Форма индивидуальный образовательный маршрут ребенка с овз. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз

Форма индивидуальный образовательный маршрут ребенка с овз. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника

ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.

Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ

Дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

Возможность занятия разными сферами деятельности;

Совершенствование речевых навыков;

Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

Развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.

Структура ИОМ

В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента.

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута

Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.

Оформление образовательной программы

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

Общие сведения о дошкольнике;

Характеристика семьи;

Особенности внешнего вида дошкольника;

Здоровье;

Особенности моторики;

Познавательная сфера дошкольника;

Уровень знаний по разделам программы;

Уровень развития речи;

Отношение к занятиям;

Характеристика деятельности;

Наличие трудностей в общении;

Индивидуальные особенности;

Дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ

Введение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения.


В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность.

При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:

Пределы норм нагрузки;

Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии.

Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.

Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольника

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей.

Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:

Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;

Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;

Имеющиеся ресурсы для достижения результата.

В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНР

Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров.

Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:

Лечебно - оздоровительная работа;

Вопросы обучения и социальной адаптации;

Вопросы коррекции;

Физическое воспитание;

Музыкальное воспитание.

Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО

Заключение

Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей.

Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.


Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга»
Веселко С.И.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Дата заполнения: 19.11.2015г.
Общие данные
Ф.И.О. ребенка Алексеев Денис Евгеньевич
Дата рождения 03.09.2011г.
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы) Полная,
Алексеева Екатерина Андреевна
МАО «Фаворит» СЗК инструктор
Отец (ФИО, образование, место работы) Алексеев Евгений Владимирович
---
Воспитатели (ФИО): Веселко Светлана Ивановна
Специалисты:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Старшая медицинская сестра: Ежова Татьяна Геннадьевна
Моисеева Вера Вадимовна
Бондарева Роза Васильевна
Ловкина Мария Павловна
Группа здоровья 2
Режим пребывания ребёнка в ДОУ 7.00-19.00
Заключение ПМПК ОНР (2 уровень), обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы у ребенка с дизартрией.
Рекомендации ПМПК Обучение и воспитание по общеобразовательной программе, занятия в логопедическом пункте в ДО.
Долговременные цели Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Цели на текущий период (учебный год) Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Пополнение активного словаря.
Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Развитие математических операций, обобщений, выделений лишнего предмета.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Октябрь-декабрь
Специалист Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования Задачи коррекционно-развивающей работы
Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы Формы оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)
Воспитатель Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Физическое развитие Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживойприроды.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения». Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Развитие мелкой моторики.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства
и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Расширять представления детей о некоторых насекомых, животных, птицах, растениях.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение
гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Рисование: Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов, добавляя к ним другие.
Лепка: совершенствовать умение лепить из пластилина; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытяги-
ванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность
вылепленного предмета, фигурки.
Аппликация. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение
поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Развитие мелкой моторики.
Игра «Специальные машины»
Игра «Красный. Желтый, зеленый»
Игра « Слушай внимательно»
Игра « Доскажи словечко»
Дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки».
Чтение художественной литературы. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Игра «Времена года»
Игра « До, между, после»
Игра « Собери листочки»
Разучивание пословиц об осени.
Игра « Закончи предложение»
Игра « Книга моих желаний»
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Работа по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, ориентировки в пространстве. Коррекционная работа: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Игра «Подбери фигуру»
Игр.упр. «Найди домик»,"Что лишнее", "Собери фигуру", "Мозаика чудесный мешочек", "Лото", "Цвет и форма"
Игра «Осенние слова»
Игра «Хитрые вопросы»
Стихи о домашних животных
Нащи любимые сказки.
Игра « Разговор с домашними животными»
Загадывание и отгадывание загадок.
Игра « Какая фигура по счету»
Игра «Что за цвет»
Игра « Что не бывает? Почему»
Игра « Подбери действие»
Игра « Узнай по контуру»
Игра с картинками.
Игра «Назови одним словом»
Игра «Чьи ноги или лапы за забором»
Игра «У кого что?»
Игра «Загадочное Животное»
Игра « На кого похожи»
Игра "Хлопни в ладоши", "Доскажи словечко"
Игра "Тихо-громко",
«Запомни и повтори цепочки слогов»
Игра «Найди звук»
Игра « Назови первый звук в словах», "Придумай слова со звуком Ш", "Будь внимателен"
Игра « Художники»
Игра «Узнай по частям»
Игра « Составь снеговика»
Упр. «Большие и маленькие»
Игра « Доскажи словечко»
Игра « Назови деревья»
Дидактические игры «Природа и настроение» , «Какое время года» , «Зимний узор» ;
- Прослушивание аудиокассет «Времена года»
Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
Игра « Замри».
Упр. « Сон в лесу»
Игра « Запомни свою позу»
Пальчиковая игра « Осенний лист»
Игра « Гусеница»
Упр. « Волшебный дождь»
Игра" Собираемся в путь»
Упр. « Мы шагаем по сугробам»
Игра « Снежок»
Взаимодействие с социальными партнерами
Организация Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
(возможные)
организации различных ведомств, общественные организации, средства массовой информации, негосударственные структуры, прежде всего с общественные объединения инвалидов, организации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Выборгская детская городская больница" (ГБУЗ ЛО "Выборгская ДГБ")
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Осмотр всеми специалистами, выдача медицинских заключений
Диагностика и консультирование
Взаимодействие с семьей
Направления взаимодействия Формы взаимодействия Содержание работы Ответственный педагог/специалист
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Обеспечивают материальную поддержку коррекционно-развивающих занятий. Воспитатель логопед
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники. Совместное пребывание ребенка и родителей на мероприятиях. Выполняют все рекомендации педагога. Воспитатель логопед
Образование родителей Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком Воспитатель логопед
Совместная деятельность Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии). создание в МБДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Воспитатель логопед

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

    Ф. И. О. ребенка …………………..

    Дата рождения……………….. . Класс 6 Программа VIII вида

    Организация коррекционно-развивающей работы, проведенной ранее: обучается в данной школе со второго полугодия 5 класса (второй год).

    Особенности физического развития имеет статус «ребенок-инвалид»до июля 2020года, состоит на «Д» учете у окулиста (сх.косоглазие), имеет подготовительную группу здоровья по физкультуре.

    Особенности психического развития

    Познавательная сфера: не усваивает программный материал по математике и трудовому обучению. Геометрический материал не усваивает. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя.

    Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, не плаксива, может смеяться по минимальному поводу и без повода. Не может себя самостоятельно настроить на урок. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет.

    Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, соблюдать личную гигиену девушки. У девочки навязчивая привычка «из носа - в рот», и девочка этого не стесняется. Активно участвует в конкурсах.

    Инициатор индивидуального образовательного маршрута:

Администрация образовательного учреждения (обоснование – ИПР).

    Цель, задачи: социальная адаптация ребёнка с ОВЗ в обществе.

* Формирование ЗУН по предметам с учётом возможностей ребёнка;

* коррекция ВПФ: развитие наглядно – образного мышления и речи, формирование зрительного и слухового восприятия, тренировка процессов памяти.

* корректировка программы по ПТО – психологическая коррекция мотивации к труду.

    Сроки 2014 -2015 учебный год.

    Формы взаимодействия с родителями:

    Индивидуальные беседы и консультации: О необходимости обучения по индивидуальной программе по математике и ПТО; о необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка- инвалида.

    Открытые занятия;

    Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках СБО в домашней обстановке.

    Лабораторная работа с родителями;

    Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»

    Тренинги;

    Другое _______________________________________________________

    Формы работы родителя с ребенком

п/п

Содержание

Сроки

Ориентировка во дворе дома

2014-2015 учебный год

Формирование гигиенических умений и навыков

2014-2015 учебный год

Развитие умения занять себя в отсутствии взрослых

дома

2014-2015 учебный год

Умение выполнять покупки в магазине

2014-2015 учебный год

    Круг специалистов

Специалист

Содержание

Сроки / результат

Педагог - психолог

Учитель - логопед

Занятия по коррекции нарушений

письма и чтения путём:

Развития фонематических процессов;

Развития навыков языкового анализа и синтеза;

Уточнения и расширения лексического словаря;

Развития грамматического строя речи;

Развития связной речи, коммуникативных навыков общения;

Развития моторных функций.

2014-2015 учебный год

С с сентября 2014г. года по май

2015г.

групповые

занятия 2 раза

в неделю:

среда, пятница.

26.12.2014г.-

динамика

положительная.

27.04.2015г.-

динамика

положительная.

Учитель- дефектолог

Индивидуально – коррекционные занятия по

развитию ВПФ.

Коррекции познавательной деятельности.

2014-2015 учебный год

Индивидуальная форма работы дала положительные результаты. Восполнение пробелов в ЗУН – по математике имеет положительный результат. Научилась решать задачи на движение, освоила табличное умножение и деление.

Учитель ПТО («швейное дело»)

Развитие ориентировочной и планирующей деятельности;

Развитие мелкой моторики, координации движений;

Формирование эмоционально-волевых качеств и положительной мотивации к труду.

Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда.

2014-2015 учебный год

Справилась с программным материалом за 5 класс, ликвидирована задолжность за 5 класс на оценку «удовлетворительно». Самостоятельные и практические работы выполнила на «3».Небольшая положительная динамика по всем показателям и критериям коррекционно-развивающей деятельности.

Ориентировочная и планирующая деятельность на среднем уровне;

Мелкая моторика и координация движений на среднем уровне;

Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда на низком уровне

Учитель математики

Развитие учебных навыков; - формирование элементарных математических представлений, навыков чтения, с учётом психофизиологических особенностей обучающегося; - уточнение и обогащение представлений о себе и окружающем мире; - развитие пространственно-временных представлений; - повышение уровня общего и речевого развития; - формирование нравственных качеств; - охранительный режим жизнедеятельности.

Положительная динамика. С контрольными работами за 5 класс справилась на «4» и «3». С контрольными работами за 6 класс справилась на «3».

Педагог дополнительного

образования

Элементарные навыки работы на ПК.

(«Смайлик»);

Знание необходимых правил дорожного движения

«Дорожная азбука»

Развитие мелкой моторики рук («Творчество»)

2014-2015 учебный год

Положительная динамика при пользовании ПК

Результаты тестирования по ПДД: «средний уровень».

Положительная динамика

Социальный педагог

Формирование культуры поведения в социуме

Положительная динамика

    Оценка результатов: «швейное дело»: незначительная положительная динамика.

    Для родителей: толерантное отношение к ребенку и создание положительного психологического микроклимата в семье.

    Для педагогов __________________________________________________________

    Для узких специалистов: учитель-логопед – продолжить работу по коррекции нарушений письма и чтения.

Зам. директора. по УВР:

Учитель ПТО:

Учитель математики:

Учитель – дефектолог:

Учитель – логопед:

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.

Основной целью администрации и всего педагогического коллектива образовательного учреждения (организации) в рамках реализации инклюзивной практики является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации,основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровожденияобразовательного учреждения (ПМПк), родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ вобразовательный процесс.

Индивидуальный образовательный план документ , отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.

Особенности работы над индивидуальным образовательным планом:

1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

Учитель, родители – полноправные участники работы над ИОП;

2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (четверть, триместр, полугодие);

3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы. По результатам всех заключений происходит корректировка плана;

4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят

максимально конкретный характер;

5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут (и, соответственно, индивидуальный образовательный план) в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов . Перечислим самые важные из них.

1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет , к какому педагогу и в какой класс (группу) поступает ребенок. Также определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.). Заключается договор с родителями.

2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Такая информация может включать следующие направления

Содержание информации Возможная документация
Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу; Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении. Заключение ПМПК
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. Медицинская карта первоклассника
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. - Психолого-педагогическая характеристика ребенка; - дневник психолого-педагог. сопровождения
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. ! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а также для определения режима пребывания ребенка в школе. Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей.
Сведения о дополнительном образовании: – посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; – занимается ли с педагогами на дому; – каков режим и длительность дополнительных занятий
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы.

ВАЖНО: Родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.

На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей – в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и – соответственно – ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум – трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения (ПМПк) проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС-центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

Собственно разработка Индивидуального образовательного маршрута (и, соответственно, ИОП) на заседании психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.

5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого - педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).

6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов – динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.

Юлия Знаменщикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Общие сведения о ребенке

Елизавета В.

Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По заключению врача офтальмолога у девочки дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7; по заключению врача отоларинголога у Лизы аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит; при ходьбе Лиза косолапит и шаркает ногами, у девочки нарушена осанка. ЗПР. Группа здоровья III.

Лиза воспитывается в неполной семье.

Лиза плохо воспринимает и оценивает движущиеся предметы, у неё затруднено восприятие формы, величины предмета и пространства. В связи с этим она испытывает трудности с ориентацией в пространстве; у ребёнка затруднено динамическое восприятие, также затруднён зрительно – пространственный синтез, у неё нет чёткого видения предметов. Лиза часто жалуется на головные боли и на неприятные ощущения в глазах. У девочки плохо развит фонематический слух, она дышит ртом, при беге и прыжках Лизе трудно дышать. Не достаточно развита память : слуховая и зрительная.

Елизавета самостоятельна, старательна, доброжелательна, общительна, однако дети не очень охотно играют с ней. Лиза более общительна с взрослыми, с ними она легко идёт на контакт, любит делиться своими мыслями и переживаниями. Лизе нравится заниматься физкультурой, однако ей с трудом даются упражнения на метание, гибкость, равновесие, что подтверждают данные мониторинга. Показатели физического развития низкие. Девочка с удовольствием играет в подвижные игры, охотно и старательно занимается индивидуально . Лиза усидчива и исполнительна, может долго играть самостоятельно, не мешая другим. Старается услышать и выполнить указания взрослых, однако не всегда ей это удаётся сделать хорошо и аккуратно. Лизе сложно проявить творчество, привнести что – то своё, действуя, чаще всего по образцу .

У Лизы хорошо развиты навыки самообслуживания, она быстро одевается и раздевается, аккуратно кушает. Она сильно переживает неудачи, плачет, но при этом не требует к себе повышенного внимания. Ребёнок добрый, услужливый, вежливый. Лиза плохо слышит, поэтому указания и просьбы необходимо повторять неоднократно. Школьная программа даётся ей с трудом.

С Лизой регулярно в индивидуальной форме занимаются специалисты школы : психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.

Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что необходимо создать оптимальные условия для коррекции вторичных нарушений с учётом первичных нарушений и индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Елизаветы К

На период с сентября 2016г. по май 2017г

Дата заполнения :. 2016г___

1. Общие данные

Ф. И. О. ребенка Елизавета В .

Дата поступления в учреждение 2016

Сведения о семье : из неполной семьи, мать и отец в разводе. Семья малообеспеченная

Мать (ФИО, образование Мама….

Отец (ФИО, образование , место работы, доп. сведения) Папа…

Дом. адрес :

Телефон :

Воспитатели (ФИО) :

Специалисты :

Учитель-логопед :

Учитель-дефектолог :

Педагог-психолог :

Музыкальный руководитель :

Инструктор по физ. воспитанию :

Старшая медицинская сестра :

Группа здоровья III

Группа физических занятий - ЛФК

Режим пребывания ребёнка в ДОУ Полный день пятидневная неделя.

Заключение ПМПК Нуждается в создании условий для получения образования , коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Разработка индивидуального образовательного маршрута .

Заключение мед. комиссии :

Врача офтальмолога :

Врача отоларинголога :

Хирург-ортопед :

Невропатолог : -дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7;

Аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит

Соблюдение режима зрительных нагрузок

Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления

- Посадка на занятиях : I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу)

Проводить пропедевтику основных видов движений

Использовать упражнения из горизонтального положения

Противопоказания : - Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

Нельзя работать на слишком близком расстоянии

Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз

Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища

Подъём тяжестей, сотрясение тела

Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения

Прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу

Назад - мостик

Длительное поднятие ног в положении лежа

Кувырки вперед/назад - Стойка на лопатках "березка»

Цели на текущий период (учебный год) Включение ребенка -инвалида в функционирующую группу сверстников, для подготовки успешного обучения в школе

Цель : Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

ЗАДАЧИ :

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование предметно-практических действий;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;

Формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства) ;

Овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы :

Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

Словесный

Практический

Игровой

Формы работы :

Утренняя гимнастика;

Индивидуальная и подгрупповая работа;

Спортивные праздники, развлечения.

Самостоятельная деятельность ребенка .

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.


Самое обсуждаемое
Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров
Тайные общества правят миром? Тайные общества правят миром?
технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета


top