан Судебник , новый свод законов.
    Формируется купеческое сословие (например, известная старинная семья Строгановы), развиваются ремесла, строительство. Однако в экономической области жизнь людей (население насчитывало около 6,5 млн) в Московском государстве развивалась неравномерно – подъемы сменялись застоями, часты были неурожаи и эпидемии чумы.

    Иван IV Грозный

    В 1533 г. вступил на московский престол трехлетний Иван IV (позже получивший прозвище Грозный). Все его детство и юность, когда он не мог фактически править, шла при дворе борьба боярских группировок.
    В 1547 г. 16-летнего Ивана, как первого русского великого князя, официально венчали на царство.



    Личность Ивана Грозного

    Иван IV вырос в атмосфере заговоров и убийств, без матери, что очень сильно повлияло на его психику. После того, как умерла его любимая жена, он утратил последние признаки человечности. Царь в порыве гнева даже убил своего сына.

    Реформы государственного управления

    Молодой царь со своими помощниками-боярами провел ряд реформ.
    Создал первый российский парламент – Земский собор . Сложилась система приказов центральных органов, управляющих разными областями государства.
    Население платило денежные и натуральные налоги.

    Развитие торговли

    В России Ивана Грозного развивались промышленность и торговые отношения с другими странами, в основном, с Персией и Англией. Английские и голландские купцы и предприниматели часто прибывали в то время в Россию.

    Внешняя политика и войны

    Возникает полурегулярная армия, и царь военными средствами борется с врагами России. Ему удается покорить Казанское и Астраханское ханства (их земли превращаются в почти безлюдные пространства); позже было побеждено и Сибирское ханство. К России были присоединены земли по всему течению Волги, произошла колонизация захваченных территорий. Россия впервые превратилась в многонациональное государство (на вновь присоединенных территориях жили неславянские и неправославные народы).

    В конце 50 гг. 16 в. начались Ливонские войны (Ливония - сегодняшняя Латвия и Эстония), закончившиеся фактически поражением России.

    Репрессии

    Постепенно укреплялась единоличность власти монарха, углублялась его подозрительность; политика репрессий затронула все слои населения.
    Царь разделил государство надвое: на так наз. «опричнину» , к которой были причислены те, кому он доверял (территория «опричнины» занимала треть страны). Здесь бояре, ставшие исполнителями политики царского террора, хозяйничали по-своему, не стесняя себя никакими законами. Об «опричнине» было запрещено говорить в присутствии иностранцев. Остальная территории России называлась «земщиной» .
    В ходе террора погибли многие тысячи людей. Самым страшным злом стали разгром и обезлюдение Новгорода.

    Последствия правления Ивана IV

    Московская Русь во главе с первым царем значительно расширилась, превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией. Была создана жестко централизованная монархия.

    Смутное время

    (смутный = странный, неясный; смута – волнение, мятеж)
    Смутное время или смута - название этапа в истории Росии, когда в сложных и неясных условиях менялись династии.
    После смерти Ивана IV Грозного в 1584 году наследником престола стал его слабоумный сын Федор I , который перепоручил ведение государственных дел своему шурину, опричнику Борису Годунову . Второй сын Ивана Грозного, Дмитрий , неожиданно скончался в возрасте восьми лет; в его убийстве неофициально обвиняли Годунова. После смерти царя Федора Земский собор избрал Годунова царем. Династия Рюриковичей пресеклась.

    Царствование Бориса Годунова

    Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
    В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.

    Самозванцы

    В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
    В Польше (в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г. в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I . Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню. От нового царя заговорщики вскоре избавились.

    Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
    Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова . Начинается правление царской династии Романовых.

    Правление Михаила Романова

    С первыми десятилетиями власти Романовых связано ужесточение крепостничества. Кульминацией сопротивления крестьян было восстание донского казака Степана Разина (1667–1671).
    Казаки - бывшие крепостные, которые убежали от своих владельцев, вольные люди, живущие на окраинах территории России.

    Новейшее время, кратко говоря, это период развития истории человечества, начиная с 1918 года и по сегодняшний день.

    Сам термин был введен в обиход Гегелем. В советской исторической науке было принято считать началом новейшей истории 1917 год, когда произошла Октябрьская революция, поскольку это было самым значимым событием для страны.

    В период новейшего времени, кратко говоря, изменения во всех сферах жизни становятся все стремительнее. Это особенно стало заметно в 1940-е годы. Одним из важнейших открытий тех лет было создание ядерного оружия. Это навсегда изменило расстановку сил на планете. В середине июля 1945 года США испытали первое ядерное оружие в мире, а уже в августе на два японских города - Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Теперь ни один город на Земле не был застрахован от такой судьбы.
    Много открытий было сделано в сфере технологий - компьютеры, интернет, спутниковая и сотовая связь, генная инженерия, нанотехнологии.

    С увеличением населения планеты появились глобальные угрозы. Это проблема окружающей среды, разоружения, голода, нехватки питьевой воды и многие другие.
    Новейшее время, кратко говоря, имеет свою периодизацию и делится на следующие этапы:
    1. до начала Второй мировой войны - 1918 - 1939 гг;
    2. годы Второй мировой войны - 1939- 1945 гг;
    3. послевоенное время - 1945- 1991 гг;
    4. 1991 год - настоящее время

    Первый период новейшего времени
    В нем самыми значимыми событиями были образование СССР и Великая американская депрессия.
    После Гражданской войны начался процесс объединения в СССР нескольких советских республик, возникших после исчезновения Российской империи. Первыми вступили в новый союз Белорусская республика, Украинская, Закавказские республики и РСФСР. Это произошло в 1922 году.
    Примерно в это же время, в 1929 году, в США начался длительный экономический спад, получивший название Великой депрессии. Он стал частью мирового кризиса, затронувшего и друге страны.
    Этот тяжелый период в истории Америки продолжался до 1940 года, но фактически США вышли из него после окончания Второй мировой войны. Причины депрессии - перепроизводство товаров и отсутствие необходимой денежной массы для ее покупки. Фондовый рынок США обрушился за один день. Пострадало от этого около 25 миллионов человек.

    Вторая мировая война
    Она стала крупнейшим глобальным военным конфликтом за всю историю человечества. Масштабы военных действий и количество жертв ужасает. В войне принимало участие около 80% населения земного шара. На сегодня это единственное военное столкновение, в котором было решено применить ядерное оружие.
    В войне участвовали антигитлеровская коалиция, основными участниками которой были Великобритания, Франция, СССР, США и еще более 40 стран, и нацистский блок. Его состав: Германия, Италия, Япония, Венгрия.
    Характерной чертой Второй мировой войны было то, что страны участвовали в ней с разной интенсивностью. Кто-то был активным участником боевых действий, кто-то просто числился в рядах союзников, некоторые помогали поставками оружия и продовольствия.
    Причинами войны стали противоречия, возникшие между Германией и странами-победительницами Первой мировой войны, а также желание проигравшей стороны добиться реванша.
    1 сентября 1939 года войска Германии оккупировали Польшу и мир вступил в войну.
    Для СССР она началась 22 июня 1941 года, с пересечения Германией границы Советского Союза.
    От 50 до 70 миллионов погибших - таков итог самой жестокой войны новейшего времени.

    Холодная война
    Очень быстро бывшие союзники по антигитлеровской коалиции вновь стали идеологическими и политическими врагами. Новое противостояние, но уже без применения оружия, началось в 1946 году и закончилось только с распадом Советского Союза в 1991 году.
    Холодная война - это идеологический конфликт между двумя сверхдержавами и их союзниками - СССР и США. Придумал это выражение знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл и использовал в одной из своих статей в 1945 году. Страны, имеющие в своем арсенале ядерное оружие и понимающие всю опасность его применения, будут вынуждены находиться друг с другом в состоянии постоянной конфронтации, или «холодной войны».

    Карибский кризис
    Он стал следствием холодной войны и гонки вооружения между СССР и США. Это противостояние между двумя сверхдержавами состоялось в октябре 1962 года и едва не привело к Третьей мировой войне. Причиной кризиса стало то, что США разместили в Турции ракеты средней дальности, в радиусе поражения которых находились советские города, в том числе и Москва. В ответ на это СССР разместил свои военные части на острове Куба. Мир буквально находился на волоске от очередной войны. Лидерам двух стран удалось прийти к компромиссу и советские ракеты на Кубе были демонтированы.
    Карибский кризис положил начало процессу разоружения.

    Распад СССР
    26 декабря 1991 года была принята Декларация о распаде СССР и создании СНГ. 15 бывших советских республик стали самостоятельными государствами.
    У современных историков до сих пор не выработалась общая точка зрения на причины распада сверхдержавы. Их очень много, и они все крайне важные. К ним относятся: некомпетентность высшего руководства страны, деградация союзного руководства, принятие ключевых решений исключительно Москвой и многое другое.

    Экологические проблемы
    В 21 веке на первое место среди глобальных проблем вышла проблема окружающей среды. Человечество в течение многих веков бездумно расходовало ресурсы и изменяло окружающий мир. В 19 веке процесс воздействия на биосферу во много раз увеличился благодаря наступающей эре научно-технической революции. Это привело к угрожающим последствиям, о которых человек стал задумываться только в начале 21 века.

    В новейшее время, кратко говоря, появляются предпосылки исчезновения человеческой цивилизации благодаря конфликту с окружающей средой. Сейчас самую большую опасность, по мнению ученых-экологов, представляет проблема глобального потепления. Благодаря производственной деятельности человека в воздухе постепенно повышается концентрация парниковых газов, которая приводит к среднему росту температуры. Последствия глобального потепления будут ужасны и затронут каждого жителя планеты. Таяние льдов приведет к повышению уровня океана и затоплению многих мест проживания человека. Экстремально высоких температур не перенесут многие виды животных и растений. Плодородные почвы превратятся в пустыни. Резко изменится климат.
    Глобальные проблемы так называются потому, что касаются они всех, и решить их возможно тоже только сообща.

    Философия новейшего времени
    Новейшую философию XIX-XX вв. называют неклассической и иногда объединяют в один период, а порой разделяют на философию XIX века и XX в. История современной философии начинается с критики ее классических форм.
    В XIX веке развиваются следующие направления философии новейшего времени, кратко изложенные:
    1. Позитивизм, для которого философия стала инструментом анализа знания.
    2. Марксизма, который использовал философию для революционного преобразования мира.
    3. Иррационализм, или «философия жизни».
    Сохраняются и продолжают развиваться и классические формы философии, например, рационализм.


    Самое обсуждаемое
    Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
    Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
    Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


    top