Реестровые казаки россии. Казачьи общества

Реестровые казаки россии. Казачьи общества

Общественными объединениями, на наш взгляд, требующими более тщательной правовой регламентации и четко определенного правового статуса являются общественные объединения казачества. Казачество в России имеет глубокие исторические корни, и поэтому казачье движение является на сегодняшний день одним из немногих существующих движений, способных уже сейчас к активным созидательным действиям по укреплению Российской государственности и консолидации русской нации. Не учитывать и недооценивать это движение крайне не дальновидно. Казачество в силу своей специфики и распространенности во многом может служить как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором существующей политической системы.

Движение за возрождение казачества возникло в конце 70-х годов. Но юридически оформиться и получить правовой статус смогло только с принятием Закона СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях». С 1990 г. были образованы и зарегистрированы сотни казачьих организаций по всей территории Советского Союза. Но закон «Об общественных объединениях» регламентирует права на создание общественных объединений, не учитывая особенностей создания и функционирования отдельных из них. Поэтому структуры казачьих объединений, на сегодняшний день, аморфны, члены нередко политизированы, лидеры часто находятся во враждебных отношениях друг с другом, кое-где задают тон криминализированные и люмпенизированные элементы, политиканы и авантюристы, возникают незаконные вооруженные формирования, имеют место значительные экономические правонарушения. И во многом, процесс становления казачьего движения будет зависеть от того, насколько верно и грамотно будут определены в конституционно-правовом поле Российской Федерации сущность и статус казачества, специфика его службы, а так же степень взаимодействия органов государственной власти с казачьими организациями.

В 1990 г. разрозненное, разбросанное по всей территории бывшего Союза казачье движение провело свое первое Всероссийское совещание. Образование Союза казаков послужило началом организационного оформления казачьего движения. Союз казаков объединил десяток межрегиональных и около 360 региональных и местных казачьих организаций. Уже на сегодняшний день на территории России насчитывается уже свыше пяти миллионов человек, считающих себя казаками, в странах СНГ - еще полтора миллионов. Образованно 12 казачьих войск и более 70 землячеств - от Дона, Кубани, Терека до Амура и Уссурийска.

Большое значение в возрождении казачества сыграл Закон «О реабилитации репрессированных народов» 26.04.91 г. В данном законе была осуждена проводимая ранее партийно-государственная политика репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей во времена Советской власти, дан толчок к его возрождению и развитию. Но наряду с положительными моментами данный закон спровоцировал создание конфликтной ситуации между отдельными казачьими обществами и государственными органами на местах. Речь идет прежде всего о ст. 6 того Закона, где предусматривается восстановление национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения. Наиболее реакционно настроенные казачьи объединения требуют возврата земель, на которых находились казачьи войска в 1918 г., что в современных условиях просто невозможно. Необходимо считаться с реалиями сегодняшнего дня. Новый передел земли просто невозможен и может вызвать противостояние не только внутри страны, но и спровоцирует конфликт на межгосударственном уровне, т.к. часть земли отошла к другим государствам: Украине, Грузии, Казахстану. И если все так ратуют за возрождение былого казачества, то, наверное, стоит основывать это возрождение на принципе, существовавшем во времена Российской империи - жаловать землю за службу.

В последующем Указе Президента Российской Федерации от 16 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» о восстановлении национально-территориальных границ уже не чего не говорится и оговаривается выделение земли на основе действующего земельного кодекса. В Указе декларируется готовность государства поддерживать движение за возрождение казачества, восстановление экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества, оговариваются права на создание традиционных хуторских, станичных, окружных и войсковых обществ и рассматривается механизм их создания и взаимодействия с государственными органами. По существу Указ напрямую направлен на возрождение казачества и, по сути, должен быть одобрен, но он имеет существенное упущение, которое в дальнейшем может вызвать крупное осложнение во взаимодействии с казачеством. В Указе казачество определяется как культурно-этническая группа людей, что влечет за собой развитие идеи об этнической обособленности казачества от русского этноса. Рост подобных настроений наблюдался и раньше в периоды общенациональных кризисов, например, во время гражданской войны 1918-1922 г.г. Данные тенденции наблюдаются и в настоящее время.

Давно ведутся споры в научном мире о том, кем считать казачество: этносом или служивым сословием. Не будем вдаваться в глубину научных споров, но на наш взгляд, стоит согласиться с доводами И. Аверина, что в Российской истории не существовало этноса «казак», а имел хождение термин, обозначающий социальную категорию населения, формировавшеюся из представителей разных народов- этносов. Казачество формировалось под контролем и по инициативе государства, а не по естественным этнообразующим законам. Что в общем-то и надо брать за основу законодательным органам в определении правового статуса казачества.

Отсутствие четкой и целенаправленной политики государства по отношению к казачеству способствовало политизации движения и как следствие этого разделение его на два враждующих лагеря. Один из которых возглавляет «Союз казаков», другой «Союз казачьих войск России и зарубежья». Стихийный путь развития привел к тому, что сформировалось частично самозваная «верхушка» казачества, которая встала на путь коммерционализации, сближения с криминальными элементами, с реакционными национал-патриотическими движениями.

Сегодня отношение российского государства к казачеству меняется. Государство озабочено тем, какой правовой статус предоставить казачеству. Мы считаем, что существует два пути, по которым могут пойти казачьи объединения, и соответственно два различных правовых статуса. По какому пути идти, должны выбрать сами члены персонально каждой казачьей организации. Первый путь, при котором казачьи объединения не захотят взять на себя обязательства по несению военной или иной службы, будут иметь возможность продолжать свою работу по возрождению и преумножению культурных традиций и ценностей, опираясь на правовой статус предоставляемый им Законом РФ «Об общественных объединениях» 1995 г. Второй путь - это интеграция казаков в систему государственной службы, то есть предоставление казачьим структурам государственного статуса. В период с 1994 по 1996 г. г. разработаны и приняты нормативные документы, регламентирующие деятельность казачества как одного из элементов государственной структуры.

Первым нормативным актом в этой цепи стал Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», который стал первым документом, реально закрепляющим в правовом, конституционном поле нашего государства стремление Российского казачества служить.

По существу этот Указ открыл новую веху государственного становления российского казачества. Этим Указом устанавливается порядок внесения в государственный реестр хуторских, станичных, городских, окружных и войсковых казачьих обществ, члены которых взяли на себя обязательства по несению государственной службы. Ставится заслон размежеванию в казачьем движении и проникновению в среду казачества криминальных структур, их сращиванию с некоторыми псевдовождями, что дискредитирует движение казачества в российском обществе. Целый ряд организаций казаков выступает за единство России и намерены взять на себя тяжесть и ответственность несения государственной и иной службы. Именно такие организации и будут внесены в Государственный реестр казачьих обществ.

В процессе регистрации на одной территории не могут быть зарегистрированы два или более войсковых общества. В Государственный реестр включаются лишь одно войсковое общество, правопреемник существовавшего до 1917 г. войска на данной территории. Низовая казачья организация должна входить в состав этого войска. Если же на какой-либо территории существует два или более казачьих общества, им следует объединиться. Только после включения казачьих обществ в Государственный реестр можно будет решать вопросы их финансирования, предоставления им экономических и иных льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 16.04 96 года «Об экономических и иных льготах, представляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы». В данном Указе предусматривается бесплатное предоставление земельных участков переселившимся в приграничные районы для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, и предоставление им беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение хозяйством, и освобождение от уплаты земельных и иных налогов и т.д.

Другим должно быть отношение к организациям с сепаратискими настроениями, имеющими в своем составе криминогенные элементы, к тем, которые втягивают казачество в экстремальные действия на стороне различных политических группировок. Необходимо уже сейчас государственным органам прекратить заигрывание с такими организациями и отдельными личностями и применять предусмотренные российским законодательством меры.

Надо сказать, что во многих федеральных органах власти уже созданы структуры, способствующие возрождению казачества. Образованны комитеты и комиссии по делам казачества в администрациях тех краев и областей, где традиционны казачьи поселения. Но пока эти органы действуют оторвано друг от друга.

Вот почему сначала был создан Совет по делам казачества, а затем было образованно главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, и предписывалось всем федеральным органам исполнительной власти, которые привлекают казачьи общества к государственной и иной службе, создать подразделения по работе с казачьими объединениями.

Следующий Указ Президента носит более широкий характер, что видно уже из его названия - «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе». Указ утверждает Положение о привлечении казачьих обществ к государственной и иной службе. В Указе оговариваются несколько видов службы. Это - военная служба, охрана Государственной границы (в составе общественных образований), производство и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил РФ и других войск. Члены казачьих обществ помимо этого могут привлекаться к охране общественного порядка, участию в ликвидации последствий стихийных бедствий. К таможенной охране, егерской, природоохранной и экологической службе, охране лесов от пожаров и т.д. Привлечение членов казачьих обществ к службе осуществляют заинтересованные федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления на основании решения общего собрания хуторского, станичного, городского казачьих обществ и оформляется договором. Типовой договор о несении такой службы утверждает Президент Российской Федерации, что уже само по себе повышает статус этого акта.

Сейчас в Правительстве Российской Федерации рассматриваются проект Закона «О российском казачестве», проект постановления Правительства «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков казачьим обществам», проект «Комплексной государственной программы поэтапного экономического и культурного возрождения казачества» и другие документы. Этот комплекс нормативных материалов будет способствовать становлению Российского казачества и позволит окончательно включить его в структуру Российской государственности.

22.01.2012

Реестровое казачество: проблемы и перспективы

Что такое казачий реестр?

Едва ли не первым упоминанием о реестровом казачестве являются сведения из средневековых документов Речи Посполитой. Реестровыми тогда назывались казаки, служившие польской короне и защищавшие страну от татарских и османских набегов. Из-за неприязни польской шляхетской верхушки к православным казакам численность реестровых казаков по отношению ко всему казачеству составляла малую часть (в 1625 г. - 6 тысяч из 200 тысяч человек, желавших быть казаками и бывших ими де-факто).

Впоследствии, при гетмане Богдане Хмельницком, боровшемся за освобождение Украины от польского владычества, численность реестрового казачества возросла многократно. Российское правительство выказывало стремление не к ограничению, а к всемерному росту численности казачьих войск; казаком становился всякий православный, кого принимали в состав казачьих обществ.

В XIX веке, после многочисленных блестящих побед казаков в войнах с лучшими европейскими и азиатскими армиями, некоторые государства попытались создать собственные «казачьи» войска. Но оказалось, что набрать отборных, хорошо подготовленных воинов и обучить их казачьей тактике ведения боя недостаточно, чтобы побеждать в бою настоящих казаков. После нескольких лет подобных экспериментов в Англии и Пруссии их организаторы пришли к выводу, что человека казаком делает не его военная выучка, а особое состояние души, присущее лучшим представителям восточного славянства. Словом, казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть. Тем самым авторитетнейшие военные специалисты Европы и мира признали тот факт, что только православная Россия обладает уникальным человеческим материалом, который способен многократно усиливать ее армию.

После революции 1917 г. и Гражданской войны казачество как военно-служилое сословие перестало существовать. Казаков перевели в разряд колхозного крестьянства. Однако уцелела казачья культура, а в 1936 году, в преддверии Великой войны, решено было сформировать в казачьих областях (на Дону и Кубани) кавалерийские казачьи части и соединения. По общему признанию, кавалерийские корпуса и конно-механизированные группы отлично показали себя в ходе войны с германским фашизмом, но уже 24 июня 1945 г., сразу после парада Победы, И. В. Сталин приказал маршалу С. М. Буденному приступить к расформированию кавалерийских соединений, т. к. кавалерия как род Вооруженных Сил упразднялась. Главной причиной этого Верховный назвал острую необходимость народного хозяйства в тягловой силе.

Начало возрождения казачества в СССР, а затем в Российской Федерации относится к концу 1980-х гг. В декабре 1991 г. состоялся первый Войсковой Круг Оренбургского казачьего войска. С этого времени идет процесс возрождения Оренбургского казачества – второго по старшинству после Донского (дата образования оренбургского казачества – 1574 год).

Почти одновременно с этим шло создание Курганского областного землячества казаков (апрель 1992 г.) и Курганского отдела (1993 г.) в составе Оренбургского казачьего войска.

В середине 1990-х гг. согласно соответствующим положениям Указа Президента РФ проводилась большая работа по созданию реестра казачьих обществ. В условиях сложной политической обстановки (шла первая чеченская кампания) предполагалось доверить новоиспеченным реестровым казакам несение государственной службы. 17 февраля 1997 года вышел Указ Б. Н. Ельцина о переходе забайкальских, сибирских и терских казаков на государственную службу. Из этого, как и многих других ельцинских начинаний, ничего не вышло, хотя желавших послужить Отечеству оказалось достаточно (к примеру, в Курганском отделе, распространявшем тогда свою деятельность на 8 районов Курганской области, - около 1500 человек).

Новый толчок в деле создания реестровых казачьих обществ произошел спустя 10 лет – 5 декабря 2005 г. был принят Федеральный Закон №154 «О государственной службе российского казачества». В законах и федеральных актах указывается, что основным видом деятельности казаков является государственная служба членов казачьих обществ по защите государственной границы, охране общественного порядка, взаимодействие с МЧС и другими федеральными структурами. Для прохождения военной службы казаков вновь приступили к решению вопроса создания казачьих частей и соединений.

В деле регистрации реестровых казачьих обществ проделана большая работа. В течение 2010-2011 гг. были зарегистрированы хуторские казачьи общества: хутора Неверовский, Лебяжьевский, Курганский, Шадринский, Шумихинский и др. В январе 2011 г. в Кургане прошел первый Круг Зауральского отдельского казачьего общества (ЗОКО), на котором были избраны атаман и члены Правления. Первым атаманом Зауральского отдельского казачьего общества единогласно был избран Александр Николаевич Зайцев. К этому времени в ЗОКО насчитывалось уже более 2 тысяч реестровых казаков. В мае 2011 г. был зарегистрирован Устав Зауральского отдельского казачьего общества, а 1 ноября Губернатор Курганской области О. А. Богомолов подписал принятый Курганской областной Думой Закон «О развитии российского казачества на территории Курганской области». Таким образом, в настоящее время все казачество подразделяется на две больших группы: реестровое и общественное.

В отличие от реестровых, казаки общественных казачьих организаций не изъявили согласия принять на себя обязательства по несению государственной и иной службы, оговоренной соответствующими федеральными и областными законами. Причин этому много (возраст, состояние здоровья, конфессиональная принадлежность и др.), но одной из главных, на наш взгляд, является та, которая имела место последние 20 лет – это ложное представление об основах казачьей демократии и стойкое нежелание подчиняться. Буза и буйство, характерные некоторых казачьих обществ в 1990-е годы, вне сомнения, кое-кого очень устраивали. Не случайно в некоторых регионах войсковых и отдельских атаманов набиралось по полдесятка и более. Не секрет, что в каждой области, где есть казаки, еще действует немало самостийных «батьков», под началом который якобы состоят целые отделы, станицы, а то и «полки». Как правило, «войско» данных атаманов (а по действующему законодательству – председателей общественных казачьих организаций) существует лишь на бумаге: круги проводятся нерегулярно, списки казаков устарели.

Согласно действующему законодательству, одежда казаков реестровых и общественных казачьих структур должна существенным образом различаться. Поскольку казаки-общественники находятся вне государственной службы, они не имеют права носить кокарды, погоны, нарукавные эмблемы, шевроны. Мироощущение казака основывается на православной вере, земле и казачьей службе. В казачьей семье мужчина сызмальства должен готовиться к служению государству. В службе России заключена историческая роль казачества, но ее-то и не осознает до конца большинство казаков-общественников. На какую службу может рассчитывать казак, находясь в составе общественной организации? А его сыновья, внуки? Основная задача общественников – сохранение казачьей культуры. В этом деле реестровые казаки могут и должны сотрудничать с ними. Но некоторые председатели общественных казачьих организаций, не желая терять былое влияние, брызжут ядом на реестровое казачество. Надо ли говорить, что это самым пагубным образом подрывает казачье единство? Тем более, что жизнь реестровых казаков – вовсе не сахар.

Служить бы рады…

Законы и правовые акты о государственной службе казачества были приняты казаками с воодушевлением. Еще бы! Послужить Родине верой, правдой, силой – этого казачество Новой России дожидалось в течение многих лет. Следовало доказать, что реестровые казачьи общества не на словах, а на деле способны нести государственную службу, самостоятельно решать сложные, требующие опыта и специальных знаний вопросы. Казачьи общества Курганской области активно включились в работу по поддержанию правопорядка, оказанию помощи военным комиссариатам по проведению призывов 2009 и 2010 гг. На данных участках казаки достойно показали себя. В апреле 2010 г. за плодотворную работу по военно-патриотическому воспитанию и тесное сотрудничество с Военным комиссариатом Курганской области по работе с призывной молодежью хуторское казачье общество «Хутор Курганский» награждено грамотой военного комиссариата. Силовые структуры по понятным причинам охотно шли на заключение соглашений с хуторскими казачьими обществами, а затем и с ЗОКО. 2 сентября 2010 г. заключено соглашение с Управлением федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области. Согласно договоренности, казаки проводят мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и выявлению их незаконного оборота, а также по выявлению и уничтожению незаконных посевов наркосодержащих растений и дикорастущей конопли. Зауральское отдельское казачье общество участвует в работе антинаркотической комиссии Курганской области.

Руководство хуторского казачьего общества «Хутор Неверовский» (атаман войсковой старшина А. Н. Зайцев), памятуя о том, что основным видом деятельности согласно положению Устава является государственная служба казаков по защите государственной границы, пошло на формирование добровольной казачьей дружины (ДКД). Казаки в количестве 50 человек привлечены к дежурству в составе пограничных нарядов на пяти постах наблюдения и автомобильных дорогах пограничной зоны. Казачья экипировка, вооружение, автотранспорт, горюче-смазочные материалы – всем этим члены ДКД обеспечиваются за счет казачьих структур. Командование подразделениями дружины возложено на казачьих офицеров, являющихся офицерами запаса Российской Армии, пограничной службы, ФСКН, МВД, МЧС. Перед началом дежурств на границе казаки проходят обучение по специальным учебным планам.

ДКД сотрудничает с Большой Курейнской и Приволинской заставами, Петуховским отделом. В 2010 г. на данных направлениях было выставлено более 200 совместных (пограничники и казаки) пограничных нарядов, в 2011 – более 300. Привлекаются казаки и к таможенным нарядам, а также разведывательным и оперативно-розыскным мероприятиям совместно со службами пограничного управления. Уровень своей подготовки они поднимают на совместных учениях по задержанию «нарушителей» и отработке взаимодействия с подразделениями пограничников.

Круглосуточно, в течение года, охраняется таможенный переход Неверовский с прилегающей 10-километровой зоной. Для этого казаки обеспечиваются тепловизорами и другими специальными электрическими приборами.

С честью выполняя свой долг по защите государственной границы Российской Федерации, имеют отличия по службе сотник В. А. Родионов, хорунжие И. Ю. Мединец, М. К. Тюменов, С. А Шалашов, старшие вахмистры А. А. Александров, А. Д. Пупышев, вахмистры Е. В. Варламов, А. М. Топоров. Думается, о таких казаках сказал перед смертью герой Отечественной войны 1812 года атаман М. И. Платов: «Мы рождены не для прогулок по паркам и не для сиденья на мягких диванных подушках. Нашей священной миссией всегда были сражения за родную землю в бескрайних степях, в лесах и болотах, под палящим солнцем и под проливным дождем. Нашим приютом чаще всего были горящие костры и наспех построенные шалаши… Таков наш удел, таковым ему оставаться и вовеки…»

Следует заметить, что на сегодняшний день данный опыт зауральских казаков, по сути, является уникальным, т. к. на территории Российской Федерации к защите государственной границы ни одно казачье общество пока не приступило. В «активе» казаков – многочисленные задержания нарушителей государственной границы и групп контрабандистов, а также грамоты, знаки отличия, благодарность Первого заместителя директора – руководителя Пограничной службы ФСБ России генерала армии В. Е. Проничева, в «пассиве» 3 миллиона рублей – издержки казачьих структур, связанные с деятельностью ДКД по защите государственной границы РФ.

Участие казаков в защите государственной границы – это служба чести одной ради, служба не за страх, а за совесть: ведь Законом «О развитии российского казачества на территории Курганской области» не предусмотрено никакой социальной поддержки членам семьи казака в случае его увечья или гибели на государственной службе. (Для сравнения: подобный закон давно принят депутатами Свердловской области, и там положения по социальной поддержке казачества разработаны четко. Но Курганская областная Дума почему-то отвергла предложенные казаками дополнения в проект закона, хотя они полностью соответствуют букве и духу одноименного законодательного акта соседей.)

Что говорить, если ЗОКО, эта областная некоммерческая организация, многие члены которой де-факто давно несут государственную службу, уже в течение многих месяцев тщетно добивается выделения помещения под штаб? Казаки горько шутят: бумажной перепиской по данному вопросу уже можно выстелить путь от хутора Неверовский до здания областного правительства. Многие удивляются: неужели властям не по зубам решить то, что даже для среднего бизнесмена – плевое дело?

Вряд ли в целом мире найдется такая «социальная группа», как российские казаки, которые хотели бы добровольно, зачастую безвозмездно, служить государству. При этом государство (в лице тех или иных своих органов) этому благородному и похвальному желанию своих граждан противится до последней возможности. Один старый казак, ровесник Октябрьской революции и участник Великой Отечественной войны, в день своего 90-летия сказал так: «В свое время наше Оренбургское казачье войско посчитали наиболее реакционным и контрреволюционным, потому и пострадало оно от большевистского государства больше других. В двадцатые-тридцатые годы высекали и «белых», и «красных» казаков под одну гребенку. А что при нынешней, новой власти казаки получили? Да ничего! Когда им дозволят служить России, Бог весть. Моей жизни не хватило - увидеть это. А молодым казакам так скажу: честно служите России и ничьего соизволения на это не спрашивайте».

Мечты некоторых господ о том, что, заболтав и замотав насущные казачьи вопросы, они добьются разочарования казаков и распада казачьих обществ, оказались несостоятельными. С годами количество носителей казачьих идей не уменьшается, а растет. Похоже, что высшая власть это уже понимает. Значит, со временем должны будут понять все.

В. Масляев ,

председатель Суда чести

Зауральского отдельского

казачьего общества,

войсковой старшина

Н. Сидоренко ,

председатель Совета стариков

Зауральского отдельского

казачьего общества,

казачий полковник


Количество показов: 12827

В Москве с 1 апреля по 15 июля в рейдах по поиску уклонистов от армии будут участвовать казаки — они будут ходить по квартирам, вручать повестки и рассказывать о необходимости армейской службы. Соглашения о сотрудничестве уже подписаны с 27 военкоматами Люблино и Кузьминок. К работе с уклонистами от армии планируется привлечь до 1,4 миллиона казаков.

Российское казачество – это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного, окружного или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Из федерального закона «О государственной службе российского казачества», принятого Госдумой 9 ноября 2005 года и одобренного Советом Федерации 23 ноября 2005 года.

Казачьи дружины обретают всё новые и новые полномочия — в Ростове-на-Дону они патрулируют популярные места отдыха на природе и ведут разъяснительные беседы с нарушителями, в Новосибирске охраняют дачи, в Москве — патрулируют центральные улицы и парки в поисках тех, кто распивает алкоголь или курит в неположенном месте, а на новогодние праздники борются ещё и с фейерверками в неположенных местах. С 1 апреля казаки придут в квартиры призывников с повестками.

Казачьи дружины патрулировали парки

Фото: / Антонина Ерофеева

Что позволило казакам обладать такими правами? Ничто другое, как Конституция РФ, а именно Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества» и иные федеральные и региональные законы. В соответствии с указанным Федеральным Законом, субъекты РФ получили право на создание казачьих обществ и на их регулирование. Получается, что каждый регион может наделять казаков правами на собственное усмотрение. Однако — не всеми.

«Например, на территории Краснодарского края деятельность Кубанского войскового казачьего общества регулируется Законом Краснодарского края № 539-КЗ от 05.11.2002 года», — комментирует юрист Владимир Лыгин.

Согласно федеральному закону, казачьи общества могут привлекаться для прохождения военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, проходить правоохранительную службу. А также казаки имеют право участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом.

«Плюс ко всему казаки могут осуществлять и иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти, самоуправления муниципальных образований. Но региональные законы не могут противоречить федеральному законодательству», — рассказывает Лыгин.

После заключения таких вот соглашений органы исполнительной власти нашей страны и органы местного самоуправления муниципальных образований вправе привлекать членов казачьих обществ для осуществления самых разных функций.


О правах казаков рассказывает юрист Владимир Лыгин. Фото из личного архива

Сергей, житель Москвы, рассказывает, как однажды имел стычку с казаком в центре Москвы, недалеко от Красной площади. Сергей стал свидетелем разговора двух патрульных казаков, которые громко, на всю улицу, кричали, что «во всех бедах России виноваты жиды». «Уж не знаю, зачем меня дёрнул чёрт влезть и поспорить, но я сказал им, что то, что они говорят, противоречит федеральному законодательству — это разжигание ненависти. В итоге мне заломили руки и попытались куда-то увезти. Мне кричали, что они при исполнении и сейчас сдадут меня в полицию. За что? Повезло, что стали останавливаться прохожие, казаки поумерили пыл, обругали меня последними словами и отпустили. Это нормально? С какой стати это люди пытались ограничить мою свободу?» — задаётся вопросом москвич.

Задерживать — нет полномочий

Если казаки и выступают помощниками правоохранительных органов, их полномочия они никоим образом не перенимают, поэтому не имеют права требовать у вас предъявить документы и задерживать вас. Казаки могут быть только «руками» уполномоченных — но ни в коем случае их не заменять.

«Казачьи общества не наделены правами по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, тем более не имеют права привлекать к уголовной ответственности», — констатирует Владимир Лыгин.

То есть члены казачьих обществ только совместно с работниками полицииимеют право осуществлять патрулирование и охрану общественного порядка.

Вот и получается, что казаки имеют полное право обеспечивать безопасность при проведении массовых городских гуляний, праздников, совместно с правоохранительными органами осуществлять патрулирование улиц посёлков, принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они имеют право сопровождать грузы, участвовать в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации, участвовать в егерской, природоохранной и экологической службе, охранять объекты обеспечения жизнедеятельности населения, охранять лес от пожаров, защищать от вредителей и болезней.

В Краснодарском крае, где казаки давно сотрудничают с властями, краевые власти обеспечили их дополнительной защитой. Учитывая, что члены Кубанского казачьего общества несут государственную службу вместе с правоохранительными органами и органами ЧС, но не попадают под защиту федеральных законов защищающих работников МО, МВД и МЧС в Краснодарском крае принят закон № 247-КЗ от 13.03.2000 г. «О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества, привлекаемых к несению государственной и иной службы в Краснодарском крае».


Казаки патрулируют город только совместно с полицейскими. Фото: / Елена Панкова

Единственное преимущество кубанских казаков

Казаки имеют право охранять, а вот на Кубани их тоже охраняют, специальным законом. В нём говорится о том, что члену казачьего общества при получении увечья (ранения, травмы, контузии) в связи с исполнением им обязанностей по несению государственной службы в полном объёме оплачивается стоимость лечения, предоставляемого на территории Краснодарского края, и выплачивается единовременное пособие в размере 100-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В случае гибели члена казачьего общества в связи с выполнением им обязанностей по несению государственной службы семье погибшего оплачиваются расходы на погребение в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и опять же выплачивается единовременное пособие, но уже в размере 1000-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Пособие выплачивается из краевого бюджета.

«Отличий в правах у казаков кубанских и казаков в других городах нет, — говорит юрист. — Всё зависит от соглашений, которые они заключают с муниципалитетами. Ведь каждое соглашение накладывает свой порядок прав и обязанностей. Пожалуй, единственное отличие кубанского казачества от многих других — это то, что Кубанскому войсковому казачьему обществу предоставляется право учреждения частной охранной организации согласно распоряжению председателя правительства России Дмитрия Медведева от 11 сентября 2012 года. Но оно не исключительное: такое право есть только в 20 субъектах по всей России».

А вот меры социальной защиты казаков есть далеко не во всех регионах. Поэтому при несении государственной службы они значительно более уязвимы, чем, например, полицейские и пожарные.

В Госдуме разрабатывают законопроект, регулирующий ношение казачьей формы. Согласно документу, право носить знаки отличия будут иметь только представители организаций, входящих в официальный реестр. Как и почему депутаты решили защитить честь казачьего мундира, разбирался RT.

Депутат Госдумы Валерий Рашкин готовит законопроект (есть в распоряжении RT), регулирующий правила ношения казачьей формы. В соответствии с документом, право ношения формы, званий, оружия и знаков отличия лишатся общественные организации, причисляющие себя к казачеству. Носить соответствующее обмундирование смогут только представители официальных структур, входящих в казачий реестр. По мнению депутата, такие нормы позволят поднять статус российского казачества и исключить возможность злоупотреблений.

Инициативу пообещал рассмотреть председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов.

В качестве примера Рашкин приводит так называемых «казаков Петербурга», которые присвоили американскому президенту Дональду Трампу почётное звание и пригласили посетить Россию. Ранее атаман казачьего общества «Ирбис» Андрей Поляков присвоил миллиардеру внеочередное звание - есаул (полковник).

Гаврилов считает, что «ряженые» уже стали поводом для шуток и спекуляций, от которых страдает настоящее реестровое казачество. Депутат уверен, что запрет на ношение форм всех 10 реестровых казачьих войск не нарушает права казаков, поскольку повседневная традиционная одежда без знаков различия может быть использована без каких-либо ограничений.

«Сегодня любой человек может надеть форму и совершать правонарушения, маскируясь под официальные структуры. Например, форму МВД человек просто так не наденет и не сможет в ней спокойно расхаживать по улицам.

Все эти полулегальные рейды, полулегальные нападения на выставки, привлекают внимание именно наличием в них „казаков“ в форме, которые не числятся в официальном казачестве», - пояснил свою позицию депутат.

Всего в России 10 реестровых казачьих войск, куда входят самые крупные Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско и ряд меньших по масштабу: Терское, Волжское, Оренбургское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское. По официальным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн человек.

Реестровые и общественники

В Российской Федерации существуют две категории казачьих организаций: реестровое казачество и казачьи организации, не зачисленные в соответствующий госреестр. Последние - это так называемые общественники. Главное различие этих категорий заключается в желании одной группы нести государственную службу (куда входит на сегодняшний день охрана госучреждений, вспомогательная работа с МВД и МЧС и т. д.), и отказ от неё у общественников.

Отказ происходит по разным причинам - госслужба предполагает определённую занятость, а такая возможность существует не у всех. Кроме того, очень часто общественники отказываются входить в реестр из-за идеологических разногласий. Организаций, не входящих в государственный реестр, на сегодняшний день насчитывается больше тысячи. В основном, это малочисленные организации.

«Здесь сразу встаёт вопрос, - отмечает Рашкин, - для чего создаются такие полувоенные организации. Чем они занимаются? Почему не хотят участвовать в государственных программах? Очень часто подобные общественные структуры участвуют в политических мероприятиях.

Более того, известно об их участии в мероприятиях неонацистского характера. Это всё, конечно, бросает тень на доблестное российское казачество, честных патриотов, которые трудятся на благо великой России».

«Казаки» под свастикой

В начале октября сотрудники Сергиево-Посадского отдела СКР возбудили уголовное дело против членов казачьего общественного движения, организовавших и участвовавших в мероприятии «Казачий крёстный ход» в 2014 году. Формальным поводом стали использованные в ходе мероприятия лозунги «Православие или смерть!», «Слава победе, смерть антихристу!». Как сообщают в СКР, в отношении двоих казаков возбуждено уголовное дело по статье «Экстремизм».

В социальных сетях преследование казаков за неоднозначно трактующиеся лозунги вызвало возмущение. Но при просмотре видеосъемок мероприятия, состоявшегося 8 октября 2014 года, сразу становится очевиден интерес следствия: казаки используют схожую с нацистской символику и вскидывают руки в так называемом «римском приветствии». В ходе выступления атаман Турухин выкрикивал лозунги, которые можно трактовать как разжигающие межнациональную ненависть.

Другим радикальным казачьим обществом, заинтересовавшим следствие, стало «Псковское казачье войско». Его официальная страница в соцсети «ВКонтакте» изобилует неонацистскими призывами, честованием гитлеровских преступников атаманов Краснова и Шкуру, а на одного из организаторов казачьего общества Георгия Павлова заведено дело по уголовной статье «Разжигание межнациональной ненависти». Это далеко не единственные случаи, когда люди в казачьей форме вместо прямых обязанностей вовлечены в преступную деятельность или пытаются набрать очки на политической арене за счёт статуса казака.

Запретить, но не обидеть

9 февраля 2010 года тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ, входящих в реестр. Нереестровые общественные организации под действие указа не подпадают.

Член бюро президиума политической партии «Родина» Федор Бирюков, по собственному признанию потомственный донской казак, пояснил RT, что по его убеждению, решать, кто и как может носить казачью форму, должны не депутаты, а сами казаки.

«Казачество - вольное сословие и не обязано плясать под дудку столичных бюрократов. При этом отмечу, что современное казачество слишком заполнено людьми, не имеющими к нему никакого отношения. Известен даже шутливый термин: „асфальтовые казаки“. Развелось много абсолютно самозванческих псевдоказачьих организаций, манипулирующих традициями и символами исторических казаков. Это, конечно, не правильно.

Но чистить свои ряды должны сами казаки, настоящие, потомственные, а не липово-асфальтовые. Не дело депутатам, особенно коммунистическим, указывать, кто казак, а кто нет. А самому казачьему сословию хорошо бы от „патриотических реконструкций“ вернуться к своей естественной исторической работе - защите рубежей Отечества и вольному труду в мирное время», - подчеркнул Федор Бирюков.

Игорь Молотов

Представители самой независимой этносоциальной культуры на территории России, носящие гордое название казаки, имеют долгую и славную историю. На протяжении сотен лет складывалась их особая культура, образ жизни, понятия и правила. Еще в XIX веке происходит разделение казачьих общин на две группы: те, кто не терпели власти над собой и жили по своим законам, и те, кто предпочли официальную государственную службу, получали зарплату и действовали согласно специальному уставу. Последних принято называть реестровыми.

История

На Руси казачьи общины причисляли к независимым военным поселениям, которые располагались на окраинах страны, на сопредельной территории с Речью Посполитой и других незаселенных участках. Этнологический состав складывался постепенно, в вольные сообщества приходили беглые холопы, преступники или люди в поисках лучшей жизни.

Еще в XVII веке правительство требовало от казаков верности и несения военной службы, из-за чего происходили крупные восстания, иногда грозившие даже императорской власти (бунт Пугачева). Впоследствии это сословие получило особые гражданские права, оставляющие им возможность иметь свои земли и устанавливать там собственную культуру, но при этом находясь на государственной службе и подчиняясь главе государства.

Далеко не все были согласны с таким укладом, некоторые союзы не желали находиться в чьем-то подчинении, вырабатывая свои нормы жизни и поведения. И сегодня еще существуют большие разногласия между общественными и реестровыми казаками, инициатива Правительства о возрождении этого движения в России породила множество споров в двух противостоящих лагерях.

Современная история

Советское правительство применяло весьма жесткие меры по отношению к казачеству, после Гражданской войны представители этого этноса подвергались репрессиям, ссылкам, уничижению прав собственности и национальной принадлежности. Возрождение народа начинается с Российской Федерации в 1992 году о реабилитации репрессированных народов.

Двумя годами позже Правительство устанавливает концепцию новой государственной политики, направленной на укрепление безопасности страны, в том числе и путем возрождения казачества. Проводилась агитация среди населения, официальная служба сулила ряд привилегий и особый статус.

Окончательно реестровые казаки России получили нормативную основу своей деятельности в 1998 г., когда был сформирован список объединений, входящих в эту категорию. Данный перечень часто подвергается критике со стороны общественности, так, многие подчеркивают, что большинство из тех, кто выбрал работу на Кремль, не имеют отношения к казачеству, так как еще при Б. Ельцине в сословие разрешалось вступать любому желающему.

Законодательное основание

Право на государственную службу имеют только те люди, кто относится к одному из зарегистрированных в реестре сообществ. Вся деятельность казаков имеет строгую законодательную базу, ключевым документов является ФЗ РФ от 05.12.2005 «О государственной службе российского казачества». Здесь прописано определение специальных сообществ, порядок их организации и внесения в официальную регистрацию.


Для того чтобы получить государственное признание и соответствующий статус, реестровые казаки или их объединения должны предоставить в органы исполнительной власти следующие документы:

  • принятый на народном собрании устав сообщества, заверенный местной администрацией;
  • перечень селений, хуторов или городов, входящих в состав созданной организации;
  • согласие всех членов общего собрания;
  • список реестровых казаков, способных и готовых нести государственную службу.

На сегодняшний день зарегистрировано одиннадцать войсковых обществ, большинство из них образовались еще в период с 1996 по 1998 год. Помимо этого, существует четыре казачьих округа - Северо-Западный со штабом в Санкт-Петербурге, Балтийский (Калининград), Севастопольский и Крымский.

Виды государственной службы

Многие до сих пор скептически относятся к попытке государства приручить казачьи союзы, регулировать их общественную и пропагандистскую деятельность. Независимые представители сословия считают это всего лишь способом насаждения патриотических взглядов в стране, стремлением подчинить довольно серьезное воинское объединение верховной власти.

Но есть и положительные стороны государственной службы, которые подтверждают даже общественные союзы. Это официальное трудоустройство, финансовая поддержка, льготы, особое отношение. Постановление правительства от 26.02.2010 устанавливает следующие виды гражданской службы, где могут работать реестровые казаки:

  • организация военно-патриотического воспитания призывников, ведение учета членов сообщества;
  • осуществление правоохранительных мероприятий, при необходимости участие в ликвидации чрезвычайных происшествий;
  • защита границ России, поддержка правопорядка, предупреждение и борьба с террористической угрозой;
  • охрана лесов и животного мира, занятие вопросами экологии;
  • обеспечение сохранности объектов государственного значения, представляющих историческую и культурную ценность.

Воинская служба


Четкой определенности в том, какие обязанности должны нести реестровые казаки РФ, до сих пор нет. В первую очередь вопросы возникают с несением воинской службы, так, во временном постановлении Правительства особо оговаривался пункт о том, что представители этого сословия не могут организовывать вооруженных формирований. А в то же время основной регламентирующий закон от 2005 г. определяет, что:

  1. Казачество содействует духовно-патриотическому воспитанию призывников, проводит подготовку солдат запаса.
  2. Казаки могут быть привлечены для ликвидации ЧС, стихийных бедствий и для участия в гражданской обороне.
  3. Обеспечивают соблюдение общественного правопорядка.

С 2011 года реестровые казаки для прохождения срочной службы отправлялись в специальные воинские части, где поддерживался порядок, принятый в их сословии. Но эта инициатива не оправдала себя, такие полки так и не стали казачьими, и в 2014 г. такой особый призыв был отменен.

В последние годы появилась практика использования казачьих войск для осуществления охранных функций, создаются особые отряды милиции, ЧОПы, которые так же, как сотрудники МВД, следят за порядком, задерживают лиц, нарушивших закон.

Современное устройство

Появление правового регулирования государственной службы было воспринято казаками с воодушевлением. Многие годы они не имели возможности отдавать долг Родине, и теперь по всей стране представители сословия включались в работу по поддержанию правопорядка, расследованию преступлений и борьбе с терроризмом. Фото реестровых казаков демонстрируют их активность в общественной жизни страны: они были участниками военных парадов, патриотических маршей или благотворительных акций.


Существует четкое разделение видов объединений, учрежденное уже в первом положении о создании реестра, особая иерархия.

  1. Регулирующий орган - Совет при президенте РФ.
  2. Войсковые казачьи сообщества.
  3. Окружные и отдельные.
  4. Районные и юртовые (введены в 2005 г.).
  5. Станичные, хуторские, городские.

Помимо официально зарегистрированных органов, на территории России функционируют несколько союзов, в которые входят реестровые казаки. На общих сходах решается вопрос об избрании новых атаманов, награждении и поощрении тех, кто проявил себя, обсуждаются важные общественные вопросы.

Знаки отличия

Согласно Федеральному закону, иметь чины, специальные звания и погоны могут только казаки, состоящие на государственной службе. Порядок ношения знаков отличия и формы установлен указом от 10.02.2010 №169 и 10.12.2010 №171. Причем до звания есаула чины присваивает атаман сообщества или войска, а уже выше - РФ или сам глава государства.

В указах Правительства четко не прописано определение для знаков отличия, так что в каждом регионе устанавливаются свои правила относительно формы и вида погон. Существует следующий перечень чинов:

  1. Нижние: казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник, младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр.
  2. Старшие и высшие: подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, казачий полковник, казачий генерал.

Члены общественных организаций не имеют права носить никаких знаков отличия, среди них существует иное распределение власти, согласно старым традициям народа.

Внешний вид

Казаки стараются сохранить обычаи предков, особенно в одежде, хотя с включением их в государственные служащие сама форма во многом изменилась, появился установленный порядок ношения. Каждое сообщество имеет особые отличительные черты во внешнем виде своих членов.

В 2010 году были изданы указы о том, какой должна быть форма реестровых казаков. Различают следующие категории:

  • на каждый день;
  • походная;
  • парадная выходная;
  • парадная строевая;
  • особая парадная.

Все эти постановления в частичной мере дублируют законодательную базу МВД и ВС, хотя казачьи войска не обладают такими же правами, как эти структуры. Их деятельность в большей степени заключается в посильной помощи сотрудникам правоохранительных органов.

Условия приема

В связи с масштабным подъемом патриотического духа российского населения все чаще возникает вопрос о том, как стать реестровым казаком. Отбор в ряды этого особого сословия весьма требовательный, кандидат должен прожить несколько лет в данном регионе и положительно себя зарекомендовать.

Претенденту назначается испытательный срок, в течение которого он участвует в собраниях без права голоса, изучает уставы. Окончательный вопрос о включении кандидата в список реестровых казаков решается большинством голосов, и ему выдается специальное удостоверение. Правда, его форма четко не оговорена, так что в областях можно встретить разные образцы этого документа.

Казаки и православие

Христианские нормы и представления сегодня стоят во главе всех принципов русского казачества, даже в годы репрессий, ссылок и эмиграции народ пытался сохранить основы своей веры. Поэтому возрождение в девяностых годах этого сословия было тесно связано с Церковью и ее влиянием.


Православная вера является фундаментом для всех представителей этого этноса, несмотря на разногласия между общественными и реестровыми казаками, обряды и праздники соблюдаются ими очень строго. Одной из важнейших целей просветительской деятельности общин является именно воскрешение христианских традиций среди молодежи, воспитание стойких моральных принципов.

Проблемы

Урегулирование вопроса развития казачества в Российской Федерации находится под руководством непосредственно Президента, но все-таки остается еще много нерешенных вопросов. Это касается разногласий в идеологии общественных и государственных организаций, первые радеют за сохранение демократических уставов внутри объединений, другие настаивают на обязательном служении стране.


Тех, кто близко знает нравы этого народа, часто интересует вопрос о том, должен ли получать зарплату реестровый казак. Что такое служба - долг или работа? Обычно финансовое вознаграждение дается им за патрулирование улиц, участие в спасательных или военных операциях, а сумма выплат, например, в Кубанском регионе для дружинников составляет 21-25 тысяч рублей. Недавно было разрешено создавать казачьи ЧОПы для охраны частных и муниципальных учреждений.

Противники реестровой системы указывают на федеральные отчисления как на способ контроля и гарантию выполнения приказов сверху, отмечая развитие коррупции среди глав воинских частей. Старейшины с недовольством смотрят на то, что казачество используют в политических целях. Все эти противоречия еще предстоит решить или сгладить, чтобы достойный народ не потерял своих корней и традиций.


Самое обсуждаемое
Ученые обнаружили, что кислорода на земле становится все меньше Когда закончится кислород на земле Ученые обнаружили, что кислорода на земле становится все меньше Когда закончится кислород на земле
Почему земля вращается против часовой стрелки Солнце движется часовой стрелке против Почему земля вращается против часовой стрелки Солнце движется часовой стрелке против
История создания табели о рангах российской империи История создания табели о рангах российской империи


top