Оформление программы элективного курса по биологии. Элективные курсы по биологии для профильного обучения

Оформление программы элективного курса по биологии. Элективные курсы по биологии для профильного обучения

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Место курса в системе профильной подготовки.

Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс), так и для профильной подготовки учащихся 10классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе, а для учащихся 11-х – подготовиться к ЕГЭ по данному предмету и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить один раз в неделю. Курс рассчитан на 35 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.

Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

* строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
* особенности тканей растительного и животного организма;
* основные способы питания организмов;
* механизм процесса фотосинтеза и его роль;
* строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
* механизм перемещения питательных веществ по организму;
* строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
* основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
* обмен веществ и его роль.

Учащиеся должны уметь:

*объяснять причину эволюционных изменений;
* уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;
*работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;
*приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
*проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.

Методическое и техническое обеспечение курса:

*таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
*компьютерное сопровождение;
*материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
*учебно-методические и учебно-наглядные пособия.

Методы организации обучения:

* словесный;
* наглядный;
* практическая деятельность;
* познавательный;
* исследовательский.

Формы организации обучения:

*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой;
* проведение лабораторных работ;
* работа в малых и больших группах;
* подготовка докладов, презентаций4
* защита творческих работ.

Введение (1 час).

Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.

Лабораторные работы.

№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.

Клетка и ткани организмов (8 часов).

Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.

Лабораторные работы:

№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

Царства живой природы (3 часа)

Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения

Способы питания организмов (4 часа).

Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.

Лабораторные работы.

№ 8 Рассматривание клеток мякоти листа.

Корень и его роль (2 часа).

Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.

Лабораторные работы.

№ 8 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.

Стебель и его роль (2 час).

Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Лабораторные работы.

№ 9 Поперечный срез древесного стебля.

№ 10 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль (5 часа).

Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.

Лабораторные работы.

№ 11 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.

№ 12 Виды соцветий и их особенности.

Многообразие цветковых растений (5 часов).

Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

Лабораторные работы.

№ 13 Определение растений по определительным карточкам.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира (3 часа).

Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.

Защита творческих работ (2 урока).

Учебно-тематическое планирование (35 часов).

Название темы и урока Кол-во часов Лабораторные работы Контрольные работы, итоговые работы
Введение

Урок № 1. Многообразие органического мира. Роль живых организмов.

Клетки и ткани организмов

Урок № 2. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки.

Урок № 3. Особенности строения органоидов и их роль.

Урок № 4. Особенности клеток грибов, бактерий и животных.

Урок № 5. Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль.

Урок № 6. Особенности тканей животного организма и их роль.

Урок № 7. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток.

Урок № 8. Механизм обмена веществ.

Урок № 9. Обобщающий урок.

Царства живой природы

Урок № 10. Систематика растений и животных.

Урок № 11. Основные царства органического мира. Особенности бактерий и грибов.
(семинар)

Урок № 12. Особенности растений и животных.
(семинар)

Способы питания организмов

Урок № 13. Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен.

Урок № 14. Основные способы питания организмов. Автотрофный способ питания.Строение клеток листа и хлоропластов.

Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза.

Урок № 16. Гетеротрофный способ питания

Корень и его роль

Урок № 17. Строение корня и его роль.

Урок № 18. Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды.

Стебель и его роль

Урок № 19. Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений.

Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль

Урок № 21. Строение цветка.

Урок № 22. Особенности гинецеев.

Урок № 23. Соцветия, виды соцветий.

Урок № 24. Виды опылений.

Урок № 25. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Многообразие цветковых растений

Урок № 26. Особенности однодольных и двудольных растений.

Урок № 27. Особенности растений семейства злаковых и лилейных.

Урок № 28. Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых.

Урок № 29. Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных.

Урок № 30. Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира

Урок № 31. Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений.

Урок № 32. Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

Урок № 33. Жизненный цикл развития растений.

Защита творческих работ

1 час л/р № 2. Знакомство с многообразием организмов.

л/р № 2. Рассматривание клеток бактерий, кожицы лука, элодеи, клетки слизистой оболочки.

л/р № 3. Рассматривание гриба мухомора

л/р № 4 Знакомство с тканями растительного организма

л/р № 5 Знакомство с тканями животного организма

л/р № 6 Митоз клеток корешка лука

л/р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

л/ р № 8 Клетки мякоти листа

л/р № 9 Поперечный срез древесного стебля

л/р №10 Перемещение минеральных веществ и воды по стеблю

л/р № 11 Изучение строения цветка по моделям и живым экземплярам

л/р №12 Виды соцветий и их особенности

Контрольная работа

“Органоиды клеток”

Элективные курсы по биологии для профильного обучения

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.) предусматривает возможность введения пяти профилей, в числе которых естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология). В Федеральном базисном учебном плане (2004 г.) предлагается вариант введения десяти профилей, в том числе естественнонаучного (профильные предметы – физика, химия, биология).

Профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося обучаться по индивидуальному учебному плану, который строится на основе базисного и включает следующие основные блоки.

1) Базовые общеобразовательные предметы – являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

2) Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня сложности, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
Содержание указанных блоков учебных предметов определяется федеральным компонентом образовательного стандарта общего среднего образования и контролируется ЕГЭ.

3) Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, определяемые профилем обучения.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20. В отличие от факультативов, элективные курсы в профильном обучении обязательны. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Можно выделить следующие типы элективных курсов по биологии и экологии для профильного обучения.

1. Предметные курсы , цель которых – углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса биологии.

1.1. Курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение учебного предмета «Биология» и согласованные с основной программой как тематически, так и по времени. Выбор такого элективного курса позволит изучить биологию не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

1.2. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса биологии, входящие в обязательную программу данного предмета (например, «Генетика», «Клетки и ткани», «Экология», «Биофизика»).

1.3. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу («Биотехнология», «Селекция», «Теория эволюции», «Вирусы и вирусные заболевания»).

1.4. Прикладные элективные курсы, цель кото-рых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству («Биология в сельском хозяйстве», «Экологический практикум», «Решение проблем окружающей среды и устойчивое развитие»).

1.5. Элективные курсы, посвященные изучению биологических методов познания природы («Методика и техника биологического эксперимента», «Как делаются открытия», «Математические методы и модели в биологии и экологии», «Экология в экспериментах»).

1.6. Элективные курсы, посвященные истории биологии и экологии («Современные проблемы биологии», «История экологии», «Нобелевские премии по физиологии и медицине»).

1.7. Элективные курсы, посвященные составлению и решению задач по биологии («Решение олимпиадных задач по биологии», «Экспериментальные задачи по биологии и экологии», «Задачи по биологии с практическим содержанием»).

2. Межпредметные элективные курсы , цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе («Эволюция и креационизм как феномен культуры», «Устойчивое развитие», «Экологическая химия», «Биология и здоровье», «Социально-экономические факторы решения экологических проблем», «Естественнонаучная картина мира»).

3. Отдельную группу составляют элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план , способствующие социализации, профессиональному самоопределению учащихся («Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет»).

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, какое место он занимает среди общеобразовательных и базовых профильных предметов, какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные, профильные и специальные (биологические, экологические) умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.

Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие образовательные потребности удовлетворяет. В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса: что необходимо для достижения целей; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы: какие факты, понятия, представления, идеи, принципы, ценности предлагаются для усвоения; какие умения и навыки будут сформированы; для каких биологических и экологических профессий (областей прикладной биологии и экологии) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов (не только биологии, но и, например, математики, физики, химии, иностранного языка) должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) перед началом изучения элективного курса; в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы и т.п.).

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.

При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты как коллективного, так и индивидуально-группового изучения материала курса. В то же время если содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах (учебные проекты, деловые игры), то следует оговорить минимальную численность учебной группы. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся о возможной будущей профессиональной деятельности, соответствующей выбранному профилю обучения. Это могут быть биологический эксперимент, экологическое моделирование, опытническая работы на пришкольном участке, деловые игры по решению местных экологических проблем, перевод иностранных научных публикаций и др.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов/тем курса с указанием времени, необходимого для их изучения. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии (в природу, в научно-исследовательские организации, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, лаборатории экологического контроля, органы управления природопользованием), учебные проекты и т.п.

Дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения? Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками. Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры)», «уметь», «иметь опыт», так и в терминах компетентностей.

Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки . Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/незачтено», так и по балльной шкале. С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Для презентации наиболее важных особенностей элективного курса его разработчикам желательно составить краткую аннотацию . Аннотация должна включать в себя название, основное содержание, а также объяснять, для кого предназначен курс. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала достаточно полное представление о курсе, раскрывала его привлекательность.

Указанные требования к элективным курсам должны найти отражение в системе учебно-методических материалов для учителя и учащихся – учебно-методическом комплекте (УМК). В качестве основных элементов УМК может включать как минимум программу и учебник (учебное пособие) для учащихся, а также, как дополнительные элементы, рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматию, Интернет-ресурсы и др.

Программа курса должна включать: аннотацию; место курса в образовательном процессе; цели и задачи изучения курса; основные компоненты содержания курса; методы и формы обучения; результаты изучения курса; формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки; тематический план; дополнительные обучающие материалы.

Учебное пособие для учащихся. Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т.п.). Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя на чтение лекций, его основная функция – предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, инструкции к лабораторным опытам и исследовательским работам, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы, для выполнения домашних зданий, подготовки учебных проектов.

Аннотированный список литературы. Его необходимо подготовить в том случае, если рекомендуемая литература доступна. Необходимо указать, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Английский Онлайн». Если Вы хотите выучить английский язык, и желаете обучаться по высокоэффективному курсу, пользующемуся признанием и популярностью среди других пользователей сети Интернет, то больше не надо тратить время, вводя в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как «курсы английского отзывы ». Посетив сайт «Английский Онлайн», Вы найдете бесплатные обучающие материалы, которые позволят в самые быстрые сроки изучить основы английского языка, и сможете записаться на интенсивные курсы английского по авторской программе Игоря Хохлова. Интернет проект «Английский Онлайн» располагается по адресу http://www.e-english.ru/

Программа элективного курса

«Трудные вопросы в биологии»

Количество часов: 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Этот курс позволит учащимся 9 класса иметь целостное представление о биологической науке и решить вопрос выбора предмета при профилизации обучения. Курс отражает сложность и многогранность биологии, как науки о живом: он основывается как на классических, так и на современных достижениях биологической науки. Анализ хода подготовки выпускников общеобразовательных школ к итоговой аттестации по биологии показывает, что, как правило, затруднения у них вызывают вопросы по темам, которые изучаются на ступени основного общего образования и не имеющих продолжения на старшей ступени. В частности это вопросы морфологии и систематики растений.

Цель курса заключается в том, чтобы учащиеся основательно усвоили учебный материал

Задачи: - углубить и расширить знания учащихся по разделам «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Генетика». - способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии; - развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии. - реализация образовательных потребностей.

Проведения занятий предусматривает только теоретический курс, практические работы не запланированы.

Принцип отбора материала. Отобранный материал является основой для изучения курса «Общая биология». В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний по биологии.

Предполагаемые результаты:

Данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы.

Учащиеся должны знать:

Строение и функции клетки; Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений.

Сведения о таксономических единицах;

Способы размножения растений;

Основные этапы развития растительного мира;

Распознавать и описывать строение простейших. губкок, кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, иглокожих, объяснять усложнение тела изучаемых животных по сравнению с ранее изученными. Знать особенности строения членистоногих, выделять особенности строения изучаемых животных в разных средах обитания, распознавать и описывать животных типа Хордовые. Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

знать значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; характеризовать типы соединений костей,

находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Уметь называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца, раскрывать сущность понятий круги кровообращения, пульс, кровяное давление, знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них, уметь подсчитывать пульс. Знать сущность процесса дыхания, строение дыхательной системы, Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения, : знать функции и строение кожи, особенности строения выделительной системы,строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга, органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, объяснять значение анализаторов. знать понятия; гуморальная регуляция; железы эндокринной системы.

Учащиеся должны знать основные термины цитологии, генетики, устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза, уметь применять знания о наследственности и изменчивости.

Учащимся пригодятся умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.

Программа ориентирована на подготовленных учащихся. Программа рассчитана на одно полугодье (17 часов)

Тематический план

Название темы

Количество часов

Дата проведения

Теория

планируемая

фактическая

Раздел1. I. Ботаника.

Тема: Ткани растений. Органы растений.

Тема: Основные отделы растений

Тема: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений

Тема: Способы размножения растений. размножение высших и низших растений.

Раздел 2. Зоология.

Тема: Простейшие

Тема: Беспозвоночные

Тема: Хордовые

Тема: Эволюция строения и функций органов и их систем.

Раздел 3.Анатомия.

Тема: Строение организма. Опорно-двигательная система. Покровные органы.

Тема: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.

Тема: Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система

Тема: Нервная система человека. Анализаторы

Раздел 4. Общая биология.

Тема: Клеточный уровень.

Тема: Организменный уровень.

Тема: Обмен веществ в клетке – метаболизм

Тема: Основные понятия генетики.

Решение задач.

Итого: 17ч.

I. РАСТЕНИЯ (5 ч.).

Тема 1: Ткани растений. Органы растений.

Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений. Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией. Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Строение корневых систем. Видоизменение корней, их биологическое и хозяйственное значение. Побег. Боговые конусы нарастания – листья, почки. Особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза. Различные виды стеблей. Устьица, чечевички, их роль в газообмене. Репродуктивные органы растения. Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Способы опыления. Классификация соцветий. Типы плодов и различные способы распространения

Демонстрация: таблицы, гербарий. Побег и почки, различные способы распространения плодов и семян. Живые цветки комнатных растений: модель цветка вишни, капусты: таблицы «Строения цветка», «Простые и сложные соцветия»,

Тема 2: Основные отделы растений.

Водоросли – низшие растения. Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями. Демонстрация: таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли». гербарные экземпляры, Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений

Тема 3: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классификация цветковых растений. Класс двудольные растения морфологическая характеристика. Класс однодольные растения морфологическая характеристика. Демонстрация живых и гербарных растений.

Тема 4: Способы размножения растений. Размножение высших и низших растений.

Бесполое размножение растений разных жизненных форм. Значение размножения. Размножение спорами. Половое размножение. Вегетативное размножение растений, его значение. Способы вегетативного размножения растений в природе. Демонстрация: живые и гербарные экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом; таблицы «Вегетативное размножение».

Раздел 2. Зоология. (4 ч)

Тема 1: Простейшие

Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Демонстрация: таблиц, рисунков об одноклеточных.

Тема 2: Беспозвоночные.

Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные.

Тема 3: Хордовые.

Тип хордовых: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Земноводные. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Пресмыкающиеся- внешнее и внутреннее строение. Птицы. Биологические особенности. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение.

Демонстрация: таблиц и рисунков о строении развитии рыб, влажного препарата – «Лягушка». Внешнее и внутреннее строение» Таблиц и рисунков с изображением амфибий, таблицы с изображением рептилий, таблицы с изображением птиц. Демонстрация: таблиц и рисунков с изображением млекопитающих.

Тема 4: Эволюция строения и функций органов и их систем.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Демонстрация: таблиц и рисунков по теме.

Раздел 3. Анатомия. (4 ч)

Тема 1: Строение организма. Опорно-двигательная система. Покровные органы.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Скелет и мышцы, их функции. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

Тема 2: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. эндокринной системы. Гормоны гипофи­за и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен ве­ществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной же­лезы. Причины Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Про­межуточный мозг и органы сахарного диабета. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.

Тема 3: Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система.

Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеваритель­ной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их стро­ение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и ко­нечная моча

Тема 4: Нервная система человека. Анализаторы.

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Условные и безусловные рефлексы.Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Анализаторы и органы чувств. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Раздел 4. Общая биология. (4 ч)

Тема 1: Клеточный уровень.

Клетка. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Деление клетки - основа размножения.

Тема 2: ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации

Тема 3: Обмен веществ в клетке – метаболизм.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Автотрофное питание. Фотосинтез. Синтез белков в клетке.

Тема 4: Основные понятия генетики.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Занятие 12.

Тема: Нервная система человека. Анализаторы .

Цель: вспомнить о строении и значении нервной системы и органов чувств.

1.Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпати­ческий и парасимпатический подотделы автономной нервной систе­мы. Их взаимодействие.

2. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.

Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

    Практическая часть: выявление объема памяти

Занятие 16

Тема: Основы генетики . Решение задач на моногибридное скрещивание Цель : повторениеи обобщение знание по теме генетика. Повторить определение основных термин, вспомнить законы генетики повторениеи обобщение знание по теме моногибридное скрещивание.Ход занятий

    Основные термины и понятия в генетике (работа с комментированными ответами):

Законы Менделя. Генетика - наука, изучающая закономерности наслед­ ственности и изменчивости живых организмов, а также механизмы управления этими процессами. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ

Определение

Наследственность

Способность организмов передавать свои при­знаки и особенности развития потомству

Изменчивость

Свойство организма приобретать новые призна­ки в процессе индивидуального развития

Участок молекулы ДНК, содержащий информа­цию о структуре одного белка. Гены находятся в хромосомах, где они расположены, образуя «группы сцепления»

Аллельные гены

Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответствен­ные за проявление одного и того же признака (например, цвета волос, глаз, формы уха)

Альтернативные признаки

Противоположные качества одного и того же признака

Доминантный при­знак

Господствующий, преобладающий -обознача­ется заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный при­знак

Подавляемый признак, обозначается соответст­вующей строчной буквой латинского алфавита: а, Ь. с и т. д.

Гомозигота

Клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа)

Гетерозиготна

Клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа}, то есть несущая альтернативные признаки

Совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей

Совокупность внутренних и внешних призна­ков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индиви­дуального развития

Чистая линия

Генотипически однородное потомство, полу­ченное исходно от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи с помощью отбора и дальнейшего самоопыления (самооп­лодотворения)

Общепринятые в генетике обозначения:

Закономерности наследования впервые были установле­ны Г. Менделем в результате многолетних (1856-1863 гг.) опы­тов с различными сортами гороха с помощью гибридологиче­ского метода.

Гибридологический метод - это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования этих признаков у потомства.

Скрещивание особей, различающихся по одной паре призна­ков, называется моногибридным скрещиванием. Для скрещива­ния выбираются две гомозиготные особи с альтернативными признаками. 2.Первый Закон Менделя- закон единообразия первого поколения гибридов. 3. Второй закон Менделя закон расщепления 4.Практическая часть: Решение задач

В последние годы мы стали свидетелями качественных изменений, которые происходят в сфере отечественного образования. При реализации документов государственного значения, включая комплексный Проект стандарта общего образования второго поколения и Документ о приоритетной инициативе Президента «Наша новая школа» наблюдается интенсивное обновление общеобразовательного процесса. Оно связывается с достижением новых образовательных результатов на основе выделения фундаментального ядра различных предметов, усиления их культурологической направленности, реализации принципов вариативности и адаптивности по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников, что выходит за рамки обязательных программ.

В современных условиях ускоренного развития техники и технологий, а, в связи с этим, возникшей потребностью в получении подрастающим поколением соответствующих профессий, заметно возрастает роль предметов естественнонаучного цикла, среди которых особое место занимает биология. Именно она является своего рода средством, обеспечивающим формирование полноценных представлений о многообразии живых систем, их структуре и функционировании, роли в природе и значении для человека.

Один из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию - создание сети элективных курсов. Обучение в рамках элективных курсов направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при котором должны максимально учитываться интересы, склонности и способности обучающихся. Разнообразие элективных курсов по биологии открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся.

При разработке элективного курса по биологии, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив основные знания и умения, обратив внимание на недостаточно раскрытые темы.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов по биологии:

Элективные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по биологии, входящих в базисный учебный план школы.

Элективные курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение биологии. Выбор такого элективного курса позволит изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса биологии углубляются более или менее равномерно.

Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу.

Прикладные элективные курсы по биологии, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.

Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы и общества.

Элективные курсы, посвященные истории предмета.

Элективные курсы, не входящие в базисный учебный план, различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Исходя из традиций нашего образовательного учреждения, эколого-валеологическое направление воспитательной и образовательной подготовки обучающихся является одним из основных, в связи с этим в школе накоплен значительный опыт по реализации программ, направленных на эколого-валеологическое воспитание обучающихся. Кадровый состав учителей-предметников соответствует необходимым квалификационным требованиям, а также имеется соответствующая материально-техническая база для проведения элективных курсов по углублённому изучению биологии и экологии.

Введение элективных курсов по биологии и экологии в образовательную программу школы также обусловлено потребностью обучающихся, определяющих круг интересующих предметов по выбору. Ежегодно обучающиеся 9-11 классов выбирают биологию в качестве предмета для углублённого изучения, что связано с выбором профиля обучения в будущем. Курсы по выбору могут выполнять следующие функции:

Поддержание изучения основных профильных предметов на заданном уровне. Это можно достигнуть через насыщение профильного курса, изучаемого на данной ступени школьного биологического образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание профильного (например, курсы «Решение задач по биологии», «Основы наследственности»).

Обеспечение внутрипрофильной специализации за счёт ведения курсов разной направленности и содержания, которые могут помочь школьникам в выборе более конкретной области познавательной деятельности в рамках той или иной научной дисциплины (например, курсы «Экология растений», Экология животных», «Экология человека»).

Построение индивидуальной образовательной траектории, развитие интересов и профориентационных устремлений школьников. Это должно помочь осознать им свои возможности, интересы, предпочтения и оценить правильность своего будущего профессионального выбора. Эту функцию выполняют курсы «Основы экологии», «Твоё здоровье», «Этология», «Основы цитологии».

Обеспечение возможности использования дополнительного времени на изучение биологии в связи с сокращением часов на изучение профильного предмета (1 час в неделю на изучение ботаники в 6 классе, 1 час в неделю на изучение общей биологии в 10 и 11 классах).

При формировании элективных курсов учитываются следующие принципы:

Соответствие методологическим принципам современного биологического образования, на основе которых у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.

Научность изложения материала.

Расширение рамок и углубление действующих образовательных курсов.

Практическая направленность.

Интегративный характер (освобождение от дублирования в изучении тем в смежных школьных дисциплинах).

Адресный характер (личностная эффективность).

Развивающий характер (способствуют развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков).

Учёт возрастных особенностей (совмещение логики развития личности и логики развёртывания учебного материала, приоритет в логике развития личности).

Учёт региональных особенностей (заинтересованность в знаниях).

Профессиональная направленность (облегчение процесса выбора будущей профессии).

Элективные курсы должны вводиться постепенно с чередованием, что обеспечит обдуманное изучение и возможность осознания обучающимися необходимости или ненадобности данных курсов. Ребёнок должен избегать «навязывания» школьного профиля обучения и отдельных элективных курсов. Обучающиеся должны иметь право выбора и постоянного поиска своего пути. Причём нужно это делать раньше, чем начинается предпрофильная подготовка.

В высыпающемся меню Вы найдете интересные программы элективных курсов по биологии.

“ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ”
(34 часа)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10―11 класс) средних школ химико-биологического профиля. Данный курс дополняет содержание профильного курса общей биологии в профильном классе, и базируется на знаниях, полученных при изучении биологических и химических дисциплин в классах средней школы по специальным и общеобразовательным программам.

Задачи курса:

 - расширение и углубление теоретических знаний биологии на молекулярно-генетическом и клеточном уровнях организации жизни, являющихся основой функционирования живых систем, установление морфофункциональной связи структур клетки и их функций; выявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности;
 - углубление и конкретизация знаний структурной биохимии, как основы понимания внутриклеточных потоков вещества, энергии и информации;
 - развитие аналитических способностей и исследовательских навыков учащихся,
 - развития умения осуществлять информационный поиск и умения применять на практике полученные знания;
 - формирование у учащихся целостной научной картины мира и понятия о биологии как активно развивающейся науке.

Структура курса слагается из четырех логически связанных между собой глав. Содержание глав соответствует современному состоянию общебиологических наук, и затрагивает одни из самых важных вопросов для формирования биологического мировоззрения.
Последовательное развертывание материала курса обеспечивает связь между ранее полученными и вновь приобретаемыми знаниями, а также позволяет установить тесные межпредметные связи с такими дисциплинами как химия и физика.
Изучение курса начинается со знакомства с понятием жизнь, как особым природным явлением, что особенно важно для формирования научной картины мира. Глубокое знакомство с системой органического мира и историей систематики дает представление о филогенетических связях всех живых форм жизни. Кроме того, время, отведенное на изучение содержания первой главы, необходимо, для того, чтобы учащиеся имели возможность подготовится к восприятию следующей главы, изучение которой требует теоретических знаний по органической химии.
Центральное место в курсе занимает глава II "Клетка ― элементарная единица живого". Традиционно знакомство с клеткой начинается с изучения ее химического состава. Новизна заключается в глубине подачи информации, важное место уделяется изучению строения органических молекул, связи строения и свойств, а также связь строения с биологической ролью белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
Следует указать на важность изучения темы посвященной ферментам, как биологическим катализаторам. При изучении данной темы особое внимание необходимо уделить лабораторному практикуму, для понимания функционирования ферментов, и подкрепления теоретических знаний практическими.
При изучении организации клетки важно уделить внимание выявлению морфофункциональной связи структур клетки и их функций, а также внутриклеточным связям между структурами, так как это важно для изучения следующей главы.
Новизна в изучении клеточного метаболизма и его функции представлена знакомством с химизмом важнейших процессов биосинтеза, дыхания и процессов реализации наследственной информации. Подробное изучение организации генетического материала в клетках и типов деления клетки необходимо как основа изучения отдельных разделов: "Генетика" и "Эволюция" в 11 классе.
Для повышения уровня мотивации обучения, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Необходимо отметить, что для проведения некоторых предусмотренных программой курса лабораторных работ необходимо специальное оборудование, имеющееся в химической лаборатории.
Данный курс предусматривает работу с дополнительной литературой, проведение лекционных, семинарских и дискуссионных занятий, а также проектную деятельность. Проектной деятельности отводится важная роль, так как именно эта деятельность повышает интерес учащихся к освоению новыми знаниями, позволяет развить коммуникативные способности,
Предусматривается поэтапное осуществление контроля знаний различными методами и в разных формах: тестовые работы, защита рефератов, обобщающие семинары, подготовка устных сообщений, изготовление моделей и наглядных пособий и другие. Результаты выполнения лабораторных работ представляются в виде отчетов с рисунками, схемами, таблицами, графиками и выводами.
Формой подведения итогов может стать заключительная конференция по теме: "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".
Ожидаемые результаты.
В качестве основного образовательного эффекта ожидается повышение познавательного интереса и раскрытие творческого потенциала, а также социализация обучаемых, их интеграция в профильное образовательное поле.
Эффективность реализации элективного курса диагностируется на всех этапах следующими методами: наблюдение уровня мотивации, темпов развития аналитических способностей и исследовательских навыков и процесса формирования общенаучной и биологической картины мира у учащихся, а также сопоставление данных, полученных в ходе наблюдений; выборочный опрос родителей учащихся об отношении обучаемых к данному курсу, анализ успешности обучения выпускников в ВУЗах биологического и медицинского профиля.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Общее количество часов ― 34 ч

Глава I. Жизнь как особое природное явление (5 ч).
Тема 1. Общая характеристика жизни (2 ч).
Введение: цели и задачи курса, краткая характеристика содержания и практической деятельности, форм обратной связи.
Понятие жизнь: виталистическая, механистическая, метаболическая, организационная, информационная и эволюционная трактовки. Свойства жизни. Иерархическая система. Уровни организации жизни. Понятие об элементарной единице и элементарном явлении уровней организации жизни. Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации.
Методическое обеспечение: демонстрации схем, отражающих многоуровневую организацию живого; портреты или изображения ученых (Аристотель, г. Тревиранус, А. Лавуазье, И.П. Павлов, Ф. Энгельс, А.И. Опарин, В.И. Вернадский и др.).
Дискуссионное занятие "Мир самого сложного – жизнь?"
Семинар с элементами исследовательской деятельности " Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации".

Тема 2. Система живой природы (1 ч).
Систематика, ее задачи, разделы: таксономия, номенклатура. Современные принципы классификации. Основные таксономические единицы, применяемые в системе растений и животных. Краткая история развития систематических взглядов на живую приро-ду. Современные направления развития систематики: кладистическая систематика, численная систематика, кариосистематика, хемосистематика, геносистематика.
Методическое обеспечение: демонстрация схемы живой природы Аристотеля, К., Линнея. Ш. Боне, Ж.-Б. Ламарка, А.Л. Тахтаджяна, портреты ученых.

Подготовка устных сообщений: "Краткая история развития систематических взглядов на живую природу", "Современные направления развития систематики: клади-стическая систематика, численная систематика, кариосистематика, хемосистематика, геносистематика"

Тема 3. Современная макросистематика (2 ч).
Примеры систем живых организмов А.Л. Тахтаджяна и Л. Маргелиса. Понятие об империях. Систематическое положение вирусов. Прокариоты и эукариоты, принципиальные отличия их организации. Понятие о царствах организмов клеточного строения.
Методическое обеспечение: раздаточный материал: натуральные объекты, гербарий, комнатные растения, чучела и модели животных и грибов, фотографии и таблицы организмов.
Демонстрации схем, отражающих филогенетические отношения основных групп живых организмов; схем и таблиц, характеризующих строение, видо-вое разнообразие и распространение живых организмов в биосфере.
Практическая работа. "Составление характеристик царств живой природы, изготовление сводных таблиц по царствам"
Экскурсия в зоологический музей или ботанический сад.

Глава II. Клетка ― элементарная единица живого (15 ч).

Тема 4. Химические компоненты клетки (5 ч)
Элементы, содержащиеся в живых клетках. Вода, строение и свойства. Биологическое значение воды. Значение неорганических солей в клетке.
Органические вещества в клетке.
Углеводы, строение свойства, и биологическая роль. Моносахариды: альдозы и кетозы; оптическая изомерия. Дисахариды. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, каллоза, инулин. Соединения близкие к полисахаридам: хитин, гликопротеины и гликолипиды.
Липиды, строение свойства, и биологическая роль. Воска, фосфолипиды, стероиды и терпены, липопротеины и гликолипиды.
Белки. Строение и классификация аминокислот. Свойства аминокислот. Связи аминокислот в молекулах белка: пептидная, ионная, дисульфидная, водородная. Образование простых пептидов. Уровни организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура. Понятие об α-спирали и β-структуре (складчатый слой). Классификация белков по составу, структуре и функциям. Физико-химические свойства белков. Денатурация и ренатурация. Сложные белки и их биологическое значение.
Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК Уотсона и Крика. Функции ДНК. Строение и функции РНК разных типов. АТФ.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации таблиц, «Содержание химических элементов в живой клетке», «Содержание химических элементов в организме человека», «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Содержание химических элементов в земной коре», демонстрация объемных моделей органических молекул; дидактические карточки с индивидуальными заданиями.
Лабораторные работы: " Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах"
"Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани печени. Качественная реакция на ДНК"
"Определение динамики поглощения воды талломом лишайника".

Тема 5. Ферменты ― биологические катализаторы (4 ч).
Катализ и энергия. Строение и свойства ферментов. Активный центр. Механизм действия ферментов: гипотеза Фишера, гипотеза Кошланда. Кофакторы ферментов. Скорость ферментативных реакций и ее зависимость от условий: концентрация фермента, концентрация субстрата, температура, рН. Ингибирование ферментов: обратимое и необратимое. Классификация ферментов. Значение ферментов и энзимологии в биологии и медицине.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации схем, иллюстрирующих различные гипотезы активного центра, классификацию ферментов, ингибирование ферментов, графики зависимости скорости ферментативных реакций и активности ферментов от различных факторов.
Лабораторные работы: "Гидролиз крахмала под действием амилазы слюны"; "Разложение мочевины в присутствии уреазы сои"; "Распределения каталазы в намоченных семенах гороха и влияние температуры на активность этого фермента"; "Зависимость активности фермента от рН, на примере амилазы слюны".
Обобщающий семинар: «Язык современной биологии – язык энзимов».

Тема 6. Типы клеточной организации (6 ч).
Прокариотическая, эукариотические растительная и животные клетки по данным электронной микроскопии. Поверхностный аппарат клеток и цитоскелет: плазматическая мембрана, цитоскелет, надмембранные структуры. Связь строения поверхностного аппарата с выполняемыми функциями: рецепция, транспорт, клеточные контакты.
Коллоидная система протоплазмы. Мембранная организация органоидов клетки. Принцип компартментации.
Метаболический аппарат цитоплазмы, связь ультраструктуры и функции: ЭПС, митохондрии, пластиды, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы. Взаимодействие мембранных структур в клетке.
Ядерный аппарат: ядерная оболочка, поровые комплексы и плотная пластинка (ламина), кариоплазма, хроматин. Структурная организация хроматина: нуклеосомная нить, хроматиновая фибрилла, интерфазная хромонема, метафазная хромосома. Особенности пространственной организации генетического материала в прокариотической клетке.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных и практических работ, демонстрации: электронных микрофотографий; таблиц, иллюстраций, схем и фотографий различных типов клеток; фильма «Клетка».
Практическая работа "Распознавание клеточных структур растительной и животной клетки на электронных микрофотографиях "
Лабораторные работы: "Влияние температуры на проницаемость клеточных мембран для бетацианинов",
"Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке",
"Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов" .
Проектная деятельность "Создание моделей: прокариотической, эукариотической растительной, животной или грибной клетки"; создание динамической модели "Взаимодействие мембранных структур клетки".

Глава III. Клеточный метаболизм и его функции (10 ч).

Тема 7. Внутриклеточный поток вещества и энергии (5 ч).
Фотосинтез. Общая схема процесса, суммарное уравнение. Фотосинтетические пигменты: хлорофиллы, каротиноиды, фикобилины ― строение, спектры, поглощения значение. Понятие о фотосистемах. Биохимия фотосинтеза. Световая фаза: циклическое и нециклическое фотофосфорилирование, фотолиз воды. Темновая фаза. Цикл Кальвина.
Значение фотосинтеза в биосфере.
Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биологическое окисление. Общая характеристика анаэробного и аэробного дыхания. Углеводы, белки и липиды как дыхательный субстрат.
Бескислородный этап дыхания ― гликолиз: локализация в клетке, химизм, конечные продукты, энергетический выход, значение. Применение различных типов брожения в промышленности и быту человека.
Кислородный этап дыхания: образование ацетил-коэнзима А. Значение ацетил-КоА в обмене веществ. Цикл Кребса: локализация в клетке, химизм, конечные продукты, значение. Дыхательная цепь и окислительное фосфорилирование. Синтез АТФ на мембране митохондрий. Суммарный энергетический эффект аэробного этапа.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации схемы строения хлорофилла и других пигментов, спектра поглощения различных типов хлорофилла, схемы превращения веществ в клетке и в биосфере, схемы взаимодействия белков, жиров и углеводов в организме человека.
Лабораторные работы: "Выделение пигментов растений и их изучение";
"Выявление продуктов фотосинтеза и исследование условий необходимых для их образования";
"Качественные реакции на некоторые дыхательные ферменты в клубне картофеля"
Проектная деятельность создание динамической модели "Поток вещества и энергии в эукариотической клетке".

Тема 8. Внутриклеточный поток информации (4 ч).
Репликация ДНК. Принципы репликации. Репликативная вилка. Ферменты репликации. Этапы биосинтеза ДНК. Репарация ДНК.
Синтез иРНК на матрице ДНК. Генетический код. Транскрипция. Транскрипционный аппарат. Этапы транскрипции. Процессинг эукариотической иРНК.
Трансляция. Белоксинтезирующая система. Транспортные РНК. Рибосомы. Активирование АК. Этапы биосинтеза белков. Посттрансляционные преобразования белков.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторной работы, демонстрации презентации «Биосинтез белка».
Лабораторная работа: "Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыль)".
Проектная деятельность: создание динамической модели "Информационный поток в эукариотической клетке"

Глава IV. Закономерности существования клетки во времени (3 ч).
Тема 9. Способы деления клетки (3 ч).
Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее периоды и значение. Митоз. Центриоли и образование веретена деления. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Цитокинез. Митоз в растительных и животных клетках. Значение митоза: генетическая стабильность, рост (гиперплазия), бесполое размножение, регенерация и замещение клеток в физиологических и патологических условиях.. Особенности деления клеток прокариот.
Мейоз. Значение мейоза для процесса полового размножения и генетической из-менчивости. Фазы мейоза: профаза I (лептотена, зиготена, пахитена, диплотена и диакинез), метафаза I, анафаза I, телофаза I, интеркинез, профаза II, метафаза II, анафаза II, те-лофаза II. Сходства и различия между митозом и мейозом.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторной работы, демонстрации фигур митотического деления клетки в корешке лука и схемы; схем регенерации тканей у растений и животных; схемы развития нормальных и опухолевых клеток; схемы мейотического деления, таблицы «Сходства и различия между митозом и мейозом».
Лабораторные работы: " Митоз в клетках корешка лука",
"Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений".

Итоговая конференция (2 ч): "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".
Методическое обеспечение. Примерные темы выступлений:
1) «Роль биологических мембран в метаболических процессах клетки»
2) «Значение клеточного дыхания. Взаимосвязь строения митохондрий с процессами клеточного дыхания»
3) «Взаимосвязь фотосинтеза с определенными клеточными структурами. Роль фотосинтеза для всего живого»
4) «Поток информации. Роль ядра. Значение ДНК в хранении и реализации генетической информации»
5) «Поток информации. Роль рибосом в реализации наследственной информации»
6) «Гомеостаз ― обязательное условие существования открытых биологических систем»
7) «Целостность и дискретность систем живой природы, на примере эукариотической клетки»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы:
Основная:
1. Березов Т.Т., Коровин Б.Ф. Биологическая химия. ― М.: Медицина, 1990.
2. Биология. В 2 кн. Кн.1: Учебник / В.Н. Ярыгина, В.И. Васильева, Н.И. Волков, В.В. Синельщикова; Под. ред. В.Н. Ярыгина. ― М.: Высш. шк., 1999.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т 1 и 2.: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера. ― М.: Мир, 1990.
4. Пуговкин А. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10―11 кл. общеобразоват. учреждений. ― М. Просвещение, 2002.

Дополнительная:
1. Атабекова А.И., Устинова Е.И. Цитология растений. ― М.: Агропромиздат, 1987 (учебник для студентов высш. учеб. заведений)
2. Березин И.В., Яцимирский А.К. Биотехнология и ее перспективы. ―М.: Знание, 1986.
3. Букринская А.Г. Жданов В.М. Рассказы о вирусах. ― М.: Знание, 1986.
4. Галактионов К.В. Современное многообразие живого и пути его становления. ― СПБ.: СПбГУПМ, 2002.
5. Гробстайн К. Стратегия жизни, под ред. А.А. Нейфаха, ― М.: Мир, 1968.
6. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. ― М.: Знание, 1987.
7. Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: Общая цитология: Учебник. ―СПб.: Изд-во С.Петербургского ун-та, 1992.
8. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. ―М.: Просвещение, 2003.
9. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии. ― М.: Просвещение, 2002.
10. Кобляков В.А. Биохимия опухолевой клктки. ― М.: Знание, 1989.
11. Курс зоологии / Б.А. Кузнецов, А.З. Чернов, Л.Н. Капитонова. ― 4-е издание, перераб. и доп. ― М.: Агропромиздат, 1989.
12. Малый практикум по физиологии растений: Учеб. пособие. ― /Под ред. А.Т. Мокроносова. ― М.: Изд-во МГУ, 1994.
13. Мамонтов С.Г.. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. ― М.: Дрофа, 2004
14. Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии. Курс для самообразования / С.Г. Мамонтов, Б.В. Захаров, Т,А, Козлова. ― М.: Просвещение, 1992.
15. Молекулярная биология клетки. В 3 т. Т 1, 2 / Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис и др. ― М.: Мир, 1990.
16. Петросова Р.А. и др. Дидактический материал по общей биологии, под ред. А.И. Никишова. ― М. "РАУБ ― Цитадель". Мн.: ООО "Белфарпост", 1997.
17. Пехов А.П.. Биология и общая генетика: Учебник. ― И. Изд-во РУДН, 1994.
18. Пособие по биологии для поступающих в вузы/ Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Мо-розов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. ― Мн.: Университетское, 1993.
19. Практикум по физиологии растений. Под ред. проф. И. И. Гунара. ― М.: Колос, 1972.
20. Рис. Э., Стернберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекуляр-ную биологию. ― М.: Мир, 1988.
21. Строев Е. А. Биологическая химия. ― М.: Высш. шк., 1986.
22. Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. ― М.: Просвещение, 1980.
23. Уотсон Дж. Двойная спираль. ―М.: Наука, 1969.
24. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этические аспекты биологии. ― М.: Знание, 1986.
25. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. ― М.: Мир, 1989.
26. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. ― М.: Агропромиздат, 1988.
27. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. ― М.: Агропромиздат, 1989.
28. Шапиро Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы: Учеб. пособие. ― СПб.: ЭЛСБИ-СПБ, 2003.
29. Юсуфов А.Г. Функциональная эволюция растений. ― М.: Знание, 1986.
30. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г.. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. ― М.: Высш. шк., 1989.
31. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А.. Ботаника: Учеб. для фармц. институтов и фармц. фак. мед. вузов/ Под ред. И.В. Грушвицкого. ― М.: Высш. шк., 1990.

АННОТАЦИЯ

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10―11 класс) средних школ химико-биологического профиля. Данный курс дополняет содержание курса общей биологии в профильном классе.
Основной целью курса является создание условий для специализированной подготовки учащихся старших классов химико-биологического профиля, развития их творческого потенциала, подготовка к поступлению в ВУЗы данного профиля. Программа позволяет ученикам реализовать свои потребности и выяснить правильность выбора специализации.
Ведущее место в содержании курса отводится более глубокому изучению основ биологической химии, молекулярно-генетического и клеточного уровней организации жизни. Таким образом, тип курса можно определить как межпредметный.
Структура курса слагается из четырех логически связанных между собой глав. Со-держание глав соответствует современному состоянию общебиологических наук, и затрагивает одни из самых важных вопросов биологии, что позволяет не только расширить и углубить базовые знания учащихся, но и способствует формированию биологического мировоззрения.
В рамках создания специализированной подготовки большое внимание уделяется самостоятельной и практической деятельности учащихся. Важно не только много знать, но и уметь применить свои знания на практике. Обширный лабораторный практикум (16 лабораторных работ и несколько практических работ) позволяет ученикам приобрести навыки работы в лаборатории с настоящим исследовательским оборудованием. Содержание запланированных работ лежит далеко за рамками школьной программы и очень интересно. Следует отметить, что лабораторные работы проводятся только после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Данный курс предусматривает работу с дополнительной литературой и другими источниками информации, проведение лекционных, семинарских и дискуссионных занятий, а также проектную деятельность. Проектной и поисковой деятельности отводится важная роль, так как именно эти виды деятельности повышают интерес учащихся к освоению новыми знаниями, позволяют развить коммуникативные способности.
Контроль знаний не является конечной целью данного курса, но является ее неотъемлемой частью. Предусматривается поэтапное осуществление контроля знаний различными методами с учетом индивидуальных потребностей и особенностей учеников: тестовые работы, защита рефератов, подготовка устных сообщений, изготовление моделей и наглядных пособий и другие. Результаты выполнения лабораторных работ представляются в виде отчетов с рисунками, схемами, таблицами, графиками и выводами.
Таким образом, в качестве конечного результата обучения надеемся воспитать грамотного увлеченного мыслящего современного, настроенного на получение новых знаний, владеющего методами научного исследования выпускника, подготовленного к продолжению обучения по выбранному профилю.


Самое обсуждаемое
Дидактические материалы по английскому языку Компьютерная программа Rosetta Stone - English Дидактические материалы по английскому языку Компьютерная программа Rosetta Stone - English
Оккупация территории ссср войсками третьего рейха на фотографиях солдат вермахта Оккупация территории ссср войсками третьего рейха на фотографиях солдат вермахта
Пьеса «Женитьба» - анализ произведения Гоголя Она выходит замуж пьеса читать Пьеса «Женитьба» - анализ произведения Гоголя Она выходит замуж пьеса читать


top