Типы современных учителей. Типы учителей Типология преподавателя

Типы современных учителей. Типы учителей Типология преподавателя

К важнейших качеств преподавателя, способствующие успешному выполнению им своих функций, принадлежит педагогическая коммуникативность. Много трудностей и неудач в педагогической деятельности обусловлено именно недостатками сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение - это совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает достижение цели обучения и воспитания, и определяет характер взаимодействия между двумя главными субъектами педагогического процесса. Известный российский психолог В.А. Кан-Калик выделяет такие стили педагогического общения.

1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят". В высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.

2.Общение на основе дружеского отношения. Этот вид коммуникации предусматривает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности (но при этом следует избегать панибратства). Особенно это касается молодых педагогов, если они не желают попасть в конфликтную ситуацию.

3.Общение-дистанция. Это наиболее распространенный тип педагогического общения, за которого постоянно наблюдается дистанция во всех сферах: образовании - со ссылкой на авторитет и профессионализм; воспитании - на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать педагога как ровесника.

4.Общение-заигрывание. Оно свойственно молодым преподавателям, которые чрезмерно стремятся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь фальшивый, дешевый авторитет.

Как правило, в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в определенной пропорции при доминировании одного из них.

Заслуживает внимание классификация стилей педагогического общения, предложенная М. Таленом: "Сократ" - Педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, которые он намеренно провоцирует на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе через постоянную конфронтацию: студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать; "Руководитель групповой дискуссии" - Главным в учебно-воспитательном процессе педагог считает достижение согласия и сотрудничества между студентами, беря на себя роль посредника, для которого поиск демократического консенсуса важнее результат дискуссии; "Мастер" - Педагог выступает как образец для подражания, который необходимо безусловно копировать, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще; "Генерал" - Не допускает любого двузначного смысла, подчеркнуто требовательный, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а студент, как солдат-новобранец, должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным Г. Талена, этот стиль распространен в педагогической практике больше, чем все другие вместе; "Менеджер" - Распространен в радикально ориентированных школах и связан с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности учащихся. Педагог стремится к обсуждению с каждым учеником смысла задачи, качественного контроля и оценки конечного результата; "Тренер" - Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Ученики при этом выступают игроками одной команды, где каждый в частности не важен как индивидуальность, а все вместе составляют силу. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа; "Гид" - Воплощенный образ "ходячей энциклопедии". Лаконичный, точный, сдержанный. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен, и именно поэтому часто откровенно скучный.

В зависимости от качества владения мастерством педагогического общения студенты относят преподавателя к соответствующей категории: Преподаватели - "вечные студенты" - Понимают студентов, видят в них личность, охотно общаются на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; Преподаватели - "бывшие моряки" - Пытаются установить военную дисциплину. Требуют полного и безусловного принятия их мысли. Ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить. Пытаются задавить "я" студента путем административных мер; Преподаватели-формалисты - На работе "отбывают" свои часы. К студентов безразличны: делайте, что хотите, чтобы мне не мешали; "Безразличны", "завистливые", "ограниченные", "господа", "работы" - Преподаватели, которые за человеческими и профессиональными качествами не соответствуют идеалу, приемлемом для студента; "Трудяги", "гурманы", "друзья" - Преподаватели, которые пользуются авторитетом у студентов в связи с отдельными привлекательными личностными чертами; "Преподаватель-стандарт" - Знает свой предмет, живет своей работой. Тяжелый в общении. Амбициозный. Упрямый, не интересен ни себе, ни студентам.

Важное место в учебно-воспитательном процессе высшей школы принадлежит личности преподавателя, его коммуникативным навыкам, способности устанавливать диалог со студентом, понимать и адекватно воспринимать мир другой - не подчиненного, а равноправного партнера, коллеги в сложном искусстве обучения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГБПОУ РМ «Алексеевский индустриальный техникум»

Типология педагогов

Доклад

РАЗРАБОТАЛА

преподаватель

Н.М.Яворская

Содержание

    Педагогическая деятельность

    Типология преподавателей

    Стили общения педагогов

    Стили обучающей деятельности

    Заключение

Педагогическая деятельность

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога - одна из древнейших в мире. Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности.

«Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе».

В отношении педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных ролей, для успешного осуществления которых необходимы соответствующие способности. В научной литературе им уделено достаточно внимания. Применительно к педагогической деятельности наиболее глубокое исследование способностей провела Н. В. Кузьмина. Она выделила основные компоненты деятельности педагога, которым соответствуют те или иные способности: конструктивный (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей), организаторско-коммуникативный (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками), гностический (способность приобретать и использовать знания).

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

· обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

· конструктивная и исследовательская;

· организаторская и коммуникативная;

· самосовершенствование.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.

К наиболее существенным признакам профессионально-педагогической культуры как сложного качества личности преподавателя относятся следующие:

ясно выраженная, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей;

гармоническое умственное, нравственное и эстетическое развитие;

педагогическое мастерство;

доброжелательный характер, общительность, увлеченность работой;

установку на постоянное самосовершенствование;

культуру темперамента;

широкий научный и художественно-эстетический кругозор;

способность легко и естественно входить в творческое состояние, уметь актуализировать свои эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.

Разумеется, педагогическая культура не сводится ни к отдельным названным качествам, ни к их сумме. В ее основе лежат мировоззренческие, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры преподавателя. Без постоянной работы учителя над развитием своей личности достигнуть высокой педагогической культуры невозможно.

Культура педагогического труда имеет прямую связь с общими, особенными, единичными (индивидуально-неповторимыми) свойствами личности. Природные данные человека, особенности психических процессов есть также существенный фактор, без которого культура педагогического труда немыслима.

Типология преподавателей

В педагогической литературе имеются несколько типологических классификаций преподавателей. Первая принадлежит известному педагогу В.Н. Сороке-Росинскому. Он делил преподавателей на несколько групп в зависимости от стиля поведения, отношения к работе, характера.

1. Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает «в ущерб реальному миру вещей и практике». Сильная сторона таких педагогов – хорошее знание предмета преподавания и его методики, добросовестная подготовка к занятиям. Эти педагоги часто ищут новые пути и приемы работы, но слабы в практике, невнимательны к конкретному обучаемому. Они инициативны, но, легко отрываясь от реального мира, могут впасть в прожектерство.

2. Педагоги-реалисты. В противоположность теоретистам они хорошо разбираются в мире вещей и людей, тонко чувствуют настроения обучаемых. Их слабое место – неумение теоретически обосновать свой опыт и выделить в нем главное. Иногда близкие отношения с обучаемыми приводят к некоторой фамильярности, к ослаблению дисциплины.

3. Педагоги-утилитаристы. Сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Но обучаемые для них – лишь объекты воздействий. Их «конек» в работе – не объяснение, не спрос, а тренировка в закреплении и повторении пройденного. Они мастера на всякого рода оформления.

4. Педагоги-«артисты», интуитивисты. Их отличительная черта – способность действовать по вдохновению, по интуиции. В этом их сила, в этом их слабость. Они ведут занятия увлекательно, эмоционально, однако зависимы от настроения. Иногда плохо готовятся к занятиям. У них бывают и великолепные, и просто неряшливые занятия.

Выделенные четыре группы редко встречаются в чистом виде. В.Н. Сорока-Росинский указывал, что встречаются и педагоги, которых невозможно отнести к той или иной группе. Они могут быть добросовестными преподавателями, чуткими воспитателями, но как личности не обладают яркой индивидуальностью, не привлекают к себе учащихся, мало запоминаются.

Вторую классификацию дал доктор педагогических наук Э.Г. Костяшкин. В основе его типологии – внеучебная работа. При этом он учитывает не только отношение преподавателя к внеучебной педагогической работе, но и органический склад его личности, доминирующую психическую особенность характера, уровень профессиональной педагогической этики и т. д.

Э.Г. Костяшкин выделил четыре типа: интеллектуальный, эмоциональный, волевой и организаторский. Уже сами названия показывают, что данная классификация отражает, прежде всего, общий психический склад личности преподавателя. Вышеназванные типы педагогов характеризуются следующими признаками.

Интеллектуальный тип отличается склонностью к научной работе, творческим подходом к делу, к анализу своего опыта, ведению наблюдений и т. д. Более результативен в работе с обучаемыми, особенно в малых группах, а также в индивидуальной работе.

Волевой тип педагога характеризуется четкостью и организованностью в работе, повышенной властностью, высокой требовательностью и к себе, и к обучаемым. Педагог этого типа скорее руководитель, чем советчик. Его уверенность увлекает обучаемых. Их покоряет его характер, сила и властность. Однако в работе с обучаемыми такой преподаватель может быть недостаточно тактичным, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Эмоциональный тип отличается особой нравственной чувствительностью, тонким пониманием внутреннего состояния обучаемого. Преподаватель такого склада успешно работает с трудными обучаемыми, добиваясь успехов там, где командный тон и аппеляция к сознанию бывают безрезультатными или бессмысленными. Высокую и тонкую эмоциональность педагогов последнего типа Э.Г. Костяшкин называет природным даром.

Четвертый, организаторский , тип сочетает в себе отдельные свойства других типов и потому наиболее универсален. Особенностью преподавателей этого типа является профессиональная ответственность за деятельность всех обучаемых.

Приведенные типологии имеют разные основания. В.Н. Сорока-Росинский брал за основу ценностные ориентиры преподавателей. Для педагогов-теоретистов значимы главным образом теоретические знания, для реалистов и утилитаристов – практические умения, практические настроения и дела обучаемых, для «артистов» – свое собственное вдохновение, свое настроение.

В классификации Э.Г. Костяшкина основой для отнесения преподавателей к тому или иному типу явилось превалирование интеллектуальных, эмоциональных или волевых свойств личности или их комбинация. Следует также учесть, что последняя типология не претендует на глобальность, она составлена по материалам только внеучебной работы преподавателей.

Тален М. предложил типологию педагогов на основании их профессиональной позиции, роли. Типология отражает различные потребности педагогов без ориентации их на потребности учащихся.

" Сократ "
Это педагог с репутацией любителя дискуссий, споров намеренно провоцирующий их в учебной группе. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе. Из-за конфронтации, напоминающей перекрестный допрос, учащиеся в результате усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их.

" Руководитель групповой дискуссии "

Для такого педагога главным является достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, себе же он отводит роль посредника, для которого поиск согласия важнее результата дискуссии.

" Мастер "
Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учениками не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.
"
Генерал "
Педагог подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всём прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. Этот стиль наиболее распространен среди педагогов.
"
Менеджер "
Педагог проповедует индивидуальный подход к учащимся, поощряет их самостоятельность и проявление инициативы. Стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
"
Тренер "
Педагог исполняет роль вдохновителя групповых усилий, для него главное - конечный результат, блестящий успех, а учащиеся - только члены единой команды, а не индивидуальности.
"
Гид "
Преподаватель этого типа - ходячая энциклопедия. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Он лаконичен, точен, сдержан, поэтому скучен.

Типы педагогов в зависимости от развитости у учителей профессиональных качеств.
Выделяют (Рогов Е.И., 1998) несколько типов учителей:

" Организатор "
Для него характерны такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Он часто является лидером среди учеников и учителей, склонен к проведению внеклассных мероприятий. Из педагогических функций он лучше осуществляет исполнительную, мобилизационную, организаторскую.

" Предметник "
"Предметник" обладает наблюдательностью, стремлением к творчеству, профессиональной компетентностью. Он рационалист, уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни. "Предметник" при осуществлении педагогической деятельности лучше реализует конструктивную, методическую конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции.

" Коммуникатор "
Его главными чертами являются общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он экстравертивен, отличается низкой конфликтностью, эмпатичностью, любовью к детям, а в процессе своей деятельности лучше осуществляет коммуникативную функцию.

" Интеллигент " (просветитель)

Этот тип характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Он принципиален, соблюдает моральные нормы, легко может обеспечить в своей профессиональной деятельности выполнение гностической, воспитательной, информационной, развивающей, исследовательской функций, а также функцию самосовершенствования.
Для учителей, функционирующих в парадигмы знаний, характерен девиз (или принцип): "Знание - сила". Они действуют по заповеди, пришедшей из древних времен: "Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит".

Стили общения педагогов

В основу деления преподавателей можно положить стили общения.
В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных.

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

    Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

    Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”
Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.

Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал: “Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”.

Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника”

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением

Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни

Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...”

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

    взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

    наличием у учащихся ощущения психологической общности с педагогами;

    ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

    использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

    единством делового и личностного общения;

    включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

Типы педагогов по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися.
Р.Атаханов и М.Г. Бобкова (2007) выдели пять типов педагогов:
* с активно положительной профессиональной установкой ;
*
функциональной профессиональной установкой ;
*
с нейтрально-безразличной профессиональной установкой ;
*
ситуативной профессиональной установкой ;
*
скрыто-отрицательной профессиональной установкой .

Педагоги с активно-положительной установкой на эмпатийное общение дают эмоциональный отклик на переживания учащихся. Они способны предвосхищать поступки учеников, основываясь на понимании их эмоций и мыслей по невербальным проявлениям - мимике, жестам, позе. Эти педагоги хорошо понимают речевую экспрессию, легко находят соответствующий тон общения с разными учениками в разных ситуациях. Проявляют на уроке доброжелательность, используя похвалу и подбадривание. Это стимулирует активность учащихся: дети подают реплики с мест, выдвигают предположения по решению проблемных задач, свободно высказывают собственное мнение без специального указания учителя. Принятие учителем высказанных учениками идей создает условия для сотрудничества не только с педагогом, но и с другими учащимися.
Педагоги с функциональной установкой на эмпатийное общение имеют следующие особенности: дают недостаточный эмоциональный отклик на переживания учащегося, потому что не всегда правильно оценивают эмоциональные состояния учеников по вербальным признакам. Это существенно снижает способность педагогов понимать учащихся. Они не всегда могут найти правильный тон общения с разными учащимися в разных ситуациях, используют похвалу и подбадривание редко, в зависимости от степени успешности выполнения учебных заданий и от своих индивидуальных предпочтений. Создание на уроке таким педагогом благоприятных условий для "хороших" учеников исключает всякое сотрудничество между учащимися, а спонтанная речь воспринимается как нарушение дисциплины. Отсутствие на уроке возможности учащимся свободно высказывать своё мнение компенсируется указаниями и распоряжениями педагога. Таким образом, для этих педагогов характерна избирательность взаимоотношений с учащимися.
Педагоги с нейтрально-безразличной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом противоположные переживания, так как они плохо понимают связь между поведением и его последствием, больше ориентируются на содержание вербального общения, поскольку недостаточно владеют распознаванием эмоций по невербальным признакам. Не всегда могут находить соответствующий тон общения, так как не владеют достаточным репертуаром ролевого поведения. Очень мало используют на уроке похвалу и подбадривание. Направленность педагога только на деловое, официальное общение провоцирует спонтанную речь учащихся.

Педагоги с ситуативной профессиональной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом болезненно развитое сопереживание. При этом не всегда могут предсказывать события, так как высокий уровень эмоциональности не дает им возможности правильно распознать сложные ситуации взаимодействия, понять логику их развития. Эти педагоги с присущими им колебаниями настроения характеризуются изменчивостью взаимоотношений с учащимися. Педагоги со скрыто - отрицательной установкой не дают эмоционального отклика на состояние учащегося, плохо понимают связь между поведением и его последствием, так как недостаточно умеют расшифровать невербальные проявления эмоций. Это приводит к тому, что педагоги часто ошибаются в понимании смысла слов учащихся. Они относятся к учащимся предвзято, имеют с ними формальные отношения. Вследствие всего этого они плохо адаптируются к различным ситуациям взаимодействия с учащимися (как, впрочем, и с коллегами). Похвала и подбадривание, принятие идей учащихся вообще не применяются на уроке.

Стили обучающей деятельности

Существуют различные типологии стадий индивидуальной деятельности педагога в зависимости от оснований, по которым они дифференцируются. По мнению отечественных ученых, стили деятельности различаются, прежде всего, соотношением требований, предъявляемых к педагогическому труду, возможностей человека. Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога и в то же время не противоречащий требованиям профессии. В основу современной классификации стилей обучающей деятельности положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда); динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учителя и учащихся, а также их интерес к предмету).

На основе этого выделены четыре стиля:

Эмоционально-импровизационный (ЭИС),

Эмоционально-методичный (ЭМС),

Рассуждающе-импровизационный (РИС)

Рассуждающе-методичный (РМС)

Для эмоционально-импровизационного стиля характерны высокая оперативность, использование педагогом большого арсенала разнообразных методов обучения, стимулирование активной творческой, спонтанной деятельности обучаемых, в коем преподаватель не стремится к четкому планированию занятия, допускает импровизацию, отбирает для обработки наиболее интересный материал, оставляя менее интересный для самостоятельного изучения студентами.

Рассуждающе-методичный стиль ориентирован на результаты обучения, характеризуется высокой методичностью, сочетанием с узким, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной (воспроизводящей) деятельности студентов.

Два других стиля - эмоционально-методичный и рассуждающее - импровизационный – являются промежуточными, в разной степени объединяющими особенности стилей эмоционально - импровизационного и рассуждающее - методичного.

Различия в обучающей деятельности педагогов-мужчин и педагогов-женщин

Современное образование выполняет функцию трансляции и ретрансляции науки и культуры, т.е. роль консерватора общественного опыта.

Педагоги-женщины в силу более выраженного их стремления к упорядоченности, конкретного и прагматического мышления, ориентированы на получение необходимого результата и они лучше справляются с образовательными задачами, чем мужчины-педагоги. А почему?

Существуют гендерные различия деятельности и личности педагогов.
Понятие гендер (англ.hender - социальный пол) зачастую рассматривают как обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин. Наверное было бы главным рассматривать личностные проблемы мужчин и женщин, порождаемых дифференциаций их психических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в профессиональных сферах(в данном случае педагогической, обучающих сферах).
Мужской контингент, более склонный к самоанализу и рефлексии, постепенно был вытеснен из школы.

Нельзя не видеть естественного предрасположения женщин к учительской профессии, сочувствие и терпение, приветливость и веселость, заботливость и трудолюбие женщин внесли многие из благороднейших черт учителя (Г. Мюнстенберг).
С.А. Гаранин (1993) выявил, что учителя-женщины в большей степени, чем учителя мужчины, стремятся к расширению своих знаний, в то время как учителя-мужчины больше стремятся к научному осмыслению своей педагогической деятельности, к экспериментированию в работе и к изучению динамики развития своих учеников.
Болгарский психолог С.В.Иванов (1990) выявил, что у учителей-женщин проявляется больше, чем у учителей-мужчин, стремление к показу и объяснению учебного материала, они дают учащимся как положительные, так и отрицательные эмоциональные оценки, чаще используют на уроке шутки.

Указания, требования, ультимативные рекомендации, прямые распоряжения чаще используют учителя-мужчины. У них проявляется большее стремление к конкретным указаниям по организации работы. В воспитательной работе они больше внимания обращают на внешнюю и формальную сторону, меньше вникая в мотивы поведения учащихся. Они чаще используют дисциплинирующие замечания. Таким образом, у учителей-мужчин деятельность несёт в себе отпечаток авторитарности, что связано, очевидно, с их личностными особенностями такими как агрессивность, напористость, неуступчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других и повышенную требовательность. У учителей-мужчин по сравнению с учителями-женщинами больше всего выражена склонность к прямой вербальной агрессии, а не к косвенной вербальной агрессии.

В.Г.Казанская (2003) в развитии педагога как профессионала выделяет три этапа.
Начальный этап (первые 5 лет) характеризуется овладением педагогом необходимыми знаниями и умениями. На этом этапе он способен работать качественно, если составляет конспекты уроков или внеклассных занятий, делает наброски содержания родительских собраний. Может подготовить открытый урок и проанализировать его, выделить, что на нем было сделано хорошо, а что плохо.

Основной этап (последующие 10 лет) характеризуется возможностью педагога выполнять разнообразную деятельность. У него появляется свой почерк деятельности. Педагог свободно владеет материалом, умеет использовать информацию для решения педагогических задач. Он может сравнивать свою деятельность с работой коллег, перенимать лучший опыт, делиться с коллегами своими наработками, регулярно повышает свою квалификацию, быстро ориентируется в методах обучения. На этом этапе появляются успехи в обучении учащихся. Однако на этом этапе педагог испытывает профессиональный кризис - используя неэффективные копинг-стратегии (способов психологической защиты).
Завершающий этап (после 15 лет работы) характеризуется достижением вершины профессионализма. Однако на этом этапе появляются штампы в работе с учащимися, что ограничивает творческие возможности педагога. Часто случаи, когда педагог предпочитает действовать по принципу "лучше меньше, да лучше", "хорошего понемножку". У него начинают усиливаться признаки, свидетельствующие о развитии устойчивого состояния психического выгорания. С возрастом снижается память, внимание, быстрота мыслительных процессов, трудовая активность, удовлетворенность трудом, появляется консервативность взглядов, мешающая использовать новые методы обучения и воспитания учащихся. У многих теряется смысл жизни, появляется отчужденность, неадекватная самооценка.

Заключение

"Даже самая лучшая программа в руках плохого учителя может обратиться в мертвую букву, и посредственная программа в руках хорошего педагога может дать возможность достигнуть значительных успехов", - писал М.И.Демков (1917).

Выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты, поскольку трудно воспроизвести психологическую индивидуальность педагога.

Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, педагог должен стремиться к возможности оставаться самим собой, то есть яркой педагогической индивидуальностью, с собственным стилем педагогической деятельности.

Литература

    Костяшкин Э.Г. Четыре типа педагогов.

    Гадаев А. В. Типы учителей.

    Профессионально-ценностные ориентации педагога. prepodi . ru / news /1182- novosti ? showall =1

Они такие разные, и все-таки в одном месте: вузовские преподаватели. Хотите сдать экзамен без труда и проблем? Тогда вам следует довольно точно определить тип вашего преподавателя, чтобы умело найти подход к нему и успешно сдать даже самый сложный экзамен.

Итак, приступаем: вот вам самые часто встречающиеся типы учителей и классификация преподавателей. И если вы еще не знаете, какие бывают преподаватели и учителя – эта информация поможет вам пробиться в университет и существенно облегчит процесс обучения.

Преподаватель - борец за справедливость

Это довольно часто встречающийся класс, какие категории учителей бывают. Кроме того, именно из этого типа преподавателя чаще всего мутируют все остальные.

  • Они искренне верят, что их предмет – самый важный в жизни студента, поэтому с выражением читают каждую лекцию, даже если делают это в 100500-ый раз.
  • Несмотря на то, что во время занятия могут отпустить парочку шуток и приколов, часто бывают довольно суровыми. Тем не менее, террор с их стороны недолго длится.
  • Знают свой предмет вдоль и поперек.
  • Голос повышают нечасто – обычно одного их убийственного взгляда студенту достаточно впасть в уныние, особенно если студент – первокурсник.
  • Во время экзамена оценивают не только знания предмета, но и находчивость и креативность.
  • Оставьте любые попытки списать у них на экзамене – уже много лет назад они изучили все возможные способы, и даже придумали несколько своих.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Преподаватель - пиявка

Эта классификация учителей в школе однозначно подходит и для преподов в универе. Читайте, узнавайте, ищите своих:

  • Большая часть представителей этого типа – особи женского пола. Собственно, именно это и опасно. Стоит случиться малейшей неприятности в их жизни, как они тут же пытаются выместить свое недовольство на незадачливых учениках.
  • Их конспекты – идолы, на которые студенты должны молиться и читать каждую ночь перед сном.
  • Требуют дотошного знания материала, вплоть до цитат, кавычек и запятых.
  • Ненавидят любого вида творчество, креатив и сообразительность.

Преподаватель - флегма

  • Встречается редко, но встречается. И счастливчик тот студент, которому выпадет честь сдавать экзамен такому преподу!
  • Ведет свой предмет тихо, скромно, по накатанной.
  • Зачет для него – обычный исход ситуации, даже если вы отсутствовали на 99% его лекций, обозвали его «лохом» и подсунули кнопку на сиденье стула.
  • У такого препода не просто легко списать, но и даже легко сдать, абсолютно без шпаргалок и бомб.

Принципиальный преподаватель

С этим видом сложнее всего. Такой препод – наказание каждому студенту, и вот почему:

  • Знает свой предмет безукоризненно хорошо. И требует такого же знания от студентов.
  • Спрашивает на экзамене не только вопрос, но и все, что похоже с его тематикой. И не дай бог вам не ответить. А почему? Да потому что дело принципа! Как же вы можете знать экономику, если не знакомы с механизмами рыночной торговли Уганды?
  • Такой препод – сообразительный, зараза. Смекалка срабатывает на лету, а посему противостоять ему смогут только такие же смекалистые. Впрочем, и у них нет шансов, потому что если преподаватель не захочет – не поставит, а потому что дело принципа!
  • Единственный способ сдать ему экзамен – убедить его, что вы из себя ничего не представляете, не выскочка и не тюфяк, не прогульщик и не ботаник. Обычный середнячек, который просто пришел, чтобы просто сдать то, что выучил.

Преподаватель - молодняк

"Зеленый"

Еще вчерашние студенты уже сегодня пришли на работу или на практику. И с ними тоже будет непросто, и вот почему:

  • Креатив так и прет у них со всех дыр. Еще бы: они столько лет изучали этот предмет и не имели возможности применить все свои «гениальные» идеи на практике! Ну, держитесь – теперь они будут применять их на вас.
  • Милые, добрые, чаще всего – женского пола. Всегда стараются всем угодить, боятся кого-то обидеть.
  • Такого преподавателя легко раскрутить на автомат или быструю сдачу экзамена, построив ему глазки или пригласив на чашечку кофе в местную столовку. Пошла – компромат. Не пошла – у нее будет весь оставшийся год чувство вины, что она разбила ваше чувствительное сердце.

Терпеливый западлист

  • Западлист – потому что дотошный и подлый.
  • Терпеливый – потому что хватает терпения отправлять 90% студентов на пересдачу по 7-8 раз. У других бы уже терпение лопнуло видеть одни и те же лица столько раз. А этот – нет, этот терпит, пусть даже его летний отпуск уже заканчивается. Он терпеливо будет и дальше продолжать издеваться над бедными учащимися.
  • Экзамен принимает с момента открытия университета до момента его закрытия. Не видит ничего страшного поставить экзамен (или того лучше – пересдачу) на 20.00 часов вечера 31 декабря.

С ним, к сожалению, ничего поделать нельзя. Он перестанет вас мучить только тогда, когда ему станет скучно это делать. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие.

Конечно, ото всех бед вы не можете быть спасены. Но если вам понадобится существенная подстраховка и помощь – студенческий сервис в вашем распоряжении!

Школьникам и их родителям приходится иметь дело с самыми разными учителями. Какие типы преподавателей есть в любой школе и чего от них ждать?

1. Друг

Этот учитель стремится быть другом для своих подопечных. Устраивает неформальные посиделки, идёт навстречу, если не сделаны уроки, подолгу объясняет то, что кто-то не понял. Всегда выслушает, поддержит, даст дружеский совет. У всех учеников есть его номер, и «друг» призывает звонить ему в любое время дня и ночи, если что-то случится. Такие учителя никогда не выгоняют из класса, не ругают за прогулы, выгораживают школьников перед завучем и директором. Ученики счастливы, если у них такой учитель. Есть только одно НО: успеваемость и дисциплина с такими преподавателями хромают основательно. И если ваше чадо не в состоянии самостоятельно взять себя в руки и выучить уроки, учитель-друг ему тут не поможет.

2. Тиран

Вам не хватало дисциплины с учителем-другом? Тиран исправит всё на раз-два. И если уж не линейкой по рукам и не подзатыльником, то устрашающими криками, выставлением за дверь и походами к директору. На уроке у тирана всегда стоит гробовая тишина, класс наполнен до отказа, а при словах «к доске пойдёт» все бледнеют, трясутся и сползают под столы. Надо сказать, даже некоторые родители на собраниях сползают под стол, когда в класс заходит учитель-тиран. А если тиран по совместительству директор, глаз дёргается у всех в школе. Хорошо ли учиться у тирана? Да, если у вас уверенный в себе ребёнок с устойчивой нервной системой, с лёгкостью осваивающий программу. Возможно, если ваше чадо привыкло добиваться поставленных целей, даже если ради этого нужно помучиться. И однозначно нет, если вы — родитель сомневающегося, беспокойного, застенчивого, близко принимающего всё к сердцу и пугливого школьника. Словосочетание «индивидуальный подход» тирану неведомо.

3. Мечта ученика

А вот кто знает всё об индивидуальном подходе, так это «мечта ученика». Этот интеллигентный и в меру строгий учитель, который и похвалит, и тактично пожурит, когда необходимо, и мягко укажет на ошибки. С таким преподавателем интересно и легко: он знает, как объяснить материал так, чтобы поняли все без исключения. Он в курсе новых методов обучения и с удовольствием внедряет их, дополняя застарелую программу прошлого века. И, что особенно хорошо, он всё же держит дистанцию с учениками, не стремясь к дружеским и неформальным отношениям. А значит, его авторитет непоколебим.

4. Бунтарь

Учитель-бунтарь не просто в курсе новых методик. Его цель — порушить всё, что было, и построить на этом месте новое. Он спорит с учениками, учебниками и администрацией. Он интересуется политикой и не упустит возможности поразмышлять о будущем страны на любом уроке, будь то химия, физика или труд. Некоторые бунтари пропагандируют отказ от школ и предлагают вести обучение в новом формате. Всех несогласных и неуспевающих бунтарь прилюдно опускает язвительными замечаниями, так что особо ранимым ученикам вступать с ним в споры не рекомендуется. Учиться у бунтаря интересно, но не слишком приятно. Благо, долго терпеть его не придётся: рано или поздно любой учитель-бунтарь либо высказывает в лицо администрации свои претензии, либо решает уйти из школы, которая ограничивает свободу личности.

5. Искатель приключений


Пока бунтарь теоретизирует и философствует, учитель-искатель приключений переходит к практике. Подобные личности чаще всего преподают естественные науки. Они не вступают в открытую конфронтацию с директором и не швыряют учебники в печь, а просто с улыбкой на лице собирают рюкзак и вместе со всем классом отправляются на экскурсии, в походы или просто на прогулку. Искатель приключений уверен: невозможно выучить что-то, не прочувствовав. А значит, читать стихи Пушкина лучше всего в музее-квартире на Мойке, а изучать особенности строения грибницы — под ёлкой в лесу. С таким педагогом ученикам точно будет весело и интересно, но вот строгости от него ждать не приходится. Поэтому некоторые ученики предпочитают прогуливать уроки искателя приключений и совершенно не знают предмет.

6. Бабушка

Вероятно, такие типажи скоро исчезнут из школ, но пока они существуют. Несмотря на новые и новые вливания молодых специалистов в школьные коллективы, пенсионеры старой закалки крепко держатся за свои кресла, обещая работать вплоть до своего последнего дня. Их главная цель — учить неразумную молодёжь по методикам и учебникам 50-летней давности, прививать советские ценности и любовь к коммунизму, а также не забывать подтягивать штаны и утирать носы. Стоит ли говорить, что ученики бабушек ни в грош не ставят, всячески издеваются и доводят до полуобморочного состояния? А слушают их на уроках только самые отъявленные отличницы и ботаники.

7. Нытик


Обычно учителя-нытики принадлежат к слабому полу, но и тут бывают исключения. Они ноют везде и всегда. Плохие отметки, невыученные уроки, шалости учеников, отставание от графика обучения — всё это вызывает у них возгласы вроде «О-о-о, опять меня из-за вас директор вызовет на ковёр!», «Ну что я скажу вашим родителям???», «Почему именно мне достался ваш ужасный класс?» Нытиков не любит никто: ни учащиеся, ни коллеги, ни родители, которые приходят на собрание в надежде услышать что-то о своём ребёнке, а в итоге получают получасовую исповедь о том, как тяжело жить без мужа, как мало можно купить на копеечную зарплату и сколько валерьянки приходится выпивать ежедневно, чтобы не сойти с ума. Нытиков мало кто выдерживает, поэтому даже отличники зачастую пропускают мимо ушей всё, что говорит такой учитель. И это не может не сказываться на успеваемости.

Типология педагогов

Красовская Н.А. Воспитатель. МБОУ Школа – интернат №13. Г. Иркутск

Научно-педагогическая литература содержит немало попыток очертить типы педагогов. Преодолевая сложность вопроса, авторы часто избирают метафорический способ обозначения выявленных ими типов. Известно, что наука часто прибегает к метафорам, до того как найдет точное понятие открытого явления. Например, классификация остроумного Владимира Михайловича Лизинского: «Временно исполняющие обязанности»: не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живет школа. Достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без трепета и наслажденья», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны к похвале и порицанию. «Всадники с шашкой наголо»: Всегда в конфликте, в поисках врага, проблем и недостатков, агрессивны, точно знают истину, созывают людей на баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку, не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что неплохо было бы заниматься своим прямым делом - учить детей. «Группа поддержки»: меняют взгляды и принципы под воздействием ярких личностей, готовы идти за кем хотите, не помнят зла, не помнят поражений, поддерживают наиболее оголтелых правых или левых лидеров, вкладывают свои идеи в мифические конторы и, конечно же, теряют их . «Любители шуршать»: строгие ревнители норм и правил, проявляя вечное недовольство, готовы невзначай упомянуть кое-что о каждом человеке, сообщая чужие тайны, плетут интриги и заговоры. «Очарованные романтики»: любят школу, волнительно переживают всякий успех школы и учащихся, готовы жить в школе, придумщики, втягивают в работу в школе своих родственников, их интересы простираются далеко за пределы преподаваемого предмета . «Первооткрыватели»: любят свой предмет и несут его детям трепетно и преданно, следят за всеми новинками, придумывают тысячи способов увлечь детей, сообщают предметную информацию с такой гордостью, как будто сами изобрели и придумали все то, о чем они рассказывают. Наиболее четкая и основательная типология, произведенная В.Н. Сорокой-Росинским, тоже ориентирована на деятельность педагога и её внешностные характеристики: «каким образом» выстраивается работа с детьми. Он выделил следующие типы педагогов: учителя-теоретисты (главное - теория, а не реальный мир вещей, манера смотреть на класс - на учеников не смотрит, угловат); педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей, людей, тонко чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают легко и свободно); педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей и людях, главное - тренировка в упражнениях); и педагоги-артисты или интуитивисты (имеют способность действовать по вдохновению, по наитию, эмпатийно-творческие). Н.Е.Щуркова выделяет четыре типа школьных педагогов ^ Первый тип - самый распространенный. Она называет его условно «прагматический» (утилитарно ориентированный). К данному типу относятся 56% школьных педагогов. В своем учебном предмете он хорошо осведомлен, его образовательная компетентность достаточно высокая. Основное профессиональное внимание педагог-прагматист направляет на ученика как на объект, насыщаемый знаниями и умениями, полезными для жизни школьной и бытовой. - он высоко ценится в школе за «процент успеваемости». Это позволяет ему преступать этические границы в отношении к детям: он может использовать императивные формы при организации групповой работы, кричит на детей, дает им клички, высмеивает при неудачах, его шутки, чаще всего, обидны и принижают достоинство ребенка. Если пренебречь личностным развитием ребенка, то сущностные качества данного типа обладают некоторой притягательностью: - он хорошо обеспечивает подготовленность школьника к экзаменам и поступлению в вуз; - он деловит, собран, требователен, методичен, свободно владеет учебным материалом в пределах школьной программы; - он хороший организатор, умеет руководить деятельностью группы, потому обладает высоким авторитетом - чаще всего, непререкаемым. ^ Второй тип - исторически устойчивый, но заметно убывающий в своей численности. Его обозначили как тип «функционалистский» (нормативно-ориентированный). 20% школьных педагогов относятся к данному типу. Для этого типа характерна прямолинейная исполнительность функций, которые возводятся в ранг цели собственной работы. Педагогическая тактика сводится к постоянному корректированию поведенческих отклонений. Эти отклонения строго контролируются, фиксируются, пресекаются. Он любит распоряжаться, раздавать указания, сердится, когда их не выполняют. С упоением раздает оценки, сообщая, кто успешен, кто мало успешен, а кто - «слабое звено в классе».Методика такого педагога складывается из нравоучений, критики, оценки, ярлыков, принуждения и устрашения. Очевидны сущностные черты данного типа: - сведение профессиональной работы к контролированию ребенка: выполнение заданий, заучивание текстов и послушное поведение; - набор таких отношений к ребенку, как формализм, бездушие, холодный контроль, позиция «сверху», запугивание и устрашение; - роль, которую играет педагог, - роль административного лица, а потому он воспроизводит авторитарное давление во взаимодействии с детьми (он - распоряжается, дети - подчиняются), а при смене руководства он немедленно меняет свои убеждения. ^ Третий тип - «гуманистический» (ориентированный на Человека). Несмотря на многолетнее декларирование принципа гуманизма и провозглашение гуманистического воспитания, в современной школе лишь 20% школьных педагогов занимают гуманистическую позицию. Этот тип не родился сегодня, он складывался в обществе ещё со времен Сократа, первым провозгласившего ценность Человека. И далее - сквозь средние века и в эпоху Возрождения этот тип сохранял и передавал эстафету гуманистического воспитания в новое и новейшее время. Можно сказать, что он был всегда в истории человечества. Отметим профессиональные черты педагога-гуманиста: - безусловно уважительное отношение к ребенку как к человеку; - забота о личностном развитии каждого ребенка с учетом его индивидуальных отличий; - этико-философская и социально-психологическая база в решении любых педагогических проблем и задач; - социальная роль, которую играет педагог, - роль человека, а профессиональная позиция по отношению к ученику как к другому человеку - «рядом», «вместе», «наравне». ^ Четвертый - слабо обозначаемый, но тем не менее реально существующий - «гедонистический» («комфортно-ориентированный») тип. К нему относятся 4% школьных педагогов. Представитель данного типа полагает, что цель его работы состоит в том, чтобы создавать всяческого рода приятствия и приятности для учеников во имя приятствия и приятностей собственных. Чаще всего работает он вяло, лениво, без интеллектуального напряжения мысли, пренебрегая профессиональным анализом содеянного. Очень любит, когда его занятия с детьми прерывают, с удовольствием оставляет детей одних, ссылаясь на обстоятельства. Здесь во всем преобладает направленность на личный комфорт и убежденность в «преступности» учеников, наделение учеников природным качеством «тупости», снимающие с учителя ответственность за детей. Основные характеристики данного типа: - пренебрежительное отношение к своей профессии, вульгаризация педагогического труда, спекулятивное извлечение выгоды от звания «педагога»; - «простецкое» отношение к ребенку как некоему забавному объекту, над которым пока позволительно властвовать; - сведение трудового усилия до имитации профессиональной деятельности; - сохранение внешних атрибутов социально-профессиональной роли «педагога» и исполнение этой роли с удовольствием и самодовольством; - безразличие к судьбам учеников, полное предоставление их стихийному влиянию обстоятельств. Спасибо за внимание!

Самое обсуждаемое
Николай коперник и его гелиоцентрическая система Николай коперник и его гелиоцентрическая система
Как образуется гром. Что такое молния? Что такое гром? Некоторые интересные факты Как образуется гром. Что такое молния? Что такое гром? Некоторые интересные факты
Шпион, выйди вон: как Фаддей Булгарин вошел в историю Фаддей булгарин биография Шпион, выйди вон: как Фаддей Булгарин вошел в историю Фаддей булгарин биография


top