История России (кратко). История: определение

История России (кратко). История: определение

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Абсолютная монархия - самодержавие, государство, в котором монарху принадлежит неограниченная власть. При этом создаются мощный бюрократический аппарат, армия и полиция, а деятельность органов управления прекращается.
Автократия - бесконтрольное самовластие одного лица.
Автономия - право самостоятельного осуществления власти (в некоторых оговоренных заранее пределах) для части государственного образования на своей территории.
Авторитаризм - антидемократическая система политической власти, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры.
Агора - площадь, где собирались свободные граждане, - народное собрание в древнегреческом городе-государстве.
Агрессор - государство, осуществляющее вооруженное посягательство на суверенитет, территорию или политическую систему другого государства.
Администрация - совокупность органов управления.
Административно-территориальное деление - деление территории страны на более мелкие единицы со своими органами управления.
Акрополь - укрепленная часть древнего города.
Амнистия - освобождение от уголовной или др. ответственности.
Анархия - безвластие, неподчинение законам, вседозволенность.
Антанта - союз Англии, России и Франции против Германии в Первой мировой войне;
Антигитлеровская коалиция - союз стран, боровшихся против гитлеровской Германии и др. держав оси, - СССР, Великобритании, США, Франции, Китая, Югославии, Польши и др.
Аристократия - родовая знать, высшее сословие.
Аутодафе - публичная казнь еретиков по приговору инквизиции.
Баланс сил (равновесие, уравновешивание) - примерное равенство военных потенциалов противостоящих сторон.
Барщина - принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве феодала.
Блокада - система политических и экономических мероприятий, направленная на нарушение внешних связей какого-либо государства. Применяется с целью изоляции блокируемого объекта.
Буржуазия - класс собственников, использующий наемный труд. Доходы обеспечивает присвоение прибавочной стоимости - разницы между затратами предпринимателя и его прибылью.
Буферные государства - страны, расположенные между враждующими государствами, разделяющие их и обеспечивающие таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий.
Бюрократия - господство чиновничества, власть бумаг, когда центры исполнительной власти практически не зависят от народа. Характеризуется формализмом и произволом.
Вандалы - древнегерманское племя, захватившее и разграбившее Рим. В переносном смысле - дикари, враги культуры.
Вассал - феодал, зависящий от своего сеньора. Нес определенные повинности и воевал на стороне сеньора.
Великое переселение народов - движение германцев, славян, гуннов и др. на территории бывш. Римской империи в IV-VII вв.
Вербальная нота - форма текущей межгосударственной переписки.
Вече - народное собрание в Древней Руси (Новгород, Псков)
Вотум - мнение, выраженное голосованием.
Гаагские конвенции - международные соглашения о законах и обычаях ведения войны (приняты в Гааге в 1899 и 1907 гг.), о защите культурных ценностей (1954), по международному частному праву и др.
Герб - отличительный знак страны, области, дворянского рода.
Гетман - военачальник, глава “реестровых” казаков в XVI- XVIII вв. в Украине.
Гильдия - союз купцов, торговцев, ремесленников в средние века.
Гимн государственный - торжественная песнь, официальный символ государства.
Государство - объединение людей (населения), проживающих на одной территории и подчиняющихся одним законам и распоряжениям общей для всех власти.
Демократия - форма государства и общества, основанные на признании народа источником власти и участником управления.
Демонстрация - шествие, митинг или другая форма массового выражения настроений в обществе.
Денонсация - отказ одной из сторон соблюдать в дальнейшем заключенные ранее соглашения, договоры и т.п.
Депрессия - фаза развития экономики, следующая за кризисом перепроизводства. Синоним - застой. Великая депрессия - экономический и политический кризис 1929-1933 гг. в США.
Деспот - правитель, угнетающий своих подданных самовластнои бесконтрольно.
Диктатура - политический режим, означающий полное господство отдельной личности или общественной группы.
Династия - последовательный ряд родственников - правителей государства.
Дож - глава Венецианской и Генуэзской республик в средние века.
Дружина - постоянный вооруженный отряд, войско князя,
Ересь - отклонение от предписанных религией взглядов.
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, “Общий рынок”) -организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами.
Железный занавес - так на Западе называли границу между странами Варшавского договора (“коммунистическими”) и остальным миром.
Закон - свод правил, выполнение которого обязательно для всех.
Запорожская Сечь - организация украинского казачества, военная республика во главе с кошевым атаманом в XVI- XVIII вв. с центром за днепровскими порогами, на островах.
Изоляция - создание непреодолимых барьеров между государствами или общественными группами.
Империализм -. фаза развития общества, когда соперничающие между собой финансово-промышленные группировки, монопольно владеющие рынком, контролируют все области жизни и сливаются с государственной властью.
Империя - монархия или деспотия, имеющая колониальные владения или включающая в себя разнородные элементы.
Индустриальная революция - переход на качественно новый уровень техники и технологии, приводящий к резкому увеличению производительности труда и выпуска продукции.
Инквизиция - в XIII-XIX вв. система судов в католической церкви, независимых от светской власти. Преследовала инакомыслящих и еретиков, применяла пытки и казни.
Казачество - военное сословие в России в XVI-XX вв. Возникло на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке в виде вольных общин, являлось главной движущей силой народных восстаний в Украине и в России. В XVIII в. превратилось в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Семиреченское, Уральское, Уссурийское, Сибирское, Астраханское, Амурское), насчитывавших в общей сложности 4,4 млн чел., свыше 53 млн десятин земли. С 1920 г. как сословие упразднено. В 1936 г. созданы казачьи соединения, принимавшие участие в войне; в 40-х гг. расформированы. С конца 80-х гг. началось возрождение казачества; общая численность в СНГ - свыше 5 млн чел.
Капитализм -общественная формация, основанная на частной собственности на орудия и средства производства, системе свободного предпринимательства и наемного труда.
Класс - большая группа людей, роль которых в экономической системе общества и в отношении к собственности сходна.
Коммунизм - общественный строй, отвергающий частную собственность на средства производства. Теория была разработана К. Марксом, ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Попытка построения такого строя была предпринята в 1917-1991 гг. в СССР.
Консерватизм - приверженность к старому, устоявшемуся, недоверие ко всему новому и неприятие изменений в обществе.
Конституционная монархия - система правления, при которой власть монарха ограничена законом (обычно конституцией).
Конституция - основной закон государства.
Контрразведка - деятельность специальных служб по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других стран на собственной территории.
Конфедерация - форма объединения стран, при которой они полностью сохраняют свою независимость, но имеют общие (объединенные) органы для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооруженные силы. Пример - Швейцарская Конфедерация.
Кризис - период острых затруднений в экономике. Характеризуется увеличением безработицы, массовыми банкротствами, обнищанием населения и т.п.
Кроманьонец - первобытный человек; древний представитель современного человеческого вида (Homo sapiens, человек разумный). Ему предшествовал неандерталец.
Либерал - сторонник свободы личности и свободы предпринимательства.
Матриархат - устройство общества, характеризующееся доминирующим положением женщины. Родство и наследование считались по материнской линии. Был распространен в начальный период родового строя.
Монархия - государство, во главе с королем, царем, императором и т, п., власть которого обычно передается по наследству.
Народ - все население одной страны (реже - часть населения, однородная по национальному составу).
НАТО - Североатлантический союз, военно-политический блок государств Европы, а также США и Канады.
Национал-социализм - идеология немецких нацистов. Для нее характерны слепое подчинение “фюреру”, чувство превосходства над другими народами, вседозволенность по отношению к “низшим”, стремление к мировому господству.
Национальная символика - совокупность символов, изображений, цветовых сочетаний, присущих определенным национальным, этническим или территориальным общностям. Используется в гербах и флагах государств и др. образований.
Национально-освободительное движение - борьба за независимость этнической группы или всего населения колонии, а также борьба за экономическую и политическую самостоятельность части населения многонациональной страны.
Нация - историческая общность людей, сложившаяся благодаря общности их территории, экономических связей, литературы, языка, особенностей культуры и характера.
Оброк - натуральная или денежная повинность крестьян феодалу.
Общий рынок - то же, что и ЕЭС (организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами).
Опричнина - система мероприятий Ивана IV Грозного по борьбе с боярской оппозицией (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.).
Ось (“ось Берлин -Рим”) - военный союз агрессивных фашистских режимов (1936 г.) для подготовки и ведения войны за мировое господство. Вскоре к “оси” присоединилась Япония.
Патриархат - устройство общества, в котором доминируют мужчины. Возник в период разложения родового строя.

Парламент - представительный (выборный) орган власти в государстве. Впервые образован в XIII в. в Англии.
Плебисцит - опрос населения по важнейшим вопросам: Целостности государства, форме правления, реформам и т. д. Как правило, законодательной силы не имеет.
Племя - объединение нескольких родов под управлением вождя.
Президент - избираемый глава государства или организации.

Полис - город-государство в античном мире.
Раб - человек, жизнь и труд которого принадлежат рабовладельцу.
Радикал - сторонник решительных, крайних, кардинальных мер в вопросах преобразования общества.
Разведка - совокупность мер для сбора данных о действительном или возможном противнике.
Расизм - теория об изначальном превосходстве людей с определенным цветом кожи, глаз и другими внешними различиями. На практике приводит к унижению, конфликтам, погромам, кровопролитным войнам и т. п.
Реакционный - сопротивляющийся общественному прогрессу, стремящийся к сохранению отживших общественных порядков.
Республика - форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу (парламентская) или избираемому президенту (президентская республика).
Революция - качественный скачок; насильственное изменение общественных отношений.
Референдум - всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни страны. Имеет законодательную силу.
Род - группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.
Свободное предпринимательство - система поощрения частной инициативы в организации предприятий, банков, торговли и т. п.
Славяне - крупнейшая группа народов Европы: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки и др.), южные (болгары, сербы, хорваты и др.).
Смерды - крестьяне в Древней Руси.
Социализм - общественная система, основанная на государственной или общественной собственности на орудия и средства производства и отсутствии эксплуатации человека человеком (в соответствии с теорией марксизма-ленинизма).
Социальная защита - поддержка государством или обществом малообеспеченных слоев населения (стариков, детей и т. п.).
Суверенитет государства - независимость его во внешних и верховенство во внутренних делах.
Сюзерен - феодал, которому подчинены другие, более мелкие феодалы (вассалы). Король - всегда сюзерен.
Терроризм - преступное посягательство на жизнь невинных людей с целью достижения политических или иных целей.
Фашизм - террористическая диктатура с использованием крайних форм насилия. Сочетается с национализмом и расизмом.
Федерация - устройство государства, при котором вся территория разделена на административные единицы, а часть полномочий верховной власти делегируется местным властям (издаются местные законы, взимаются местные налоги и т. д.).
Форум - площадь в Древнем Риме, центр политической жизни. В настоящее время - представительное собрание, съезд.
Царь - монарх, король. Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.
Чиновник - исполнитель государственных установлений и законов государства, государственный служащий.Эволюция - постепенный, плавный (в отличие от революции) переход к новому качеству, новой общественной формации.

Quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat?
Deinde ne quid veri non audeat?

Кто не знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи?
А затем - не бояться какой бы то ни было правды?

Цицерон, «Об ораторе», II, 15, 62:

1. Определение истории как науки

История – наука, занимающаяся изучением законов и закономерностей развития (=изменения) человеческого общества путем изучения важнейших исторических процессов (прежде всего в сфере развития государственности), на основе анализа событийной истории, социального устройства, хозяйственных отношений и культуры .


Важнейшими объектами изучения истории являются общество и человек (социум и индивидуум). Первое относится ко второму как общее к частному. Человек социален и не может рассматриваться в отрыве от общества.


История изучает те исторические процессы, которые в настоящее время завершились. Поэтому особенно важно подчеркнуть отличие истории от политологии и социологии, которые занимаются изучением процессов в развитии общества, которые еще не закончились.


История с своего зарождения возникает как средство познания человека и общества, как средство познания, сохранения и передачи социального опыта человечества. Основная цель научной деятельности историков остается традиционной – расширение наших знаний об истории и передача социального опыта (Деопик Д.В.).


Становление историка требует усвоения теории познания, овладение методами познания и приемами исторической интерпретации полученных данных. В этом собственно и заключается «ремесло историка».


История – это наука, наука точная, ее основная задача является установление истины. Истории присущи важнейшие атрибуты науки – законы, методы, методология. Для того, чтобы стать историком недостаточно только наличия профессиональных знаний (владения «ремеслом»), но необходимо и обладание мировоззрением.


1. Установление истины осуществляется путем выявления и формулирования научных законов и происходит это благодаря использованию методов исследования, основанных на научной методологии. Отсюда и задачи науки – обнаружение, формулирование и обоснование законов. Путь развития исторической науки – увеличение числа законов и качества их обоснования, что соответственно требует совершенствования научной методологии. Историк – это специалист, знающий исторические законы и методологию, способный использовать их в самостоятельных исследованиях.


Познание исторического процесса и формулирование законов предполагает выявление основных закономерностей, которые отражают внутреннюю взаимосвязь и соотношение между различными проявлениями исторического процесса, определяют их суть и смысл.


2. Методы исторических исследований. Источниковедческие, текстологические, сопоставительные. Точные методы – количественный анализ.


3. Методология. В советское время – марксистко-ленинская методология исторической науки. Сейчас часто вспоминают методологию XIX в. – позитивизм и методологию XX в. постпозитивизм.


4. Мировоззрение современного историка гуманистично и основывается на общечеловеческих ценностях. Давно замечено, что совершенствование профессионального мастерства в любой специальности это еще и совершенствование человеческих качеств.


Исторические процессы в совокупности составляют всемирно исторический (общеисторический) процесс.


Наиболее общим историческим законом является закон единства всемирноисторического процесса . О других законах будет сказано в следующей лекции. Именно представление об исторических законах позволяет делать научные обобщения, которые позволяют решать важнейшую задачу работы историка - накапливать и передавать социальный опыт.


Если без профессиональных знаний и навыков точного профессионального мышления человек остается носителем обывательского мышления, то без отрефлексированного мировоззрения историк легко становится идеологом. Это Сцилла и Харибда, которые удается миновать далеко не всем историкам. То, что отличает историю от идеологии, это задачи и, соответственно, пути их достижения. Под идеологией мы понимаем систему идей, которые предлагаются властью для более эффективного управления обществом в конкретный исторический момент.
У идеологии другие задачи и иной категориальный аппарат.


Признаком наличия вируса идеологии в историческом тексте, как правило, является эмоционально окрашенное оценочное (негативное - о чужих, позитивное - своих) суждение историка действий или фигуры исторического деятеля, прежде всего носителя высшей власти. Историку нет необходимости делать это, его задача иная. Так как эти персоны являются объектом его изучения, через деяния которых он устанавливает объективные процессы, происходящие в изучаемом социуме. В современной литературе так проявляются рудименты марксистского подхода.


Сейчас уже не у кого не вызывает сомнение, что историческая наука находится на грани с «идеологией», но историческая наука это не идеология. Четкое разделение науки и идеологии предопределяется мировоззрением историка и в свою очередь предопределяет профессионализм историка. Историк выявляет общие причины, идеолог оправдывает частные следствия. Недопонимание этого было вызвано сокращением рефлексии в этом направлении и предопределило кризис исторической науки в России в конце ХХ в. В начале ХХI в. стало появляться достаточно много литературы на эту тему, что свидетельствует о возрождении рефлексии и выходе из кризиса.

История как общественная наука

Все науки ставят своей задачей познание окружающего нас мира. Но чем история как общественная наука отличается от наук естественных. Естественные науки (физика, химия, биология и др.) ставят своей задачей изучение законов окружающей природы, а общественные – общества, а история – даже общества в прошлом.


Природа – неодушевленна, общество – совокупность огромного числа одушевленных, обладающих разумом, объектов. «... Человеческие действия, точно так же, как и всякое другое природное явление, определяются всеобщими законами природы» писал И. Кант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (Кант И. Сочинения: на немецком и русском языках. Т.1. М., 1994)


Выделим три основных отличая:
1. Законы в общественных науках носят более вероятностный предположительных характер, чем законы естественных наук.
Отсюда, одна из особенностей исторической науки заключается в том, что историкам значительно реже удается сформулировать закон. Результат исследования чаще всего формулируется в виде гипотезы. Это вызвано невозможностью проведения прямого эксперимента (увидеть своими глазами) и опосредованностью восприятия действительности источником. Поэтому исторические законы особенно сложно формулировать и обосновывать. Следовательно, в исторической науке особенно важное значение имеет фиксация закономерностей.


2. первичная фиксация «факта» осуществляется не самим исследователем, а летописцем прошлого – оно опосредовано письменным текстом, составленным в прошлом.


3. неодушевленная природа не оказывает такого обратного воздействия на ученого, какое оказывает на него общество. Отсюда важность отделения задач идеологических от собственно исторических.


Изучение исторического процесса происходит и путем логических рассуждений (качественный анализ) и путем анализа массового материала (количественный анализ: от очевидных – экономических показателей, до неочевидных – идей).


Основная цель изучения истории: строго научная – а) аналитическая, т.е. установление законов и объяснение закономерностей в той или иной сфере существования человеческого общества с помощью методов исторического исследования, а также б) синтетическая, т.е. изложение истории социального опыта данного сообщества как части всего человечества.


Из прошлого пришли и сохранили свое значение еще две цели: ознакомительная – рассказ о событиях и явлениях, которые имели место в прошлом; назидательная – наиболее древняя, извлечение исторических уроков.

2. Основные составляющие в освоении и изучении истории

Событийная история

Изучение событийной истории начинается со знакомством с уже имеющейся периодизацией, а заканчивается уточнением старой или установлением новой. Периодизация может быть нескольких уровней, от самой общей до частной. Границы периода маркируются завершением одних и началом других исторических процессов, либо переход процесса в одной и той же сфере на качественно новый уровень.


Исходными понятиями, которыми пользуется историк, являются 1. факт, 2. событие, 3. процесс.
1. Исторический факт – это одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени.


Исторический факт формулируется как простое высказывание и включает: 1. Обстоятельство времени (когда), 2. обстоятельство места (когда), 3. подлежащее-объект (кто), 4. сказуемое-действие (что сделал), 5. дополнение-субъект (по отношению к кому). Только при наличии этих пяти компонентов историческое сведение может считаться фактом. При отсутствии одного или более компонентов историк путем аналитических процедур пытается их установить. Это одна из важнейших (но не единственная и не главная) сторон исторического исследования.


Установление исторического факта, в частности, это конкретизация простого суждения путем указания точного времени и места в пространстве. Например, Великая отечественная война (это субъект) началась (предикат) 22 июля 1941 г. (это указание времени) на западных граница СССР (это указание места в пространстве). Такое суждение мы можем считать истинным. Отсюда, установление точного времени и места в пространстве – первая задача историка. И происходит это, как и в естественных науках, на основании эксперимента.


Исторический эксперимент – это анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов, которые содержатся в нем в явном (в виде высказываний) и скрытом (не сформулированном в виде высказываний) виде. Как и в любой науке, такой факт должен быть подвергнут проверке на истинность. «Забота о фактах в истории – это забота о доказательности».


Исследование начинается с выявления исторических фактов, но этим не ограничивается. Это первый шаг.


2. Несколько исторических фактов, т.е. действий произошедших примерно в одно время и в одном месте, составляют историческое событие. Таким образом, событие включает в себя несколько исторических фактов. Часто случается, что историк за несколькими фактами угадывает событие, и сначала формулирует название этого события, а затем начинает расширять круг фактов, детализируя его.



Чаще всего историки изучают процессы, которые касаются разных сторон возникновения, изменения и исчезновения государственности. В центре изучения – вопросы обретения власти и ее передачи. Внутри одного или нескольких правлений следует отмечать периоды роста или упадка (динамика), стабильности или кризиса (статика).


Кризис может быть вызван внутренними и внешними факторами. Внутренний кризис может проявится в виде кризиса передачи власти, мятежей знати, голодных бунтов земледельцев и др. Внешний кризис может быть вызван нападением извне. Внутренний кризис может породить необходимость проведения преобразований. Успешные преобразования могут осуществляться в начале периода и в середине. Неуспешные преобразования – часто в конце периода.


Повторим, важнейшим результатом изучения исторических процессов является установление периодизации – т.е. выявление основных этапов в развитии данного общества. Знание периодизации позволяет составить цельную картину развертывания исторического процесса во времени, она является опорой при изложении истории и для размышлений историков.


Периодизация всегда бывает нескольких уровней, по убывающей: от установленного научной традицией уровня периода в общей периодизации Всемирной истории, до заданного исследователем уровня в частной периодизации (до дней и даже часов).


Выделенные исторические периоды и отражают этапы развития исторического процесса, соответственно, упомянутая «глубина» периодизации и отражает наше представление об исследуемом историческом процессе. Поэтому с составления периодизации начинается и заканчивается любое историческое исследование.

Принципы периодизации

Как правило, опорным при составлении периодизации любого сообщества являются несколько правлений государей, реже одно правление, если оно длительно.


Нижней границей в нашем курсе лекций принято считать краткое правление (до пяти лет). Мы исходим из допущения, что краткое и особенно сверхкраткое правление является наиболее тонким индикатором кризиса, который собственно и маркирует конец периода.


О каком кризисе идет речь. Поскольку внимание историка при изложении хода исторического процесса прикован к носителям власти и эволюции института власти, то речь и идет о кризисе власти (пусть даже нереализованном в явном виде) как первом симптоме, наиболее раннем проявлением кризиса в обществе.


Признаком острого кризиса является краткое правление от нескольких месяцев до 2-3 лет, т.к. это время наиболее интенсивной борьбы за власть, когда позиции правителя наиболее уязвимы, к 4 году они заметно упрочняются.


В этом отношении заметим, что социальный конфликт является менее надежным проявлением кризиса, поскольку кризисы, которые анализируются историком, не всегда приводят к очевидным экономическим последствиям, а экономические последствия кризисов, если они есть, не всегда приводят к социальному конфликту.


Добавим, что если социальный конфликт и был в истории, то не всегда он отражается в летописи и крайне редко отражается в хроникальных записях. В источниках они чаще всего является проявлением начавшейся борьбы за власть между представителями знати, а не добровольным почином социальных групп производителей.


Важный вывод
Действительно, хотим мы или нет в изложении истории древнего или средневекового общества история измеряется от правителя к правителю. Видимо, и применительно к новой и новейшей историей можно сказать то же самое. Сейчас отсчет истории Англии ведется по премьер-министрам, Америки по президентам, СССР по генсекам и т.д. Эпоха Б.Н.Ельцина и эпоха В.В.Путина в новейшей истории то же существенно отличаются и мы как современники это тонко чувствуем. Иными словами, это наиболее стабильный фактор отсчета исторического времени в обществе, о котором мы узнаем по письменным источникам.


Поэтому при первом рассказе об истории в учебном пособии важнейшим аспектом является изучение института высшей власти. С этой точки зрения в предлагаемом курсе лекций особое внимание уделяется трем важнейшим ее аспектам: обретения власти, сохранения и передачи. Историку нужно помнить, что за власть всегда кто-то борется. Кто – лагерь сторонников носителя верховной власти и группировки претендентов. Они и являются важнейшими составляющими такого рассказа.

Социальная история

Изучается устройство общества – основные социальные группы, которые формируют «верхи» и «низы» общества – кто управляет и кем управляют; кто производит интеллектуальный продукт и кто производит материальный продукт.


Верхи: а) монарх, его семья и их родственники, б) родовая наследственная знать; в) служилая знать; г) чиновничество (служилые, но не знатные по происхождению); д) духовенство (к верхам относится не везде).


Два важных понятия: Аристократия – положение в обществу по родству. Бюрократия – положение в обществе по службе.


Низы: те, кто занимается физическим трудом – сельскохозяйственным, ремесленным, обслуживающим трудом и торговлей.


Те, кто профессионально занимается торговлей часто занимают особое положение и могут тяготеть как в низам, так и к верхам.


Следует принципиально различать такие понятия, как 1) «сословия» – используется при рассмотрение социальной истории с правовой точки зрения (привилегированные – «знать», свободные – «народ», ущемленные в правах – «?», не имеющие прав – «рабы») и 2) «классы» – с точки зрения экономической (индивидуальные владельцы земли разного уровня и происхождения, коллективные владельцы и невладельцы).


Здесь же говорится о системе управления государством. Ключевой вопрос – о власти. Соответственно, в лекциях будет обращено внимание на систему управления.
Характеристика служилых слоев может быть общей и частной.


Общая – характеристика служебных слоев как части всего общества:

  1. Место в социально-статусной иерархии общества; 2. Внутренняя организация; 3. Формальные признаки (система чинов и рангов, форма и т.п.); 4. Принципы комплектования; 5. Сравнение положения гражданских и военных чинов; 6. Владение землей и другим.

Частная – характеристика служебных слоев по внутренним особенностям
1. Организация государственного аппарата; 2. территориальное управление; 3. ранговая система; 4. способ комплектования; 5. правила прохождения службы; 6) формы материального обеспечения (см. С. В. Волков Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке, М., 1999, с. 5-6 , 10).

Экономическая история

Изучается то, в какие экономические отношения вступают представители различных социальных групп. Ключевой вопрос – собственность на основное средство производства – землю. Изучается, кто и на каких условиях имеет право на присвоение прибавочного продукта.
Его формы: налог, отработки.
Кроме этого изучается его перераспределение в обществе: в виде налога, путем торговли и в результате войн (как формы насильственного присвоения материальных благ).

Духовная культура

В сфере всего общества: а. Религиозная – религии и верования, представления о сакральном; б. Светская – наука, виды искусств, мировоззрение и мировосприятие.


На ранних этапах развития человеческого общества сфера религиозной культуры является превалирующей. По мере приближения к современной эпохе, соотношение между ними изменяется – увеличивается значение светской культуры и рациональных знаний (тех, которые требует подтверждение не верой, а экспериментом).


В сфере отдельного индивида: историческая психология. Изучается то, как в сознании отдельного человека, совмещаются особенности светской и религиозной культуры своего времени и то, как это влияло на поступки исторических деятелей. Соответственно, возвращаясь к первому этапу исследования, мы можем углубить понимание событийной истории за счет представления о том, чем были обусловлены поступки участников исторических событий.


Необходимо подчеркнуть, что все четыре компонента являются взаимодополняющими, придают историческому исследованию целостный вид, без одного из них исследование будет неполным и незаконченным. Другой вопрос, что их соотношение может варьироваться в зависимости от поставленной исследовательской задачи. Исследователь должен чувствовать меру в их соотношении и стремиться к целостному изложению своего материала.


Специфика настоящего этапа развития исторической науки, по сравнению с предыдущим, заключается в необходимости большей специализации историков. Анализ социальной, экономической и культурной истории сейчас более, чем раньше требует специальных знаний и специальной подготовки. Сейчас, когда намечается выход из мировоззренческого кризиса, которое переживали многие историки 90-х гг., становится очевидным важность равномерного изучения всех четырех компонентов.


Но основным, на наш взгляд, в исторических востоковедных штудиях все еще остается восстановление событийной истории.


Титульный лист

Введение…………………………………………………………………….....3

    Что такое история?.....................................................................................5

    Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

  1. Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматривать историю как наукув развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах".

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

3. Периодизация мировой истории.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век".

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

    Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

    Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

    Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

    Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Список использованной литературы:

    Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

    Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

    Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

    Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.

    Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

    Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

    Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

    Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

    Рассказ о прошедшем,узнанном. обобщение и обработка... человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает:-всеобщую историю ; (всемирную)- ...

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Индивидуальное, то как вообще возможна история как наука ? Именно «понятие культуры делает возможной историю как науку» , – отвечает... Г. Риккерт. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях...

  2. Становление палеографии как науки

    Реферат >> История

    Назначение вспомогательных исторических дисциплин – обслуживать историю как науку , помогать ей в решении главное задачи... кирилловскому письму. История становления палеографии как самостоятельной науки История становления палеографии как науки началась еще в...

  3. История развития статистики как науки

    Реферат >> Маркетинг

    ...) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку . В истории развития статистики большое значение имеют...

История – это наука, которая изучает прошлое человечества во всей его конкретности и разнообразии.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Предметом исторической науки представляются явления человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей и т.д.

Принципы и методы исторической науки . Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

принцип объективности , который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

принцип детерминизма научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

принцип историзма , требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки.

принцип социального подхода , подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

принцип альтернативности , допускающий возможность многовариантного исторического развития.

Методы , используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

конкретно-исторический или идеографический метод ; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

сравнительно-исторический метод ; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

историко-генетический метод ; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

ретроспективный метод ; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

историко-типологический метод ; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

хронологический метод ; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистика, антропология, биология, медицина, социология, психология, география, геология, физика, химия, математика(статистика).

Функции:

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-политическая . Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Источники изучения истории:

    Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

    Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

    Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

    Фольклорные материалы -памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.

    Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т. д.

    Кино- и фотодокументы .

    Нумизматические (монеты, ассигнации и др. денежные единицы)

    Фонодокументы .


Самое обсуждаемое
Образец характеристики с места учебы студента и школьника Образец характеристики с места учебы студента и школьника
Разум против войны Историческое значение манифеста рассела эйнштейна Разум против войны Историческое значение манифеста рассела эйнштейна
Что значит Что значит "охрана природы"


top