Система образования как педагогическая система. Что такое образовательная система - управление образовательными системами - сидоров сергей владимирович

Система образования как педагогическая система. Что такое образовательная система - управление образовательными системами - сидоров сергей владимирович

Образование как система – это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона РФ "Об образовании", принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Закон определил структуру образовательных учреждений, отличающихся по самым различным характеристикам, прежде всего по уровню и профессиональному направлению.

В сложившейся системе образования выделяют следующие типы образовательных учреждений:

  • 1) дошкольные: ясли, детские сады;
  • 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;
  • 3) учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования;
  • 4) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;
  • 5) учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;
  • 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;
  • 7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в систему образования наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ "Об образовании". Организационной основой государственной политики в области образования является федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом тенденций и перспектив ее развития.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные, республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные. Общее руководство осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования.

К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:

  • 1) разработка образовательных программ и стандартов. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
  • 2) аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;
  • 3) формирование образовательной инфраструктуры;
  • 4) формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
  • 5) контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сферах в системе образования.

Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации, в рамках которого федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.

Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.

Под системой принято понимать совокупность некоторого множества закономерно взаимосвязанных между собой элементов, образующих определенную целостность. Это определение в полной мере применимо к феномену образования, представляющего собой так называемую большую, или сложную систему, элементами которой выступают системы низшего уровня, или подсистемы. В то же время в силу своего динамичного характера образование как система должно рассматриваться в виде развивающейся сети элементов различного типа и уровня. Образовательными системами, вообще говоря, следует считать все те социальные институты, главной целью которых является образование человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

во-первых , социальный масштаб рассмотрения, то есть образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, отдельной организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.п. образования;

во-вторых , уровень, или ступень образования. Такими ступенями являются дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее образование, магистратура, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров, аспирантура, докторантура;

в-третьих , профиль образования. В соответствии с ним различают общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное образование.

Образовательная система имеет конкретные образовательные учреждения, в которых непосредственно осуществляется выполнение соответствующих задач. Основными структурными элементами феномена образования как конкретного образовательного учреждения являются следующие (рис. 16):

Цели и задачи образования.

Способы получения образования.

Формы организации образовательного процесса.

Качество образования.

Образовательная среда.

Субъекты и объекты образовательного процесса.

Результат образования, который определяет уровень образованности человека, приобретенный в процессе образования.

Рассмотрим подробнее сущность и назначение каждого из этих элементов.

Рис. 16. Общая структура феномена образования

Под целями и задачами образования принято понимать сознательно запланированные ожидаемые результаты, которых стремится достичь общество, государство и сам человек в настоящее время и в ближайшем будущем. Этим ожидаемым результатом является человек, обладающий современными знаниями и умениями и способный успешно их применять в профессиональной деятельности и в жизни. Целью современного образования является также развитие тех свойств и качеств личности, которые необходимы как ей самой, так и об­ществу для возможности эффективного включения человека в социально значимую деятельность.

Одной из характерных особенностей современного образования является то, что оно происходит в быстро изменяющейся информационной среде, богатой постоянно обновляющимися знаниями, в которой должны учиться и студенты, и преподаватели. В связи с этим в новых условиях для достижения указанной цели главными задачами образования являются:

Формирование базовых знаний;

Формирование у человека умения и стремления самостоятельно учиться и профессионально совершенствоваться;

Формирование мотивационной ориентации на продуктивно-контрибутивный процесс обучения.

Важнейшей же задачей образования сегодня является оптимизация обучения, то есть определение таких способов и форм подготовки специалистов, которые позволили бы улучшить качество их образования при возможном сокращении затрат.

Оптимизировать систему образования в данном случае возможно за счет сокращения необходимого объема информации и оставления только той, которая крайне необходима студенту для решения конкретных задач, указанных в требованиях социального заказа.

В современных условиях при определении целей образования обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, его интересы и склонности. Цели образования зависят от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры, от системы приоритетных ценностей и социально-экономического положения страны.

Содержание понятия “образование” означает определенную совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определенной практической подготовки, достигнутых в учебно-воспитательном процессе. В каждом конкретном образовательном учреждении под содержанием образования понимается содержание деятельности субъектов образовательного процесса, то есть педагогической деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студента.

Под общим понимается образование, результатом которого является способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. Специальное же образование обеспечивает подготовку к специальным, прежде всего профессиональным видам деятельности.

Политехническое образование рассматривается как область пересечения общего и специального образования, которая обеспечивает возможность успешной жизнедеятельности человека любой профессии в нашем сложном технизированном мире, в условиях постоянного развития и усложнения техносферы.

Профессиональное образование представляет собой определенный вид образования, который готовит человека к выполнению определенных социально-дифференцированных функций.

Правильный отбор содержания образования определяет качество обучения и его влияние на формирование и развитие личности.

На различных исторических этапах развития общества содержание образования качественно меняется в зависимости от разных факторов - от социально-экономических, политических условий, от тех целей и актуальных задач, которые ставит общество перед учебно-воспитательными учреждениями различного типа, а также от целей и перспектив развития самого общества.

Содержание образования каждой дисциплины конкретизируется в образовательных программах, каждая из которых содержательно находит свое отражение в учебном плане, учебниках и учебных пособиях. Существует несколько способов структурирования и конструирования содержания образования, которые в педагогической практике определяют способы разработки образовательной программы по данной дисциплине и написание соответствующего учебника. Основными из этих способов являются линейный, концентрический, спиралеобразный и модульный.

Линейный способ структурирования содержания учебной дисциплины заключается в ее разбиении на некоторую совокупность относительно законченных разделов и тем, возможность последовательного изучения которых обеспечивается тем, что материал каждого последующего раздела базируется на уже известной студентам информации, усвоенной в предыдущих разделах (рис.17).


Рис. 17. Схема последовательного

На этой схеме сплошные стрелки показывают последовательность изучения разделов и тем курса, а пунктирные – возможные зависимости содержания данного раздела от содер­жания предыдущих разделов.

Концентрический способ структурирования содержания учебного материала также заключается в его разбиении на отдельные крупные разделы, как бы вложенные последовательно друг в друга. Изучение такой дисциплины происходит путем последовательного освоения понятийно-информационного поля каждого предыдущего уровня, что создает предпосылки перехода к освоению понятийно-информационного поля последующего, более глубокого уровня (рис. 18).


Рис. 18. Концентрический способ
структурирования содержания образования

Спиралеобразный способ структурирования содержания учебного материала несколько напоминает концентрический, однако принципиальным отличием здесь является изучение одного и того же материала с постепенным углублением уровня его сложности и строгости изложения на каждом новом витке спирали (рис. 19). Обычно таких витков может быть два-три. Примером использования этого способа может служить изучение физики в средней школе и вузе.

Рис. 19. Спиралеобразный способ
структурирования содержания образования

Модульный способ структурирования содержания учебного материала какой-либо дисциплины состоит в таком его разбиении на отдельные законченные, относительно самостоятельные модули, которое позволяет организовать различные варианты их изучения. Имеется в виду возможность не только последовательного, но и параллельного изучения, даже с различными преподавателями. При этом отдельные модули могут принимать форму самостоятельных дисциплин, результат итогового контроля по окончании их изучения может засчитываться студентам при сдаче экзамена или зачета по всему курсу. Схематически этот способ структурирования учебного материала можно представить в виде рис. 20.


Рис. 20. Модульный способ структурирования
содержания образования

Следует подчеркнуть, что для каждого из рассмотренных здесь способов структурирования содержания учебного материала можно привести как его достоинства, так и определенные недостатки. Поэтому в реальной педагогической практике следует исходить из конкретных задач учебной дисциплины, условий ее изучения и интересов студентов.

При проектировании содержания образования, помимо способов его структурирования, существует и играет очень важную роль такая педагогическая категория, как уровни формирования содержания образования. Обычно выделяется три основных уровня формирования содержания образования (рис. 21).

1. Уровень общего теоретического представления – необходимое содержание фиксируется в виде обобщенного представления об основных компонентах социального опыта, которым студентам необходимо овладеть в процессе обучения.

2. Уровень учебной дисциплины – работа над отдельными элементами, содержания и детализация их специфических целей и функций в общем контексте проектируемого содержания, а также формирование и конкретизация представлений об основных формах реализации данного содержания в образовательном процессе.


Рис. 21. Уровни формирования содержания образования

3. Уровень учебного материала – реализуется разработка содержания образования в составе, характере и содержании того материала, который и становится непосредственным предметом или средством учебной деятельности – в учебниках, учебных пособиях, методических руководствах.

Каждому из выделенных здесь уровней проектирования содержания соответствует тот или иной тип нормативной документации.

Важнейшим документом, фиксирующим содержание образования на уровне общего теоретического представления, является учебный план специальности , устанавливающий состав дисциплин, изучаемых в данном вузе, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый из них. Он определяет общее направление и основное содержание подготовки специалистов, виды, формы и методы учебной работы, формы и сроки проверки знаний студентов. Каждые 5 лет учебные планы пересматриваются на основе накопленного опыта и с учетом происшедших и прогнозируемых изменений в науке, технике, производстве, культуре.

Свою конкретизацию учебный план получает на втором уровне проектирования содержания – на уровне учебных дисциплин, состав, содержание, цели и функции которых отображаются в учебных программах. В программе определяется содержание конкретной учебной дисциплины, объем знаний, умений, навыков, который должен быть получен в процессе ее изучения; формы, методы, средства обучения, виды промежуточного и итогового контроля. Программа включает также объяснительную записку, где раскрываются задачи изучения учебной дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

Дальнейшая конкретизация содержания образования осуществляется на третьем уровне – на уровне учебного материала. Важнейшей формой фиксации учебного материала является учебник, выступающий ведущим элементом в комплексе учебных пособий и других элементов методического обеспечения процесса изучения данной дисциплины. Вузовский учебник должен удовлетворять определенным требованиям: иметь высокий научный уровень, ориентировать обучаемых на глубокое самостоятельное изучение дисциплины, соответствовать практике, учитывать межпредметные связи и т.д.

С 1991 года в Украине начали возрождаться гимназии, лицеи, колледжи, появились новые образовательные системы, центры творчества и др. В связи с этим различные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам. Государством при этом устанавливаются только общие стандарты и требования, удовлетворение которых является обязательным условием выдачи государственного документа, подтверждающего уровень полученного образования – аттестата зрелости или диплома.

Существует несколько различных способов получения образования. К основным из них сегодня относятся:

Обучение в конкретном учебном заведении с последующей сдачей выпускных экзаменов или защитой дипломной работы (проекта).

Индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат).

Дистантное, или дистанционное образование (от англ. distanse – расстояние) представляет собой обучение с помощью компьютера и специальных обучающих программ, размещаемых в сети Интернет.

Заочная форма обучения с написанием контрольных работ, посещением установочных, обобщающих лекций по все­му курсу, консультаций, а также со сдачей зачетов и экзаменов и (или) защитой выпускной (дипломной) работы.

Различают следующие формы организации образовательного процесса:

Урок (длительностью 35 или 45 минут) – в школе;

Лекция (длительностью 90 или 120 минут) с перерывом или без – основная форма обучения в вузе;

Семинарские или практические занятия для всей учебной группы предназначены для более глубокой проработки и практического закрепления материала, прослушанного на лекции;

Лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования.

Групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам.

Качество образования определяется:

Степенью соответствия целей и результатов образования;

Соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством и глубиной его знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);

Степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности образовательного учреждения, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, технического и кадрового обеспечения, научной школы, через которую проходит студент в годы обучения в вузе.

Атмосфера и среда образовательного процесса представляют собой комплексные понятия, включающие:

Хорошие взаимоотношения между всеми субъектами образования,

Помощь и доброжелательность преподавателя по отношению к студентам,

Рациональную и эффективную организацию учения,

Создание атмосферы творческого развития,

Постоянную поддержку интереса к учению.

Характерной чертой системы образования является то, что она представляет собой непрерывно развивающуюся систему. Она ориентирована на будущее, поэтому должна соответствовать требованиям времени и одновременно основываться на стратегии развития общества и человека в нем.

Принципы образования.

Педагогическая практика высшей школы сформировала некоторую совокупность общих методологические принципы определения содержания образования и планирования учебного процесса. Рассмотрим эти принципы.

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание образования как традиционных знаний, умений и навыков, так и информации, отражающей современный уровень развития социума.

Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования предполагает наличие согласованности теоретических представлений, учебного предмета, учебного материала, педагогической деятельности, личности обучаемого.

Принцип гибкости, прогностичности, единства и непрерывности, разнообразия образования.

Принцип обязательности наличия полного общего среднего образования , поскольку содержание высшего образования базируется на знаниях, получаемых учениками в средней школе.

Принцип органической взаимосвязи с мировой и национальной культурой, традициями . В условиях глобализации его роль только усиливается, поскольку специалист, с одной стороны, должен обладать конкурентоспособностью на международном рынке труда, а с другой – заботиться о сохранении и приумножении достижений национальной культуры своей страны.

Существует и целый ряд других принципов, общая направленность которых состоит в формировании высоконравственной творческой личности с системным инновационным мышлением.

Таким образом, образование как система представляет собой основу всего интеллектуального, культурного, духовного, нравственного и социально-экономического развития общества и государства.

Министерство образования РФ

Ставропольский государственный университет

по педагогике

на тему: «Современный ВУЗ как открытая образовательная система»

Выполнила: Чаплина Галина

Ставрополь, 2003


Введение. 3

1. Понятие открытой системы, ее свойства. 4

2. Внутренняя структура ВУЗа. 7

3. Внешняя структура ВУЗа. 9

4. Информационные технологии в открытых образовательных системах. 11

Заключение. 13

Структура высшего учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть чем-то статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна совершенствоваться структура вуза в современной ситуации: условиях переходного периода. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан со следующими факторами :

  • Повышение самостоятельности вузов в решении своих проблем, обусловленное развитием многоканального финансирования, а в правовом плане – появлением нормативных актов (Закон «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), создающих правовую основу самостоятельности вуза в решении вопросов структурных преобразований;
  • Изменение запроса на образовательные и научно - исследовательские услуги и работы.

В перечне вузовских специальностей и направлений появилось большое количество новых, нередко не укладывающихся в сложившуюся структуру, факультетов и других образовательных подразделений вуза. Многие вузы создали школы бизнеса, факультеты и институты, пошли по пути выделения новых специальностей в самостоятельные подразделения или, наоборот, укрупнения факультетов, объединения их в институты.

На современном этапе ВУЗ не может успешно функционировать, будучи закрытой системой. Поэтому большое значение приобретает изучение ВУЗа как открытой образовательной системы, ее целей, задач и структуры.

1. Понятие открытой системы, ее свойства

В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный .

Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций.

В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В этом случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития, а также модели управления ее разнообразными компонентами, как совокупностью взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.

Ситуационный подход (М.Альберт, С.Доннел, Ю.Ю. Екатерино-славский, Г. Кунц, М.Х. Мескон, Т. Питерс, Р.Уотерман, Ф.Хедоури и др.) есть управление образовательным учреждением в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии .

Различают закрытые и открытые системы, отражающие характер связи системы и среды. Системы считаются открытыми , когда между системой и средой происходит обмен (ввод, вывод), или закрытыми, когда такого обмена не происходит. Под вводом подразумевается все, что поступает в систему извне. Речь в этом случае может идти о материалах, энергии и информации. Путем переработки материала, поступившего в систему, вырабатывается новый материал, передаваемый во внешний мир (вывод).

Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» . Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека» .

Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.

Педагогическую систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и индивид подчиняется в ней группе.

Наоборот, для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ.

Под внутренними границами могут подразумеваться, например, границы между администрацией и сотрудниками, между старшими и младшими сотрудниками и т.д.

Под внешними границами имеется в виду то, что отделяет коллектив от остального общества.

Относительная открытость и относительная закрытость влияют на процессы, происходящие в системе. В рамках образовательных учреждений это видно довольно отчетливо.

ВУЗ, имеющий характер сравнительно замкнутой системы с четко очерченными границами по отношению к окружению, характеризуется, в частности тем, что имеет слабые контакты с внешним миром, редкую смену персонала, редко или никогда не участвует в обмене опытом, отвергает новые идеи, идеологии и методы обучения.

Образовательная структура открытого типа динамична, открыта опыту, имеет широкие контакты с внешним миром.

2. Внутренняя структура ВУЗа

Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Все это дает основания рассматривать систему управления образовательным учреждением с позиций современного менеджмента. В случае рассмотрения системы управления высшим учебным заведением с позиций менеджмента представляется целесообразным говорить о многоуровневом образовательном менеджменте. Охарактеризуем кратко основные «этажи» этого управления .

Ректорат вырабатывает стратегию развития вуза и концептуальные принципы его деятельности, опираясь на которые организует, руководит работой по подготовке специалистов. Именно на этом управленческом уровне формируются философия и идеология образовательного учреждения на основе общечеловеческих ценностей и принятых в обществе норм морали, по аналогии с философией любой стремящейся к успеху организации.

Учебно-методическое управление – уровень, на котором обеспечивается организация учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами путем координации деятельности кафедр и деканатов. Одной из главных задач работы управления является задача распространения философии и идеологии вуза. На этом же управленческом уровне функционируют научно-исследовательский сектор, структура по международным контактам и другие подразделения.

Деканат осуществляет административно-организационную работу, как со студентами, так и с профессорско-преподавательским составом кафедр. И этот управленческий уровень опирается в своей деятельности на принципы и нормы идеологии вуза, что особенно важно в процессе работе со студентами. Здесь же, наряду с учебной работой, имеет место деятельность научно-исследовательской части факультета, отдела по работе с иностранными студентами.

Кафедры являются основными учебно-научными структурными подразделениями вуза, осуществляющими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра организует и координирует работу группы преподавателей, объединенных образовательным направлением, например, социально-гуманитарных дисциплин. Кафедра строит свою работу, исходя из концептуальных основ идеологии вуза.

Преподаватель обеспечивает управление и организацию на уровне непосредственного проведения занятий – лекций, семинаров, практических занятий и внеаудиторного общения. Помимо занятий он ведет, как правило, научно-исследовательскую работу, поэтому должен быть компетентен в вопросах воспитания, социально-экономической, политической и культурной жизни общества, владеть социальной психологией и навыками управления коллективом, поскольку именно на этом уровне происходит разъяснение жизненных норм, философии и идеологии образовательного учреждения.

3. Внешняя структура ВУЗа

Образовательные учреждения развивают свою инфраструктуру, создавая повсеместно свои представительства, филиалы, учебно-консультативные пункты, сети дистантного образования по месту жительства студентов в больших и малых городах регионов, которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа.

К числу наиболее существенных факторов, определяющих возможности того или иного учреждения образования в проектировании структурных подразделений относятся состояние внешней среды, стратегия вуза в выборе модели своего развития, уровень подготовленности персонала к инновационному процессу в сфере организационного развития. Состояние внешней среды вуза может быть оценено по двум параметрам:

Степень сложности внешнего окружения;

Степень динамизма внешнего окружения .

Ситуация низкой неопределенности характеризуется стабильностью жизнедеятельности организации, в том числе и оргструктуры.

Все другие ситуации, особенно высокой неопределенности, требуют от руководителя и самой организации достаточной гибкости. Существуют две основные стратегии поведения организаций в позициях достаточно высокого динамизма или сложности окружающей среды.

1. Усложнение структуры самой организации, выделение в ней специализированных отделов и служб, чьей задачей является преодоление сложности окружающей среды. Так, сложность рыночных отношений привела к гигантскому росту разнообразных органов, призванных осуществлять функцию контроля за предприятиями и организациями; в вузах это выразилось в увеличении отделов, управлений, служб, а также появлению вместо классической тройки проректоров (учебы, науке, АХЧ) целого ряда руководителей, ведущих вопросы финансов, экономики, безопасности и т.д.

2. Другая стратегия носит принципиально другой характер: преодоление сложности происходит путем распределения полномочий и делегирования ответственности. Данная стратегия строится на признании того факта, что неопределенность окружающей среды наилучшим способом преодолевается на первичном, низовом уровне организации.

Действующее законодательство об образовании предоставляет широкие возможности в этом плане.

В соответствии со ст.7 Закона «Об образовании» (1992) образовательные учреждения могут создавать филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по доверенности головной организации могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях .

В принятом в 1996 г. ФЗ от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была предпринята попытка конкретизации понятия филиала. В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. В соответствии с п.3 ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей структуры; структурные подразделения вуза могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом вуза.

4. Информационные технологии в открытых образовательных системах

В последние годы все большее значение в развитии ВУЗов как открытых образовательных систем приобретает использование современных информационных технологий. Для этого необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов, выполняемых в образовательных учреждениях.

Если использовать системный подход и рассматривать вуз как открытую образовательную систему, то можно выделить пять подсистем информационной системы :

Систему обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам (ворота в мир информации);

Систему удаленного доступа;

Образовательную систему;

Административную систему;

Транспортную систему.

Рис. 1. Вуз как открытая образовательная система

Основное назначение системы обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам – подключение вуза на программном уровне к глобальным информационным ресурсам. Система удаленного доступа обеспечивает, в свою очередь, аппаратное подключение вуза к глобальным информационным ресурсам.

Образовательная система предназначена для управления образовательными процессами в вузе. Административная система управляет управленческими процессами в вузе. А транспортная система обеспечивает транспорт для информационных потоков внутри вуза.

Для эффективного функционирования этих систем необходимо разработать и внедрить аппаратно-программные средства, обеспечивающие информационную поддержку и корректную передачу информации, являющуюся результатом работы системы, между системами.

К компонентам информационных технологий, используемым в настоящее время в вузах, относятся:

Научно-образовательные порталы, обеспечивающие доступ как глобальным информационным ресурсам со стороны вуза, так и доступ к внутренним информационным ресурсам вуза;

Системы дистанционного обучения, обеспечивающих экспорт образовательных процессов во внешний мир;

Системы автоматизации документооборота вуза, предназначенные для управления административной информации;

Сетевые технологии, обеспечивающие доступ на аппаратном уровне к глобальным информационным ресурсам и транспортную систему для внутренней информации вуза.

Для эффективного функционирования этих компонент необходимо использовать три уровня администрирования:

Нижний уровень – сетевое администрирование;

Средний уровень – администрирование системы дистанционного обучения и администрирование системы документооборота;

Верхний уровень – администрирование научно-образовательного портала.

Заключение

Произошедшие в последнее десятилетие преобразования, попытки проведения экономических реформ, инволюция административно-командной системы – все это и многое другое явилось предпосылками для возрождения интереса к богатому мировому опыту управления.

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется синтезом и развитием разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также разработкой новых представлений об управлении, на основе взаимодействия трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного, согласно которому любая организация есть открытая система, взаимодействующая со средой.

Мы рассмотрели характеристики ВУЗа как открытой образовательной системы, а также внешнюю и внутреннюю структуру ВУЗа.

Интенсивному развитию ВУЗа как открытой образовательной системы в современных условиях способствует широкое внедрение информационных технологий.

Литература

1. Дендерина В.И. Педагогические теории, системы, технологии. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 138 с.

2. Елисеева Л. Б. Структурные подразделения вуза: правовые аспекты // Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – №3-4. – С.27-31.

3. Клюев А.К. Структурные подразделения вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – №3-4. – С.3-9.

4. Сенашенко В., Сенаторова Н., Солнцева Н. Рынок образования нуждается в профессиональных менеджерах // Платное образование. – 2002. - № 2. – С.14-16.

5. Соколова И.Ю. Основы управления педагогическими системами: Курс лекций. – Ставрополь: СГУ, 2000. – 83 с.

6. Солдаткин В.И. Проблемы создания информационно-образовательной среды открытого образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2001. – № 4. – С.14-17.

7. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

Понятие «система образования»

Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.

Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.

Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.

Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе. Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование.

Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство. Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных». Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.

Определение

Итак, система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений. В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения. Часто в систему образования также входят различные учебные заведения для взрослых (послевузовское образование, образование для взрослых) и культобразовательные учреждения.

Основу системы образования составляют:

  • дошкольное образование (ясли, детские сады);
  • начальное (или элементарное) образование, длительность которого в различных странах варьируется от 5 до 9 лет (в нашей стране этой ступени соответствует девятилетняя основная школа);
  • среднее образование, которое дают школы с 4-х-6-летнем сроком обучения;
  • высшее образование (университеты, институты, академии, высшие технические училища, некоторые колледжи и пр.), срок обучения в которых составляет 4-6 лет, иногда – 7 лет.

Особенности образовательной системы

Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности человека. Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая система образования, вне зависимости от того, в какое время она существовала и в какой стране, претерпевала некоторые трансформации. Но на развитие системы образования всегда, в том числе и нашей страны, оказывают воздействия определенные факторы, а именно:

  • существующий уровень развития общественного производства и совершенствование его научных и технических основ, что обуславливает возрастание требований к подготовке (как общеобразовательной, так и специализированной) будущих специалистов и соответствующему уровню развития (материально-технической базы, педагогического опыта и т.д.) учебно-воспитательных учреждений страны. Так, в странах, где уровень экономического и технического развития выше, соответственно, и сеть специализированных учебных заведений больше, и происходит возникновение все новых, усовершенствованных типов учебных заведений;
  • государственная политика в сфере образования, которая оказывает непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений станы и на особенности их функционирования, а также интересы различных сословий;
  • исторический опыт, национальные и этнические особенности, которые нашли свое отражение в сфере народного образования;
  • педагогические факторы, среди которых стоит выделить раннее воспитание детей, для чего создавались ДОУ (изначально это было необходимо для освобождения женщин от хлопот по уходу за своими детьми в рабочее время, чтобы они могли принимать активное участие в общественно-полезном труде); профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Каждая система образования имеет структуру, в которой можно выделить 3 больших раздела (см. схема.1).

Схема 1. Разделы в структуре системы образования

Представленные на схеме структурные компоненты системы образования являются основными, но если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования входят также внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Также необходимо отметить, что система образования призвана создавать оптимальные условия для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, именно поэтому система образования также включает:

  • образовательные организации;
  • государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений;
  • органы управления.

Что касается существующих систем управления образованием, то на сегодняшний день их три: централизированная, децентрализированная и смешанная. Более подробно эти системы управления образованием описаны в Таблице 1.

Таблица 1

Структура образовательной системы России

Современная система образования России представлена совокупностью взаимодействующих составляющих, среди которых следует назвать:

  • преемственные образовательные программы (различного уровня, видов и направленности);
  • федеральные госстандарты и требования;
  • сеть образовательных учреждений, которые реализуют указанные стандарты, требования и программы, а также научные организации;
  • лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, учащиеся, законные представители несовершеннолетних лиц и т.д.;
  • организации, которые осуществляют обеспечение образовательной деятельности;
  • организации, осуществляющие контроль за реализацией госстандартов, требований, планов и производящие оценку качества образования;
  • органы, которые осуществляют управление в сфере образования, а также учреждений и организации, которые подведомственны им (консультативные органы, совещательные и пр.);
  • объединение юридических лиц, а также общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют деятельность в сфере образования.

На сегодняшний день российская система образования по праву считается одной из лучших в мире (она входит в лидирующую группу мировых образовательных системы и за последние два десятка лет не покидала мировую топ 10). Необходимо отметить, что если раньше образовательную систему России составляли лишь учебно-воспитательные учреждения государственного типа, то сегодня в нее входят также частные и корпоративные учреждения.

Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в Таблице 2.

Таблица 2

устар. - народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоят. жизни и проф. деятельности, а также удовлетворения индивид, образоват. потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват., проф. (начальные или проф.-тех. средние). и высш. уч. заведения, разл. формы проф. подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образоват. учреждения.

Прообраз школьной системы можно увидеть еще в ср. века как иерархию религ. школ (в Зап. Европе - монастырских, кафедральных и соборных школ). Доступные простым мирянам европ. приходские школы преследовали цели религ. воспитания и поддержания единства веры. Гл. ячейкой социализации была семья: здесь ребенок получал осн. сведения об окружающем мире, усваивал определенную совокупность социальных ролей, предопределенную сословным происхождением, получал практич. проф. навыки.

В новое время, с расширением социальных связей индивида, выявилась недостаточность семейных форм социализации и узкофункционального воспитания, а также необходимость создания особого обществ, механизма для общеобразоват. и проф. подготовки соответствующих возрастных групп населения. Подобной задачи прежние формы социализации решить не могли.

Одним из решающих факторов становления образоват. систем был переход от религ.-сословной к нац.-гос. форме организации обществ, жизни. С. о. самым тесным образом связана и с индустриализацией и дальнейшим развитием техн. прогресса. В истории С. о. особую роль сыграли этапы пром. революции 18- 19 вв., техн. переворот рубежа 19-20 вв. и совр. науч.-техн. революции (с сер. 20 в.). С точки зрения обязат. общеобразо-ват. подготовки, получаемой осн. массой населения, это - этапы всеобщей грамотности, всеобщего неполного ср. образования и массового ср. образования.

Распространение грамотности в обще-гос. масштабе стало возможным с созданием широкой сети нар. школ, обучение в к-рых законодательно объявлялось всеобщим и обязательным (см. Всеобщее обучение). Такие школы или сразу становились объектом гос. управления, или создавались как муниципальные (общинные). и церковные, находившиеся под гос. контролем. В целом реализация всеобщего обучения и становление С. о. представляли собой длительный процесс, развивавшийся в разл. странах неодинаковыми темпами и занявший период 16-19 вв. Первый обязательный уровень нач. обучения, т.е. овладение грамотой и навыками простого труда, стал и первым критерием для определения содержания понятия «нар. образование»: оно нередко связывается именно с системой просвещения, со сферой массовой нач. общеобразоват. школы.

Вместе с тем в 18-19 вв. в С. о. все более значит. ельное место занимали квалификационная подготовка и проф. обучение. Эти функции, ранее сосредоточенные в формах ученичества непосредственно на произ-ве, стали брать на себя специализиров. уч. заведения - проф. школы, училища и т. д. Хотя осн. часть таких школ создавалась предпринимателями, формирование сети проф.-тех. уч. заведений - важный этап в развитии всей С. о. в целом.

Процессы становления гражд. общества, усложнения социальной и производств, его организации характеризовались расширением сферы занятий, связанных с духовной деятельностью и с ростом масштабов сложного и интеллектуального труда. Этот нараставший процесс обществ, разделения труда и обособления разл. новых сфер деятельности вызвал появление новых профессий и специальностей, требовал дифференциации как общего, так и проф. типов образования. При этом ранее «немассовые» типы образования превращались в массовые. С такой дифференциацией связаны разделение ср. школы на гуманитарный (классический). и реальный (с 17 в.). профили, формирование звена специализиров. проф. уч. заведений (с 18 в.), обособление естеств.-науч. и техн. направлений в высш. школе (18-19 вв.). Процессы обществ, разделения труда определили.и последовательность циклов и содержательную преемственность ступеней обучения в общем и проф. образовании: начальной, неполной средней, средней и высшей. Характер подготовки работников, а значит. и ориентации уч. заведений не исчерпывались лишь запросами экономики, хотя в значит. степени и зависели от них. На развитие С. о. влияли социально-полит., культурно-ист., военные и др. факторы. По этим причинам даже в рамках одной страны оказывается трудным выделить как обособленный к.-л. этап развития С. о. Даже в развитии осн. шк. обязательного образования наблюдается длительная тенденция разделения обучения одного уровня на варианты, чаще всего на улучшенный («городской»). и ухудшенный («сельский»). Капитализм развил и усложнил социальную дифференциацию в обществе. Получение ср. и высш. образования стало фактором социальной карьеры.

Поскольку сфера интеллектуального труда и управления была сферой деятельности социально привилегированных слоев общества, путь к т. н. элективным уч. заведениям постоянно осложнялся разл. формами дополнит, отбора, призванного гарантировать определенную элитарность уч. заведений и стабильность их контингента.

С 18 в. гл. двигателем в развитии С. о. стал интерес гос-ва. Начав с организации элементарного образования, гос-во затем подчинило себе др. звенья шк. системы. В 19 в. в наибольшей степени огосударствление затронуло общеобразоват. школу, в 20 в. - высшую. Консолидация общеобразоват. школы стала важной вехой в развитии С. о.: разрабатывались шк. законодательство, единые шк. уставы, уч. планы и т. п.; началась массовая подготовка учительских кадров для школ разл. уровня. В условиях формировавшегося гражд. общества усилиями гос-ва радикально изменялась ориентация С. о.; содержание и характер обучения приобрели светскую направленность, хотя это и не избавило школу от религ. влияния. Гос. школа стала гл. обр. межконфессиональной.

Значит. внимание гос-ва к С. о. определялось и политико-идеологич. причинами; власти изыскивали возможности усиления воздействия офиц. идеологии на массы, в т. ч. и через С. о.

Существ, аспектом организации С. о. по бурж. типу был национальный. Эпоха становления капиталистич. уклада - это и период формирования совр. наций, укрепления и развития нац. культур, нац. самосознания. В этих условиях С. о. стала массовым каналом воспитания интеллигенции, развивавшей нац. культуру. В мононац. гос-вах этот процесс чаще всего шел без осложнений. В мно-гонац. монархич. гос-вах (Австро-Венгрия, Россия). централизованная С. о. становилась опасным инструментом ассимиляции угнетенных наций, преградой в развитии др. народов и нац. культур. Специфич. значение сыграло гос-во в организации С. о. в США, где ее задачи определялись не только бурным развитием х-ва, но и необходимостью идеоло-гич. и культурного сплочения разл. нац. потоков в амер. нацию. Это обстоятельство определило высокий темп развития С. о. в США и значит. удельный вес в ней подсистем ср. и высш. образования. На рубеже 19-20 вв. по охвату молодежи ср. школой С. о. США далеко опережала др. страны. По бюджетным затратам на образование США также шли далеко впереди. В дальнейшем эти обстоятельства обеспечили значит. превосходство США в уровне образования населения, в нек-рых отраслях произ-ва - в квалифи-кац. структуре персонала и повлияли на технол. «отрыв» США от зап.-европ. стран.

Одной из гл. проблем организации С. о. выступила в 19 - нач. 20 вв. доступность образоват. учреждений для разл. категорий населения. Под влиянием экон. факторов и в результате длительной борьбы за социальные права в С. о. вошло ср. и высшее, а также проф.-тех. женское образование, а также образование взрослых и повышение квалификации. Органич. частью С. о. постепенно стало дошк. воспитание. Самостоят. отраслями были признаны общеобразоват. и проф. подготовка, обучение детей с недостатками физич. и умственного развития. Началась организация спец. обучения для одаренных детей и т. п. Включение и интеграция этих элементов в С. о. в разл. странах происходили неравномерно.

Культурные преобразования, начатые в России после крушения самодержавия и продолженные после установления сов. власти, тормозились тяжелым наследием: массовая неграмотность населения, неразвитая С. о., в к-рой даже нач. обучением было охвачено лишь ок. 20% детей шк. возраста. Введение бесплатности всех видов образования, материальная помощь обучающимся, создание С. о. на принципах единой школы, обучение на родном языке учащихся, концентрация гос. и обществ, средств на развитии школьной сети и удовлетворении ее нужд позволили в кратчайший ист. срок осуществить ликвидацию неграмотности, ввести всеобщее обучение и поставить задачу перехода к всеобщему ср. образованию молодежи. Относит, легкость и быстрота достижения массовой школьной грамотности породили, однако, иллюзии о возможностях решения всех проблем на более высоких уровнях общего и проф. образования.

Характерной чертой периода НТР стало неуклонное расширение масштабов образования. Еще в 1-й пол. 20 в. массовость ср. образования перестала быть проблемой, все, кто может.н. хочет учиться, получают ср. образование. Школьные политики пришли к заключению, что прежний дуализм школьной системы стал анахронизмом и нуждается в трансформации. С 60-х гг. в зап.-европ. странах вводятся новые типы школ для учащихся ср. возрастных групп {объединенные школы в Великобритании, коллежи во Франции и т. п.), в к-рых разделение на потоки проводится перед выпуском в старшую ступень ср. школы, а не после окончания нач. школы. Возможность получения в рамках школы общего образования с учетом проф. самоопределения учащихся активизирует обучение и ориентирует его на конкретные образо-ват. и социально-статусные параметры. Существ, моментом организации С. о. стало введение в нек-рых странах (в кон. 60-х гг.). обязат. проф. обучения для лиц, не продолжающих образование.

Значит. ельно расширилась сфера высш. школы: в 80-х гг. продолжали обучение в вузах св. 45% выпускников школ США, 38% - Японии, 25% - Франции, 19% - ФРГ. Выросла доля науч. работников, подготавливаемых в вузах. Этой сфере уделяется особое внимание в условиях НТР.

Вместе с тем количеств, рост сети образоват. учреждений чреват опасностью снижения качества обучения и сопровождающей его «девальвацией ср. и высш. образования». На качестве обучения отрицательно сказывается высокий уровень безработицы среди выпускников школ и даже вузов.

Осн. проблемами С. о. в Азии, Африке и Лат. Америке в 60-х - нач. 80-х гг. были распространение массовой грамотности и создание структуры С. о., отвечающей задачам нац. экономики. В большинстве азиат, стран нач. обучение провозглашено обязательным и бесплатным, однако в 1-й пол. 80-х гг. насчитывалось 9 гос-в, где не было принято офиц. законов об обязат. нач. обучении. Охват детей школьного возраста (5-13 лет). обучением составлял от 100% в Ираке, Иордании, Индонезии, Малайзии и др. до 40% в Пакистане. В большинстве стран законы о всеобуче не выполняются вследствие материальных трудностей семей учащихся, значит. отсева и второгодничества. Качество обучения оставалось низким, при переходе в ср. школу для многих учащихся экзамены становятся непреодолимым барьером. Наивысший уровень охвата учащихся ср. школами был в Юж. Корее (св. 80% в нач. 80-х гг.); в остальных странах - от 60% (Филиппины и др.). до 5% (Йеменская Араб. Республика). Наряду с гос. ср. уч. заведениями существовало значит. число частных с высокой платой за обучение. Ср. школа в большинстве стран многоступенчатая, что затрудняет учащимся получение полного ср. образования. Значит. масштабов достигло проф. образование, однако потребности большинства стран в квалифициров. кадрах не покрываются. Наибольшего развития достигла высш. школа в Индии, заметны успехи вузов в Юж. Корее и Таиланде. В большинстве гос-в Лат. Америки проведены (с 60-х гг.). реформы структуры школ: введен базовый цикл обучения (от 5 до 8-9 лет, объединил нач. школу и первый цикл средней), признанный в ряде стран обязательным. На этой основе строят свою работу учреждения проф. образования и 2-я ступень ср. школы, к-рая готовит абитуриентов ун-тов. Проведенная в широких масштабах профессионализация ср. школы способствовала обеспечению кадрами экономики и вовлечению в учебу значит. континген-тов молодежи. Высок прирост числа студентов вузов, однако высш. школа не полностью решает задачи обеспечения специалистами мн. отраслей х-ва, особенно инж. кадрами.

В нач. 80-х гг. неграмотность населения стран Африки (возраст 15 лет.н. старше). составляла от 30 до 95%, охват нач. обучением - от 13 до 100%. Несмотря на значит. увеличение числа учащихся школ, развитие нач. и особенно ср. образования отстает от темпов демографич. роста. Существенны различия в развитии С. о. в разл. афр. странах. Острой проблемой для большинства стран остается организация проф. и высш. образования, особенно подготовки преподавательских кадров для нач. и ср. школ.

Исторически сложились 3 системы управления С. о.: централизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованное управление осуществляется во Франции, Италии, Бельгии, странах Лат. Америки. Во главе такой С. о. стоит государств, орган - чаще всего Мин-во образования. Гос-во издает уч. программы, инструкции, утверждает единые требования для получения документов об образовании. Централизация С. о. в одном ведомстве была, несомненно, прогрессивным явлением, однако с расширением такой С. о. неизбежен рост.н. центр, аппарата управления. Гипертрофированная централизация сковывает инициативу работников уч. заведений и региональной администрации, затрудняет поиск путей совершенствования уч. процесса, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы.

В противоположность этой системе сложились устойчивые тенденции децентрализации управления С. о. Графства в Великобритании, земли в ФРГ, штаты в США обладают значит. автономией в области организации школьного дела. Децентрализовано управление С. о. в Норвегии, Швеции и др. Штат в США делится на уч. округа. Во главе такого округа стоит к-т, куда избираются представители от населения, как правило деятели интеллигенции, бизнесмены. К-т решает вопросы бюджета школы, приема и увольнения учителей, рекомендации по использованию учебников и т. п. В ФРГ каждая земля имеет свое мин-во культуры, ведающее одновременно и вопросами образования. На фоне укрепления регулирования экон. жизни общей тенденцией стало усиление централизации управления С. о. Это достигается за счет увеличения доли гос. ассигнований на образование из общегос. бюджета, а также принятием спец. законодательства по вопросам расширения прав центр, органов в этой сфере. Ведутся активные поиски путей создания обще-нац. образоват. стандартов. Чаще всего решения мин-в, ответственных за образоват. политику, не имеют обязат. силы, а носят характер рекомендаций.

Для смешанной формы управления характерно разделение функций между центр, и местными органами власти. Обычно центр, органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием нек-рых уч. заведений.

Проблемы управления С. о. - предмет острой полемики между разл. группами педагогов и социологов. Эти проблемы не сводятся к чисто управленческим, а неизбежно приобретают полит. смысл: вопрос ставится об ограничении власти гос. бюрократии и об установлении подлинно демокр. контроля общественности над деятельностью уч. заведений.

Поскольку управление образованием стало сферой гос. политики, правительства мн. стран разрабатывают долгосрочные и перспективные программы развития С. о. Практически в центре внимания таких программ всегда оказываются проблемы экономики, но в комплексе с ними рассматриваются и образоват. задачи. Предпринимаются попытки создать долгосрочные прогнозы квали-фикац. структуры экономически активного населения и задач разл. звеньев С. о. в подготовке работников. Практически такое программирование не выходит за рамки рекомендательного.

Управление С. о. в СССР. осуществлялось на общегос. уровне централизованно. В республиках действовали мин-ва просвещения, высш. и ср. спец. образования и органы руководства проф.-тех. образованием. Исторически сложилась т. н. полицентричная система управления, состоявшая из специализиров. органов: Мин-ва просвещения СССР, Мин-ва высш. и ср. спец. образования СССР. и Гос. к-та СССР. по проф.-тех. образованию. Создание этих ведомств отражало потребности в усилении организующего воздействия на соответствующие подотрасли. Но при такой организации единый уч. процесс, к к-рому стремилась гос. С. о., оказывался разорванным между ведомствами, что вызывало ряд негативных явлений: расстыковку общеобразоват. школы и вуза, неполного ср. и последующих ступеней общего и проф. образования и т. п. Ведомственная подчиненность АПН СССР. только Мин-ву просвещения, разобщенность респ. НИИ педагогики приводили к недостаточной науч. обеспеченности уч. процесса в разл. звеньях С. о. При наличии союзного мин-ва управление вузами было рассредоточено между 70 мин-вами и ведомствами, система повышения квалификации подчинялась 50 разл. мин-вам и ведомствам. Неспециализиров. мин-ва и ведомства управляли учреждениями С. о. без должной их дифференциации, без кадров специалистов по организации метод. руководства. Ведомственная разобщенность вела к неравномерному обеспечению уч.-воспитат. учреждений кадрами и ресурсами, оборудованием и т. п., а также к диспропорциям в размещении образоват. учреждений.

Отраслевой принцип управления отд. звеньями С. о., по-видимому, сохранится на ближайшую перспективу Однако повышение эффективности управления С о требует существ совершенствования мер надотраслевого управления, в т.ч. улучшения науч. обеспеченности каждой отрасли и всей С о

В основу проводимой в Рос Федерации реформы С о положены разработанные в кон 80-х гг и развитые в нач 90-х гг принципы демократизации (ликвидации монополии гос-ва на управление образованием, переход к обществ. -гос. С о, в к-рой личность, общество и гос-во выступают как партнеры), децентрализация управления образованием через его регионализацию и муниципализацию, самостоятельность уч заведений в выборе путей своего развития, многоукладность и вариативность С о (многообразие форм собственности на образование и образоват. учреждения, выбор разл каналов и форм получения образования), предоставление регионам России права выбора собств. образоват. стратегии, создание собств. программ развития Сов соответствии в кон. кретными особенностями и условиями, нац. самоопределение школы, открытость образования (обращенность школы к целостному и неделимому миру, гуманизация образования и создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого учащегося, гуманитаризация образования, дифференциация обучения и мобильность образования, развивающее обучение, непрерывное образование См также Россия

Неполное определение ↓


Самое обсуждаемое
Аморфные тела Аморфное состояние вещества и его свойства Аморфные тела Аморфное состояние вещества и его свойства
Справочник по русскому языку Слово в корне после ц пишется ы Справочник по русскому языку Слово в корне после ц пишется ы
Кто открыл морской путь в индию Кто открыл морской путь в индию


top