История. Предмет истории

История. Предмет истории

Введение

Тема 1. Предыстория Европы

Вопрос 1. Периодизация европейской истории в соответствии с материалом орудий труда.

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы.

Вопрос 3. От первобытности к цивилизации.

Контрольные вопросы:

Тема 2. Античный период. Древняя Греция

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции.

Вопрос 2. Греция в крито-микенскую эпоху (III-II тыс. д.н.э.).

Вопрос 3. Греция в I тыс. д.н.э.

Вопрос 4. Эллинистический период (конец IV-I вв. до н.э.).

Контрольные вопросы:

Задания для самостоятельной работы.

Тема 3. Античный период. Древний Рим

Вопрос 1. Истоки римской государственности. Периодизация истории Древнего Рима.

Вопрос 2. Особенности Римского государства в эпоху правления царей.

Вопрос 3. Римская республика.

Вопрос 4. Римская империя и ее захват варварами (I в. д.н.э. –V в.н.э.).

Контрольные вопросы.

Задания для самостоятельной работы.


Дорогие друзья!

Однако именно здесь родились идеи колониализма, именно здесь были развязаны самые кровопролитные войны XX столетия, именно здесь возникли тоталитарные режимы, подчинившие себе целиком и полностью жизнь людей.

Преодолевая груз прошлого, осмысливая настоящее с точки зрения ценности человека, уникальности его существования, Европейский регион не оставил своего лидирующего положения. Идеи прав человека, свободы и демократии, процветания и прогресса, рожденные в Европе, и сегодня на знаменах тех, кто видит свое будущее, будущее своего отечества среди самых передовых сил мира. Понять своеобразие Европейской истории, ее неповторимые черты вам поможет предлагаемое пособие.

Желаем удачи!


Введение

Европейский регион долгое время рассматривался учеными как центр мировой истории. И действительно, именно здесь сложились условия для индустриального переворота, который позволил странам, расположенным в этой части света, сделать мощный рывок и обогнать всех в своем развитии. Ныне такой подход не кажется верным. Страны Азии демонстрируют впечатляющие успехи. Однако европейский регион продолжает играть важнейшую роль в мировом процессе, имея богатое прошлое. Изучение истории Европы помогает понять истоки становления нынешних государств, оценить в полной мере путь развития европейских обществ, их достижения в сфере экономики, политики, культуры, понять своеобразие и составить представление об общих явлениях в мировом историческом процессе.



Наши представления об истории Европы складываются на основе исторических источников. Под историческим источником следует понимать вообще форму, в которой дошли до нас конкретные исторические факты. Это могут быть письменные, вещественные, устные, фольклорные, этнографические, лингвистические, фото- и кино- документы, фоно-документы. В последнее время в качестве исторического источника стал рассматриваться электронный документ.

Ряд специальных и вспомогательных исторических дисциплин также предоставляют материалы для изучения истории. Среди специальных дисциплин – историография (совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе), источниковедение (наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников). К вспомогательным историческим дисциплинам относятся археология, геральдика, историческая география, нумизматика, ономастика, сфрагистика и ряд других наук.

Археология изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам. Геральдика обращает внимание на изучение гербов: государственных, частных, гербов учреждений, обществ и т.д. Историческая география изучает физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории. Нумизматика исследует монеты и медали, ономастика - значение, историю возникновения географических названий, фамилий и имен людей. Наконец предметом изучения сфрагистики являются печати.

На основе этих данных можно составить полное представление об истории региона, отдельной страны. Находки археологов, сведения древних авторов, предметы быта, анализ языковых структур и многое другое позволяет написать историю Европы, краткое изложение которой представлено в предлагаемом пособии. Выбран традиционный вариант изложения событий: Античность, Средневековье, Новое время, Новейшее время. Первая часть пособия посвящена предыстории Европы, античности и средневековью.

Тема 1. Предыстория Европы

Вопросы темы:

1. Периодизация европейской истории в соответствии с материалом орудий труда.

2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы.

3. От первобытности к цивилизации.

Изучив тему Вы будете:

знать:

· как человек появился на территории Европы;

· что отличало его жизнь в эпоху палеолита;

· как появилось первобытное искусство и в чем оно выражалось;

· что нового появилось в жизни европейцев в эпоху мезолита;

· какое значение имело неолитическая революция;

· как жили люди в эпоху неолита;

· когда люди начали воевать;

· откуда в Европе появились индоевропейские народы;

· как изменилось общество в эпоху бронзового века;

· когда в Европе начался железный век.

Основные понятия:

· палеолит;

· ашельская культура;

· эпоха мустье;

· тотемизм;

· анимизм;

· первобытное искусство;

· мезолит;

· неолит;

· неолитическая революция;

· неравномерность развития;

· энеолит;

· социальная дифференциация;

· имущественная дифференциация;

· иерархическая структура;

· бронзовый век;

· железный век.

Теоретический материал

Вопрос 1. Периодизация европейской истории в соответствии с материалом орудий труда.

Человек появился на просторах Европы примерно 2 миллиона лет тому назад. По письменным источникам можно узнать историю человека в Европе лишь за последние 3 тысячи лет. Остальные страницы туманного прошлого способны приоткрыть данные таких наук как археология лингвистика, палеоантропология, геология, палеонтология и др.

Археология различает три основных периода в древней истории Европы: каменный, бронзовый, железный. Каменный век - самый длительный из них. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели Европы впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Скорее всего, самыми многочисленными у древнего человека были орудия и оружие из дерева, но органические вещества не сохраняются, поэтому каменные изделия являются основными источниками для изучения существования человека.

Каменный век учеными принято подразделять на три части: древний каменный век, или палеолит; средний каменный век, иди мезолит, и новый каменный век, или неолит.

В эпоху палеолита (различают верхний, средний, нижний палеолит) человек, существуя на европейском пространстве, занимался охотой и собирательством. Его каменные орудия были изготовлены без шлифовки и сверления, методом оббивки. Условия жизни того времени были крайне суровыми: палеолит совпадает с плейстоценом - ранней частью ледникового (четвертичного) периода истории Земли.

Мезолит отличается от протяженного по времени палеолита новыми природными условиями – наступлением послеледникового периода. Наряду с охотой и собирательством стали развиваться рыболовство, в том числе и морское, охота на морских млекопитающих, собирание морских моллюсков. Человек научился применять уменьшенные в размерах каменные орудия труда – микролиты.

Однако главное событие в развитии человеческого сообщества на территории Европы происходит в эпоху неолита. Именно тогда присваивающий тип хозяйства заменяется на производящий. На смену охоте, собирательству, рыболовству приходят земледелие и скотоводство. Этот важнейший рубеж называется неолитической революцией, так как кладет основу для возникновения новой стадии в развитии человеческого общества – стадии цивилизации.

После каменного века приходит бронзовый век. Между ними выделяют медно-каменный век (энеолит, халколит), однако этот период прослеживается не во всей Европе, а преимущественно на юге континента. В то время там возникают и достигают расцвета земледельческо-скотоводческие общества, обладающие крупными поселениями, развитыми социальными отношениями, религией и даже протописьменностью.

В эпоху энеолита появляются первые медные орудия крупных размеров - например, боевые топоры, а также украшения из меди, золота и серебра.

Бронзовый век в разных частях Европы продолжался 1-2 тыс. лет. В первой половине бронзового века изделия из бронзы (сплавов меди) редки, в основном это топоры, кинжалы, ножи, наконечники копий, украшения. А вот во второй части бронзового века появляются первые сельскохозяйственные орудия из бронзы, усовершенствованное оружие (мечи), оборонительные доспехи (шлемы, панцири, поножи), изделия из листовой меди и бронзы, высокохудожественные изделия из золота и бронзы. Бронзовый век в истории Европы заканчивается в начале I тыс. до н. э.

Уже с конца палеолита в древней Европе наблюдается неравномерность экономического и культурного развития. Так, неолитическая эпоха на юго-востоке, а затем и в Центральной Европе существует параллельно с мезолитом на севере и востоке Европы. Энеолит на юго-востоке Европы развивается параллельно палеолиту на западе, севере и востоке этой части света. Ранний бронзовый век на территории Эгейского побережья совпадает с поздним энеолитом в Подунавье и Центральной Европе, энеолитом юга Восточной Европы и поздним неолитом Северной и Северо-Восточной Европы.

Периодизация всемирной истории бывает нескольких видов. Есть общепринятое деление, на котором основываются все народы мира, - эту периодизацию называют классической. В ней выделяют такие периоды: доисторический, античный, новое время, новое время и новейшее.

Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Помогают исследовать такие смежные науки, как этнология, биология, палеонтология, геология, палинология, антропология и археоастрономия. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке, когда интерес к изучению истории вырос до профессионального уровня и преодолел историческое аматорство. В принципе, употребить этот термин можно к любому отрезку времени, в котором не существовало письменности. Неудобство введения именно этого принципа разделения в том, что письменность появляется у разных народов в разное время, поэтому нет унифицированного конца этого периода.

Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов - античный. Обычно его отождествляют с историей Греции и Рима, однако началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Именно в это время возникают первые государства, появляются экономические и дипломатические контакты, например, с Древним Востоком. Возникает письменность. В социальной сфере можно отметить преимущество родовых отношений, начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов. Периодизация истории античного периода заканчивается падением Римской империи.

Средние века начинаются со времен Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. В это время усилились варварские набеги на ослабленные государства, что привело к падению Рима в 410 году. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи. Для периода с одиннадцатого по четырнадцатое столетие характерен постепенный кризис франкского государства, последующее образование Германии и Франции. Появление Польши и

Раннее новое время - это период, длящийся с конца пятнадцатого столетия до середины семнадцатого. В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества.

Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны. В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа - Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.

В то же время представителями марксистского учения разработана иная периодизация истории, основанная на способах производства. В ее существенно дополнили историки, поэтому и периодизация стала называться советской. Согласно этой периодизации, есть первобытное время, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм.

Еще один тип периодизации, так называемый «плоскостной», основывается на развитии отдельной страны, например, есть периодизация истории России т.д. В каждом конкретном периоде выделяются те этапы, которые важны для истории именно этой страны.

Одной из самых важных проблем исторической науки считается проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии . В основу разделения времени на этапы должны быть положены решающие факторы, одинаковые для всех стран или для большинства ведущих государств.

Со времени развития исторической науки ученые разработали множество различных вариантов периодизации развития общества. На сегодняшний день процесс периодизации мировой истории состоит из двух принципов: для начальных периодов становления человеческого общества основным параметром является материал, из которого древние люди делали основные орудия труда и технологии их изготовления. Так в историю вошли такие понятия, как "Каменный век", "Меднокаменный век", "Бронзовый век" и "Железный век".

С появлением письменности (приблизительно 5000 лет тому назад) стали возникать другие основания для периодизации. Для этого историки стали использовать время существования различных цивилизаций и государств, которые вели в свою очередь свой счет времени.

Итак, на сегодняшний день мировую историю принято разделять на четыре основных периода:

1. Древний мир (период, когда человек выделился из животного мира около 2 млн. лет тому назад и до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Исторические источники . Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого.

Под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.
Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д.

В самом общем виде источники делятся на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).


Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).

2 вопрос. Возникновение государства у восточных славян

Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. "Варяжская легенда", изложенная в летописи, рассказывает, что славяне, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус в 862 г . стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере.
Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти "на греки" и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.

На основе легенды возникла в XVIII в. норманнская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманнской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России - в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России - мирными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманнской теории почти не встречаются.

Момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Периодизация истории

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт , К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества ; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).

Наиболее известные подходы

Формационный подход

В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов - первобытно-общинную , рабовладельческую , феодальную , капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.

Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против нее были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства - шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.

Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть - между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семенов ; Коранашвили; Капустин; Нуреев и др.). В других формаций четыре - вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация - «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев .

В настоящее время (2011 год) один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.

Цивилизационный подход

В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит - избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.

Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы еще в работах Джамбаттисты Вико . Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. И. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы ». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории ». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».

Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.

Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло - вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.

Теории модернизации

Неоэволюционизм

Мир-системный

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ,но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.

Литература

  • Гринин, Л. Е. 2006. Производительные силы и исторический процесс. Изд. 3-е. М.: КомКнига .
  • Гринин, Л. Е. 2006. Периодизация истории: теоретико-математический анализ // История и Математика: проблемы периодизации исторических макропроцессов . / Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е. М.: КомКнига/УРСС . С. 53-79. ISBN 978-5-484-01009-7 .
  • Гринин, Л. Е. 2006б. Методологические основания периодизации истории. Философские науки 8: 117-123; 9: 127-130.
  • Гринченко С. Н. История человечества с кибернетических позиций // История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов . М.: КомКнига, 2006. С. 38-52.
  • Сорокин, П. А. 1992. О так называемых факторах социальной эволюции // Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество, с. 521-531. М.: Политиздат.
  • Шофман, А. С. 1984 (ред.). Периодизация всемирной истории. Казань: Изд-во Казанского университета.
  • Ясперс, К. 1994. Смысл и назначение истории. М.: Республика.
  • Bell, D. 1973. The Coming of Post-Industrial Society. New York:Basic Books.
  • Comte, O. 1974 . Cours de philosophie positive // The essential Comte: selected from Cours de philosophie positive / Edited and with an introduction by Stanislav Andreski. London: Croom Helme.
  • Goudsblom, J. 1996. Human History and Long-Term Social Processes: Toward a Synthesis of Chronology and Phaseology // The Course of Human History. Economic Growth, Social Process, and Civilization / Ed. by J. Goudsblom, E. L. Jones, and S. Mennel, p. 15-30. New York, NY: Sharpe.
  • Green, W. A. 1992. Periodization in European and World History // Journal of World History 3(1): 13-53.
  • Green, W. A. 1995. Periodizing World History // History and Theory 34: 99-111.
  • Grinin, L. E., and A. V. Korotayev. 2006. Political Development of the World System: A Formal Quantitative Analysis // History & Mathematics. Historical Dynamics and Development of Complex Societies / Ed. by P. Turchin, L. Grinin, V. de Munck, and A. Korotayev. Moscow: URSS.
  • Toffler, A. 1980. The Third Wave. New York.
  • White, L. A. 1959. The Evolution of Culture; the development of civilization to the fall of Rome. New York: McGraw-Hill.

Ссылки

  • Юрий Семёнов Периодизация и общая картина всемирной истории

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Периодизация истории" в других словарях:

    Условное деление к. л. ист. процесса на хронологич. периоды соответственно их отличит. особенностям, определяемым в зависимости от избранного критерия. Объектом П. и. могут служить не только общая, т. н. гражд. история в различных ее масштабах… … Советская историческая энциклопедия

    С конца XIX в. в Японии принято разделять историю страны на крупные временные периоды дзидай. Палеолит, или древний каменный век (40 000–13 000 лет до нашей эры). Период Дзёмон, японский неолит (13 тыс. лет до н.э. III в. до н.э.). Назван так по… … Вся Япония

    Периодизация истории цивилизации в России - Существуют различные точки зрения но поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ - – выделение в истории развития данной науки периодов, этапов, др. временных промежутков, отличающихся качественными характеристиками состояния конфликтологии. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    периодизация - и, ж. périodisation f. Деление на периоды. Периодизация истории народов СССР. БАС 1. В 60 70 х годах ХХ в. многих историков нашей страны привлекали проблемы периодизации истории. Очень часто дискуссии по этому вопросу имели абстрактный и излишне… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    периодизация - ПЕРИОДИЗАЦИЯ, и, ж Результат изучения каких л. явлений, чаще всего относящихся к общественной жизни, представляющий собой последовательность временных отрезков, отличающихся общими признаками. Периодизация истории культуры России … Толковый словарь русских существительных

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ, периодизаци, мн. нет, жен. (книжн. научн.). Деление на периоды. Периодизация всемирной истории. Наметить, установить, дать периодизацию чего нибудь История ВКП(б) , одобренная в 1938 г. ЦК ВКП(б), разделена на 12 глав,… … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Основные проблемы связаны с хронологическими и регионально языковыми особенностями формирования патристики. Хотя римский мир на закате своего существования столь же мало соответствовал абстрактной норме… … Философская энциклопедия

Предмет исторической науки . Хронология и периодизация истории.

История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

Методы изучения исторического процесса.

1) Сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

2) Хронологический метод – ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний.

3) Проблемно-хронологический метод – позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Ряд исследователей (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала, а не исследования прошлого исторической науки.

4) Метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.

5) Метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни, знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.

6) Метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.

Периодизация истории

Периодизация - очень эффективный метод анализа и упорядочения материала. Через периодизацию можно более глубоко показать соотношение развития исторического процесса в целом и отдельных его аспектов. Она обладает большим эвристическим потенциалом, способна придать стройность теории, во многом структурирует её и - главное - даёт ей шкалу измерения.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов - божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее:

зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.

Свой вариант периодизации по типу -хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

В советский период, особенно в 30-50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих белых пятен, т.е. запрещенных тем в изучении отечественной истории.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

Маркс исходя, из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно -общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же "циклов" круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории - англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, - в Австралии, Африке, Америке, Сибири

Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно,

Европейский (прогрессивный). В его основе - идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не само реализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:

традиционное общество;

период предпосылок или переходного общества;

период "взлета" или сдвига;

период зрелости;

эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает "английско -американский образец". В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией - на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

В учебнике "Всемирная история" принята следующая периодизация:

Первобытная эпоха Древний мир Средневековье Новое время Новейшее время.


Самое обсуждаемое
Географический диктант: результаты Как узнать свой результат Географический диктант: результаты Как узнать свой результат
Выделяется запятыми к сожалению Выделяется запятыми к сожалению
Учимся делать внутривенные инъекции Учимся делать внутривенные инъекции


top