Формы отражения в живой материи. Понятие «отражение»

Формы отражения в живой материи. Понятие «отражение»

Отражение - всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения», проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними

Отражение -- всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, гистерезис, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений . У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует нее функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы -- ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия -- безусловные и условные (инстинкты -- половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую -- слова. Если у животных отражение играет активную роль, обеспечивая приспособительный тип поведения и способствуя его развитию, то социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие, прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности. Социальное отражение (сознание ) -- высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Понятие отражения тесно связано с понятием «информация». Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим : 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3) уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.



Отражение как всеобщее свойство материи Общепризнано, что отражение как всеобщее свойство материи существует лишь в непосредственной и неразрывной связи с движущейся материей. Поэтому особенно важно определить характер, содержание этой связи. Отражение -- это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления реагировать тем или иным способом на воздействие извне сопровождается определенными изменениями своей структуры, в результате чего между отражаемым и отражающим объектами устанавливается соответствующее структурное отношение. Отражение заключается в воспроизведении особенностей отражаемого объекта. Поэтому отражение присуще: - всем телам неорганической природы, например, след, произведенный воздействием одного тела на другое; - простейшим организмам, например, у протоплазмы, “раздраженной” тем или иным способом, появляется мутность и возникают определенные видимые изменения структуры. Эта внешняя ответная реакция протоплазмы на раздражение извне обуславливается внутренними изменениями, происходящими в протоплазме, -- уменьшением дисперсных коллоидов, входящих в состав протоплазмы и ядра. Она свидетельствует о том, что противодействие отражающего объекта, возникающее в ответ на действие отражаемого, является сложным процессом, имеющем как внутреннюю, так и внешнюю стороны; - растениям, например, чувствительная мимоза свертывает свои лепесточки при приближении руки человека, комнатный цветок герань начинает очень сильно пахнуть, если до него дотронуться, и т.п.; - животным, например, ежик сворачивается “клубочком” при грозящей ему опасности, собака, находящаяся за оградой, начинает лаять на проходящего мимо человека и т.п.; - человеку, у которого отражение проявляется в раздражимости. Получение знаний об окружающей действительности связано с отражением (вспомните, как дети во всем стараются копировать взрослых): при сдаче экзамена или зачета студент должен выразить отраженные или трансформированные в его мозгу знания, ранее изложенные преподавателем, и о степени адекватности отражения свидетельствует полученная оценка и т.д. Психическое отражение -- это свойство высокоорганизованной материи.

Внутренние и внешние стороны отражения Ответная реакция объекта на воздействия извне обуславливается внутренними изменениями. Понятия “внутреннее” и “внешнее” являются относительными, так как когда объектом исследования становятся более глубокие структурные элементы материального объекта, внутреннее оказывается внешним по отношению к процессам отражения, происходящим в этих более глубоких структурных уровнях. Например, действие звука большой мощности вызывает внутреннее изменение протоплазмы в виде денатурации ее белка. Сама же денатурация рассматривается по отношению к структурным изменениям ее белка, вызванным этим воздействием, уже как внешнее по отношению к внутреннему. Или, скажем, возбуждение мышцы при парабиозе связано с нарастанием в ней органических фосфорных соединений. Но этот процесс при сравнении с обуславливающим его явлением -- увеличением синтеза макроэнергетических фосфорных соединений в клетках мышечной ткани -- превращается из внутреннего во внешний. Для характеристики диалектического единства категорий “внутреннее” и “внешнее” интересной является та сторона, на которую одним из первых обратил внимание Т. Павлов. Он писал, что чем ниже спускаемся мы по ступеням эволюции отражения вообще как свойства всей материи, тем труднее отличить внешние ответные реакции тела от внутренних состояний -- следов или актуального отражения окружающей среды в испытывающем ее воздействие теле. Поскольку любой материальный объект внутренне противоречив, в нем самом имеется источник самодвижения и саморазвития. Самодвижение предмета как его внутреннее проявляется во внешней ответной реакции данного предмета на воздействие извне как в своем внешнем. С помощью этого внешнего материальный объект может вступать во взаимодействие с другими объектами окружающей среды. Однако, по сравнению с внутренним самодвижением объекта, его внешняя ответная реакция представляет собой действие в совсем иного рода взаимодействии. Это взаимодействие происходит уже не между частями данного предмета, а между ними и другими материальными объектами в более общей системе связей, где уже данный предмет выступает как часть или элемент более сложной системы. Специфика такого процесса взаимодействия обусловлена характером ответной реакции и качественной характеристики взаимодействующих с ним тел. Поэтому внутреннее движение объекта определяется как одна форма движения, а взаимодействие его с иными объектами посредством внешней ответной реакции -- как другой вид движения.

Таким образом:

Нельзя говорить о том, что “внутреннее” и “внешнее” сливаясь в процессе отражения, неотделимы друг от друга. Здесь нужно различать момент перехода одной формы движения в другую, учитывать процесс дифференциации материи; - действие объекта представляет собой единство внутреннего и внешнего и является примером превращения одних форм движения в другие; - взаимодействие представляет собой единый процесс действия и противодействия, это сложное целое внутренних структурных изменений отражающего объекта и его внешней ответной реакции. Эта внешняя ответная реакция и есть проявление совершающегося в отражающем объекте процесса отражения; - отражение приводит к созданию специфического соответствия структур взаимодействующих материальных объектов;

Отражение -- определенная часть противодействия, которое вызывает внешнюю ответную реакцию отражающего и поэтому является необходимой частью любого взаимодействия.

Отражение и движение Отражение как всеобщее свойство материи существует потому, что все материальные объекты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Процесс взаимодействия предполагает взаимоотражение. Однако последнее не всегда возможно между взаимодействующими объектами, так как условия могут быть такими, что обратное действие отражающего не достигает отражаемого. В процессе отражения материальные объекты взаимоотражают друг друга в соответствии со своей природой, ее спецификой. Отражение порождается во взаимодействии и сопровождает процесс взаимодействия материальных объектов. Процесс отражения является не только результатом процесса взаимодействия, но и моментом всякого движения.Отражение как всеобщее свойство материи обнаруживается при всех формах воздействия . Взаимодействие есть единый процесс действия одного тела на другое и противодействия последнего. Отражение является необходимой основной частью любого противодействия, а значит, и взаимодействия. Существует мнение, что под действием отражаемого тела в отражающем происходят соответствующие внутренние изменения, а именно:

Внутренние изменения во взаимодействующих телах;

Внутренние изменения, адекватные воздействию извне;

Необходимые изменения для активного реагирования тела на внешний фактор, которые и представляют собой процессы отражения. В процессе отражения ответное действие отражающего всегда строго специфично и точно соответствует характеру полученного воздействия. Эта особенность отражения имеет большое значение и выражает специфику формы движения материального объекта.

2. Характеристики отражения

3. Уровни психического отражения

1. Понятие психическое отражение . Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. (По книге ЛЕОНТЬЕВА« Деятельность. Сознание. Личность" )

В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации.

Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.

Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.

2. Характеристики отражения . Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

- Субъективность. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

- Объективность . В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

- Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

- Опережающий характер . Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции органов чувств реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.

2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.

3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Теория отражения
Рубрика (тематическая категория) Философия

Основные философские позиции по проблеме сознания.

Теория отражения

Основные философские позиции по проблеме сознания

СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ

Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лежит в базе всœего существующего. Эта исходная предпосылка фактически снимает вопрос о происхождении сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью. Но при этом, чтобы избежать солипсизма, им в какой-либо мере приходится прибегать к опоре на объективный идеализм.

Вспомните, как Дж. Беркли решал проблему существования вещей, не воспринимаемых сознанием людей.

Дуализм признает наличие одновременно двух субстанций – и материи, и сознания. Рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала, дуализм заходит в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. Решая эту проблему, Р. Декарт вводит в свою систему Бога: именно он устроил так, что в человеке пересеклись протяженная и мыслящая субстанции.

Материализму, в отличие от всœех вышеперечисленных позиций, приходится отвечать на вопрос о происхождении сознания. В истории философии сложились различные варианты решения этой проблемы. В том числе и такие, которые попытались обойти данный вопрос.

Так, к примеру, Б. Спиноза утверждал, что материя первична, но сознание изначально присуще ей в качестве свойства. Гилозоизм – философское направление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ утверждает, что мышление или хотя бы ощущение присущи всœем видам материи, хотя и в разной степени.

Вульгарный материализм , возникший в 19 веке в среде ученых-естествоиспытателœей (Бюхнер, Фогт, Молешотт) понимал сознание как сугубо материальный процесс: ʼʼМозг вырабатывает мысль, подобно тому, как печень выделяет желчьʼʼ. Получалось, что содержание сознания определяется прежде всœего химическим составом пищи и ʼʼнеправильныйʼʼ образ мысли можно лечить диетой.

Что означает слово ʼʼвульгарныйʼʼ? В каком смысле вульгарен вульгарный материализм?

Есть ли здравое зерно в рассуждениях представителœей этого направления и в чем оно заключается?

Диалектический материализм, пытаясь понять, как в процессе развития материи появляется сознание, выдвинул предположение: очевидно, вся материя обладает свойством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, развиваясь, приводит к появлению сначала ощущения, а, затем, и сознания. Тем самым, сознание имеет глубокие корни в фундаменте материи.

Отражение - ϶ᴛᴏ всœеобщее свойство материи, выражающееся в способности тел запечатлевать результаты взаимодействия с другими телами в своей собственной природе. Везде, где имеет место движение и взаимодействие, имеет место и отражение. Оно усложняется и эволюционирует вместе с усложнением и эволюцией материальных систем. Можно выделить три крупные ступени в процессе развития отражения: физическая форма отражения (в неживой природе), биологическая форма отражения (в живой природе) и социальная форма (в человеческом обществе). Между этими ступенями существует тесная взаимосвязь: одни формы отражения возникают исторически на базе других, высшие формы отражения основываются на низших и включают их в себя в качестве основания.

Физическое отражение – есть свойство природных тел реагировать на внешние воздействия в соответствии со своей предысторией. Эта форма отражения имеет пассивный характер и выступает в виде соответствующих изменений физических или химических свойств и состояний объектов в результате внешних воздействий. Благодаря свойству отражения тела развиваются, изменяются исторически.

Биологическое отражение – есть свойство живых организмов целœесообразно и непосредственно реагировать на внешние воздействия. Целœесообразно – значит в соответствии с потребностями. Исторически первая форма биологического отражения – раздражимость. Это способность всœего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. К примеру, растения поворачиваются к свету, открываются или закрываются исходя из времени суток, простейшие перемещаются по направлению к пище и т.п. Носителями в данном случае являются обменные процессы.

Чувствительность - ϶ᴛᴏ способность иметь ощущения, что является начальной формой психики. Ощущение характеризуется непосредственной связью с объектом, в ходе которого отражается какая-либо одна сторона объекта. Чувствительностью обладают более высокие виды живых организмов, у которых есть нервные окончания. Вспомните, к примеру, достаточно сложно организованную жизнь насекомых.

На уровне биопсихики носителями являются механизмы нервной системы. Биопсихика резко усилила способность животных отражать внешние воздействия. Помимо ощущений добавляются восприятие (синтез ощущений от различных органов чувств) и представление (способность сохранять образ предмета в мозгу, когда его непосредственного воздействия уже нет). Поведение высокоорганизованных животных строится на базе сочетания условных и безусловных рефлексов.

В живой природе благодаря приспособлению организмов к цикличности процессов (смена времени суток, времен года и т.п.) сформировалось ʼʼопережающее отражениеʼʼ – способность реагировать на те воздействия, которые еще не наступили. Внешний ʼʼтолчокʼʼ (изменение длины светового дня, температуры окружающей среды и т.д.) как бы включает заложенную программу: деревья сбрасывают листья, насекомые и животные впадают в спячку, меняют окраску.

Социальное отражение есть свойство человека целœенаправленно реагировать на внешние воздействия посредством социально выработанного знания, выраженного в слове.

Сознание возникает при переходе биологической формы движения материи к социальной под воздействием прежде всœего трудовой деятельности. Оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Сознание является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений. В случае если ребенок не проходит стадию социализации, то он не становится полноценным человеком (ʼʼэффект Мауглиʼʼ).

Не менее важным фактором, чем труд и общение, является формирование языка.

В широком смысле слова как система средств сигнализации, орудие передачи информации, язык есть и у животных. Οʜᴎ сообщают друг другу об опасности, наличии еды и т.д., тем самым побуждая к каким-либо действиям: спасаться, прятаться, собираться вместе и т.п.

Но в подлинном смысле слова, как система знаков, язык присущ только человеку. Знак - это материальный заместитель предмета͵ который используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаки и знаковые системы пронизывают всю нашу жизнь: это жесты, азбука Морзе, язык глухонемых, язык танца и т.д., но базой, основой для всœех знаковых систем является слово – произнесенное или написанное. Главное отличие слов языка от сигналов животных – идет не только сигнализация и регуляция поведения, но вкладывается значение. Язык является материальным носителœем человеческого сознания.

Язык служит для передачи внебиологического, собственно культурного содержания. Человек отрывается от наличной ситуации и приобретает большую свободу, чем в операциях с орудием. Возрастает способность человека сохранять, накапливать и передавать опыт. По этой причине прогресс общества происходит гораздо быстрее, чем биологическая эволюция.

Качественное отличие сознания от психических форм отражения, присущих животным:

У животных всœе психические отражательные акты вплетены в приспособительно-рефлекторные действия и не отделяются от самого действия. Понятийное мышление человека не только выделяет его из природы, но и позволяет себя и свою деятельность сделать объектом познания и преобразования.

Деятельность животных носит инстинктивный характер, даже если внешне она кажется крайне целœесообразной. Эта целœесообразность имеет биологическую природу и не осознается самим животным. Деятельность человека имеет целœеполагающий характер, что выражается в способности формировать цели, идеалы своих действий.

В случае если эволюция форм отражения в живой природе была направлена в основном на обеспечение приспособительной деятельности животного по отношению к окружающей среде, то сознание лежит в базе преобразовательной деятельности человека, который не только приспосабливается к среде, но и изменяет ее, приспосабливает среду к себе. Человек способен создавать такие предметы и процессы, которые до него в природе не существовали.

Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?

В чем заключается ʼʼэффект Мауглиʼʼ?

Какие доводы против гилозоизма можно выдвинуть с точки зрения теории отражения?

В последнее время развиваются и другие представления о природе сознания. К примеру, исследуется гипотеза о волновой квантово-механической природе мозга. При этом утверждается, что источником сознания выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание ныне живущих людей. Возможно объяснение ʼʼпарапсихологическихʼʼ явлений телœекинœеза, ясновидения и т.п. Эти гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения и требуют дальнейшего исследования.

Теория отражения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория отражения" 2017, 2018.

Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение.

А) Отражение на уровне физической формы материи.

Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде.

Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный).

Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность.

Б) Отражение на уровне химической формы материи.

Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов.

Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке.

В) Отражение на уровне биологической формы материи.

Появляется оценка воздействия позитивное, негативное.

Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу)

Чувственность (ощущение, восприятие и представление).

Г) Отражение на уровне социальной формы материи.

Человек – самый сложный субстрат.

Сознание – высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления.

Сознание как высшая форма отражения.

Сознание – свойство высоко организованной материи, заключающееся в идеальном отражении действительности.

С. носит отраженный характер – является высшей формой отражения действительности.

Сознание имеет относительный характер, т.к. сознание – отражение предмета, следовательно, у них есть общее содержание.

Отражение сознанием окружающего мира носит творческий характер, (зависит от потребностей) именно на это сознание направляет свое внимание. Т.о. отражение носит избирательный характер (Смотрит на мир глазами, а видит мозгами.).

От опыта и знания зависит то, как человек отражает среду. Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?

Свойство опережающего отражения, то есть возможность продумывать, предвидеть будущее.

Продукт сознания – идеальные образы.

Противопоставление сознания и материи

В антологическом аспекте:

……………..

В гносеологическом аспекте:

Абсолютный образ предмета идеален и вторичен по отношению к материи.

Сознание отражает все свойства и признаки предмета, которые значимы для человека.

Проблема сознания в истории философии.

Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки. Так, представителей медико-биологических наук в первую очередь интересует мозг как орган сознания: его строение, специфика функционирования. Однако особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты на основе наиболее общих, универсальных представлений о сознании. Такое общее значение дает философия.

На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, старалась ответить на вопросы о содержании и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Эти вопросы были неразрывно связаны и с проблемой существования мира, и проблемами познания человеком самого себя. Поэтому вопросы сознания справедливо относят к основной проблеме философии.

Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона. С точки зрения Сократа сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа "Я знаю, что ничего не знаю".

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела "там". Таким образом уже античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека является частью мирового разума.

Нa протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно эта вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догмата­ми христианства. Христианство считало, что сознаниеи представляет собой Бога, то надмировое начало, которое существует до всего и затем творит весь мир и самого человека. С точки зрения Блаженного Августина все знания о мире заложены в душе. Однако главное в жизни человека - его единение с Богом, чистая вера, которая по его мнению выше любого знания.

На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа века обременена не только оболочкой, которую называли "сосудом мерзости и греха", но и разумом, подарком дьявола, который в своей гордыне пытался противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога. Именно поэтому на протяжении многих столетий все попытки "умствования" оценивались церковниками резко отрицательно, а авторы таких "умствований" приговаривались к церковным покаяниям и другим, более устрашающим наказаниям.

Эпоха Возрождения возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия Нового времени в лице Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания.

Декарт - яркий представитель рационализма, обращает внимание на потенциальные возможности человека, подчеркивая, что главным в сознании является внутренний анализ собственного "Я", именно самосознание Человека. «По» мнению Декарта душа человека только мыслит и это составляет основу всей жизни. "Мыслю, следовательно существую", - так определяет Декарт главный смысл своей философии.

Философия Декарта дает основание для рационалистической традиции рассмотрения сознания, той традиции, которая продуктивно разрабатывается философами до настоящего времени.

Однако, не меньшее значение в анализе проблем сознания играет и точка зрения сенсуализма (от фр. "сенсус" - чувства), подчеркивающая первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей. Эти позиции обосновывались в трудах Дж. Локка, одного и наиболее ярких представителей сенсуализма и эмпи­рической тенденции в познании. Дж. Локк считал, что в "интеллекте нет ничего, чего не было бы я чувствах", что знания, эмпирические данные имеют характер всеобщности, и они являются источником всех идей, а возможность общего знания достигаются с помощью языка. Локк стоял на той точке зрения, что познание неразрывно связано с практической жизнью человека, а следовательно познавательные задачи, стоящие перед человеком всегда соответствуют способностям личности.

Третьей традицией исследования сознания в философии можно считать мистическую, и иррационалистическую точки зрения.

Первая из них (мистическая) связана с верой » сверхестественные силы, воздействующие на челове­ка и его сознание. Она берет свое начало еще в глубокой древности. Мистическая концепция сознания имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Однако их объединяет и нечто общее, а именно убежденность том, что познание мира человеком всегда есть озарение, экстаз, откровение и оно всегда предполагает общение человека с Богом (или другими сверхественными силами), поскольку именно Бог является духовной первоосновой мира.

Иррационалистическая (от лат. - неразумный) концепция сознания и познания оформившаяся к концу XIX века, предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически не определенные сто­роны сознания, помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.

Точка зрения иррационализма на сознание в даль­нейшем получила свое развитие в философии экзи­стенциализма. Экзистенциализм считает ложным рациональное познание и вместо него предлагает по­знание мира с помощью непосредственного, интуи­тивного проникновения в реальность бытия человека. Именно постижение своего бытия дает возможность человеку преодолеть недостатки старого философст­вования, его излишней рационалистичности и непо­нимания того, что каждый человек - конкретная, неповторимая личность, чье существование (экзи­стенция) невозможно понять ни средствами теорети­ческого, h:i практического осмысления жизни. Такое отношение к своему существованию, по мнению фи­лософов - экзистенциалистов, позволяет глубже по­нять каждому Человеку смысл свободы выбора им своего существования и проникнуться ответственно­стью за свой выбор перед самим собой и перед ли­цом всей истории.

Большая и плодотворная работа в анализе созна­ния и познания, проведенная немецкой классической философией XVIII-XIX вв., показывает, что созна­ние имеет сложную структуру, активно по своей природе, является одновременно достоянием всего рода человеческого, хотя его носителем всегда явля­ется индивид, личность.

Важным для понимания проблем сознания и осо­бенно познания были работы И. Канта, в которых исследовались особенности познания мира челове­ком, давалась критика познавательных способностей человека как субъекта познания (его чистого разума практического разума, способностей к суждению умозаключению). С точки зрения Канта три основ­ные способности познания - чувственность, рассу­док и разум не могут дать истину человеку, потому что взаимодействие человека с миром вещей, окру­жающих его, позволяет понять только явление (фе­номен), а не сами вещи. "Вещи в себе", как называл их Кант, существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. В процессе познания человек выявляет их особенности с помощью созерцания, доопытных (априорных) категорий рассудка или при помощи построения системы суждений, основанных на разуме человека. Однако ни каждое в отдельности из используемых человеком средств познания, ни все они, взятые вместе, не в состоянии выйти за пределы опыта или мира и получаемая познающим объектом картина соответствует законам человече­ского опыта и его логики, в то время как сущность "вещей в себе" находится за пределами собственно человеческого существования, она "по ту сторону" рассудка и разума, она трансцендентальна. Этот важ­ный вывод философии Канта дает целостное пред­ставление о философских традициях агностицизма, того философского учения, согласно которому не­возможно положительно решить вопрос об истинно­сти познания мира человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.

В развитие идей И. Канта Г. Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуально­го и общественного сознания,

На протяжении многих веков развивалась и мате­риалистическая традиция анализа сознания и познания. Чаще всего она была связана с естественными науками и содержала в своем объяснении сознания и; познания как все достижения, так и все заблуждения науки своего времени. Вместе с тем материалистические традиции философского анализа сознания позволили сделать целый ряд принципиально важ­ных выводов, которые лежат в основе современных естественных гуманитарных и социальных наук.

10.1. Проблема сознания в философии

Одно из центральных мест в философии занимает научный анализ проблемы происхождения, сущности и социальной роли сознания.

Как уже отмечалось, сознание и материя — два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления — материализм и идеализм — издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной.

С точки зрения идеализма сознание первично и более фундаментально. Для субъективного идеализма мир представляет собой совокупность человеческих ощущений, для объективного идеализма — проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание. Объективный идеализм утверждает, что сознание может существовать вне человека — в виде божественного духа, сотворившего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания. Сознание не может быть понято из самого себя, независимо от исследования материального мира.

С точки зрения материализма предпосылки для появления сознания постепенно подготавливаются, формируются в процессе эволюции материи. Сознание как таковое присуще только человеку.

Уже в материализме XVIII века делались попытки научно обосновать глубокое единство человека с живой и неживой природой. Человеческое сознание не «разлито» в окружающем нас мире, но развитие природы готовит необходимые условия для его возникновения. Появление сознания — не случайный и неожиданный скачок в эволюции Вселенной.

Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое решение основного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего лишь одну и единственную объективную реальность — материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует рассматривать лишь как вторичное — свойства, функции высокоразвитой материи, неотделимые от нее.

Для решения проблемы происхождения и сущности сознания важно учитывать, что его вторичность по отношению к материи проявляется в нескольких планах или аспектах: в историческом (сознание — продукт исторического развития и усложнения материи); функциональном (сознание вторично как функция нормально работающего человеческого мозга; гносеологическом (сознание вторично по отношению к действительности как ее идеальное отражение).

Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития — одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необычайные по масштабам и интенсивности сдвиги в развитии научных знаний, в современном естествознании сохраняются белые пятна: не раскрыты до конца вопросы происхождения живого из неживого, механизм превращения физических воздействий в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.

Возникновение сознания имеет длительную историю — это закономерный результат развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности способна порождать бесконечное многообразие явлений природы. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах кроются причины, которые при наличии соответствующих благоприятных условий на определенном этапе ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания.

10.2. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения

Всей материи присуще свойство, родственное сознанию и ощущению, в результате которого сознание и появилось. Это всеобщее свойство материи – отражение.

Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить, запечатлевать внешнее воздействие, а в более развитых формах – и отвечать на это воздействие.

Свойство отражения изменяется качественно и по форме своего проявления в процессе развития материи от низших ступеней к более высоким.

В развитии отражения можно выделить два качественных скачка:

  1. переход от отражения в неживой материи к отражению в живой материи.
  2. переход от отражения в живой материи к сознательному отражению.

В процессе исторического развития формы отражения изменялись в зависимости от усложнения строения материи.

Неживой материи присущи специфические формы отражения (табл.10.1).

Таблица 10.1

Еще Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не ее саму, а другой предмет – кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдаленный, но вполне реально существующий аналог сознания. Само сознание познает и запоминает свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведен соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это – сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.

Живой природе также присущи перечисленные формы, но этому уровню природы свойственны новые формы – формы биологического отражения.

Эти формы можно в свою очередь детализировать в зависимости от степени сложности живых организмов (табл.10.2).

Таблица 10.2

Отражение внешнего мира живыми организмами приобретает приспособительный характер, то есть служит средством приспособления к среде обитания. Живая материя порождает более сложные формы отражения, в которых уже явно прослеживается прообраз сознания. Первая из этих форм – раздражимость, то есть способность организмов классифицировать (конечно, бессознательно) все многообразие воздействий внешней среды, разделяя их на два больших класса: полезные воздействия и вредные воздействия. Например, если в сосуд с инфузориями поместить кристалл поваренной соли, они стремятся отдалиться от него; если же создать большую концентрацию бактерий, которыми инфузории питаются, они приближаются к этому источнику пищи. Способность к такой избирательной реакции – приближаться к источнику полезных воздействий и удаляться от источника вредных – повышает жизнеспособность одноклеточных животных.

С формированием нервной системы и органов чувств возникает следующая форма отражения – чувствительность. Теперь ответ организма на воздействия внешней среды становится более тонким и совершенным, так как животное уже различает качество воздействующего раздражителя светового, слухового, обонятельного, вкусового или тактильного (осязательного). Соответствующие пять органов чувств есть у членистоногих. На основе чувствительности у них формируются инстинкты, которые передаются по наследству и обеспечивают довольно сложное поведение (мы наблюдаем его у пчел, ос, муравьев, пауков). Инстинкт представляет собой совокупность безусловных рефлексов – врожденных способностей тем или иным образом себя вести и отвечать на воздействия среды (собирать мед, охотиться на других насекомых, заботиться о потомстве). Основными безусловными рефлексами являются пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

У высших животных возникают наиболее сложные бессознательные формы отражения – условные рефлексы и так называемое предметное мышление.

Условный рефлекс – это способность организма отвечать на воздействия внешней среды, которая может изменяться и корректироваться в зависимости от конкретных условий существования этого организма. Безусловный рефлекс является врожденным, но он никак не зависит от конкретных ситуаций и условий существования животного. Так, у всех животных и человека есть оборонительный рефлекс, который легко наблюдать в простых жизненных ситуациях. Если, например, сунуть палец в огонь, рука автоматически отдергивается прежде, чем мы начнем обдумывать возникшую ситуацию. Это врожденный автоматизм, один из безусловных рефлексов, предохраняющих организм от опасности. Условные рефлексы вырабатываются индивидуально у каждой особи в зависимости от изменения жизненной обстановки и могут многократно изменяться, возникать и исчезать. Всем известны эксперименты И.П. Павлова по выработке пищевого условного рефлекса у собак. Например, собака привыкает, что перед кормлением всегда загорается лампочка, и выделение слюны начинается у нее не при виде пищи, а уже при зажигании этой лампочки. Последняя служит сигналом того, что скоро появится жизненно важный раздражитель – пища. Если начать собаку обманывать, зажигая лампочку просто так, рефлекс перестанет получать подкрепление и угаснет. Безусловные рефлексы, наоборот, не угасают никогда.

Способность нервной системы корректировать поведение животного посредством условных рефлексов чрезвычайно ценна в реальных природных условиях. Так, у стада буйволов вырабатывается условный рефлекс – в определенное время приходить к ручью на водопой. Если ручей пересохнет, буйволы не станут ходить к сухому руслу снова и снова. Ставший бесполезным условный рефлекс угаснет, и чувство жажды приведет в действие безусловный ориентировочный рефлекс – стадо начнет искать новое место для водопоя. Когда оно будет найдено, выработается новый условный рефлекс – приходить пить на новое место.

Самое сложное проявление животной психики – так называемое предметное, или ручное, мышление. В природных условиях у животных не формируется абстрактное мышление, то есть мышление в понятиях. Оно является прерогативой человека и непосредственно связано с сознательной деятельностью. Животное способно мыслить чувственными образами, то есть представлениями об отдельных конкретных предметах. Это мышление И.П. Павлов называл также ручным мышлением – «обезьяна думает руками». Например, в известном эксперименте в лаборатории Павлова обезьяна методом проб и ошибок "приходила к выводу": чтобы овладеть подвешенным к потолку бананом, следует составить пирамиду из ящиков, взять палку, забраться на эту пирамиду и сбить банан. Обезьяна никогда не садилась «обдумывать» план действий – она могла находить решение любой задачи только методом проб и ошибок.

Следует сделать оговорку, что в последние десятилетия были достигнуты впечатляющие результаты в обучении животных элементам разумного поведения. Обезьяны могут понимать сотни слов, образовывать простейшие общие понятия. Попугаев удалось обучить считать до семи, различать цвета, даже выработать абстрактное понятие «цвет». Однако элементы абстрактного мышления возникают у животных не в естественных условиях, а только под воздействием более сложной, социальной формы материи. Как и в случае с неживой природой общество может перестраивать низшую по отношению к нему форму материи – в данном случае биологическую – и реализовывать такие возможности ее развития, которые природа сама по себе реализовать не способна.

Высшей ступенью эволюции отражения в природе является психика.

10.3. Сознание как высшая форма отражения

На высшем, социальном, уровне развития материи, отражение приобретает принципиально новый характер.

Концентрированное выражение качественно иной формы отражения может быть представлено следующим образом (табл.10.3).

Таблица 10.3

Существуют две исторические формы развития психики: животная психика и психика человека. При формировании человеческой психики происходит самое крупное событие в эволюции материального мира — возникновение сознания, то есть реальности, противоположной материи.

Главная особенность психической формы отражения — возникновение идеального мысленного образа. Идеальность — самая важная проблема и загадка теории сознания. В философии идеальное противопоставляется материальному как его противоположность. В чем особенность идеального образа, идеального отражения действительности?

Идеальный образ, возникающий в сознании человека (а в более примитивных формах — в психике высших животных) находится в сложном и противоречивом отношении с той материальной вещью (предметом, процессом, событием), которую он отражает. С материалистической точки зрения он вторичен по отношению к вещи, производен от нее. (Противоположной точки зрения придерживался Платон: вещи производны от идей, неких сверхчеловеческих мысленных образов.)

Мысленный образ содержит в себе реальные признаки вещи — мы знаем, например, вес, цвет, размеры, химический состав камня, который мы воспринимаем, знаем химические свойства составляющих его веществ. В этом смысле идеальный образ сходен с вещью. Однако в другом смысле слова можно утверждать, что мысленный образ не просто отличается от реального камня, а составляет его прямую противоположность.

Образ предмета не имеет ни одного физического или химического свойства самого предмета: камень имеет объем — образ камня не имеет никаких габаритов, камень имеет вес, а его образ невесом, камень имеет химический состав — но ни одна его молекула не попадает в мозг (поэтому можно, например, думать о самых сильных ядах, не подвергаясь ни малейшей опасности отравиться). Таким образом, идеальность психики и сознания заключается в том, что в сознании материальные предметы получают особое, второе существование, принципиально отличающееся от их существования в натуральной, природной форме.

В предисловии к «Капиталу» К. Маркс заметил: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Практика человеческой деятельности показывает, что мы способны достаточно правильно, адекватно отражать в своих мысленных образах окружающий мир. В то же время сам идеальный образ не обладает ни одним свойством материального предмета в его конкретно-чувственной форме. Поэтому идеальное можно определить как предмет, лишенный своего природного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия, и существующий на основе особого материального субстрата — человеческого мозга. Этот удивительный способ существования мысленных образов диаметрально противоположен способу существования материальных предметов, которые имеют свой собственный субстрат, свойства и проявления.

Идеальное — это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием (психикой вообще). Важнейшая функция идеального отражения заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей. Если масса и энергия, химические и биологические свойства в объективном мире всегда связаны с конкретными материальными субстратами, то в мышлении они существуют на базе принципиально нового, универсального материального субстрата — человека с его мозгом, нервной системой и органами чувств.

Важнейшая черта идеального образа — его субъективность. Мысленный образ возникает и существует только в сознании данного субъекта, и передать его другому в принципе невозможно. Никто не может непосредственно воспринимать мысленный образ другого человека, видеть его ощущения и понятия. То же относится и к животным, обладающим простейшей психикой. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Разумеется, мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь». Передать другому содержание своих мыслей можно только с помощью знаковых систем, используя материальные носители — слова и знаки естественного языка, звуки, зрительно воспринимаемые изображения и т. п.

Мысль находится в сложнейшей связи со своим материальным носителем — человеком. Утверждение, что мыслит человеческий мозг, является неточным: для мышления «нужен» весь организм — органы чувств, нервная система, нужны взаимодействия человека с другими людьми в рамках конкретного исторически сложившегося типа общества. У детей, выросших в джунглях в стадах животных и оторванных от общества, человеческое мышление не развивается, хотя мозг у них от рождения устроен так же, как у нас всех. Поэтому более точной является формулировка: мыслит человек при помощи мозга (причем человек является частью сформировавшей его личность социальной системы).

Конкретные нервные и психологические механизмы связи сознания с мозгом и человеческим организмом в целом исследованы пока слабо. Их научный анализ начался только в ХХ веке на основе методов, разработанных школой академика И. П. Павлова (1849 — 1936), создателя учения об условных рефлексах. Затем были найдены новые пути исследования высшей нервной деятельности, лежащей в основе психики — это электрофизиологические методы, химические воздействия, хирургическое вмешательство и т. д. Тем не менее в современной философии, физиологии высшей нервной деятельности и психологии существуют концепции, объясняющие общие, фундаментальные принципы организации мышления и взаимодействия материального и идеального, происходящего в организме человека.

Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в неживой природе переходит в свою противоположность — в идеальную форму на уровне социальной организации материи.

Биологическая и психическая формы отражения живых организмов оказываются как бы переходными ступенями, связывающими простейшие физические и химические формы с высшей, человеческой формой отражения. Вместе с тем они свидетельствуют, что между высшей формой отражения мира — мышлением, сознанием человека — и низшей формой лежит путь длиной в миллиарды раз.

Что же способствовало появлению сознания? Каковы предпосылки этого качественного скачка в отражении?

10.4. Биологические предпосылки происхождения сознания

Исторически первыми были биологические предпосылки появления сознания, которые разделяются на общие и непосредственные.

Общие биологические предпосылки — это исторически отдаленные предпосылки, которые характеризуют возможность появления сознания при определенных условиях.

Общие биологические предпосылки:

  1. возникновение новых организмов;
  2. дифференциация живой материи и появление первых клеток, нервной системы;
  3. постепенное развитие центральной нервной системы, особенно мозга.

Появлению сознания способствовали и непосредственные биологические предпосылки.

К непосредственным биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

  1. развитие нервнаой системы животных, сложного головного мозга;
  2. развитие первой сигнальной системы высших животных, звуковых и двигательных средств информации;
  3. телесная организация человекоподобных существ (строение тела, возможность прямохождения);
  4. стадная форма обитания человекоподобных обезьян.

Для развития сознания требовались и социальные факторы. Формирование сознания — это одна из сторон целостного процесса антропосоциогенеза, то есть возникновения и развития человека под воздействием социальных факторов.

10.5. Социальные условия возникновения и развития сознания

Возможность появления сознания превращается в действительность под воздействием социальных условий, факторов социальной жизни, к которым относятся:

  • труд, трудовой процесс;
  • общинная жизнь, совместная деятельность;
  • зарождение речи, речевое общение.

Важнейшим социальным фактором возникновения и становления сознания является трудовая деятельность людей. Выделяются три стадии трудовой деятельности, которые оказали влияние на психику (табл.10.4).

Таблица 10.4

Виды трудовой деятельности

Характер деятельности

Влияние на психику

Орудийно-приспособительные действия

Систематическое использование предметов в качестве орудий добывания пищи

  • Установление простейших связей между предметами.
  • Появление «ручного» мышления

Трудовая деятельность формирующихся людей

Создание простейших орудий труда, систематическая орудийная деятельность

  • Изменение анатомии человека.
  • Обогащение мозга информацией.
  • Быстрое развитие мозга

Труд людей современного типа

Применение искусственных орудий разделения труда

  • Формирование абстрактного, понятийного мышления, разума человека

Труд — главное отличие человека от животных. Если движение — способ существования материи, то труд можно было бы по аналогии назвать способом существования человека. Говорят также, что труд, в известном смысле слова, создал самого человека. (Оговорка «в известном смысле» означает, что труд не существовал до человека и не мог, конечно, «создавать» его буквально: сам человек и труд как его главная функция развивались одновременно, в постоянном взаимодействии).

Животные тоже умеют пользоваться различными предметами — камнями, палками, умеют строить муравейники, термитники, соты, гнезда, копать норы и т. п. Все эти действия тем не менее принципиально отличаются от человеческого труда. Труд, во-первых, начинается с изготовления орудий труда и, во-вторых, носит целенаправленный характер.

Орудия труда — это особые созданные человеком предметы, которые он ставит между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на это вещество. Эволюция животных состояла в том, что они приспосабливали самих себя, свое тело к условиям окружающей среды. Человек посредством орудий начал приспосабливать природу к себе. Животное воздействует на природу своим собственным телом и может произвести в ней только такие изменения, какие позволяет его физическая организация, его сила и размеры. Муравьи, например, перемещают мелкие предметы, но никогда не поднимут обыкновенный кирпич.

Человек же стал усиливать свое воздействие на природу сначала с помощью ручных орудий, затем — механической техники и автоматических устройств. Пределов развития этого воздействия не существует: орудия труда позволяют человеку перестраивать окружающий мир, не ограничиваясь рамками своей физической организации. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс писал о различии между животным и человеком: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты». Процесс труда, материального производства стал главным организатором человеческой жизни. Он коренным образом перестроил не только тело, но и психику человека. В чем состояла эта перестройка?

Второе отличие человеческого труда от деятельности животных — целенаправленный характер трудовой деятельности. Сознание обладает уникальной способностью мысленно конструировать предметы, которых еще нет в реальном мире. Материальная трудовая деятельность — это реализация, воплощение в вещество природы мысленного образа, который предварительно строится в голове человека и используется как образец, цель процесса труда. То, что Платон считал идеями вещей, живущими в особом, недоступном человеку мире, в действительности оказалось целевыми образами, формируемыми человеческим мышлением без всякой связи с вымышленным «миром идей». Эти образы воплощаются в материальные вещи в процессе труда. Вот как описывал целенаправленную деятельность человека Карл Маркс, один из крупнейших оппонентов идеалистической философии: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей, архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю». Сознание возникает, образно говоря, для обслуживания процесса труда и совершенствуется вместе с усложнением трудовой деятельности».

Поведение некоторых животных может быть настолько сложным, что производит впечатление сознательного. (Мы здесь имеем в виду диких животных, а не домашних и лабораторных, которые в результате контакта с человеком действительно могут заимствовать у него элементы сознательного поведения). Очень сложными могут быть даже действия насекомых, прежде всего муравьев, пчел и ос-охотниц. В XIX веке часто возникал вопрос: нет ли в их действиях проблесков сознания, целенаправленной деятельности? Эту проблему детально исследовал крупнейший французский энтомолог Жан Анри Фабр (1823 — 1915). Он много лет изучал поведение ос-охотниц, которые очень искусно заботятся о потомстве. Например, осы некоторых видов выкапывают в земле норку, приносят туда строго определенное количество насекомых определенного вида, предварительно поймав их и парализовав уколами жалом в нервные узлы, откладывают в этих насекомых свои яйца и закупоривают норку. Вылупившиеся личинки питаются мясом своеобразных живых консервов — парализованных насекомых. Фабр поставил ряд экспериментов, показавших, что оса действует совершенно бессознательно. Так, в присутствии осы он вытаскивал пинцетом всех запасенных насекомых из норки и давал осе возможность осмотреть ее. После осмотра оса спокойно закупоривала пустую норку и улетала, как будто все в порядке и за будущее личинок можно не беспокоиться. Это поведение насекомого говорит о том, что у осы нет цели — мысленного образа того, что она должна сделать. Ей не с чем сравнить результаты своей деятельности. Поэтому она неспособна осознать, что результат действий совершенно не тот, какого следовало достигнуть, и работу надо переделывать. То, что человек может легко увидеть и осознать за считанные секунды, для осы непонятно и необъяснимо. Насекомое действует только под руководством инстинкта, то есть совокупности врожденных стереотипов поведения, задающих последовательность выполнения некоторых операций без достаточной обратной связи. Любая ситуация, искусственно созданная экспериментатором и не предусмотренная в инстинкте становится для осы непреодолимым препятствием. На основе серии подобных экспериментов Ж. А. Фабр сделал вывод: «Насекомое полностью лишено способности сознательного суждения, даже тогда, когда его работа — верх совершенства».

Итак, главные отличия труда человека от манипуляций животных с предметами состоят в том, что животное использует предметы достаточно случайно и эпизодично, не умеет изготовлять, сохранять и совершенствовать орудия труда; животное не создает идеальных моделей потребного будущего, которые можно было бы реализовать в трудовой деятельности. Труд и сознание — глубоко взаимосвязанные, чисто человеческие способности, ставящие человека в некотором смысле слова над природой и превращающие общество в особую, высшую форму материи.

Социальная организация (или коллективный образ жизни) была необходима для выживания первобытного человека. В процессе совместной деятельности люди учились координировать свои действия, понимать друг друга, передавать опыт от одного поколения другому. Освоение человеком опыта предыдущих поколений называют социализацией (более подробно этот процесс рассматривается в курсе социологии). У низших животных практически вся необходимая организму информация передается по наследству, генетически, через врожденные инстинкты. У высших животных детеныш проходит обучение у своих родителей, например приемам охоты. У человека все социальные навыки передаются через коллективы, состоящие из себе подобных, осваиваются людьми в общении друг с другом.

Это освоение накопленного в прошлом социального опыта известный генетик академик Н. П. Дубинин назвал социальным наследованием. В отличие от биологического наследования, происходящего бессознательно, автоматически, наследование социального опыта, формирующего человеческую личность, происходит только благодаря целенаправленному обучению в коллективе (в семье, племени, компании друзей, школьном классе и т. п.). Поэтому дети, выросшие в джунглях без общения с себе подобными, не могут стать полноценными людьми. По этой же причине распространившиеся в современном мире опасения по поводу клонирования человека (можно будет, якобы, тиражировать совершенно одинаковых людей) лишены серьезных оснований. Главное в человеке — его суть — не исчерпывается генотипом. Даже люди с одинаковыми генотипами (двойняшки, тройняшки и т. п.), всегда имеющие много сходного, могут стать очень разными личностями в зависимости от социального опыта, различий в воспитании, образовании, круге общения, профессии. Личность формируется под воздействием не столько биологического наследования, сколько социального.

Язык — система знаков для передачи информации, знаний от одного человека к другому. Процесс практического использования языка в человеческом общении называют речью. В современном обществе она бывает устной и письменной. В отличие от животного человек обладает членораздельной речью, выражающей свойства и сущность вещей, законы природы. Язык животных примитивнее — в нем выражается только состояние самого животного и некоторые внешние свойства окружающих предметов (например, сигналы в языке жестов у муравьев: «там опасность», «там еда»). Однако в языке животных нет понятий — поэтому выразить на нем законы природы или хотя бы простые суждения общего характера («все люди смертны», «все лебеди белы») принципиально невозможно.

Между языком и сознанием возникает глубокая связь. Передать мысли одного человека другому можно только при помощи знаковых систем и материального носителя. В абстрактном мышлении человек пользуется понятиями, а им соответствуют не отдельные вещи, а целые классы вещей. Обозначить, например, понятие «дом вообще» конкретным предметом, указав на какой-то реальный дом, невозможно: «дом вообще» нигде не существует в чистом виде, это понятие — результат мысленной процедуры обобщения, абстрагирования свойств огромного множества предметов. Понятия, отделяясь от чувственного представления конкретной вещи, теряют опору в наглядности и поэтому должны иметь некоторую иную чувственно фиксируемую форму. Обозначить понятие может только слово — главный компонент языка. Язык становится средством формирования, сохранения и передачи мысли, выраженной всегда в абстрактных понятиях.

Характер языка выражает уровень развития сознания, человеческих знаний о мире. Так, у племен дикарей существуют языки, в которых всего несколько сотен слов. Современному европейцу такого словарного запаса давно уже недостаточно. Закономерности развития языков изучает особая наука — языкознание. Языкознание показало, что все современные языки цивилизованных народов являются результатом долгого исторического развития. Ученые обнаружили, что все естественные языки (то есть возникшие стихийно в ходе исторического развития) имеют общие черты, обусловленные общностью законов мышления. Например, во всех без исключения человеческих языках существует разделение предложения на тему и рему. Тема — это исходный пункт сообщения, то, относительно чего нечто утверждается. Рема — то, что утверждается или спрашивается. Так, в простейшей фразе «взошло солнце» тема — «солнце», а рема — «взошло». Структура и словарный запас естественных языков постоянно совершенствуются. Происходит появление или заимствование из других языков новых слов. Структурные изменения языка иногда заметны на протяжении жизни одного поколения. Так, в последние десятилетия в русском языке наметилось отмирание склонения числительных: склонять их (изменять по падежам) не умеют даже дикторы радио и телевидения, речь которых в ХХ веке считалась эталонной. Можно высказать предположение, что в обозримом будущем склонение числительных в русском языке отомрет (что уже давно произошло, например, в английском).

Наряду с естественным, стихийно сложившимся у того или иного народа языком существуют языки других типов. Развитие науки и техники потребовало создания специальных и искусственных языков — в наше время это, например, языки программирования. Такие языки включают специальные термины и особые правила применения, отражающие содержание данной научной дисциплины, отрасли техники или особой сферы человеческой деятельности (например, спорта). Искусственный язык может быть формализованным или математизированным. В формализованном языке точно определены правила его использования, устранена многозначность терминов и введена специальная знаковая система — в виде цифр, букв или других обозначений. Таким искусственным формализованным языком пользуются, например, в правилах дорожного движения. Математика издавна начала создавать особый язык, необходимый для точных количественных расчетов. Так, для пересчета предметов достаточно иметь натуральный ряд чисел и действие сложения. Для описания физических процессов науке XVII — XX веков потребовалось усложненить математический язык — были созданы исчисление бесконечно малых, теория пределов, дифференциальное и интегральное исчисление и т. д.

Анализ деятельности человека в начальный период его исторического развития отчетливо показывает тесную взаимосвязь биологических и социальных факторов возникновения сознания, а именно:

  • социальные факторы могли появиться только при наличии определенных биологических предпосылок;
  • появление социальных факторов существенным образом влияет на развитие биологических предпосылок.

Так, например, непосредственная орудийная деятельность обусловила за сравнительно короткий срок возрастание объема мозга от 500 куб.см до 1 400 — 1 600 куб.см.

В зарождении и развитии человеческого сознания важное место занимает речевое общение, язык.

Общинная связь, совместная деятельность формирующихся людей через расширение связей, через порождение качественно новых связей стали важным социальным фактором происхождения сознания.

Таким образом, происхождение сознания определялось как биологическими, так и социальными факторами.

Подводя итог описанию человеческого сознания можно сформулировать два его определения. Первое носит общефилософский характер и основано на понимании сознания как вторичной реальности, производной от материи, — реальности исходной, или первичной.

Сознание — это высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей.

Однако это определение не указывает на конкретные механизмы познавательной деятельности, функционирующие на основе сознания. Более детальное, конкретное исследование механизмов сознания осуществляет уже не философия, а ряд других, частных наук — прежде всего психология, а также языкознание, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика и т. д. С точки зрения психологического подхода общефилософское определение сознания можно дополнить более конкретным определением.

Сознание — высшая форма психической деятельности, функционирующая во взаимодействии с трудом и речью (языком).

Каждая наука, исследующая сознание человека, раскрывает свои, специфические аспекты этого уникального явления.

В последние десятилетия в результате развития кибернетики (науки о связях и управлении в системах) и создания все более мощных компьютеров появилась возможность имитировать работу мозга и осуществлять с помощью электронной техники функции, аналогичные мыслительной деятельности. Теория и практика создания кибернетических систем свидетельствуют о том, что машине передаются все более сложные функции мозга, причем многие из них она выполняет лучше, чем это делает человек. По-видимому, не существует функций мышления, которые не могли бы имитироваться достаточно сложными ЭВМ будущего. В этой связи возникает вопрос: не способна ли машина мыслить, есть ли принципиальное различие между ЭВМ и мыслящим мозгом?

Ответить на этот вопрос позволяет концепция соотношения низших и высших ступеней развития материи. ЭВМ состоит из физических элементов и находится на несколько уровней сложности ниже социальной формы материи — человека и его мыслящего мозга. Поэтому компьютер не может обладать равным с человеком творческим потенциалом. Работа машины сводится к физическим явлениям и процессам — электронным импульсам, магнитным состояниям и т. п. Деятельность мозга приводит к возникновению идеального образа, отражающего качества вещей. В машине никаких идеальных образов не возникает. Можно предположить, что в будущем будут созданы ЭВМ, работающие на искусственно сконструированных химических и биологических субстратах, которые удастся каким-то образом включить в социальные взаимодействия, смоделировать работу органов чувств, человеческие эмоции и т. п. По своему уровню сложности такие субстраты приблизятся к человеческому мозгу. Это будут, конечно, приборы (или организмы?) принципиально иной природы, чем современная вычислительная техника. Не исключено, что на их базе возникнут некие машины — организмы, адекватно воспроизводящие идеальные образы и сознание, аналогичное человеческому. Нельзя исключить, что на определенном уровне развития науки осуществится искусственная сборка человеческого мозга или органа, близкого к нему по строению и функциям. Однако в настоящее время возможность создания искусственных объектов, аналогичных человеческому мозгу и адекватно моделирующих сознание, остается только более или менее вероятным предположением.

10.6. Сознание — обобщающе-абстрактная, идеальная форма отражения

Есть несколько различных подходов к определению сущности сознания, причем они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют, давая таким образом, полное представление о сущности сознания путем показа различных его аспектов (табл.10.5).

Таблица 10.5

Сущность сознания

Исторический

аспект

Функциональный

аспект

Гносеологический аспект

Социальный аспект

Сознание вторично по отношению к материи, это продукт исторического развития и усложнения материи

Сознание — это функция нормально работающего человеческого мозга

Сознание — это качественно новая, идеальная форма отражения, это субъективный образ объективного мира

Сознание — это активно-преобразующеее отражение действительности общественным человеком

Все это позволяет дать определение сознания.

Сознание — это продукт исторического развития материи, высшая, свойственная общественному человеку функция мозга, идеальная форма отражения, состоящая в активно-преобразующем отражении действительности.

Что значит — сознание идеально?

Ранее мы уже подчеркивали, что идеальное представляет собой объективный образ отражаемой действительности. Это отражение внешнего мира в логических идеальных образах (т. е. в формах сознания человека).

Идеальность сознания выражается в том, что:

  • оно не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических и биологических процессов, которые протекают в мозгу человека;
  • физиологические и биологические процессы — лишь носители субъективных образов, но в образы не включаются;
  • в образах сознания запечатлевается информация об отражаемых объектах.

Важной характеристикой сущности сознания является понимание его активно-творческого характера. Активно-творческий характер сознания проявляется в следующем:

  • в избирательном отражении;
  • в целенаправленном отражении;
  • в мысленной «переработке» полученных образов;
  • в создании на основе полученных образов и их переработки новых образов, не имеющих аналогов в действительности.

Нередко с понятием «сознание» отождествляется понятие «психика». Это неправильно. Строго говоря, сознание не тождественно психике. Психика человека представляет собой единство осознанного и неосознанного (табл.10.6). К сфере сознания относятся лишь осознанные элементы психики.

Таблица 10.6

Какова же структура самого сознания?

В структурном отношении сознание включает в себя ряд компонентов, которые характеризуют определенные стороны или проявления самого сознания.

Поскольку главное назначение сознания состоит прежде всего в познании действительности, то основным компонентом, ядром сознания является знание, которое включает в себя следующие элементы (табл.10.7).

Таблица 10.7

Знания могут быть:

  • обыденными, житейскими, донаучными;
  • художественными, возникающими в процессе эстетического отражения действительности;
  • научными.

Наряду с достоверными результатами познания сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды (религиозные взгляды, верования и т. д.)

Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями,то важным компонентом сознания являются эмоции, представляющие собой осознанные переживания. Новейшие экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80 % всех запомнившихся фактов эмоционально окрашены, 16 % — безразличны, 4 % — неопределенны. Из эмоционально окрашенных 65 % были связаны с чувствами удовольствия, 30 % — с неприятными переживаниями. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности.

Наряду с эмоциями огромную роль в функционировании сознания играет такой его важный компонент, как воля.

Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. В опасной ситуации, при чрезмерной усталости или болевых ощущениях человек усилием воли заставляет свой ум, несмотря на трудности, находить выход из создавшейся ситуации, обеспечить достижение поставленной цели.

Знания, эмоции и воля в своем единстве обеспечивают нормальную работу сознания, выполнение им ряда жизненно важных для человека функций.

Какие же это функции?

Функцией сознания, выражающей его сущность, является познание. Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения их точности и полноты отражения. Благодаря единству познания, осознания и самосознания осуществляется оценка полученной информации.

Человеческое сознание выполняет также функцию накопления знаний (аккумулятивную функцию).

Реализация полученных знаний возможна лишь при условии, что сознание выполняет функцию постановки цели и конструктивно-творческую функцию.

Целенаправленная деятельность предполагает, что сознание выполняет и функцию управления.

Названные функции сознания характеризуют его активность и обеспечивают повышение этой активности в процессе развития общества и усложнения социальных задач, решаемых людьми, чему помогает коммуникативная функция сознания.

К функциям сознания также относятся:

  1. адекватное отражение, единство познания, осознания, самосознания;
  2. преобразующая функция;
  3. оценка и самооценка, аксиологическая функция;
  4. мировоззренческая функция.

Выводы

Сознание — высшая ступень развития форм отражения материи. Происхождение сознания обусловлено взаимосвязанной совокупностью биологических и социальных факторов.

Аннотация

Самое обсуждаемое
Презентация на тему Презентация на тему "Урок по рассказу И
«Методический кабинет как основа эффективной методической работы в дошкольном образовательном учреждении» - презентация «Методический кабинет как основа эффективной методической работы в дошкольном образовательном учреждении» - презентация
Газы и газообразные вещества Газы и газообразные вещества


top