Педагогическая деятельность современного педагога. Современные проблемы науки и образования

Педагогическая деятельность современного педагога. Современные проблемы науки и образования

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является существенным. Основные факторы:

1) методика обучения и воспитания

2) возрастные особенности детей;

3) уровень их развития и т. п. Одним из самых важных факторов является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. В настоящее время профессия педагога мало ценится, ей уделяется недостаточное внимание.

Важнейшими профессиональными требованиями к учителю являются:

1) глубокое знание предмета и методики его преподавания. Только свободное владение предметом может возбудить интерес к знаниям и уважение к учителю и его требованиям;

2) желание и умение передать знания, а также интерес к своему предмету и увлеченность им;

3) высокий культурный уровень и широкий кругозор (учитель должен не только суметь объяснить общие культурологические термины, но и вовремя подсказать, каким образом ученик может культурно организовать свой досуг);

4) любовь к детям, интерес к их жизни, уважение к личности каждого ребенка;

5) педагогический такт – это мера проявления эмоций в применении средств педагогического воздействия. С ним связаны выдержка, самообладание, терпение, толерантность;

6) организаторские способности: инициативность, энергия, бодрость, вера в себя, актерские и режиссерские способности;

7) побуждение к действию и «торможение» какого-либо неверного действия, поступка или эмоции.

8) внешность. Педагог постоянно «находится на людях», общается с учениками, являясь примером для подражания.

Личность учителя – сложное социально-психологическое образование, состоящее из подструктур ^социальная направленность. Личность педагога – это его способность определить, какую личность он будет формировать: исполнительную, творческую, покорную, принципиальную, компетентную и т. д. Степень развитости личности педагога влияет на его отношение к ученикам, помогает правильно оценить способности и возможности каждого из учащихся. В соответствии с этим педагог может скорректировать поведение ученика, помочь ему осознать сильные стороны его характера и указать на слабые (а также указать методы борьбы с ними)

2) индивидуальный опыт и способность к труду. Учитель должен постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием, должен развиваться не только умственно, но и духовно, и нравственно, должен быть современным и прогрессивным.

2. Общая и профессиональная культура педагога

Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.

Эти требования можно разделить на два типа:

1) устойчивые – постоянно присущие учителям и воспитателям всех эпох;

2) изменчивые – обусловлены особенностями данного этапа социально-экономического развития на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Основные требования, предъявляемые к педагогу:

1) любовь к детям и к педагогической деятельности:

2) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;

3) широкая эрудиция;

4) педагогическая интуиция;

5) высокоразвитый интеллект:

6) высокий уровень общей культуры и нравственности;

7) профессиональное владение разнообразными методами воспитания и обучения детей.

Дополнительные требования, предъявляемые педагогу: общительность, артистичность, хороший вкус и др.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Сложнее определить главные и второстепенные изменчивые качества педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте.

Основная тенденция развития современного общества – демократизация жизни.

Это предполагает появление новых требований к личности педагога:

1) умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности;

2) умение общаться и взаимодействовать с людьми на демократической и правовой основах. Изменение экономической системы и экономических отношений требует таких качеств, как расчетливость, деловитость, бережливость, хозяйственная смекалка, предприимчивость.

Профессиональная деятельность современного педагога в зеркале Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Чернобай Елена Владимировна, доктор педагогических наук, директор научно- исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ


Непонимание сути требований ФГОС ОО, недостаточная компетентность педагогов в области технологий и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, а с другой – сопротивление изменениям; проблема реализации новых требований средствами старого содержания; урок – по-прежнему основной образовательный формат; роль и возможности внеурочных занятий для работы по ФГОС не являются очевидными; неумение педагога выстраивать урочное занятие как систему последовательного решения учебных задач через проблемные и учебные ситуации. Данные Федерального мониторинга по реализации ФГОС НОО (извлечения) Всё должно меняться когда-либо, иначе общество станет статичным… Из книги М. Фуллана «Новое понимание реформ в образовании»


Учитель до и после…. В основе знаниевой п арадигмы лежит пре дставление об овладении суммой знаний. Девиз для у чителей данной пара дигмы: «Знание – сила!» Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добыв ать, интерпретировать, или создавать новую. И это - результаты деятельности. Девиз для учителей: «Сила – в познании и деятельности!»




Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями: увеличение скорости изменений в жизни; быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций; углубление социальных и культурных противоречий, угрожающих человеку, его жизни, здоровью; обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам и др.


Трансформация различных компонентов учебной деятельности школьников Падение значимости знаниевых аспектов и личностных образцов Приобретение прочных знаний Хороший семьянин Защитник своей страны Личностно значимые модели Человек, способный обеспечить свое благосостояние Человек, добивающийся в жизни своего и т.д.


Учебный процесс в современных условиях направлен на: - Ты хочешь быть счастливым, богатым и удачливым? - Естественно. - А тебя учили этому в школе? -Нет. -Тогда зачем ты туда ходил? -Так надо, все туда ходят… 1 создание опыта работы с информацией, ее применения в нестандартатных и непривычных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащихся 2 формирование способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.


Какой он, современный учитель? Это человек: способный создавать условия для развития творческих способностей развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний учить их самостоятельно мыслить самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования и многое другое!


Изменение готовности учителя к профессиональной деятельности – это в первую очередь способность к: Выбирай цель, которая опережает время… овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов; проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде; использованию дидактического потенциала средств ИКТ.


Современные виды профессиональной деятельности учителя анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработка педагогического сценария, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработка учебных задач, а также подбор средств обучения для осуществления планируемой учебной деятельности и др.


Современные роли учителя Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель». Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества. Сеем разумное, доброе, вечное… А урожай где?


Учитель глазами учителей Учреждение РАО ИПО12 Учитель Оценщик Оракул Лидер Просветитель Врач Кумир Мыслитель Ритор Любимый человек Друг Товарищ Психотерапевт Утешитель Воспитатель Опекун Нянька Наставник Советник Организатор Руководитель Эксперт Инструктор Информатор Тренер Дрессировщик Критик Судья Экзекутор Проповедник Артист Клоун Шут Ученый Исследователь Наблюдатель


Современная формула подготовки урочного занятия в условиях работы по ФГОС ОО Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели занятия Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций Отбор средств обучения


Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов Образовательные результаты могут быть сформулированы от простейших до более сложных. Например, по предмету «география»: «Страны. Народы. Территории проживания» А1. Я могу найти страну моего происхождения и/или проживания на карте, важные географические пункты страны, соседние страны (назвать их особенности).


Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов А2. Могу назвать горы, реки, города, виды местности в своей стране и в соседних странах. В1. Я могу найти на карте географические пункты, описать территорию расселения народов и сравнить условия жизни. В2. Я могу объяснить географические особенности и их влияние на особенности своей страны.


Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов С1. Я могу найти данные о всех существенных экономико-географических предпосылках развития регионов, представить это в понятной форме. С2. Я могу прогнозировать культурное и экономическое развитие различных регионов, связывать факты из области культурного, исторического развития, экономической географии.


Учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач Классификация учебных задач, предложенная И.М. Фейгенбергом Например, задачи: с недостаточностью исходных данных, с неопределенностью в постановке вопроса, с избыточными или ненужными для решения исходными данными, с противоречивыми сведениями в условии, требующие использования предметов в необычной для них функции. Школа не должна быть отделена от жизни


Требования к конструированию учебных ситуаций конструироваться должна не одна отдельная учебная ситуация, а набор ситуаций; при конструировании учебных ситуаций надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших планируемых образовательных результатов, но и отдаленных; ориентация при построении учебной ситуации на «аспектные проблемы» (И.Я. Лернер), сквозные для всех или части явлений, изучаемых конкретным учебным предметом.


Учебные ситуации Строится самим учащимся Знание Учителю – главная роль Обучение Учение Сотрудниче ство Трансляция знаний от учителя Передается в готовом виде Презентация системы знаний Активная работа над заданиями, связанными с реальной жизнью Сотрудничество учителей и учеников Участие учеников в отборе содержания компонентов методической системы обучения


При отборе средств обучения учителю важно помнить вид используемых средств ИКТ; реальная целесообразность использования тех или иных средств ИКТ на конкретном этапе урока; методическое назначение используемых средств обучения; готовность к использованию программных средств; целесообразность использования образовательных сайтов сети Интернет; требуемое при использовании средств ИКТ время и гигиенические ограничения во время работы учащихся с ними. Школа не должна быть отделена от жизни






Педагогические риски в работе по ФГОС общего образования сохранение стереотипов профессиональной деятельности; применение традиционных неэффективных технологий обучения; разрушение системы ценностей, заявленной во ФГОС; перегрузка учащихся, нарушение здоровья субъектов образования




В этой связи требования к уроку в соответствии со ФГОС общего образования Приоритетность планируемых образовательных результатов Использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов Деятельностный характер обучения (через учебные ситуации/проблемные задачи) Индивидуализация в подборе заданий Акцент на самостоятельность в обучении Содержание урока только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов Отбор средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами


Контактная информация Сайт НИИСО: Электронная почта: Телефон/факс: 8(499)

Творчество в деятельности современного педагога

В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт» [,с.308]

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.

К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества.

А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.

В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:

1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»);

3) специфические профессиональные эмоции;

4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;

5) присутствие творческого элемента.

В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличии определенных объективных и субъективных условий.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) - проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) - анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результат - конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса - оценка и интерпретация полученных данных - формулирование новых задач (В. А. Сластенин).

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально - творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Критерии педагогического творчества : по Коджаспировой

Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

Способность к самосовершенствованию и самообразованию;

Разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

Вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

Способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

Умение видеть «веер вариантов»

Какими же качествами должен обладать творческий педагог≤

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта.

Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой - либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие - умение открывать в этих предметах и явлениях что - то новое, необычное.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя :

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.).

Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников. Например, Д. Дьюи были составлены полезные рекомендации по развитию творческой активности детей, пробуждения в них «духа исследователя». Особые надежды возлагались на «метод проектов»: учащиеся приобретают синтезированные знания по основам наук при планировании и выполнении конкретных заданий - проектов (например, работа на пришкольной ферме, изготовление школьной мебели, учебных пособий, организация праздника, постановка спектакля и т. д.).

Творческий компонент своей педагогической деятельности активно реализовывали педагоги-новаторы 80–90-хх годов прошлого века в своих системах и технологиях, хотя подходы к его реализации были различными.

А. В. Хуторский выделяет несколько таких подходов:

1) ремесленный, когда школьники в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя;

2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но в меньшей степени затрагивает творческую самореализацию детей;

3) углубленно-смысловой, когда, склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории относят и сторонников проблемного обучения. ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);

6) коммуникационный, к которому относятся организационно-деятельностные, коммунарские методики и т. д., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова);

7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.

Все выделенные подходы так или иначе позволяли педагогам выйти за узкие рамки традиционного образовательного и воспитательного процесса и развивать творчество детей, которое ориентировало их не на впитывание знаний в готовом и неизменном виде, а на критическое мышление и самостоятельный поиск и присвоение нового знания.

Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью.

Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:

Уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;

Стремление к творческому поиску;

Владение педагогической техникой, педагогический опыт;

Достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

Видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

Психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

Большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического вуза, которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процесса в институте. При этом следует учитывать, что не только предметы эстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход (музыкальное, художественное, литературное творчество), тем более, что сфера влияния данных предметов ограничена 1–2 занятиями в неделю. Но и любая учебная дисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартные подходы.

Часто в образовательном процессе используется система объяснительно - иллюстративного обучения, когда преподаватель только передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности (например, во время лекции), а студенты полученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят (на семинарских и практических занятиях), не оказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развития творческих способностей будущих педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в институте следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

При изучении различных дисциплин педагогического цикла студенты знакомятся с проектной деятельностью, выполняют творческие задания (разрабатывают нестандартные уроки, интересные формы воспитательной работы, нетрадиционные по своим темам экскурсии, игры, педагогические инновации, находят интересные варианты применения интерактивных средств обучения, работают с интерент-ресурсами и т. д.), изучают теоретические основы инновационных технологий обучения и воспитания, овладевают умениями по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций, совершенствуют навыки педагогического общения и совместной деятельности в образовательном процессе.

Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности.


Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко). Требования к учителю современной школы. Проблемы педагогической этики. Психологические основы педагогической этики.

Пед. деятельность - процесс взаимодействия учителя с учащимися или родителями, в результате чего приобретаются новые ЗУНы, преобразующие отдельные качества личности.

Структура пед. деятельности : цель - средства достижения цели — процесс реобразования - результат.

Сущностью деятельности является воспитание и обучение человека. Это сложный процесс поэтому изучается различными науками: педагогикой, психологией, социологией...

Виды пед. деятельности :

Воспитательная работа - управление воспитательной деятельностью с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание - вид воспитательной деятельности, который направлен на правление познавательной деятельностью. Учитель не только профессия давать знания, а миссия по сотворению человеческой личности. Поэтому особенности проф.-пед. деятельности современного учителя характеризуются требованиями :

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность
  • знание пед. потреб-тей и тенденций общест-ого развития, осн-ых треб-ий, предъявляемых к человеку (опр. хар-р и содер-ие пед. деят-ти, её цели и задачи по формированию лич-ти)
  • высокий профессионализм, многообразие ЗУН
  • высокая нравственная культура восп-ля, тактич-ть, чувства этики, терпеливость в отнош. детей
  • рефлексия (самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция)
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность

Требования к учителю — это императивна система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Выделены главные группы способностей.

Организаторские . Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

Перцептивные проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные , сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

В свете требований закона РФ «Об образовании» учитель должен выполнять основные принципы государственной политики: гуманистический характер (приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности), единство федерального и регионального, культурного и образовательного пространства, доступность, светский характер, свобода и плюрализм, демократический характер управления образованием.

Должностные обязанности : должен осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета, способствовать формированию общей культуры личности, использовать разнообразные методы, средства и приемы обучения, обеспечивать выполнение учебной программы, соблюдать права и свободы учащихся, участвовать в разработке и выполнении образовательных программ, участвовать в деятельности методических объединений, систематически повышать свою квалификацию. Должен знать закон «Об образовании», основы общегуманитарных дисциплин, психологию, педагогику, школьную гигиену, методику, программы и учебники, направления и перспективы развития образования и педагогической науки, нормативные документы.

Коменский — чешский педагог, родоначальник современной дидактики, разработал единую школьную систему, сравнивал уч-ля с садовником выращивающим растения в саду, с архитектором, кот. заботливо застраивает знаниями все уголки чел-кого существа, со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. Требования к учителю: честность, деятельность, настойчивость, живой образец добродетели, образованности и трудолюбия, любовь к детям (по-отечески), будить интерес уч-ся к знаниям.

Песталоцци - швейцарский педагог-демократ, основоположник теории научного обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее образование), педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производительным трудом. Труд: «Как Гертруда учит своих детей» и др.

Требования к учителю: любить детей, проф-ое мастерство, самообразование, религиозность, постоянный пед. эксп-т, знание псих-их и физических особенностей детей.

Дистервег - немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. Труды но педагогике, учебники по математике, естествознанию, нем. яз. Как и Коменский, он придаст большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, по в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. В каждом индивиде, в каждой нации д.б. воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечел-ким целям. В реализации этой цели особая роль принадлежит уч-лю, к-ый явл-ся примером для уч-ков. Его личность завоёвывает ему духовную силу уважение. Уч-ль до тех пор способен воспитать и образовать, пока сам работает над своим собств-ым воспит-ем и образ-ем. Требования к учителю: в совершенстве владеть своим предметом, любить свою проф-ю и детей, иметь твердый (неуклонный) хар-р, быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и граж. мужество, справедливость.

Ушинский (Тула) — педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России, создатель научной пед. системы. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, её результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Требования к учителю: должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Л.Н. Толстой – его педагогическая деят-ть началась с 1849г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Считал, что школа должна быть пед-ой лабораторией, учитель в своей учебно-воспит-ой работе должен проявлять сам-ое творчество. Требования к учителю: глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного уч-ся. Он учил учителей правильному пониманию своих задач, указывая, что их занятия только тогда будут успешными, когда детям будут предоставлены необходимые возможности чувствовать себя с учит-ми свободно и непринужденно, активно приобретать знания.

А.С. Макаренко – создал образцовое восп-ое учреждение «Трудовая колония им.А.М. Горького», участвовал в организации детской трудовой коммуны им.Ф.Э. Дзержинского. Считал, что в отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требования к нему. Педагог должен видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, считал, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. Требования к учителю: патриотизм, образованность, чувство долга и чести, сознание своего достоинства, наличие организационных навыков, дисциплинированность, стойкость, бодрость, жизнерадостность.

К личности будущего педагога предъявляется ряд серьезных требований. Среди главных и дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разл. методами обучения и воспитания детей. Дополнительными треб-ми явл. общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др.

Чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. Специальные способности :

— способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

— способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

— способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

— способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

— способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

— способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

— способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

1.Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2.Способность быть примером и образцом для подражания со эроны детей в мыслях, чувствах и поступках.

3.Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

4.Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

5.Способность вселять в человека уверенность, успокаивать стимулировать к самосовершенствованию.

6.Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

7.Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Этика - культура поведения. Педагогическая этика – комплекс нравственных правил поведения педагога при осуществлении пед. пр-са. В отношении к школьникам уч-ль д. проявлять такие черты пед. этики, как чуткость, отзывчивость, любовь, нежность, готовность прийти на помощь, сопереживание, справедливость. Амонашвили считал, что проявление пед. этики д. осуществляться не только в действиях пед-га, но в положительных мыслях. Пед. такт – профессиональное качество уч-ля, мера пед.целесообразности воздействия уч-ля на уч-ков.

В «Словаре по этике» отмечается, что профессиональной этикой «принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности». Однако это определение неполно, поскольку учитывает лишь одно из слагаемых профессиональной морали.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания — наукой о нравственности, этикой.

В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он формируется и поддерживается, как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления — вот вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали.

Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда.

Одна из актуальных проблем педагогической этики — изучение социальной направленности и результатов некритического соблюдения учителями так называемых спорных норм педагогической морали, рожденных в педагогической среде и направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии.

Задачей педагогической этики как науки является также развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех педагогических работников.

Особенности педагогического труда, участие учителя в специфической сфере духовного производства, особая роль в системе общественных отношений, в формировании нравственного сознания личности обусловливают специфику профессиональной педагогической морали. Ее своеобразие заключается в том, что совокупность принципов, норм и правил, регулирующих поведение и характер отношений людей, занятых профессиональным педагогическим трудом, вытекает из принципов, требований и норм морали, но детализируется и дополняется сводом особых правил поведения (например, требований педагогического такта), норм взаимоотношений, которые определяются качественным своеобразием объекта профессиональной педагогической деятельности.

Однако в пед-ой морали необходимо различать общечеловеческие ценности, выработанные обществом на протяжении многих веков, касающиеся нравственных качеств учителя, его отношения к своей профессии, учащимся и их родителям, а также моральные традиции, обычаи и нормы, рожденные в сфере профессиональной деятельности.

Педагогическая мораль возникла как объективная необходимость корректировать поведение учителя в рамках профессиональной деятельности вследствие стремления общества охранять физический и духовный мир детей, которые из-за отсутствия жизненного опыта и физических сил могут стать жертвами несправедливости со стороны взрослых.

Таким образом, педагогическая мораль в структурном отношении представляет собой совокупность исторически сложившихся требований и норм, адресованных обществом к личности учителя, характеру его отношения к своей профессии, учащимся, традиций и норм, рожденных в самой педагогической среде, а также специфическое преломление в профессиональной деятельности принципов коммунистической морали.

Педагогическая деятельность является социально формирующей, созидательной, поэтому основными функциями морали учительства можно назвать регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную. Педагогической морали свойственна также и познавательная функция.

Познавая моральные нормы, регулирующие поведение профессионала, учитель расширяет рамки своих индивидуальных свобод, использует широкий диапазон средств для разрешения конфликтных ситуаций, совершенствует культуру чувств, что помогает ему следовать требованиям педагогического такта.

Личность и профессиональная деятельность педагога всегда были и остаются важнейшим аспектом научного поиска. Для чего в педагогике непрерывно осуществляется научная рефлексия данного предмета?

Во-первых, для того, чтобы понять сущность профессионально-педагогической деятельности, ответить на «вечный» вопрос: кто есть педагог? Ответ на этот вопрос позволяет прогнозировать результаты педагогической деятельности: каким становится подрастающий человек, насколько он будет успешен и здоров в реально существующей социокультурной среде?

Во-вторых, для того, чтобы заново переосмысленные особенности педагогической профессии находили адекватное отражение в процессах подготовки будущих педагогов, выступая ориентирами их личностно-профессионального становления.

В-третьих, понимание сущности педагогической профессии, знание и осмысление ее профессиональных характеристик помогает человеку, относящемуся к данной профессиональной группе, грамотно осуществлять процессы самопознания и саморазвития, самообразования и самостановления.

Поэтому объективно отражающая потребности общества и удовлетворяющая потребности человека, существующего в этом обществе, профессионально-педагогическая деятельность и исследования, с ней связанные, будут всегда современны.

Анализ исследований профессионально-педагогической деятельности позволил выделить несколько подходов к ее рассмотрению.

1. Наиболее распространенный и традиционный структурно-функциональный подход, когда в структуре профессиональной деятельности учителя выделяются соответствующие функции и умения (В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. И. Щербаков).

2. Профессиографический подход в исследовании деятельности учителя, когда в результате получается обобщенный портрет профессионала (Е. А. Климов, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин).

3. Подход, при котором профессионально-педагогическую деятельность анализируют сточки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н. А. Аминов, Ф. Н. Гоноболин, Л. М. Митина).

4. Культурологический подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т. Ф. Белоусова, Е. В. Бондаревская, И. П. Раченко).

5. По целому ряду причин, в основном связанных смодернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педагогических задач (О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына). Остановимся на нем подробнее.

Одной из предпосылок возникновения компетентностного подхода послужили социокультурные, духовные и экономические преобразования, происходящие в России и мировом сообществе в последнее десятилетие.

От относительно стабильной фазы своей истории российское общество перешло к динамической фазе развития, повлекшей за собой пересмотр и осмысление движущих социальных механизмов. Осуществился переход к демократической системе, плюрализму, гуманизму, что связано с перестройкой социально-политической жизни общества в целом, социальных групп и каждой отдельной личности. Это требует коренного пересмотра общественной концепции развития производства, науки, культуры и в первую очередь самой личности.

Противоречия переживаемого периода в том, что старые социально-политические и экономические структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в процессе становления. В связи с этим общество, как и отдельная личность, находится в состоянии внутренней нестабильности, неопределенности, что соответствующим образом отражается на проблемах его социальной, экономической и культурной жизни. Это одна сторона проблемы.

С другой стороны, появляются новые реалии жизни, в которых возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели личности начали признаваться обществом наряду с коллективными и общественными целями. Сама личность перестраивается, развивая в себе такие качества, как ответственность, гибкость, адаптивность, мобильность.

Подобные перемены привели к тому, что разнообразие форм жизни и свобода выбора человеком своего жизненного пути стали нормой существования.

Жизненный путь личности связан с ее постоянным развитием, движением, изменением, что приводит к постановке новых задач, открывает возможности для новых жизненных выборов и профессиональных стартов.

Особенности развития общества на современном этапе коснулись прежде всего изменений в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено тем, что именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.

Образование «выступает одновременно и как фактор стимулирования инновационных процессов в экономике, политике, культуре, и как фактор выживания, развития человечества» (СНОСКА: Радионова Н., Семикин В. Новые требования к подготовке учителя // Учитель в эпоху перемен. - СПб., 2000. - С. 116).

В современных психолого-педагогических исследованиях профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач.

Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных условиях, а это требует соответствующего подхода к ее решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с учащимися и определяющего успешность их саморазвития.

Таким образом, в современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе их взаимодействия.

Другой предпосылкой появления компетентностного подхода можно считать отечественную концепцию образованности. Образование в данной концепции - «это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. Образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт» (СНОСКА: Лебедев О. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Образовательные результаты. - СПб., 1999. - С. 45 - 46). Образованность личности - это синтез обученности и обучаемости.

Уровень образованности - это уровень развития способности решать проблемы в различных сферах деятельности. Существует три уровня образованности: элементарная грамотность, функциональная грамотность и компетентность.

Выделено три вида компетентности учащихся системы общего образования: общекультурная, допрофессиональная, методологическая.

Наличие названных предпосылок позволяет определить, что под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей.

Профессиональная компетентность педагога сочетает в себе ключевые, базовые и специальные компетентности.

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования:

· информации;

· коммуникации, в том числе на иностранном языке;

· социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми становятся компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Очевидно, что все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются, в определенном смысле, одновременно, «параллельно», что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики педагога.

Какие же задачи призван решать современный педагог? Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:

1. видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;

2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;

4. создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);

5. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Опыт решения перечисленных групп профессиональных педагогических задач дает возможность учителю обеспечить реализацию идей обновления школы (А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова).

Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Сам же профессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности определяется прежде всего субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональныи и жизненный опыт.

Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:

· характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к профессиональной деятельности, ее смыслу, целям и результатам;

· выражается в умении ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения;

· проявляется в различных сферах жизни, и прежде всего в профессиональной деятельности;

· выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности.

Субъектная позиция проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, т. е. обязательные качества современного педагога-профессионала.

Чуть позже мы вернемся к субъектной позиции педагога, а пока, в контексте компетентностного подхода, хотелось бы привлечь внимание специалистов дошкольного образования к следующему.

Надо признать, что активно разрабатываемый сегодня и действительно актуальный, интересный и адекватный современности компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности на данный момент больше имеет отношение к деятельности учителя общеобразовательной школы, нежели воспитателя детского сада. Настораживает и то, что программа модернизации российского образования до 2010 г. начинается с начальной школы, практически исключив дошкольное образование.

Но ведь и дошкольное образование требует модернизации. Так, грамотно выделенные пять групп основных задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного учителя, «должны касаться и базовой компетентности педагога дошкольного образования. Или он в дошкольном образовательном учреждении решает другие задачи?

Так кто же он, воспитатель детского сада?

Еще в 1867 г. известный педагог-психолог А. С. Симонович высказал и сегодня вполне современно звучащую мысль: «Перевоспитание самого воспитателя - это первое и необходимейшее условие для хорошего воспитателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схватываются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя. Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!» (СНОСКА: Симонович А. Кто может быть воспитателем? // Детский сад.
№ 11-12.-С. 396).

Автор выделяет любовь к детям, основанную на знании жизни детей, и в качестве «регулятора любви» - сознание цели жизни, которое «устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собой...

Такой воспитатель, у которого идеал жизни - самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем» (СНОСКА: Там же. - С. 397-398).

Первостепенными требованиями к воспитателю и в наши дни являются самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни и уж затем следуют знание педагогики и психологии, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли. Попробуем сопоставить точки зрения современных исследователей на профессиональную деятельность воспитателя детского сада (табл. 2).

Проделанный анализ помогает увидеть сходство и разницу в подходах к профессионально-педагогической деятельности воспитателя детского сада, осознать влияние времени на задачи дошкольного образования. Результаты сравнительного анализа в этой части параграфа и общепедагогические идеи, изложенные в его начале, позволяют прийти к следующему заключению.

Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения - это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется на таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.

В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи его деятельности выглядят следующим образом.

1. Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ - диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю:

· знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;

· учитывать их в образовательном процессе ДОУ;

· отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком
в ходе образовательного процесса в условиях детского сада, характер его продвижения в развитии;

· определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.

Таблица 2. Сравнительный анализ взглядов на профессиональную деятельность воспитателя ДОУ

В. И. Логинова (1973 г.) А. А. Люблинская, С. Е. Кулачковская (1981 г.) Т. А. Куликова (1998 г.)
Требования к личности воспитателя детского сада
Эрудированность; Целеустремленность, высокая нравственность; Ответственность за ребенка;
любовь к детям и уважение к ним; ответстственность, этическая зрелость; профессиональная направленность;
мудрая строгость и требовательность к детям; такт; любовь и интерес к детям, чуткость, внимание, доброта, ласка, теплота, сердечность, готовность прийти на помощь ребенку, оказать ему эмоциональную поддержку;
общительность (внимательность и чуткость к каждому ребенку, его проявлениям, заботливость и бережное отношение к нему); образованность; высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность;
педагогический такт; эрудированность, скромность, честность, справедливость, искренность, терпеливость, требовательность, принципиальность, аккуратность, умение понимать воспитанника, откликаться на его радости и горести, любовь к своему делу; эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность;
эмоциональность; искусство педагогического видения; работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность;
материнские чувства (уход, ласка, забота, участие); творчество; эмпатия;
требовательность к себе, собственная организованность и дисциплина; свободное владение психолого-педагогическими знаниями и умение применять их на практике педагогический такт, педагогическая зоркость;
деловые качества; культура профессионального общения;
терпеливость, спокойствие, доброжелательность, чувство юмора, жизнерадостность, бодрость, оптимизм как вера в растущие силы ребенка - важнейшие черты личности воспитателя детского сада педагогическая рефлексия
Профессионально-педагогические задачи педагога дошкольного образования для успешного воспитания детей
Задачи профессионально-педагогической деятельности связаны с всесторонним развитием ребенка-дошкольника изучение индивидуальных особенностей детей, их характеров; обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья дошкольников;
осуществление индивидуального подхода к развитию ребенка, целенаправленного руководства его активностью, создание условий для гармонического и всестороннего развития дошкольников; педагогическое просвещение родителей;
формирование у дошкольников умения выделять существенные свойства и признаки окружающих предметов; регулирование и согласовывание воспитательных воздействий семьи и ДОУ;
упражнение его в рассуждении с целью развития способности решать поставленные перед ним задачи и объяснять свое решение; осуществление исследовательского поиска
воспитание физически здоровых, интеллектуально развитых, высоконравственных и трудолюбивых граждан страны
Профессионально-педагогические знания и умения воспитателя детского сада
Энциклопедические знания в разных областях общественной жизни, науки и искусства. Психолого-педагогические знания. Знание закономерностей развития ребенка: зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых.
Профессиональная эрудиция: знание особенностей и возможностей ребенка, задач, перспектив и путей развития его личности; Профессионально-педагогические умения воспитателя: передавать детям знания в доступной и понятной форме, адаптировать знания к уровню развития и опыту ребенка; Профессиональные умения: гностические;
знание особенностей строения и функционирования развивающегося детского организма, знание элементарных медицинских сведений, знание особенностей ухода за малышом, знание специфики педагогических воздействий на разных этапах дошкольного детства; разбираться в нюансах настроения ребенка; конструктивные;
профессиональные способности: педагогическая наблюдательность; предвидеть результаты своей деятельности, своих оценок, действий; коммуникативные;
педагогическое воображение; проектировать качества своих воспитанников; организаторские;
организаторские быстро ориентироваться в обстановке, живо реагировать на события в детском коллективе, выбирая при этом наиболее целесообразные меры воздействия специальные

(СНОСКА: Логинова В. Воспитатель детского сада и учитель школы. - Л., 1973. - С. 6 -16; Люблинская А., Кулачковская С. Современный воспитатель. Какой он? - Киев, 1981. - С. 21 -40; Куликова Т. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1998. - С. 19-28).


Самое обсуждаемое
Дидактические материалы по английскому языку Компьютерная программа Rosetta Stone - English Дидактические материалы по английскому языку Компьютерная программа Rosetta Stone - English
Оккупация территории ссср войсками третьего рейха на фотографиях солдат вермахта Оккупация территории ссср войсками третьего рейха на фотографиях солдат вермахта
Пьеса «Женитьба» - анализ произведения Гоголя Она выходит замуж пьеса читать Пьеса «Женитьба» - анализ произведения Гоголя Она выходит замуж пьеса читать


top