Социальная структура западноевропейского средневекового общества кратко. Феодальное общество

Социальная структура западноевропейского средневекового общества кратко. Феодальное общество

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В «темные» века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли - духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7-9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5-2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15-20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов - наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой - практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которойможно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин - это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин - полудлинная или свободно падающая туника, а под нею - длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, - далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные «крестьянскиебашмаки» без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы - вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное «господство ножниц». Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет - плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки - сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, «крепостным» характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров, Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа «шгпендер-бау» из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого «средневекового прообраза туризма» (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3-5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные - смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко - от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением - ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи - иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения «законного» потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после «изобретения» куртуазной любви.

Кризис XIV века

Четырнадцатый век опять оказался весьма неудачным. Практически все столетие в центре Европы шли кровопролитные войны, как обычно сопровождавшиеся уничтожением стад и посевов, а также миграцией вирусов. Наиболее известная из них - Столетняя война между Англией и Францией.

В конце второй четверти века серые крысы, мигрировавшие из Центральной Азии, принесли эпидемию бубонной чумы, от которой погибло около трети населения Европы - порядка 25 миллионов человек. Городское население сократилось в 4 раза, а население отдельных городов сократилось даже в 10 раз!

Кроме того, случилось очередное локальное похолодание, ухудшились условия вызревания зерновых, что опять-таки привело к голоду.

В результате население Европы сократилось с 73 млн. человек в 1300 г. до 42 млн. в 1400 г. Точных данных нет, но есть основание полагать, что в 1350 году население Европы не превышало 33 млн. человек.

Во второй половине столетия наступает период «феодальной реакции». Землевладельцы пытаются вернуться к натуральным формам взимания ренты, повысить оброк, пересмотреть условия аренды земли. В связи с резким сокращением численности рабочего населения неожиданно возросла оплата наемного труда. Попытки сократить ее, наряду с возросшим налоговым бременем, приводят к серии мощных выступлений: восстание Уота Тайлера в Англии, Жакерия во Франции.

1. Раннее средневековье, Всемирная история. Т. 7. - Минск, 1996.

2. Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М., 1995.

3. Брун В., Тильке М. История костюма. - М, 1996.

4. Можейко II. В. 1185 год.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992,

6. Тейс Лоран. Наследие Каролингов. - М.. 1993,

7. Лебек Стефан. Происхождение франков. - М., 1993.

8. Эко Умберто. Имя розы.

9. Фоллет Кен. Столпы земли.

10. Дрюон Морис. Проклятые короли.


Глава 4. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ

С падением Римской империи под натиском варварских племен в Европе начинает формироваться новая форма организации общества. На смену рабовладельческого строя приходят феодальные отношения. Важно помнить, что феодализм - это такая форма организации общества, где власть принадлежит тем, кто имеет личное землевладение и распространяется на тех, кто на этой земле проживает.

Структура средневекового феодального общества

Феодальный строй был неизбежным процессом для своего времени. Варвары, не умеющие управлять огромными территориями, дробили свои страны на феоды, которые были гораздо меньше страны. Это, в свое время, вызвало ослабление королевской власти. Так, во Франции уже к XIII веку король является лишь «первым среди равных». Он был вынужден прислушиваться к мнению своих феодалов и ни одно решение он не мог принять без согласия большинства из них.

Рассмотрим формирование феодального общества на примере государства франков. Заняв обширные территории бывшей Галлии, короли франков наделяли большими земельными наделами своих видных военачальников, прославленных воинов, друзей, видных политических деятеляей, а впоследствии и простых воинов. Так начал формироваться тонкий слой землевладельцев.

Земельные наделы, которыми король наделял своих приближенных за верную службу, в средние века назывались феодами, а люди, которые ими владели - феодалами.

Так, уже к VIII веку в Европе был сформирован феодальный строй, окончательно оформившийся после смерти Карла Великого.

Рис. 1. Карл Великий.

К ключевым особенностям формирования феодализма относят:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • преобладание натурального хозяйства;
  • личная зависимость трудящихся;
  • рентные отношения;
  • наличие крупных феодальных землевладений и мелкого крестьянского землепользования;
  • господство религиозного мировоззрения;
  • четкая иерархическая структура сословий.

Важным признаком этой эпохи является формирование трех основных сословий и базирование общества на сельском хозяйстве.

Рис. 2. Иерархия сословий в Европе

Таблица “Сословия феодального общества”

Сословие За что отвечает

Феодалы

(герцоги, графы, бароны, рыцари)

Служат королю, защищают государство от внешней агрессии. Феодалы собирали налоги с тех, кто проживает на их наделах, имели право участвовать в рыцарских турнирах и должны были в случае военных действий явиться с военным отрядом в состав королевского войска.

Духовенство

(священники и монахи)

Наиболее грамотная и образованная часть общества. Были поэтами, учеными, летописцами. Главная обязанность - служение вере и Богу.

Трудящиеся

(крестьяне, торговцы, ремесленники)

Главная обязанность - кормить два других сословия.

Таким образом, представители класса трудящихся имели свои личные фермы, но при этом оставались в зависимости, подобно рабам. Это выражалось в том, что они вынуждены были платить феодалам ренту за землю в виде барщины (обязательных работ на землях феодала), оброка (продуктами) или же деньгами. Размер повинностей был строго установлен, что давало возможность трудящимся планировать ведение своего хозяйства и продажи своей продукции.

Рис. 3. Работа крестьян на полях.

Каждый феодал выделял своим крестьянам те формы повинностей, которые считал нужными. Некоторые феодалы отказывались от рабского отношения к крестьянам, взымая за пользование землей только символические налоги в виде продуктов.

Подобные взаимоотношения не могли не сказаться на развитии сельского хозяйства. Крестьяне были заинтересованы в повышении уровня обработки земли с целью получения большего урожая, что сказывалось на их доходах.

Что мы узнали?

Феодальный строй был необходимым элементом развития общества. Повысить уровень производства в тех исторических условиях можно было только с применением труда зависимых крестьян, предложив им личную заинтересованность в труде.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 562.

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
- оratores (молящиеся), то есть духовенство;
- bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
- laboratores (работающие), то есть горожане.
Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое крестьянство находилось вне сословий. Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить младшие сыновья в рыцарских семьях, не имевшие права на наследование имущества. Духовенство поглощало также избыточную часть горожан и крестьян. Сословие рыцарства пополнялось за счет аноблировавшегося слоя горожан, приобретавшего рыцарское звание за службу или за деньги, а также за счет свободного крестьянства, привлекавшегося для военной службы. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Во главе духовенства стоял римский папа, избиравшийся пожизненно на конклаве кардиналов. Ниже его стояли архиепископы и епископы, возглавлявшие монашество в церковных округах – диоцезах, и городах; они назначались римским папой. Ниже архиепископов и епископов стояли аббаты и приоры, возглавлявшие монашество в монастырях и приоратствах. Наконец, нижнюю ступень составляли рядовые монахи, клирики и приходские священники.

Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.

Сословная структура горожан была также иерархизирована. В городах, обладавших статусом civitas, выделялись три уровня гражданства: cives, burgenses, habitatores. Всей полнотой прав обладали cives; они входили в городские советы, занимали выборные должности, имели право заниматься международной торговлей, обладали налоговыми иммунитетами и другими привилегиями. Burgenses могли избираться, заниматься предпринимательством и торговлей, кроме международной, не имели налоговых иммунитетов. Habitatores могли только избирать, обладали правом голоса, могли заниматься ремеслом и розничной торговлей. Кроме этого, купечество городов объединялось в гильдии, а ремесленники – в цехи. Полными правами в цехе обладали только мастера: они участвовали в собраниях цеха, избирали его руководящие органы, суды, вырабатывали цеховые регламенты – статуты. Подмастерья и ученики не обладали этими правами. Подмастерье становился мастером только после длительного совершенствования в ремесле; окончанием подготовки считалось изготовление изделия, которое мастера на своем собрании признавали шедевром; после этого подмастерье должен был устроить угощение, пир и признавался равноправным мастером. Каждый цех имел свой герб, штандарт, церковь, особые праздники, церемонии.

Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии – фригольдерами, в Германии – мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии – копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог – шеваж, подымный налог – фокаж, налог за право вступления в брак – формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству – мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60–70-е годы XII века. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат – бразо:
1) рикос омброс;
2) идальго;
3) духовенство;
4) горожане.
Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: «Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!» Кортесы принимали законы, утверждали налоги.

Городское население было очень пестрым по составу как в социальном, так и в этническом плане. Число горожан увеличивалось в большей степени за счет миграции, а не путем естественного прироста, что объясняется плохими гигиеническими условиями и высоким уровнем смертности. Города привлекали амбициозных людей, поскольку статус даже простого горожанина был намного выше статуса крестьянина. Постепенно доступ в городскую общину в качестве полноценных граждан (имеющих право на городские привилегии) стал более сложным.

В средневековом городе были представлены все слои общества. Здесь проживали представители светских и духовных феодалов, но основную массу составляли купцы; ремесленники, как свободные, так и несвободные; вассалы городского сеньора, которые выполняли административные обязанности (вершили суд, собирали подати). Со временем различия между социальными группами сглаживаются, а освобождение от сеньориальной зависимости приводит к сплочению городской общины через приобретение определенных прав и обязанностей.

В средневековом городе сложилось три основных слоя: патрициат, бюргерство (не вошедшие в патрициат ремесленники и торговцы), городской плебс (подмастерья, ученики, мелкие ремесленники, нищие).

Слой бюргерства (от нем. burg - ‘крепость, город’) в XI в. составляли жители западноевропейского города, горожане. В XII-XIII вв. это были полноправные горожане, обладавшие достаточным имущественным цензом, чтобы платить налоги и пошлины, выставлять при необходимости вооруженное ополчение. Кроме того, бюргер должен был владеть определенным земельным наделом, позднее - домом или его частью. В XIV-XV вв. к сословию бюргеров относятся наиболее богатые горожане. Во Франции получил распространение синонимичный термин - буржуа, в Италии - пополаны.

Городская верхушка, патрициат, возглавила управление. Она представляла собой замкнутую наследственную группу, состоящую из крупных землевладельцев и купцов, которая пополнялась за счет разбогатевших ремесленников. Совет города, бургомистр или мэр, судебная коллегия (эшевены) выбирались только из среды патрициата; они же были представителями города во внешних сношениях. В быту патриции стремились подражать рыцарству: они поддерживали родовую солидарность, заводили гербы и строили замки, старались породниться с феодальной знатью и получить посвящение в рыцари. Однако городской патрициат принципиально отличался от подлинных феодалов, так как основу его благосостояния составляли торговля, ростовщичество, откуп прав на сбор пошлин. В элиту города можно было попасть, не обладая большим состоянием, а имея лишь громкое имя и хорошую репутацию. Городская иерархия учитывала древность рода, поэтому именитые горожане тщательно хранили свои родословные. Высокую репутацию и уважение сограждан давали и определенные профессии, например юриста.

Различия между патрициями и ремесленниками были достаточно четкими, и если в борьбе с городскими сеньорами ремесленники поддерживали патрициев, то уже в XIV в. между ними начинаются столкновения: мастера из богатых цехов выступают за право участвовать в политической жизни города.

Еще одной важной социальной группой являлись чужестранцы. Как правило, это были богатые купцы и высококвалифицированные ремесленники, которые формировали обособленные этнические и земляческие общины. В предместьях Лондона осели большие группы ремесленников из Франции, Фландрии, Италии, Германии, а в скандинавских, восточно-балтийских, западнославянских и венгерских городах - выходцы из Германии.

Другую социальную группу представляли интеллектуалы.

Уже с XII в. усилиями бюргерства в городах открываются школы и университеты. Само понятие университет появилось в 1221 г. в Париже для обозначения общины парижских преподавателей и студентов. С 1154 г. ведет свою историю университет Болоньи, специализировавшийся на подготовке юристов. В XIII в. создаются университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Монпелье, Неаполе, Лиссабоне.

Многочисленную прослойку в средневековом городе составляли маргиналы: люди иного вероисповедания, чужаки, проститутки, палачи, живодеры, очистители городских клоак, нищие. Одни из них придавали городу некий колорит, другие были необходимы, но проживали в изоляции. Как правило, эти люди обозначали себя определенным знаком.

Средневековье различало такие понятия, как бедняк и нищий. Первое состояние стремились преодолеть, второе было профессиональным выбором. Сбором милостыни занимались продолжительное время, приобретая специальные навыки. Нищие настолько прочно вошли в социальную структуру города, что создавали свои корпорации и даже облагались налогом. Власти издавали специальные уставы, которые регламентировали жизнь и деятельность этой группы горожан.

Еще один маргинальный слой составляли публичные женщины; они содержались в специальных домах под надзором палача, которому вносили плату за защиту. Постепенно отношение к проституции становилось все более терпимым. Этим ремеслом разрешалось заниматься по причине бедности, но не ради удовольствия. Проститутки должны были покрывать голову платком или вуалью обычно красного или желтого цвета либо носить особое платье, но им запрещалось носить пояса и украшения, как у других горожанок.

Палач, представитель самой презренной профессии в городе, не имел имени, жил изолированно, рядом с площадью, на которой происходили казни. В число маргиналов также попадали банщики, брадобреи, лекари и знахари. Именно в бане, которая подчас оказывалась и увеселительным заведением, можно было получить медицинскую помощь. Поскольку в Средневековье все то, что было связано с больным телом, кровью, трупами, считалось нечистым, профессии банщика и знахаря гоже признавались нечистыми.

Но, конечно, лицо средневекового города определяли ремесленники и торговцы.

Социальная структура средневекового общества: Европа и Русь Письменная версия выступления И. Данилевского и П. Уварова в передаче «Не так!» Павел Уваров: Конный воин - рыцарь, безусловно. По преимуществу, его социальные функции связаны с войной, применением оружия и защитой населения. Это первое. Он обладает особым статусом, не похожим на все остальные, и является достаточно привилегированным и независимым. Обладает собственным представлением о чести, собственной культурой. Связан особыми служебными - как правило, контрактного типа - отношениями со своим сюзереном, вышестоящим начальником. С точки зрения социальной, рыцарство - это элита, использующая, как правило, крестьянский труд для своего содержания. И.Д: В Древней Руси для тех, кого мы могли бы условно называть «рыцарями», этот набор явно не подходит. «Конный воин», для которого война - основное ремесло, это еще понятно. Привилегированное положение в какой-то степени тоже. Но тут сразу возникает проблема на Руси сословия появляются очень поздно. Сословие, если в двух словах, - это юридическое понятие. Должна быть правовая основа, чтобы оформить и закрепить вполне определенные отношения - с одной стороны. И с другой - должна быть некая социальная группа, у которой ее права закрепляются законом. В России такая практика появляется только в XVIII веке. Я имею в виду закон «О вольности дворянства». До этого времени ни одну социальную группу по правам законодательство не определяет. У нас с законодательством всегда было сложно, а уж с правовой основой - и того хуже. Но тем не менее все-таки какие-то основания для выделения рыцарства были. И до какого-то достаточно позднего времени это попадало под определение, которое меня всегда поражало считалось, что на Руси был феодализм без сюзерена. Это как водка без градуса, табак без никотина, книга без букв. Странное представление о рыцарстве и феодализме! Но корни его понятны. Отношения между теми, кого мы можем на Руси условно назвать сюзеренами, и теми, кого тоже условно называем рыцарями, были совсем не такими, какими они были в Западной Европе. Есть принципиальные различия, причем они очень четко проходят географически. И как-то надо было их обозначить, отсюда и «феодализм без сюзерена». На Руси были старшая дружина и младшая. Старшая - это, безусловно, привилегированная часть воинов. Но их привилегии - довольно странные. Не знаю, как первые рыцари, условно говоря - насколько они были определены в Западной Европе по своему родству, то есть передавался ли их статус по наследству. На Руси это определить очень трудно. И прежде всего потому, что у нас часто привлекают для ранних периодов очень сложный и даже опасный источник - былины. Почему опасный? Потому что это устная передача, но не эпоса, который, как правило, очень четко выдерживается по структуре и содержанию, а былин. В былине же сказитель сам ее творец. Основные действующие лица - богатыри. А богатырь и рыцарь - это примерно одно и то же. Слово «богатырь» приходит к нам вместе с монголами. Первый богатырь, который упоминается в письменных источниках - Субедей-Баатур. Это тюркское имя, которое народная этимология сделала более русским - богатырь. Кто они по именам? Илья, Алеша - то есть Алексей или Александр - и Добрыня. Что касается Ильи и Алеши, это уже позднее время, потому что имена явно крестильные, а крестильные в качестве основных начинают использоваться лишь с XV века. Я же говорю о былинах ранних, былинах так называемого киевского цикла, в которых упоминается князь Владимир Красное Солнышко. Где обретается вся эта публика? Они либо у князя Владимира сидят на пиру, или на богатырских заставах. Богатырские заставы - это понятие, которое сформировалось в XV веке. То есть как мы ни возьмем какой-нибудь признак, он нас отбрасывает в XV век, в XVI век, в XVII век. И кроме имени Владимир Красное Солнышко и того, что он сидит в Киеве - других датирующих признаков нет, хотя мы его и относим к киевскому периоду. Вообще Владимир Красное Солнышко - почти мифическая фигура, какая-то «смесь» Артура и Карла Великого. Карл Великий со своими паладинами, а Артур с рыцарями. Какие-то отдаленные-отдаленные воспоминания о Владимире Святославовиче, потому что все-таки Креститель, и о нем вспоминают регулярно. Потом Владимир Мономах, но фигура тоже крайне неясная. И потому невозможно сделать вывод о том, каков был социальный состав рыцарей, откуда брались эти богатыри. Скажем, могли ли они быть крестьянскими детьми. Я бы не решился сделать такой вывод. Есть источники более надежные. Скажем, «Повесть временных лет». Но ведь это тоже полумифическая генеалогия о нескольких поколениях приближенных людей, окружающих князя! История о Яне Вышатиче, Вышате Остромириче. Все это родственники князя в какойто степени, а Остромир - новгородский посадник, он родственник Изяслава Ярославича, старшего сына Ярослава Мудрого. Кроме того, совершенно ясно, что в «Повести» есть генеалогические натяжки. И вот что важно. Нужно помнить, что до XV века у нас отсутствует представление о фамилиях. Родословная никого по-настоящему не волнует. В лучшем случае упоминается дедичество, то есть говорится, кто был дед. Все, что дальше - неважно. Поэтому говорить о том, что на Руси рыцарство, - а это определенные права и обязанности, переходящие из поколения в поколение по наследству, совершенно невозможно. Однако поначалу, до XII века все было очень похоже на Западную Европу. А в XII веке появление самостоятельных государств на территории Киевской Руси ведет к формированию разных типов государственности, и роль конных воинов меняется. Но до этого времени очень напоминают Западную Европу прежде всего южные и юго-западные княжества. Это Киев, Галич, Волынь, в какой-то степени Полоцк. И абсолютно другая картина на северо- востоке. С появлением на исторической сцене Андрея Боголюбского резко меняется вообще вся система социальных отношений. На юге и юго-западе старшие дружины, которых называют словом «бояре», играют очень заметную роль, влияют на князя, князь вынужден согласовывать с ними все свои действия вплоть до того, кому будет передано княжество. Они имеют земельные владения и считают их своими и фактически держат под своим контролем городские вечевые собрания. А на северозападе боярство поместное, это не воины, это местная аристократия с крупными земельными владениями, и она от князя никак не зависит. Князь зависит от них! Они выгоняют князя, они могут пригласить другого, и он может прийти к ним на договорных отношениях, скажем, на время ведения военных действий. И северо-восток, где складывается другая система боярства, хотя термин один и тот же. После того, как Андрей Боголюбский выгоняет отцовскую дружину, он остается с теми самыми министериалами, с той самой служебной организаций, «младшей дружиной», которая неровня ему. Он не первый среди равных, а на порядок выше. Они холопы - в XV веке будут писать, что Андрея Боголюбского убили его холопы. Хотя они назывались боярами и были боярами. Таким образом, на юго-западе, на северо-западе, на северо-востоке Руси были совершенно разные виды боярства. И с Западной Европой, кажется, можно сравнивать только юго-западных бояр. П.У.: Но к этому времени, если мы говорим о XII веке, на Западе - то же самое. В завоеванной норманнами Англии - одно, в Северо-Восточной Франции - другое, а в Италии - третье. И отсутствие унификации было не меньшим, а то и большим, чем на Руси. Но что произошло в Европе? И что не произошло у нас? Во-первых, в Европе не было монгольского нашествия, которое проблему боярства решило кардинально, во всяком случае, на северо- востоке. И второе, пожалуй, не менее важное - на Западе произошла кодификация уже народившейся после «рецепции» римского права юридической мысли. Люди, которые научились мыслить юридически, захотели кодифицировать некие правила, чтобы стали возможны взаимодействия. В результате - совершенно другая реальность. Складывается генеалогический канон. Прописан трактат, где доказывается богоугодность занятия «проливания крови в определенных случаях». Возникает традиция, согласно которой, рыцари воспринимаются защитниками вдов и сирот. Особенно это сильно там, где существует дефицит власти. То есть XII век для Европы это время создания, складывания социальной системы, некоторой унификации правил, в результате чего становится возможен обмен информацией и кодексами поведения. С конца XII века уже существует некоторое единство территорий и различных регионов. И огромную роль в этом сыграли крестовые походы, роль некоего катализатора и плавильного котла, в котором начинает выкристаллизовываться система ценностей. Дальше этот процесс будет только набирать силу, крепнуть. Станут совершенствоваться юридические нормы, складываться национальные государства. Но все равно вплоть до XV века будет собираться аристократическая рыцарская молодежь со всей Европы и, скажем, ездить охотиться на литовцев. Мы знаем, как этих чудесных ребят, знакомых нам по хроникам Шекспира, детей, внуков Черного Принца и Ричарда II, специальными папскими указаниями выгоняют с литовской границы за буйство и безобразия, которые они чинят. Два слова еще о крестовых походах. Есть мнение, что это огромный всемирный проект социального и политического переустройства всей Европы. Если это так, то таких рыцарских проектов будет много. И при Карле V и VI, и проект Дюбуа при Филиппе IV. И вообще в рыцарские тона будут окрашены все первые утопии. Но через какое-то время все закончится. И есть очень простое функциональное объяснение - содержать рыцарское войско, эту махину, становится все сложнее и сложнее. И безумно дорого, конечно. А Восточная Европа малонаселенное, и, в общем, бедное общество. Там нет такой концентрации богатства, человеческого материала и ресурсов, как в Западной Европе, чтобы содержать рыцарство вот, кстати, и еще одна из причин его отсутствия на Руси. Плюс к этому специфическая форма землепользования. Не будем забывать, что практически до XV - даже XVI века происходит перелом. Старую землю население было вынуждено оставлять и осваивать новые участки. Это во многом определяет, почему на Руси был феодализм без вассалитета. Потому что нельзя было дать один участок земли на всю жизнь - он вырабатывался с невероятной скоростью. То есть, надо было либо давать рыбные ловли, солеварни - все, что угодно - либо дожидаться того, когда появится нормальная система землепользования. А это XVI век. Тогда и завершается процесс формирования поместного землепользования. Но тут уже не рыцарство. Очевидно, оно могло бы быть, но время упущено. Уже достаточно сильна княжеская власть, а потом и царская. Именно в это время происходит резкое усиление власти великого князя, а вскоре и появление царя, сакрального абсолютно, который стоит вне всяких социальных структур. Плюс тяжелое наследие монголов. Потому что отношения государя и холопа переносятся на всю систему связей. Не было тут баронов! У нас пытались в свое время сказать, что борьбу с реакционным боярством вело прогрессивное дворянство. Но... они не различались по существу своему! Это был только чин, только статус, определенный положением при монархе, который один имел неограниченную власть. Посмотрим, где еще могло быть рыцарство, и было ли оно. Или это сугубо европейский феномен? Приходят в голову самураи, индийские раджпуты, которые удержали проникновение ислама в центральные районы. В Иране было что-то подобное. И даже в Китае. Но кочевое общество по-другому решило эту задачу. И.Д.: Европейское рыцарство далеко не всегда было успешным. Например, столкновение при Шайо, битва при Легнице, где монголы одерживали безусловные победы. П.У: Возможно, если бы они двинулись дальше, система замков их могла бы задержать. Замки в гористой местности они брать не умели. Но в открытом бою никаких шансов у рыцарства не было, это совершенно однозначно. Так где же все-таки проходит граница между Западом и Востоком, где граница западноевропейского рыцарства на Востоке? Таких рыцарей, как в Европе, например, в Балтии не было. И.Д.: А в Литве, Польше - постоянные контакты с Европой, которые обусловлены, в частности, борьбой против монгольского нашествия. И в этом - огромная заслуга Данилы Романовича Галицкого, установившего такие контакты. Именно он начинает активно включаться в тот процесс, в результате которого возникнет образование, которое мы назовем Литвой. Но Великое княжество Литовское - это колоссальная территория с разным по этническому составу населением. И то, что, несмотря ни на что, княжество это ближе к Западу, чем к Востоку, приводит к тому, что потом, много позже, Литва заключает Унию с Польшей, возникает Речь Посполитая. И то, что мы находим на этих территориях, гораздо ближе, скажем, к европейскому рыцарству по сути своей и по формам отношений, чем к северовостоку. И польско-литовскую шляхту можно назвать рыцарством. Но где мы видим самое восточное присутствие или хотя бы упоминание рыцарских легенд? И.Д: На северо-востоке в лучшем случае мы находим романы об Александре Македонском. П. У: И все-таки если искать общие корни, то их можно найти. Ведь это в греческих традициях - конный святой. А его мы встречаем и в восточно- христианской традиции, и на Западе. Это ездец, или копейщик. И поначалу это, конечно, не святой Георгий, но просто ездец, всадник. Интересно, что даже для Северо-Восточной Руси в XIV-XV веках существовал, как и на западе, выбор, существовала множественность служб. Всадник мог отъехать на какое-то время или насовсем переехать от одного князя к другому. И это вплоть до XVI века. А теперь посмотрим на рыцарские легенды. Такой легендой называют «Слово о полку Игореве». Обычно его сравнивают с «Песней о Роланде». Однако, насколько я понимаю, их объединяет только одно - совершенно заурядный случай, по поводу которого создано гениальное, потрясающее произведение, которое стоит вообще вне всякого жанра. Дмитрий Сергеевич Лихачев написал четко и ясно: это произведение стоит вне жанровой структуры. Что, кстати сказать, и наводило на грустные размышления по поводу того, когда оно было создано. К этому же вопросу приводило и полное отсутствие сведений о бытовании этого произведения. Об этом не могло быть и речи, хотя Лихачев смело говорил о бытовании «Слова о полку Игореве», подобном тому, какое было у «Песни о Роланде». Непонятно только, на чем он основывал это свое утверждение. С рыцарством связано развитие такой специфической вещи как геральдика. И.Д.: А это было категорически исключено на Руси! Потому что - повторяю еще раз! представление о родовой принадлежности, появление фамилий связано, судя по всему, только с одним - появлением местничества. Это формирование слоя служилых людей в определенном ранге, ранжированное по тому, когда человек пришел, какое положение занимали его предки. То есть это был князь, или московский боярин, или боярин служилого князя, с тем, чтобы обеспечить их статус и статус их потомков. Только с этого времени! Причем к этому выводу прихожу не я один, изучая материал с XI века до конца XV века, но, например, и Александр Каменский, просматривая этот материал с XV века до XVIII века. У нас геральдика появляется в XVII веке, причем это городская геральдика. А в XVIII веке это уже будет родовая геральдика, у которой совершенно другой статус и другие функции. Но это ничего не меняет в принципе. Сегодня в наших представлениях герб - это символ чести. Для того времени, судя по всему, речь шла всего лишь о такой системе поведения, которая бы позволила продвижение вперед. Потому что на Руси нет канона, то есть обозначения поведения, которое считывалось бы, как понятие чести. Я нигде не мог увидеть таких слов: «он поступил бесчестно». Потому что определить «наличие» чести, можно, когда тебя «ловят на бесчестном поступке, то есть когда ты выходишь за этот канон. Какие же выводы можно сделать? Существование рыцарства в Западной Европе имело огромное значение для ее развития. Этот институт сильно повлиял на появление и установление прав личности, на отношение к женщине, на создание и соблюдение правил цивилизованного ведения войны, на отношение к пленным. Очень многие особенности демократии в значительной степени идут оттуда. Можно даже сказать, что в какой-то степени основа современной правовой системы заложена именно тогда и благодаря рыцарству. Я.У.: На Руси существовали некоторые элементы, общие с европейскими, из которых рыцарство могло развиться, но, видимо, по каким-то сложным, внутренним причинам это так и не состоялось.


Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top