Урок экскурсия по биологии задания группам. Курсовая работа учебные экскурсии по биологии

Урок экскурсия по биологии задания группам. Курсовая работа учебные экскурсии по биологии

Творческая работа учителя на тему: "Экскурсии по биологии как форма обучения"

Оглавление
Введение






5.1 Экскурсии в природу



Заключение

Список литературы
Приложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"

Кафедра естественнонаучного образования

"Экскурсии по биологии как форма обучения"

Учитель биологии, экологии

МБОУ "ООШ № 19 села Ключи

Красноармейского района

Саратовской области"

Слушатель КПК биологии

И экологии 2013-2014 учебный год

2014

Оглавление
Введение
Глава 1.Методы обучения, используемые при проведении экскурсий
Глава 2. Место и значение экскурсий в процессе познания
Глава 3. Подготовительный этап, предваряющий проведение экскурсии
Глава 4. Основные способы сбора природного материала
4.1 Пособия для сбора растений
4.2. Пособия для переноски собранного природного материала.
Глава 5. Методические рекомендации по проведению экскурсий
5.1 Экскурсии в природу
Глава 6. Классификация экскурсий
6.1 Экскурсии по курсу “Живой организм”.
6.2 Экскурсии по курсу «Живой организм» на пришкольный участок
6.3 Экскурсии в сельское хозяйство и другие производства
Глава 7. Подведение итогов экскурсии
Заключение

Список литературы
Приложения

Введение

Тема: " Экскурсии по биологии как форма обучения"

Цель: повысить качество знаний обучающихся и раскрыть интерес к изучению биологии с максимальной творческой самостоятельностью на примере экскурсий.

Объектом исследования является экскурсия как форма обучения биологии в школе.

Задачи:

  • стимулировать познавательный интерес учащихся на уроках биологии через экскурсии;
  • уметь применять теоретические знания на практике;
  • правильно и рационально использовать природные богатства;
  • научиться охранять природу и видеть ее красоту.

Актуальность: работая над своей темой по самообразованию «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению» я решила, что экскурсия является одной из форм обучения учащихся в результате чего можно повысить качество знаний обучающихся и раскрыть интерес к изучению биологии. Практическая направленность в обучении биологии, всегда играла важную роль в профессиональной подготовке учащихся. Школа в наше время идет по пути формирования профильных классов в старшем звене. Рекомендации дают четкую картину для общеобразовательных школ в вопросе о том, что должна включать в себя предпрофильная подготовка обучающихся. Она направлена на развитие индивидуальных потребностей ребенка, а так же тесное изучение школьных предметов и основ современного производства. В таких условиях возрастает роль связи теории и практики при изучении биологических курсов в школе.

В школах сельской местности существуют более широкие возможности для применения теоретических основ биологии на практике через экскурсии. Именно через практическое применение биологических знаний и осуществляется предпрофильная ориентация обучающихся.

Методы исследования:

  • теоретический
  • практический
  • наблюдение
  • поисковый
  • анализа
  • обзорно-аналитический

Глава 1.Методы обучения, используемые при проведении экскурсий

Над темой экскурсии по биологии как форма обучения на уроках биологии я работаю уже давно, из года в год совершенствуя ее, отвожу ей одно из главных мест в общеобразовательном процессе, так как считаю, что уроки биологии, тем более в сельской школе, должны быть теснейшим образом связаны с сельскохозяйственным производством, с уроками сельскохозяйственного труда на пришкольном участке. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса. При этом теоретические знания дети учатся применять на практике. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы - навыки элементарного исследования природы. Основной метод обучения на экскурсии наблюдение, которое применяется в сочетании с беседой, небольшим рассказом. На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к родной природе. Наблюдение учащиеся проводят в соответствии с заданием, при составлении которого следует учитывать объект экскурсии и познавательные возможности школьников.

Глава 2. Место и значение экскурсий в процессе познания

Экскурсия - это форма организации работы, при которой школьники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии учащиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. Экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне учебного заведения с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на соответствующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках. Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для, учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует, потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения - в связи с почвой, животных - в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определенное время года. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом многие знания практикуются в узнавании изученных объектов, в объяснении увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дают учащимся конкретные, правильные биологические понятия, но имеют и большое воспитательное значение. Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на плодовые и бахчевые плантации, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят учащихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Глава 3. Подготовительный этап, предваряющий проведение экскурсии

Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. Все экскурсии, предусмотренные программой школьного курса общей биологии, составляют тот минимум, выполнение которого является обязательным для каждого учителя биологии. Руководитель, прежде всего, должен четко установить задачи экскурсии, подобрать литературный материал. При предварительном ознакомлении с местностью, особенно малознакомой, руководителю следует использовать и ранее собранные гербарии. Это позволит учителю составить ориентировочный план экскурсии. (Приложение 1)

Затем учитель детально знакомится с местностью, где будет проведена экскурсия. Такое посещение места будущей экскурсии необходимо независимо оттого, что руководитель уже проводил там когда-то экскурсию. За год иногда происходят значительные изменения. Так лес, куда проводилась экскурсия в прошлом году, может оказаться вырубленным. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии, экскурсионными объектами в пунктах остановок дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, во и продумать методы ведения работы в том или ином пункте. Они могут быть очень разнообразны в зависимости от содержания в места экскурсии. В некоторых случаях преподавателю необходимо дать объяснения, иллюстрируя их экскурсионными объектами. В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельное наблюдение, собрать тот или иной материал и потом на основании наблюдений и собранного материала проводит общую беседу. Иногда экскурсия полностью строится на самостоятельной работе учащихся по заранее разработанному плану с последующим подведением итогов в конце экскурсии или в классе. Чем старше и подготовленнее класс, тем больше места отводится самостоятельной работе. Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, преподаватель подготовляет учащихся к экскурсии. Основные моменты плана должны быть записаны учащимися. Руководитель указывает, как должна проводиться работа во время экскурсии, на что обратить внимание, что и как собрать, что записать, какие книги следует прочитать перед экскурсией. Учитель разбивает учащихся на группы для самостоятельной работы, знакомит со списком нужных для экскурсии пособий, сообщает, какими должны быть одежда и обувь и вручает им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительной дополнительной работе по литературе, например, вопросы по экскурсии в лес требуют углубления по книгам о светолюбивых и теневыносливых породах, биологических особенностях растений, о распространении семян и др. Отдельным учащимся даются задания по ботаническим атласам или школьным определителям подготовиться к узнаванию 2-4 растений. К экскурсиям, посвященным позвоночным животным (VII кл), в особенности птицам и млекопитающим, учитель дает отдельным учащимся задания ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, места гнездования, питание, пение). Сведения собираются по атласам, книгам и имеющимся в продаже пластинкам «Голоса птиц». Такие задания, данные учащимся, позволят на экскурсии распознать 20 птиц. Такие же задания даются учащимся и по двум видам млекопитающих (следы, запасы и остатки пищи, повадки, норы). На экскурсии, если не удается увидеть самих животных, можно наблюдать их следы и среду жизни. Предварительно полученные знания отдельных учащихся используются при проведении экскурсии. Отсутствие тщательной предварительной подготовки перед экскурсией часто ведет к неудачам. Плохое знание маршрута затрудняет поиски нужных растений, на это непроизводительно тратится время, рассеивается внимание участников, не выдерживается стройность и систематичность темы, часто наблюдается пассивное отношение учащихся к работе. Все требования к организации экскурсий, подготовке к ним, указанные в отношении ботанических и зоологических экскурсий, соблюдаются и для IХ-ХI классов. Только особое внимание обращается на самостоятельность работы учащихся. Элементы самостоятельности включаются в методы проведения экскурсии уже в V-VIII классах: учащимся дают одно за другим короткие поручения найти и с учетом охраны собрать объекты, но с последующим обязательным подведением итогов к концу экскурсии. Выполнение каждого отдельного поручения проверяется учителем прежде, чем дети приступают к следующему. В IХ-ХI классах заранее вручаются задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии. Задания охватывают ряд вопросов, в целом исчерпывающих содержание темы намеченной экскурсии. Каждый вопрос требует изучения ряда объектов и явлений. Объекты могут быть разными, лишь бы они позволили выявить общую закономерность. Успех экскурсии в значительной степени зависит от организационной подготовки. Для поддержания лучшего порядка передвижения в городе, в лесу, поле учителю целесообразно распределить учащихся (по их желанию) на группы в 5-8 человек и назначить (или избрать) старших. Задания для работ и отдельные поручения (по переноске снаряжения, разведке и т. п.) учитель дает по группам. Старшие ответственны за дисциплину, сбор учащихся, выполнение заданий. Они следят за порядком передвижения, во время остановок обеспечивают построение вокруг учителя, чтобы всем было видно, что он показывает, и т. п. Учитель на экскурсии иногда собирает старших от групп для инструктажа. Такая организация облегчает проведение экскурсии, предупреждает отставание отдельных экскурсантов, нарушение дисциплины и воспитывает умение работать в коллективе. Значительную помощь в экскурсии могут оказать и родители. Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут к ней.

Во время экскурсии учащиеся записывают места остановок, названия растений и результаты наблюдений. После экскурсии собранный материал обрабатывается по группам в виде отчетной таблицы. Такого рода планы-маршруты и отчетные таблицы возможны и по другим экскурсиям.
При обработке природных материалов экскурсии одни из них поступают в живой уголок (растения, взятые с комом лесной почвы, насекомые), другие консервируются, засушиваются. Так составляются гербарий и коллекции по многообразию растительного мира, изменчивости различных признаков у растений и животных, приспособленности плодов и семян к рассеиванию, растений к разным условиям жизни, типов окраски насекомых и др. Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, гербария, коллекции собранных объектов, фотоснимков. (Приложение 2)

Живой материал (растения, водяные насекомые, куколки и другие объекты) следует разместить в уголке живой природы для дальнейшей работы с ним.

Глава 4. Основные способы сбора природного материала

Ботанические экскурсии обычно требуют сбора материала для дальнейшей обработки и изучения. Поэтому необходимо обеспечить экскурсантов всеми нужными для экскурсии пособиями. Некоторые предметы снаряжения понадобятся каждому экскурсанту, часть предметов может быть дана только на группы, и, наконец, некоторые предметы могут быть взяты для пользования всем классом. Снаряжение экскурсанта должно быть простым и обеспечивать активную экскурсионную работу.

4.1 Пособия, применяемые для сбора растений

Растения выкапывают с корнями. Для этого на группу в 3-4 человека надо иметь небольшую острую совкообразную лопатку, насаженную на крепкую деревянную ручку. Перед экскурсией лопатку следует наточить. Выбранное растение окапывают, землю вокруг разрыхляют. Когда растение выкопано, землю с корней тщательно стряхивают. Если хотят сохранить растение живым, его выкапывают с комом земли. Для подрезки толстых корней, для срезания веток, кусков коры с деревьев или кустарников, для соскабливания лишайников, для разрезания растений, не укладывающихся в папку, и т. п. необходимо иметь на каждую группу острый перочинный нож или складной садовый нож. Можно использовать и обычный переплетный или прочный столовый нож. Такой нож во многих случаях может заменить и совок. (Приложение 3)

4.2 Пособия, предназначенные для переноски собранных растений

Собранные растения и их части укладывают в папки или в корзинки. Папки изготовляют размером 45х30 см (иногда 50Х40) из картона или фанеры. Папку из картона для предохранения от намокания во время дождя полезно оклеить клеенкой или другой непромокаемой тканью; можно покрыть эмалевой краской. Папку наполняют сложенными пополам листами газетной или оберточной бумаги, нарезанной по размерам папки (сложенный пополам лист для папки размером 45х30 см должен иметь длину 43 см и ширину 29 см. Папка завязывается с двух концов тесемкой. Широкая тесьма или ремни папки позволяют перекинуть ее через плечо. Очень удобны для переноски собранных растений и их частей продолговатые корзины. В них укладывают куски коры, стеблей, образцы почвы, растения, взятые с почвой, а также растения, предназначенные для работы в классе, для сушки в пучках или в песке. Если нет папки, то можно укладывать все собранные в корзину, предварительно выстлав ее дно влажным мхом или тряпкой. Сверху растения прикрывают влажной тряпкой. Переноску немнущихся вещей (коробки, банки, бумага, бечевка и др.) и экскурсионных сборов удобно производить в рюкзаке. Он освобождает руки экскурсантов, не мешает во время ходьбы и сборов. На группу в 3-4 человека желательно иметь один рюкзак. Кроме перечисленных пособий, во время экскурсий часто бывают нужны ручные лупы с увеличением в 10- 15 раз, пинцеты, бечевка, а в некоторых случаях компас. рулетка, сантиметровые ленты (для всего класса). Для записей каждый учащийся берет записную книжку. Если во время экскурсии предполагаются зарисовки, то полезно каждому учащемуся иметь планшет из фанеры, к которому прикрепляется бумага, карандаш и резинка, и в который укладывается тетрадь для записей. Руководителю экскурсии придется из перечисленных пособий выбрать те, которые для проведения данной темы являются необходимыми, и подготовить их совместно с учащимися. Не следует брать ничего лишнего. Всякий лишний предмет обременяет экскурсанта и легко может быть потерян. (приложение 4)

При проведении экскурсий в природу, по всем биологическим курсам следует учитывать общие методические положения. Нецелесообразно превращать экскурсию в природу в урок под открытым небом, с длительным опросом учащихся по пройденному материалу, якобы для связи теории с предстоящей работой по заданиям. Каждую экскурсию естественно начинать с определения места - лес, болото, поле, луг, пустырь, парк - по типичным признакам: основные черты ландшафта и наиболее характерные растения. При этом следует отметить черты, показывающие сезонное развитие природы (состояние растительности и животных), и обратить внимание учащихся на эстетическую сторону своеобразную красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.

5.1 Экскурсии в природу

Существенной частью экскурсии следует считать непосредственное общение с природой - самостоятельные наблюдения каждого учащегося. На первых экскурсиях, например в VI классе, когда учащиеся еще незнакомы с ботаникой, всем учащимся или группам даются общие и простые задания: собрать растения со всеми органами; собрать растения одного вида с сухих и влажных, светлых и затененных мест, на дороге и в канаве; собрать растения с листьями, цветками и плодами различной формы или окраски; собрать растения с различными запахами; выкопать и посадить в горшок для живого уголка нужные растения в единичных экземплярах. Во время экскурсии на любую тему нельзя фиксировать все внимание учащихся на перечислении названий встречающихся объектов. Достаточно указать на пять, максимум десять наиболее характерных растений или животных, но разобрав их биологические особенности. Следует познакомить учеников с растениями и животными так, чтобы они запомнили их на всю жизнь. Учащиеся в лесу и на лугу выделяют пробную площадку в 1кв.м (накладывая приготовленную из планок рамку или вымеряя лентой и вбивая колышки с натянутой веревкой) и высчитывают количество типичных видов растений, всходов деревьев, видов насекомых и т. п. в зависимости от темы экскурсии и задания. На лугу с пробной площадки хорошо взять по линии натянутой веревки растения, представляющие разные ярусы. Гербаризируют, а затем наклеивают растения вместе на лист, составляя гербарную таблицу «Ярусы луга». Сбоку рисуют мерную линейку, чтобы показать размеры наземной и подземной части растений. Внизу подписывают названия растений. К точным, наблюдениям должна приучать и сама форма заданий, концентрирующая внимание учащихся на главном и требующая кратких, но конкретных данных результата проведенной работы. Примером могут служить такого рода задания-таблички на экскурсии по ботанике. Во время самостоятельных работ учитель обходит все группы, в условленное время или по сигналу - свистку они собираются вместе на обобщающую беседу или конференцию. Отдельные учащиеся или старшие групп рассказывают о своих наблюдениях и находках, демонстрируя собранный материал. Наиболее интересные места посещает весь состав экскурсии. (Приложение 5)

Глава 6. Классификация экскурсий

Экскурсии бывают вводные по курсу или теме, большей частью проводимые осенью, текущие (осенние и зимние), заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
На осенних - вводных - экскурсиях учащиеся получают подробные и простые задания и собирают живой материал не только по пройденным темам, но и по текущей и для последующих тем. Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом, на последующих уроках эти вопросы должны быть разрешены, а собранный материал изучен. Работы учащихся по заданиям на основе пройденного за зиму материала будут наиболее углубленными и самостоятельными на весенних, заключительных экскурсиях. К организации и проведению экскурсий по изучению различных экосистем существует два подхода: системный экологический и эколого-биологический. Экологический заключается в том, что во время экскурсии, например, на луг, дается полная экологобиологическая характеристика не только видов растений и животных, обитающих и встреченных на определенной территории, но и лугу в целом. Это предполагает высокий уровень знаний, умений и опыта проведения наблюдений, как учителя, так и учащихся. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы учащиеся в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность. При переходах, во время отдыха и в заключение экскурсии возможно проведение натуралистических упражнений с элементами игры (определение направления, расстояния, высоты деревьев; кто скорее найдет нужное растение; кто назовет большее число известных ему растений; кто запомнил больше объектов).

Экскурсии в природу по всем биологическим курсам, проводимые по разным темам и в различное время года, все же имеют общую структуру. В каждом биологическом курсе проводится несколько экскурсий в природу, музеи и на производство.

6.1 Экскурсии по курсу «Живой организм»

В процессе преподавания данного курса испытывается постоянная потребность в общении с природой. И по каждой теме курса следовало бы на экскурсии показать учащимся изучаемые растения и явления в природе, но приходится ограничиваться 2-З экскурсиями в год. Осенью экскурсию по теме «Строение живых организмов» проводят в лес, на луг. На этой экскурсии учащиеся знакомятся с важнейшими формами и органами нескольких типичных растений, их развитием, долголетием и условиями жизни. Особое внимание обращают на цветущие растения (собирают растения с различными цветками, соцветиями, плодами). Желательна экскурсия «Растения и почва» по теме «Органы цветковых растений», которая включает следующие элементы: знакомство со строением двух-трех разных видов почв и типичными растениями, произрастающими на них (лес, степь, сухая возвышенность); лесная подстилка из опавших листьев как удобрение; строение корневой системы; обработанные поля; всходы озими; сбор растений с различными корнями. Обязательной следует считать экскурсию на тему «Жизнь растений весной». На этой экскурсии рассматриваются такие объекты и явления: всходы, почки, побеги, формы листьев; видоизмененные побеги (луковицы, корневища); вегетативное размножение; цветение; двудольные и однодольные растения; насекомоопыляемые и ветроопыляемые цветки; развитие растений, цветущих весной; признаки весны.

6.2 Экскурсии по курсу «Живой организм» на пришкольный участок

Пришкольный учебно-опытный участок - это база опытнической работы учащихся и необходимая живая лаборатория под открытым небом для практического ознакомления учащихся с растениями, их сортовым разнообразием, приемами выращивания, получением качественной продукции. Здесь проводятся практические занятия, экскурсии, лабораторные работы. Подготовительная работа начинается в начальном звене школы. С первого класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, об их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества.

Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария. (Приложение 6)

6.3 Экскурсии в сельское хозяйство и другие производства

Экскурсии в сельскохозяйственное производство многообразны: они проводятся на территории нашего села в хозяйстве КФХ Прокопов и ОАО МТС «Хлебороб». Это экскурсии в организованную природу, где культурные растения и домашние животные находятся в созданной человеком искусственной среде. Цель экскурсий в сельскохозяйственное производство - показать учащимся его значение, организацию и условия труда, его достижения на основе науки. Экскурсия начинается с краткого обзора профиля производства, его экономического положения, структуры и характеристики ведущей отрасли. Вступление делает учитель или работник производства.
Во время осмотра главных полей или помещений, в которых содержатся животные, следует предусмотреть проведение учащимися наблюдений и измерений. Так, на полях по предварительно данным заданиям, разным для отдельных групп учащихся, проводят примерно следующие наблюдения. На озимом поле определяются дружность всходов, глубина заделки семян, размеры листьев и корней всходов и т. п. Определения с измерениями дают материал для самостоятельных выводов и лучше запоминаются, чем цифры, сообщенные экскурсоводом. В заключительной беседе результаты наблюдений сопоставляются и обобщаются. Работники производства делают дополнения и отвечают на вопросы. Главное, что важно уяснить учащимся на экскурсии,- это какими методами достигнуто повышение урожайности культур и продуктивности животных. Из зоологических экскурсий, совершаемых в сельскохозяйственное производство, наибольшее значение имеют экскурсии на молочнотоварную ферму. В содержание данной экскурсии включаются следующие основные вопросы:

  • Животные, разводимые в данном хозяйстве
  • Требования, предъявляемые к образцовому скотному двору;
  • Устройство стойла (размеры, кормушка, поилка, пол, таблички)
  • Общие сведения об уборке и вентиляции помещения, доении, разведении.
  • Люди, ухаживающие за животными

Ознакомление с породным составом стада производится на примере наиболее типичных экземпляров, с резко выраженными признаками породы (молочность, живой вес и др.). Для того чтобы дать учащимся элементарное понятие о разведении крупного рогатого скота, следует показать им телятник, обратить внимание на способы воспитания и отбора молодняка. Полезно проанализировать по племенной книге или по специальным племенным карточкам, как проводился подбор родительских пар и отбор молодняка в данном хозяйстве.

Глава 7 . Подведение итогов экскурсии

Каждая экскурсия, проведенная с учащимися, должна быть закреплена последующей проработкой в классе. Только тогда она может считаться законченной, когда весь материал, собранный на экскурсии, в достаточной мере обработан и изучен, когда руководителем и учащимися подведены итоги экскурсии. В течение экскурсии в сравнительно короткий срок учащиеся охватывают обширный материал. Многое остается еще недостаточно глубоко осознанным. Проработка материала после экскурсии позволяет восстановить перед учащимися весь ход экскурсии, дополнить многое, углубить, собрать в одно целое весь материал экскурсии, связать его с темой учебных занятий. Учащиеся вспоминают содержание экскурсии в классе; составляют отчеты; обрабатывают рисунки; определяют растения, пользуясь наиболее простыми определителями; из собранных материалов составляют коллекции, гербарии; проводят практические работы в классе; изучая собранные растения, организуют иногда длительные наблюдения или обработку сборов в плане кружковой работы. В результате этих работ устраивают выставку в связи с разбираемой на уроке темой. При обработке природных материалов экскурсии одни из них поступают в живой уголок (растения, взятые с комом лесной почвы, насекомые), другие консервируются, засушиваются. Так составляются гербарий и коллекции по многообразию растительного мира, изменчивости различных признаков у растений и животных, приспособленности плодов и семян к рассеиванию, растений к разным условиям жизни, типов окраски насекомых и др. Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, гербария, коллекции собранных объектов, фотоснимков. Живой материал (растения, водяные насекомые, куколки и другие объекты) следует разместить в уголке живой природы для дальнейшей работы с ним.
Проработка материалов экскурсий, как правило, идет на протяжении ряда уроков и разных тем, без подробных итогов и только с краткими выводами на месте после окончания экскурсии. При последующей проработке экскурсионного материала учащиеся должны обратиться к литературе и справочникам, особенно при подготовке отчетов и докладов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над своей темой самообразования и творческой работой я поняла, как ое важное значение имеют экскурсии в целях повышения качества биологического образования. Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается воспитание бережного отношения к природе и к своему организму, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца.

Список литературы:

  1. Белянина, Л.А. Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности / Л.А. Белянина, Н.Ю. Манькова // Биология в школе. – 2008. - № 2. – С. 44–49.
  2. Белянина, Л.А. Экскурсия как элемент здоровьесберегающей педагогики / Л.А. Белянина // Материалы городской педагогической научно-практической конференции (16 января 2007 г.) «Достижение нового качества образования – требование XXI века: особенности содержания и организации УВП»: Издательство ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.– С. 167–170.

    Таблица 1 План проведения осенней экскурсии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Предмет и основные задачи биологии в общеобразовательном обучении. Организация уроков биологии с использованием экскурсий. Содержание и методы подготовки экскурсий по ботанике в среднеобразовательной школе. Значение экскурсий в преподавании биологии.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2013

    История становления экскурсии как формы обучения биологии. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании. Структура учебной экскурсии, методика ее проведения. Особенности организации экскурсий в музей при обучении курсу "Человек и его здоровье".

    дипломная работа , добавлен 28.10.2011

    Учебно-воспитательное значение экскурсий. Методика учебных экскурсий по экологии. Выбор объекта, организационные вопросы подготовки. Комплексные экскурсии и их проведение. Экскурсия на водоочистную станцию, в пожарное депо и отопительную котельную.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2009

    Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу в дошкольном воспитании. Вклад педагогов в теорию и методику ознакомления дошкольников с природой. Значение экскурсий. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура, методики провеления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2007

    Особенности организации исследовательской работы учащихся при обучении биологии и экологии, деятельность педагога по развитию их интеллектуально-творческих способностей. Правила организации и снаряжения туристическо-краеведческих походов и экскурсий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности у школьников. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста. Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2010

    Психолого-педагогические аспекты развития воображения у школьников. Характеристика Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Способы организации и проведения уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Системный подход к обучению учащихся передовому производственному опыту. Организация и проведение экскурсий. Организация в училище работы по изучению и внедрению передового производственного опыта. Особенности формирования у учащихся трудовых навыков.

    РАЗРАБОТКА УРОКОВ - ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ 6 класс Курлыкова Н.Н., учитель биология Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Муромского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе Задание 1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? 2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? 3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. 4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени? I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии 3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени. 2) Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений. 3) Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску. 4) Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения. 5) Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени? 4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. III. Этап – Рефлексия 1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 2. Обсуждение представленных творческих работ. 3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Муромского края. Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся. Задание 1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. 2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. 5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе. IV. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии V. Этап – Проведение экскурсии 5. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 6. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 7. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений? Опять погода стужей дышит, Зато на окнах, сквозь лучи, Мороз опять узоры пишет Своей серебряной парчи. 2) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба. У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей. 3) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево. У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами. 4) Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты). 5) Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы. 8. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. VI. Этап – Рефлексия 4. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 5. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем» Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Муромском крае Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края. Задание 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя. Душистый колос Птичья гречиха, спорыш Ежа сборная Клевер ползучий (белый) Подорожник большой Ромашка пахучая 4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений. VII. Этап – Разработка экскурсии 3. Постановка цели и задач 4. Разработка маршрута экскурсии VIII. Этап – Проведение экскурсии 9. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 10. Выдать учащимся карточки – задания. 11. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 12. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев. 13. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края. 2) Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария. 3) Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария. 14. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Основную часть территории Муромского края занимает лесная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями природной зоны. IX. Этап – Рефлексия 6. Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения Муромского края, произрастающие в школьном парке» 7. Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества. Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2) Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. 3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их. 2) Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений. 3) Изучение сообществ происходит по плану: Какие деревья произрастают в данном сообществе? Перечислить названия кустарников. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 4) Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе». 5) Беседа предложенным учителем вопросам: Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности) Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью? Какие породы деревьев произрастают в сообществе? Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев? Что растет у самой земли? В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе? 5. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах? III. Этап – Рефлексия a. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) b. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде. c. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

    Уроки – экскурсии

    Введение

    Экскурсия – одна из обязательных форм реализации практической части учебной программы по биологии. Данная форма способствует установлению связи теории с практикой, решению задач экологического образования.

    проведение экскурсий на территории ОУ имеет преимущества:

    1). Можно уложиться в 40-45 минут учебного времени. Не надо тратить время на длительный переход к месту экскурсии,

    2). Ограниченная территория для работы нескольких групп дает возможность контролировать выполнение заданий учащимися, а при необходимости – оказать помощь в работе групп.

    3). Учитель, зная о том, какие виды встречаются на территории ОУ, может сам или с помощью учащихся изготовить иллюстрированные определительные карточки для экскурсий. Можно изготовить гербарий растений, встречающихся на территории ОУ.

    Подготовка к экскурсии

    Действия учителя

    1). Определяет участок на территории ОУ, где будет проходить экскурсия, разрабатывает маршрут. Участок выбирается таким образом, чтобы его можно было использовать для проведения всех сезонных экскурсий. Это позволит учащимся увидеть сезонные изменения в природе.

    2). Продумывает правила безопасного поведения во время проведения экскурсии.

    3). Продумывает задания для проведения экскурсии, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся.

    4). Готовит необходимое оборудование для проведения экскурсии.

    Действия учащихся

    1). Готовят простые карандаши и блокноты для записей во время экскурсии

    2). Повторяют учебный материал, необходимый для выполнения заданий на экскурсии.

    3) Распределяются по группам.

    Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии

    1). Перед экскурсией учитель тщательно обследует тот участок окружения ОУ, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных.

    3). Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учащихся класса и отмечаются присутствующие. вторая перекличка проводится по прибытии на место экскурсии, третья – по возвращении с экскурсии.

    4).При проведении экскурсии запрещается использовать ядовитые вещества для замаривания насекомых (хлороформ, серный эфир).

    5).При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями, категорически запрещается пробовать любые растения на вкус.

    6). На экскурсию учащиеся должны выходить в прочной обуви, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла. Категорически запрещается на экскурсию выходить босиком.

    7). Во время экскурсии запрещается разводить костры.

    8). Во время экскурсии учащимся нельзя пить воду из открытых водоемов.

    9). Инструкция по ТБ во время экскурсии для учащихся вывешивается на видном месте в кабинете биологии.

    ЭКСКУРСИЯ №1 (5 класс)

    Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования представлений о методах изучения живой природы.

    Личностно-развивающие цели:

    Способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой и неживой природы, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

    Содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

    Способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

    Место проведения экскурсии : территория ОУ

    Время проведения экскурсии : сентябрь

    Продолжительность экскурсии : 40 минут

    Оборудование:

    Карточки красного и зеленого цвета на каждого учащегося;

    Блокнот и карандаш.

    Проведение экскурсии

      Учитель знакомит учащихся с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсии.(Можно учащимся самим определить правила безопасного поведения на экскурсии). Попросить учащихся на карточках красного цвета написать по одному правилу, указывающему, что нельзя делать во время экскурсии. Затем учащиеся по очереди озвучивают эти правила. Учитель дополняет эти правила. Учитель раздает карточки зеленого цвета и просит учащихся написать по одному правилу, указывающему, что можно делать во время экскурсии. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили общие правила безопасного поведения при проведении этой и последующей экскурсий. На следующих экскурсиях можно будет только напоминать общие правила ТБ во время экскурсии.

      Учитель предлагает уч-ся встать в круг и, подумав 1 минуту, закончить высказывание «Природа в моей жизни…» или «Природа для меня…». У-ль напоминает, что природа делится на живую и неживую, предлагает вспомнить отличие живых организмов от тел неживой природы.

      У-ль предлагает учащимся назвать синонимы к слову наблюдать. (Возможны ответы: видеть, осматривать, внимательно рассматривать и т.д.). Учитель вместе с учащимися подводит итог: наблюдение – это зрительной изучение, внимательное рассматривание определенных объектов или явлений живой природы. Оно позволяет описывать ее объекты и явления. наблюдения можно проводить невооруженным глазом или с помощью увеличительных приборов – бинокля, лупы, микроскопа. На экскурсии мы проводим наблюдения невооруженным глазом объектов живой и неживой природы.

      Уч-ся разбиваются на группы по 6 человек, выбираются разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение заданий отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый ученик и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой.

      Группы представляют результаты своей работы.

      Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать сколько всего объектов живой и неживой природы удалось наблюдать классу во время экскурсии.

      Экологическая игра «Воронья охота»

    Игра заключается в поиске различных природных объектов. Учащимся выдаются списки, содержащие перечисление этих объектов Их поиски потребуют от учащихся не только внимательности, но и творческого подхода.

    Охотничий список:

    1. Семечко растения, принесенное ветром

      Кленовый лист

    2. Что-нибудь круглое

      Что-нибудь пушистое

      Что-нибудь острое

      Что-нибудь красивое

      Что-то, что может шуметь

      Что-нибудь белое

      Что-нибудь мягкое

      Что-нибудь бесполезное для природы (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое значение)

      Что-нибудь очень важное для природы (В природе ВСЕ важно!)

      Солнечная ловушка (Это все, что ловит солнечное тепло,- вода, камни, растения, животные)

      Что-нибудь похожее на себя

      Большая улыбка

    Учащиеся находят объекты из этого списка на выбранных ими участках. А затем распределяют объекты по группам: живая и неживая природа.

      Рефлексия в конце экскурсии

    Что было для вас самым интересным во время экскурсии?

    Что нового вы узнали о территории ОУ?

    9. Домашнее задание.

    Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить п. 1-2

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ЭКСКУРСИЯ №1 (5 класс)

    Живая и неживая природа. Наблюдения за живыми объектами.

    Цель: определение объектов живой и неживой природы, наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

    Групповые задания

      Выберите понравившийся участок на территории, определенной учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.

      Найдите на выбранном участке тела живой и неживой природы. НЕ ломайте ветки, не рвите растения, не пугайте животных, не сорите.

      Заполните таблицу в ваших блокнотах; объекты природы запишите в первый столбик, а во второй и третий поставьте «+» или « -«.

    Объекты природы

    Живая природа

    Неживая природа

      Какие явления живой природы вы наблюдаете на выбранном вами участке?

      Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, как вы определили объекты живой и неживой и какие явления живой природы вы наблюдали.

    Подготовьте отчет об экскурсии по плану:

      Тема экскурсии

      Цель экскурсии

      Состав группы

    Результаты работы группы:

      Перечислите найденные вашей группой объекты живой и неживой природы;

      Назовите признаки, которые вам помогли определить объекты живой природы;

      Нарисуйте наиболее понравившийся вам объект живой природы;

      Назовите явления живой природы, которые вы наблюдали на территории школы в этот день.

    Ответьте на вопрос: Может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Почему вы так думаете?

    ЭКСКУРСИЯ № 1 (6 класс)

    Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия древесных, кустарниковых и травянистых растений на территории ОУ и на ознакомление с осенними явлениями в жизни растений.

    Личностно-развивающие задачи :

    Способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами осенью, планировать свою деятельность, систематизировать материал изученный в начальной школе, оформлять отчеты;

    Содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

    Способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

    Место проведения экскурсии : территория ОУ

    Время проведения экскурсии : сентябрь

    Продолжительность экскурсии : 40-45 минут

    Оборудование:

    Карточки-задания по количеству учащихся в классе;

    Пакеты для сбора листьев;

    Листы формата А4 на группу;

    Блокнот и карандаш.

    Подготовка к экскурсии. Учитель определяет участок на территории ОУ, где будет проходить экскурсия, разрабатывает маршрут. Участок выбирается таким образом, чтобы его можно было использовать для проведения всех сезонных экскурсий. Это позволит учащимся увидеть сезонные изменения в природе. Продумывает правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Продумывает задания для проведения экскурсии, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся. Готовит необходимое оборудование для проведения экскурсии.

    Проведение экскурсии

      Учащиеся вспоминают правила безопасного поведения во время проведения экскурсий. Учитель спрашивает: Какое правило бы хотели изменить или добавить. Учитель добавляет правила сам в зависимости от темы экскурсии.

      Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «С каким цветом дл я вас ассоциируется слово осень ?». Почему именно с этим цветом?. (Обычно уч-ся называют желтый, красный, оранжевый). Учитель показывает листья древесных растений (липа, береза, клен, рябина…) соответствующей окраски и указывает на то, что не у всех деревьев листья ярких цветов. У ольхи, тополя листья становятся бурыми или серыми, у серени листья еще долго будут оставаться зелеными. на сегодняшней экскурсии мы поговорим о том, почему же именно осень может похвастаться таким разнообразием красок.

      Учитель сообщает о том, что летом листья деревьев и кустарников окрашены в зеленый цвет из-за зерен пигмента хлорофилла. Но в листьях есть и другие пигменты – желтого (ксантофилл), оранжевого (каротин) цвета. Летом хлорофилла в листьях так много, что остальные пигменты незаметны. Осенью сокращается световой день, хлорофилла образуется меньше, желтая окраска листьев становится заметной. В листьях содержится красящее вещество-антоциан. Это он окрашивает их во все оттенки красного цвета. Чем прохладнее, тем больше антоциана образуется в листьях. А вот листья ольхи и тополя не содержат в своем составе желто-оранжевых пигментов и антоциана. Тусклый цвет придают этим листьям продукты распада хлорофилла. Осенняя окраска характерна и для некоторых трав.

      С помощью жестов покажите, что происходит с листьями после изменения окраски? Какое явление живой природы вы сейчас изобразили? (ЛИСТОПАД). Причина листопада – изменение условий (сокращение светового дня, понижение температуры, изменение влажности). Ежегодно сбрасывая листву, дерево освобождается от вредных веществ, которые накопились за лето. В лесу слой листьев защищает проростки растений и корни деревьев от мороза, листья перегнивают и дают питательные вещества растениям, в сухих листьях зимуют многие насекомые. Хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму, кроме лиственницы, у которой иголки опадают осенью.

      Учащиеся делятся по желанию на группы по 6 человек. Группы получают одинаковые задания, но выбирают разные участки территории, определенные учителем. На выполнение заданий дается 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой.

      группы представляют результаты своей работы.

      Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать количество видов деревьев и кустарников, которые удалось описать классу во время экскурсии.

      Экологическая игра «Собери дерево»

    Игра развивает память, реакцию, пополняет знания учащихся о видовом разнообразии растений и кустарников. К карточке с изображением листа дерева или кустарника надо найти плод. Можно данную игру провести по командам «Кто быстрее».

      Рефлексия в конце экскурсии.

    Что для вас было самым запоминающимся на экскурсии?

    Что было для вас самым интересным на экскурсии?

    Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

    Что нового узнали о территории школы?

    10. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ЭКСКУРСИЯ № 1 (6 класс)

    Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений.

    Карточка-задание для учащихся

    Цель: определение видовой принадлежности деревьев и кустарников, наблюдение осенних явлений в жизни растений

    Групповые задания

      Опишите свой участок территории школы.

      Установите видовой состав деревьев и кустарников на вашем участке (можно использовать подготовленные дома карточки).

      Заполните таблицу

    Вечнозеленые растения

    Листопадные деревья

    Листопадные кустарники

      Соберите листья и плоды определяемых растений. не ломайте ветки, собирайте только опавшие плоды и листья, не сорите.

      Какие собранные вами плоды распространяются ветром, какие с помощью животных? Почему вы так думаете?

      Проследите последовательность изменения окраски листьев у одного вида деревьев. (Зеленый лист - частично изменивший окраску лист – полностью изменивший окраску лист).

      Какие осенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?

      Представьте результаты вашей работы другим группам.

    Индивидуальное домашнее задание

    Подготовить отчет об экскурсии по плану:

      Тема экскурсии

      Цель экскурсии

      Дата и место проведения экскурсии

      Состав группы

    Результаты работы группы:

      Опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы осени;

      Перечислите виды деревьев и кустарников, которые вы определили на вашем участке: вечнозеленые растения-…, листопадные деревья-…, листопадные кустарники-…;

      Зарисуйте листья и плоды 2-х растений вашего участка на территории школы;

      Назовите осенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на территории школы в этот день.

    Ответьте на вопросы.

      Почему растения различных видов меняют окраску листвы не одновременно? Приведите примеры.

      Напишите небольшой рассказ на тему «Листопад», используя понятия: хлоропласты, хромопласты, вакуоли, фотосинтез.

    ЭКСКУРСИЯ №2 (5 класс)

    Живые организмы весной. Весенние явления в жизни живых организмов.

    Цель:

      Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

      На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений на территории ОУ.

      Формировать бережное отношение к природе.

      Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

      Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

    Место проведения экскурсии : территория ОУ.

    Время проведения: конец апреля – май.

    Подготовка учителя к экскурсии:

      Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы).

      Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

      Провести беседу об охране природы.

      Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

    Подготовка учащихся к экскурсии:

    1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

    2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

    календарная весна - 1 марта; астрономическая - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; биологическая начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

    3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

    4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы лес. Формировать умение правильно вести себя в лесу.

    Ход урока.

    Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу:

    Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

      Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

      Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

      Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

      Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

      В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

    Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

    Снова птицы летят издалека,

    К берегам, расторгающим лед,

    Солнце теплое ходит высоко

    И душистого ландыша ждет.

    О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

    Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

    Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

    Основная часть

      Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

    Дует теплый южный ветер,

    Солнышко все ярче светит,

    Снег худеет, мякнет, тает,

    Грач горластый прилетает.

    Что за месяц? Кто узнает? (Март)

    Яростно река ревет

    И разламывает лёд.

    В домик свой скворец вернулся,

    А в лесу медведь проснулся.

    В небе жаворонка трель.

    Кто же к нам пришел? (Апрель)

    Зеленеет даль полей

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчелы первые летят.

    Гром грохочет. Угадай,

    Что за месяц это?...(Май)

    Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

    Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

    - Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

    Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

    - Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

    Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

    Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

    2. Весенние изменения в живой природе .

    Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

    Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

    Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

    - Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

    Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

    - Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

    Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

    Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

      Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

    Запишите план письменного отчета:

      красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);

      погодные условия;

      жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

      жизнь древесных и кустарниковых пород;

      приметы весны в животном мире.

      создать презентацию в программе PowerPoint

    4. А теперь проведем конкурссамых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

    Задание для 1 г.: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

    Название растения

    Особенности внешнего строения

    Цветка (зарисовка)

    Листьев (зарисовка)

    Задание для 2 г: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

    Задание для 3 г: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

      Как часто насекомые посещают эти цветки?

      Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

      Чем обусловлена окраска цветков?

      Имеются ли у цветков нектарники?

      Возможно ли у этих цветков самоопыление?

      Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

    Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

    Задание для 4 г: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

    Название деревьев

    и кустарников

    Внешний вид соцветий

    (схематические рисунки)

    Растения

    однодомные или двудомные

    Пестичных

    Тычиночных

    Познавательные задачи

    1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

    2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

    3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

    4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

    5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

    Обсуждение познавательных задач.

    6. Практическое задание

    Задание 1: Учащиеся находят красивый уголок природы, описывают его, пользуясь выдержками из художественной литературы. Затем находят место для посадки растений, выращенных на школьном участке, готовят яму, удобряют почву, размещают растения, поливают и мульчируют. Берут обязательства по уходу за посадками.

    Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

    Задание на дом .

    1.Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсииПолюбуйся, весна наступает!, готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

    2. Готовиться к конкурсам, которые будут проведены по результатам экскурсии:

      Подснежники

      Друзья природы

    В конкурсе принимают участие все учащиеся. Каждый участник готовит 2 задания по весеннему лесу - по одному для каждого конкурса. Задания даются в запечатанном конверте, на котором указаны фамилия ученика, класс. Каждый ученик может получить 8 баллов за подготовку заданий.

    Критерии оценки выполнения задания и его оформление:

    Задание - оригинальное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,

    Обычное - 1 балл,

    Неподготовленное - 0 баллов,

    Оформление - красочное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,

    Отсутствие - 0 баллов.

    Вместе с заданием ученик сдает анкету в виде:

    Класс_________________ Фамилия__________________

    Звено_________________ Имя______________________

    Подготовка к конкурсу

    Вид конкурса

    Баллы за:

    оформление

    «Подснежники»

    «Друзья природы»

    Участие в конкурсе

    Вид конкурса

    Баллы за ответы

    правильный

    неточный

    неправильный

    «Подснежник»

    «Друзья природы»

    К началу конкурса жюри заполняет анкету каждого ученика, готовит оборудование к конкурсу. Организатор конкурса - учитель, он открывает конкурс, объявляет его условия: победителем может быть звено и каждый учащийся в отдельности. Один из членов жюри оглашает итоги подготовительного этапа, другой член жюри заполняет таблицу на классной доске:

    Подготовка

    Проведение конкурса (баллы)

    «Подснежник»

    природы»

    Подведение итогов урока-экскурсии, объявление победителей конкурсов, выставление оценок в журнал .

    А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?


Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top