Перспективный план помораева подготовительная группа. Перспективное планирование по фэмп в подготовительной группе

Перспективный план помораева подготовительная группа. Перспективное планирование по фэмп в подготовительной группе

ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» Занятия 1 2 3 4 5 6 7 Цели и задачи Источник 1. Напомнить детям способы получения чисел первого пятка, упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5. 2. Закреплять умение устанавливать соответствия между количеством и цифрой. Закреплять умение писать цифры от 1 до 10. Умение отгадывать математические задачи и записывать ее решение. 1. Метлина – 202 зан.1 2. Колесникова – зан. №1 зад.1,2,3 1. Закреплять у детей представление об образовании чисел 6 и 7, раскрыть значение способа практического составления множеств 1:1 для выяснения отношений > < . 2. Закреплять знания о квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетради клетку, уметь их выкладывать из счетных палочек. 1. Метлина – 203 зан.2 2. Колесникова – зан. №1 зад.5,6,7,8 1. Развивать общее представление о действии вычитания как удалении части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей; закрепить знания состава числа из двух меньших на конкретном материале; 2. Закрепление знаков, продолжать учить арифметические задачи, пользоваться знаками + и –. 1. ФГТ стр.36 2. Колесникова – зан. №2 зад. 1,2,3 1. Повторить образование чисел второго пятка; закрепить понятие об образовании последующего числа добавлением единицы к предыдущему, об образовании предыдущего числа удалением единицы из последующего. 2. Закреплять умения сравнивать величину предметов, записывать результаты сравнения. Продолжать ориентироваться на листе бумаги. 3. Продолжать учить арифметическую задачу. 1. ФГТ – 41 2. Колесникова зан.№2, зад. 5,6 3. Колесникова 2 – стр. 19 зад.1 1. Закреплять представление о том, что число предметов не зависит от их размеров, упражнять в счете и в воспроизведении количества движений. 2. Закреплять умение считать по образцу и названному числу. Закреплять умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов. 3. Продолжать учить решать арифметические задачи. 1. Метлина – 205 зан.5 2. Колесникова – зан. №3 зад. 1,2 3. Колесникова 2 – стр. 20 зад. 2 1. Закреплять представления о том, что число предметов не зависит от расстояния между ними, упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10. 2. Закреплять умение видеть в форме предметов геометрические фигуры. Закреплять знания о последовательности частей суток. 3. Продолжать учить решать арифметические задачи. 1. Метлина – 206 зан.6 2. Колесникова – зан. №3 зад. 3,5,6 3. Колесникова 2 – стр. 20 зад. 3 1. Закрепить умение сравнивать предметы, отличающиеся какимлибо одним признаком; устанавливать количественные соотношения между ними; учить группировать предметы по 2–3 1. ФГТ – 55 2. Колесникова – зан №4 зад. 1,2 Занятия 8 9 10 11 12 13 14 Цели и задачи Источник разным признакам (размер, форма, расположение); 2. закреплять умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков. Закреплять умение устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой. 3. Продолжать учить решать арифметические задачи. 3. Колесникова 2 – стр. 21 зад. 4 1. Закрепить представление детей об основном правиле счета, упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и толщине. 2. Закреплять знание о составе числа 6 из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Закреплять умение рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку. 1. Метлина – 207 зан.8 2. Колесникова – зан. №4 зад. 3,4,6,7 1. Формировать понятие числа при счете не только реальных предметов и изображений, но и звуков, движений; учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь); 2. Закреплять умение устанавливать соответствия между количеством и цифрой. Учить составлять вопросы к сюжетной картинке. 3. Закреплять умение решать арифметические задачи. 1. ФГТ – 65 2. Колесникова – зан. № 5 зад. 1,2 3. Колесникова 2 – стр. 22 зад. 5 1. Познакомить со счетом в пределах 20, особенностью образования двузначных чисел (11–20); закрепить знание о составе чисел из единиц первого пятка; совершенствовать умение сопоставлять численность множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, красных и синих); 2. Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр. Познакомить с часами, их разнообразием и значением. 1. Раскрыть представление порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10. Обобщать предметы по признаку формы. 2. Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Закреплять знания о днях недели. Продолжать учить решать логическую задачу. 1. Формировать понятие числа (в пределах 20); уметь соотносить цифры с количеством предметов на картинке; 2. Закреплять умение определять словом положение предметов по отношению к себе, другому лицу. 3. Продолжать учить составлять арифметическую задачу и записывать ее с помощью знаков и цифр. 1. ФГТ – 74 2. Колесникова – зан. №5, зад. 4,5 1. Закреплять представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5, упражнять в порядковом счете, в счете и отсчете предметов, упражнять в сравнении предметов по длине и толщине. 2. Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10. Воспроизводить количество предметов по названному числу. 3. Формировать условие задачи, ставить вопрос, пользоваться словами «прибавить» и «получается». 1. Формировать умение устанавливать соответствие между 1. Метлина – 210 зан. 13 2. Колесникова – зан. 7 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 23 зад. 7 1. Метлина – 208 зан. 11 2. Колесникова – зан. № 6 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 22 зад. 6 1. ФГТ – 84 2. Колесникова – зан. 6 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 22 зад. 6 1. ФГТ – 94 Занятия 15 16 17 18 19 20 21 22 Цели и задачи Источник количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 1, 4 и 7; обратить внимание на конфигурацию этих цифр. 2. Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших. Закреплять умение рисовать овалы в тетради в клетку. 3. Записывать решение задачи соответствующим математическим выражением и читать запись. 1. Познакомить детей с количественным ставом из единиц 8 и 9, закреплять навыки порядкового счета, упражнять в ориентировке на плоскости листа. 2. Продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков. Учить измерять линейкой, записывать результаты измерения. 1. Закреплять названия дней недели, учить составлять число 9 из двух меньших чисел, закреплять название месяцев. 2. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, решать примеры. 3. Познакомить детей с новым видом арифметической задачи, учить составлять и решать задачи на отношение «меньше на …» 1. Учить детей с помощью условной мерки определять объем жидкости, учить составлять число 9 из двух меньших чисел, закреплять временные представления. 2. Закреплять знания о цифрах от 0 до 10, умение устанавливать соответствие между числом и цифрой. 3. Учить формулировать условие задачи, ставить вопрос, пользоваться словами «вычесть», «получится» 1. Учить детей составлять число 10 из двух меньших чисел, учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку, упражнять в ориентировке в пространстве. 2. Познакомить с образованием числа 11, новой счетной единицы – десятком. Знакомить детей с часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. 2. Колесникова – зан. № 7 зад. 4,5,6 3. Колесникова 2 – стр. 24 зад. 8 1. Продолжать знакомить с составом и образованием каждого из чисел второго десятка. Учить детей считать в пределах 20, закрепить название геометрических фигур. 2. Продолжать учить отгадывать математические задачи, записывать решение, понимать независимость числа от величины предметов. 1. Новикова – 80 2. Колесникова – зан.10 зад.1,2,3 1. Продолжать учить считать до 20, знакомить с преобразованием и записью каждого из чисел второго десятка, учить называть слова противоположные по смыслу. 2. Закреплять умение составлять число 7 из двух меньших. Рисовать символическое изображение в тетради в клетку. 3. Познакомить детей с новым видом арифметической задачи, учить составлять и решать задачи на отношение «меньше на …» 1. Новикова – 83 2. Колесникова – зан.10 зад. 3,4,5 3. Колесникова 2 – стр. 26 зад. 11 Продолжать знакомить детей с часами и их предназначением. упражнять в счете в пределах 20, в ориентировке в пространстве. Учить отгадывать математические загадки, записывать решение, понимать независимость числа от величин. 1. Новикова – 85 2. Колесникова №10 зад. 1,2,3,4 Упражнять в счете в пределах 20, в составлении образования числа 1. Новикова – 89 1. Метлина – 211 зан. 15 2. Колесникова – зан. №8 зад. 1,2,3,4 1. Новикова – 72 2. Колесникова - зан. №8 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 25 зад. 9 1. Новикова – 75 2. Колесникова – зан.9 зад.1,2 1. Новикова – 77 2. Колесникова – зан.9 зад.3,4,5,6 Занятия 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Цели и задачи Источник 10 из двух меньших. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. 2. Колесникова №11 зад. 3,4 Учить детей группировать предметы по размеру и цвету Продолжать учить детей счету в пределах 10. Формировать умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки. Закрепить умение анализировать форму геометрических фигур в целом. Развивать у детей искать выход из проблемной ситуации, развивать логическое мышление умение сравнивать, рассуждать. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, упражнять в счете в пределах 20, закреплять название месяцев. Познакомить с образованием числа 12, определять время, решать логические задачи. Упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, закреплять название месяцев. Умение составлять число8 из двух меньших чисел, записывать цифрами, читать запись. Продолжать решать логические задачи, составлять условие задачи. Конспект Продолжать развивать у детей представление о независимости числа предметов от из размеров и площади, учить сравнивать смежные числа. Знакомить с образование числа 13, записывать его, решать арифметическую задачу, записывать условие. Дать детям представление о том, что при увеличении числа на 1 всегда получается следующее число по порядку. Упражнять в умении решать логические задачи с разделением предмета на части. Упражнять в рисовании геометрических предметов в клетках. Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число. Развивать понимание взаимообратных отношений между числами в пределах 10. Продолжать учить решать арифметические задачи. Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел, развивать понимание взаимообратных отношений между числами в пределах 10. Формировать учебную задачу. знакомить с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). Формировать навыки самоконтроля и самооценки. продолжать формулировать условие задачи, ставить вопрос, задавать к одной задачи несколько вопросов. Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10. Учить делить целое на две равные части. Знакомить детей с образованием числа 14, писать его. Объяснять что в двух неделях 14 дней. Продолжать учить детей записывать решение задачи соответствующим математическим выражением и читать запись. Учить детей делить предметы на 2 и 4 равные части. Упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении разностных отношений между ними. Учить находить предметы указанных размерных соотношений. Развивать зрительное восприятие. Учить детей решать задачи на сложении по иллюстрации. Учить определять время по часам с точностью до получаса, упражнять в ориентировке на листе бумаги. Закреплять название геометрических фигур. Продолжать учить считать по образцу и названному числу, составлять арифметическую задачу и решать ее. Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи 1. Новикова – 91 2. Колесникова №12 зад. 1,2,3 1. Новикова – 94 2. Колесникова №12 зад. 4,5 2. Колесникова 2 – стр. 25 зад.10 1. Метлина – с. 213 №19 2. Колесникова №13 зад. 1,2,3 1. Метлина – с. 215 №20 2. Колесникова №13 зад. 4,5,6 1. Метлина – с. 216 №21 2. Колесникова №14 зад. 1,2,3 1. Метлина – с. 217 №22 2. Колесникова №14 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 26 зад.11 1. Метлина – с. 219 №23 2. Колесникова №15 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 26 зад.12 1. Метлина – с. 220 №24 2. Колесникова №15 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 28 зад.13 1. Новикова – 102 2. Колесникова №16 зад. 1,2,3 1. Новикова – 107 Занятия 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Цели и задачи Источник на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе, записывать задачи используя знаки, закреплять название месяцев. Составлять число 9 из двух меньших. Закреплять умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. Учить детей ориентироваться на листе бумаги, упражнять в счете на слух, учить уменьшать число на 1. Записывать образование числа 15, читать запись, учить писать 15. Учить составлять условно-схематическую модель соответственно иллюстрации. Продолжать решать логические задачи. Уточнить представление детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4угла, все стороны равны. Упражнять в делении квадрата на 2 и 4 равные части. Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентироваться в тетради в клетку. Учить детей считать двойками, учить называть общее количество предметов в группах, закреплять название геометрических фигур, развивать внимание детей, закреплять название месяцев. Учить решать примеры в пределах второго десятка. Учить составлять условно-схематическую модель соответственно иллюстрации. Продолжать решать логические задачи. Упражнять детей в увеличении и уменьшении числа на 1, закреплять знания о квадрате и прямоугольнике. Учить дорисовывать овалы до знакомых предметов. Уметь находить нужные геометрические фигуры. Продолжать учить составлять условно-схематическую модель соответственно иллюстрации. 2. Колесникова №16 зад. 4,5 Упражнять в счете двойками, учить находить сходство и различие между предметами, уметь определять время по часам, учить соотносить число с цифрой. Знакомить с образованием числа 16, писать его. Измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10, познакомить детей со структурной задачей, упражнять в счете в пределах 20, уметь называть соседей названного числа. Закреплять умение определять время по часам. Закреплять представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10. Продолжать учить детей делить предметы на 4 и 6 равных частей, устанавливать отношение между частью и целым. Продолжать учить отгадывать математическую загадку, определять какой математический знак надо написать в примере. Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали. Учить составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников. Продолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел, записывать результаты составления. Дорисовывать треугольники до знакомых предметов. 1. Новикова – 117 2. Колесникова №19 зад. 1,2,3 Развивать представление о последовательности чисел в пределах 10. Уточнить представление детей о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте. Знакомить с образованием числа 17 и писать его. Решать примеры в пределах второго десятка. 1. Метлина – с. 226 №32 2. Колесникова №21 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 30 зад.17 1. Метлина – с. 221 №26 2. Колесникова №17 зад. 1,2 3. Колесникова 2 – стр. 28 зад.14 1. Метлина – с. 222 №27 2. Колесникова №17 зад. 3,4 1. Новикова – 115 2. Колесникова №18 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 29 зад.15 1. Метлина – с. 224 №28 2. Колесникова №18 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 29 зад.16 1. Новикова – 120 2. Колесникова №19 зад. 4,5 1. Метлина – с. 225 №31 2. Колесникова №20 зад. 1,2 1. Новикова – 124 2. Колесникова №20 зад. 3,4 Занятия 43 44 45 46 47 48 19 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Цели и задачи Источник Учить решать задачи на вычитание по иллюстрации. Упражнять детей в счете двойками, развивать наблюдательность, внимание, упражнять в счете в пределах 20, упражнять в измерении длины равными мерками. Учить решать логическую задачу на установление закономерности. Продолжать знакомить с часами. 1. Новикова – 127 2. Колесникова №21 зад. 4,5,6 Продолжать учить детей составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать их используя знаки, закреплять название дней недели, упражнять в счете в пределах 20. Учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Продолжать знакомить с образованием числа 17. Учить анализировать узор и продолжать его по образцу. Закреплять знание последовательности чисел. Упражнять в счете, в сравнении количества предметов и в постановке вопросов. Рисовать символическое изображение собаки в тетради в клетку. упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. 1. Новикова – 130 2. Колесникова №22 зад. 1,2 1. Метлина – с. 227 №35 2. Колесникова №22 зад. 3,4,5 Занятия 69 70 71 72 Цели и задачи Источник

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве...

План-программа коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику и коррекцию речевых расстройств у детей старшей логопедической группы. Перспективный план фронтальных занятий логопеда к плану-программе.

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам: развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5-7 лет с национально-региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников-процесс сложный и длительный. Эта весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию

Перспективные планы...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Ма» - «Развитие элементарных математических представлений» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и приоритетного направления работы ДОУ по развитию когнитивных процессов дошкольников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007 г.
  2. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006 г.
  3. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008 г.
  4. «Занятия по математике в детском саду» Л.С. Метлина, 1986 г.
  5. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000 г.

Программа рассчитана на 70 занятий в год (2 занятия в неделю), длительность одного занятия 30-35 минут.

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических занятий - 3
  • практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) – 67.

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи обучения по направлению программы:

  • Формирование представлений о числе и количестве:
    - Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
    - Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
    - Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
    - Познакомить с цифрами от 0 до 9.
    - Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
    - Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
    - Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    - Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
    - Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
    - Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
  • Развитие представлений о величине :
    - Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
    - Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
    - Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
    - Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
    - Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
  • Развитие представлений о форме:
    - Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
    - Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
    - Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
    - Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
    - Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
    - Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
    - Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
    - Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
    - Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
    - Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
    - Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
    - Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
  2. «Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
  3. «Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.
  4. «Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
  5. «Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Основные требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме срезовых заданий и в апреле – в форме итоговых занятий.

К концу года дети могут

  • Уметь
    - Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
    - Считать до 10 и дальше.
    - Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
    - Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
    - Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
    - Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
    - Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
    - Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
    - Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
    - Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
    - Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
    - Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
    - Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать
    - Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
    - Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
    - Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
    - Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
  • Иметь представление
    - О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
    - О временных интервалах: временем суток, года.
    - Об определении времени по часам
    - О количественной характеристике числа.

Календарно-тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений (Приложение 4 )

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
  8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.
  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. 2008 г.
  10. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
  11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.

Подробности

Мишина Галина Анатольевна , старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Светлячок» г.о. Химки Московской области

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Тема: « Игра – путешествие в страну Математика».

Возраст: 6 – 7 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие

  • Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
  • Закреплять знания о днях недели, временах года.
  • Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
  • Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Здоровье сберегающие

  • Учить детей следить за своей осанкой.
  • Продолжать развивать координацию движения.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Социализация:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Труд:

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словес ный.

Практический.

Материал: Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками, мультимедийная презентация, указка, сундук с раскрасками. Раздаточный: Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, ламинированные листы картона белого цвета.

Ход НОД:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Основная часть (22 мин.)

III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)

СЛАЙД 1.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3.

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.

Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)

У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука, Татьяна нам расскажет об этом стихотворение.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя....(достойно)

Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

СЛАЙД 2.

И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?

(дети высказывают свои предположения)

Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).

Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)

Правильно, карта!

СЛАЙД 3.

А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после вторника?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются выходные дни?

7. Сколько времён года?

8. Какое время года наступает за зимой?

9. Какое время года наступает за летом?

10. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг , четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

СЛАЙД 4.

Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду».

Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте .

У вас на столах в конвертах лежат карточки с числами от одного до десяти. Разложите пожалуйста эти карточки по порядку, начиная с карточки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право. (дети выполняют задание)

Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.

Дидактическая игра «Соседи числа».

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

Маша назови соседей числа 5.

Леонид назови соседей числа 8.

Настя назови соседей числа 3.

Дидактическая игра «Разноцветные деревья».

Цель: упражнять детей в порядковом счете, в умении соотносить число с местом предмета в заданном ряду.

Ребята в Числограде есть парк где растут разноцветные деревья. Посчитайте и покажите карточкой с числом сколько всего деревьев растут в парке.

Покажите карточкой с числом какое по счёту в парке жёлтое дерево, если считать слева на право.

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что дерево с жёлтой кроной пятое по счёту если считать слева на право).

Покажите карточкой с числом какое по счету голубое дерево, если считать с право на лево?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что голубое дерево седьмое по счёту если считать с право на лево).

Покажите карточкой с числом какое по счёту серое дерево если считать слева на право?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что серое дерево девятое по счёту если считать слева на право).

Молодцы! Задание выполнено! Уберите карточки с числами в конверт.

(дети убирают карточки, воспитатель убирает мольберт)

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания - руки вперёд.)

Сверху мостик - погляди.

(Потягивания - руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

СЛАЙД 7.

Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

– Здесь в мире и согласии живут все животные.

СЛАЙД 8.

Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?

Дидактическая игра «Весёлые задачи».

Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. 1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2. Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной,

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

СЛАЙД9.

- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок. Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.

Мы так долго занимались. Н аши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

И ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их) Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту) Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.

Головою не верти, Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

СЛАЙД 10.

Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

По каким признакам можно их разделить на группы? - Сколько фигур войдут в группу больших геометрических фигур? (6) - Настя назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу маленьких геометрических фигур (9)

Сколько фигур войдут в группу треугольников? (3) - Ярослав, назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу трапеций? (2)

Максим, назови эти фигуры. - Сколько фигур войдут в группу красных фигур?

Маша, назови их.

Дидактическая игра «Собери узор».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра. - Попробуем? -Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.

Круг расположите в центре листа.

Квадрат - в левом верхнем углу листа.

Овал - в правом верхнем углу листа.

Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.

Треугольник – в левом нижнем углу ковра.

Ромб посередине над кругом.

Трапецию посередине под кругом.

СЛАЙД 11. - Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.

СЛАЙД 12.

Итог занятия.

А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.

Дети делают свой выбор.

За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам целый сундук с математическими раскрасками, сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.

Список литературы :

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Самое обсуждаемое
Одиноки ли мы во Вселенной? Одиноки ли мы во Вселенной?
«Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального «Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального
Задания: биологические термины и понятия Задания: биологические термины и понятия


top